Графический диктант (рисование по клеточкам) "Бабочка"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Белоногова Татьяна Михайловна

Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у малыша пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости. А эти качества необходимы для успешного обучения в школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Графический диктант "Бабочка"20.37 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые родители, предлагаем Вам и вашим детям «Рисование по клеточкам (Графические диктанты)».

Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у малыша пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости. А эти качества необходимы для успешного обучения в школе.

Письмо под диктовку очень нравится ребятам, поскольку присутствует сюрпризный момент – малыши не знают заранее, какой рисунок должен получиться. Выполняя предложенные заданиях - графические диктанты, ребенок расширит кругозор, увеличит словарный запас, научится ориентироваться в тетради, познакомится с разными способами изображения предметов.

Графические диктанты дополнены загадками, скороговорками, чистоговорками и пальчиковой гимнастикой. В процессе занятия ребенок отрабатывает правильную, чёткую и грамотную речь, развивает мелкую моторику рук, учится выделять отличительные особенности предметов, пополняет свой словарный запас.

Для занятий необходима тетрадь в клетку, простой карандаш и ластик, чтобы ребенок мог всегда исправить неправильную линию. Для детей 5 – 6-ти лет лучше использовать тетрадь в крупную клетку (0,8 мм), чтобы не перенапрягать зрение. В заданиях используются следующие обозначения: количество отсчитываемых клеток обозначается цифрой, а направление обозначается стрелкой. Например, запись следует читать: 1 клетка вправо, 3 клетки вверх, 2 клетки влево, 4 клетки вниз, 1 клетка вправо.

Во время занятий очень важен настрой ребенка и доброжелательное отношение взрослого. Помните, что занятия для ребенка – не экзамен, а игра. Помогайте малышу, следите за тем, чтобы он не ошибался. Результат работы всегда должен удовлетворять ребенка, чтобы ему вновь и вновь хотелось рисовать по клеткам.

Ваша задача – помочь ребенку в игровой форме овладеть необходимыми для хорошей учебы навыками. Поэтому никогда не ругайте его. Если у него что-то не получается, просто объясните, как надо делать правильно. Чаще хвалите малыша, и никогда ни с кем не сравнивайте!

 «Бабочка»

Цели:

Систематизировать представления детей о многообразии насекомых, находить бабочку среди различных насекомых. 

Продолжать работу по развитию ориентации на листе бумаги в клетку (актуализировать пространственные представления: вверх, вниз, вправо, влево);

Задачи:  

  • обогатить словарь и представление о том, что бабочек в природе очень много, что это летающее насекомое, очень красивое;
  • развивать связную речь через выразительное чтение стихов и загадок;
  • учить проводить прямые линии определённой длины в заданном направлении;
  • развивать зрительно-пространственное восприятие, мелкую моторику пальцев рук, умение понимать и точно выполнять указания взрослого;
  • работать над развитием правильной, четкой и связной речью;
  • активизировать слуховое восприятие и память.

Материал: иллюстрация бабочки, схема выполнения графического диктанта, простой карандаш, ластик, листок в клетку, цветные карандаши.

Первый этап

Прежде чем приступать с ребенком к выполнению графического диктанта, обратите внимание на посадку ребенка во время выполнения диктанта, на то, как он держит карандаш. Покажите малышу, как надо удерживать карандаш между фалангами указательного, большого и среднего пальцев. Перед каждым занятием обязательно поговорите с ребенком о том, что есть разные направления и стороны. Объясните малышу, что если вы говорите «вправо», то надо вести карандашом «туда» (вправо). А если говорите «влево», то надо вести карандашом «туда» (влево) и так далее. Покажите малышу, как надо считать клеточки.

Второй этап

  1. Прежде чем выполнять задание, заинтересуйте ребенка, загадав загадку:

В поле я над белой кашкой

Вдруг заметила ромашку.

Я сорвать её хотела,

А ромашка улетела. (Бабочка)

  1. Рассмотрите иллюстрации с изображением бабочки, проведите беседу о бабочках, задайте ребенку несколько вопросов:
  • Как выглядят бабочки (чем похожи, а чем отличаются);
  • Как появляются бабочки;
  • Подберите как можно больше слов-описаний (прилагательных) и слов-действий (глаголов) о бабочках;
  • Какую пользу они приносят.

Выполните с детьми пальчиковую гимнастику «Бабочка»
(Кисти рук расположить горизонтально. Скрестить большие пальцы.
Махи кистями рук, изображая крылышки бабочки)
Ах, красавица, какая-
Эта бабочка большая!
Над цветами полетала-
И мгновенно вдруг пропала.
(Упражнение повторить 2 раза)

Третий этап

Приступаем непосредственно к выполнению графического диктанта (по схеме).

Предложите детям взять в простой карандаш в руки и поставить его на начальную точку (которую взрослому необходимо поставить заранее на листке бумаги в клетку). От этой точки начнем рисунок. Слушаем внимательно и выполняем задание (взрослый диктует, а ребенок выполняет).

Четвертый этап

После выполнения работы предложите ребенку подвигаться

Физминутка «Бабочка»
Спал цветок и вдруг проснулся,
(туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел,
(туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся,
(руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел,
(руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружится, вьется.
(покружиться)

Заключительный этап

Похвалите ребенка за выполненную работу, предложите ему дорисовать бабочке усики и раскрасить ее, а также выучить стихотворение:

Бабочка летает,

Крыльями сверкает,

С листика на травку,

Яркая, порхает!

То она — на лютике,

То — на василечке.

Выпила росинку

И нектар в цветочке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

графический диктант (рисование по клеточкам) тема: "Корова"

графический диктант - рисование по клеточкам на тему : "Корова"...

Графические диктанты - рисование по клеточкам

Графические диктанты для дошкольников и младших школьников помогают родителям и педагогам предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и ...

Графические диктанты - рисование по клеточкам

Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у ребенка пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений,...

Консультация для родителей и педагогов «Графические диктанты» (рисование по клеточкам)

Предложенные графические диктанты Е.М.Рахмановой могут быть использованы родителями, педагогами детского сада в работе по подготовке ребенка к школе и предотвращению таких типичных трудностей в обучен...

Графические диктанты. Рисование по клеточкам

Регулярные занятия с графическими диктантами развивают у ребенка произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость....

Графический диктант. Рисование по клеточкам.

Графические диктанты как средство развития логического мышления для дошкольников....