Проект "Русские народные праздники"
методическая разработка (старшая группа)
В последнее время в нашей стране произошло много сложных событий в общественной жизни, в системе управления. Отошли в прошлое многие праздники, появились новые, наша жизнь движется вперёд. СМИ пропагандируют иностранный уклад жизни. Люди меняются, у молодого поколения наблюдается спад интереса и уважения к своей национальной культуре. Взрослые и дети не интересуются своей историей Родины.
Между тем в любой стране гордятся и чтят историю своей страны, бережно относятся к традициям. Поэтому так актуальна проблема ознакомления дошкольников с русской народной культурой
Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 343.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Белочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно-эстетическому развитию детей
города Николаевска-на-Амуре Хабаровского края
Аннотация к проекту
«Русские народные праздники»
Егорова Наталья Борисовна-
воспитатель МБДОУ № 2
Николаевск-на-Амуре
2017г.
1. Актуальность проблемы.
Проблема: В последнее время в нашей стране произошло много сложных событий в общественной жизни, в системе управления. Отошли в прошлое многие праздники, появились новые, наша жизнь движется вперёд. СМИ пропагандируют иностранный уклад жизни. Люди меняются, у молодого поколения наблюдается спад интереса и уважения к своей национальной культуре. Взрослые и дети не интересуются своей историей Родины.
Между тем в любой стране гордятся и чтят историю своей страны, бережно относятся к традициям. Поэтому так актуальна проблема ознакомления дошкольников с русской народной культурой
Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.
Наша работа по духовно-нравственному воспитанию основывается на Конституции Российской Федерации, законодательстве в сфере образования и международном праве, отвечает Доктрине национальной безопасности (сохранение национальной идентичности и территориальной целостности России) и Национальной доктрине образования в РФ (историческая преемственность поколений, сохранение и развитие национальной культуры).
Несмотря на многочисленные исследования, названная проблема остается актуальной, что подчеркивается Государственной программой:
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2015 год» и обуславливает выбор темы настоящего проекта: «Русские праздники»
Не требует даже доказательств и то, что на формирование нашего мировоззрения большое влияние оказывают эмоции, чувственное восприятие знакомых фактов, событий истории и культуры своего народа. Очень важно, чтобы дети на эмоциональной основе получили первоначальные знания, которые бы вызвали интерес к теме уже в дошкольном возрасте. Этой цели в большей мере соответствуют народные праздники и обряды. Ведь именно в них фиксируется накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времён года, связанные с трудом и бытом человека во всей их целостности и многообразии.
В праздничных обрядах, ритуалах закрепляется социальное поведение, помогающее ребёнку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства. В праздниках соединяются разные виды народного искусства. Ведь невозможно представить себе народный обряд без национальной одежды, музыки, предметов крестьянской жизни.
Анализ авторских программ, ориентированных на ознакомление дошкольников с русской народной культурой показал, что вся педагогическая деятельность по этому вопросу направлена на работу с детьми в рамках группы, ДОУ и недостаточно к этому привечены родители, хотя их участие и заинтересованность безусловно оптимизировало бы реализацию задач по духовно-нравственному воспитанию. Поэтому , мы считаем, что решение проблемы по приобщению дошкольников к русской народной культуре нуждается в новых подходах, заключающихся в тесном сотрудничестве с семьей.
Соответственно для эффективной реализации заявленной проблемы необходим адресный, целевой проект, который повысит уровень знаний о русской народной культуре, позволит детям глубже почувствовать уникальность своего народа, любовь к своей Родине, прийти к пониманию и осознанию сопричастности к ней.
Проект ориентирован на вступивший в силу ФГОС (в части умения ребенка работать в материальной и информационной среде) дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОУ программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет:
- активизации исследовательской деятельности детей на основе проектного метода.
Цели, задачи, ожидаемые результаты.
Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками.
Задачи:
1.Познакомить детей с русскими календарными праздниками, которые отмечают в разные времена года: «Осенины», «Зимние святки», «Масленица», «Пасха».
2.Формировать представления о традициях календарных народных праздников, в которых фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодные явления, поведение птиц и животных, насекомых, изменения в растительном мире.
3.Воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием;
4.Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций.
Ожидаемые результаты.
В ходе реализации проекта у детей будут сформированы:
Представления:
- о русских народных праздниками с устным народным творчеством (скороговорками, потешками, небылицами, прибаутками, присказками, шутками), с разными видами народной песни (хороводной, плясовой, игровой, лирической) и народными играми.
- об истории русского народного костюма, головных уборов.
Познавательные, речевые, игровые и трудовые компетентности:
- Умеют играть в русские народные подвижные игры. Используя считалки.
- Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
- Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
- Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
- Широкое использование всех видов фольклора.
Умения:
- переносит знания о русской народной культуре на детскую деятельность;
- устанавливать партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения совместных праздников и развлечений.
- Работать в коллективе: договариваться, планировать и распределять задания.
- Проявлять интерес, активность в различных играх , праздниках по теме проекта.
Аннотация проекта.
Тип проекта: комплексный, информационный.
- Участники: педагоги подготовительной группы № 7 «Ромашка», музыкальный руководитель, дети, родители.
- Социальные партнеры: краеведческий музей им В.Н.Розова, киноцентр «Родина», центральная библиотека.
- Возраст детей: 6-7 лет (подготовительная к школе группа)
- По характеру контактов: внутри одной возрастной группы;
- По количеству участников: фронтальный;
- Продолжительность проектной деятельности: январь 2016-январь 2017
- Раздел программы: познавательное развитие
Ресурсы:
Кадровые:
- Воспитатели группы №7 «Ромашка», музыкальный руководитель;
- сотрудники краеведческого музея;
- работники киноцентра «Родина»;
- родители.
Информационно-методические:
- тематическая база психолого-педагогической литературы по проблеме;
- мультимедийные ресурсы,
- пакет дидактических материалов: (методические и дидактические материалы педагогов об ознакомлении дошкольников с русской народной культурой: игровые занятия, стихи, сказки, песни, загадки, считалки и т.д.).
- диагностический инструментарий;
- интернет- ресурсы
- подбор наглядного материала (иллюстрации, книги, видеофильмы)
Социокультурные:
- взаимодействия МБДОУ№ 2, родителей, социальных партнеров в рамках данного проекта.
Риски:
- Недостаток материальных средств на приобретение и создание оборудования и материалов;
- Незаинтересованность и несогласованность взаимодействия с родителями ДОУ.
Продукт проекта:
- организация подборки детских книг ( стихи, сказки, былины, описывающих русскую народную культуру.);
- оформление выставок детских поделок, аппликаций, рисунков по теме проекта;
- создание экспозиции мини-музея;
- разработка мнемокарты проекта;
- создание лэпбуков по проекту:
- создание книжек-малышек о календарных русских народных праздниках для детей соседних групп.
- видеотека и аудиотека.
Направления проектной деятельности:
- Информационный блок: Переработка теоретических материалов, адаптация их к работе с детьми.
- Технологический блок: разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения, привлечение родителей.
- Организационный блок: Создание предметно – развивающей среды
Дорожная карта проекта (этапы реализации)
Сроки: январь 2016 – январь 2017.г.г.
Этапы:
I этап (подготовительный):
• Выявление проблемы;
• Определение темы и цели проекта
• Проведение:
- родительского собрания «Приобщение детей дошкольного возраста к русским народным традициям в условиях ФГОС»,
- диагностического обследования воспитанников для выявления уровня знаний о русских народных праздниках, традициях, мотивирование к участию в проекте.
• Составление плана совместной деятельности
• Подбор источников информации
II этап (организационно-практический):
• Реализация системы расширения и систематизации представлений детей о русских народных праздниках, культуре (план прилагается)
• Корректировка развивающей предметно - развивающей среды. (фотографии прилагаются)
• Реализация проекта через посещение социальных структур, организацию совместной и самостоятельной деятельности детей и взрослых.
• III этап (аналитико-коррекционный)
• Обобщение материала проекта.
• Проведение итогового мониторинга, анализ и обобщение опыта.
Основные направления работы по ознакомлению воспитанников с русской народной культурой на примере русских праздников
Содержание проектной образовательной деятельности строится на основе принципов:
∙ принцип историзма – сводится к двум историческим понятиям: прошлое
(давным-давно), настоящее (в наше дни), т.к. у детей не сформировано
историческое сознание, они не могут проследить удалённость тех или
иных событий;
∙ принцип гуманизации – наши воспитатели умеют встать на позицию
ребёнка, учитывают его точку зрения, не игнорируют его чувства и
эмоции, видят в ребёнке полноправного партнёра, ориентируются на
высшие общечеловеческие понятия: любовь к семье, родному краю,
отечеству;
∙ принцип интегративности в детском саду реализуется в сотрудничестве с
семьёй, библиотекой, музеем и т.д. при знакомстве детей с русской народной культурой;
∙ принцип дифференциации – мы постарались создать оптимальные условия
для самореализации каждого ребёнка в процессе усвоения знаний о
русских народных праздниках с учётом возраста, пола ребёнка, накопленного им опыта, особенностей познавательной и эмоциональной сферы.
Формы организации педагогической деятельности:
∙ совместная деятельность взрослых с детьми включает сотрудничество
детей не только с педагогами, но и с родителями.
∙ самостоятельной деятельности детей в процессе ознакомления с
русской народной культурой имеет следующие формы организации:
– игры (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные);
– продуктивные виды детской деятельности (оформление фотоальбомов,
изготовление атрибутов к играм, рисование, аппликация, конструирование,);
Введение детей в ход проекта планируется через игровую ситуацию «Путешествие в прошлое нашей Родины. Ответы на вопросы: какие праздники были в прошлом? Какие сохранились и сейчас? Как их отмечали? (традиции)
Формы и методы работы с дошкольниками:
-экскурсии в музей;
-рассказы воспитателей и родителей;
-непосредственно образовательная деятельность на базе детского сада и
краеведческого музея;
-праздники и развлечения;
-самостоятельная художественно – творческая деятельность.
- просмотр видеофильмов, мультпрезентаций;
- наглядно-дидактические игры;
- конструирование из бумаги, дополнительного, строительного материалов;
- аппликации и рисование, участие в конкурсах, презентациях детских
творческих работ;
- проектная деятельность;
- создание скрайбов, лэпбуков;
- сюжетно-ролевые игры;
Алгоритм ознакомления с русскими народными праздниками:
∙ Название праздника.
∙ Традиции празднования;
∙ Символы;
∙ Развлечения.
Направления работы по реализации проекта:
1.Работа педагогов:
• Подбор и изучение информации по теме проекта;
• Планирование деятельности взрослых и детей, определение тем мероприятий.
• Планирование корректировки развивающей среды.
2.Работа с детьми:
Организованная совместная деятельность:
• дидактические, настольно-печатные игры;
• познавательно-исследовательские занятия, беседы, викторины, экскурсии, развлечения,
• создание лэпбука, мнемокарты по проекту, скрайбов;
• заучивание стихов и тд.
Самостоятельная деятельность:
• Деятельность детей в мини-музее,
• сюжетно-ролевых играх,
• самостоятельная художественно-эстетическая деятельность.
3.Работа с родителями:
• рекомендации в информационном родительском уголке по ознакомлению с русской народной культурой;
• участие в творческих выставках по изобразительно-художественной деятельности;
• создание мини-музея;
• участие в совместных мероприятиях проекта;
• анкетирование.
4. Организация совместной работы с социальными партнерами.
• планирование совместной деятельности по проекту;
• экскурсии - занятия в музее, в библиотеке, киноцентре;
5. Создание предметно-развивающей среды:
• игровые зоны в групповых комнатах дидактические, настольно-печатные игры, костюмы и материалы для сюжетно-ролевых игр (набор для мини сюжетно - ролевой игры: «Русское подворье»,
• подбор литературы, иллюстраций,
• создание лэпбуков, скрайбов в группе.
6. Мониторинг развития детей.
План мероприятий.
№ п\п | Тема | Место проведения | Продукт |
Январь | |||
1. | Зимние народные праздники | МБДОУ | Начало оформления мнемокарты |
2. | Конкурс рождественских и новогодних поделок | МБДОУ | Выставка, работа на лэпбуком |
3. | «Как на святки в вечерок…»(развлечение) | МБДОУ с привлечением сотрудников киноцентра | Презентация, оформление скрайба. |
Февраль | |||
1. | «Силачи и богатыри русские» (Беседа о богатырях, полководцах, воинах России (картины, иллюстрации, чтение рассказов о подвигах) | Детская библиотека | Выставка книг |
2. | «Масленница широкая пришла…» (НОД) | МБДОУ | Презентация, оформление мнемокарты. |
3. | Масленница (развлечение) | МБДОУ | фотоколлаж |
Март | |||
1. | «Как на Руси весну встречали» | музей | Фотоколлаж, коллективная работа, работа на лэпбуком |
2. | Благовещение: встреча весны, знакомство с малыми фольклорными формами) | МБДОУ | оформление мнемокарты. |
3. | Лепка из соленого теста «Жаворонки» | МБДОУ | выставка |
Апрель | |||
1. | «Пасха», традиции празднования» )(НОД) | Мини-музей | Пополнение экспозиции мини-музея |
2. | Изодеятельность «Верба» | МБДОУ | Выставка работ |
3 | «Пасха светлая» (развлечение) | МБДОУ | фотоколлаж |
4. | Изодеятельность «Крашенки» | МБДОУ | Выстака, оформление мнемокарты. |
Май | |||
1. | День веселых игр (развлечение) | МБДОУ с привлечением сотрудников киноцентра | |
2. | Лепка кухонной утвари «К бабушке на оладушки» | МБДОУ | выставка |
3 | «Традиции и обряды русского народа» | МБДОУ | оформление мнемокарты. |
Июнь | |||
1. | Беседа о Троице, празднике русской березки. | МБДОУ | оформление мнемокарты, работа над скрайбом |
2. | Изодеятельность «Русская березка» | МБДОУ | Выставка, работа на лэпбуком |
3. | «Русская сказка-всем сказкам сказка» (литературная викторина | Детская библиотека | |
Июль | |||
1. | 1. «На Ивана на Купала на Руси светлее стало…» | Киноцентр «Родина» | Заполнение мнемокарты |
2. | Изодеятельность «Лето на Руси» | МБДОУ | коллаж |
3. | День русской народной игры | МБДОУ | |
Август | |||
1. | Рассказ о трех Спасах. Традиции, символы. | МБДОУ | оформление мнемокарты. |
2 | |||
Сентябрь | |||
1. | «Собран с поля урожай…» (традиции) | МБДОУ | работа на лэпбуком |
2. | «Краски осени» (Конкурс осенних поделок) | МБДОУ | выставка |
3. | Осенины – осени именины (развлечение) | МБДОУ | фотоколлаж |
Октябрь | |||
1. | « Что нам осень принесла» | МБДОУ | |
2. | «Покров» | МБДОУ | оформление мнемокарты. |
3. | «В гостях у хозяйки» | музей | фотоколлаж |
Ноябрь | |||
1. | «Путешествие по России» (декоративно-прикладное творчество Гжель, Хохлома, Дымково, Городец) | МБДОУ | Оформление лэпбука |
2. | Игротека «Встанем в круг» | МБДОУ | |
3. | Изодеятельность «Хоровод барышень» | МБДОУ | выставка |
Декабрь | |||
1. | Знакомство с русским народным фольклором (приметы, поговорки, пословицы, сказки: «Морозко» | Детская библиотека | |
2. | Зимние праздники (систематизация, изготовление книжек-малышек) | МБДОУ | Книжки-малышки для детей соседней группы |
Критерии оценки эффективности проекта.
Показателем эффективности проекта будет являться социальная активность
воспитанников в процессе реализации проекта и уровень сформированности у дошкольников знаний о русской народной культуре. Оцениваются достижения
поставленных задач и намеченных результатов, как в ходе выполнения проекта, так и по его окончании.
Виды контроля:
- диагностика в начале и в конце проекта,
- тестовые вопросы, наблюдения за деятельностью детей,
- рефлексия.
Диагностическая карта результатов усвоения проектной программы
№ | Компетенции | Уровень показателей | |||||
в | с | н | в | с | н | ||
1. | Имеет представление о русских народных праздниках | 16% | 28% | 56% | 64% | 36% | - |
2. | Включает в игровой процесс представления о русской народной культуре | 28% | 25% | 47% | 68% | 28% | 4% |
3. | Отображает в практической деятельности свои впечатления по проекту | 4% | 60% | 36% | 60% | 40% | |
4. | Знает стихи, загадки, песни по теме проекта | 8% | 40% | 52% | 68% | 32% | |
5. | Испытывает чувство гордости и уважения к своей Родине | 32% | 68% | 100% |
Аналитические результаты:
Сравнительная диаграмма уровня сформированности знаний о русских праздниках у дошкольников.
Мониторинг показал, что работа по ознакомление дошкольников с русскими народными праздниками имеет положительную динамику в 44% по высокому уровню и 8 по среднему.
Проявление начала социальной активности у старших дошкольников
связанных с познанием малой родины.
Дети проявляют интерес, любознательность, задают вопросы взрослым и
по теме проекта. Включаются в деятельность, принимают участие в
создании коллажей, лэпбука, мини-музея. С желанием отражают свои
впечатления в предпочитаемой деятельности: рассказывают, изображают.
Показатель участия родителей, социума в мероприятиях ДОУ.
В диаграмме наглядно отражена, положительная динамика участия родителей и социума в совместной деятельности. Взаимодействие с социальными партнерами, является важнейшим условием развития образовательного учреждения, так как партнерство дошкольного образовательного учреждения и социума оказывает долгосрочное воспитательное воздействие на дошкольников.
Данный проект может быть интересен воспитателям и родителям, которые желают растить своих детей в духе русской народной культуре. Ведь народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.
Проект предполагает творческий поиск, расширяет кругозор детей, развивает речь детей, развивает исследовательские навыки детей. Процесс познания завершается реальным результатом – продуктом деятельности. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической жизни.
Библиография:
1. Аверина Н.Г. О духовно – нравственном воспитании младших школьников./Н.Г. Аверина // Начальная школа – 2005 - №11
2. Даведьянова Н.С. «О понимании духовности в современном обществе./ Православная педагогика: Традиции и современность». – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000.
3. Давыдова Н.В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры.- М.: Издательский дом «Покров», 2004.
4. Журнал «Современный детский сад» №5 2008 г.
5. Загуменная Л. А. Социально-личностное развитие дошкольников –Волгоград : Учитель, 2013.-231с. 6. И.А. Каирова, О.С. Богданова «Азбука нравственного воспитания»: Пособие для учителя./ М.: Просвещение, 1997.
7. Кондрыкинская Л. А. Нравственное воспитание дошкольников- М. : ТЦ Сфера, 2010.-160 с.
8. Макаренко А.С. Книга для родителей./ - М.: «Педагогика», 1988;
9. Микляева Н. В. Социально-нравственное воспитание дошкольников -М. :ТЦ Сфера, 2013г. -176с.
10. Феоктистова Т.К., Шестякова Н.П. «Духовно – нравственное воспитание старших дошкольников»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/18/picture-19659.jpg)
конспект занятия по народной педагогике. посвященный народному празднику "Егорий Вешний" , подготовительная группа
В конспекте использованы: художественное слово, материал для знакомства ,как праздновали этот праздник в старину, пальчиковая и подвижная игра.Заканчивается занятие лепкой из соленого теста овечек....
обобщение опыта работы по теме: "Приобщение старших дошкольников к традиционной народной культуре посредством народных праздников"народной куль
Учитывая значимость данного опыта для развития личности ребенка, автор пришел к пониманию необходимости организовать работу по приобщению дошкольников к традиционной народной культуре в соответствии с...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/19/picture-200029-1363713738.jpg)
«Приобщение старших дошкольников к традиционной народной культуре посредствам народных праздников»
«Приобщение старших дошкольников к традиционнойнародной культуре посредствам народных праздников»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/24/picture-610781-1427182698.jpg)
реализация проекта "Календарь народных праздников ". Информация на стенд "Зимние народные праздники"
Информация для родителей на стенд "Музыкальная минутка". Реализация проекта "Календарь народных праздников....
Сценарий народного праздника в детском саду «СОРОКИ – прилет птиц». Младшая группа Цель: познакомить детей с обычаем встречи прилета птиц, дать представление о народном празднике прихода весны
Сценарий народного праздника в детском саду«СОРОКИ – прилет птиц». Младшая группаЦель: познакомить детей с обычаем встречи прилета птиц, дать представление о народном празднике прихо...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/14/picture-1246033-1639510744.jpg)
Масленица!Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». На нем всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25183098","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/23/picture-1443291-1671788068.jpg)
Русский народный весенний праздник «Сороки» и казахский народный праздник «Наурыз» - Весенний праздник "Прилет птиц!" 22 марта
Русский народный весенний праздник «Сороки» и казахский народный праздник «Наурыз» в разновозрастных группах (4-7лет) «Почемучка» и "Непоседы"...