Проект "Русские народные праздники"
методическая разработка (старшая группа)
В последнее время в нашей стране произошло много сложных событий в общественной жизни, в системе управления. Отошли в прошлое многие праздники, появились новые, наша жизнь движется вперёд. СМИ пропагандируют иностранный уклад жизни. Люди меняются, у молодого поколения наблюдается спад интереса и уважения к своей национальной культуре. Взрослые и дети не интересуются своей историей Родины.
Между тем в любой стране гордятся и чтят историю своей страны, бережно относятся к традициям. Поэтому так актуальна проблема ознакомления дошкольников с русской народной культурой
Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_russkie_prazdniki.docx | 343.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Белочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно-эстетическому развитию детей
города Николаевска-на-Амуре Хабаровского края
Аннотация к проекту
«Русские народные праздники»
Егорова Наталья Борисовна-
воспитатель МБДОУ № 2
Николаевск-на-Амуре
2017г.
1. Актуальность проблемы.
Проблема: В последнее время в нашей стране произошло много сложных событий в общественной жизни, в системе управления. Отошли в прошлое многие праздники, появились новые, наша жизнь движется вперёд. СМИ пропагандируют иностранный уклад жизни. Люди меняются, у молодого поколения наблюдается спад интереса и уважения к своей национальной культуре. Взрослые и дети не интересуются своей историей Родины.
Между тем в любой стране гордятся и чтят историю своей страны, бережно относятся к традициям. Поэтому так актуальна проблема ознакомления дошкольников с русской народной культурой
Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.
Наша работа по духовно-нравственному воспитанию основывается на Конституции Российской Федерации, законодательстве в сфере образования и международном праве, отвечает Доктрине национальной безопасности (сохранение национальной идентичности и территориальной целостности России) и Национальной доктрине образования в РФ (историческая преемственность поколений, сохранение и развитие национальной культуры).
Несмотря на многочисленные исследования, названная проблема остается актуальной, что подчеркивается Государственной программой:
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2015 год» и обуславливает выбор темы настоящего проекта: «Русские праздники»
Не требует даже доказательств и то, что на формирование нашего мировоззрения большое влияние оказывают эмоции, чувственное восприятие знакомых фактов, событий истории и культуры своего народа. Очень важно, чтобы дети на эмоциональной основе получили первоначальные знания, которые бы вызвали интерес к теме уже в дошкольном возрасте. Этой цели в большей мере соответствуют народные праздники и обряды. Ведь именно в них фиксируется накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времён года, связанные с трудом и бытом человека во всей их целостности и многообразии.
В праздничных обрядах, ритуалах закрепляется социальное поведение, помогающее ребёнку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства. В праздниках соединяются разные виды народного искусства. Ведь невозможно представить себе народный обряд без национальной одежды, музыки, предметов крестьянской жизни.
Анализ авторских программ, ориентированных на ознакомление дошкольников с русской народной культурой показал, что вся педагогическая деятельность по этому вопросу направлена на работу с детьми в рамках группы, ДОУ и недостаточно к этому привечены родители, хотя их участие и заинтересованность безусловно оптимизировало бы реализацию задач по духовно-нравственному воспитанию. Поэтому , мы считаем, что решение проблемы по приобщению дошкольников к русской народной культуре нуждается в новых подходах, заключающихся в тесном сотрудничестве с семьей.
Соответственно для эффективной реализации заявленной проблемы необходим адресный, целевой проект, который повысит уровень знаний о русской народной культуре, позволит детям глубже почувствовать уникальность своего народа, любовь к своей Родине, прийти к пониманию и осознанию сопричастности к ней.
Проект ориентирован на вступивший в силу ФГОС (в части умения ребенка работать в материальной и информационной среде) дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОУ программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет:
- активизации исследовательской деятельности детей на основе проектного метода.
Цели, задачи, ожидаемые результаты.
Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками.
Задачи:
1.Познакомить детей с русскими календарными праздниками, которые отмечают в разные времена года: «Осенины», «Зимние святки», «Масленица», «Пасха».
2.Формировать представления о традициях календарных народных праздников, в которых фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодные явления, поведение птиц и животных, насекомых, изменения в растительном мире.
3.Воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием;
4.Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций.
Ожидаемые результаты.
В ходе реализации проекта у детей будут сформированы:
Представления:
- о русских народных праздниками с устным народным творчеством (скороговорками, потешками, небылицами, прибаутками, присказками, шутками), с разными видами народной песни (хороводной, плясовой, игровой, лирической) и народными играми.
- об истории русского народного костюма, головных уборов.
Познавательные, речевые, игровые и трудовые компетентности:
- Умеют играть в русские народные подвижные игры. Используя считалки.
- Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
- Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
- Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
- Широкое использование всех видов фольклора.
Умения:
- переносит знания о русской народной культуре на детскую деятельность;
- устанавливать партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения совместных праздников и развлечений.
- Работать в коллективе: договариваться, планировать и распределять задания.
- Проявлять интерес, активность в различных играх , праздниках по теме проекта.
Аннотация проекта.
Тип проекта: комплексный, информационный.
- Участники: педагоги подготовительной группы № 7 «Ромашка», музыкальный руководитель, дети, родители.
- Социальные партнеры: краеведческий музей им В.Н.Розова, киноцентр «Родина», центральная библиотека.
- Возраст детей: 6-7 лет (подготовительная к школе группа)
- По характеру контактов: внутри одной возрастной группы;
- По количеству участников: фронтальный;
- Продолжительность проектной деятельности: январь 2016-январь 2017
- Раздел программы: познавательное развитие
Ресурсы:
Кадровые:
- Воспитатели группы №7 «Ромашка», музыкальный руководитель;
- сотрудники краеведческого музея;
- работники киноцентра «Родина»;
- родители.
Информационно-методические:
- тематическая база психолого-педагогической литературы по проблеме;
- мультимедийные ресурсы,
- пакет дидактических материалов: (методические и дидактические материалы педагогов об ознакомлении дошкольников с русской народной культурой: игровые занятия, стихи, сказки, песни, загадки, считалки и т.д.).
- диагностический инструментарий;
- интернет- ресурсы
- подбор наглядного материала (иллюстрации, книги, видеофильмы)
Социокультурные:
- взаимодействия МБДОУ№ 2, родителей, социальных партнеров в рамках данного проекта.
Риски:
- Недостаток материальных средств на приобретение и создание оборудования и материалов;
- Незаинтересованность и несогласованность взаимодействия с родителями ДОУ.
Продукт проекта:
- организация подборки детских книг ( стихи, сказки, былины, описывающих русскую народную культуру.);
- оформление выставок детских поделок, аппликаций, рисунков по теме проекта;
- создание экспозиции мини-музея;
- разработка мнемокарты проекта;
- создание лэпбуков по проекту:
- создание книжек-малышек о календарных русских народных праздниках для детей соседних групп.
- видеотека и аудиотека.
Направления проектной деятельности:
- Информационный блок: Переработка теоретических материалов, адаптация их к работе с детьми.
- Технологический блок: разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения, привлечение родителей.
- Организационный блок: Создание предметно – развивающей среды
Дорожная карта проекта (этапы реализации)
Сроки: январь 2016 – январь 2017.г.г.
Этапы:
I этап (подготовительный):
• Выявление проблемы;
• Определение темы и цели проекта
• Проведение:
- родительского собрания «Приобщение детей дошкольного возраста к русским народным традициям в условиях ФГОС»,
- диагностического обследования воспитанников для выявления уровня знаний о русских народных праздниках, традициях, мотивирование к участию в проекте.
• Составление плана совместной деятельности
• Подбор источников информации
II этап (организационно-практический):
• Реализация системы расширения и систематизации представлений детей о русских народных праздниках, культуре (план прилагается)
• Корректировка развивающей предметно - развивающей среды. (фотографии прилагаются)
• Реализация проекта через посещение социальных структур, организацию совместной и самостоятельной деятельности детей и взрослых.
• III этап (аналитико-коррекционный)
• Обобщение материала проекта.
• Проведение итогового мониторинга, анализ и обобщение опыта.
Основные направления работы по ознакомлению воспитанников с русской народной культурой на примере русских праздников
Содержание проектной образовательной деятельности строится на основе принципов:
∙ принцип историзма – сводится к двум историческим понятиям: прошлое
(давным-давно), настоящее (в наше дни), т.к. у детей не сформировано
историческое сознание, они не могут проследить удалённость тех или
иных событий;
∙ принцип гуманизации – наши воспитатели умеют встать на позицию
ребёнка, учитывают его точку зрения, не игнорируют его чувства и
эмоции, видят в ребёнке полноправного партнёра, ориентируются на
высшие общечеловеческие понятия: любовь к семье, родному краю,
отечеству;
∙ принцип интегративности в детском саду реализуется в сотрудничестве с
семьёй, библиотекой, музеем и т.д. при знакомстве детей с русской народной культурой;
∙ принцип дифференциации – мы постарались создать оптимальные условия
для самореализации каждого ребёнка в процессе усвоения знаний о
русских народных праздниках с учётом возраста, пола ребёнка, накопленного им опыта, особенностей познавательной и эмоциональной сферы.
Формы организации педагогической деятельности:
∙ совместная деятельность взрослых с детьми включает сотрудничество
детей не только с педагогами, но и с родителями.
∙ самостоятельной деятельности детей в процессе ознакомления с
русской народной культурой имеет следующие формы организации:
– игры (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные);
– продуктивные виды детской деятельности (оформление фотоальбомов,
изготовление атрибутов к играм, рисование, аппликация, конструирование,);
Введение детей в ход проекта планируется через игровую ситуацию «Путешествие в прошлое нашей Родины. Ответы на вопросы: какие праздники были в прошлом? Какие сохранились и сейчас? Как их отмечали? (традиции)
Формы и методы работы с дошкольниками:
-экскурсии в музей;
-рассказы воспитателей и родителей;
-непосредственно образовательная деятельность на базе детского сада и
краеведческого музея;
-праздники и развлечения;
-самостоятельная художественно – творческая деятельность.
- просмотр видеофильмов, мультпрезентаций;
- наглядно-дидактические игры;
- конструирование из бумаги, дополнительного, строительного материалов;
- аппликации и рисование, участие в конкурсах, презентациях детских
творческих работ;
- проектная деятельность;
- создание скрайбов, лэпбуков;
- сюжетно-ролевые игры;
Алгоритм ознакомления с русскими народными праздниками:
∙ Название праздника.
∙ Традиции празднования;
∙ Символы;
∙ Развлечения.
Направления работы по реализации проекта:
1.Работа педагогов:
• Подбор и изучение информации по теме проекта;
• Планирование деятельности взрослых и детей, определение тем мероприятий.
• Планирование корректировки развивающей среды.
2.Работа с детьми:
Организованная совместная деятельность:
• дидактические, настольно-печатные игры;
• познавательно-исследовательские занятия, беседы, викторины, экскурсии, развлечения,
• создание лэпбука, мнемокарты по проекту, скрайбов;
• заучивание стихов и тд.
Самостоятельная деятельность:
• Деятельность детей в мини-музее,
• сюжетно-ролевых играх,
• самостоятельная художественно-эстетическая деятельность.
3.Работа с родителями:
• рекомендации в информационном родительском уголке по ознакомлению с русской народной культурой;
• участие в творческих выставках по изобразительно-художественной деятельности;
• создание мини-музея;
• участие в совместных мероприятиях проекта;
• анкетирование.
4. Организация совместной работы с социальными партнерами.
• планирование совместной деятельности по проекту;
• экскурсии - занятия в музее, в библиотеке, киноцентре;
5. Создание предметно-развивающей среды:
• игровые зоны в групповых комнатах дидактические, настольно-печатные игры, костюмы и материалы для сюжетно-ролевых игр (набор для мини сюжетно - ролевой игры: «Русское подворье»,
• подбор литературы, иллюстраций,
• создание лэпбуков, скрайбов в группе.
6. Мониторинг развития детей.
План мероприятий.
№ п\п | Тема | Место проведения | Продукт |
Январь | |||
1. | Зимние народные праздники | МБДОУ | Начало оформления мнемокарты |
2. | Конкурс рождественских и новогодних поделок | МБДОУ | Выставка, работа на лэпбуком |
3. | «Как на святки в вечерок…»(развлечение) | МБДОУ с привлечением сотрудников киноцентра | Презентация, оформление скрайба. |
Февраль | |||
1. | «Силачи и богатыри русские» (Беседа о богатырях, полководцах, воинах России (картины, иллюстрации, чтение рассказов о подвигах) | Детская библиотека | Выставка книг |
2. | «Масленница широкая пришла…» (НОД) | МБДОУ | Презентация, оформление мнемокарты. |
3. | Масленница (развлечение) | МБДОУ | фотоколлаж |
Март | |||
1. | «Как на Руси весну встречали» | музей | Фотоколлаж, коллективная работа, работа на лэпбуком |
2. | Благовещение: встреча весны, знакомство с малыми фольклорными формами) | МБДОУ | оформление мнемокарты. |
3. | Лепка из соленого теста «Жаворонки» | МБДОУ | выставка |
Апрель | |||
1. | «Пасха», традиции празднования» )(НОД) | Мини-музей | Пополнение экспозиции мини-музея |
2. | Изодеятельность «Верба» | МБДОУ | Выставка работ |
3 | «Пасха светлая» (развлечение) | МБДОУ | фотоколлаж |
4. | Изодеятельность «Крашенки» | МБДОУ | Выстака, оформление мнемокарты. |
Май | |||
1. | День веселых игр (развлечение) | МБДОУ с привлечением сотрудников киноцентра | |
2. | Лепка кухонной утвари «К бабушке на оладушки» | МБДОУ | выставка |
3 | «Традиции и обряды русского народа» | МБДОУ | оформление мнемокарты. |
Июнь | |||
1. | Беседа о Троице, празднике русской березки. | МБДОУ | оформление мнемокарты, работа над скрайбом |
2. | Изодеятельность «Русская березка» | МБДОУ | Выставка, работа на лэпбуком |
3. | «Русская сказка-всем сказкам сказка» (литературная викторина | Детская библиотека | |
Июль | |||
1. | 1. «На Ивана на Купала на Руси светлее стало…» | Киноцентр «Родина» | Заполнение мнемокарты |
2. | Изодеятельность «Лето на Руси» | МБДОУ | коллаж |
3. | День русской народной игры | МБДОУ | |
Август | |||
1. | Рассказ о трех Спасах. Традиции, символы. | МБДОУ | оформление мнемокарты. |
2 | |||
Сентябрь | |||
1. | «Собран с поля урожай…» (традиции) | МБДОУ | работа на лэпбуком |
2. | «Краски осени» (Конкурс осенних поделок) | МБДОУ | выставка |
3. | Осенины – осени именины (развлечение) | МБДОУ | фотоколлаж |
Октябрь | |||
1. | « Что нам осень принесла» | МБДОУ | |
2. | «Покров» | МБДОУ | оформление мнемокарты. |
3. | «В гостях у хозяйки» | музей | фотоколлаж |
Ноябрь | |||
1. | «Путешествие по России» (декоративно-прикладное творчество Гжель, Хохлома, Дымково, Городец) | МБДОУ | Оформление лэпбука |
2. | Игротека «Встанем в круг» | МБДОУ | |
3. | Изодеятельность «Хоровод барышень» | МБДОУ | выставка |
Декабрь | |||
1. | Знакомство с русским народным фольклором (приметы, поговорки, пословицы, сказки: «Морозко» | Детская библиотека | |
2. | Зимние праздники (систематизация, изготовление книжек-малышек) | МБДОУ | Книжки-малышки для детей соседней группы |
Критерии оценки эффективности проекта.
Показателем эффективности проекта будет являться социальная активность
воспитанников в процессе реализации проекта и уровень сформированности у дошкольников знаний о русской народной культуре. Оцениваются достижения
поставленных задач и намеченных результатов, как в ходе выполнения проекта, так и по его окончании.
Виды контроля:
- диагностика в начале и в конце проекта,
- тестовые вопросы, наблюдения за деятельностью детей,
- рефлексия.
Диагностическая карта результатов усвоения проектной программы
№ | Компетенции | Уровень показателей | |||||
в | с | н | в | с | н | ||
1. | Имеет представление о русских народных праздниках | 16% | 28% | 56% | 64% | 36% | - |
2. | Включает в игровой процесс представления о русской народной культуре | 28% | 25% | 47% | 68% | 28% | 4% |
3. | Отображает в практической деятельности свои впечатления по проекту | 4% | 60% | 36% | 60% | 40% | |
4. | Знает стихи, загадки, песни по теме проекта | 8% | 40% | 52% | 68% | 32% | |
5. | Испытывает чувство гордости и уважения к своей Родине | 32% | 68% | 100% |
Аналитические результаты:
Сравнительная диаграмма уровня сформированности знаний о русских праздниках у дошкольников.
Мониторинг показал, что работа по ознакомление дошкольников с русскими народными праздниками имеет положительную динамику в 44% по высокому уровню и 8 по среднему.
Проявление начала социальной активности у старших дошкольников
связанных с познанием малой родины.
Дети проявляют интерес, любознательность, задают вопросы взрослым и
по теме проекта. Включаются в деятельность, принимают участие в
создании коллажей, лэпбука, мини-музея. С желанием отражают свои
впечатления в предпочитаемой деятельности: рассказывают, изображают.
Показатель участия родителей, социума в мероприятиях ДОУ.
В диаграмме наглядно отражена, положительная динамика участия родителей и социума в совместной деятельности. Взаимодействие с социальными партнерами, является важнейшим условием развития образовательного учреждения, так как партнерство дошкольного образовательного учреждения и социума оказывает долгосрочное воспитательное воздействие на дошкольников.
Данный проект может быть интересен воспитателям и родителям, которые желают растить своих детей в духе русской народной культуре. Ведь народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.
Проект предполагает творческий поиск, расширяет кругозор детей, развивает речь детей, развивает исследовательские навыки детей. Процесс познания завершается реальным результатом – продуктом деятельности. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической жизни.
Библиография:
1. Аверина Н.Г. О духовно – нравственном воспитании младших школьников./Н.Г. Аверина // Начальная школа – 2005 - №11
2. Даведьянова Н.С. «О понимании духовности в современном обществе./ Православная педагогика: Традиции и современность». – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000.
3. Давыдова Н.В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры.- М.: Издательский дом «Покров», 2004.
4. Журнал «Современный детский сад» №5 2008 г.
5. Загуменная Л. А. Социально-личностное развитие дошкольников –Волгоград : Учитель, 2013.-231с. 6. И.А. Каирова, О.С. Богданова «Азбука нравственного воспитания»: Пособие для учителя./ М.: Просвещение, 1997.
7. Кондрыкинская Л. А. Нравственное воспитание дошкольников- М. : ТЦ Сфера, 2010.-160 с.
8. Макаренко А.С. Книга для родителей./ - М.: «Педагогика», 1988;
9. Микляева Н. В. Социально-нравственное воспитание дошкольников -М. :ТЦ Сфера, 2013г. -176с.
10. Феоктистова Т.К., Шестякова Н.П. «Духовно – нравственное воспитание старших дошкольников»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по народной педагогике. посвященный народному празднику "Егорий Вешний" , подготовительная группа
В конспекте использованы: художественное слово, материал для знакомства ,как праздновали этот праздник в старину, пальчиковая и подвижная игра.Заканчивается занятие лепкой из соленого теста овечек....
обобщение опыта работы по теме: "Приобщение старших дошкольников к традиционной народной культуре посредством народных праздников"народной куль
Учитывая значимость данного опыта для развития личности ребенка, автор пришел к пониманию необходимости организовать работу по приобщению дошкольников к традиционной народной культуре в соответствии с...
«Приобщение старших дошкольников к традиционной народной культуре посредствам народных праздников»
«Приобщение старших дошкольников к традиционнойнародной культуре посредствам народных праздников»...
реализация проекта "Календарь народных праздников ". Информация на стенд "Зимние народные праздники"
Информация для родителей на стенд "Музыкальная минутка". Реализация проекта "Календарь народных праздников....
Сценарий народного праздника в детском саду «СОРОКИ – прилет птиц». Младшая группа Цель: познакомить детей с обычаем встречи прилета птиц, дать представление о народном празднике прихода весны
Сценарий народного праздника в детском саду«СОРОКИ – прилет птиц». Младшая группаЦель: познакомить детей с обычаем встречи прилета птиц, дать представление о народном празднике прихо...
Масленица!Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». На нем всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25183098","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Русский народный весенний праздник «Сороки» и казахский народный праздник «Наурыз» - Весенний праздник "Прилет птиц!" 22 марта
Русский народный весенний праздник «Сороки» и казахский народный праздник «Наурыз» в разновозрастных группах (4-7лет) «Почемучка» и "Непоседы"...