Псиолого-педагогические основы воспитания готовности ребенка к школьному обучению
статья (подготовительная группа)

Прошина Анна Ивановна

План:

  • Содержание понятий «школьная зрелость» и «готовность к школе». Их взаимосвязь.
  • Виды готовности ребенка к школе.
  • Подготовка старшего дошкольника к школе как проблема современного дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovnost_rebenka_k_shkole.doc377.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Псиолого-педагогические основы воспитания готовности ребенка к школьному обучению

План:

  • Содержание понятий «школьная зрелость» и «готовность к школе». Их взаимосвязь.
  • Виды готовности ребенка к школе.
  • Подготовка старшего дошкольника к школе как проблема современного дошкольного образования.

Понятие «Школьная зрелость»

  • В науке до сих пор отсутствует единое и четкое определение понятия «школьная зрелость». С одной стороны под школьной зрелостью понимается достижение ребенком такого уровня психического развития, когда он оказывается способным принимать участие в  школьном  обучении (Гуткина В.А.). С другой – это биологическая и физиологическая зрелость ребенка, т.е. все органы и системы ребенка 6,5-7 лет должны соответствовать анатомическим и физиологическим показателям (Акимов Т.И.). Дубровина И.В. считает, что школьная зрелость – это функциональная зрелость, т.е. степень созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций соотносится с условиями и задачами школьного обучения.

Понятие «Готовность к школе»

  • Понятие готовности к обучению, в широком смысле, включает не только количественную характеристику запаса знаний и представлений ребенка, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления, т.е. способности обобщать и дифференцировать в соответствующих понятиях предметы и явления окружающего мира (Л.И.Божович).
  • Каменская В.Г. и Зверева С.В. отмечают, что в большей части работ, посвященных изучению готовности ребенка к школе, выделяют три относительно самостоятельных аспекта: физический, специальный и психологический.
  • Физическая готовность к обучению в школе. Под физиологической готовностью понимают общее физическое развитие дошкольника.
  • Специальная готовность к школе включает умения, навыки и начальные допредметные компетенции старшего дошкольника, сформированные в организованном обучении, которые необходимы для освоения чтения, письма и счета.
  • Психологическая готовность к школе предполагает наличие у ребенка: высокий уровень мотивации, интеллекта и сферы произвольности, то есть личностную и интеллектуальную готовность к школе.

Подходы к пониманию психологической готовности детей к школе

1. Исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных изменений и навыков, необходимых для обучения в школе. 

Готовность к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Этот подход обоснован взглядом на проблему со стороны периодизации психического развития ребенка и смены ведущих видов деятельности. По мнению Е.Е. Кравцовой, проблема психологической готовности к школьному обучению получает свою конкретизацию, как проблема смены ведущих типов деятельности, т.е. это переход от сюжетно-ролевых игр учебной деятельности. Такой подход является актуальным и значительным, но готовность к учебной деятельности не охватывает полностью феномена готовности к школе.

2.   Исследования новообразований и изменений в психике ребенка. 

Л. И Божович еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мысленной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции, своей познавательной деятельности к социальной позиции школьника. Аналогичные взгляды развивал А.В. Запорожец, отмечая, что готовность к обучению в школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции. 

3.  Исследования генезиса отдельных компонентов учебной деятельности и выявление путей их формирования. 

Суть третьего подхода состоит в том, чтобы исследовать происхождение отдельных компонентов учебной деятельности и выявить пути их формирования на специально организованных учебных занятиях. Исследования Комаровой Т.С., Дороновой Т.Н., Давидчук А.Н. и др. показали, что у детей, проходивших экспериментальное обучение (рисование, лепка, аппликация, конструирование и др.), сформировались различные элементы учебной деятельности, т. е. психологическая готовность к школьному обучению

4.  Изучение изменений ребенка сознательно подчинять свои действия заданному при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Это умение связывается со способностью овладения общим способом выполнения словесных указаний взрослого. 

Этому подходу соответствует исследование Эльконина Д.Б. и Бохорского Е.М. (1972), где новообразование, в котором сконцентрирована суть психологической готовности к школьному обучению, является способность к подчинению правилам и требованиям взрослого. Так же интересным является исследование Венгера Л.А. и Цеханской Л.И., где показателем психологической готовности к обучению в школе выступило умение ребенка сознательно подчинять свои действия заданному правилу при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Кравцова Е.Е. в своем исследовании центральным новообразованием выделила воображение, которое способствует формированию психологической готовности к школе.

Структура понятия «готовность к школе»

ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ

(общее физическое развитие ребенка)

  • - состояние здоровья, физическое развитие;
  • - развитие анализаторных систем;
  • - развитие мелких групп мышц;
  • - развитие основных движений (бег, прыжки);
  • - процессы окостенения продолжаются;
  • - координация мышц кисти развивается интенсивно;
  • - двигательная сфера хорошо сформирована;
  • - умение действовать уверенно при застегивании и расстегивании пуговиц, одеваться и раздеваться и пр.;
  • - умение выполнять движения на координацию и ловкость;
  • - умение хорошо ориентироваться в пространстве: выполнять движения руками, ногами, туловищем и т.п.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ

  • - умение читать, писать, считать;
  • - умение хорошо произносить звуки родного языка;
  • - умение выделять звук в начале, середине и конце слова;
  • - умение использовать предлоги, приставки, строить предложения;
  • - умение самостоятельно рассказать сказку, составить сюжетный рассказ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ

МОТИВАЦИОННАЯ

  • выражается в осознании ребенком себя как будущего школьника, в формировании внутренней позиции школьника. Внутреннюю позицию школьника в самом широком смысле  можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, то есть, такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность « хочу в школу»;
  • - принятие позиции школьника;
  • - достаточное развитие учебно-познавательных и социальных мотивов;
  • - отношение к учению (сформированность внутренней позиции школьника – теряется интерес к дошкольным занятиям и видам деятельности и проявляется активность в школьно-учебной деятельности, желание и интерес учиться);
  • - познавательная мотивация (любопытство ко всему, активность в поиске взаимосвязей в предмете познания, ненасыщаемость в познании)

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ

  • (связана с развитием мыслительных процессов - способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы)
  • - ориентировка ребенка в окружающем мире, запас его знаний, усвоенных в системе;
  • - знания о своей семье, быте;
  • - умение высказывать собственные суждения, делать выводы;
  • -умение воспринимать информацию и задавать по ней вопросы;
  • - умение принимать цель наблюдения и осуществлять его;
  • - умение систематизировать и классифицировать признаки предметов и явлений;
  • - желание узнать новое;
  • - любознательность;
  • - развитие образных представлений;
  • - развитие психических процессов (предпроизвольность мышление, восприятие, воображение, память, внимание);
  • - развитие сенсорики, речи, мышления;
  • - сформированность элементарных учебных навыков (умение учиться)

КОММУНИКАТИВНАЯ

  • (готовность ст.дошкольников к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленная ситуацией школьного обучения, включающая в себя все компоненты структуры общения и сформированность всех элементов процесса общения, контроль своего поведения на основе элементарного анализа обратной связи и степени восприятия партнеров, достаточная для успешного освоения школьной программы)
  • - умение общаться со взрослыми, сверстниками, войти в детское общество (ребенок утверждается в коллективе сверстников на основе ценностей, которые существуют в этом коллективе);
  • - умения ребенка строить взаимоотношения в коллективе сверстников (занимать лидирующую позицию, уметь работать в команде и поддерживать лидера)

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ

  • (Поведенческая цепочка субъекта деятельности:
  • 1.Эмоциональная компонента, выражающая отношение, интерес, избирательность к предмету деятельности;
  • 2. Эмоционально-деятельностная компонента, формирующаяся на основании инициативы и инициирующая собственно деятельность;
  • 3. Деятельностная компонента, проявляющаяся в избирательности или свободе выбора, автономности, самостоятельности, творчестве человека)
  • радость ожидания обучения;
  • развитие высших чувств и эмоций (нравственных, интеллектуальных, эстетических);
  • способность соподчинять мотивы, управлять своим поведением;
  • умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем;
  • положительное отношение к целям деятельности, принятие их;
  • стремление преодолевать трудности;
  • стремление к достижению результата своей деятельности;
  • самоконтроль поведения и деятельности (умение управлять своим поведением без агрессивности, в возрасте 6 лет вызывает затруднения);
  • умение понимать и принимать задачу, ее цель, планировать свою деятельность, подбирать средства для достижения цели, преодолевать трудности, достигая результат, оценивать результаты деятельности, принимать помощь взрослых при выполнении задания;
  • формирование самостоятельности (умение работать самостоятельно без присутствия взрослого, ориентироваться на получение результата, проявлять активный познавательный интерес к новым видам деятельности)

СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ

  • это  осознание ребёнком своих прав и обязанностей, взаимодействия с окружающим миром; готовность ребенка «стать взрослым», принять статус ученика. Новую социальную роль, которая несет в себе определенные обязанности, и требует смены  привычной, ни к чему не обязывающей игровой деятельности, на  обязательную и оцениваемую учебную.
  • отношение к школе (выполнять правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома),
  • отношение к учебной деятельности и к учителям (способность не отвлекаться на посторонние темы, задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку; правильно воспринимать ситуации урока, истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль),
  • отношение к себе и к окружающим (самооценка достаточно правильная и устойчивая, проявление сочувствия, заботы, активное отношение к событиям жизни);
  • положительное отношение к другим, умение ориентироваться в эмоциональных переживаниях окружающих и своих собственных, согласовывать свои действия с действиями своих сверстников, договариваться в конфликтных ситуациях;
  • умение организовать себя в учебной деятельности, общаться с другими, придерживаясь при этом необходимых правил поведения;
  • формирование самостоятельности (стремление и умение ребенка решать задачи деятельности независимо от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, знания, используя поисковые действия; инициатива, творчество – высшая форма проявления самостоятельности)

Таким образом, основные показатели готовности ребенка к школе связаны прежде всего со:

  1. Стремлением ребенка к школьному обучению, интерес к школе.
  2. Любознательностью, познавательной активностью, желанием узнать новое.
  3. Коммуникативной активностью, умением вступать в общение, обмениваться информацией, вести диалог, понимать нормы общения.
  4. Определенным уровнем развития практических умений (то, что обеспечивает детскую самостоятельность).
  5. Способностью к творчеству, к произвольному воображению.
  6. Положительной самооценкой, определенным уровнем самосознания, социальной уверенностью ребенка.

Субъектная позиция ребенка

  • Стержнем готовности ребенка к школе является самостоятельность ребенка в решении задач в познании, общении, в деятельности, т.е. то, что является субъектной позицией ребенка.
  • Ребенок способен самостоятельно или с помощью взрослого решать доступные его возрасту задачи:
  • Принимать цель,
  • Находить средства.
  • Получать результат.

См. статью А.Г. Гогоберидзе. КОНЦЕПЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Начальные компетенции

С позиции компетентностного подхода показатели готовности к школе могут быть рассмотрены как определенные виды начальных компетенций:

  • начальная учебно-познавательная компетентность как готовность самостоятельно решать задачи, связанные с освоением содержания образования на основе развития основных познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения). Включает задачи:

-        познавательной деятельности (устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять перенос в новые условия, действовать самостоятельно и творчески, экспериментировать, моделировать, реализовывать замысел);

-        ориентации в окружающем мире;

-        использования доступных средств познания и получения информации;

-        проявления познавательного интереса и активности, любознательности, стремления овладеть новыми источниками информации;

-        элементарной учебной деятельности (слушать педагога, принимать учебную задачу, следовать инструкции, задавать вопросы, самостоятельно выполнять задание, стремиться к достижению результата).

2 Подготовка к школе как проблема современного дошкольного образования

Основные задачи воспитания и развития детей 5-7 лет в ДОУ (ориентируясь на программу «Детство»):

1. Укрепление и обогащение здоровья, дальнейшее развитие двигательной и гигиенической культуры детей.

2. Воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.

3. Развитие эстетических чувств детей, эмоционально-ценностных ориентаций, приобщение детей к художественной культуре.

4. Развитие познавательной активности, познавательной мотивации, интеллектуальных способностей детей.

5. Формирование готовности к школьному обучению, к новой социальной позиции школьника.

6. Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.

  • Подготовка к школьному обучению - одна из задач педагогической деятельности, которая решается в соответствии с определенной программой общего развития детей в дошкольные годы.
  • «Подготовка к школе» - это часть всей системы воспитательно-образовательного процесса, осуществляемого на протяжении дошкольного детства, целью которого является всестороннее развитие личности.
  • «Готовность к школьному обучению» - это есть уровень развития ребенка необходимый для обучения в школе; приобретение им таких личностных качеств, которые обеспечивают успешность обучения в школе.
  • Готовность к школе формируется у ребёнка на протяжении всего дошкольного периода в различных видах деятельности, характерных для этого возраста, особенно в основном виде деятельности - сюжетно-ролевой игре, которая в силу условности действий и знаковому характеру вовлекаемых в неё предметов, моделирует социальные отношения - фундамент социальной зрелости детей, основного фактора готовности к систематической учебной деятельности.
  • С.Л. Рубинштейн подчеркивал связь игры с практической деятельностью. «Игра человека – порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры – в способности, отображая, преображать действительность».

Проблемы подготовки детей к школе

  • В процессе подготовки к школе дети недостаточно играют.
  • Преждевременная перегрузка детей специальной подготовкой к школе, которая тормозит развитие других сторон их личности, необходимых для успешного овладения учебной деятельностью, т.к. вместо настоящей подготовки происходит непродуктивное натаскивание на предстоящее тестирование при поступлении в школу.
  • Важно!!! Задачу по подготовке детей к школе решать дифференцированно в зависимости от особенностей физического и психического развития детей. Дифференциация воспитательного процесса обеспечивается созданием условий жизни и деятельности детей, методами работы с ними, которые позволяют каждому ребёнку более эффективно усвоить программный материал без ущерба для здоровья.
  • Дифференциация заключается в том, как формируются разные компоненты готовности к школе. Процесс развития ребенка должен находиться под постоянным наблюдением медицинских работников, активном участии психолога и совместно с родителями. При необходимости ребенок может быть переведен в группу соответствующую его индивидуальным особенностям.

Педагогические условия подготовки старших дошкольников к обучению в школе

  1. Психолого-педагогическая диагностика компонентов готовности старших дошкольников к школе.

Диагностика готовности к школе делится на психологическую и педагогическую.

Психологическая диагностика выявляет норму или отклонения в психическом развитии детей, осуществляется в специальных условиях, по времени не длительная.

Педагогическая диагностика позволяет выявить проблемы и достижения развития ребенка, которые необходимо знать педагогу, чтобы помочь и поддержать дошкольника, и проводится в привычной для него обстановке, по времени длительная.

  1. Предметно-развивающая среда, стимулирующая самостоятельную познавательную деятельность старших дошкольников

1. Оценка среды развития  ребенка, сочетающей дошкольные и школьные элементы: 

-  наличие  в учебных группах (классах) специального полифункционального    оборудования для организации коллективных – подгрупповых - индивидуальных    занятий с детьми;

- наличие  оснащения и атрибутов для совместной деятельности педагога с детьми (художественной и интеллектуальной направленности);

- использование материалов для организации самостоятельной детской  деятельности (оборудование для игр, бросовый и природный материал, школьные принадлежности);

- наличие технических средств для организации активных форм обучения ребенка (аудио, видео аппаратура, компьютерные программы, интерактивная     учебная доска, БОС и других).

2. Организация интерьера группы с учетом  эстетических норм и  правил, используя  произведения искусства и детские работы 

  • Необходимо выделить и организовать место для разыгрывания сюжетов режиссерских игр, внести соответствующую атрибутику (наборы игрушек-персонажей, бросовый материал, куклы, фотографии и пр.).
  • Необходимо выделить и организовать место для детского экспериментирования, внести соответствующее оборудование (микроскоп, весы и пр.).
  • Важно выделить учебную зону, чтобы обстановка группы была приближена к учебной среде класса (парты, школьная доска).
  • Как условие выступает позиция воспитателя – превлечение детей к созданию окружающей обстановке, ее реорганизации.
  1. Организация воспитательно-образовательного процесса в группах старших дошкольников

1. Обязательное наличие условий для реализации современного содержания образования: 

  • научность предлагаемой ребенку информации, ее достоверность и точность;
  • систематизация и углубление представлений детей об окружающем;
  • целостный  подход в формировании представлений ребенка об окружающем (взаимосвязь природы, человека и общества);
  • использование  регионального содержания  в процессе организации работы    с детьми;
  • организация по инициативе родителей  дифференцированных  дополнительных услуг (оздоровительных, образовательных, коррекционно-развивающих) по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в начальной школе.

2. Организация образовательного процесса  на основе: 

  • современных преемственных программ образовательной, оздоровительной    и коррекционно-развивающей направленности;
  • использования элементов современных эффективных технологий развития познавательных и творческих способностей ребенка (мнемотехника, ТРИЗ, ТРВ, развивающие игры);
  • использования разнообразных форм воспитательно-образовательной  работы в    группе (фронтальная - подгрупповая- индивидуальная), умение проводить занятия разных типов и видов, в то числе классические (обобщающие, сообщающие новую информацию, комплектные, учетно-контрольные, маршрутная  экскурсия, образовательная прогулка и пр.), познавательные (занятие- экспериментирование, игра-путешествие, игра-фанатзирование, занятие-дидактическая игра, занятие-сюжетно-дидактическая игра), интегрированные занятия, коррекционно-развивающие занятия (игротренинги) и другие.

3.  Обеспечение психолого-педагогического сопровождения целостного развития  личности ребенка: 

  • организация режима дня с учетом правил по охране жизни и здоровья, мер по  профилактике детского утомления;
  • регулирование учебной нагрузки в целях  индивидуализации обучения  с учетом основного и дополнительного образования каждого воспитанника;
  • учет индивидуальных и личностных особенностей ребенка  при организации   взаимодействия с ним (темп, уровень развития и достижений, поло-ролевые различия);
  • использование разнообразных педагогически оправданных методик изучения   готовности к школе;
  • включение в процесс формирования школьной готовности вариативных коррекционно-развивающих игр и упражнений.

4. Организация образовательного взаимодействия со школой и семьей воспитанника: 

  • использование разнообразных форм организации сотрудничества с семьями  воспитанников и педагогами начальной школы (индивидуальные  контакты, консультации, посещение  занятий, уроков, информационно-наглядные материалы, организация совместных форм взаимодействия);
  • система в планировании совместных мероприятий с родителями, учителями,  дошкольниками и учениками (дни открытых дверей, промежуточное  диагностирование  результатов образовательной работы, совместные мероприятия и пр.);
  • оказание адекватной помощи ребенку в период адаптации  к  начальному обучению.

Тема: Психолого-педагогическая диагностика социально-личностной готовности старших дошкольников к школьному обучению

План:

  1. Понятие «социально-личностная готовность» и ее компоненты.
  2. Виды и методы диагностики социально-личностной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе.
  3. Уровни готовности старшего дошкольника к школе.
  4. Методы и формы развития интереса старшего дошкольника к школе.

Понятие «личностная готовность»

ЛИЧНОСТНАЯ готовность старшего дошкольника к школе - это  осознание ребёнком своих прав и обязанностей, взаимодействия с окружающим миром; готовность ребенка «стать взрослым», принять статус ученика. Новую социальную роль, которая несет в себе определенные обязанности, и требует смены  привычной, ни к чему не обязывающей игровой деятельности, на  обязательную и оцениваемую учебную).

Критерии личностной готовности ребенка к школе:

  • отношение к школе (выполнять правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома),
  • отношение к учебной деятельности и к учителям (способность не отвлекаться на посторонние темы, задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку; правильно воспринимать ситуации урока, истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль),
  • отношение к себе и к окружающим (самооценка достаточно правильная и устойчивая, проявление сочувствия, заботы, активное отношение к событиям жизни);
  • положительное отношение к другим, умение ориентироваться в эмоциональных переживаниях окружающих и своих собственных, согласовывать свои действия с действиями своих сверстников, договариваться в конфликтных ситуациях;
  • умение организовать себя в учебной деятельности, общаться с другими, придерживаясь при этом необходимых правил поведения;
  • формирование самостоятельности (стремление и умение ребенка решать задачи деятельности независимо от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, знания, используя поисковые действия; инициатива, творчество – высшая форма проявления самостоятельности).

Социально-личностная готовность старшего дошкольника к школе - это определенный уровень социального развития ребенка на пороге школьного обучения, который характеризуется:

  • стремлением дошкольника войти в новые условия школьной жизни, принять позицию школьника;
  • выражается в определенном уровне самостоятельности, позволяющем успешно решать доступные возрасту ребенка практические (связанные с учебной деятельностью) и коммуникативные (общение со сверстниками и взрослыми) задачи;
  • проявляющемся в положительной самооценке и уверенности в своем будущем.

Критерии социально-личностной готовности:

  • сформированность внутренней позиции ребенка, его  готовность  к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», которая предполагает определенный круг обязанностей;
  • определенный уровень развития самосознания, который выражается в отношении ребенка  к   школе, к учебной деятельности, к учителю, к самому себе, к своим способностям и результатам работы;
  • сформированность у ребенка коммуникативных навыков и качеств, необходимых для общения и взаимодействия со сверстниками и учителем, способность к коллективным формам деятельности.

Комплексный показатель оценки социально-личностной готовности старших дошкольников:

  • интерес детей к учебно-познавательной деятельности;
  • наличие мотивации к обучению в школе;
  • сформированность самооценки и самоконтроля;
  • положение ребенка среди сверстников, социальный статус в группе, типичная позиция в общении (лидер, партнер, подчиненный);
  • активность, инициативность в общении со взрослыми и сверстниками;
  • проявления самостоятельности, уверенности в себе, характер самооценки.

Мотивация к учению:

1. Широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений»;

2. Мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями» (Л.И. Божович, 1972).

Внутренняя   позиция   школьника - это психологическое новообразование, оно возникает на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, или в период кризиса 7 лет и представляет собой сплав двух потребностей - познавательной и потребностью общения со взрослыми на новом уровне. Именно сочетание этих двух потребностей позволяет ребенку включится в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательности формировании и исполнении намерений и целей, или, другими словами, произвольном поведении ученика (Л.И. Божович).

  • Внутренняя   позиция   школьника  в широком смысле слова определяется как система потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, то есть такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность («Хочу в школу!»).
  • Наличие  внутренней   позиции   школьника  обнаруживается в том, что ребенок решительно отказывается от дошкольно-игрового, индивидуально-непосредственного способа существования и проявляет ярко положительное отношение к школьно-учебной деятельности в целом и особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением.

Группы мотивов, определяющие отношение будущих первоклассников к учению (Божович, Нежнова, В.Д. Шадриков, Бабаева Т.И., Гуткина Н.И., Полякова М.Н. и др.).

  • Социальные мотивы
  • Учебно-познавательные мотивы
  • Оценочные мотивы
  • Позиционные мотивы
  • Внешние по отношению к школе и учению мотивы
  • Игровые мотивы

См. Пед. диагностику часть 1

Мотивационный компонент готовности к школе образуется триединством таких мотивов, как социальный мотив, познавательный мотив, оценочный мотив. Важно  наличие  комплекса мотивов   при   ведущем   сильном устойчивом мотиве (познавательном или социальном), чтобы можно было говорить о наличии у ребенка сильной мотивации к обучению в школе.

Диагностика социально-личностной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе включает:

  • мотивационно-эмоциональный компонент (мотивы, отношение к школе),
  • содержательно-деятельностный (самостоятельность и коммуникативные умения)
  • регуляторный (самоконтроль, самооценка).

Пример, диагностических  методик:

Мотивационно-эмоциональный компонент:

  • Беседа с детьми о школе (автор Т.И. Бабаева), цель которой выявить мотивационную готовность старшего дошкольника к школе.
  • Тест «Мотивационная готовность к школе» (Д.В. Солдатова). Цель – оценить какой из трех мотивов – игровой, трудовой или учебный – является у ребенка доминирующим.

Диагностика мотивационной готовности ребенка к школе:

  • ведущие мотивы учения (социальные, учебно-познавательные, оценочные, позиционные, внешние, игровые мотивы),
  • отношение к учению (т.е. готовность к принятию внутренней позиции школьника – желание или нежелание учиться в школе),
  •  личностно-значимую деятельность (любимые/нелюбимые виды деятельности, отношение к будущим школьным предметам) у старших дошкольников. 
  • Беседа с детьми. Цель - изучение компонентов мотивационной готовности.

Беседа построена на основе «Стандартной беседы» Т.А. Нежновой, вопросника для выявления особенностей личности дошкольника Т.В. Драгуновой и беседы-интервью Н.В. Елфимовой для выявления мотивации учения младших школьников.

Методика проводится индивидуально с каждым испытуемым и представляет собой список вопросов, которые последовательно задаются дошкольнику.

Вопросы составлены таким образом, что направлены на диагностику трех выделенных показателей мотивации учения:

- отношение к учению (№ 9, 10, 11, 15, 16, 20);

- ведущие мотивы учения (№ 10, 12, 13, 18, 20);

- виды личностно-значимой деятельности и отношение к конкретным занятиям (№ 5—8, 15—18).

Кроме того, в беседе содержатся дополнительные, вводные вопросы, необходимые для сбора данных о ребенке и введении его в ситуацию обследования (№ 1,2, 3).

Анализ детских рисунков на темы «Как мы занимаемся в детском саду» и «Что мы будем делать в школе» (В.Н. Нижегородцева, В.Д. Шадриков).

  • Цель – выявить отношение к учебной деятельности, определить характер эмоционального отношения детей к школе, проецируемого в рисунках и уровень школьной тревожности. Детям предлагалось выполнить рисунки на темы: «Как мы занимаемся в детском саду» (позволит выявить виды личностно-значимой деятельности детей) и «Что мы будем делать в школе» (рисунок даст возможность определить отношение ребенка к школе). В процессе рисования записывались высказывания детей, их комментарии к рисункам.
  • В рисунках детей оценивались особенности изображения (цвет, тщательность изображения, преувеличение реальных размеров предметов, использование композиций, орнаментов) и содержательно (количество рисунков на одну из тем, включение познавательной деятельности, какой именно момент отражен на рисунке, отражение содержания занятия, общения с другими субъектами).
  • Рисунок «Что мы будем делать в школе» позволил определить отношение ребенка к школе и уровень школьной тревожности. Здесь оценивались: цветовая гамма, линии и характер рисунка, сюжет рисунка. За каждый параметр ставились баллы, которые затем суммировались и давали возможность оценить: сложилось ли эмоционально благополучное положительное отношение у ребенка к школе и учению; есть ли тревога по отношению к незнакомой для него ситуации; присутствует ли выраженное нежелание идти в школу, страх перед школой.

Наблюдение за детьми в экспериментальной игре «Урок в школе» (по Широковой Н.А., Жадько Е.Г.).

  • Цель – определить «внутреннюю позицию школьника» через сюжетно-ролевую игру «Урок в школе».
  • Используется карта наблюдения за поведением детей в сюжетно-ролевой игре.
  • Показатели наблюдения:
  • Критерии сформированности «внутренней позиции школьника»: ребенок стремится принять роль ученика, ожидает положительной оценки со стороны «учителя», использует соответствующую атрибутику для игры (ручки, карандаши, тетради; энциклопедии, учебники и пр.), содержание игры сводится к реальной учебной деятельности (письмо, чтение, решение примеров и т.д.), проявляет выраженный интерес к игре, стремится к выполнению правил игры, проигрывает игру до конца, активно взаимодействует со сверстниками.
  • Критериями несформированности «внутренней позиции школьника»: дошкольник стремится к принятию роли учителя, а не ученика, предпочитает игру в перемены, разыгрывает приход и уход из школы, проявляет слабый интерес к игре, нарушает правила игры, прерывает игры, не желает вступать сотрудничать со сверстниками, часто отвлекается на другие виды деятельности и игры.

Содержательно-деятельностный компонент (самостоятельность и коммуникативные умения)

  • Методика «Кубик Рубика» (по Т.Г. Макеевой, модификация О.И. Ворониной). Методика позволяет выявить особенности самостоятельности ребенка (мотив, инициатива, элементарное планирование, действия, результат), необходимые для полноценной социально-личностной готовности старшего дошкольника к школе.
  • Серия наблюдений за старшими дошкольниками на занятиях по продуктивной деятельности - рисования, аппликации, конструированию (по С.А. Марутян). Цель – выявить уровень самостоятельности, оценить степень самостоятельности детей по проявлениям активности, инициативы, ответственности, степень прилагаемых усилий.
  • Метод вербальных выборов (Е. О. Смирнова). Цель – выявить какое положение занимает старший дошкольник в системе межличностных отношений в группе, удовлетворена ли его потребность в общении, каково отношение сверстников к нему.
  • Ситуация «Сапожки в подарок» (Т.И. Бабаева, модификация методики Г.А. Урунтаевой «Рукавички»). Цель – выявить особенности взаимоотношений старших дошкольников со сверстниками в совместной деятельности.
  • Методика межличностных взаимоотношений (автор Рене Жиль, упрощенный вариант). Цель методики - исследование социальной приспособленности ребенка старшего дошкольного возраста, сферы его межличностных отношений и их особенностей.

Регуляторный компонент (самоконтроль, самооценка) :

  • Методика «Учебная деятельность» (Л.И. Цеханская, 2005). Цель – выявить умения, служащие предпосылками учебной деятельности (подчинять свои действия определенному правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого). Методика проводится фронтально со всей группой детей. По окончании диктантов дети оценивают свою работу и отмечают допущенные ошибки.
  • Методика Дембо-Рубинштейна (автор Г.С.Никифоров, 2007), цель которой изучить самооценку детей старшего дошкольного возраста.

Кроме диагностики ребенка мы диагностируем родителей:

Анкета для родителей «Насколько вы готовы быть родителем школьника» (А. Колеченко).

  • Цель – выяснить, готовы ли родители к принятию новой социальной роли их ребенка.
  • Родителям предлагается ответить на 15 утверждений «Да» или «Нет». Если родители дают более 10 положительных ответов на вопросы, то им необходима помощь педагога по проблеме готовности детей к школе. Меньшее количество утверждений говорит о готовности родителей к новой социальной роли их ребенка.
  • Полученные результаты данной методики дают возможность определить, нужна ли педагогическая помощь родителям в том, чтобы научиться предвидеть и избегать проблемы школьной дезадаптации детей.

Анкета для родителей «Мое мнение о школьной жизни ребенка»
(по Е.П. Арнаутовой)
.

  • Цель - проанализировать особенности родительской позиции в ожидании школьной жизни ребенка, выявить наличие «школьной тревожности» у родителей. Родителям предлагается ответить на 5 вопросов, касающихся их понимания значимых и связанных с семейной жизнью ребенка факторов по готовности к школьной жизни.
  • Анализируется, в чем родители видят роль семьи в подготовке ребенка к школе, склонны ли дублировать функции общественного воспитания, в чем видят свою особую роль, каких методов воздействия придерживаются.

Родительское сочинение «Как я представляю своего ребенка в школе»
(О.И. Воронина, модификация методики В.В. Столина и А.И. Тащевой).

  • Цели - изучение переживания взрослыми встречи со школой; видение родителями будущих первоклассников школьной действительности своих детей.
  • Родителям предлагается дома написать сочинение на тему «Как я представляю своего ребенка в школе».
  • Критерии к анализу сочинений: представления родителей о школе, об ученике, школьнике; что делают родители сегодня, чтобы образ ребенка-школьника становился таким, каким они его желают видеть; права и ответственность, которыми наделили родители ребенка, как будущего школьника; что ребенку позволено и что запрещено в роли ученика; ожидания или опасения родителей в предстоящем школьном обучении ребенка.
  • На основе критериев составляются вопросы для родителей, чтобы они могли без затруднений написать сочинение.

Результаты диагностики родителей старших дошкольников:

  • Позволяют выяснить, необходима ли помощь родителям по вопросу готовности детей к школе,
  • готовы ли родители к новой социальной роли их ребенка,
  • определить особенности родительской позиции в ожидании школьной жизни ребенка,
  • изучить переживания родителями о встрече со школой;
  • как родители видят школьную действительность своих детей.

ПРОБЛЕМА

По нашим данным Ведущие мотивы старших дошкольников:

  • Социальные мотивы (44%)
  • Учебно-познавательные мотивы (82%)
  • Оценочные мотивы (11%)
  • Позиционные мотивы (11%)
  • Внешние по отношению к школе и учению мотивы (94%)
  • Игровые мотивы (17%)
  • Преобладание социальных, познавательных, оценочных и позиционных мотивов учения наблюдается у детей, которым на момент их обследования исполнилось 6 лет;
  • Преобладание игровоого мотива в большей степени определяется у детей младше 6 лет;
  • Преобладание внешнего мотива присуще практически всем детям.

Результаты диагностики детей и родителей показали, что преобладание внешнего и познавательного мотивов учения у детей над другими мотивами находится в прямой зависимости от заинтересованности и степени готовности родителей к школьному обучению их детей.

  • Родители считают, что дети, став школьниками должны быть ответственными: выполнять задания, которые от них будет требовать учитель в школе, учить уроки, заданные на дом, самостоятельно; после того, как дети справятся с «важными» делами, они смогут поиграть в свои любимые игры, погулять на улице.
  • Большинство взрослых (83%) ожидают, что их дети, обучаясь в школе, станут намного умнее, любознательнее, активнее в познавательной деятельности. Но есть и такие (17%) родители, которые опасаются того, что «учеба» может стать источником излишних переживаний и детско-родительских конфликтов.

Влияние семьи с точки зрения развития мотивов учения у старших дошкольников:

  • Наше исследование показало, что Все родители считают, что их дети должны обязательно идти в школу и постоянно говорят дошкольникам об этом.
  • Из них половина (56%) взрослых утверждают, что их дети достаточно зрелы для школьного обучения, которое позволит им получить много знаний и хорошие оценки. Такая позиция родителей влияет на развитие позиционных, познавательных и оценочных мотивов учения у дошкольников.
  • 38% родителей понимают и хотят, чтобы их дети проявляли желание учиться, выполнять необходимые правила поведения в школе, стремились и умели общаться со взрослыми и сверстниками на школьные темы. Эти взрослые влияют на развитие социальных мотивов учения у старших дошкольников.
  • Несколько взрослых (6% - родители 5-летних дошкольников) считают, что их дети не достаточно готовы к школьному обучению, они еще маленькие. Такая позиция родителей в большей степени развивает у старших дошкольников игровые мотивы. 

Уровни готовности старшего дошкольника к школьному обучению:

Высокий уровень  школьной   зрелости  предполагает  

  • хорошее или удовлетворительное физическое развитие;
  • готовность руки к письму, умение очень  хорошо копировать печатный и письменный текст, работать с ножницами;
  • хороший фонематический слух;  
  • широкий кругозор, хорошую общую осведомленность;  
  • поставленную речь, большой словарный запас;
  • хорошую память, знание стихов, сказок, умение пересказывать и отвечать на вопросы по услышанному тексту;  
  • умение устанавливать сходства и различия между понятиями, классифицировать и обобщать, понимать переносный смысл пословиц и поговорок;  
  • знание цифр и букв, умение читать по слогам, прибавлять и отнимать единицу;
  • произвольность  поведения;
  • способность самостоятельно решать поставленные задачи;
  • устойчивое желание учиться.

Средний уровень  школьной   зрелости  включает в себя:

  • хорошее или удовлетворительное физическое развитие;
  • готовность руки к письму, умение хорошо или удовлетворительно копировать печатный и письменный текст, работать с ножницами;
  • хороший фонематический слух;
  • достаточный  кругозор, хорошую или удовлетворительную  общую осведомленность;  
  • развитую  речь, хороший  словарный запас;
  • хорошую память, знание стихов, сказок, умение пересказать и ответить на простые вопросы по услышанному тексту;  
  • умение устанавливать сходства и различия между понятиями, классифицировать и обобщать, понимать переносный смысл несложных пословиц и поговорок;  
  • знание цифр и букв, счет в пределах 10;
  • произвольность  поведения;
  • способность самостоятельно или при незначительной помощи взрослого решать поставленные задачи;
  • устойчивое желание учиться.

Уровень ниже среднего характеризуется

  • хорошим или удовлетворительным физическим развитием;  
  • относительной готовностью руки к письму, умением  удовлетворительно копировать печатный и письменный текст;
  • достаточным кругозором, удовлетворительной общей осведомленностью;
  • развитой или слабо развитой речью, достаточным  словарным запасом;  
  • удовлетворительной памятью, знанием несложных стихов, сказок, умением вкратце пересказать и ответить на простые вопросы по услышанному тексту;  
  • умением  устанавливать  явные сходства и различия между понятиями, осуществлять несложную классификацию и обобщение;  
  • знанием некоторых цифр и букв;
  • способностью  решать поставленные задачи с помощью и под контролем взрослого;
  • устойчивым или неустойчивым желанием учиться.

Низкий  уровень   школьной   зрелости  определяется у детей, которые имеют

  • хорошее или удовлетворительное физическое развитие;
  • слабую готовность руки к письму;  
  • узкий  кругозор, недостаточную общую осведомленность;  
  • неразвитую  речь, маленький словарный запас;
  •  слабую  память;
  • умение пересказывать и отвечать на вопросы только с помощью взрослого;
  • сравнивать, классифицировать и  обобщать понятия только с подсказками;
  • слабо сформированные навыки произвольной деятельности;
  • слабую учебную мотивацию.

Старшего дошкольника можно считать неготовым к школе, если он: 

  • настроен исключительно на игру;
  • недостаточно самостоятелен;
  • чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем;
  • не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию;
  • мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.;
  • имеет серьезные нарушения речевого развития;
  • не умеет общаться со сверстниками;
  • не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязан.

Развитие интереса старших дошкольников к школе (направления):

  • развитие интереса у старших дошкольников к школьному обучению.
  • повышение педагогической компетентности родителей в период подготовки детей к школе;
  • способствовать осознанию родителями собственного опыта, взглядов и стереотипов в воспитании, которые помогают или препятствуют благоприятному проживанию предшкольного периода жизни;
  • научить родителей игровым способам познавательного общения с ребенком в семье для укрепления его желания учиться.
  • повышение эмоциональной чувствительности взрослых к значимым переживаниям ребенка, психолого-педагогической грамотности родителей, гармонизация межличностных отношений в семье.

Методы и формы развития интереса детей к школе:

Работа с детьми 5-6 лет:

  • Развлечение «День знаний». Развлечь детей, пробудить интерес к школе
  • Прогулка к школе. Вызвать интерес и положительное отношение к  школе
  • Аппликация из пластилина «Радужные школы». развивать творческие способности детей, фантазирование, положительное отношение к школе
  • Экскурсия в класс.дать представление о том, что такое класс. Познакомить с учителем, правилами поведения в школе. Вызвать интерес к труду учителя, эмоционально положительное отношение и к труду учителя, и к нему самому.
  • Рисование «Чем я буду заниматься в школе». продолжать формировать положительное отношение к школе; дать возможность выразить его в рисунке
  • Игра-путешествие в прошлое ручки научить детей понимать назначение и функции ручки, ее необходимость в жизни человека; научить устанавливать причинно-следственные связи между назначением и способами употребления; развить интерес и желание знать прошлое предмета
  • Игра-путешествие в прошлое карандаша. проследить вместе с детьми историю возникновения карандаша; вызвать интерес к деятельности людей в прошлом и будущем
  • Игра «Собери портфель в школу». развитие положительного отношения детей к школьному обучению и закрепление знаний об школьных принадлежностях
  • Мастерская «Подставка для учебных принадлежностей». развивать творческие способности дошкольников, вызывать интерес к предметам школьной необходимости
  • Сюжетно-ролевая игра «Школа». Вариант 1. закреплять знания, полученные при посещении  школы. Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Углублять интерес и положительное отношение к ней. Обучение детей справедливо распределять роли в играх. Побуждение детей воспроизводить в играх бытовой и общественно полезный труд взрослых.
  • Комплексы пальчиковой гимнастики. развитие мелкой моторики
  • Игровой тренинг «Учимся правильно общаться». развитие коммуникативных способностей детей; формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе; воспитывать умение и желание сотрудничать, учитывать и уважать интересы других
  • Составление портфолио «Книжка обо мне».  мотивировать к успешной продуктивной деятельности дошкольников, формировать планирующую функцию, развивать умение оценивать свою деятельность адекватно

Работа с детьми 6-7 лет:

  • Развлечение «Первый раз в первый класс». Развлечь детей, пробудить интерес к школе
  • Экскурсия в школу. познакомить дошкольников с трудом учителя, директора, вахтера, уборщицы, буфетчицы; раскрыть основные правила поведения детей в школе; ознакомить со школьным режимом
  • Сюжетно-ролевая игра «Школа». Вариант 2. обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Знакомство и приучение дошкольников к режиму школьной жизни
  • Игра-путешествие в прошлое ручки. познакомить детей с историей ручки, с процессом ее преобразования человеком; активизировать мыслительную деятельность
  • Игра «Собери портфель в школу». развитие положительного отношения детей к школьному обучению и закрепление знаний об школьных принадлежностях
  • Мастер-класс «Веселые человечки с помощью линейки и карандаша». стимулировать дошкольников к взаимодействию с первоклассниками, формировать умение принимать учебную задачу
  • Экскурсия в школьную библиотеку. познакомить с трудом библиотекаря, показать значимость его труда. Формировать любовь к книгам и бережное отношение к ним. Углублять интерес к школе
  • Сюжетно-ролевая игра «Библиотека». обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Создание интереса к работе в библиотеке. Знакомство с правилами пользования книгой. Пробуждение у детей интереса и любви к книгам, воспитание бережного к ним отношения
  • Игра-путешествие в прошлое книги. Вариант 1.
  • познакомить детей с историей происхождения и изготовления книги; показать, как она преобразовалась под влиянием творчества человека; возбудить интерес к творческой деятельности человека; воспитать бережное отношение к книгам.
  • Вариант 2. познакомить детей с историей создания книги, с ее развитием; активизировать познавательную деятельность; вызвать интерес к миру книги.
  • Игра «Собери компьютер». научить детей находить недостающие детали, собирать предмет из основных частей и понимать, что отсутствие какой-либо части делает невозможным использование предмета
  • Загадки про книгу и школу, занимательные задачки. развивать у дошкольников познавательный интерес к школе
  • Комплексы пальчиковой гимнастики. развитие мелкой моторики
  • Составление портфолио «Книжка обо мне». мотивировать к успешной продуктивной деятельности дошкольников, формировать планирующую функцию, развивать умение оценивать свою деятельность адекватно.

Работа с родителями:

  • Родительское собрание «Готовы ли мы отдать своего ребенка в школу?». Выяснить проблемы и уровень оценки родителями своих детей
  • Семинар – «Готовность к школе, что это такое?».  Дать родителям представление о том, что скрыто за понятием «готовность к школе»
  • Встреча «Роль семьи в подготовке детей к школе». Оказание родителям консультативной и практической помощи в подготовке детей к школе, подготовка к практикумам
  • Практикум – «Помогаем ребенку осваивать новую социальную роль школьника» . Обсуждение точек зрения родителей, педагогов и учителей на роль семьи в период ожидания школы; вклад семьи в личностно-мотивационную подготовленность ребенка к школьной жизни
  • Родительский комитет «С кем и как дружит мой ребенок?». Обмен родительским опытом по оказанию ребенку помощи в поиске друзей и поддержании дружеских отношений со сверстниками
  • Практикум «О методах воздействия на ребенка в семье». Предоставить родителям реальный опыт игрового партнерства, дать возможность изучить границы собственной непосредственности и открытости.
  • Родительский комитет «Когда родитель краснеет за своего ребенка». Обмен родительским опытом, организация межличностного общения на основе сходного подхода участников к видению целей и задач воспитания
  • Групповая консультация «Как выбрать школу?» . Помочь родителям составить собственное представление о близлежащих школах
  • Журнал для родителей «Скоро в школу». Распространение информации о необходимости подготовки детей и родителей к школьному обучению в семье
  • Рекомендации, памятки родителям будущих школьников.

Работа с детьми и родителями (совместные мероприятия):

  • Игровой тренинг. создание доброжелательной атмосферы в детско-родительской группе, развитие коммуникативных способностей, развитие доверительных отношений
  • Детско-родительские вечера (темы: «Школа вчера, сегодня, завтра», «Первый раз – в первый класс», «Первый букварь ребенка. Какой он?», «Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?», «Друзья моего ребенка», «Праздники нашей семьи», «Можно» и «нельзя» в нашей семье», «Что дает школа?», «Игра старшего дошкольника»). Дать возможность родителям понять необходимость тесного контакта с детьми в период подготовки к школьному обучению. Развитие у детей интереса к школе, посредством заинтересованности родителей.
  • Игровой тренинг – 2 . повысить уровень мотивационной готовности детей к школе, снятие тревожности детей и родителей в процессе общения, развитие партнерских отношений между ними
  • Совместный детско-родительский проект «Создание семейного фотоальбома «Всей семьей в школу». демонстрация и сохранение детьми и родителями семейных традиций через совместную проектную деятельность детей и родителей; обратить внимание ребенка на особенности подготовки к школе в прошлом и настоящем семьи
  • Создание портфолио «Моя семья». Совершенствование детско-родительских взаимоотношений
  • Участие детей и родителей в городском празднике, посвященном Дню семьи. Активизация уважительного отношения детей к своим родителям и родителей к своим детям; формирование культурных традиций  в  общении взрослых и детей
  • Детско-родительский поход на школьную ярмарку. активизировать партнерские детско-родительские отношения


Тема: Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании личностной готовности старших дошкольников к школе

План:

  • Роль семьи в воспитании личностной готовности старших дошкольников к школе.
  • Проблемы взаимодействия педагогов и  родителей.
  • Организация эффективного взаимодействия детского сада и семьи в воспитании личностной готовности старших дошкольников к школе.

Роль семьи в воспитании личностной готовности старших дошкольников к школе

  • Для ребёнка  семья  — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.
  • Современная семья является источником самых разнообразных психолого-педагогических проблем. Далеко не каждая семья может предложить своему ребенку грамотную и эффективную систему личностного воспитания готовности к школе. Поэтому детский сад призван скорректировать эту проблему.

Типы семей

1 тип «Взаимодействующие семьи»:

  • благоприятные детско-родительские взаимоотношения;
  • эмоционально положительная, принимающая позиция родителей к детям;
  • признание и уважение индивидуальности ребенка, одобрение и поддержка его интересов;
  • семья уделяет достаточно времени ребенку;
  • родители адекватно оценивают способности ребенка, поощряют его самостоятельность и инициативу, стараются быть с ним на равных.
  • У детей, воспитывающихся в таких семьях, хорошо развиты коммуникативные способности, они проявляют ответственность, любознательность, самостоятельность.

2 тип «Индифферентные семьи». 

  • родители проявляют к своему ребенку безразличие в отношении его уровня развития,
  • мало эмоциональны во взаимодействии с ним,
  • игнорируют интересы ребенка.
  • Отсюда возникают трудности у детей в процессе подготовки к школьному обучению (недостаточно развиты: самостоятельность, самоконтроль, самоорганизация, ответственность).
  • Дети часто отвлекаются, не могут сосредоточиться на решении задания; проявляют мало инициативы, тяготеют к шаблонным действиям и решениям, имеют затруднения в общении со взрослыми и сверстниками.

3 тип «Проблемные семьи» 

  • Родители считают интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка несерьезными и игнорируют их, не верят в его будущее, низко оценивают его способности и завышают требования к нему.
  • В общении с ребенком ведут себя слишком авторитарно, требуют безоговорочного послушания.
  • У детей возникают проблемы в подготовке к школе (недостаточно развиты: инициативность, познавательная активность, умение самостоятельно решать поставленные задачи, отсутствует самоконтроль, самоорганизация, ответственность; возникают проблемы в общении со взрослыми и сверстниками).

Основные проблемы семьи

  • Изменение взаимоотношений в семьях – от традиционного патриархального или детоцентристского к либеральному или партнерскому типу взаимоотношений, но чаще – формальному.
  • Тревога родителей за будущее своих детей, их здоровье, успехи, осознание родителями невозможности научить детей тому, как надо жить в современном обществе, в котором родители и сами дезориентированы.
  • Острое прохождение кризисных этапов семьи на фоне неблагополучия социальной ситуации, увеличивающееся количество проблем внутрисемейных взаимоотношений, скандалов, разводов.
  • Личностные проблемы современных родителей – усталость, психическое и физическое перенапряжение, возникающее чувство одиночества, отсутствия понимания, рост чувства вины перед детьми, своей несостоятельности, беспомощности.
  • Большинство родителей чувствуют себя неуверенно в роли воспитателей своих собственных детей, теряют интерес к особенностям их развития, неохотно идут на контакт с педагогами.

Модели помощи семье в решении психолого-педагогических проблем

  • Педагогическая модель базируется на предположении о недостатке педагогической компетентности родителей, т.е. здесь идет речь о дефиците у родителей знаний и умений, связанных с воспитанием детей. Эта модель носит профилактический характер. Она направлена на повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и восстановление воспитательного потенциала семьи, активное включение родителей в процесс социально-личностного воспитания детей.
  • Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности являются результатом неблагоприятных внешних обстоятельств. В этих случаях помимо анализа жизненной ситуации и рекомендаций требуется вмешательство внешних сил. 
  • Психологическая модель предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семьи. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и выявлении причин его нарушений. 
  • Диагностическая модель основывается на предположении дефицита у родителей специальных знаний о ребенке или своей семье.

Понятие взаимодействие

Взаимодействие может рассматриваться как:

  • особый  вид  совместной деятельности (Х. И. Лийметс),
  • как способ  организации деятельности (А. С. Самусевич),
  • как особый тип отношений субъектов;
  • как процесс  совместной деятельности и личностного обмена между субъектами и постоянно  развивающийся  в  пространстве и времени (Радионова Н.Ф.). 

Взаимодействие как процесс характеризуют совокупная деятельность, информационная связь, взаимовлияние, взаимоотношения и взаимопонимание.

Проблемы взаимодействия семьи и детского сада

  • пассивность родителей, безразличное отношение к своему ребенку,
  • чрезмерная занятость родителей,
  • недоверие родителей к педагогам, нежелание идти на контакт,
  • агрессивное восприятие информации, идущей от воспитателя,
  • недостаток времени у воспитателей для полноценного взаимодействия с семьей,
  • … (какие еще существуют проблемы?)

Портрет родителей

1 группа «Уверенные родители». 

  • Родители полностью готовы к новому социальному статусу своих детей в качестве будущих первоклассников.
  • Родители активны, инициативны, постоянно интересуются успехами своего ребенка, открыты для взаимодействия с воспитателями.
  • Творчески подходят к развитию интереса к школьному обучению у ребенка.
  • Считают, что подготовка к школе заключается не только в развитии умения читать, писать и считать, но и в развитии самостоятельности, самоконтроля, самоорганизации, ответственности.

2 группа «Сомневающиеся родители»

  • готовы принять своих детей, как будущих школьников, но при этом проявляют слабую тревожность и некоторую неуверенность о предстоящем обучении в школе их детей. 
  • Родители часто обращаются к воспитателю с вопросами по специальной подготовке детей к школе, часто интересуются успехами своего ребенка.
  • Активно занимаются развитием познавательной активности ребенка.

3 группа «Тревожные родители» 

  • Взрослые не готовы видеть своих детей школьниками, проявляют излишние переживания и волнения, неуверенны в будущем своих детей.
  • Родители очень часто обращаются к воспитателю с вопросами о поведении и самочувствии ребенка, иногда интересуются успехами своего ребенка в подготовке к школе.
  • Редко занимаются развитием интереса ребенка к школьному обучению.

4 группа «Пассивные родители». 

  • родители считают процесс подготовки к школе неважным для ребенка.
  • родители крайне редко обращаются к воспитателю за рекомендациями по проблеме подготовки детей к школе.
  • Они неактивны, безынициативны, не готовы к сотрудничеству с воспитателями для усовершенствования процесса подготовки детей к школьному обучению,
  • переоценивают собственную роль в воспитании и развитии ребенка, игнорируют возникающие сложности проблемы и трудности у детей в процессе подготовки их к школе.
  • Крайне редко занимаются развитием интереса ребенка к школе.

Общение является специфической формой взаимодействия, в которой выделяют три взаимосвязанных стороны:

  • коммуникативная (обмен информацией),
  • интерактивная (организация взаимодействия педагогов и родителей) и
  • перцептивная сторона (процесс восприятия друг друга партнеров по общению и установление ими взаимопонимания).

Позиции родителей характерные для них в общении с педагогами

  • 1 позиция – «У нас нет проблем, поэтому мы не общаемся»
  • 2 позиция – «У нас нет проблем, потому что мы не общаемся»
  • 3 позиция – «У нас не было проблем, пока мы не начали общаться»
  • 4 позиция – «У нас есть проблемы, поэтому мы общаемся»

Основные недостатки во взаимодействии  детского сада и семьи

  • формальный характер педагогического образования родителей, в котором преобладает просвещение отцов и матерей в самых общих вопросах дошкольной педагогики, без дифференциации содержания и форм образовательной работы на основе особенностей конкретных семей, педагогических возможностей родителей.
  • Педагогическое образование родителей в детских садах ориентировано на «среднего родителя»,
  • педагоги недостаточно осознают специфику семейного воспитания дошкольников, часто переносят содержание и методы воспитания детей в детском саду на условия семьи и рекомендуют их родителям.

Структура взаимодействия педагога с родителями (В.А. Петровский)

  • Трансляция родителям положительного образа ребенка.
  • Трансляция родителям знаний, которые не могли быть получены ими в семье и могут оказаться неожиданными и интересными.
  • Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе педагог поддерживает диалог с родителями, где активная роль принадлежит родителю (после достигнутого доверительного отношения родителей к педагогам).
  • Совместное изучение личности ребенка, формирование общей программы воспитания.

Основные линии взаимодействия детского сада и семьи (Т.И. Бабаева, Б.Б. Алласан)

  • по линии дополнения усилий детского сада;
  • по линии параллельного действия детского сада и семьи;
  • по линии стимулирования семьи в направлении развития личностной готовности детей к школе;
  • по линии изменения ценностных ориентаций семьи в развитии личностной готовности ребенка к школе;
  • по линии педагогического образования родителей, повышения их педагогической культуры в воспитании и развитии;
  • по линии выработки согласованных стратегии и тактики в подходе к ребенку.

Формы взаимодействия детского сада и семьи

  • Информационно-аналитические (опросы, диагностика, «Почтовый ящик» и др.).
  • Досуговые (праздники, выставки, тренинги и др.).
  • Познавательные (практикумы, семинары, родительские собрания, устные журналы, библиотека, родительские клубы и др.).
  • Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные, информационно-просветительские (выпуск газет, папки передвижки, день открытых дверей, выпуск газет и журналов и др.).

Эффективные формы взаимодействия педагогов и родителей

  • Родительские собрания
  • Издание журнала «Скоро в школу»
  • Виртуальный клуб «Клуб успешного родителя»
  • Детско-родительские вечер
  • Праздник-тренинг
  • Портфолио «Книжка обо мне», «Моя семья», «Год до школы»
  • Творческий семейный проект

Основные принципы взаимодействия детского сада и семьи

  1. родители  и  педагоги являются партнерами в воспитании  и  обучении детей;
  2. единое понимание педагогами  и  родителями целей  и  задач воспитания  и  обучения детей;
  3. помощь ребенку, уважение  и  доверие ему как со стороны педагогов, так  и  со стороны родителей;
  4. знание педагогами  и  родителями воспитательных возможностей коллектива  и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
  5. постоянный анализ процесса  взаимодействия   семьи   и  дошкольного учреждения, его промежуточных  и  конечных результатов.

Психолого-педагогические задачи взаимодействия детского сада с  семьей

  • изучение  семей  детей; изучение интересов, мнений  и  запросов родителей, нереализуемых в других социальных институтах (семье   и  др.);
  • обеспечение оптимальных условий для саморазвития и самореализации родителей в освоении ими различных социальных ролей;
  • использование опыта деятельности других детских садов для построения модели  взаимодействия  с родителями;
  • расширение средств  и  способов работы с родителями;
  • обеспечение пространства для личностного роста участников объединения, создание особой творческой атмосферы.
  • привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ;
  • изучение семейного опыта воспитания  и  обучения детей;
  • просвещение родителей в области педагогики  и   детской  психологии.

Основные этапы работы педагога с семьей

  • Этап социально-педагогической диагностики семьи.
  • Этап выявления педагогом зон особого внимания (общих и частных проблем семьи), совместное с родителями осмысление результатов диагностики.
  • Этап совместного создания проекта и плана действий с прогнозируемыми результатами для ребёнка, педагога, родителя. Для каждой семьи определяются конкретные и реальные цели.
  • Этап выполнения плана действий, наблюдения за детско-родительскими отношениями.
  • Этап оценки педагогами и родителями полученных результатов.

Вывод

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании личностной готовности старшего дошкольника к школе  – это система развивающего взаимодействия, направленного на достижения ребенком высокого уровня личностной готовности к школе, преодоления ребенком проблем (индивидуальных, связанных с подготовкой к школе), обеспечение оптимальных условий для преодоления трудностей детско-родительских отношений.


Задания к зачету

  1. Составить портрет старшего дошкольника готового к школьному обучению (по социально-личностному аспекту).  (не интернет!!!!) (инд.)
  2. Разработать рабочую тетрадь «Здравствуй, школа!» (по направлениям ГКШ) (подгр.)
  • Моторика,
  • Коммуникативные умения и навыки,
  • Развитие памяти, внимания, мышления, речи,
  • Творческие задания,

Загадки о школе (!!!источник+автор!!!).

3. Анализ статей:

  • из журнала «Дошкольное воспитание» М. Безруких «Портрет будущего первоклассника» (№2, 3, 4, 6/2003 г.);
  • Из сборника статей «Воспитываем дошкольников самостоятельными» Т.И. Бабаева «Развитие самостоятельности как фактор подготовки детей к обучению в школе».
  • Из книги Кудрявцева В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития//Дошкольное воспитание 1997-2000. «Интеллектуальная готовность к обучению в школе развития: источники и слагаемые».
  • Критерии анализа статей:
  • Название, автор, Актуальность темы статьи,
  • Какая проблема рассматривается, Пути ее решения, предлагаемые автором,
  • Ваше мнение и предложения по решению проблемы.

4. Конспект статей из:

  • ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОЗНАНИЯ И ПОНИМАНИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Научно-методическое пособие. Часть  1 Под ред. Гогоберидзе А.Г. Санкт-Петербург Издательство «Союз», 2008
  • Глава 1. К проблеме познания и понимания ребенка дошкольного возраста
  •  глава 2. к проблеме педагогической диагностики как Инструментария познания и понимания ребенка:

- К понятию «педагогическая диагностика» в дошкольном образовании

  • К проблеме разновидностей педагогической диагностики и рекомендаций по ее проведению
  • глава 3. педагогическая диагностика достижений ребенка старшего дошкольного возраста
  • Выделить главные моменты:
  • О субъектности ребенка и  особенностях ее проявления;
  • О педагогической диагностике: понятие, виды, основные методы;
  • Об особенностях педагогической диагностики готовности старших дошкольников к школе: задачи пед. диагностики, что необходимо диагностировать, как диагностировать, характеристика ребенка перед поступлением в школу.

5. Разработать консультацию для родителей по проблеме ГКШ:

Название, цель, Основная проблема, Пути ее решения, Рекомендации, советы родителям

ИЛИ

Написать эссе (мини-сочинение) на тему «Актуальные проблемы взаимодействия семьи и детского сада».

Задумайтесь и письменно выскажитесь о том, какие проблемы вы считаете актуальными для эффективного взаимодействия воспитателя и родителей? Как ваши дипломы отражают эту проблему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психологическая и физиологическая готовность ребенка к школьному обучению как педагогическая проблема»

Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду и семье. Ее содержание определяется системой требований, которые школа пред...

Роль семьи и детского сада в формировании готовности ребенка к школьному обучению

Формирование качеств необходимых будущему школьнику может обеспечить лишь система педагогических взаимодействий детского сада и семьи. Изучению особенностей влияния семьи на формирование школьной зрел...

Психолого-педагогические проблемы готовности ребенка к школьному обучению.

Подготовка детей к школе — задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе только один из аспектов этой задачи, правда, исключительно важный и значимый.В ...

Статья. "Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению".

Готовность к школе (физическая готовность и физиологическая зрелость ребенка, специальная и психологическая готовность), школьная зрелость. Школьная зрелость как совокупность морфо-физиологических и п...

Подготовка руки ребенка к письму как один из путей педагогической готовности ребенка к школьному обучению

        Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышени...

Статья: Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению.

Для подготовки ребенка к успешному школьному обучению существуют различные подходы: специальные занятия в д/саду на этапе адаптации к школе, диагностика школьной готовности и подготовка до школы....