Взаимопонимание в контексте развития общения старших дошкольников со сверстниками в детском саду.
статья

Прокопенко Любовь Ивановна

Взаимопонимание в контексте развития общения старших дошкольников со сверстниками в детском саду.

Конечная цель современного образования – развитие и воспитание человека и культуры. Дошкольное образование представляет начальную ступень в осуществлении данной цели. Детский сад образует культурно-образовательное пространство, в котором воссоздаются культурные образы жизни детей и взрослых, происходит социализация и индивидуализация ребёнка, формируются первичные ценностные ориентации, понимание добра, справедливости, красоты. Дошкольник начинает осознавать ценность собственной личности и других людей и выражать своё отношение к миру в соответствии с культурными нормами и традициями, принятыми в обществе.

Развитие у детей с ранних лет умения понимать себя и других, стремиться к установлению взаимопонимания  сложная, но несомненно, особо значимая задача. Современные дети чаще, чем в прежние годы предпочитают решать проблемы взаимоотношений путём конфронтации или силы. Всё это заставляет более внимательно рассмотреть сущность взаимопонимания и причины, препятствующие его проявлению.

Анализ работ С.Л.Рубинштейна, А.А.Боталева, Н.Б.Крыловой и др. показывает различные подходы к определению этого понятия. Так взаимопонимание рассматривается, как:

- взаимное, положительное принятие друг друга в общении, согласование позиций и установок, на основе обмена мнениями;

- состояние согласия точек зрения, которое достигается на основе установления понимания общей цели, и средств её достижения в совместной деятельности и в общении;

- достижение контакта на основе установления единого смысла общения, готовность адекватно идентифицировать позиции друг друга и добиться едиными средствами оптимального решения задачи.

В образовательном пространстве современного детского сада взаимопониманию принадлежит значимая роль. Оно является основой для ценностного- смыслового единства всех субъектов образовательного процесса, принципом осуществления эффективного взаимодействия на уровнях: «педагог- педагог», «педагог- родители», «педагог- дети», «ребёнок- ребёнок».

С позиции развития взаимопонимания, старший дошкольный возраст представляет особый интерес как время первоначального фактического складывания  личности и установления системы разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками. Взаимопонимание позволяет согласованно достигать целей совместной деятельности и общения, максимально способствуя соблюдению доверия, интересов и предоставляя возможность для самораскрытия способности каждого ученика образовательного процесса (Н.Б. Крылова).

К шести годам у детей появляется  более широкое понимание социальных связей, общения, вырабатывается умение оценивать поведение других детей и взрослых. Вступая в разнообразные контакты со взрослыми, сверстниками младшими по возрасту детьми, старший дошкольник постепенно становиться все более самостоятельным в выборе средств и содержания общения. Полученные нами данные показывают что более 82% опрошенных детей старшего дошкольного возраста предпочитают совместную деятельность со сверстниками(играть, строить, мастерить).

Характерно что значительное число детей предпочитают прежде всего парное взаимодействие со сверстником и мотивируют это стремление возможностью достижения большего согласия, взаимопонимания, чем в многочисленной группе. Дружеское общение в диаде становиться для дошкольников «школой» взаимопонимания, практикой достижения способов согласия, которое затем переноситься в общение с более широким кругом сверстников. 

В индивидуальной беседе детям старшего дошкольного возраста предлагалось ответить на вопросы о дружбе, дружеских отношениях, причинах мешающих понимать друг друга, способах преодоления непонимания. Анализ ответов показал, что дошкольники расценивают «непонимание» как отрицательную черту в отношениях со сверстниками. Все опрошенные дети отмечали , что плохо когда меня не понимают.

Нарушение взаимопонимания часто связано с коммуникативным аспектом общения. Неумение доступно и понятно  для партнера объяснить свою позицию или свои намерения, несоблюдение норм культуры общения, грубый тон, использование прозвищ, слов унижающих достоинство другого ребенка приводит к нарушению согласия и становиться препятствием для достижения взаимопонимания между детьми. Неумение вести диалог, поддерживать друг друга в процессе общего дела, «хмыканье», иронические высказывания типа «Ну вот, опять краска расплылась, руки-крюки, неумеха!» мешают взаимопониманию и приводят к конфликтам.

Установление контакта между детьми совершается не только с помощью речи, но и с помощью невербальных средств коммуникаций- жестов, мимики, позы. Для начала контактам детям необходимо внешне выразить готовность к общению. Инициатор общения принимает позу «адресации». Это проявляется в устремлённости к партнёру (подходит, оказывается в поле зрения партнёра), приветливом выражении лица, в «вопрошающих» глазах, в привлекающих внимание жестах. Соответственно, партнёр, желающий вступить в контакт, принимает позу «слушателя». Он останавливается, смотрит в глаза, на лице выражается внимание, готовность выслушать вопрос, принять новую информацию. Такое обоюдное поведение становится первым шагом для достижения взаимопонимания в общении. Между общающимися детьми возникает необходимая эмоциональная близость, которая способствует достижению согласия.

Изучение особенностей игрового общения старших дошкольников показывает, что для достижения взаимопонимания в процессе игры (в частности в сюжетно-ролевых играх) значения имеют игровые действия двух типов. Во- первых, действия, направленные на предварительное согласование игровой обстановки, игрового сюжета, распределения ролей, то есть определяющие общую стратегию игры, во- вторых, действия, поясняющие для остальных детей смысл предпринимаемых кем-то из игроков инициатив по дополнению сюжета, изменению игровой обстановки, введению новых ролей. Использование поясняющих действий свидетельствуют об умении ребёнка ориентироваться на сверстников как партнёров, что поддерживает и сохраняет общий игровой настрой и взаимопонимание в игре.

Мешают установлению взаимопонимания трудности саморегуляции, которые часто возникают у несдержанных, излишне импульсивных детей, чьё поведение приводит  к дезорганизации общей деятельности. Несмотря на сформированные игровые навыки, причиной нарушения согласия становится неумение ребёнка управлять своим поведением, уважать интересы других детей, отсутствие готовности учитывать интересы сверстников.

Ряд особенностей в действиях и отношениях детей со сверстниками, которые становятся барьерами в достижениями взаимопонимания. Это:

  1. Мотивационные барьеры, проявляющиеся в отсутствии ориентации на сверстника как партнёра общения, стремления проявить к нему внимание и выразить готовность к поиску согласия и общих подходов;
  2. Нормативно- этические барьеры, возникающие при отсутствии у общающихся детей единых ориентаций в правилах и способах совместной деятельности и общения, во что бы то ни стало утвердить свою точку зрения;
  3. Эмоциональные барьеры, обусловленные неразвитостью эмоционально- перцептивных способностей и эмпатии у детей, не умением идентифицировать ситуацию, учитывать эмоциональное состояние партнёра и регулировать собственные эмоции;
  4. Информативно- смысловые барьеры, связанные с непониманием ситуации общения, с разной, информированностью, отсутствием желания понятно для партнёра объяснить смысл своих предложений и действий;
  5. Коммуникативные барьеры, обусловленные недостаточным умением вести диалог, выслушивать собеседника, не желанием высказывать свои мысли в культурной не унижающей личности партнёра форме, использование «запрещённых» приёмов психологического и морального давления на партнёра;
  6. Поведенческие барьеры, связанные проявлением в общении недоброжелательности, агрессивности, гиперактивности, либо пассивности и замкнутости.

Общение, основанное на стремлении самоутвердиться, добиться особых преимуществ и выгодных для себя условий , а также использования действий и информации, негативно выражающей несогласие с мнением партнера, ведет к согласованию взаимодействия и, следовательно, к разрыву взаимопонимания между детьми.

  Проблема взаимопонимания концентрирует в себе важнейшие достижения социо-культурного развития старшего дошкольника и затрагивает нормативно-этический, коммуникативный, интеллектуальный и эмоцианально-личностный аспекты его общения со сверстниками. Умение ребенка достигать взаимопонимания в общении со сверстниками становиться информативным показателем успешности его социализации. Задача состоит в том, чтобы найти эффективные методы и формы организации личного опыта старшего дошкольника, обеспечивающие освоение механизмов взаимопонимания и принятия  взаимопонимания как ценности общения.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуры общения старших дошкольников со сверстниками

Общение людей друг с другом должно доставлять радость. Это достигается высокой культурой общения. Родителям и воспитателям совместными усилиями необходимо учить детей общаться....

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ

Игра, издавна, считалась наиглавнейшим видом деятельности ребенка, который способствует всестороннему развитию дошкольника. И поэтому на данном этапе развития образования бесспорно становится актуальн...

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ

Игра, издавна, считалась наиглавнейшим видом деятельности ребенка, который способствует всестороннему развитию дошкольника. И поэтому на данном этапе развития образования бесспорно становится актуальн...

Игры и упражнения на развитие общения старших дошкольников

Данные игры и упражнения могут быть полезны воспитателям дошкольных учреждений в рамках формирования межличностных отношений между ребятами, обучению их правильному общению, преодолению отчужденной по...

Тема: «Развитие любознательности и познавательной мотивации у старших дошкольников в условиях сельского детского сада»

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЧТЕНИЯХ «Дошкольное образование XXI  века: взгляд современного педагога» педагогических работников муниципального дошкольного образовательного ...

Консультация «Общение старших дошкольников со сверстниками»

Общение со сверстниками занимает ведущую роль в развитии интеллекту-альных, речевых, эмоциональных и нравственных задатков. Ребёнок в старшем возрасте скучает при расставании с друзьями...

Проект Развитие общения старших дошкольников в игровой деятельности

1. Визитная карточка проекта «Развитие общения старших дошкольников в игровой деятельности»2. Диагностические материалы проекта2.1 «Диагностика развития общения со сверстниками»...