методическая разработка Великая Отечественная война
методическая разработка

методическая разработка Великая Отечественная война для дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_velikaya_otechestvennaya_voyna.docx39.9 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации города Липецка

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

Дом творчества «Октябрьский» города Липецка

«Дошкольникам о Великой Отечественной Войне»

Номинация - методические рекомендации

Автор:

Филатова Елена Валерьевна

педагог-организатор

Липецк -2020

Аннотация.

Методическая рекомендация «Дошкольникам о Великой Отечественной войне» разработана педагогом-организатором Филатовой Еленой Валерьевной и направлена на особенности изложения познавательного материала о Великой Отечественной войне, который может использоваться в различных методах обучения с целью формирования представления о данном историческом событии,  формировании чувства патриотизма у дошкольников. Данная методическая рекомендация была разработана на основе обзора профессиональной литературы и интернет–ресурсов, отражающие теоретические знания и  практический опыт по данной тематике.

Пояснительная записка.

Актуальность.

С окончания Великой Отечественной войны прошло уже много времени, практически не осталось в живых ветеранов и участников той страшной войны. Каждое последующее поколение все больше отдаляется во времени от тех ужасных событий.  Как рассказать самым маленьким членам нашего общества о самом страшном событии в истории русского народа – Великой Отечественной войне? Какие найти слова, чтобы передать ужас и страдания русского народа? Как вызвать осознание значимости подвига русского народа и вызвать чувства патриотизма, сострадания и оставаться гордостью для будущих поколений? На эти вопросы поможет ответить данная методическая разработка, адресованная учителям, воспитателям, педагогам, родителям, всем тем, кто работает с дошкольниками, чья деятельность направлена на всестороннее развитие личности ребенка, в том числе на патриотическое воспитание. Большое место в работе занимает рассмотрение такого страшного события, как Великая Отечественная война, с позиции ребенка-дошкольника, с учетом его возрастных психофизиологических особенностей. Главное внимание обращается на способ подачи материала, чтобы заинтересовать и просветить даже самых маленьких детей, а ни в коем случае не напугать. Итак, в данной методической разработке, пойдет речь о том, как правильно рассказать дошкольникам о войне 1941-1945 годов, чтобы дети знали, помнили и чтили подвиг наших предков и понимали, как тяжело далась победа.

Цель: познакомить педагогов, воспитателей, родителей с особенностями формирования представления о Великой Отечественной войне у дошкольников.

  Основная часть.

В преддверии 75-ой годовщины Великой Победы, важно поразмышлять об условиях формирования у дошкольников предпосылок гражданско-патриотической позиции. Специалисты в области дошкольного образования едины во мнении, что воспитывать в детях чувство патриотизма невозможно в отрыве от  истории. Так, Л. Ф. Островская, рекомендует в работе с дошкольниками придавать особое значение «рождающемуся чувству истории» у маленького ребенка, подчеркивая, что без знания героической истории Отечества невозможно пробудить интерес детей к Родине, заложить начала патриотический чувств.[1] Автор отмечает, что педагоги вместе с родителями призваны помочь ребенку осознать, что в Великой Отечественной войне солдаты вместе со своим народом сумели победить врага и отстоять свое право жить свободно и независимо. Изучение в свободной форме фактов, связанных с прошлым страны, даёт возможность ребенку сравнить то, что есть с тем, что было и приблизить его к пониманию исторического значения Победы нашего народа во Второй мировой войне.  

Единого возрастного критерия  для формирования данного понимания здесь нет. Это зависит от разных факторов: от региона проживания ребенка, от его социального окружения, семейных традиций, посещает ли образовательное учреждение. Многие дети, начиная с 4-5 лет, уже проявляют интерес к этой теме, особенно мальчики, у большинства из которых есть различные игрушки на военную тематику, а  значит, уже в этом возрасте можно начинать рассказывать о ней детям. Лучше не форсировать события и начинать разговор тогда, когда ребенок будет сам проявлять интерес -  задавать вопросы, или играть в войну, или в его рисунках будет прослеживаться военная тематика. Наличие интереса - вот критерий психологической готовности ребенка к восприятию информации.        Поговорить можно в преддверии праздника 9 Мая, а заодно объяснить, что это за день, что он значит для страны, рассказать о подготовке к параду, об украшении города к празднику. Поскольку ребенок 4-5 лет еще мал, то и объяснять нужно на доступном его пониманию «языке». Мышление в этом возрасте носит наглядно-образный характер, а значит и войну надо сравнивать с доступными пониманию ребенка образами. Например, так: «Ты помнишь, как недавно ты поссорился со своим другом, и вы даже подрались. А бывает так, что целые страны ссорятся и дерутся между собой. Это и называется война. У каждой страны есть запасы оружия, которые они используют для войны: танки, пистолеты, пулеметы. Вы  подрались, а потом помирились. Вот и войны могут заканчиваться так же. Страны мирятся между собой». Самое главное в рассказах детям о войне – это показать все стороны этого явления: говорить можно не только о том, что война – это плохо и что люди должны бояться войны, но и о причинах, течении и последствиях войны. Если ребёнок будет понимать суть войны, ему будет легче выработать своё отношение к ней и не испытывать при этом страх. Можно поговорить с ребенком почему война так называется -  Великая Отечественная. Великой ее назвали потому, что не видел еще мир  такой огромной и  такой разрушительной войны. Никогда еще не сталкивалось в сражениях столько солдат, столько самолетов и танков, никогда еще не было разрушено столько городов, убито столько людей. Ужасная была война! А Отечественной называют ее потому, что защищали в той войне наши солдаты свое отечество, то есть свою родину, то место, где они родились — родные поля, дома, своих близких людей. Защищали свободу родной страны от злых врагов - фашистов. А кто такие фашисты? Это были злые, жестокие люди. Они решили, что на всей Земле должен остаться только их народ, который они считали самым лучшим. А все другие народы они хотели уничтожить. Там, где проходила армия фашистов, оставались разрушенные города и деревни, сожженные дома, убитые люди. Такой вот страшный враг пришел к нам с войной летней ночью 22 июня 1941 года. У врага был план: быстро, одним ударом сломить нашу родину, дойти до самой Москвы, нашей столицы – самого главного города, и покорить ее, разрушить. Наша мирная страна не хотела покоряться фашистам! Насмерть встали на границе русские солдаты: не пустим! По всей стране мужчины, способные воевать, уходили на фронт, а женщины и дети вставали вместо мужчин к заводским станкам, работали в полях, растили хлеб и строили танки. Весь народ, от самых маленьких ребят до стареньких бабушек и дедушек, решил бороться с врагом!  Но враг все наступал и наступал. Много солдат было у фашистов, много самолетов и танков, много бомб и снарядов. Трудно пришлось нашей армии! Долго отступали наши солдаты, и только когда за спиной оказалась Москва, столица, сердце нашей родины, всем стало ясно: дальше некуда отступать, Москву нельзя отдать врагу. Ценой страшных, тяжелых боев, ценой своих жизней остановили солдаты фашистские полчища у речки Нары, совсем недалеко от Москвы.

После этой великой битвы медленно, но уже неотвратимо наступали наши солдаты, теснили фашистов, гнали с родной земли, освобождали захваченные города и людей. До самого Берлина, где прятались главные фашисты, гнали захватчиков, и весной 1945 года ворвались, наконец, в этот далекий город и одержали полную, окончательную победу. 8 мая 1945 года побежденные фашисты окончательно сдались, а 9 мая стало великим праздником — Днем Победы. И теперь в этот день вся Россия празднует освобождение страны от захватчиков-фашистов. Это великий день памяти и благодарности: мы благодарим наших дедушек, бабушек, отцов и матерей за то, что в те страшные годы они не струсили, не покорились врагу, отстояли нашу свободу, своими жизнями заплатили за нашу счастливую жизнь и мирное небо. И ты запомни этот день! Подвиг этот никогда не должен быть забыт.

О войне не следует говорить в неподходящие моменты, когда ребёнок напуган, взволнован, переживает не самый благоприятный период или когда наступает этап возрастного кризиса.

В старшем дошкольном возрасте можно уже более подробно рассказывать о войне: о том, как и где воевали члены его семьи, об их подвигах и наградах, можно читать рассказы о войне для детей, стихотворения, разучивать военные песни. Можно смотреть военные парады в честь Дня Победы, посещать памятные места, музеи. Все это обогатит представления ребенка о войне и приобщит его к знанию истории своего народа. Во время прогулок с ребенком по городу обращайте внимание на улицы, площади, названные именами героев войны, памятные мемориалы. Расскажите, в чем состоял подвиг героя, память о котором увековечена в названии улицы. Отведите ребенка к Вечному огню и расскажите, что он всегда горит, напоминая людям о тех, кто погиб на войне. Такие уроки полезны для начального зарождения гражданских и патриотических чувств.

Какую бы тему не выбрали педагоги, всем известно, что дети легче понимают и усваивают ее через игры и беседы на наглядно-иллюстративной основе.  С мальчикам можно освоить строевой шаг, показать, как отдавать рапорт высшему по званию, а ползать  «по-пластунски» могут и мальчики и девочки, например, подползти к «раненому солдату», и помочь переместиться в безопасное укрытие.

С дошкольниками можно поговорить о жизни детей в период войны. Помогут наглядные материалы: архивные фото, особенно  из семейных архивов кого-то из родственников, игрушки и игры детей во время войны.  Важно обратить внимание детей на то, что их жизнь сегодня мало сравнима с жизнью детей их возраста того времени. Многие дети остались сиротами, тяжело болели, голодали, выполняли тяжёлую физическую работу, чтобы выжить или помочь взрослым. В раннем возрасте им уже приходилось работать.  Литературные источники помогут рассказать детям о героизме маленьких защитников Родины.

Знакомя малыша с событиями тех лет, можно также рассказать о военных профессиях. Военные занимаются важными для страны делами: управляют боевыми машинами, несут службу на границе, обучают молодых новобранцев военному ремеслу, чтобы в случае войны они могли встать на защиту Родины. Быть военным – так же почетно, как быть учителем, врачом, пожарным, полицейским. К военным специальностям также относятся профессии врача, летчика, моряка, связиста, инженера, водителя. В военное время люди этих профессий выполняют важнейшие задачи. Женщины наравне с мужчинами идут на войну и проявляют храбрость, отвагу, самоотверженность, заботятся о   раненых на войне солдатах.

В разговоре с маленькими детьми не стоит, естественно, подробно говорить об ужасах войны, о концлагерях. Основная задача – не напугать ребенка,  а просветить. Говоря о блокаде Ленинграда, не надо вдаваться в подробности, достаточно будет сказать, что фашисты блокировали подъезды к городу, чтобы туда нельзя было доставить еду, и жители города вынуждены были голодать.

Детская литература подойдет для первого знакомства с образами войны. Читать книги на эту тему можно уже с трех лет. Малыш еще мал, он не поймет всех ужасов того времени, но это пока и не нужно. После пяти лет дети уже более осознанно воспринимают вопросы смерти, примеряя их на себя. Главное в такие моменты – успокоить ребенка здесь и сейчас: война уже прошла, ее уже пережили, мы живем в мирное время.

Список литературы:

1. https://www.lipetsk.kp.ru/daily/24446/611201/

2. Е. П. Арнаутова «Методические рекомендации педагогам дошкольных образовательных учреждений, посвященные 65-летию Победы в Великой Отечественной войне», 2010 г.

3. Л. Ф. Шкафенко «Жить – родине служить». Эксперимент и инновации в школе, №2/2015.

4. https://razvivashka.online/vospitanie/rasskazat-detyam-o-voyne

5.https://infourok.ru/metodicheskoe-posobie-rasskazyvaem-detyam-o-vojne-4075754.html

6.https://tjournal.ru/stories/139042-detyam-o-blokade-leningrada

7.https://childage.ru/psihologiya-i-razvitie/vospitanie-rebenka/chto-takoe-blokada-leningrada-dlya-detej.html

8.https://www.spb.kp.ru/daily/26990/4051008/

9.https://kladraz.ru/blogs/ala-ivanovna-efimova/konspekt-besedy-posvjaschenoi-dnyu-snjatija-blokady-dlja-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html

10.https://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2018/11/01/detyam-o-blokade-leningrada

11.https://cyberleninka.ru/article/n/leningradskaya-bitva-i-eyo-vklad-v-pobedu-v-velikoy-otechestvennoy-voyne

12.https://militaryarms.ru/voennye-konflikty/blokada-leningrada/

13.https://453-nn.caduk.ru/p23aa1.html


[1] Островская Л. Ф. Уроки гражданственности//Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. - М.:1987. – С. 114-127.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Великая Победа» методическая разработка праздника, посвящённого 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне

«Великая Победа» методическая разработка праздника, посвящённого 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне музыкального руководителя Самсоновой Юлии Александровны...

Методическая разработка Конспект НОД по развитию речи детей с ОНР в старшей группе « К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне»

Конспект НОД по развитию речи детей с ОНР в старшей группе « К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне»       Скригонюк  Галина Ивановна. ГБДОУ компенсируещего...

Методическая разработка сценария праздника, посвященного Дню Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. «Книга Памяти» в старшей группе

Цель мероприятия:  расширение знаний и представлений о подвиге советских  солдат в Великой Отечественной войнеЗадачи:- формировать знания о государственных праздниках и историческом наследии...

Методическая разработка познавательного проекта нравственно-патриотической направленности к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «Никто не забыт, ничто не забыто…»

Проблема организации образовательного процесса в ДОУ весьма насущна сегодня. Знание специфики работы с дошкольниками, умение соотносить индивидуальные качества дошкольников с целями и задачами основно...

Методическая разработка педагогического проекта «Формирование патриотических качеств личности у детей 6-7 лет на примере событий Великой Отечественной войны».

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников на примере событий Великой Отечественной войны....

методическая разработка: сценарий экскурсии "Эхо войны" приуроченная к 75-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Данное мероприятие направлено на воспитание патриотического духа у детей дошкольного возраста. Ведущий экскурсовод-ученица 5 класса ведет ребят по улицам их родного города, показывает фото и зачитывае...

Методическая разработка мероприятия (игра по станциям), посвящённого Дню Победы в Великой Отечественной войне Тема: "По дорогам Победы" посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне

Методическая разработка посвящена культурно-историческому направлению патриотического воспитания, а именно – воспитанию у детей любви к своей Родине. Содержание мероприятия знакомит детей с исто...