Развитие межличностных отношений дошкольников в спортивно- игровой деятельности
статья (старшая группа)
Изучение проблемы формирования детского взаимодействия самым тесным образом
переплетается с основным видом детской деятельности - игровой деятельности дошкольника. Поэтому в статье мы обратимся к такому виду деятельности как игра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_mezhlichnostnyh_otnosheniy_doshkolnikov_v_sportivno.docx | 20.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 64 «Солнечный зайчик»
Статья
Тема: «Развитие межличностных отношений дошкольников в спортивно-игровой деятельности».
Подготовила: Воспитатель Домрачева Е. А.
Смоленск 2018
Развитие межличностных отношений дошкольников в спортивно-игровой деятельности.
В данное время наблюдается, что дошкольники во многом опережают в своей эволюции предшественников, но в то же время у 25% выпускников дошкольных образовательных учреждений выявлен низкий уровень социальной компетентности, трудности во взаимодействии со сверстниками. Проявляется беспомощность в принятии самостоятельных решений в простейших жизненных ситуациях. Исходя из вышесказанного, возникает вопрос об актуальности проблемы формирования детского взаимодействия, о необходимости поиска новых средств, форм обогащения социального опыта, который растет у человека и совершенствования этого процесса в период дошкольного детства.
Изучение проблемы формирования детского взаимодействия самым тесным образом
переплетается с основным видом детской деятельности - игровой деятельности дошкольника. Поэтому в статье мы обратимся к такому виду деятельности как игра. Игра представляет собой яркое средство социализации, поскольку происходит взаимодействие с другими людьми. Она оказывает влияние на формирование личности дошкольника, эволюцию его социально значимых качеств, формирование социального опыта.
Фундаментом взаимодействия дошкольников является их накопленный ранее личный и исторический опыт, но, как подчеркивает С. Г. Якобсон, в дошкольном детстве субъективные мотивы все еще сильны. Для примера, если в процессе взаимодействия один из участников преследует индивидуалистическую цель, то может возникнуть ситуация соперничества, которая приведет к возникновению недоброжелательности и зависти. В том случае, если деятельность имеет первостепенное значение для всех участников, то их взаимодействие будет основано на взаимопонимании. Так в процессе общения со сверстниками в игровой деятельности у дошкольников появляются общие интересы, их объединяет общность стремлений, через призму которых складываются детские коллективы, команды.
Исследованием межличностных отношений в дошкольном детстве занимались
многие ученые Я. Л. Коломинский, А. Д. Кошелева, Т. А. Репина, Т. В. Сенько.
Межличностное взаимодействие в дошкольном возрасте можно представлять с разных сторон: с одной стороны, в более глубоком смысле – как «случайный или
преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный,
вербальный или невербальный личный контакт двух или несколько человек». В
итоге данного взаимодействия изменяется деятельность детей, их поведение и
отношения. В другом, более ограниченном смысле, это «система взаимно обусловленных индивидуальных действий, скрепленных циклической причиной зависимостью», где действие «каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных». При этом вычленяются такие признаки межличностного взаимодействия в детском обществе, как формы общения: предметность ( присутствие у вступающих во взаимодействие цели, стремление к ней), эксплицированность (доступность до исследования), ситуативность (подверженность воздействию определенных условий, норм, правил), рефлексивная многозначность (неосознанное, осознанное, частично осознанное взаимодействие).
Существуют два типа межличностного взаимодействия – сотрудничество или
кооперация и соперничество или конкуренция. Сотрудничество воспринимается как
достижение вступающих во взаимодействие людей определенной цели или не притон к ее достижению. Соперничество, указывает, что достижение цели одним из участников взаимодействия исключает или препятствует достижению цели другого.
Ученые, исследуя развитие групп, коллективов, отмечали то, как межличностные
отношения влияют на развитие целостного, сплоченного коллектива, как социально
организованная деятельность влияет на формирование межличностных отношений.
По нашим представлениям успешной социализации дошкольников способствует спортивно-игровая деятельность. В процессе, этой деятельности, происходит не только укрепление организма, приобретение ребенком новых двигательных действий, но и нормы поведения и морали, появляются интересы, привязанности.
В спортивно-игровой деятельности, в процессе взаимодействия между участниками происходит организация «социального пространства», в которой каждый игрок олицетворяет свою роль в социуме, функции, модель поведения в игровой ситуации.
При этом, на результативность совместной деятельности оказывают влияние следующие факторы, которые были выделены И. В. Ривиной.
1. Разделение действий между партнерами, которое развивает мыслительную деятельность – понимание, рефлексию
2. Моделирование, использование при обучении графических схем, различных знакомых форм
3. Конфликт, который помогает при помощи «перестраивания способа взаимодействия» найти новые способы решения
4. Игровая форма взаимодействия, которая способствует развитию познавательной активности, мышления, влияет на повышение мотивации.
Ввиду вышесказанного, анализ исследований и практический опыт по данному вопросу наталкивает нас на следующий вывод: игровая деятельность для дошкольника, это не только ступень развития личности, но и период активного взаимодействия с окружающим миром. В процессе игрового взаимодействия ребенок учится трансформировать полученный в общении со сверстниками и взрослыми опыт в свой личный социальный опыт. У него активно развивается творчество, фантазия, воля, уважение других и самоуважение, он учится подвергать свои эмоции контролю. Ребенок эволюционирует как индивидуальность. Таким образом, особенности, которые характерны для игровой деятельности дошкольников, такие как
многообразие игрового содержания, положительный эмоциональный фон, возможность проявления творчества и самореализации в процессе проигрывания разнообразных ролей в игровой деятельности, способствует социализации дошкольников и формированию у них социального опыта.
Список литературы:
1. Блакитная Е. Детские контакты и их мотивы [Текст] / Е. Блакитная // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 6. - С. 31-35.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Педагогика, 1968. - 296 с.
3. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2011. - 672 с.
4. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: учеб. пособие для учащихся пед. училищ по специальностям «Дошк. Воспитание» и «Воспитание в дошк. учреждениях» / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1988 - 336 с.
5. Волкова А.И. Психология общения / А.И. Волкова. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 446, [1] с. - (Высшее образование).
6. Воробьёва, М.В. Воспитание положительного отношения к сверстникам [Текст] / М.В. Воробьёва // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 7. - С. 54-61
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Развитие познавательной активности дошкольников в процессе игровой деятельности"
Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого...
«Развитие межличностных отношений дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры»
В соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию и воспитанию, целью моей работы является: создание условий для активной и самостоятельной творческой деятельности, формирование меж...
Развитие межличностных отношений дошкольников в условиях игровой деятельности
Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении одна из самых важных человеческих потребностей. Отношения с другими людьми рождают наиболее ос...
Выступление на педагогическом совете: Развитие креативных способностей детей средствами спортивной игровой деятельности
Мир детских игр разнообразен......
Влияние игры на развитие межличностных отношений дошкольников (консультация для педагогов)
Отечественные психологи и педагоги процесс развития понимали как усвоение общечеловеческого опыта, общечеловеческих ценностей. Игра воспроизводит стабильное и инновационное в жизненной практике ...
Особенности использования игр в развитии межличностных отношений дошкольников.
Особенности использования игр в развитии межличностных отношений дошкольников....
РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассматриваются возрастные особенности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в детском саду. Отмечается, что в основе каждого произведения искусства и художественной дея...