Игры звуками
консультация

Шаймуратова Альбина Фагиловна

Игры звуками это импровизация малыша.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игры звуками14.06 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Игры звуками — это музыкальная импровизация»

 Одной их самых увлекательных и совершенно необходимых для детей форм первичного познания звукового мира, а через него и основ музыкального искусства, являются игры звуками. Автором, разработавшим идею игр звуками как первоначальной формы знакомства детей с миром музыки, является австрийский композитор Вильгельм Келлер, сподвижник и коллега Карла Орфа. Удивителен мир звуков, окружающих нас. Их так много, и они такие разные: вот жалобно мяукает кот, тонко позванивает хрусталь, таинственно шуршат листья под ногами, визжит тормозами машина и поет скрипка. И каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться ее услышать. Нам  только кажется, что вся музыка давно сосредоточилась в фортепиано или симфоническом оркестре. На самом деле это не так - фантазия и воображение могут вдохнуть красочную жизнь в обычные бытовые звуки. «Марш деревянных кубиков», «Полька цветных карандашей» или «Скрипучее рондо» - такие пьесы увлекут не только малышей. Каждый знает, какого цвета небо, солнце, ночь, огонь . А как ночь звучит? Переливается бархатно-черными звуками рояля или искрится сияющим звездным дождем колокольчиков и хрустальных стаканчиков? Может быть, она певучая и прохладная, как звуки металлофона? Можем ли мы представить и сыграть «разговор двух светлячков», «хор планет», «танец травинок», «марш муравьев»? Кажется невероятным, но можем, и легко. Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку. Рожденная их фантазией, она проста и чудесна, как сама страна детства. Здесь из обычного металлофона рождается мерцающий огонек светлячка, простые рыболовные колокольчики «разговаривают» друг с другом о дружбе, а коробочки с крупой расскажут, как осенью грустно шуршат под ногами листья. Стоит только прислушаться и в легком постукивании карандашом по столу можно услышать незатейливую песенку дождика, в бумажном шелесте - целую сказку, рассказанную простым бумажным листком. Сам педагогический процесс «омузыкаливания» бытовых шумов (звон, шуршание, стук, шорох) основан на стремлении ребенка самостоятельно организовать звуки, превращая их тем самым в музыку. Когда детям еще недоступны динамические, ритмические, структурные или иные способы организации звуков, единственно возможным способом формообразования становится спонтанная комбинаторика, одушевленная внутренним импульсом: «Это моя музыка!». Пространственно-временная композиция является самой элементарной формой до-ритмической и до-тональной музыки. Использование в музыкальном воспитании шумов и тембровых импровизаций на шумовых инструментах никак не противоречит сути самого музыкального воспитания: «Дитя хочет спонтанно выражать себя через звук и шум и хочет открывать новые звучания. Это будит фантазию и инициативу» (В. Келлер). Построение подобных композиций составляет лишь одну из многих форм активного музицирования детей. Что касается часто возникающих у педагогов сомнений, можно ли называть музыкой тот, с их точки зрения, беспорядочный шум, который ребенок производит с помощью инструмента, то здесь можно только посоветовать попробовать услышать разницу между тем, когда ребенок просто шумит и когда он пытается сыграть собственную музыку. Чуткий педагог безошибочно определит как «присутствие музыки» в потоке звуков, издаваемом ребенком, так и ее отсутствие. В данном случае проблема нам видится в невосприимчивости слушающего к принципиально иным способам организации звуков, которыми пользуется ребенок, не будучи наученным делать это «окультуренно». Музыка - это процесс, целостность которого поддерживается не только структурой, но также внутренними и внешними напряжениями. О феномене присутствия в музыке организующей силы духовной энергии замечательно написал Р. Штайнер: «Не правда ли, дело заключается в том, чтобы овладеть звуками? Но звуки - не музыка! Так же как тело человека не является его душой, так и звуки - это не музыка. Музыка находится между звуками. Существенно то, что есть между ними». Практика показывает, что даже трехлетние дети интуитивно знают об организующей силе духовной энергии, и  назвать «музыкой» их творческие проявления может близкий  к сути самой музыки человек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Игра звука"

Одной из самых увлекательных и совершенно необходимых для детей форм первичного познания звукового мира, а через него и основ музыкального искусства, являются игры звуками.Удивителен мир звуков, окруж...

Игры "Звук и буква П".

Имитация звука.Выделение звука на фоне слова.Отгадывание загадок, где в ответах  используется  заданный звук.Добавление слов со звуком [П] в отгадки....

Методическое пособие по автоматизации звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи с применением двигательно-тактильных упражнений. «Двигаемся, играем - звуки закрепляем»

В пособии представлена серия упражнений для автоматизации звуков с движением. При выполнении упражнений в процессе автоматизации звуков развивается мелкая и крупная моторика,координация речи с движени...

картотека индивидуальных занятий по постановке и автоматизации звуков Тема: «Весело играем -звуки закрепляем».

Представленная методическая разработка предназначена для дошкольников 5-7 лет. Основная цель данной методической разработки – коррекция звукопроизношения дошкольников, развитие фонематического с...

Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе. Тема: « Весело играем , звук Л мы закрепляем» (использование игровых приемов в работе по автоматизации звуков)

1.Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [л].Продолжать учить правильно произносить звук [л] в прямых слогах.   3. Учить определять наличие и место звука [л]...

Игра для детей старшего дошкольного возраста на тему «С пальчиками играем звуки в речи закрепляем»

Развитие правильного произношения звуков в речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием специального оборудования....