Формирование у дошкольников начальных представлений о здоровом образе жизни
статья (старшая, подготовительная группа)
Cтатья описывает опыт работы инструктора по физической культуре по формированию у воспитанников старшего дошкольного возраста начальных представлений о здоровом образе жизни, используя метод проектной деятельности. Статья будет полезна инструкторам по физической культуре и воспитателям детских садов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект по формированию ЗОЖ у старших дошкольников | 26.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование у дошкольников начальных представлений о здоровом образе жизни
В настоящее время негативная тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России и особенно детей делает проблему воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) особенно актуальной. Изменить ситуацию способно формирование ответственного отношения к здоровью, его укреплению. И происходить это должно в дошкольном возрасте, так как именно в это время формируются основы здоровья, основные жизненные привычки и ценности, выносливость организма, его работоспособность, а также качества, которые необходимы для полноценного личностного развития. В дошкольный период у ребёнка необходимо сформировать:
- Знания о правилах гигиены, ухода за своим телом;
- Знания о наиболее опасных факторах риска для здоровья и жизни;
- Знания об устройстве человеческого организма, об органах, нуждающихся в особой защите;
- Знания о собственном физическом развитии и уровне физической подготовленности.
Формирование основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста будет успешным только при условии организации в образовательном учреждении и семье целенаправленного и систематического воспитательно–образовательного процесса взаимодействия в триаде ребенок – педагог – родитель, в котором педагогический коллектив дошкольного учреждения должен выступать инициатором и координатором.
Для решения вышеизложенной проблемы я обратилась к методу проектов, так как именно он:
- Основан на системном и деятельном подходе к решению педагогических задач, интеграции образовательных областей.
- Предлагает взаимодействие детей, педагогов и родителей.
- Реализуется с учётом индивидуальных и возрастных особенностей.
- Включает в себя различные виды деятельности и формы взаимодействия.
- Способствует творческой самореализации.
Появился проект по формированию у детей представлений о ЗОЖ «Будь здоров!»
Тип проекта: физкультурно-познавательный, долгосрочный (годовой).
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, инструктор по физической культуре, воспитатели групп, специалисты ДОУ, семьи воспитанников.
Проблема проекта: укрепление и сохранение здоровья воспитанников.
Цель проекта: формирование у детей дошкольного возраста основных представлений о здоровом образе жизни.
Задачи проекта для воспитанников:
- Формировать у детей представления о здоровье, здоровых привычках и составляющих ЗОЖ: соблюдение режима дня, правильное питание, гигиенические навыки, занятие физкультурой и закаливание, соблюдение правил безопасности;
- Развивать познавательную и двигательную активность детей;
- Воспитывать у детей бережное и ответственное отношение к своему
здоровью.
Задачи проекта для педагогов:
- Освоение проектного метода;
- Повышение педагогической компетентности в вопросах формирования представлений о ЗОЖ у детей;
- Пополнение ДОУ методическими и информационными материалами;
- Укрепление взаимосвязи между участниками воспитательно-образовательного процесса.
Задачи проекта для социальных партнёров:
- Повышение компетентности в вопросах укрепления здоровья детей;
- Укрепление взаимосвязей и активизация сотрудничества с ДОУ;
Принципы реализации проекта:
1. Доступность: проект реализуется с учётом возрастных особенностей детей, предполагает адаптированность материала к возрасту детей;
2. Систематичность и последовательность: подача теоретического и практического материала осуществляется от простого к сложному, с обязательным повторением ранее усвоенных норм и правил;
3. Дифференциация: в ходе проекта создаётся благоприятная педагогическая среда для качественного усвоения основ здорового образа жизни каждым дошкольником;
4. Динамичность: осуществляется за счёт интеграции образовательных областей.
Основные методы реализации проекта:
1. Организация и проведение физкультурно-познавательных досугов, посвященных различным аспектам здорового образа жизни.
2. Консультирование родителей и педагогов.
3. Создание методической базы по данной теме.
4. Наглядные методы.
5. Творческо-деятельностные методы.
Основные этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный, включал в себя:
1. Обсуждение целей и задач проекта.
2. Подготовительная работа с педагогами.
3. Организация предметно-развивающей среды.
4. Подбор методической и художественной литературы по теме проекта.
5. Подготовка необходимого физкультурного оборудования.
6. Изучение интернет - ресурсов по теме проекта.
7. Разработка перспективно-тематического плана, разработка конспектов занятий, развлечений.
8. Подбор и изготовление наглядных материалов для осуществления проекта.
9. Подготовка консультации для родителей.
II этап – практический, включал в себя:
1. Проведение тематических физкультурно-познавательных досугов, тематических бесед.
2. Взаимодействие с социальными партнёрами.
3.Организация систематического взаимодействия с родителями, консультирование по вопросам формирования у дошкольников основ здорового образа жизни.
4. Физкультурно-оздоровительная работа
III этап – заключительный, включал в себя:
1. Проведение итогового мероприятия «Праздник здоровья».
2. Выставки творческих работ, фотоотчёты.
3. Педагогический мониторинг.
4. Презентация и обсуждение опыта работы и перспектив в совершенствовании проекта.
В основе проекта «Будь здоров!» лежит системный подход, в связи с чем реализовывался он в нескольких ведущих направлениях: повышение уровня компетенции педагогов, целенаправленное сотрудничество педагогов с семьями воспитанников, взаимодействие педагогов, совместная деятельность педагогов, родителей и детей.
Работа с детьми строилась как система физкультурно-познавательных досугов.
Досуг «Будь здоров!» был посвящён общим вопросам ЗОЖ. Дети, выполняя игровые задания, отвечали на вопросы: что значит быть здоровым? что делать, чтобы не болеть? нарушение каких правил приводит к болезни?
Досуг «Про режим дня я всё знаю и, конечно, соблюдаю!» обобщил представления старших дошкольников о важности соблюдения режима дня, о его составляющих. Специально подобранные подвижные игры позволили детям вспомнить всю последовательность режимных моментов.
Досуги «Я правильно питаюсь, расту и развиваюсь», на котором закреплялись знания о режиме питания, полезных и вредных продуктах, правилах поведения за столом и «Чистота- залог здоровья!», посвящённый вопросам гигиены, проводились в форме соревнования двух команд с использованием тематических интерактивных заданий, созданных с помощью ИКТ. Соревновательный момент и специально подобранные эстафеты способствовали наибольшей активности участников досуга.
Досуг «Знатоки спорта» проводился в форме викторины. Дети разделились на две команды и выполняли задания, предлагаемые в виде мультимедиа-презентации: повторяли виды спорта, названия спортивных атрибутов и их назначение, доступные способы закаливания. Ответы на вопросы чередовались с тематическими эстафетами.
Итоговое мероприятие «Праздник здоровья» продемонстрировало высокий уровень знаний и умений детей по вопросам ЗОЖ, сознательное отношение к сохранению своего здоровья.
Работа с социальными партнёрами (семьями и учреждениями города), включала в себя совместные досуги, анкетирование, информационные материалы для родителей.
Работа с педагогами предполагала не только проведение консультаций и мастер-классов, но и создание тематических картотек, тематических интерактивных заданий, созданных с помощью ИКТ для совместной деятельности с детьми.
Проект «Будь здоров!» был успешно реализован и показал следующие результаты:
- для детей:
- Появление более осознанного отношения к собственному здоровью, знаний и умений, способствующих выбору здорового образа жизни.
- Снижение заболеваемости и поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья.
- Повышение уровня физической подготовленности.
- Развитие речи, расширение словарного запаса и кругозора.
- для социальных партнёров:
- Повышение заинтересованности в активном сотрудничестве с ДОУ в вопросах сохранения и в укреплении здоровья детей;
- Возросший уровень компетентности в вопросах здоровьесбережения и здоровьесозидания.
- для педагогов:
- Создание системы комплексного подхода к формированию привычки к ЗОЖ, преодоление узкоспециализированного подхода в организации физического воспитания.
- Активизации оздоровительной деятельности в детском саду.
Проект «Будь здоров!» получил своё продолжение в новом проекте. Новый годичный проект:
- рассчитан на старших дошкольников,
- творческий, физкультурно-развивающий
- направлен на изготовления вместе с детьми нестандартного физкультурного оборудования из бросового материала и дальнейшее использование его во время физкультурных досугов и самостоятельной деятельности в группе.
В дальнейшем я планирую продолжить работу над формированием у воспитанников основ ЗОЖ, искать новые формы и методы взаимодействия.
В дальнейшем я планирую продолжить работу над проектом «Будь здоров!», искать новые формы и методы его реализации.
Список литературы:
- 1.Здоровый дошкольник: социально оздоровительная технология 21 века/ сост. Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова и др.- М.: Гардарики, 2008.
- «Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет», автор С.С.Прищепа, Москва 2009.
- 4.Система оздоровления дошкольников «Здоровячок», авторы Т.С.Никонорова, Е.М. Сергиенко, Воронеж 2007.
- Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008.
- Методическое пособие «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни» - Москва 2012.
- Здоровый образ жизни «Я и мое здоровье» (программа занятий, упражнений и дидактических игр), автор Т.А.Тарасова, Л.С.Власова; Москва 2008.
- Лагутин А.Б. Физическое воспитание ребенка в дошкольном учреждении // Теория и практика физической культуры. - 2004.
- Нежина Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста / Н.В. Нежина // Дошкольное воспитание.- 2004.
- Программа развития «Школа здорового человека», авторы Г.И.Кулик, Н.Н.Сергиенко; Москва 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Формирование у дошкольников начальных представлений о здоровом образе жизни
род. собрание...
Познавательно-образовательный проект: «Формы взаимодействия ДОУ с семьёй с целью формирования начальных представлений о здоровом образе жизни у дошкольников»
Здоровые дети - это великое счастье. На протяжении веков люди искали панацею (средство) от болезней и видели ее секреты то в специфике питания, то в закаливании, то в отдельных видах физических упражн...
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у младших дошкольников с ОВЗ
Цель данной работы заключается в теоретическом обосновании использования непосредственно образовательной деятельности в формировании основ культуры здоровья у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ...
Консультация для родителей дошкольников. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Консультация для родителей дошкольников. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни«Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто».Сократ....
Консультация для родителей дошкольников. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
laquo;Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто».Сократ....
Консультация для родителей дошкольников. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
Консультация для родителей дошкольников. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни«Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто».Сократ.В настоящее время возрастае...
Консультация для родителей дошкольников. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Консультация для родителей дошкольников. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни«Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто».Сократ.В настоящее время возрастае...