Доклад на тему "Проектная деятельность в ДОУ"
методическая разработка
Одной из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с дошкольниками является проектная деятельность. Проектная деятельность в ДОУ – это прежде всего сотрудничество, в которое вовлекаются дети, педагоги и родители. Этот метод всегда предполагает решение какой -либо проблемы и получение результата. Очень важно, чтобы у детей возник интерес к этой проблеме, а еще лучше, если ребенок сам обнаружит проблему и у него возникнет желание решить ее. Поэтому перед педагогами стоит задача развивать и поддерживать детскую самостоятельность и инициативность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_proektnyy_metod.docx | 20.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 21 «Рябинка» п. Октябрьский муниципального образования Туапсинский район
Доклад на тему:
«Проектная деятельность в ДОУ»
Подготовила:
старший воспитатель
Т.А. Ефремова
2020 год
Одной из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с дошкольниками является проектная деятельность. Проектная деятельность в ДОУ – это прежде всего сотрудничество, в которое вовлекаются дети, педагоги и родители.
Этот метод всегда предполагает решение какой -либо проблемы и получение результата. Очень важно, чтобы у детей возник интерес к этой проблеме, а еще лучше, если ребенок сам обнаружит проблему и у него возникнет желание решить ее. Поэтому перед педагогами стоит задача развивать и поддерживать детскую самостоятельность и инициативность.
После выбора актуальной задачи (проблемы) для ребенка, составляется план поэтапного движения к цели: кто будет помогать, сотрудничать (воспитатель, сотрудники детского сада, родители), где, в каких источниках будем искать информацию, что из предметной среды будем использовать. План действия разрабатывается коллективно.
Первый этап – Выбор темы.
Задача педагога в первом этапе - осуществить вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием модели “трёх вопросов”:
- Что знаю?
- Чего хочу узнать?
- Как узнать?
На данном этапе диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценки имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата.
Последовательность работы педагога на данном этапе:
- педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
- вовлекает дошкольников в решение проблемы;
- намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
- обсуждает план с семьями на родительском собрании;
- обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
- вместе с детьми и родителями составляет план — схему проведения проекта;
- собирает информацию, материал;
Второй этап – Реализация проекта.
Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Задача воспитателя на данном этапе — создать в группе условия для осуществления детских замыслов.
Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что второй этап способствует разностороннему развитию, как психических функций, так и личностных качеств ребёнка.
Исследовательская активность на данном этапе активизируется за счет проблемного обсуждения, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использования операций сравнения и сопоставления, проблемного изложения информации педагогом, организации опытов и экспериментов.
Последовательность работы педагога на данном этапе:
- проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта),
- даёт домашние задания родителям и детям;
- поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
Третий этап – презентация проекта.
Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта.
Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).
Последовательность работы педагога над проектом на данном этапе:
- организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;
- подводит итоги (выступает на педсовете, родительском собрании, обобщает опыт работы).
Четвёртый этап – рефлексия.
Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и координирующей к окончанию проекта.
Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.
Заключительным этапом проекта является подведение итогов, совместный анализ и определение задач для будущих проектов.
Выделяем следующие этапы проекта:
- поисковый,
- аналитический,
- практический,
- презентационный,
- контрольный.
Проекты классифицируются:
- по составу участников (различаются по составу групп участников проекта - индивидуальные, групповые и фронтальные);
- по целевой установке;
- по тематике (различаются по тематике (творческие, информационные, игровые или исследовательские) и способам реализации результатов);
- по срокам реализации (по продолжительности проекты бывают как краткосрочными (1-3 занятий), так средней продолжительности и долгосрочными (пример: ознакомление с творчеством крупного писателя может длиться весь учебный год)).
В практике дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:
- Исследовательско - творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.
- Ролево - игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему).
- Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.).
- Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и т.д.
- Нормативные (проекты по созданию новых норм, соблюдению правил в разных нормативных ситуациях: «Книга правил поведения ребенка в детском саду» и др.).
Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами.
Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Хочется отметить, что благодаря проектной деятельности развивается мышление, воображение, речь, творческие способности у детей, происходит сближение родителей и детей, активизируются взаимоотношения педагогов и родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Элементы театрализованной деятельности в работе логопеда"
Доклад предназначен для практической деятельности учителей-логопедов. В нем определяются цели, задачи, этапы проведения театрализованной деятельности в коррекционной работе с детьми старшего дошкольно...
ДОКЛАД «Развитие дизайнерской деятельности детей дошкольного возраста»
Доклад на научно-практическую конференцию...
Доклад "Этапы творческой деятельности ребенка"
Доклад раскрывает этапы творческой деятельности ребенка...
Доклад «Актуальность системно- деятельного подхода в условиях введения и реализации ФГОС ДО».
Актуальность системно - деятельного подхода в условиях введения и реализации ФОГОС ДО....
ДОКЛАД «Организация образовательной деятельности на занятиях по английскому языку в ДОУ «Яблочко» в системе «Детский сад- начальная школа»
МБДОУ: «Федосеевский детский сад общеразвивающего вида«Яблочко» ДОКЛАД«Организация образовательной деятельности на занятиях по английскому языку в ДОУ «Я...
Доклад "Организация театрализованной деятельности в детском саду"
В докладе отражена работа по театрализованной деятельности с детьми младших и старших дошкольников....
Доклад «Виды детской деятельности в центрах активности» к педсовету «Создание центров активности и организация свободной деятельности дошкольников»
Цель педагога - способствовать развитию ребенка, что и происходит ежедневно в процессе ненасильственного...