Дидактические игры
занимательные факты
Дидактические игры
Дидактическая игра «Времена года»
Данная игра предназначена для работы с детьми от 3 до 7 лет.
Цель игры:
способствовать уточнению и расширению представлений дошкольников о временах года, о сезонных изменениях, происходящих в живой и неживой природе, развитию связанной речи, воспитывать интерес к познавательной и игровой деятельности. Для каждой возрастной группы имеется свой вариант обыгрывания.
Дидактическая игра «Времена года» имеет развивающее, обучающее и воспитывающие значение. Ее можно использовать практически в любых видах детской деятельности. Данная игра прекрасно подходит для индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работы с дошкольниками.
Материал:
4 картинки, изображающие времена года, и разрезные карточки с приметами времен года.
Игре обязательно должна предшествовать беседа.
Например:
Зимой день короткий. Солнце стоит низко и греет слабо. Выпадает снег. Холодно. Люди носят зимнюю одежду. Зимой мы празднуем любимый всеми праздник - Новый год.
Весной день становится длиннее. Солнце греет лучше. Становится теплее. Снег тает. Бегут ручейки. На деревьях появляются листья. Начинает расти трава. Расцветают цветы. Прилетают перелетные птицы. Люди носят демисезонную одежду. Весной празднуем всеми любимый праздник - это 8 марта
Летом солнце стоит высоко, светит ярко, хорошо греет. Стоит жаркая погода. Цветут цветы, и появляются ягоды. Люди носят летнюю одежду. Можно купаться в природных водоемах и загорать.
Осенью день становится все короче. Солнце ниже. Становится прохладнее. Поспевает урожай овощей. С деревьев облетает листва. Перелетные птицы улетают на юг. Часто льет дождь. Люди одевают теплую одежду. Самый известный осенний праздник - день знаний.
Игровая задача заключается в том, чтобы положить карточки с приметами времени года в окошечки соответствующей карты и объяснить свой выбор.
Правила игры:
Большие карты выдаются участникам игры. Маленькие карточки раскладываются на столе. Дети по очереди берут по одной карточке и смотрят, подходит ли эта карточка для большой карты, есть ли такая примета у данного времени года. Если нет, маленькую карточку необходимо положить обратно на стол. Выигрывает тот, кто первым закроет все окошечки. Игру можно использовать как на занятиях, так и в свободной самостоятельной деятельности детей.
Для каждой возрастной группы имеется свой вариант обыгрывания.
Дидактическая игра
«Уборка в комнате: расставь по полочкам»
Цель игры:
способствовать развитию логического мышления, памяти, речи, умению обобщать, обосновывать.
Дидактическая задача: Упражнять детей в классификации предметов. От ребенка требуется найти группу похожих предметов, прежде всего по назначению, и расставить их по нужным полочкам.
Материалы: коробка в форме шкафчика с полочками и разрезные карточки с предметами.
Ход игры: Раскладываем на столе карточки с нарисованными предметами в беспорядке. Предлагаем ребенку сделать уборку. Нужно расставить предметы по полочкам в соответствии с их назначением и назвать группу (одежда, посуда, игрушки, обувь, бытовая химия, медицинские принадлежности).
Дидактическая игра
"Карлсон в гостях"
Целью игры:
закрепление в речи детей употребление относительных имен прилагательных и способа их образования, активизация словаря прилагательных.
Материалы: Большая карта с Карлсоном и Малышом и маленькие карточки с изображением угощений (варенья, конфет, сока).
Ход игры:
Дети поочередно берут маленькие карточки и называют угощения.
Например:
Представьте, что к нам в гости прилетел Карлсон. Он великий сладкоежка, и нам нужно его чем-нибудь вкусненьким угостить.
Чем мы угостим Карлсона? Вареньем! Варенье какое? Банановое (апельсиновое, клубничное и так далее - кладем нужную карточку).
Еще чем угостим Карлсона? Конфеткой! Конфета какая? Банановая (апельсиновая, клубничная и так далее).
... Соком. Сок банановый, апельсиновый, клубничный.
Дидактическая игра
"Мой, моя, моё, мои"
Цель:
упражнять детей в классификации, соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода; обогащение словаря путем подбора слов; обучение детей согласованию существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мои, моё.
Правила игры заключаются в правильном подборе участниками карточек с изображениями персонажей и предметов, наименование и названия которых должны быть упорядочены в соответствии с мужским, женскими, средним родами.
Материалы: Большие карты в количестве четырех и маленькие карточки с предметами
На картах изображен Ежик с яблоком и маленькие карточки с изображением предметов
Ход игры:
Карточки размещаются на специальном поле, отдельным для каждого рода. После окончания сортирования карточек по родам, дети должны пояснить сделанный выбор. Детям предлагается положить картинки на окошечки в яблоках под названием "Мой, моя, моё, мои".
Обязательно при этом проговаривать, к примеру: "рыбка
Дидактическая игра
«Он, она, они, оно»
Цель:
упражнять детей в классификации, соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода; обогащение словаря путем подбора слов; обучение детей согласованию существительных с местоимениями он, она, они; а также фомировать у детей умение различать род притяжательных местоимений мой, моя, мои.
Правила игры заключаются в правильном подборе участниками карточек с изображениями персонажей и предметов, наименование и названия которых должны быть упорядочены в соответствии с мужским, женскими, средним родами
Детям предлагается разложить картинки в домики под названием "Он", "Она","Они". Картинки про которые можно сказать "мой" ребенок кладет в домик под названием "Он", картинки про которые можно сказать "моя" - в домик "Она", "моё" - "Оно".
Дидактическая игра
«Звуковые часы» (чем отличаются слова).
Разобраться и понять, что одна единственная буква может изменить значение всего слова поможет данная дидактическая игра.
Эта игра прекрасно подходит для индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работы с дошкольниками
Для каждой возрастной группы имеется свой вариант обыгрывания.
Цель:
закреплять, уточнять и активизировать знания детей о звучащем слове
Игровой материал: пособие «Звуковые часы» большого размера и карточки с предметами.
Вариант 1. (для детей 4-5 лет)
Правила игры:
1.Произнести названия изображенных предметов.
2.Найти два слова–названия, сходные по звучанию и указать на них стрелками часов.
3.Отыскать два слова –названия, не сходные по звучанию и указать на них стрелками часов.
4. Найти два коротких слова, указать стрелками, и наоборот –два длинных слова.
5. Отыскать два слова –названия, начинающихся на один и тот же звук.
Вариант 2. (для детей 4-7 лет)
Правила игры:
1.Выделить и назвать первый и последний звук в названиях картинок.
2.Назвать сначала те картинки, которые начинаются со звонких согласных, потом - с глухих.
3.Определить какой первый и последний звук в названии картинки: твердый или мягкий согласный, гласный.
4.Подобрать слова, начинающиеся с того же звука, что и название картинки, на которую указывает маленькая стрелка.
5. Подобрать слова, оканчивающиеся на те же звуки, что и название картинки, на которую указывает маленькая стрелка часов.
6.Придумать фразы, состоящие из двух, трех и четырех слов, обязательно включая названия тех картинок, на которые показывает маленькая стрелка часов.
Дидактическая игра «Угадай слово»
(ребусы для дошкольников)
Прочитай по первым буквам - очень веселая и занимательная, и при этом развивающая навыки чтения игра для детей 5-6 лет. Это самые простые ребусы. Игра развивает память, внимание, логическое мышление, фонематический слух. Игра закрепляет умение выделять первый звук в слове и записывать его с помощью буквы, навык чтения, звукобуквенный анализ.
Цель:
упражнять детей в выделении первого звука в словах и составлении слов, способствовать развитию фонематического слуха.
Игровой материал: карточки с картинками, набор букв и условных обозначений (квадраты синего, зеленого и красного цвета)
Дидактическая задача: определив первый звук в названии каждой картинки, отгадать слово и прочитать его (выложить слово условными обозначениями и буквами)
Ход игры:
Дети разгадывают слово, определяя первый звук и выкладывают слово условными обозначениями и буквами.
Дидактическая игра
«Угости зверят»
Цель:упражнять в делении слов на слоги, в нахождении длинных и коротких слов (формирование представления о слоговом составе слова).
Игровой материал: Три большие карты, на которых изображена ель, береза и куст, карточки с картинками.
Ход игры:
Воспитатель предлагает:
1.положить слова-лакомства для лесных жителей под кустик, елку и березу. Под кустиком нужно положить слова, состоящие из одного слога, под елкой слова, состоящие из двух слогов, а вот под березой слова – из трех слогов.
Для этого нужно определить количество слогов (частей) в слове.
Дети: Яблоко. В слове яблоко три слога. Первый слог – ЯБ. Я его положу под березу (можно прохлопать слово).
2.Назвать самое короткое слово. Найти самое длинное слово
Дидактическая игра
«Слоговые часики»
Это интересная, занимательная игра для детей 5-7 лет, развивающая навыки чтения. Игра развивает память, внимание, логическое мышление, фонематический слух. Игра закрепляет умение выделять слоги в слове и способствует развитию звукобуквенного анализа слова.
Цель:
упражнять в составлении слов из слогов;
Игровой материал: пособие «Слоговые часики»
Правила игры:
С помощью слогов участники игры образуют слова, которые зашифрованы в пособии и устанавливают на них стрелки (нужно к одному слогу прибавить другой слог, так мы получим слово).
Слоги: КО- ПА - РА -СА -ТЫ - ЛА - ЗА - ЛИ
В результате получаем слова: лиса, Лиза, липа, коза, кора, коса, коты, пара, Лара
Дидактическая игра
«Волшебный круг»
Цель:
упражнять в определение первого звука в слове, способствовать развитию фонематического слуха. Продолжать расширять словарь детей за счет употребления качественных, притяжательных и сложных прилагательных. Продолжать упражнять в образовании разных степеней сравнения прилагательных, наречий и употреблении существительных в творительном падеже.
Игровой материал: пособие «Волшебный круг»
Правила игры:
Пособие состоит из четырех вращающихся колес. На первом круге – детеныши. на втором – мамы детенышей, на третьем–дом (жилища), –на четвертом- части тела животных: хвосты, лапки , шерстка.
Дети вращают колесо и находят мамам их детенышей, дом, определяют части тела животного, таким образом, отвечают на вопросы : Кто с кем? Где живут? Чей Дом? Что это за часть тела? Чей хвост? Чьи лапы?
Ответы детей: Лисенок с лисой живут в норе. Лисья нора ,лисий хвост
В:-А если у лисы длинный хвост, значит, она какая? - длиннохвостая
В:-А если у зайца короткий хвост, значит заяц какой? - короткохвостый
В:-Волчий хвост длинный, а лисий хвост еще ……длиннее, более…. длинный
В:-У медведя хвост…..маленький, а у зайчишки хвостик еще ….меньше.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
n._m._rubtsov_rodnaya_derevnya.pptx | 880.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Хотя проклинает проезжий Дороги моих побережий, Люблю я деревню Николу, Где кончил начальную школу ! Бывает, что пыльный мальчишка За гостем приезжим по следу В дорогу торопится слишком: — Я тоже отсюда уеду! Среди удивленных девчонок Храбрится, едва из пеленок: — Ну что по провинции шляться ? В столицу пора отправляться! Когда ж повзрослеет в столице, Посмотрит на жизнь за границей, Тогда он оценит Николу, Где кончил начальную школу… Николай Рубцов «Родная деревня»
Никола́й Миха́йлович Рубцо́в ( 3 января 1936 — 19 января1971)
Николай Михайлович Рубцов родился 3 января 1936 года в поселке Емецк Архангельской области, а вскоре его родители переехали в Тотемский район Вологодской области. Сам Н.М. Рубцов знал о своих родителях совсем немного, он рано их потерял. Мать у него умерла, а отец ушёл на фронт. С 1942 года Н.М. Рубцов воспитывается в детдоме. Ему хорошо запомнилось село Никольское на реке Толшме , в Тотемском районе, в краю необозримых лесов и болот. Здесь в 1950 году он закончил семилетку, поступил учиться в лесотехнический техникум в Тотьме. Именно этому селу посвящено стихотворение «Родная деревня».
Основная тема стихотворения выражена в любви к своей родине. Н.М. Рубцов очень любил свою малую родину и поэтому посвятил стихотворение «Родная деревня» своему селу. В этом стихотворении лирический герой возвращается туда уже повзрослевшим, повидавшим жизнь человеком. Он вспоминает родные дороги, школу. Описывает поэт и «пылкого мальчишку», который торопится покинуть деревню, считая, что настоящая жизнь может быть только в столице. Но ничто не может убить в человеке любовь к его малой родине и спустя годы его начинает тянуть в те родные, провинциальные места. Требуется время, чтобы понять и оценить всю красоту того места, где проходит детство.
Н.М. Рубцов любит деревню и не согласен с мальчишкой, который считает, что жизнь в столице будет лучше. «Бывает, что пыльный мальчишка За гостем приезжим по следу В дорогу торопится слишком: — Я тоже отсюда уеду!» Возможно , что когда-то сам Николай Михайлович Рубцов так же страстно мечтал оставить деревню, но жизнь расставила всё на свои места – и теперь для него нет на свете ничего милее Николы . «Родная деревня» ещё раз доказывает, что превыше всего ценит Николай Михайлович Рубцов в человеке его привязанность к родине. Это качество является одним из самых важных.
Стихотворение написано простым, понятным языком. В нем использованы разговорная лексика, соединенная с общеупотребительной и эпитет «пылкий». Н.М . Рубцов включил в стихотворение инверсию «Люблю я деревню Николу». Поэт практически не употребляет изобразительно-выразительные средства. Его главная мысль очень похожа на главную мысль Некрасова и Есенина – любовь к родине.
Вывод: Стихотворение «Родная деревня» производит очень теплые впечатления. Мне кажется, что каждый человек должен любить свою родину. По отношению человека к его родной земле, можно судить о его душе, разуме, сердце. Если мы любим и уважаем свой край, значит, прежде всего, мы уважаем себя. И как бы плохо нам ни было, мир и спокойствие дарует то место, где прошли наши детские годы. Всё самое доброе и светлое станет на защиту нашего душевного уюта.
К О Н Е Ц
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...
«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
подборка игр: "Дидактические игры" "Дидактические игры по патриотическому воспитанию" "Игры малой модвижности" "" "Игры на развите слухового внимания"
Развивающие дидактические игры...
Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».
Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...
Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)
Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...
Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни
Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...