Воспитание дисциплинированности и культуры поведения у дошкольников через игру
статья (старшая группа)

Сушкова Людмила Олеговна

Материал направлен на воспитание у детей дошкольного возраста дисциплинированности и культуры поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_distsiplinirovannosti_i_kultury_povedeniya.docx17.15 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание дисциплинированности и культуры поведения

у дошкольников через игру

     Дисциплина - важнейшее качество человека, она показывает развитие у человека чувство долга, высокой требовательности к своему поведению.

Дисциплинированность ребёнка дошкольного возраста - это формирующаяся привычка и способность выполнять установленные в детском саду и семье правила поведения, требования взрослых, понимать их целесообразность и необходимость, а также умение управлять своими поступками: - тормозить свои порывы, - сдерживать свои действия, нарушающие требования дисциплины. 

Дисциплина формируется не отдельными мероприятиями, а всей воспитательной работой, следовательно, дисциплина - это результат воспитания. 

Под дисциплиной ребёнка - дошкольника понимается способность и умение выполнять требования, предъявляемые родителем и воспитателем. И постепенно у ребёнка должно развиваться сознательное отношение к этим требованиям. 

У детей дошкольного возраста начинают формироваться волевые процессы, возбуждение преобладает над торможением. Неустойчивость дисциплинированности связана с небольшим жизненным опытом ребёнка, поэтому часто бывают нарушения в поведении. В дошкольном учреждении необходимо соблюдать режим дня. Перегрузка детей, особенно умственной, отсутствие единой линии в воспитании ребёнка ведут к нарушению дисциплинированности детей.

Культура поведения у детей складывается из двух больших понятий. Внутренняя - она выражается в чуткости, в правдивости, во внимании, в культуре отдыха.  Внешняя культура выражается во внешнем виде, в вежливости, в умении вести себя в общественных местах. Главное воспитание культуры поведения у детей - добиться единство внешней и внутренней.

Нравственные понятия ребёнок не получает при рождении, следовательно, надо продумать работу по воспитанию этих качеств. Это могут быть этические беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры, упражнения, а также поощрение дисциплинированного и культурного поведения.

                         Примеры игр для развития дисциплинированности

«Большие пальцы вверх, шепчем все вместе»

Взрослый: Я хочу задать вам несколько вопросов. Каждый, кто знает ответ, должен поднять руку, сложить пальцы в кулак, а большой палец поднять вверх. Когда все получат достаточно времени для размышлений, и я увижу много поднятых вверх пальцев, я начну считать: раз, два, три… На счет «три» вы все вместе должны будете прошептать мне ответ. (Вопросы могут быть самыми разными.)

Эстафета хороших известий»

 При проведении игры необходимо проследить за тем, чтобы каждый ребенок принял участие. Если группа большая — не допускать, чтобы дети говорили слишком долго. Для проведения игры понадобится мяч.

Педагог: Я хочу, чтобы каждый из вас рассказал нам сейчас о чем-нибудь приятном, что случилось с ним вчера в группе. Пока вы говорите, мячик находится у вас в руках. Когда вы закончите рассказывать, передайте эстафету хороших известий, т. е. бросьте мячик кому-то другому, кто сидит не очень далеко от вас.

«Запрещенное движение»

 Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры "пять". Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши (или покружиться на месте).

«Связующая нить»

 Дети, сидя в кругу, передают клубок ниток. Передача клубка сопровождается рассказом о том, что тот, кто держит клубок, чувствует, что хочет для себя и что может пожелать другим. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

«Колдун»

 Колдун заколдовывает одного из детей так, что он «теряет» способность говорить. Чтобы избавиться от колдовства, он должен объяснить с помощью жестов и мимики, как его расколдовать. Дети «переводят» рассказ и расколдовывают его.

                      Примеры игр для формирования культуры поведения

«Круг желаний»

Цель: содействовать развитию речи детей, коммуникативных навыков, мышления. Воспитывать миролюбие, твердое желание творить добро.

Игровые действия: дети становятся в круг и, передавая игрушку по очереди, друг другу, высказывают свои пожелания. Например, «Я хочу, чтоб все зло на планете исчезло». И т.п.

Оборудование: любая игрушка (мяч, кукла, мишка и т.п.).

«И я».

Цель: Развивать у детей сообразительность, чувство юмора, закреплять правила поведения в общественных местах.

Ход игры: Воспитатель начинает рассказ в том месте, где он остановился, дети говорят «И я»…если эти слова подходят по смыслу.

Я пришла в магазин…Там очень много товара, я решила купить себе кофточку, а платить не стала…..

 «Приветствия»

Цель: учить детей употреблять «формулы вежливости» с учетом ситуации.

Оборудование: магнитофон.

Ход игры

Дети делятся на две подгруппы и встают в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии нескольких шагов. По сигналу партнеры приближаются друг к другу и обмениваются разнообразными приветствиями (рукопожатия, объятия, реверанс, кивок). Дети должны с помощью жестов, мимики, пантомимики, взглядов показать, как они рады друг другу. 

 «Круг желаний»

Цель: содействовать развитию речи детей, коммуникативных навыков, мышления. Воспитывать миролюбие, твердое желание творить добро.

Игровые действия: дети становятся в круг и, передавая игрушку по очереди, друг другу, высказывают свои пожелания. Например, «Я хочу, чтоб все зло на планете исчезло». И т.п.

Оборудование: любая игрушка (мяч, кукла, мишка и т.п.).

 «Вспомни сказку»

Цель: закреплять у детей знания содержаний сказок, рассказов. Учить анализировать и оценивать поступки героев. Воспитывать в детях желание совершать добрые дела .

Игровые действия: дети вспоминают знакомые сказки и их героев, которые совершали добрые и злые поступки, анализируют и дают им оценку. За каждый ответ дети получают фишку. 

Правила игры: вспомнить сказки, героев, дать оценку их поступков.

Оборудование: цветные фишки, призы.

http://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-didakticheskih-igr-451187.html

https://multiurok.ru/files/katalogh-didaktichiesk-ighr-po-nravstvienno-patrio.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание культуры поведения у дошкольников

Этикет – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, в добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве. Научить...

Воспитание культуры поведения у дошкольников

Воспитание культуры поведения у дошкольников  Родители для ребенка — камертон: как                              ...

"Воспитание дисциплинированности и культуры поведения у дошкольников в детском саду".

Дисциплинированность – обязательное и сознательное подчинение своего поведения установленным нормам общественного порядка.Наличие дисциплины необходимо для организации любой деятельности, особенно в у...

Воспитание культуры поведения у дошкольников на основе обучения правилам современного речевого поведения.

Доклад для воспитателей по воспитанию культуры поведения старших дошкольников....

Конспект досуговой деятельности по воспитанию культуры поведения у дошкольников Игра - путешествие: «Путешествие в страну Вежливости и Доброты»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад с.Карловка Пугачевского района Саратовской области»       Конспект досуговой деятельности...

Нравственное воспитание и формирование культуры поведения у дошкольников.

Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения.В наше в...