Статья "Воспитание духовности через приобщение к национальной культуре"
статья
Предварительный просмотр:
Нигалидзе Елена Николаевна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №1» г. Бугуруслана Оренбургской области
Адрес: Оренбургская обл, г.Бугуруслан, ул. Фрунзе, д.60
Телефон 89228323293; E-mail: rubilkina.1974@mail.ru
Воспитание духовности через приобщение к национальной культуре
«… Научить человека быть счастливым нельзя,
но воспитать его так, чтобы он был счастлив, можно».
А.С. Макаренко
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего, в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа можно говорить много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы.
Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. В процессе используются различные формы и методы проведения занятий, с учетом современных требований к уровню развития ребенка. Большое значение придается средствам активизации познавательной деятельности детей. Главной фигурой в процессе является сам ребенок, выступающий не как объект, а как субъект воспитания.
Актуальность данной проблемы определила направление нашей работы по теме: «Приобщение детей к русской народной культуре».
В своей работе с дошкольниками по приобщению к русской народной культуре ставим перед собой следующую цель: создание условий для приобщения детей дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям и развитие нравственных качеств личности ребенка.
Основные задачи воспитания:
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию;
- уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей;
Для решения поставленных задач мы использовали разнообразные методы работы, способствующие развитию и обогащение знаний каждого ребенка. При этом немаловажную роль играет эмоциональное отношение детей к тому или иному виду деятельности. Поэтому наиболее оптимальной формой работы с дошкольниками мы считаем: организованную образовательную деятельность, беседы, дидактические игры, подвижные игры, народные игры, индивидуальную работу с детьми, проведение народных праздников, в соответствии с народными традициями.
Огромную роль в воспитании интереса к русской культуре играет личный пример педагогов, его взгляды, суждения. Учитывая это в своей работе, мы замечаем, что действенное отношение к окружающему миру проявляется в игре, творческой деятельности, общении, повседневной жизни. Гармоничное развитие личности представляется нам возможным только через выражение себя в различных видах деятельности. Особенности работы по приобщению детей к русской народной культуре заключаются в систематическом расширении представления дошкольников о культуре и традициях народа, обогащении предметно-пространственной среды в группе, связи с другими областями развития, взаимодействии с родителями воспитанников.
В нашем детском саду духовно-нравственное воспитание дошкольников является приоритетным. В своей деятельности педагоги опираются на цели духовно-нравственного воспитания, сформулированные Ш.А.Амонашвили: «В душе и сердце ребенка должны быть поселены светлые образы, мысли и мечтания - чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию; ответственность за свои мысли; устремленность к благу; мужество и бесстрашие, чувство заботы и сострадания, радости и восхищения, сознания жизни, смерти и бессмертия...».
Для приобщения дошкольников к традиционной народной культуре в ДОУ созданы определенные условия: создан мини-музей «Русская изба» и дидактическая игра с аналогичным названием, аудиотека и медиотека народных песен, мелодий и сказок, произведения декоративно – прикладного искусства, живопись и предметы народного быта. В детском саду имеется небольшая библиотека, где есть детская Библия, сборники рассказов, сказок, притч, стихов с христианско-поучительным смыслом.
Работаем по программе «Светёлка», разработанной на основе программы О.Л.Князевой, М.Д.Маханевой «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры».
Традиционно в детском саду проводятся такие православные праздники как: День семьи, любви и верности, Покров Пресвятой Богородицы с проведением ярмарки, День Матери, Рождество Христово, Масленица, Пасха, День Святой Троицы. Они проходят очень торжественно, красочно: звучат песни, стихи на духовную тему. Дети исполняют их проникновенно, с душой.
Мы организуем с детьми целевые экскурсии по городу, посещаем музей, храм Святой Троицы, предлагаем детям послушать колокольные звоны. Старшие дошкольники знакомятся с историей своего Отечества, его героями.
Родители детского сада с удовольствием идут на контакт с педагогами ДОУ, оказывают посильную помощь. В родительских уголках регулярно помещается информация по духовно-нравственному воспитанию, список литературы, рекомендуемой для чтения детям по той или иной теме. Совместно с родителями проводим праздники, выставки фотоматериалов, семейных стенгазет, совместных творческих работ детей и родителей, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях и семинарах.
В 2006 г. был организован православный кружок «Колокольчик». Работа кружка была направлена на формирование мировоззрения дошкольников, основанного на общечеловеческих ценностях, ознакомление с историей православия, праздниками и традициями православной культуры.
По ряду объективных и субъективных причин работа кружка была временно приостановлена. Но в настоящий момент ведется активная работа по возобнавлению кружка.
К сожалению, в современном мире отмечается проблема снижения педагогической компетентности не только родителей, но и специалистов-практиков, работающих с детьми дошкольного возраста в этом направлении. Это выражается в смещении акцентов в развитии маленьких детей в сторону ранней интеллектуализации, в то время как природные закономерности свидетельствуют о том, что возраст от рождения до восьми лет - это сензитивный период для формирования сенсорной, эмоциональной и нравственной сфер. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.
С уверенностью можно сказать, что педагоги и родители хотят детям добра, мечтают, чтобы они выросли умными, честными, трудолюбивыми людьми. Но как достичь этого, знают далеко не все.
Только все вместе - образовательное учреждение, семья, церковь, государство - путем целенаправленного воспитательного влияния могут заложить в человеке семена любви к людям и добра, заложить основы понимания того, что надо действительно спешить делать добро, а не только «брать от жизни всё», и «действовать ради целей обогащения любым способом».
Мы надеемся на дальнейшее развитие сотрудничества между названными социальными институтами, направленное на воспитание общечеловеческих ценностей, которые актуальны во все времена - духовность и нравственность.
Каким мы увидим наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков мир, который он создает вокруг себя.
Библиографический список:
- Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа.Учеб.-метод.пособие / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. – 2-е изд.,перераб.и доп. – СПб.: Детство-Пресс, 1998.
- Макаренко А.С. О воспитании / А. С. Макаренко; сост. и авт. вступ. статьи В. С. Хелемендик. М.: Политиздат, 1988.
- Козлова С. Нравственное воспитание в современном мире // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 9.
- Круглова И. Знакомство дошкольников с истоками русской праздничной культуры / И. Круглова // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 10.
- Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса// (http://antmakarenko.narod.ru/liter/vospm/metod.htm).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре.
Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Какая притягательная сила заключается в том, что окружает нас с детства. Поче...
Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре
Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Какая притягательная сила заключается в том, что окружает нас с детства. Поче...
Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре
В воспитании дошкольников огромное значение имеет ознакомление с историческим, культурным ,национальным ,географическим, природно-экологическим своеобразием своего родного Ставропольского края. ...
«Патриотическое воспитание младших дошкольников через приобщение к национальной культуре»
Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель-созидатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи патриотического воспит...
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, через приобщение к национальной культуре»
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - одна из самых актуальных задач нашего времени, которое включает в себя развитие у ребенка чувства ответственно...
«Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре» (2017-2018 уч. год)
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территории, природу, особенности языка и ...