Соблюдение правил безопасности при детском экспериментировании
методическая разработка по обж
Выступление с докладом на Районном Методическом Объединение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_dlya_rmo_tb_pri_eksperimentirovanii.docx | 121.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Ханты-Мансийский автономный округ—Югра
Октябрьский район
пос. Унъюган
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида«Буратино»
Сообщение по теме:
«СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ ДЕТСКОМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИИ»
Подготовил: воспитатель первой младшей группы
первой квалификационной категории
Горбунова Татьяна Валерьевна.
1 слайд | Здравствуйте уважаемые гости. Представляю вашему вниманию Сообщение по теме: «СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ДЕТСКОМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИИ» |
2 слайд | Тема моего самообразования, поисково-познавательная деятельность дошкольников через опытно-экспериментальные действия, по ней я работаю уже 5 лет и являюсь руководителем детской познавательной площадки КАПИТОШКА |
3 слайд | В науке эксперимент используется для получения знаний, неизвестных человечеству в целом. В процессе обучения он применяется для получения знаний, данному конкретному человеку. Экспериментирование выступает как метод обучения и может рассматриваться как форма организации педагогического процесса И является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых. Не следует думать, что детское экспериментирование таит в себе особую опасность; оно не более опасно, чем ставшая привычной работа с иголкой, спицами, ножом и ножницами. Эпиграфом к данному разделу могло бы стать мнение Ж.-Ж. Руссо, высказанное в столь образной форме: «Представляя детям полную свободу проявлять их резвость, следует устранять от них все, что может сделать ее чересчур убыточной, и не оставлять у них под руками ничего хрупкого и ценного... Я не знаю, видел ли кто-нибудь, чтобы ребенок, оставленный на свободе, убил или искалечил себя или причинил себе значительный вред, если только его не поместили неосторожно на высоком месте, не покинули одного у огня, не оставили подле него опасных орудий» |
4 слайд | В этом высказывании звучит не только уверенность в безопасности самостоятельной деятельности ребенка, но и напоминание о том, что не следует пренебрегать разумными правилами безопасности, поскольку такое пренебрежение может повлечь за собой несчастные случаи. Самые главные проблемы: соблюдение правил безопасности детьми и соблюдение правил безопасности педагогом |
5 слайд | Чтобы экспериментирование оправдало возлагаемые на него надежды, необходимо соблюдать ряд правил. Поскольку в подавляющем большинстве природоведческих экспериментов в качестве объектов наблюдений выступают живые организмы, ведущим принципом работы является принцип: «Не навреди». Категорически запрещаются эксперименты, наносящие вред растениям, животным и человеку. Так, в детском саду не разрешается собирать коллекции насекомых, вскрывать животных, делать чучела птиц, наблюдать, как одни животные поедают других. |
6 слайд | В экспериментах с растениями тоже следует избегать воздействий, наносящих вред, а именно: не поливать длительное время, выносить на мороз, вызывать солнечные ожоги или иными способами доводить растения до гибели. Воздействия данных экстремальных факторов лучше рассмотреть в порядке наблюдений. |
7 слайд | Детей часто тревожит вопрос, не больно ли деревьям и траве; поэтому при осуществлении агротехнических мероприятий необходимо постоянно подчеркивать: нет, не больно. Растения боли не чувствуют, но, несмотря на это, они все равно болеют. Их можно подрезать, тогда они хоть немного и поболеют, но потом будут расти лучше (сравнить с уколом, который делают детям по медицинским соображениям), но нельзя ломать и рвать бездумно и бессмысленно. |
8 слайд | Если для проведения наблюдений и экспериментов животное забирается из природы и приносится в детский сад, необходимо время его пребывания в группе сократить до разумного предела и после окончания наблюдения обязательно вернуть на то место, откуда оно было взято, независимо от того, было ли это какое-то крупное животное или муравей. Желательно делать это вместе с детьми. Они должны знать, что в природе каждое животное имеет свою территорию, границы которой помечает пахучими веществами. Попав на чужую территорию, животное может быть уничтожено хозяином. Кроме того, на незнакомой территории оно не знает, где можно спрятаться, где найти пищу. Животное всегда будет стремиться найти свой участок, а совершая большие переходы, почти наверняка погибнет. |
9 слайд | Во время опытов любые, на первый взгляд самые безобидные, процедуры могут явиться причиной травм детей. В связи с этим необходимо уделять очень большое внимание соблюдению правил безопасности, усилить контроль за поведением детей, проводить опыты индивидуально или небольшими группами. |
10 слайд | Совершенно недопустимы опыты, в которых создается реальная угроза жизни и здоровью детей — работа на высоте, использование удобрений и ядохимикатов, прямой контакт с ядовитыми растениями и грибами и т.п. |
11 слайд | Особое внимание необходимо уделять вопросам гигиены. Дети уже в средней группе должны привыкнуть после окончания работы мыть руки с мылом и приводить в порядок свое рабочее место, оборудование. |
12 слайд | При проведении природоведческих экспериментов всегда есть некоторая вероятность несовпадения реальных результатов с ожидаемыми. Отличительная особенность природоведческих экспериментов заключается в том, что их результат всегда бывает правильным, т.е. таким, каким должен быть в сложившихся условиях. Если он не соответствует ожидаемому, значит, не соблюдены какие-то условия, неудачно подобран объект, не учтено его физиологическое состояние и т.п. Например, ветки деревьев, срезанные в декабре, скорее всего, не распустятся, потому что растения находятся в это время в состоянии физиологического покоя. |
13 слайд | 1. Дошкольники в силу возрастных особенностей не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. Увлекаясь работой, они забывают обо всем, поэтому обязанность следить за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге. 2. Для того чтобы дети ставили опыты с пользой для себя и испытывали удовольствие от этого вида деятельности, их надо обучать. Чем чаще применяется данный метод, тем более прочными становятся навыки экспериментирования, тем ниже вероятность ЧП. Экспериментирование от случая к случаю гораздо опаснее, чем систематическое проведение опытов. |
14 слайд | . Работа с детьми строится по принципу «от простого к сложному». Педагог должен в каждый конкретный момент отдавать себе отчет об уровне сформированности у детей необходимых навыков и не превышать их реальных возможностей при выполнении экспериментальных действий. 4. Все незнакомые сложные процедуры осваиваются в определенной последовательности: а) действие показывает педагог; б) действие повторяет или показывает кто-нибудь из детей, причем тот, который заведомо совершит его неверно: это даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке; в) иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность совершения которой велика; |
15 слайд | г) действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки; д) действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка; е) действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе. 5. Педагог должен хорошо изучить индивидуальные особенности детей и уметь прогнозировать их поведение в той или иной ситуации. Заранее предвидя нежелательные реакции, он должен стараться избегать условий, способствующих их возникновению. |
16 слайд | Одним из факторов, провоцирующих дисциплинарные нарушения, является гиперопека со стороны взрослого и чрезмерные требования по соблюдению тишины и порядка. Поэтому, предъявляя определенные требования к поведению детей во время экспериментирования, не следует переходить некоторых разумных пределов. Работа должна строиться на принципах личностно-ориентированной педагогики, что гасит неадекватные реакции детей. 7. Чтобы иметь возможность быстро пресекать нежелательные действия детей, имеет смысл выработать у них условный рефлекс на какую-либо короткую команду, например на слова «Стоп!», «Стой!», «Замри!» и т.п. Выработка рефлекса осуществляется вне экспериментаторской деятельности и обычно проводится в форме игры. |
17 слайд | По данной команде все дети на 2—3 секунды прекращают свои занятия и замирают. Чтобы рефлекс не угасал, педагог периодически отдает такие команды в самое неожиданное для детей время. Такой рефлекс может оказаться полезным не только при экспериментировании, но и во многих других жизненных ситуациях. Выработав рефлекс, надо помнить, что он существует именно для экстремальных ситуаций. Если педагог будет использовать его как обычное дисциплинарное воздействие, рефлекс угаснет и в критический момент окажется бесполезным. |
18 слайд | 8. Для успешного руководства экспериментаторской деятельностью детей от педагога требуется умение видеть весь коллектив и распределять внимание между отдельными ребятами; такое возможно лишь в том случае, если педагог свободно владеет фактическим материалом и не задумывается над методикой проведения каждого опыта. 9. На занятиях должна быть спокойная обстановка. Если дети нервничают и боятся совершить ошибку, вероятность возникновения непредвиденных ситуаций возрастает. В этом случае педагог руководствуется принципом: лучше исправлять ошибки эксперимента, чем последствия нарушения правил безопасности. |
19 слайд | Безусловно, приведенный перечень не исчерпывает всех правил безопасности. Они во многом определяются особенностями изучаемых явлений и методикой экспериментирования. Чтобы свести к минимуму вероятность возникновения несчастных случаев, у педагога должна быть постоянная психологическая готовность к быстрому анализу возникшей ситуации и выбору оптимального варианта нормализации обстановки. |
20 слайд | Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2004. С. 30-34. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правила безопасности при детском экспериментировании
детское экспериментирование таит в себе особую опасность; оно не более опасно, чем ставшая привычной работа с иголкой, спицами, ножом и ножницами.Самые главные проблемы: соблюдение правил б...
Соблюдение правил безопасности
Памятка для родителей по формированию у ребенка дисциплинированного поведения на улице...
СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ НА ВОДЕ В ОСЕННЕЕ-ЗИМНИЙ ПЕРИОД
Как правило, водоемы замерзают неравномерно, по частям: сначала у берега, на мелководье, в защищенных от ветра заливах, а затем уже на середине.На озерах, прудах, (на всех водоемах со стоячей вод...
Соблюдение правил безопасности на дороге.
Посвящается безопасности дорожного движения и профилактике дорожно-транспортного травматизма....
Картотека игр для младшей группы о соблюдении правил безопасности (в быту, в детском саду, на улице)
Картотека игр для младшей группы о соблюдении правил безопасности (в быту, в детском саду, на улице)...
Консультация для родителей «Соблюдение правил безопасности в зимний период».
Дети и взрослые ждут начала зимы с нетерпением. Удивительные зимние прогулки приносят огромную радость и взрослым, и детям. С приходом зимы появляется возможность покататьс...
Соблюдение правил безопасности
Обучить детей безопасному поведению - это значит приучить их к определенному образу жизни. У ребенка должен выработаться защитный механизм, который автоматически сработает в нужный момент. Цель "...