"Взаимодействие психологической службы ДОУ с семьей"
консультация по психологии
Оказание психологической помощи важно не только родителям детей неблагополучных семей и семей "группы риска", она необходима и благополучным семьям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_s_semey.docx | 24.63 КБ |
Предварительный просмотр:
«Взаимодействие психологической службы ДОУ с семьей»
Семья - главный источник воспитания ребенка. Прежде всего, именно здесь он получает тепло, заботу, ласку, формируя тем самым, чувство защищенности, стабильности, принятия этого мира и принятие миром себя. Таким образом, закладывается фундамент изначально адекватного положительного отношения человека к окружающему его, в последующем, обществу.
Опыт работы показывает, что современные родители, воспитывая своих детей, все больше нуждаются в психологической помощи. Это подтверждает возрастающее количество запросов, поступающих от родителей в психологическую службу. Оказание психологической помощи важно не только для родителей детей неблагополучных семей и семей «группы риска», она необходима и благополучным семьям.
Взаимодействие психологической службы с семьей осуществляется по нескольким направлениям: консультирование, профилактика, просвещение, диагностика, психологические занятия и тренинги.
- Консультирование - организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Консультирование проводится в двух вариантах - тематическое и по запросу родителей. Часть консультаций посвящается трудностям воспитания детей: плохое поведение, как организовать подготовку ребенка к школе, как повысить мотивацию к обучению и т. д. Консультации помогают узнать ближе жизнь ребенка, семьи, оказать помощь там, где она больше всего необходима, дает возможность родителям серьезно присмотреться к своим детям, выявить индивидуальные черты характера, задуматься, какими путями воспитывать ребенка.
Материал для тематических консультаций подготавливается, исходя из актуальных интересов родителей. Особым успехом среди родителей пользуются следующие темы: «Агрессивное поведение ребенка», «Развитие внимания», «Конфликтные ситуации в детском саду и дома» и т. д. Особый интерес у родителей вызывает адаптационный период ребенка при поступлении в детский сад и при переходе в школу. В этот период родителям предлагаются тематические консультации: «Роль семьи в период адаптации ребенка к детскому саду».
Что касается консультирования по запросу, то прежде чем разрешить заявленную проблему на консультации, что-то рекомендовать, изучается факт, который заставил родителей обратиться за помощью к психологу: проводится беседа с воспитателем, наблюдение за поведением ребенка в течение дня. Зачастую одной консультации бывает не достаточно, требуется продолжительная коррекция детско-родительских отношений.
2. Метод диагностического исследования для изучения ситуации при запросе. Обобщаются и анализируются сведения о семье: состав семьи, возраст родителей, род занятий, особенности взаимоотношений в семье, принятая родителями тактика воспитания ребенка, материальные и жилищные условия, интересы и увлечения ребенка. Анализируются сведения о положении ребенка в группе: характер взаимоотношений с детьми и с воспитателями, трудности.
Для исследования используются тесты, анкеты, беседы. Родителям интересно проводить самодиагностику: «Какие мы родители?», «Отношение родителей к ребенку», «Воспитание в семье». После проведения диагностического исследования у многих родителей возникает желание узнать результат и получить рекомендации.
После сбора информации проводится анализ запроса родителей. Родители осознают поверхностный уровень своей проблемы, например, явные трудности во взаимоотношениях с близкими, а глубинный уровень - личностные особенности, которыми и вызваны эти трудности, не осознаются. Он-то и является проблемой, с которой предстоит работать психологу. Выдвижение гипотез о причинах наблюдаемых явлений, выбор методов углубленной диагностической работы базируются именно на адекватном понимании глубинного уровня в запросе. Если такого понимания нет, то работа идет не с самой проблемой ребенка, а лишь с ее внешними проявлениями.
3. Просвещение. Не всегда у родителей есть время для беседы с педагогом-психологом. Для оказания теоретической помощи используются информационно-стендовые технологии. При оформлении информации учитываются следующие требования: материал должен быть эстетично оформленным, содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к данной информации быстро пропадет, предлагаемый материал должен быть актуальным и необходимым, что позволит повысить педагогическую культуру родителей.
Наиболее эффективной информационно-просветительской формой работы является создание сайта дошкольного учреждения, в сети Интернет, где предоставляется родителям возможность оперативного получения информации о методах воспитания и обучения дошкольников.
4. Следующая форма работы с семьей - психологические занятия, тренинги.
Эффективна «Школа для родителей», где проводятся мини-лекции, упражнения, мини – тренинги, специально разработанные игры для помощи родителям в различных ситуациях. Родители с удовольствием играют в игры, зачастую снимают свои комплексы, задают множество вопросов, рассказывают о своих страхах, проблемах, неудачах. Наблюдения показывают, что когда родители получают возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке, это способствует расширению взглядов на воспитание и его эффективность и ставит под сомнение свое представление о проблеме в отношениях с ребенком.
Анализ и осознание родителями собственных педагогических заблуждений – часть решения проблемы. Важно убедить родителей в необходимости глубокого познания своего ребенка, его психологических и возрастных особенностей. Многим родителям сложно в короткий срок изменить свою манеру, тон, стиль общения с ребенком. Поэтому им предлагается цикл тренинговых занятий. Тематика психологических занятий разнообразна: «Как помочь ребенку быть уверенным?», «Учимся понимать своего ребенка», «Учимся делать вместе общие дела», «Как научить ребенка выбирать и принимать решения?».
Родительские собрания используются для проведения профилактической и просветительской работы с семьей. Тематика собраний: «Благополучие ребенка в семье, в детском саду», «Кризис 3лет», «Кризис 7 лет», «Здоровье ребенка» и т.д. Участие в таких собраниях совместно с психологом принимают и специалисты. Такая форма работы с семьей способствует не только профилактике, распространению знаний о детско-родительских взаимоотношениях, но и дает возможность родителям задать специалистам интересующие вопросы о семейном воспитании.
При использовании различных форм работы с семьей наблюдаются значительные изменения родительских позиций: родители стараются анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить адекватные причины как своих удач, так и просчетов, выбирать методы воздействия на своего ребенка в соответствии с его особенностями и конкретной ситуацией.
Есть факторы, препятствующие эффективной работе с родителями, – редкость и кратковременность родительского внимания, завышенные и нереалистичные ожидания от психолога: «Сделайте с ним что-нибудь, я больше не могу…». Родители – взрослые люди, которые имеют свои взгляды, например, отрицание возможности нового опыта: «Я и так все знаю».
Встречи с родителями должны быть запоминающими, настроить родителей на позитивный лад. Информация - полезной, интересной и хорошо подготовленной. Общение должно носить доброжелательный характер.
Родители - активные участники и партнеры. Главной ценностью педагогической культуры родителей является ребенок - его развитие, образование и воспитание, социальная защита и поддержка его достоинства и прав человека. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или по крайне мере неполноценен. Все это оказывает плодотворную помощь в подготовке ребенка к школе и общем культурном развитии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая служба МБДОУ
Взаимодействие с родителями всегда остаётся актуальной проблемой детского сада. Данный материал обобщает опыт нашей психологической службы по работе с родителями....
Организация работы психологической службы в ДОУ
Материал раскрывает содержание работы психологической службы в ДОУ: контингент, цели и задачи, направления работы, нормативно-правовая база и т. д. ...
«Взаимодействие методической и психологической служб ДОУ. Формирование сплоченной команды специалистов дошкольного учреждения"
Способность к сотрудничеству с полным правом можно назвать одним из важных качеств людей, работающих с детьми. Умение педагогов-психологов и старших воспитателей , заместителей заведующего по УВР...
Эффективная работа психологической службы дошкольного образовательного учреждения как условие психологической стабильности детей, сотрудников и родителей
В статье освещены практические методы работы психологической службы дошкольного образовательного учреждения со всеми участниками образо-вательного процесса от периода раннего детства до предшкольного ...