ПРОЕКТ «Развитие адаптивной модели детского сада в условиях партнерских отношений между воспитателями, детьми и их родителями»
проект (младшая группа)

Сукач Марина Юрьевна

Время изменилось. Изменились и взрослые, и дети. Поэтому  задача детского сада создать новые условия образовательной деятельности, которая позволит снизить психофизиологическую нагрузку у детей младшего дошкольного возраста в период адаптации к условиям  дошкольного учреждения. В этот период формируются такие качества ребенка, как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность.

От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. На помощь семье должен прийти детский сад. Детский сад должен стать «открытым» по всем вопросам развития и воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_adaptatsiya.docx43.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Снежинка»

ПРОЕКТ

«Развитие адаптивной модели детского сада в условиях партнерских отношений между воспитателями, детьми и их родителями»

Авторы проекта:

Воспитатели:

Сукач Марина Юрьевна

Андреенкова Елена Михайловна

г. Гагарин

2018 год

Паспорт проекта

Тема проекта

Инновационная площадка

«Развитие адаптивной модели детского сада в условиях партнерских отношений между воспитателями, детьми и их родителями»

Актуальность проекта

Время изменилось. Изменились и взрослые, и дети. Поэтому  задача детского сада создать новые условия образовательной деятельности, которая позволит снизить психофизиологическую нагрузку у детей младшего дошкольного возраста в период адаптации к условиям  дошкольного учреждения. В этот период формируются такие качества ребенка, как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность.

От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. На помощь семье должен прийти детский сад. Детский сад должен стать «открытым» по всем вопросам развития и воспитания.

Цель

Создание максимально благоприятных условий для успешной адаптации детей к условиям  детского сада.

 

Задачи

- создать адаптивную  развивающую  предметно - пространственную среду

- взаимодействовать с ребенком через адаптивную развивающую предметно- пространственную среду и в адекватных возрасту формах

- осуществить продуктивное взаимодействие  с семьей

- повысить педагогическую компетентность воспитателей

Вид (тип)

 Методический, практико-ориентированный.

Целевая аудитория проекта

Педагогический коллектив, родители, дети

Принципы   по формированию содержания проекта

Для реализации цели – успешной адаптации ребёнка к дошкольному учреждению – следует руководствоваться определёнными принципами.

Принцип гуманизма как основополагающий. Суть его в том, чтобы не навредить ребёнку, относиться к нему как к безусловной ценности. Принимая во внимание, что приход ребёнка в дошкольное учреждение – ситуация стрессовая, необходимо проявить к малышу максимум терпения, чуткости, доброжелательности. От взрослых требуется спокойствие, уравновешенность, непротиворечивость в своих действиях и словах, которые могут причинить ребёнку страдания, дезориентировать его, вызвать неприятные ощущения. Требования должны быть посильными и развивающими.

Принцип природосообразности и индивидуализации предполагает учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей в организации процесса адаптации; учёт их индивидуального опыта поведения и общения, потребностей, привычек, желание и т.д. Взрослые выстраивают линию своего поведения с ребёнком, двигаясь прежде всего от ребёнка.

Принцип оздоровительной направленности означает, что посредством внимания к ведущим направлениям развития ребёнка (физическому здоровью, психологическому комфорту и социальному благополучию) достигается гармоничность его развития.

Принцип индивидуального подхода в создании специальных условий для деятельности и общения с ребёнком предполагает, что взрослые овладевают методами и приёмами психолого-педагогического воздействия в зависимости от характера поведения ребёнка, ибо главная цель – его радостное, бодрое состояние и настроение, развитие его как субъекта деятельности и общения.

Принцип взаимодействия семьи и дошкольного учреждения акцентирует внимание на повышении роли семейного воспитания в развитии и воспитании ребёнка, установлении партнёрских отношений «семья – дошкольное учреждение», взаимодополнений усилий учреждения адекватными усилиями семьи, и наоборот.

Принцип профессионального сотрудничества означает согласованность усилий, знаний, умений и навыков педагога-психолога,  медицинского работника, воспитателя в работе с детьми, группой, их функциональных прав и обязанностей.

Принцип анализа и самоанализа (рефлексивный принцип) предполагает своевременный контроль над эффективностью профессиональных действий, процесса адаптации в целом, за личностным ростом участников взаимодействия.

Сроки реализации

Июнь  2018 г. –  декабрь 2018 г.

Планируемые результаты

Дети:
• Легко войдут в новую для них среду и приспособятся к ее условиям с позитивными результатами;
• Сформируются умения общения со взрослыми и сверстниками. 
Родители:
• Сложится эмоционально-положительное отношение к детскому саду;
• Разовьется стремление родителей к сотрудничеству. 
Воспитатели:
• Установится тесное взаимодействие в решении проблем адаптации;
• Повысится уровень компетентности воспитателей в организации адаптационного периода.  

Содержание проекта

  1. этап. Организационно-подготовительный.
  2. этап.  Основной (практический)
  3. этап. Заключительный (презентационный)

1 этап. Организационно-подготовительный

 адаптации детей к условиям детского

Наименование мероприятия

Срок выполнения

Ответственный за выполнение

Выход информации

  1. Создание методического обеспечения

1

Теоретическая и методическая основа проекта

июнь 2018г.

Зам.зав.

Творческая группа

Копилка  методической литературы

2

Определение факторов, определяющих успешность  адаптации к детскому саду.

июнь 2018г.

Творческая группа

Методические рекомендации. Приложение 1.

3

Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в детский сад

июнь – август 2018 г.

Педагог-психолог

Консультации, информационные буклеты и др. Приложение 2.

II. Организационное обеспечение создания адаптивной модели детского сада

4

Создание и организация работы в ДОУ творческой группы по вопросу адаптации детей к условиям детского сада

июнь 2018г

Заведующий

Приказ о создании в образовательном учреждении творческой группы. Положение о творческой группе.

5

Организация работы с родителями (законными представителями) по вопросам адаптации детей к условиям детского сада.

июнь – август 2018 г.

Зам.зав.

Родительское собрание, экскурсия по помещениям детского сада и прогулочным площадкам, консультации, информационные буклеты, информация на сайте ДОУ.

6

Проведение инструктивно-методических совещаний, семинаров и иных методических мероприятий по вопросам адаптации детей

июнь – август 2018 г.

Заведующий

Зам.зав.

Образовательная программа. Годовой план.

Методические рекомендации.

7

Оказание консультативной помощи педагогам.

июнь – август 2018 г.

Зам.зав.

Материалы консультаций

8

Разработка рабочей программы воспитателей

июнь – декабрь 2018 г.

Зам.зав.

Рабочая программа воспитателя наборной группы (2 -3 года)

9

Комплектование библиотеки методического кабинета ДОУ по теме «Адаптационный период в жизни ребенка»

июнь – декабрь 2018 г.

Зам.зав.

Картотека

10

Создание внутренней системы оценки уровня адаптации детей.

июнь – август 2018 г.

Заведующий

Педагогический коллектив

Схема экспертной оценки нервно-психического развития детей раннего возраста (Аскарина Н.М.. Печора К.Л., Пантюхина Г.В.) Мониторинг удовлетворенности родителей качеством предоставляемых образовательных услуг и услуг по присмотру и уходу.

11

Распространение педагогического опыта.

ноябрь – декабрь 2018 г.

Заведующий

Зам.зав.

Педагог-психолог

Программы мероприятий. Конспекты выступлений.

V. Материально-техническое обеспечение адаптационного периода

12

Приведение развивающей предметно-пространственной среды в соответствие с требованиями ФГОС дошкольного образования: средства обучения и воспитания (в том числе технические),  игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь.

июнь – декабрь 2018 г.

Заведующий

Зам.зав.

Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ спроектированная с учетом требований к адаптационному периоду детей в соответствии с ФГОС ДО

13

Приобретение необходимого материального и технического оборудования в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

июнь – декабрь 2018 г.

Заведующий

Материально-техническая база соответствующая ФГОС ДО

VI. Создание информационного обеспечения

14

Ведение официального сайта в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" №273-ФЗ .

Постоянно

Зам.зав.

Сайт ДОУ.

Положение об Интернет-сайте образовательного учреждения (Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ, ст.29; постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 г. N 582 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации")

15

Информирование родителей (законных представителей) о правилах приема в ДОУ через наглядную информацию, сайт, проведение родительских собраний.

постоянно

Зам.зав.  педагогический коллектив

Информация на стендах, сайте ДОУ

16

Обеспечение публичной отчётности о ходе процесса адаптации детей

Ежегодно

до 31 августа

Заведующий

Зам.зав.

Положение об организации и проведении публичного отчета образовательного учреждения. Текст публичного отчёта.

17

Изучение общественного мнения о ходе и результатах адаптационного периода

Ежегодно до 30 мая

Зам.зав.

Справка

2 этап. Основной (практический)

1.Психолого-педагогическое сопровождение  детей, семей

№ п/п

Форма работы

Сроки выполнения

Ответственный за выполнение

Выход информации

1

Изучение возрастных особенностей детей 2-3 лет

август 2018г.

Педагог-психолог, воспитатели

Консультация

2

Диагностика:

- заполнение листа адаптации

- заполнение кары нервно-психического развития ребенка

 

сентябрь -  декабрь 2018г.

Педагог-психолог

Совещание

2. Формирование эмоционально - положительного контакта детей и взрослых

1.

Работа клуба «Вместе с мамой»

август - сентябрь 2018г.

Воспитатели

Дополнительная образовательная программа «Вместе с мамой» по формированию адаптационных возможностей детей к условиям детского сада.

2.

Оборудование центров развития для самостоятельной активности детей:

- уголок для сюжетно-ролевых игр (театральный, ряжения);
- уголок развития речи «Речевичок»;
- уголок сенсорики - моторики;
- уголок развивающих игр;
- уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;
- игровая зона (с игрушками, строительным материалом);

- физкультурно – оздоровительный уголок.

июнь – декабрь 2018 г.

Воспитатели

Паспорт группы

Фото-отчет

3.

Создание методической копилки:

- Игры на установление доверительных отношений детей с педагогом;

- Забавы;

- Комплекс утренней гимнас-тики;

- Игры в адаптационный период;

- Игры на развитие эмоцио-нальной сферы, снятие физичес-кого напряжения, тревожности, развитие коммуникации;

- Подвижные оздоровительные игры

июнь – декабрь 2018 г.

Педагог-психолог, воспитатели

Картотека

3.Взаимодействие с семьей

1.

Анкетирование родителей «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?»

Анкетирование родителей по итогам адаптационного периода

август 2018г.

декабрь 2018г.

Педагог-психолог, воспитатели

Справка

Справка

2.

Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам периода адаптации детей к условиям детского сада:

- «Визитная карточка детского сада»

- «Подготовка ребенка к поступлению в детский сад», «Особенности адаптации», «Семья и семейные ценности», «Капризы и упрямства», « Игрушки- чудовища», « Играйте вместе с детьми», « Дружеские отношения взрослых и детей в семье», «Влияние родительских установок на развитие детей».

- «Советы родителям», «Как правильно вести себя с ребенком», «Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями», «Алгоритм постепенного вхождения ребенка в детский сад. И.В.Лапина», «»Советы родителям в адаптационный период», «Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду».

август 2018г.

август – декабрь 2018г.

август – декабрь 2018г.

Педагог-психолог, воспитатели

Родительское собрание

Консультации

Информационные проспекты

3.

Совместные акции

Фото-выставка

4. Повышение педагогической компетенции воспитателей

1.

- «Психологическая характе-ристика раннего возраста (от 1 до 3-х лет) Е.О.Смирнова», «Психологические особенности детей раннего возраста. Т.Д.Марциновская», «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста».

-  «Факторы, определяющие успешность быстрой адаптации  к детскому саду».

август 2016 г.

Заместитель заведующего, педагог-психолог

Консультации

Информационный проспект

3этап. Заключительный (презентационный)

№ п/п

Форма работы

Сроки выполнения

Ответственный за выполнение

Выход информации

Анализ степени адаптиро-ванности детей

декабрь 2018г.

Педагог-психолог

Справка, совещание

2.

Анкетирование родителей «Степень удовлетворенности предоставляемой образова-тельной услуги»

декабрь 2018г.

Воспитатели

Справка, совещание

3.

Сопоставление имеющихся результатов  с прогнозируемыми

декабрь 2018г.

Заместитель заведующего

Справка,

совещание

4.

Промежуточные результаты работы над проектом

октябрь 2018г.

Заместитель заведующего, воспитатели

РМО воспитателей

5.

Отчет о результатах работы над проектом.

декабрь 2018г.

Заместитель заведующего, воспитатели

Доклад на педагогическом совете

Список литературы:

От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014

 Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. «Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста» «Первые шаги», 2015.

 Детско-родительский клуб «Веселая семейка». Практические материалы. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

Афанасьева И.П. Маленькими шагами в большой мир знаний. Первая младшая группа: Учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ. – Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.

 Колесникова Е.В. Развитие речи у детей 2-3 лет. Учебно-методическое пособие к иллюстрированному материалу «От звукоподражаний к словам» / Е.В. Колесникова. – М.: Издательство «Ювента», 2011. 

Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы: Пер. с англ.: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1991. (1 шт.)

Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы: Методическое пособие / Под ред. Г.М. Киселевой, Л.И. Пономаревой. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). – СПб.: «Паритет», 2003. 

Акимова Г.Е. Развивающие игры для малышей. – СПб.: Лениздат; «Ленинград», 2007. 

Губанова Н.Ф, Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. 

Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010. (1 шт.)

Махнаева М.Д., Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет: Методическое пособие для педагогов и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2010. 

Богина Т.Л., Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1987. Губерт К.Д., Рысс М.Г

Пономарев С.А. Растите малышей здоровыми (Физическое воспитание детей до 3 лет). – М.: Советский спорт, 1989. 

Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2-7 лет / Авт.-сост. Э.Я. Степаненкова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. 

Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика в детском саду. Упражнения для детей 2-3 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. 

Дубровская Н.В. Рисунки, спрятанные в пальчиках: Наглядно-методическое пособие. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004 

Сахарова О.М. Лепка и аппликация для самых маленьких. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Мини-музей в детском саду, как форма партнерского взаимодействия с семьями воспитанников»

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск рациональных путей взаимодействия. Тема музейной педагогики  ост...

Краткосрочный практико - ориентировочный проект для младшей группы детского сада. Тема: « Новый год у ворот». Воспитатель Ясонова Э.Е.

В проекте запланирована деятельность детей и взрослых по знакомству с народными традициями....

"Советы воспитателю детского сада по воспитанию дружеских отношений между детьми"

10 советов воспитателю детского сада, реализуя которые можно достичь значимых результатов в формировании уважительного отношения и дружбы между детьми в условиях детского сада....

Акции в рамках проекта "Развитие адаптационной модели детского сада в условиях партнёрских отношений между воспитателями , детьми и их родителями"

Время изменилось. Изменились и взрослые, и дети. Поэтому  задача детского сада создать новые условия образовательной деятельности, которая позволит снизить психофизиологическую нагрузку у детей м...

Проект «Мини-музей в детском саду как форма партнерского взаимодействия с семьями воспитанников»

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск рациональных путей взаимодействия. Тема музейной педагогики остается...

«Система работы по развитию речи в детском саду в условиях внедрения ФГОС»

Современной системе дошкольного образования требуются специалистыспособные понимать и видеть особенности речевого развития детей;изучать речь ребенка и ориентироваться в условиях общения и конкретной ...

ПРОЕКТ «Развитие адаптивной модели детского сада в условиях партнерских отношений между воспитателями, детьми и их родителями»

Время изменилось. Изменились и взрослые, и дети. Поэтому  задача детского сада создать новые условия образовательной деятельности, которая позволит снизить психофизиологическую нагрузку у детей м...