ПРОЕКТ «Развитие адаптивной модели детского сада в условиях партнерских отношений между воспитателями, детьми и их родителями»
проект (младшая группа)
Время изменилось. Изменились и взрослые, и дети. Поэтому задача детского сада создать новые условия образовательной деятельности, которая позволит снизить психофизиологическую нагрузку у детей младшего дошкольного возраста в период адаптации к условиям дошкольного учреждения. В этот период формируются такие качества ребенка, как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность.
От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. На помощь семье должен прийти детский сад. Детский сад должен стать «открытым» по всем вопросам развития и воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_adaptatsiya.docx | 43.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Снежинка»
ПРОЕКТ
«Развитие адаптивной модели детского сада в условиях партнерских отношений между воспитателями, детьми и их родителями»
Авторы проекта:
Воспитатели:
Сукач Марина Юрьевна
Андреенкова Елена Михайловна
г. Гагарин
2018 год
Паспорт проекта
Тема проекта | Инновационная площадка «Развитие адаптивной модели детского сада в условиях партнерских отношений между воспитателями, детьми и их родителями» |
Актуальность проекта | Время изменилось. Изменились и взрослые, и дети. Поэтому задача детского сада создать новые условия образовательной деятельности, которая позволит снизить психофизиологическую нагрузку у детей младшего дошкольного возраста в период адаптации к условиям дошкольного учреждения. В этот период формируются такие качества ребенка, как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. На помощь семье должен прийти детский сад. Детский сад должен стать «открытым» по всем вопросам развития и воспитания. |
Цель | Создание максимально благоприятных условий для успешной адаптации детей к условиям детского сада.
|
Задачи | - создать адаптивную развивающую предметно - пространственную среду - взаимодействовать с ребенком через адаптивную развивающую предметно- пространственную среду и в адекватных возрасту формах - осуществить продуктивное взаимодействие с семьей - повысить педагогическую компетентность воспитателей |
Вид (тип) | Методический, практико-ориентированный. |
Целевая аудитория проекта | Педагогический коллектив, родители, дети |
Принципы по формированию содержания проекта | Для реализации цели – успешной адаптации ребёнка к дошкольному учреждению – следует руководствоваться определёнными принципами. Принцип гуманизма как основополагающий. Суть его в том, чтобы не навредить ребёнку, относиться к нему как к безусловной ценности. Принимая во внимание, что приход ребёнка в дошкольное учреждение – ситуация стрессовая, необходимо проявить к малышу максимум терпения, чуткости, доброжелательности. От взрослых требуется спокойствие, уравновешенность, непротиворечивость в своих действиях и словах, которые могут причинить ребёнку страдания, дезориентировать его, вызвать неприятные ощущения. Требования должны быть посильными и развивающими. Принцип природосообразности и индивидуализации предполагает учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей в организации процесса адаптации; учёт их индивидуального опыта поведения и общения, потребностей, привычек, желание и т.д. Взрослые выстраивают линию своего поведения с ребёнком, двигаясь прежде всего от ребёнка. Принцип оздоровительной направленности означает, что посредством внимания к ведущим направлениям развития ребёнка (физическому здоровью, психологическому комфорту и социальному благополучию) достигается гармоничность его развития. Принцип индивидуального подхода в создании специальных условий для деятельности и общения с ребёнком предполагает, что взрослые овладевают методами и приёмами психолого-педагогического воздействия в зависимости от характера поведения ребёнка, ибо главная цель – его радостное, бодрое состояние и настроение, развитие его как субъекта деятельности и общения. Принцип взаимодействия семьи и дошкольного учреждения акцентирует внимание на повышении роли семейного воспитания в развитии и воспитании ребёнка, установлении партнёрских отношений «семья – дошкольное учреждение», взаимодополнений усилий учреждения адекватными усилиями семьи, и наоборот. Принцип профессионального сотрудничества означает согласованность усилий, знаний, умений и навыков педагога-психолога, медицинского работника, воспитателя в работе с детьми, группой, их функциональных прав и обязанностей. Принцип анализа и самоанализа (рефлексивный принцип) предполагает своевременный контроль над эффективностью профессиональных действий, процесса адаптации в целом, за личностным ростом участников взаимодействия. |
Сроки реализации | Июнь 2018 г. – декабрь 2018 г. |
Планируемые результаты | Дети: |
Содержание проекта
1 этап. Организационно-подготовительный |
адаптации детей к условиям детского
№ | Наименование мероприятия | Срок выполнения | Ответственный за выполнение | Выход информации | ||
| ||||||
1 | Теоретическая и методическая основа проекта | июнь 2018г. | Зам.зав. Творческая группа | Копилка методической литературы | ||
2 | Определение факторов, определяющих успешность адаптации к детскому саду. | июнь 2018г. | Творческая группа | Методические рекомендации. Приложение 1. | ||
3 | Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в детский сад | июнь – август 2018 г. | Педагог-психолог | Консультации, информационные буклеты и др. Приложение 2. | ||
II. Организационное обеспечение создания адаптивной модели детского сада | ||||||
4 | Создание и организация работы в ДОУ творческой группы по вопросу адаптации детей к условиям детского сада | июнь 2018г | Заведующий | Приказ о создании в образовательном учреждении творческой группы. Положение о творческой группе. | ||
5 | Организация работы с родителями (законными представителями) по вопросам адаптации детей к условиям детского сада. | июнь – август 2018 г. | Зам.зав. | Родительское собрание, экскурсия по помещениям детского сада и прогулочным площадкам, консультации, информационные буклеты, информация на сайте ДОУ. | ||
6 | Проведение инструктивно-методических совещаний, семинаров и иных методических мероприятий по вопросам адаптации детей | июнь – август 2018 г. | Заведующий Зам.зав. | Образовательная программа. Годовой план. Методические рекомендации. | ||
7 | Оказание консультативной помощи педагогам. | июнь – август 2018 г. | Зам.зав. | Материалы консультаций | ||
8 | Разработка рабочей программы воспитателей | июнь – декабрь 2018 г. | Зам.зав. | Рабочая программа воспитателя наборной группы (2 -3 года) | ||
9 | Комплектование библиотеки методического кабинета ДОУ по теме «Адаптационный период в жизни ребенка» | июнь – декабрь 2018 г. | Зам.зав. | Картотека | ||
10 | Создание внутренней системы оценки уровня адаптации детей. | июнь – август 2018 г. | Заведующий Педагогический коллектив | Схема экспертной оценки нервно-психического развития детей раннего возраста (Аскарина Н.М.. Печора К.Л., Пантюхина Г.В.) Мониторинг удовлетворенности родителей качеством предоставляемых образовательных услуг и услуг по присмотру и уходу. | ||
11 | Распространение педагогического опыта. | ноябрь – декабрь 2018 г. | Заведующий Зам.зав. Педагог-психолог | Программы мероприятий. Конспекты выступлений. | ||
V. Материально-техническое обеспечение адаптационного периода | ||||||
12 | Приведение развивающей предметно-пространственной среды в соответствие с требованиями ФГОС дошкольного образования: средства обучения и воспитания (в том числе технические), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь. | июнь – декабрь 2018 г. | Заведующий Зам.зав. | Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ спроектированная с учетом требований к адаптационному периоду детей в соответствии с ФГОС ДО | ||
13 | Приобретение необходимого материального и технического оборудования в соответствии с требованиями ФГОС ДО. | июнь – декабрь 2018 г. | Заведующий | Материально-техническая база соответствующая ФГОС ДО | ||
VI. Создание информационного обеспечения | ||||||
14 | Ведение официального сайта в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" №273-ФЗ . | Постоянно | Зам.зав. | Сайт ДОУ. Положение об Интернет-сайте образовательного учреждения (Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ, ст.29; постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 г. N 582 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации") | ||
15 | Информирование родителей (законных представителей) о правилах приема в ДОУ через наглядную информацию, сайт, проведение родительских собраний. | постоянно | Зам.зав. педагогический коллектив | Информация на стендах, сайте ДОУ | ||
16 | Обеспечение публичной отчётности о ходе процесса адаптации детей | Ежегодно до 31 августа | Заведующий Зам.зав. | Положение об организации и проведении публичного отчета образовательного учреждения. Текст публичного отчёта. | ||
17 | Изучение общественного мнения о ходе и результатах адаптационного периода | Ежегодно до 30 мая | Зам.зав. | Справка |
2 этап. Основной (практический)
1.Психолого-педагогическое сопровождение детей, семей | ||||
№ п/п | Форма работы | Сроки выполнения | Ответственный за выполнение | Выход информации |
1 | Изучение возрастных особенностей детей 2-3 лет | август 2018г. | Педагог-психолог, воспитатели | Консультация |
2 | Диагностика: - заполнение листа адаптации - заполнение кары нервно-психического развития ребенка
| сентябрь - декабрь 2018г. | Педагог-психолог | Совещание |
2. Формирование эмоционально - положительного контакта детей и взрослых | ||||
1. | Работа клуба «Вместе с мамой» | август - сентябрь 2018г. | Воспитатели | Дополнительная образовательная программа «Вместе с мамой» по формированию адаптационных возможностей детей к условиям детского сада. |
2. | Оборудование центров развития для самостоятельной активности детей: - уголок для сюжетно-ролевых игр (театральный, ряжения); - физкультурно – оздоровительный уголок. | июнь – декабрь 2018 г. | Воспитатели | Паспорт группы Фото-отчет |
3. | Создание методической копилки: - Игры на установление доверительных отношений детей с педагогом; - Забавы; - Комплекс утренней гимнас-тики; - Игры в адаптационный период; - Игры на развитие эмоцио-нальной сферы, снятие физичес-кого напряжения, тревожности, развитие коммуникации; - Подвижные оздоровительные игры | июнь – декабрь 2018 г. | Педагог-психолог, воспитатели | Картотека |
3.Взаимодействие с семьей | ||||
1. | Анкетирование родителей «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?» Анкетирование родителей по итогам адаптационного периода | август 2018г. декабрь 2018г. | Педагог-психолог, воспитатели | Справка Справка |
2. | Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам периода адаптации детей к условиям детского сада: - «Визитная карточка детского сада» - «Подготовка ребенка к поступлению в детский сад», «Особенности адаптации», «Семья и семейные ценности», «Капризы и упрямства», « Игрушки- чудовища», « Играйте вместе с детьми», « Дружеские отношения взрослых и детей в семье», «Влияние родительских установок на развитие детей». - «Советы родителям», «Как правильно вести себя с ребенком», «Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями», «Алгоритм постепенного вхождения ребенка в детский сад. И.В.Лапина», «»Советы родителям в адаптационный период», «Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду». | август 2018г. август – декабрь 2018г. август – декабрь 2018г. | Педагог-психолог, воспитатели | Родительское собрание Консультации Информационные проспекты |
3. | Совместные акции | Фото-выставка | ||
4. Повышение педагогической компетенции воспитателей | ||||
1. | - «Психологическая характе-ристика раннего возраста (от 1 до 3-х лет) Е.О.Смирнова», «Психологические особенности детей раннего возраста. Т.Д.Марциновская», «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста». - «Факторы, определяющие успешность быстрой адаптации к детскому саду». | август 2016 г. | Заместитель заведующего, педагог-психолог | Консультации Информационный проспект |
3этап. Заключительный (презентационный)
№ п/п | Форма работы | Сроки выполнения | Ответственный за выполнение | Выход информации |
Анализ степени адаптиро-ванности детей | декабрь 2018г. | Педагог-психолог | Справка, совещание | |
2. | Анкетирование родителей «Степень удовлетворенности предоставляемой образова-тельной услуги» | декабрь 2018г. | Воспитатели | Справка, совещание |
3. | Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми | декабрь 2018г. | Заместитель заведующего | Справка, совещание |
4. | Промежуточные результаты работы над проектом | октябрь 2018г. | Заместитель заведующего, воспитатели | РМО воспитателей |
5. | Отчет о результатах работы над проектом. | декабрь 2018г. | Заместитель заведующего, воспитатели | Доклад на педагогическом совете |
Список литературы:
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. «Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста» «Первые шаги», 2015.
Детско-родительский клуб «Веселая семейка». Практические материалы. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
Афанасьева И.П. Маленькими шагами в большой мир знаний. Первая младшая группа: Учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ. – Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
Колесникова Е.В. Развитие речи у детей 2-3 лет. Учебно-методическое пособие к иллюстрированному материалу «От звукоподражаний к словам» / Е.В. Колесникова. – М.: Издательство «Ювента», 2011.
Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы: Пер. с англ.: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1991. (1 шт.)
Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы: Методическое пособие / Под ред. Г.М. Киселевой, Л.И. Пономаревой. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). – СПб.: «Паритет», 2003.
Акимова Г.Е. Развивающие игры для малышей. – СПб.: Лениздат; «Ленинград», 2007.
Губанова Н.Ф, Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010. (1 шт.)
Махнаева М.Д., Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет: Методическое пособие для педагогов и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
Богина Т.Л., Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1987. Губерт К.Д., Рысс М.Г
Пономарев С.А. Растите малышей здоровыми (Физическое воспитание детей до 3 лет). – М.: Советский спорт, 1989.
Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2-7 лет / Авт.-сост. Э.Я. Степаненкова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика в детском саду. Упражнения для детей 2-3 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.
Дубровская Н.В. Рисунки, спрятанные в пальчиках: Наглядно-методическое пособие. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004
Сахарова О.М. Лепка и аппликация для самых маленьких. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект: «Мини-музей в детском саду, как форма партнерского взаимодействия с семьями воспитанников»
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск рациональных путей взаимодействия. Тема музейной педагогики ост...
Краткосрочный практико - ориентировочный проект для младшей группы детского сада. Тема: « Новый год у ворот». Воспитатель Ясонова Э.Е.
В проекте запланирована деятельность детей и взрослых по знакомству с народными традициями....
"Советы воспитателю детского сада по воспитанию дружеских отношений между детьми"
10 советов воспитателю детского сада, реализуя которые можно достичь значимых результатов в формировании уважительного отношения и дружбы между детьми в условиях детского сада....
Акции в рамках проекта "Развитие адаптационной модели детского сада в условиях партнёрских отношений между воспитателями , детьми и их родителями"
Время изменилось. Изменились и взрослые, и дети. Поэтому задача детского сада создать новые условия образовательной деятельности, которая позволит снизить психофизиологическую нагрузку у детей м...
Проект «Мини-музей в детском саду как форма партнерского взаимодействия с семьями воспитанников»
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск рациональных путей взаимодействия. Тема музейной педагогики остается...
«Система работы по развитию речи в детском саду в условиях внедрения ФГОС»
Современной системе дошкольного образования требуются специалистыспособные понимать и видеть особенности речевого развития детей;изучать речь ребенка и ориентироваться в условиях общения и конкретной ...
ПРОЕКТ «Развитие адаптивной модели детского сада в условиях партнерских отношений между воспитателями, детьми и их родителями»
Время изменилось. Изменились и взрослые, и дети. Поэтому задача детского сада создать новые условия образовательной деятельности, которая позволит снизить психофизиологическую нагрузку у детей м...