Картотека опытов с водой.
картотека (старшая группа)
В этой картотеке представлены самые простые и доступные опыты с водой. Эти опыты можно проводить как в группе, так и на занятиях по дополнительному образованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_opytov_s_vodoy.docx | 28.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
НШ «Перспектива»
Картотека опытов с водой.
Выполнила:
Динисламова Динара Мурзалиевна.
Опыт№1 «Цветок, распустившийся на воде»
Из бумаги вырезаем цветок, загибаем лепестки по пунктирным линиям внутрь, кладем бумажный цветок в тарелку с водой.
- Что произойдет с цветком? (ответы детей)
Результат: цветок постепенно раскроется.
- Почему? (ответы детей)
Вода проникает в самые маленькие пустые пространства между волокнами бумаги и заполняет их. Бумага набухает, сгибы на ней распрямляются и цветок распускается.
Вывод: значит вода может подниматься вверх.
Опыт№2 «Плавающая иголка»
Наполним стакан водой до краев. Пинцетом возьмем иглу и осторожно положим на поверхность воды в стакане.
- Игла какая? (железная)
- Что произойдет с иглой? (ответы детей)
Результат: игла лежит на поверхности воды (может случиться, что игла утонет, тогда надо повторить опыт)
- Почему? (ответы детей)
На поверхности воды образуется пленка, способная выдержать вес легкого тела. Когда стакан наполнен водой до краев, если присмотреться поближе к поверхности воды, то ее поверхность выпуклая. Поверхность стремиться заключить воду как бы в мешочек. Если воды совсем мало, то вода принимает форму шара-капли.
- Почему игла остается на поверхности воды ни в центре, а смещается к стенкам стакана? (ответы детей)
Игла смещается к краям, не остается в центре на поверхности воды, значит действительно поверхность воды выпуклая.
Опыт№3 «Барьер из ткани»
Надо намочить с выжать носовой платок. Наполнить водой стакан. Накрыть стакан платком, закрепить платок резинкой и хорошенько натянуть его.
- Что произойдет, если быстрым движением опрокинуть стакан (работа над тазиком? (ответы детей)
Результат: вода не выливается из стакана, как будто бы платок сделан из непроницаемой ткани.
- Почему? (ответы детей)
Вода заполнила все пространство между волокнами ткани и создала непроходимый барьер для воды из стакана.
Опыт№4 «Лодка с мыльным двигателем»
Наполнить тазик водой. Вырезать из картонки треугольную лодочку. Когда вода в тазике успокоится, положить лодочку в угол тазика, острым углом по направлению к центру. Опустить палец в воду за лодочкой.
- Что произойдет?
Намочить палец жидким мылом и опустить в воду за лодочкой.
- Что произойдет в этом случае? (ответы детей)
Результат: лодочка мгновенно начинает двигаться к противоположному краю тазика.
В начале опыта лодочка стоит неподвижно, так как на поверхности воды пленка держит ее со всех сторон с одинаковой силой. Мыло повреждает поверхностную пленку и лодочка движется в сторону.
Опыт позволяет детям показать: 1. поверхность воды выпуклая; 2. что у воды есть «кожа»-пленка, которая превращает малые количества воды в круглые капли.
Почему происходят такие явления с водой детям не рассказывается, а предлагается показать эти «фокусы» своим родителям и вместе с ними попытаться найти ответы на поставленные вопросы.
Возьмем стакан с газированной водой и опустим в него кусочки пластилина. Сначала пластилин тонет в воде. Затем пузырьки воздуха прилипают к пластилину и делают его легче, поэтому пластилин всплывает.
Вывод: воздух легче воды.
Оборудование и материалы: прозрачный стакан с расширенным горлышком, баночка, тазик, ложечка, акварель, почва, вода, веер.
Содержание опыта:
- Прозрачное ведёрко наполнить до половины водой, добавить акварельные краски любого цвета.
- Горлышком вниз опустить стаканчик в подкрашенную воду. Внимательно наблюдая за действиями педагога, дети приходят к выводу: стаканчик не заполняется водой. (Что же мешает воде попасть в стаканчик? Как обнаружить невидимку?)
- Наполнить тазик водой и опустить тот же стаканчик, но донышком вниз. Дети замечают, что стаканчик заполняется водой, а на поверхности воды появляются многочисленные пузырьки воздуха. Вывод: воздух легче, чем вода, поэтому вода выталкивает воздух из стаканчика на поверхность.
Опустить ложку в стаканчик и помешивая воду, вызвать появление пузырьков. Вывод: в воде есть воздух.
Опыт№5 «Ветер парус надувает»
Дети опускают кораблики с парусами в тазики с водой, дуют на паруса, наблюдают движение корабликов, приходят к таким выводам:
- без ветра парусники не плывут;
- очень сильный ветер может привести к крушению корабля.
Итог: ветер — это перемещение воздуха.
Опыт №6«Есть ли у воды запах и вкус?»
Педагог предлагает понюхать и попробовать на вкус воду в стаканчиках, затем добавить сахар и соль. Ребята делают следующее умозаключение: сама вода безвкусна и бесцветна, но приобретает вкус и запах вещества, которое добавляется в воду.
Опыт№7 «Фильтрование воды»
Дети действуют по схематическому алгоритму:
- установить воронку на горлышко сосуда;
- положить в воронку листик тонкой бумаги;
- на бумагу ложечкой насыпать измельчённый активированный уголь;
- налить загрязнённую воду;
зафиксировать результаты эксперимента (вода стала чище), зарисовать итоги наблюдения.
Опыт№8 «Что такое вода, какой она формы?»
Медленно вылить воду в ведёрко. Наблюдая за процессом, дети отвечают на вопрос, что делает вода? (льётся, вытекает, заливает и т. д.). Выводы:
- вода жидкая, поэтому получила название жидкость;
у воды нет своей формы, она приобретает форму ёмкости, в которую её заливают.
Опыт №9«Вода и пар»
Вскипятить воду в сосуде и накрыть сосуд крышкой, продемонстрировать, как пар преобразуется в капли. Вывод: в процессе нагревания вода из жидкости превращается в газ, при остывании происходит обратное преобразование газа в жидкость.
Опыт № 10 «Играем с красками».
Цель: Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность.
Материал: Две банки с чистой водой, краски, лопаточка, салфетка из ткани.
Ход:
Краски, словно радуга,
Красотой своей детей радуют
Оранжевые, жёлтые, красные,
Синие, зелёные – разные!
В баночку с водой добавить немного красной краски, что происходит? (краска медленно, неравномерно растворится).
В другую баночку с водой добавить немного синей краски, размешать. Что происходит? (краска растворится равномерно).
Дети смешивают воду из двух баночек. Что происходит? (при соединении синей и красной краски вода в банке стала коричневой).
Вывод: Капля краски, если её не мешать, растворяется в воде медленно, неравномерно, а при размешивании – равномерно.
Опыт № 12 «Можно ли склеить бумагу водой».
Возьмём два листа бумаги. Двигаем один в одну сторону, другой в другую. Смачиваем водой, слегка сдавливаем, пробуем сдвинуть — безуспешно. Вывод: вода обладает склеивающим эффектом.
Опыт № 13 «Чем пахнет вода».
Три стакана (сахар, соль, чистая вода). В один из них добавить раствор валерианы. Есть запах. Вода начинает пахнуть теми веществами, которые в неё добавляют.
али и что делали?
Опыт №14«Вода прозрачная»
Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком – нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком – нет.
Вывод: вода прозрачная, а молоко - нет.
Опыт № 15«У воды нет вкуса»
Предложите детям попробовать через соломинку воду.
Вопрос: есть ли у нее вкус?
Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Дайте им для сравнения молоко или сок. Если они не убедились, пусть еще раз попробуют воду. Вы должны доказать им, что у воды нет вкуса. Дело в том, что дети часто слышат от взрослых (в том числе и в детском саду, что вода очень вкусная. Объясните, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.
А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей. Ее человек не может пить.
Опыт№16 «Вода – жидкая, может течь»
Дайте детям два стаканчика – один с водой, другой – пустой, и предложите аккуратно перелить воду из одного в другой. Вода льется? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Для того, чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая», предложите им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течет, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он жидкий. Если мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течет, а вываливается кусками, то мы говорим, что кисель густой. Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.
Опыт№17 «В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются»
Возьмите два стаканчика с водой. В один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмем другой стаканчик и насыплем в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? Напомните детям, что они постоянно размешивают сахар в чае. Если бы он в воде не растворялся, то людям пришлось бы пить несладкий чай.
В аквариум на дно мы кладем песок. Растворяется он или нет? Что было бы, ели бы на дно аквариума положили не обычный, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок?
Предложите детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой? Желательно, чтобы у каждого ребенка была своя краска, тогда вы получите целой набор разноцветной воды. Почему вода стала цветной? Краска в ней растворилась.
Опыт №18«Спичечные бега»
Положите четыре спички в тарелку с водой. Они так и будут лежать, не двигаясь. На поверхность воды из-за взаимного притяжения молекул образуется невидимая пленка.
Положите кусок сахара на середину: спички приблизятся друг к другу. Сахар начинает впитывать воду и возникает течение, которое сближает спички.
Повтори опыт с мылом: спички «разбегутся». Мыло изменяет поверхность воды вокруг и отталкивает спички.
Опыт№19 «Как выйти сухим из воды»
Сомни бумагу и положи ее на дно стакана. Быстро переверни стакан и погрузи его в воду. А теперь вынь стакан: бумага осталась сухой. Вода не проникла в стакан, потому что он наполнен воздухом.
Опыт №20 «Поверхностное натяжение воды»
Баночка доверху наполнена водой. Что произойдет, если в баночку осторожно поместить канцелярскую скрепку? Скрепка вытеснит небольшое количество воды. Вода поднимется выше края баночки. Однако благодаря поверхностному натяжению вода не перельется через край, лишь ее поверхность слегка изогнется.
Опыт №21 «Вода может растворять вещества»
Оборудование:4 стакана с водой, ложечка –шпатель и различные вещества (мел, песок, сахар и соль).
Проведение опыта: Раскрошите немного мела. Насыпьте в разные стаканы с водой по одной чайной ложке разных веществ, размешайте и наблюдайте, какие из них растворяется.
Опыт №22 «Соленая вода плотнее пресной»
Оборудование: стаканы 500 и 1000 мл, наполненные водой наполовину каждый, сырое куриное яйцо, поваренная соль, столовая ложка.
Проведение опыта: Аккуратно опустите сырое яйцо в стакан с водой. Оно утонет. Насыпьте во второй стакан 2-3 столовые ложки соли, размешайте. Переложите в него сырое яйцо. Оно будет плавать, потому что соленая вода плотнее пресной, она выталкивает яйцо.
Опыт №23 «Фонтан».
Оборудование: шприц 150 мл, стакан с водой.
Проведение опыта: Установите поршень шприца примерно на середине. Опустите шприц в воду неглубоко, до широкой его части. Теперь резко выдвиньте поршень и наблюдайте, как вода хлынет в шприц фонтаном.
Опыт №24 «Фонтан 2».
Оборудование: резиновая трубка длиной 75 см, большая круглая кювета, стакан 1000 мл с водой.
Проведение опыта: Погрузите трубку в стакан с водой так, чтобы она полностью заполнилась водой. Теперь под водой возьмите трубку за концы двумя руками, закрыв пальцами оба конца, чтобы вода не могла вылиться, и вытащите ее из воды. Теперь поднимите один конец трубки выше другого над кюветой и откройте оба конца. Наблюдайте, как из нижнего конца трубки будет бить фонтан.
Опыт №25 «Вытеснение воды».
Оборудование: маленький цилиндрический пластический сосуд с крышкой, маленькое пластиковое ведро с ручкой, стакан 50 мл с носиком, маленькая прямоугольная кювета и стакан с водой.
Проведение опыта: поставьте цилиндрический сосуд в кювету. Аккуратно налейте в него воды до самого верха вровень с краями, но так, чтобы в кювету вода не выливалась. Положите один из металлических цилиндров в ведерко с ручкой и опустите ведерко в цилиндрический сосуд до самой ручки. Часть воды из сосуда выльется в кювету. Выньте сосуд из кюветы, цилиндр из ведерка, а воду из кюветы аккуратно перелейте в ведерко. Оно окажется полным.
Проделайте то же самое, положив в ведерко деревянный цилиндр.
Опыт№26 «Плавание 1»
Оборудование: прямоугольная низкая кювета с водой, деревянный цилиндр, пластилин и пипетка.
Проведение опыта: пустите в кювету с водой деревянный цилиндр. Наблюдайте как он плавает. Сделайте из пластилина такой же цилиндр и опустите его в кювету с водой. Наблюдайте его погружение.
Из этого же куска пластилина слепите небольшую чашку и положите ее на воду. Наблюдайте, как она плавает. Наберите в пипетку воды и аккуратно капайте в пластилиновую чашу до тех пор, пока она не потонет.
Опыт №27 «Плавание 2».
Оборудование: прямоугольная высокая кювета с водой, подводная лодка с грушей.
Проведение опыта: Соедините грушу с подводной лодкой при помощи шланга. Опустите подводную лодку в воду. Нажимая на грушу, наблюдайте погружение и всплывание подводной лодки.
Опыт № 28 «Выталкивание».
Оборудование: прямоугольная высокая кювета с водой, деревянный цилиндр, стакан 1000 мл и пинг-понговый шарик.
Проведение опыта: Опустите цилиндр на самое дно кюветы и отпустите его. Наблюдайте, как шарик всплывает.
Опыт №29 «Вода не выливается вся».
Оборудование: прямоугольная низкая кювета с водой, пипетка, стеклянные трубочки разного диаметра.
Проведение опыта: Опустите в воду две трубочки, закройте пальцем верхний конец, выньте из воды и уберите палец. Вода выльется, но не вся. Обратите внимание, в какой трубочке столбик выше, а в какой ниже.
Наберите воду в пипетку. Она вообще оттуда не выливается, если не нажать на нее.
Опыт №30 «Кипение теплой воды».
Оборудование: шприц 10 мл с резиновой пробкой без отверстия, стакан с теплой водой.
Проведение опыта: Снимите пробку со шприца. Вдвиньте поршень шприца до упора. Затем наберите в него немного теплой воды и наденьте назад пробку.
Теперь вытягивайте с силой поршень шприца и наблюдайте кипение воды в нем.
Опыт №31 «Давление воды на разной глубине»
Оборудование: мерный цилиндр с тремя отверстиями, круглая кювета, стакан с водой.
Проведение опыта: Установите цилиндр в кювету. Налейте в него воды до самого верха. Наблюдайте струи воды из отверстий. Сравните их дальность.
Опыт №32 «Сообщающиеся сосуды».
Оборудование: два шприца 150 мл без поршней, трубка длиной 14 см, стакан 1000 мл или высокая прямоугольная кювета, стакан 250 мл с водой.
Проведение опыта: Соедините шприцы трубкой и установите их большой стакан или кювету так, чтобы трубка опиралась на дно, а шприцы- на боковые стенки открытыми концами вверх. Налейте в один шприц воды доверху. Наблюдайте перетекание воды в другой шприц. Отметьте, что вода перетекает до тех пор, пока уровни не выровняются.
Опыт №33 «Прилипание к воде».
Оборудование: прямоугольная низкая кювета с водой, гибкая трубка с пластиной на нитке (удочка).
Проведение опыта: Возьмите удочку в руку, поднесите пластину к воде и опустите на воду. Теперь попробуйте поднять, держа удочку за свободный конец. Обратите внимание, как она прогибается при отрывании пластины от воды.
Опыт №34 «Работа гребного колеса».
Оборудование: круглая кювета с водой, лодочка с гребными колесами.
Проведение опыта: Налейте в кювету воды почти доверху. Закрутите колеса так, чтобы она не раскрутилась, положите лодочку на воду и отпустите. Колеса под действием резинки начнут крутиться и двигать лодку по воде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека опыты - с водой, солнцем, магнитами, космосом,
Подобрана серия опытов по каждому разделу....
Картотека опытов с водой
Подборка опытов с водой для детей старшего дошкольного возраста...
Картотека опытов с водой для дошкольников
Картотека опытов с водой для дошкольников...
картотека опытов с водой
картотека опытов с водой...
картотека опытов с водой
Картотека...
Картотека опытов с водой
Представляю вашему вниманию картотеку опытов с водой для всех возрастных групп. Данные опыты можно включать в занятия с детьми по познавательному развитию, использовать в режимных моментах для р...
Картотека опытов с водой
В средней группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития...