Картотека опытов с водой
картотека по окружающему миру (старшая группа) на тему

Наталья Александровна БУЛГАКОВА

Подборка опытов с водой для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon opyty.zip10.23 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт 1

«Вода прозрачная»

Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, второй с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему?

Вывод: вода прозрачная, а молоко – нет.

Опыт 2.

«У воды нет вкуса»

Предложить детям через соломинку попробовать воду, сок и молоко. Вопрос: есть ли у воды вкус? Как вариант можно попробовать сладкую и соленую воду.

Вывод: вода не имеет вкуса.

Опыт 3.

«У воды нет запаха»

Предложить детям понюхать воду, пустой стаканчик и сок. Спросить чем пахнет вода.

Вывод: у воды нет запаха.

Опыт 4.

«Лед – твердая вода»

Принести сосульки, или снежки в помещение, поместив каждую в отдельную посуду. Дети следят за состоянием сосулек в теплом помещении, что с ними происходит. Смотрят, какая сосулька растает быстрее большая или маленькая.

Вывод: лед и снег – то же вода.

Опыт 5.

«Пар – это тоже вода»

Берем термос с кипятком, открываем, обращаем внимание детей на пар. Помещаем над паром стекло или зеркальце, на нем выступают капельки воды, показываем их детям.

Вывод: пар – это тоже вода.

Опыт 6.

«Вода -  жидкая, может течь»

Дать детям два стаканчика – один с водой, второй – пустой, и предлагаем аккуратно перелить воду из одного стаканчика в другой. Льется вода? А почему, потому что она жидкая. Если бы вода не была бы жидкой, она не смогла бы течь в ручейках и реках.

Опыт 7.

«В воде одни вещества растворяются, а другие нет»

Берем два стаканчика с водой. В одном стаканчике пробуем растворить сахар, а в другом обыкновенный песок. Далее пробуем растворить соль и крупу.

Вывод: соль и сахар в воде растворяются, а песок и крупа – нет.

Опыт 8.

«Вода не имеет формы»

Предложить детям рассмотреть кусочек льда. Какой он формы, что будет если положить его в стаканчик, в блюдечко, на стол? А далее предложить детям сравнить воду со льдом. Перелить воду из стаканчика в блюдце, а из блюдца на стол. Что происходит?

Вывод: вода принимает форму предмета, в котором находится.

Опыт 9.

«Вода нужна растениям»

Дать каждому ребенку по две горошины. Одну из них ребенок кладет на блюдце в намоченную ватку, а вторую в сухую ватку. Наблюдаем за изменениями. Через некоторое время горошинка  в намоченной ватке дает росток.

Вывод: Вода необходима для роста растений.

Опыт 10.

«У растения внутри есть вода»

Растения пьют воду, поэтому она есть внутри растений. Для доказательства возьмем один цветок из букета и оставим его без воды (засушим). Через некоторое время сравним засушенный цветок и цветок из вазы.

Опыт 11.

«Живая вода»

Поставить веточки деревьев в воду. Через некоторое время они оживут. Тополь, даже пустит корни. Одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому.

Опыт 12.

«Иней»

Выносим на мороз очень горячую воду и держим над ней ветку. Она покрывается инеем.

Опыт 13.

«Цветные льдинки»

Подкрашенную гуашью воду разливаем в формочки и выносим на мороз. Получаются разноцветные льдинки,  которыми можно украшать снежные фигуры.

Опыт 14.

«Кораблик плывет по воде»

Сделать из скорлупы грецкого ореха маленький кораблик с парусом, поместить его в ванночку и подуть на парус, что бы дети понаблюдали, как кораблик плывет по воде.  Далее можно моделировать разные ветры (мягкий, нежный, буйный).

Опыт 15.

«Куда делась вода?»

Наливаем равное количество воды  в одинаковые емкости. Делаем отметку уровня. Одну емкость с водой накрываем крышкой, другую оставляем открытой. Через некоторое время проверяем уровень воды в емкостях.

Опыт 16.

«Воздух»

Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку с водой.  Стакан нужно держать прямо. Почему вода не попадает в стакан? В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

 

Опыт 17.

«Пузырьки воздуха»

Опустить стакан в емкость с водой, но при этом держать его , немного наклонив. В воде появляются пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана и его место занимает вода.

Опыт 18.

«Ветер – это движение воздуха»

Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. Ветер – это движение воздуха.

Опыт 19.

«Буря»

Опустить парусные кораблики в воду. Дети дуют на паруса, и кораблик начинает двигаться. Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру. А если ветер очень сильный, то начинается буря, и кораблик может потерпеть кораблекрушение.

Опыт 20.

«Пламя загрязняет воздух»

Зажгите свечу, горит пламя.  Может ли оно загрязнять воздух? Подержите над пламенем (на расстоянии 1 – 2см.) стекло. Через некоторое время вы увидите, что стекло покрылось копотью, почернело.

Опыт 21.

«Живая змея»

Вырезать из тонкой бумаги змею. Повесить ее над миской с горячей водой. Змея начнет подниматься вверх. Горячий воздух легче холодного, поднимаясь он увлекает за собой и змею.

Опыт 22.

«Прыгающая монетка»

Положить на бутылку монетку и поставить ее в очень горячую воду. Монета подпрыгнет. Объем нагреваемого воздуха быстро увеличивается. Не умещаясь в бутылке, он давит на монету.

Опыт 23.

«Воздух имеет вес»

Положите на чаши весов надутый и ненадутый шарики: чаша с надутым шариком перевесит.

Опыт 24.

«Воздух при нагревании расширяется»

Поставьте открытую пластмассовую бутылку в холод. Когда она охладится, наденьте на ее горлышко ненадутый шарик. Затем поставьте бутылку в миску с горячей водой. Шарик станет надуваться. Если бутылку повторно поставить в холод, шарик сдуется.

Опыт 25.

«Посев семечка»

Взять глубокий лоток. Приготовить почву (песок, глина, листья). Затем сажаем туда быстропрорастающее семечко. Полить и поставить в теплое солнечное место. Вместе с детьми наблюдать за ростом и развитием растения.

Опыт 26.

«Сыпучий песок»

Возьмите чистый песок и насыпьте его в лоток. Рассмотреть через лупу форму песчинок. Попробовать сыпать песок.

Опыт 27.

«Песок может двигаться»

Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все больше места у основания. Если долго сыпать песок, то возникают сплавы.

Опыт 28.

«Свойства мокрого песка»

Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но он может принимать любую форму, пока не высохнет.

Опыт 29.

«Песок хорошо пропускает воду»

Укрепить воронку. В воронку положить немного ваты. Насыпать в воронку песок.  Налить доверху воды. Песок хорошо пропускает воду.

Опыт 30.

«Как передвигается вода в почве»

Насыпать сухой земли в цветочный горшок. Поставить горшок в тарелку с водой. Через некоторое время почва смочится водой до самого верха.

Опыт 31.

«Глина плохо пропускает воду»

Укрепить воронку, в воронку положить немного ваты и глины. Налить воду, вода не проходит, следовательно, глина не пропускает воду.

Опыт 32.

«Сыпучесть»

Возьмем стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Да. А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче сыплется песок или глина?

Опыт 33.

«Движение»

В стеклянную банку насыпать немного песка и закрыть полиэтиленовой крышкой с отверстием для трубочки. Дуем в трубочку – песок начинает двигаться. Теперь сделаем то же самое с глиной. Глина не движется.

Опыт 34.

«Посадим палочку»

Возьмем палочку и попробуем посадить ее в сухой песок и сухую глину. Сухая глина твердая  и палочку поместить в нее трудно, а песок рыхлый и в него палочку поместить легко.

Опыт 34.

«Впитывает  воду»

Насыпаем в один стаканчик немного песка, в другой глину и наливаем в стаканчики немного воды. Песок воду впитывает быстро, глина медленно.

Опыт 35.

«Лепим из песка и глины»

Слепим из глины колбаски и шарики. Затем попробуем то же самое сделать из песка. Из песка колбаски не получаются, а шарики получаются рыхлые.


Опыт 10.

«Лед легче воды»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека опыты - с водой, солнцем, магнитами, космосом,

Подобрана серия опытов по каждому разделу....

Картотека опытов с водой для дошкольников

Картотека опытов с водой для дошкольников...

картотека опытов с водой

картотека опытов с водой...

Картотека опытов с водой

Представляю вашему вниманию картотеку опытов с водой для всех возрастных групп. Данные опыты можно включать в занятия с детьми по познавательному развитию, использовать в режимных моментах  для р...

Картотека опытов с водой

В средней группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития...

Картотека « Опыты с водой».

В копилку педагога...