Самообразование по теме «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» 2016-2018 гг.
проект (средняя группа)
Самообразование по теме:
«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_fedorova_2016-18_god.docx | 57.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное
дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад «Солнышко»
Самообразование по теме:
«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»
Воспитатель:
Федорова Елена Леонидовна
п. Сентябрьский, 2016 г
«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать.
На бумаге, на асфальте, на стене.
И в трамвае на окне…» (Э. Успенский)
Актуальность.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.
Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики дошкольника, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорика, координация движений - ключевые понятия для периода дошкольного возраста.
Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность.
Рисование играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Конечно, овладевая рисованием, лепкой, аппликацией, ребенок не научится писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль движений руки. Помогают образованию связи рука-глаз. Все это будет ему хорошим помощником в школе.
Проблема развития мелкой моторики в дошкольном возрасте весьма актуальна, так как именно она способствует развитию сенсоматорики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.
В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса.
Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения.
Благодаря рисуночной деятельности развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук.
Включение в работу с детьми нетрадиционных методов рисования и творческого конструирования позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательных интересов ребёнка (использования предметов, которые окружают ребёнка каждый день в новом ракурсе, - можно рисовать своей собственной ладонью, пальцами, использовать вместо кистей колосок или листок берёзки).
Происходит развитие наглядно - образного и словесно - логического мышления, активизация речевой деятельности детей (чем я ещё смогу рисовать, что я смогу нарисовать этим материалом?). За счёт использования разнообразных изображающих материалов, новых технических приёмов, нуждающихся точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением (как при правильном держании карандаша), создаются условия для преодоления общего неудобства, развития мелкой моторики.
Ведь вместо традиционной кисти и карандаша ребёнок использует для создания изображения собственные ладони, разнообразные печати, трафареты, техники "кляксография", "монотипия" и т.д.
Нетрадиционное рисование - искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово "Нельзя", можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально - благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима.
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».
Когда начата работа над темой: сентябрь 2016 г.
Когда предполагается закончить работу над темой: май 2018 г.
Цель самообразования по теме:
-Создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников через нетрадиционную технику рисования.
-Развитие у детей художественно – творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
-Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;
-Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.
Задачи самообразования:
1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей дошкольного возраста.
2. Развивать внимание, воображение и творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.
3.Развивать чувство композиции, ритма, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
4. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы.
5. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
Форма самообразования: индивидуальная.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
Изучение методической литературы и интернет ресурсов по теме
Посещение НОД у воспитателей своего ДОУ
Самоанализ и самооценка НОД в своей группе
Проведение открытых мероприятий.
Методы и приёмы обучения нетрадиционному рисованию
1.Создание игровой ситуации.
2.Показ воспитателя.
3.Использование движения руки.
4.Сравнение двух техник.
5.Проговаривание последовательности работы.
6.Педагогическая диагностика.
При рисовании нетрадиционными техниками широко используются стихи, загадки, а также игры.
Методические рекомендации
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Формы проведения
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
рисование пальчиками;
оттиск печатками из картофеля;
рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
тычок жесткой полусухой кистью.
печать поролоном;
печать пробками;
восковые мелки + акварель;
свеча + акварель;
отпечатки листьев;
рисунки из ладошки;
рисование ватными палочками;
волшебные веревочки.
Ожидаемые результаты:
- Динамика развития мелкой моторики.
- Применение изученных техник, приёмов и материалов в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности.
- Пополнение различным бросовым материалом для применения в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности.
Работа по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования осуществляется с подгруппой детей.
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому в деятельности важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к дальнейшим действиям при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
- игра, которая является основным видом деятельности детей;
- сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
- музыкальное сопровождение;
- яркая, хорошо продуманная наглядность и др.
В своей работе использовала накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: «от простого к сложному».
Система работы по использованию нетрадиционных техник рисования имеет следующую структуру.
Блок 1 - «Тактильное рисование»:
«Рисование пальчиком»
ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
«Рисование ладошкой»:
ребёнок опускает ладошку в гуашь (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфетками, затем гуашь легко смывается.
«Точечный рисунок»
ребёнок опускает пальчик в гуашь, ставит его перпендикулярно к белому листу бумаги и начинает изображать.
Блок 2 – «Использование дополнительных средств выразительности»:
«Оттиск печатками из пробки или ластика»
Способ получения изображения: ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка и пробка.
«Печать по трафарету»
Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берут другие тампон и трафарет.
«Кляксография обычная»
Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
«Кляксография трубочкой»
Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
«Оттиск смятой бумагой»
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
«Точечный рисунок»
Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Ватная палочка окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же.
«Набрызг»
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
«Отпечатки листьев»
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
«Поролоновые рисунки»
Делаем из поролона разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется).
«Тычок жёсткой полусухой кистью»
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, даже вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
«Рисование мелками»
Дошкольники любят разнообразие. Эти возможности предоставляют нам обыкновенные мелки, сангина, уголь. Гладкий асфальт, фарфор, керамическая плитка, камни - вот то основание, на которое хорошо ложится
мелок и уголь. Так, асфальт располагает к емкому изображению сюжетов. А на керамических плитках (которые порой в остатках хранятся где-нибудь в кладовой) мы рекомендуем изображать мелками или углем узоры, маленькие предметы. Большие камни (типа валунов) просятся украсить их под изображение головы животного или под пенек. Смотря, что или кого по форме камень напоминает.
«Разрисовка маленьких камешков»
Разумеется, чаще всего ребенок изображает па плоскости, на бумаге, реже на асфальте, плитки больших камнях. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений. В этой связи в идеале используются морские камешки. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать (а иногда взрослые помогут малышам). Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой - под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок. На камешек наносится яркая густая краска - и образ готов. А лучше его закончить так: после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком. В этом случае блестит, ярко переливается объемный жук или лягушка, сделанная детскими руками. Эта игрушка еще не один раз будет участвовать в самостоятельных детских играх, и приносить немалую пользу ее хозяину.
«Метод ниткографии»
Вначале делается из картона экран размером 25х25 см. На картон наклеивается или бархатная бумага, или однотонный фланель. К экрану хорошо бы подготовить симпатичные мешочек с набором шерстяных или полушерстяных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит следующая особенность: к фланели или бархатной бумаге притягивается ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Из таких ниток можно готовить интересные сюжеты. Развивается воображение, чувство вкуса. Особенно девочки учатся умело подбирать цвета. К светлой фланели подходят одни цвета ниток, а к темной - совершенно другие. Так начинается постепенный путь к женскому ремеслу, очень нужному для них рукоделию.
«Рисование на мокрой бумаге»
Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например, если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.
«Учимся делать фон»
Многие дети делают фон кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и надежный способ: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске.
Структура игровых занятий может выглядеть так:
- Утренний круг, включающий в себя мотивацию детей, пальчиковую гимнастику (речевую игру, дыхательную гимнастику и др.).
- Художественно – изобразительную деятельность.
- Итоговый круг, включающий в себя, поощрение детей, высказывание детей по работе, пальчиковую гимнастику и др.
Для реализации поставленных задач, предполагаю тесное сотрудничество с родителями воспитанников.
Работа с родителями предусматривает: оформление консультаций по теме развития мелкой моторики и использованию нетрадиционных техник рисования, папок - передвижек, информационных стендов, показ открытых мероприятий по теме, совместное оснащение группы бросовым материалом, выставки детского творчества и др.
Работа с педагогами предусматривает: оформление консультаций по теме развития мелкой моторики и использованию нетрадиционных техник рисования, показ открытых мероприятий по теме, и др.
- Разработка перспективного плана на сентябрь – май по нетрадиционной техники рисования.
- Консультация для родителей «Зачем детям рисовать».
3. Семинар-практикум для родителей «Использование нетрадиционных техник и материалов в совместном творчестве с детьми».
4. Выставки детских рисунков для родителей.
5. Составить конспекты занятий по нетрадиционному рисованию.
Представление опыта работы:
- Мастер-класс по проведению занятия по нетрадиционной технике рисования «Морозный узор»
- Консультация для воспитателей по теме самообразования.
- Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста».
- Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.
Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно - моторной координации. Для коррекции мелкой моторики рук имеют значение такие нетрадиционные техники изображения, как рисование руками: ладошкой, пальцами. Кроме того, внедрение в практику нетрадиционных техник изображения не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
В рамках занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
В группе по возможности постаралась создать условия для развития мелкой моторики. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам выбрать себе пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали в совместной деятельности с воспитателем, но и проявить свое творчество, а также закончить начатую работу, реализовать свои замыслы в самостоятельной деятельности на протяжении всего дня.
Работу проводила поэтапно:
- на первом этапе – репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.
- на втором этапе – конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.
Мною были использованы следующие средства:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- самостоятельная деятельность детей;
Применяла такие методы:
- словесные,
- наглядные,
- практические,
- игровые.
Практический выход: выставка детских поделок в нетрадиционных техниках рисования, участие в конкурсах.
Изучение методической литературы по теме:
- Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб.: КАРО, 2009 г.
- Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.- СПб.: КАРО, 2010 г.
- Г. И. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003», 2008 г.
- И. В. Тюфанова «Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детсво-Пресс», 2004 г.
- А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг», 2004 г.
- «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р. Г. Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.
Конспекты занятий.
Тема: «Бабочки».
Программное содержание: дать общее представление о способе рисования монотипии, , закреплять знания цветов, развивать внимание, речь, воспитывать доброжелательное отношение к бабочкам.
Оборудование: гуашь основных цветов, кисточки, баночки с водой, тряпочки, кукла Катя, бабочка.
Ход занятия.
1. Игровой прием: в гости приходит кукла Катя. Катя очень любит наблюдать за бабочками. «Давайте, ребята, порадуем Катю и нарисуем ей бабочку».
2. Рассматривание и обследование бабочки
3. Показ готового образца.
4. «Вот как будем рисовать» - показ способа действий.
5. Самостоятельная творческая деятельность.
6. Физминутка «Бабочка летала, над цветком порхала (медленный бег на носочках, руки делают взмахи вверх-вниз)
Села, посидела и нектар поела (присесть, покачать головой вниз - вверх)
Два своих больших крыла опустила, подняла (встать опустить и поднять выпрямленные руки)
Полетела дальше, чтобы мир был краше (медленный бег на носочках, руки делают взмахи вверх-вниз)».
- Чтение стихотворения:
Дотронуться хотела я руками
До самого красивого цветка.
А он, взмахнув своими лепестками,
Вспорхнул и улетел под облака! Т.Нестерова
8. Обыгрывание, анализ.
Тема: «Петушок, петушок…».
Программное содержание: познакомить с техникой рисования пальцами, продолжать учить пользоваться красками, развивать эмоциональную отзывчивость, интерес к рисованию, речь, мелкую моторику, воспитывать доброжелательное отношение к птице.
Оборудование: краска для пальчикового рисования, емкости для красок, влажные тканевые салфетки, изображение петуха.
Ход занятия.
1. Игровой прием: в гости к детям пришли петушки. Педагог вместе с детьми рассматривает их: «Чего же не хватает петушку?»
2. «Не расстраивайтесь, сейчас мы раскрасим петушков, и они снова станут яркими и красивыми» - показ готового образца.
3. «Посмотрите, ребята, как мы будем их рисовать» - показ способа действий.
4. Самостоятельная творческая деятельность.
5. Физминутка Петушок стоит на ножке
И клюет в саду горошки (стоят на одной ноге, руками изображают, как петушок клюет).
- Ой, устала ножка,
Похожу немножко (ходьба на месте; то же другой ногой)
«Петушок, петушок…» чтение потешки.
6. Обыгрывание, анализ
Календарно-тематическое планирование на 2016-2017 у.г.
Месяц: сентябрь | |||
№п/п | Тема занятия | Техника | Цели занятия |
1 | Диагностика | - выявить уровень изобразительного творчества у детей младшего дошкольного возраста | |
2 | «Мухомор – лекарство для животных» | Рисование пальчиками | - вызвать интерес к рисованию, воспитывать интерес к природе; - обучать наносить точки, пятнышки в заданный контур; - отрабатывать уверенные движения и свободное перемещение руки. |
Месяц: октябрь | |||
1 | «Горошинки на зонтике» | Рисование пальчиками | - формировать представления детей о назначении зонта, закреплять знания о характерных особенностях осенней погоды; - учить детей передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни; - учить детей наносить пальцем ритмичные мазки на поверхности зонта, не выходя за контур; - продолжать знакомить с основными цветами (красный, синий, желтый, зеленый); - развивать мелкую моторику пальцев рук. |
2 | «Мой любимый дождик» | Рисование пальчиками | - познакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиками; - показать приемы получения точек; - учить рисовать из тучек дождик, передавая его характер (мелкий, капельками) использовать точку как средство выразительности; - воспитывать аккуратность. |
3 | «Фрукты и ягоды» | Рисование пробками и ватными палочками | - учить детей создавать ритмическую композицию «Фрукты и ягоды» на тарелке, используя нетрадиционные техники рисования; - закреплять знания детей о форме, цвете и величине предметов, упражнять в различении фруктов и ягод; - формировать понятия «вверху», «внизу», «высоко», «низко», «один», «много»; - воспитывать интерес к освоению изобразительных техник. |
4 | «Осенние листья» | Печатание листьями | - познакомить с техникой печатания листьями; - закрепить умения работать с техникой печати; - развивать цветовосприятие; - учить смешивать краски прямо на листьях. |
Месяц: ноябрь | |||
1 | «Разноцветные мячи» | Рисование пальчиками | - формировать умения детей правильно обмакивать в краску пальчик и лёгким движением наносить отпечаток на бумагу; - формировать представление о геометрической фигуре - круг; - упражнять в различии основных цветов, в группировке предметов по цветам; - упражнять в звукоподражании голосом котёнка; - развивать мелкую моторику, речь у детей; - воспитывать желание помочь взрослым, заботливое отношение к животным, аккуратность и самостоятельность. |
2 | «Бусы для куклы» | Рисование пальчиками | - учить детей рисовать нетрадиционным способом – пальчиками, используя яркие краски; - учить рисовать точки («бусинки») друг за другом на ниточке; - создать радостное настроение – «подарить куколке бусы». |
3 | «Теремок» | Рисование методом «тычка» жесткой кистью | - учить детей с помощью воспитателя пересказывать небольшие отрывки из народных сказок. Развивать речевой голос детей, формировать основные его качества (силу и высоту); - формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью. Учить в рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы, передавая их образную выразительность; - учить детей создавать коллективные композиции, используя нетрадиционные методы работы. |
4 | «Рябинка» | Рисование ватными палочками | - учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования ватными палочками; - закрепить навыки рисования; - развивать чувство композиции. |
Месяц: декабрь | |||
1 | «Я слепил снеговика» | Рисование методом тычка | - познакомить детей с техникой рисования методом тычка (жесткой полусухой кистью и ватными палочками); |
2 | «Шарики» | Рисование мятой бумагой | - познакомить детей с техникой рисования мятой бумагой; - развивать мелкую моторику рук, предварительно комкая её; - учить дорисовывать недостающие детали кисточкой. |
3 | «Елочка нарядная на праздник к нам пришла» | Рисование ладошками (коллективная работа) с элементами аппликации | - познакомить детей с нетрадиционными способами рисования (рисование ладошками); - учить детей передавать в рисовании образ елки, располагать изображение по всему листу бумаги; - продолжать учить детей пользоваться клеем; - развивать эстетическое восприятие; - формировать образные представления; - вызывать чувство радости от результата работы. |
Месяц: январь | |||
1 | «Стая птичек» | Рисование ладошками | - показать детям возможность получения изображения с помощью отпечатков ладошек; - продолжать знакомить с техникой «принт» (печать); - вызывать яркий эмоциональный отклик на необычный способ рисования; - подвести к пониманию связи между формой ладошки и отпечатком – красочным силуэтом; - развивать восприятие; - воспитывать интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми. |
2 | «Осьминожки» | Рисование ладошками и пальчиками | - закреплять навыки детей по нетрадиционной технике рисования отпечаток ладошкой, рисование пальчиками, развивать чувство композиции; - воспитывать эстетически-нравственное отношение к морским животным через изображение их образов в нетрадиционных техниках; - развивать графические навыки, моторику рук. |
3 | «Зимний узор» | Рисование широкой кистью и воском | - продолжать учить детей правильно держать кисть; - закреплять приобретённые ранее навыки рисования; - закреплять знания цветов (синий, белый); - продолжать формировать интерес к рисованию; - развивать эстетическое восприятие. |
Месяц: февраль | |||
1 | «Жили у бабуси» | Рисование ладошками | - продолжать учить детей использовать ладонь, как изобразительное средство; - закрепить умение дополнять изображение деталями; - развивать чувство цвета, объемности композиции, мелкую моторику рук, мышцы кистей рук, творческую активность; - воспитывать нравственное отношение к птицам домашним через изображение их образов в нетрадиционных техниках; - формировать навыки здорового образа жизни. |
2 | «Рыбки плавают в аквариуме» | Рисование ладошками, дорисовывание кисточкой | - закреплять умение рисования ладошками, учить дорисовывать недостающие детали кисточкой; - развивать цветовосприятие. |
3 | «Румяный колобок» | Оттиск пенопластом, рисование пальчиками | - познакомить с техникой печатания пенопластовой подушечкой; - учить наносить и закрашивать всю поверхность рисунка; - продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура; - использовать и сочетать в рисунке несколько способов рисования. |
Месяц: март | |||
1 | «Мимоза для мамы» | Рисование тычком и пальцами | - упражнять и закреплять умение рисовать ватными палочками; - учить дорисовывать недостающие детали кисточкой; - развивать чувство композиции. |
2 | «Солнышко» | Рисование ладошками | - закреплять технику печатанья ладошками; - учить наносить быстро краску и делать отпечатки – лучики для солнышка; - развивать цветовосприятие. |
3 | «Божьи коровки на лужайке» | Рисование пальчиками | - упражнять в технике рисования пальчиками; - закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков (индивидуальная деятельность). |
4 | «Петушок» | Рисование тычком в технике «сухая кисть» | - Сформировать у детей представление о характерных особенностях образа петуха и цыплят на основе изобразительно-выразительных средств поэтического слова, музыки и изобразительного искусства. |
Месяц: апрель | |||
1 | «Поделись улыбкою своею» | Рисование ладошками и пальчиками | - продолжать рисовать в нетрадиционных техниках (рисование ладошками и пальцами), закреплять понятие отпечаток; - развивать память, речь, мышление, мелкую моторику рук, творческие способности, координацию движений; - воспитывать интерес к художественному творчеству, желание помогать окружающим. |
2 | «Помоги маме-курочке найти цыплят» | Рисование методом тычка | - продолжать знакомить детей с новым способом рисования – тычкование по контуру; - вызвать у детей эмоциональный отклик; - воспитывать аккуратность; - закрепить знание цветов (жёлтый, красный, коричневый). |
3 | «Волшебный дождик» | Рисование пальчиком | - продолжать знакомить детей с нетрадиционным способом рисования (пальчиками); - побуждать детей давать ответы на вопросы воспитателя; - развивать умение располагать изображение по всему листу; - способствовать развитию мелкой моторики, внимания; - воспитывать интерес к художественному творчеству; - создать положительную атмосферу в группе |
4 | «Бабочки» | монотопия | - закреплять умение делать кляксы разного цвета на готовом силуэте бабочки, знакомство с новым способом рисования (монотипия); - формировать умение выполнять ритмические движения под музыку. |
Месяц: май | |||
1 | «Праздничный салют над городом» | Рисование восковыми мелками и акварелью | - учить детей передавать впечатления о праздничном салюте; - рисовать различные виды салюта восковыми карандашами в виде распустившихся шаров в черном небе; - закреплять умение заполнять весь лист изображением; - придумывать свой салют; - закрашивать акварелью, без просветов чёрный фон ночного неба большими, широкими движениями, используя кисть № 5; - развивать творческое воображение, фантазию; - воспитывать аккуратность, зрительную память и зрительное внимание. |
2 | «Носит одуванчик желтый сарафанчик» | Метод тычка жесткой полусухой кистью | - продолжать знакомить детей с техникой рисования методом тычка жесткой полусухой кистью; - закрепить названия основных цветов (желтый, зеленый); - развивать эстетические представления. |
3 | «Сделаем мир цветным» | Рисование с помощью веточек ели и сосны | - познакомить с нетрадиционной техникой изображения (рисование с помощью веточек ели или сосны); - воспитывать умение работать в коллективе; - развивать фантазию и воображение. |
Календарно-тематическое планирование на 2017-2018 у. г.
Месяц: сентябрь | |||
№п/п | Тема занятия | Техника | Цели занятия |
1 | Изучение методической литературы по данной теме. | Познакомиться с новыми методиками по работе с нетрадиционными техниками рисования. | |
2 | Диагностика | - выявить уровень изобразительного творчества у детей младшего дошкольного возраста | |
Месяц: октябрь | |||
1 | «Укрась платочек» | Оттиск пробкой. Рисование пальчиками | Учить украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование пальчиками и прием примакивания. Развивать чувство композиции, ритма. |
2 | «Осенний букет» | Печатание листьями | Познакомить с приемом печати листьями. Воспитать у ребенка художественный вкус |
3 | «Осеннее дерево» | Оттиск печатками из ластика | Познакомить с приемом печати печатками. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
4 | «Рябинка» | Рисование пальчиками | Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
Месяц: ноябрь | |||
1 | «Улитка» | Рисование восковыми мелками, солью | Познакомить с техникой сочетания акварели и восковых мелков. Учить детей рисовать восковым мелком по контуру, учить раскрашивать по частям, аккуратно работать с солью. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. |
2 | «Бусы для куклы» | Рисование пальчиками | - учить детей рисовать нетрадиционным способом – пальчиками, используя яркие краски; - учить рисовать точки («бусинки») друг за другом на ниточке; - создать радостное настроение – «подарить куколке бусы». |
3 | «Грибы в лукошке» | Оттиск печатками (шляпка-картон), рисование пальчиками | Упражнять в рисовании предметов овальной формы, печатание печатками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
4 | «Цыпленок» | Рисование с помощью «Риса», ватные палочки | Учить детей наносить клей на отдельный участок, щедро насыпать крупу на отдельный участок, аккуратно окрашивать рис, «оживлять» работу с помощью ватной палочки. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. |
Месяц: декабрь | |||
1 | Зимний лес | Печать по трафарету, рисование пальчиками | Упражнять в печати по трафарету. Закрепить умение рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
2 | Мои рукавички | Оттиск печатками рисование пальчиками | Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. |
3 | «Елочка нарядная на праздник к нам пришла» | Рисование ладошками (коллективная работа) с элементами аппликации | - познакомить детей с нетрадиционными способами рисования (рисование ладошками); - учить детей передавать в рисовании образ елки, располагать изображение по всему листу бумаги; - продолжать учить детей пользоваться клеем; - развивать эстетическое восприятие; - формировать образные представления; - вызывать чувство радости от результата работы. |
Месяц: январь | |||
1 | «Стая птичек» | Рисование ладошками | - показать детям возможность получения изображения с помощью отпечатков ладошек; - продолжать знакомить с техникой «принт» (печать); - вызывать яркий эмоциональный отклик на необычный способ рисования; - подвести к пониманию связи между формой ладошки и отпечатком – красочным силуэтом; - развивать восприятие; - воспитывать интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми. |
2 | Снежок | Рисование свечой, акварель | Познакомить с техникой рисования свечой, тонировать фон. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
3 | «Зимний узор» | Рисование широкой кистью и воском | - продолжать учить детей правильно держать кисть; - закреплять приобретённые ранее навыки рисования; - закреплять знания цветов (синий, белый); - продолжать формировать интерес к рисованию; - развивать эстетическое восприятие. |
Месяц: февраль | |||
1 | Насекомые (бабочка, паук, божья коровка, гусеница) | Рисование пальчиками, карандашом | Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. |
2 | «Рыбки плавают в аквариуме» | Рисование ладошками, дорисовывание кисточкой | - закреплять умение рисования ладошками, учить дорисовывать недостающие детали кисточкой; - развивать цветовосприятие. |
3 | «Румяный колобок» | Оттиск пенопластом, рисование пальчиками | - познакомить с техникой печатания пенопластовой подушечкой; - учить наносить и закрашивать всю поверхность рисунка; - продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура; - использовать и сочетать в рисунке несколько способов рисования. |
Месяц: март | |||
1 | «Мимоза для мамы» | Рисование тычком и пальцами | - упражнять и закреплять умение рисовать ватными палочками; - учить дорисовывать недостающие детали кисточкой; - развивать чувство композиции. |
2 | «Солнышко» | Рисование ладошками | - закреплять технику печатанья ладошками; - учить наносить быстро краску и делать отпечатки – лучики для солнышка; - развивать цветовосприятие. |
3 | «Божьи коровки на лужайке» | Рисование пальчиками | - упражнять в технике рисования пальчиками; - закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков (индивидуальная деятельность). |
4 | «Петушок» | Рисование тычком в технике «сухая кисть» | - Сформировать у детей представление о характерных особенностях образа петуха и цыплят на основе изобразительно-выразительных средств поэтического слова, музыки и изобразительного искусства. |
Месяц: апрель | |||
1 | «Поделись улыбкою своею» | Рисование ладошками и пальчиками | - продолжать рисовать в нетрадиционных техниках (рисование ладошками и пальцами), закреплять понятие отпечаток; - развивать память, речь, мышление, мелкую моторику рук, творческие способности, координацию движений; - воспитывать интерес к художественному творчеству, желание помогать окружающим. |
2 | «Помоги маме-курочке найти цыплят» | Рисование методом тычка | - продолжать знакомить детей с новым способом рисования – тычкование по контуру; - вызвать у детей эмоциональный отклик; - воспитывать аккуратность; - закрепить знание цветов (жёлтый, красный, коричневый). |
3 | Волшебные картинки (волшебный дождик) | Рисование свечой | Закреплять технику рисования свечой (волшебный дождик). Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Учить рисовать тучу с помощью воскового мелка. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
4 | «Бабочки» | монотопия | - закреплять умение делать кляксы разного цвета на готовом силуэте бабочки, знакомство с новым способом рисования (монотипия); - формировать умение выполнять ритмические движения под музыку. |
Месяц: май | |||
1 | Салют | Акварель или гуашь, восковые мелки | Закрепление навыка рисования акварелью или гуашь, учить рисовать салют с помощью воскового мелка. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
2 | Черемуха | Рисование ватными палочками, пальчиками | Продолжать знакомить детей с техникой рисования тычком. Формировать чувство композиции и ритма. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. |
3 | «Сделаем мир цветным» | Рисование с помощью веточек ели и сосны | - познакомить с нетрадиционной техникой изображения (рисование с помощью веточек ели или сосны); - воспитывать умение работать в коллективе; - развивать фантазию и воображение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование по теме: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»
«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?Дети любят, очень любят рисовать.На бумаге, на асфальте, на стене.И в трамвае на окне…» (Э. Успенский)1.Актуальность. «Истоки способностей и дарования...
Самообразование на тему «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»
Тема по самообразованию:«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Когда начата работа н...
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» в старшей группе «Теремок»
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»в старшей группе «Теремок»...
План по самообразованию по теме: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования
На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координаци...
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
В дошкольном детстве изобразительная деятельность становится одним из средств познания мира и становления эстетического восприятия. С помощью использования различных изобразительных материалов, новых ...
Отчет по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования" за 2021-2022 учебный год.
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Цель: создание условий для развития творческих способностей детей дошкол...
План самообразования по теме: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».
План самообразования по теме: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»....