Методическая разработка. План по самообразованию. "Развитие мелкой моторики рук у детей посредством тестопластики"
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Методическая разработка. План по самообразованию. "Развитие мелкой моторики рук у детей посредством тестопластики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu.docx | 23.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Комитет по образованию
Администрации городского округа «Город Калининград»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №125
План
по самообразованию
Тема: Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей посредством тестопластики»
План разработан
Педагогом Тепцовой М.Д.
г. Калининград 2019 г.
План по самообразованию на тему:
«Развитие мелкой моторики рук у детей посредством тестопластики»
Актуальность темы
В настоящее время у большинства современных детей, в особенности у городских наблюдается слабое развитие моторики рук. Еще 20 лет назад взрослым, а вместе с ними и детям большую часть домашней работы приходилось делать руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры и др. Сейчас многие операции за человека выполняют машины. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии ребенка, особенно на развитии моторики рук. Если моторика развивается нормально, т.е. ребенок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь. А если руки развиты недостаточно (ребенок неправильно держит ложку, с трудом управляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора), это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка.
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка.
Если моторика развивается нормально, т.е. ребенок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь. Если же мелкая моторика развита слабо, то наблюдаются отставания и в развитии речи.
В далёком прошлом наши предки общались при помощи жестов, добавляя постепенно возгласы, выкрики. Движения пальцев постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Речь развивалась параллельно. Примерно так же развивается речь и мелкая моторика у ребенка, т.е. сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь, усидчивость и фантазия. Вот поэтому необходимость развития тонких движений пальцев рук давно уже признана педагогами, работающими в дошкольных учреждениях. Занятия такого профиля рекомендуется включать в сетку занятий, особенно в садиках с логопедической направленностью. Еще один важнейший плюс в развитии мелкой моторики – творчество дарит ребенку силы и уверенность в себе и в своих способностях.
Цель: Повышение профессиональной компетенции в развитии мелкой моторики рук у детей посредством лепки из теста
Задачи:
• Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме самообразования.
• Подобрать диагностические методики и выявить исходный уровень развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
• Подготовить и провести комплекс занятий с целью развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
• Выявить результативность проведенной работы по развитию мелкой моторики посредством тестопластики у старшего дошкольного возраста.
План работы
Сентябрь.
1. Самоанализ и самооценка своей педагогической компетенции по теме. .
2. Подбор литературы по самообразованию.
Октябрь.
1.Повышение собственного уровня знаний путем изучения литературы и интернет ресурсов по теме самообразования.
2.Подбор материала, необходимого для работы с детьми, родителями, коллегами.
Ноябрь.
1. Оформление центра активности «Тили-тили тесто».
2. Анкетирование для родителей «Как вы развиваете творческие способности своих детей дома».
Декабрь.
1. Рекомендации в уголке для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в домашних условиях».
2. Выставка совместных (дети и родители) работ из соленого теста «Елочные украшения».
Январь.
2. Изготовление дидактических игр, наглядного материала из соленого теста.
Февраль.
1.Выступление на родительском собрании «Тестопластика – это полезное и занимательное занятие для детей дошкольного возраста».
2. Проведение открытого просмотра по теме самообразования.
Март.
1. Создание информационного стенда «Мир тестопластики».
2. Проведение семинара-практикума для воспитателей «Цветы из соленого теста».
Апрель.
1. Создание мини-библиотеки литературы и альбомов по тестопластике.
2. Проведение развлечения для детей «Бал во дворце короля Соленое Тесто».
Май.
1.Самоанализ работы по самообразованию
Изучаемая литература
1. Федеральный государствен
ный образовательный стандарт дошкольного образования
2. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы из – во Мозаика – Синтез Москва 2015.
3. Лыкова, И. А. Мы лепили, мы играли [Текст]: кн. для педагогов / И. А. Лыкова; под ред. И. А. Лыкова. - М. :КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА, 2010. – 125с.
4. Лыкова, И. А. Лепим с мамой, азбука лепки [Текст]: кн. для педагогов дошкольного образования /
5. И. А. Лыкова; под ред. И. А. Лыкова. - М. : КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА, 2007. – 134с.
6. Лыкова И. А. Соленое тесто в семье, детском саду и начальной школе. М. : Издательство: Цветной мир, 2013 г.
7. Надеждина В. Поделки и фигурки из соленого теста. Увлекательное рукоделие и моделирование. Минск: Издательство: Харвест, 2011 г.
8. Синеглазова М. О. Удивительное соленое тесто. М. : Издательский Дом МСП, 2010.
9. Хоменко, В. А. Солёное тесто, шаг за шагом [Текст]: В. А. Хоменко. – Харьков. : Клуб Семейного Досуга, 2009.- 64с Фирсова, А. И. Чудеса из солёного теста [Текст]: кн. для педагогов образовательных учреждений /А. И. Фирсова; под ред. А. И. Фирсова. – М. :АЙРИС – ПРЕСС, 2011. – 243с.
10. Янушко Е. Волшебное тесто. М. : Издательство: Эксмо, 2012.
11. «Внешкольник» №9, 2003 (Требования к созданию и оформлению образовательных программ дополнительного
образования детей).
12. Знатных Ольга, сост. Дородин Ю.Г. Мезенская роспись. – М. Мозаика-Синтез, 2003 г.
13. Костина Катя Лубочные картинки – М. Мозаика-Синтез, 2003 г.
14. Кискальт И. «Соленое тесто» - М. Провиздат, 2004 г.
15. Поделки и сувениры из соленого теста – ткани, бумаги и природных материалов. – М. «Мой мир» 2006 г.
16. Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство: Кн. Для учителя – М. Просвещение, 1984 г.
17. Силаева К.В. Соленое тесто. Украшения, сувениры, поделки. – М. Эксмо, 2003 г.
18. Лыкова И.А. Мы за чаем не скучаем.- Издательский дом « Цветной мир».-2012
19. Лыкова И.А. Мукосольки. Подарки из соленого теста.- Издательский дом « Цветной мир».-2012
20. Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста.- ООО ТД «Издательство Мир книги» - 2009
21. Рони Орен Секреты пластелина.-М. 2016- 96 с. ил.- (Академия дошколят)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по исследованию уровня развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Хочу поделиться материалом ,который помог мне в определении уровня развития мелкой моторики у детей с общим недоразвитим речи. Подобные методики можно использовать как в среднем,так в стар...
Методическая разработка "Оригами как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста"
Искусство оригами известно с давних времён. Впервые оно зародилось в Китае - на родине возникновения бумаги. Позже распространилось в Японии. « Оригами» в переводе с японского - «ори» - бумага, «ками»...
Методическая разработка на тему: «Влияние развития мелкой моторики на речь детей раннего возраста».
Различные способы для развития мелкой моторики на речь детей раннего возраста представлены в моей методической разработке....
Методическая разработка. Презентация на тему «Развитие мелкой моторики и творческих способностей через нетрадиционную технику изобразительного искусства — пластилинографию и тестопластику»
Проблема развития мелкой моторики на занятиях пластилинографии весьма актуальна, так как способствует развитию согласованности в работе глаза и рук, и чем лучше становится мелкая моторика, тем больше ...
Статья "Развитие мелкой моторики рук дошкольного возраста посредством тестопластики"
В данной статье вы найдете полезный материал для воспитателей детского сада. Узнаете о способах развитие мелкой моторики посредством тестопластики...
Статья "Развитие мелкой моторики рук дошкольного возраста посредством тестопластики"
В данной статье вы найдете полезный материал для воспитателей детского сада. Узнаете о способах развитие мелкой моторики посредством тестопластики...
План работы по тестопластики с детьми средней группы. Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей посредством тестопластики».
План работы по тестопластики с детьми средней группы. Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей посредством тестопластики»....