педагогический совет № 4
методическая разработка

Галина Николаевна Иващенко

Совершенствование деятельности ДОУ по художественно-эстетическому развитию в соответствии ФГОС ДО

Скачать:


Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ОМСКА

«ДЕТСКИЙ САД № 88 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

Педагогический совет №4 :

 

«Совершенствование деятельности ДОУ

по художественно-эстетическому развитию дошкольников»

                                                                                                                Подготовила :

                                                     Старший воспитатель                                    

                                                                                                                Г.Н.ИВАЩЕНКО

ОМСК – 2020 г.

Педсовет №2

Тема: «Совершенствование деятельности ДОУ

по художественно-эстетическому развитию дошкольников»

Дата проведения: 14.04.2020г.

Цель:

 Совершенствование  воспитательно - образовательной работы педагогов в ДОУ по художественно-эстетическому развитию в соответствии с ФГОС ДО

Задачи:

1. Акцентировать работу педагогов на развитие творческого потенциала каждого ребенка в художественно-эстетических видах деятельности.

2. Развивать творческие способности педагогов и детей, совершенствуя культуру речи, личности в изобразительной деятельности.

3. Развивать творческие способности педагогов и детей дошкольного возраста в музыкальной и театрализованной деятельности.

Форма организации: педагогический пробег

Подготовка к педсовету:

  1. Изучение научно - методической литературы по данной проблеме.  Приобретение новой литературы и пособий.      
  2. Проведение тематического контроля «Совершенствование деятельности педагогов по художественно – эстетическому развитию в соответствии с ФГОС ДО».
  3. Проведение Смотра – Конкурса в группах: «Центров художественно – эстетического  развития».
  4. Проведение семинаров – практикумов, мастер классов, консультаций.
  5. Открытые показы НОД по художественно - эстетическому развитию в разных возрастных группах (вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе).
  6. Проведение тематических недель и дней в ДОУ (день театра, день мультипликационных фильмов, дня земли, «От старины до наших дней»).
  7. Мастер-класс «Нетрадиционные формы работы по изобразительной деятельности» (из опыта работы воспитателя средней группы № 5 И.А.Карповой ).
  8. «Особенности обучения дошкольников технике оригами»  (сообщение из опыта работы воспитателя старшей группы № 9 М.А.Бондаревой).
  9. Мастер – класс «Учимся видеть и слышать прекрасное» (обучающий материал для педагогов и детей - музыкальный руководитель И.В.Яцина).

Материалы и оборудование: фишки для команд, 2 мольберта, ноутбук, экран, проектор, фломастеры, листы бумаги, презентационный материал.

Повестка дня:

  1. Сообщение «Влияние  художественно-эстетического развития дошкольников на дальнейшую успешность ребенка» - заведующий  Н.М.Дмитренко.
  2. Выполнение рекомендаций предыдущего педагогического совета.

Сообщение. (Старший воспитатель Г.Н.Иващенко).

  1. Итоги тематического контроля «Совершенствование деятельности педагогов по художественно – эстетическому развитию в соответствии с ФГОС ДО». (Справка старшего воспитателя Г.Н.Иващенко).
  2. Сообщение итогов Смотра – Конкурса «Центров художественно – эстетического развития». (Справка старшего воспитателя Г.Н.Иващенко).
  3. Педагогический пробег: «Совершенствование деятельности ДОУ по художественно – эстетическому развитию в соответствии с ФГОС ДО». (Проводит старший воспитатель – Г.Н.Иващенко совместно с педагогами ДОУ).
  4. Проект решения педагогического совета.

 

Ход педагогического совета

Ведущий. Уважаемые коллеги! Мы собрались, чтобы обсудить актуальные вопросы художественно-эстетического развития дошкольников. В пробеге участвуют две команды педагогов. Нам предстоит путешествие по станциям.

СТАНЦИЯ АКТУАЛЬНАЯ

    Одна из отличительных особенностей дошкольника – способность эмоционально реагировать на окружающий мир людей, предметов, явлений и, что важно для нас, произведений искусства.

Традиционно художественно-эстетическое развитие рассматривалось как средство формирования выразительности речи дошкольников, активизации их поэтического и музыкального слуха.
Однако в последнее время в этой области решается более широкий круг задач:
— развитие творческого потенциала ребенка;
— развитие образного, ассоциативного мышления;
— развитие самостоятельности и творческой активности.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает:
— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства
(словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
— становление эстетического отношения к окружающему миру;
— формирование элементарных представлений о видах искусства;
— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
— реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает:
1) опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях;
2) опыт художественно-творческой деятельности.

Формирование общей культуры личности происходит в процессе художественно - эстетической деятельности.
Художественно - эстетическая деятельность – деятельность, возникающая у ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства.

В связи с этим, особое внимание следует обратить на такое понятие, как «восприятие».

Восприятие - это психический процесс осознанного, личностного, эмоционального постижения и осмысления произведения искусства. Ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом.
Одна из главных задач педагога в этом направлении — развитие эмоциональной отзывчивости. Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника.

Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» включает, в том числе, знания и умения в изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной деятельности. Ребенок, в соответствии со своими возрастными возможностями и особенностями, должен знать сказки, песни, стихотворения; уметь танцевать, конструировать, рисовать.

В ДОУ дети получают знания об искусстве, знакомятся с его различными видами: литературой, музыкой, графикой, живописью, скульптурой,  декоративно-прикладным творчеством, театром.

Целью работы нашего ДОУ мы считает создание условий, способствующих эстетическому развитию ребенка путем использования различных видов искусства во всех видах деятельности.

СТАНЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ

В процессе рисования, лепки ребенок радуется красивому изображению, которое создал сам, или огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем, он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевает изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Занятия рисованием и другими видами художественной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и со взрослыми, выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают эмоционально положительное состояние.

Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные занятия художественной, творческой деятельностью. Здесь каждый ребенок, может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.

Руководство изобразительной деятельностью требует от воспитателя знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знания его специфики, умения тонко, тактично, поддерживая инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками и развитию творческого потенциала.

Первая остановка «Мозговой штурм»

Вопросы задаются одновременно двум командам (на слайдах), та, что первой даст ответ, получает оценочную фишку.

  • Назовите материалы, используемые на занятиях по изобразительной деятельности. (Простые и цветные карандаши, ластик, восковые мелки, тушь, кисти разных размеров, гуашь, акварельные краски.)
  • Назовите три главных цвета, и докажите, почему они главные. (Красный, желтый и синий. При их смешивании образуются все цвета светового спектра.)
  • Назовите цвета, составляющие цветовой круг. (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.)
  • Назовите виды традиционного и нетрадиционного рисования. (К первому виду относится рисование, предметное и сюжетное, красками, цветными карандашами; нетрадиционные виды рисования отличаются необычными приемами работы и сочетанием разных художественных материалов: рисование нитками, руками и пальцами, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, свеча в сочетании с акварелью, картофельные штампы, набрызг, яичная скорлупа.)
  • Что такое живопись? (Изображение окружающей жизни красками, передача своих чувств с помощью цвета.)
  • Назовите основные средства выразительности живописи. (Цвет, колорит, техника исполнения, законы воздушной и линейной перспективы.)
  • Что такое графика? (Искусство рисования тоном, пятном и линией. Графикой называют рисунки сделанные карандашом, тушью, а также гравюры.)
  • Назовите средства выразительности графического изображения. (Линия, штрих, тон.)
  • Назовите способы лепки. (Пластический и конструктивный.)
  • Назовите основные приемы, используемые на занятиях лепкой. (Выкатывание, сплющивание, вытягивание, прищипывание, примазывание.)
  • Назовите основные способы украшения вылепленных изделий. (Налеп, углубленный рельеф при помощи стеки.)

Вторая остановка «Угадай-ка»

Решение кроссворда по теме «Народно-прикладное искусство в работе с детьми». Заполнив горизонтальные строки кроссворда, в выделенных вы сможете прочитать название русского праздника – торга (ярмарки), на котором все посетители от мала до велика считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку или берестяную дудку.

  1. Гжель всем нравится своим цветом. Какой он? (Синий)
  2. Основной материал, из которого изготавливают изделия в селе Полховский Майдан. (Дерево)
  3. Материал, из которого изготавливают дымковскую игрушку. (Глина)
  4. Название промысла, для которого характерно изготовление подносов. (Жостово)
  5. Благодаря этому цвету хохлому часто называют так. (Золотая)
  6. Обобщающее слово, которым можно назвать изделия мастеров Дымково Филимоново, Каргополья. (Игрушка)
  7. Профессия мастеров, чьими руками изготовлялись глиняные расписные игрушки в одном из главных культурных центров русского Севера в Каргополье. (Гончар)
  8. Поскольку изделия малой декоративной пластики (изделия дымковских каргопольских, филимоновских мастеров) являются объемными, то к какому виду пространственных искусств их можно отнести? (Скульптура)
  9. Предмет домашней утвари, которым особенно прославились Городецкие мастера. (Прялка)

Итак, ярмарка эта называется свистуньей.

 

 

 

 

 и

 н

 и

 й

 

 е

 р

 е

 в

 о

 

 

 

 

 

 

 л

 и

 н

 а

 

 

 

 

 

 о

 с

 т

 о

 в

 о

 

 о

 л

 о

 т

 а

 я

 

 

 

 

 г

 р

 у

ш 

 к

 а

 

 

 

 

 о

 н

 ч

 а

р 

 

 

 к

 у

 л

 ь

 п

 т

 у

 р

 а

 

 

9п

 р

 я

 л

к 

 а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Третья остановка «Наблюдай-ка»

Первая команда

. Как называют художника, отдающего предпочтение изображению моря? Животных? (маринист, анималист)

. Выберите из представленных репродукций т В.М. Васнецова и из репродукций репродукции его картин («Аленушка», «Богатыри», «Иван-царевич и серый волк»).

. Выберите из представленных репродукций картины, написанные в холодных тонах.

. Перечислите все виды изобразительного материала, техникой которых дети старшего дошкольного возраста могут овладеть.

. Выскажите предложения по использованию продуктов творческой деятельности детей группы в общей системе воспитательно - образовательной работы.

. Назовите виды детской деятельности.

(игровая, коммуникативная, трудовая и т. п.)

Вторая команда

  • Как называют художника, отдающего предпочтение изображению Лица человека? Военных действий?( портретист, баталист)
  • Выберите из представленных портретов портрет И.И. Шишкина и из представленных репродукций («Сосна», «Рожь», «Три медведя») репродукции его картин.
  • Выберите из представленных репродукций картины, написанные в теплых тонах.
  • Перечислите все виды изобразительного материала, с помощью которых, дети младшего дошкольного возраста могут создавать рисунки.
  • Выскажите предложения по использованию продуктов творческой деятельности детей в общей системе воспитательно-образовательной работы.
  •  Любая деятельность содействует тому, что ребенок…

(развивается, социализируется и т. п.)

По-прежнему ведущей деятельностью ребенка - дошкольника является игровая деятельность. Игры детей разнообразны по своему содержанию и видам.

Остановка «Конечная».

Я вас поздравляю с прибытием на конечную остановку. Вы сегодня хорошо поработали и актуализировали свои знания по теме нашего педагогического совета.

III часть. Заключительная

И раз мы сегодня говорим о художественно – эстетической деятельности, то и притча сегодня тоже будет о деятельности: 

«Двое мудрецов отправились по свету посмотреть как люди живут. В одном небольшом городе они встретили толпу людей, которые носили огромные камни, было видно, что им очень тяжело, руки были в кровяных мозолях, по лицу скатывался пот. Мудрецам стало интересно, что же делают эти люди.

- Что ты делаешь? - спросили они у одного человека.

- Я таскаю камни наверх.

- А ты что делаешь? - спросили они другого.

- Я зарабатываю детям на еду.

- Ну, а ты что делаешь? – спросили они третьего.

- Я строю храм Божий!

И поняли тогда мудрецы одну простую истину - не важно, что ты делаешь,  важно, как ты к этому относишься.

Я надеюсь, что наше путешествие  было для вас познавательным и полезным. И нам немало важно, КАК мы относимся к своей работе!

 Огромное спасибо всем за активное участие!

Проект решения педагогического совета

  1. Включать в работу по художественно-эстетическому развитию детей нетрадиционные подходы. 

(Ответственные – все воспитатели; Срок - постоянно)

 2. Регулярно пополнять уголки художественного творчества.

          (Ответственные – все воспитатели; Срок - постоянно)

3. Продолжить проводить выставки детского творчества.

(Ответственные – все воспитатели; Срок - постоянно)

4. Провести мастер - класс по рисованию, лепке, аппликации для молодых специалистов.

      (Ответственные: старший воспитатель Г.Н.Иващенко; Срок: до 01.09.2020 года)

5. Принять к исполнению рекомендации по результатам тематической проверки: «Совершенствование деятельности педагогов по художественно – эстетическому развитию в соответствии с ФГОС ДО».

        (Ответственные: воспитатели; Срок: до 01.09.2020 года)

6. Активно участвовать в  конкурсах различных уровней, периодически публиковать свои работы в электронных СМИ. (Ответственные – все воспитатели; Срок - постоянно)

7. Активно пополнять и размещать материалы на личной странице Сайта педагогических работников. (Ответственные – все воспитатели; Срок - постоянно)

Внесение дополнений к решению педагогического совета:

1_________________________________________________________________2_________________________________________________________________3_________________________________________________________________

ГОЛОСОВАНИЕ ЗА РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА:

«За» - ____________ человек

«Воздержались» - _________ человек

«Против» - ___________человек


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет в ДОУ «Педагогическое руководство сюжетно – ролевой игрой или педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников?»

В презентации представлен вариант использования ИКТ и технологии творческой мастерской на педагогическом совете в ДОУ, разработанный старшим воспитателем ГБДОУ д/с №14 Пушкинского района СПб. Цель пе...

Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»

Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»...

Протокол педагогического совета №1 «Установочный» Заседания педагогического совета МКДОУ Детский сад №196 «Подснежник» от 26.08.2017г.

1Анализ летней оздоровительной работы ДОУ.2 Задачи и мероприятия работы ДОУ на новый учебный год.Утверждение годового плана, распорядка дня, расписание НОД. 3 Организация образовательного процесс...

Выступление на педагогическом совете "8 советов о том, как поговорить с ребенком о коронавирусе".

Сейчас даже взрослому легко почувствовать себя потрясенным от всего того, что вы слышали о коронавирусной болезни 2019 года (COVID-19). Если ваши дети тоже испытывают беспокойство, это тоже объяснимо....