Проект "Дидактические игры-основа развития мышления".
проект (подготовительная группа)
Актуальность:
Логическое мышление формируется на основе образного, и является высшей стадией развития детского мышления. Начинать развитие мышления следует в дошкольном возрасте, так как в этом возрасте начинается формирование мировоззрения ребенка.
В процессе развития мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения.
Так же развиваются такие качества, как любознательность, сообразительность, память, внимание, наблюдательность, речь и многое другое.
Дидактические игры и упражнения являются необходимой формой деятельности ребенка, отвечающей его природе и склонностям: игра — серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект | 23.15 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №7 «ЯГОДКА» ПГТ. ДЖУБГА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУАПСИНСКИЙ РАЙОН
ПРОЕКТ
«Дидактические игры – основа развития мышления»
Выполнила:
Воспитатель МБДОУ ДС № 7
«Ягодка» пгт. Джубга
Медведская О.Н.
Актуальность:
Логическое мышление формируется на основе образного, и является высшей стадией развития детского мышления. Начинать развитие мышления следует в дошкольном возрасте, так как в этом возрасте начинается формирование мировоззрения ребенка.
В процессе развития мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения.
Так же развиваются такие качества, как любознательность, сообразительность, память, внимание, наблюдательность, речь и многое другое.
Дидактические игры и упражнения являются необходимой формой деятельности ребенка, отвечающей его природе и склонностям: игра — серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка.
Проблема:
Недостаточное развитие элементов логического мышления у дошкольников классификации, анализа, синтеза; суждения, умозаключения, внимания, памяти (слуховой, зрительной); Не секрет, что многие дети с приходом в школу испытывают трудности. У многих из них недостаточно развиты речь, внимание, память.
Цель проекта:
Развитие логического мышления, как основы интеллектуального развития дошкольников.
Задачи проекта:
- Развивать речь (умение рассуждать, доказывать), внимание, память, познавательные интересы, творческое воображение, логическое мышление;
- Учить выделять признаки предметов, сравнивать, обобщать, классифицировать;
- Воспитывать коммуникативные навыки, стремление к преодолению трудностей, уверенности к себе, желание вовремя прийти на помощь к сверстникам;
- Воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений;
Вид проекта:
Проект «Дидактические игры – основа развития мышления» Долгосрочный.
Участники проекта
Дети, педагоги, родители.
Ожидаемые результаты:
- Улучшаться показатели уровня развития логического мышления;
- Обогатиться речь;
- Сформируются умения применять полученные знания и навыки в практике;
- Улучшатся операции мышления: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификация;
- Разовьется способность к воображению;
- Появиться больший интерес к играм и занятиям;
- Смогут выступать в роли ведущего, объяснять сверстникам правила игры в настольно-печатных играх;
- Обогатится предметно-развивающая среда новыми дидактическими играми;
- Появится заинтересованность родителей развивать логическое мышление детей посредством дидактических игр.
Основные мероприятия по реализации проекта:
- Чтение познавательной литературы
- Подборка художественной литературы
- Подборка литературы познавательного характера
- Консультационный материал для родителей
- Создание обогащённой предметно - развивающей среды для начала развития интереса;
- Включение занимательности в содержание НОД;
- Интеграция разнообразной деятельности;
- Стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности.
- Переход одного вида деятельности (игры) из совместной в самостоятельную;
- Еженедельное внесение в игровую деятельность нового развивающего материала.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
1.Изучение методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме, подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме;
2. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта;
3. Составить картотеку по видам игр, посредством которых будет проводиться целенаправленная работа педагога (игры, активизирующие мышление ребенка, способствующие усвоению им отдельных логических операций);
4. Подбор дидактического материала по теме;
5. Изготовление раздаточного материала.
Основной этап:
1.Преобразовать предметно – развивающую среду, создающей ребенку условия для познавательной активности, самоорганизации и контакта со сверстниками – пополнение дидактическими пособиями для данного возраста.
2. Подобрать и разработать систему использования игр, развивающих логическое мышление детей старшего дошкольного возраста – картотека игр.
3.Разработать серию конспектов; логических задач, проблемных ситуаций, с использованием развивающих игр, построенных на технологии сотрудничества и позволяющих осуществить цель исследования;
4. Привлечь родителей по выработке единых подходов к проблеме развития познавательных способностей детей – показ открытых занятий, мастер – классов, встречи с родителями.
Заключительный этап:
1.Анализ знаний, умений и навыков детей по теме проекта.
2.Создание практического материала для родителей: памятки, рекомендации, консультации.
3.Оформление презентации по теме проекта.
4.Обобщение и распространение педагогического опыта.
Используемая литература:
- Алябьева Е.А. «Развитие логического мышления и речи у 5-8 лет», М. Сфера, 2005 г.
- Васильева Н.Н. «Развивающие игры для дошкольников» Ярославль, 1997г
- Кобзева Т.Г. «Организация деятельности детей на прогулке» Волгоград 2012 г.
- Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, Волгоград 2012 г.
- Гришечкина Н.В. «365 лучших развивающих игр для детей 5-7 лет на каждый день» Ярославль, Академия развития 2010 г.
- Земцова О.Н. «Тесты для детей 5-6 лет», М. Махаон 2018 г.
- Интернет – ресурсы.
- Светлова И.Е. «Развиваем образное мышление» Москва, Эксмо 2006 г.
- Соколова Ю.А. «Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка» Москва, Эксмо 2009 г.
- Светлова И.Е. «Логика» Москва, Эксмо 2007 г.
Приложение
1.Игра «Да- нет»
Цель: учить мыслить, логично ставить вопросы; делать правильные умозаключения.
Ход игры: Один ребенок (водящий) отходит в сторону. Воспитатель с детьми выбирают животное например кошку. Водящий. Это птица? Дети. Нет. Водящий. Это зверь? Дети. Да. Водящий продолжает задавать наводящие вопросы пока не угадает ответ.
2. «Наоборот»
Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.
Ход игры: Воспитатель называет слово, а дети должны назвать противоположное. (Далеко – близко, верхний – нижний и т.д.)
3. «Назови растение с нужным звуком»
Цель: развивать фонематический слух, быстроту мышления.
Ход игры: Воспитатель говорит: «Придумайте растения, название которых начинается со звука «А», «К» …». Кто больше назовет, тот и выиграл.
4. «Назови три предмета»
Цель: упражнять в классификации предметов.
Ход игры: какие предметы можно назвать одним словом: цветы, посуда, мебель и т.д. «Цветы!» - произносит педагог и после небольшой паузы бросает мяч ребенку. Тот отвечает: «Ромашка, роза, одуванчик».
5. «Добавь слог.»
Цель: развивать фонематический слух, быстроту мышления.
Ход игры: Воспитатель называет один слог и бросает мяч. Поймавший его должен дополнить, чтобы получилось слово, например: ма-ма, кни-га.
6. «Закончи предложение»
Цель: учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов.
Ход игры: Воспитатель начинает предложение: «Я надела теплую шубу, потому что…», «Дети надели панамы потому что…».
7. «Не ошибись»
Цель: развивать быстроту мышления; закреплять знания детей о том, что они делают в разное время суток.
Ход игры: Воспитатель называет разные части суток или действия детей. А дети должны ответить, одним словом: «Завтракаем «, «Умываемся», назвать когда это бывает.
8 «Летает – не летает»
Цель: развивать слуховое внимание.
Ход игры: Воспитатель говорит детям: «Если я назову предмет, который летает вы поднимаете руки в верх. Нужно быть внимательными, потому что я буду поднимать руки и тогда, когда предмет летает, и тогда, когда он не летает. Кто ошибается, выходит из игры».
9. «Найди предмет той же формы»
Цель: уточнить представление о форме предметов.
Ход игры: Воспитатель поднимает рисунок круга, а дети должны назвать как можно больше предметов такой же формы.
10. «Угадай, что в мешочке»
Цель: описать признаки, воспринимаемые на ощупь.
Ход игры: Воспитатель в мешочек складывает овощи и фрукты. Ребенок должен на ощупь определить, что у него в руке, и загадать загадку об этом, чтобы дети могли отгадать, что в руках у ведущего.
11. «Что это такое»
Цель: развивать логическое мышление, память, смекалку.
Ход игры: Воспитатель загадывает предмет живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки, а дети продолжают. Например: Яйцо – овальное, белое, крупное, питательное, из него вылупляются птенцы.
12. «Исправь ошибку»
Цель: учить понимать смысл предложения.
Ход игры: Воспитатель говорит детям: «Я буду читать предложение. Но в них допущены ошибки, вы их должны исправить. Слушайте внимательно: Коза принесла корм девочке. Мяч играет с Сашей. Дорога идет по машине.»
13. «Птицы (звери, рыбы)»
Цель: закреплять умение классифицировать и называть животных, птиц, рыб.
Ход игры: Дети встают в круг, ведущий называет птицу (рыбу, животное, дерево, цветы) и передает мячик соседу, тот называет следующую птицу и т.д. Кто не сможет ответить, выходит из круга.
14. «Кому что нужно»
Цель: упражнять в классификации предметов; вырабатывать умение называть предметы, необходимые людям определенной профессии.
Ход игры: Воспитатель предлагает вспомнить, что нужно для работы людям разных профессий. Он называет профессию, а дети отвечают, что нужно для работы в этой области. А во второй части игры воспитатель называет предмет, а дети говорят, для какой профессии он может пригодиться.
15. «Какая? Какой? Какое?»
Цель: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.
Ход игры: Воспитатель называет какое – ни будь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету: Белка – рыжая, пушистая, шустрая, красивая. Пальто – теплое, зимнее, новое, старое... и т.д.
16. «Где что можно делать?»
Цель: активизировать в речи глаголы, употребляющиеся в определенной ситуации.
Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них. Игра в виде соревнования. – Что можно делать в лесу? (Гулять, собрать грибы, ягоды, слушать пение птиц, отдыхать) – Что делают в больнице? –Что можно делать на реке? И т.д.
17. «Дополни предложение»
Цель: развивать речевую активность, быстроту мышления.
Ход игры: Воспитатель говорит несколько слов предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение, например: «Мама купила...». «Книжки, тетради...», - продолжают дети.
18. «Это правда или нет?»
Цель: находить неточности в тексте.
Ход игры: Воспитатель говорит: «Послушайте внимательно стихотворение. Кто больше заметит небылиц, того, чего не бывает на самом деле». Теплая весна сейчас, виноград созрел у нас. Конь рогатый на лугу летом в снегу. Поздней осенью медведь любит в речке посидеть. А зимой среди ветвей «Га- находят неточности и заменяют слова и предложения, чтобы получилось правильно.
19. «Отгадай слово»
Цель: развивать речевую активность.
Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры: ведущий загадывает слово, но говорит только первый слог: «Ли». Дети подбирают слова: лисенок, лилия, липа и т.д. Как только кто-то угадает, он становится ведущим и игра продолжается.
20. «Кто больше вспомнит»
Цель: обогащать словарь глаголами, обозначающими действия процесса.
Ход игры: Воспитатель просит детей посмотреть на картинки и рассказать об увиденном.
Например:
Метель - метет, вьюжит;
Дождь – льет, моросит, капает, начинается и т.д.;
Ворона - летает, каркает, сидит, ест и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковые игры – основа в развитии речи и мелкой моторики.
Пальчиковые игры помогают ребенку достичь хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму....
Роль аппликации в развитии мышления: развитие логического мышления через аппликативные образы
Роль аппликации в развитии мышления: развитие логического мышления через аппликативные образы...
ИГРА - ОСНОВА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Большинство психологов и педагогов считают игру в дошкольном возрасте основой психического развития ребенка, при этом игра — одна из наиболее непонятных дея-тельностей. И воспитатели, и род...
Статья: Пальчиковые игры - основа в развитии речи и мелкой моторики рук.
Работая воспитателем, я наблюдала это в работе с детьми разной возрастной группы. Очень важное и значимое место в процессе развития ребенка имеет развитие мелкой моторики рук: у него улучшается двигат...
Статья. «Пальчиковые игры - основа в развитии речи и мелкой моторики рук»
Пальчиковые игры помогают ребенку достичь хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму....
Обобщение опыта "Пальчиковые игры-основа для развития речи и мелкой моторики у дошкольников"
Известно, что в последние 5 – 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на ра...