Проект "Дидактические игры-основа развития мышления".
проект (подготовительная группа)

Медведская Оксана Николаевна

                                                                                                          Актуальность:

   Логическое мышление формируется на основе образного, и является высшей стадией развития детского мышления. Начинать развитие мышления       следует в дошкольном возрасте, так как  в этом возрасте начинается формирование мировоззрения ребенка.

  В процессе развития  мышления у ребенка  формируются  умения  рассуждать, делать умозаключения.

 Так же развиваются такие качества, как любознательность, сообразительность, память, внимание, наблюдательность, речь и многое другое.

      Дидактические игры и упражнения являются  необходимой формой деятельности ребенка, отвечающей его природе и склонностям: игра — серьезная          умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект23.15 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №7 «ЯГОДКА» ПГТ. ДЖУБГА      МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУАПСИНСКИЙ РАЙОН

ПРОЕКТ

«Дидактические игры – основа развития мышления»

Выполнила:

Воспитатель МБДОУ ДС № 7

 «Ягодка» пгт. Джубга

Медведская О.Н.

Актуальность:

Логическое мышление формируется на основе образного, и является высшей стадией развития детского мышления. Начинать развитие мышления   следует в дошкольном возрасте, так как в этом возрасте начинается формирование мировоззрения ребенка.

В процессе развития мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения.

Так же развиваются такие качества, как любознательность, сообразительность, память, внимание, наблюдательность, речь и многое другое.

 Дидактические игры и упражнения являются необходимой формой деятельности ребенка, отвечающей его природе и склонностям: игра — серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка.

Проблема:

Недостаточное развитие элементов логического мышления у дошкольников классификации, анализа, синтеза; суждения, умозаключения, внимания, памяти (слуховой, зрительной); Не секрет, что многие дети с приходом в школу испытывают трудности. У многих из них недостаточно развиты речь, внимание, память.

Цель проекта:

Развитие логического мышления, как основы интеллектуального развития дошкольников.


          Задачи проекта:

  • Развивать речь (умение рассуждать, доказывать), внимание, память, познавательные интересы, творческое воображение, логическое мышление; 
  • Учить выделять признаки предметов, сравнивать, обобщать, классифицировать;
  • Воспитывать коммуникативные навыки, стремление к преодолению трудностей, уверенности к себе, желание вовремя прийти на помощь к сверстникам;
  • Воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений;

Вид проекта:

 Проект «Дидактические игры – основа развития мышления» Долгосрочный.

Участники проекта

Дети, педагоги, родители.

Ожидаемые результаты:

  • Улучшаться показатели уровня развития логического мышления;
  • Обогатиться речь;
  • Сформируются умения применять полученные знания и навыки в практике;
  • Улучшатся операции мышления: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификация;
  • Разовьется способность к воображению;
  • Появиться больший интерес к играм и занятиям;
  • Смогут выступать в роли ведущего, объяснять сверстникам правила игры в настольно-печатных играх;
  • Обогатится предметно-развивающая среда новыми дидактическими играми;
  • Появится заинтересованность родителей развивать логическое мышление детей посредством дидактических игр.

Основные мероприятия по реализации проекта:

  • Чтение познавательной литературы
  •  Подборка художественной литературы
  •  Подборка литературы познавательного характера
  • Консультационный материал для родителей
  • Создание обогащённой предметно - развивающей среды для начала развития интереса;
  • Включение занимательности в содержание НОД;
  • Интеграция разнообразной деятельности;
  • Стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности.
  • Переход одного вида деятельности (игры) из совместной в самостоятельную;
  • Еженедельное внесение в игровую деятельность нового развивающего материала.

Этапы реализации проекта:

        Подготовительный этап:

1.Изучение методической литературы, интернет – ресурсов по данной     проблеме, подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме;

2. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта;

3. Составить картотеку по видам игр, посредством которых будет проводиться целенаправленная работа педагога (игры, активизирующие мышление ребенка, способствующие усвоению им отдельных логических операций);

4. Подбор дидактического материала по теме;

5. Изготовление раздаточного материала.

Основной этап: 

1.Преобразовать предметно – развивающую среду, создающей ребенку условия для познавательной активности, самоорганизации и контакта со сверстниками – пополнение дидактическими пособиями для данного возраста.

2. Подобрать и разработать систему использования игр, развивающих логическое мышление детей старшего дошкольного возраста – картотека игр.    

 3.Разработать серию конспектов; логических задач, проблемных ситуаций, с использованием развивающих игр, построенных на технологии сотрудничества и позволяющих осуществить цель исследования;

4. Привлечь родителей по выработке единых подходов к проблеме развития познавательных способностей детей – показ открытых занятий, мастер – классов, встречи с родителями.

Заключительный этап:

1.Анализ знаний, умений и навыков детей по теме проекта.

2.Создание практического материала для родителей: памятки, рекомендации, консультации.

3.Оформление презентации по теме проекта.

4.Обобщение и распространение педагогического опыта.

Используемая литература:

  1. Алябьева Е.А. «Развитие логического мышления и речи у 5-8 лет», М. Сфера, 2005 г.
  2. Васильева Н.Н. «Развивающие игры для дошкольников» Ярославль, 1997г
  3. Кобзева Т.Г. «Организация деятельности детей на прогулке» Волгоград 2012 г.
  4. Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы,  Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, Волгоград 2012 г.
  5. Гришечкина Н.В. «365 лучших развивающих игр для детей 5-7 лет на каждый день» Ярославль, Академия развития 2010 г.
  6. Земцова О.Н. «Тесты для детей 5-6 лет», М. Махаон 2018 г.
  7. Интернет – ресурсы.
  8. Светлова И.Е. «Развиваем образное мышление» Москва, Эксмо 2006 г.
  9. Соколова Ю.А. «Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка» Москва, Эксмо 2009 г.
  10.  Светлова И.Е. «Логика» Москва, Эксмо 2007 г.



Приложение

1.Игра «Да- нет»

Цель: учить мыслить, логично ставить вопросы; делать правильные умозаключения.

Ход игры: Один ребенок (водящий) отходит в сторону. Воспитатель с детьми выбирают животное например кошку. Водящий. Это птица? Дети. Нет. Водящий. Это зверь? Дети. Да. Водящий продолжает задавать наводящие вопросы пока не угадает ответ.

2. «Наоборот»

Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Ход игры: Воспитатель называет слово, а дети должны назвать противоположное. (Далеко – близко, верхний – нижний и т.д.)

3. «Назови растение с нужным звуком»

Цель: развивать фонематический слух, быстроту мышления.

Ход игры: Воспитатель говорит: «Придумайте растения, название которых начинается со звука «А», «К» …». Кто больше назовет, тот и выиграл.

4. «Назови три предмета»

Цель: упражнять в классификации предметов.

Ход игры: какие предметы можно назвать одним словом: цветы, посуда, мебель и т.д. «Цветы!» - произносит педагог и после небольшой паузы бросает мяч ребенку. Тот отвечает: «Ромашка, роза, одуванчик».

5. «Добавь слог.»

Цель: развивать фонематический слух, быстроту мышления.

Ход игры: Воспитатель называет один слог и бросает мяч. Поймавший его должен дополнить, чтобы получилось слово, например: ма-ма, кни-га.

6. «Закончи предложение»

Цель: учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов.

 Ход игры: Воспитатель начинает предложение: «Я надела теплую шубу, потому что…», «Дети надели панамы потому что…».

7. «Не ошибись»

Цель: развивать быстроту мышления; закреплять знания детей о том, что они делают в разное время суток.

Ход игры: Воспитатель называет разные части суток или действия детей. А дети должны ответить, одним словом: «Завтракаем «, «Умываемся», назвать когда это бывает.

8 «Летает – не летает»

Цель: развивать слуховое внимание.

Ход игры: Воспитатель говорит детям: «Если я назову предмет, который летает вы поднимаете руки в верх. Нужно быть внимательными, потому что я буду поднимать руки и тогда, когда предмет летает, и тогда, когда он не летает. Кто ошибается, выходит из игры».

9. «Найди предмет той же формы»

Цель: уточнить представление о форме предметов.

Ход игры: Воспитатель поднимает рисунок круга, а дети должны назвать как можно больше предметов такой же формы.

10. «Угадай, что в мешочке»

Цель: описать признаки, воспринимаемые на ощупь.

Ход игры: Воспитатель в мешочек складывает овощи и фрукты. Ребенок должен на ощупь определить, что у него в руке, и загадать загадку об этом, чтобы дети могли отгадать, что в руках у ведущего.

11. «Что это такое»

Цель: развивать логическое мышление, память, смекалку.

Ход игры: Воспитатель загадывает предмет живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки, а дети продолжают. Например: Яйцо – овальное, белое, крупное, питательное, из него вылупляются птенцы.

12. «Исправь ошибку»

Цель: учить понимать смысл предложения.

Ход игры: Воспитатель говорит детям: «Я буду читать предложение. Но в них допущены ошибки, вы их должны исправить. Слушайте внимательно: Коза принесла корм девочке. Мяч играет с Сашей. Дорога идет по машине.»

13. «Птицы (звери, рыбы)»

Цель: закреплять умение классифицировать и называть животных, птиц, рыб.

Ход игры: Дети встают в круг, ведущий называет птицу (рыбу, животное, дерево, цветы) и передает мячик соседу, тот называет следующую птицу и т.д. Кто не сможет ответить, выходит из круга.

14. «Кому что нужно»

Цель: упражнять в классификации предметов; вырабатывать умение называть предметы, необходимые людям определенной профессии.

Ход игры: Воспитатель предлагает вспомнить, что нужно для работы людям разных профессий. Он называет профессию, а дети отвечают, что нужно для работы в этой области. А во второй части игры воспитатель называет предмет, а дети говорят, для какой профессии он может пригодиться.

15. «Какая? Какой? Какое?»

Цель: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

Ход игры: Воспитатель называет какое – ни будь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету: Белка – рыжая, пушистая, шустрая, красивая. Пальто – теплое, зимнее, новое, старое... и т.д.

16. «Где что можно делать?»

Цель: активизировать в речи глаголы, употребляющиеся в определенной ситуации.

Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них. Игра в виде соревнования. – Что можно делать в лесу? (Гулять, собрать грибы, ягоды, слушать пение птиц, отдыхать) – Что делают в больнице? –Что можно делать на реке? И т.д.

17. «Дополни предложение»

Цель: развивать речевую активность, быстроту мышления.

Ход игры: Воспитатель говорит несколько слов предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение, например: «Мама купила...». «Книжки, тетради...», - продолжают дети.

18. «Это правда или нет?»

Цель: находить неточности в тексте.

Ход игры: Воспитатель говорит: «Послушайте внимательно стихотворение. Кто больше заметит небылиц, того, чего не бывает на самом деле». Теплая весна сейчас, виноград созрел у нас. Конь рогатый на лугу летом в снегу. Поздней осенью медведь любит в речке посидеть. А зимой среди ветвей «Га- находят неточности и заменяют слова и предложения, чтобы получилось правильно.

19. «Отгадай слово»

Цель: развивать речевую активность.

Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры: ведущий загадывает слово, но говорит только первый слог: «Ли». Дети подбирают слова: лисенок, лилия, липа и т.д. Как только кто-то угадает, он становится ведущим и игра продолжается.

20. «Кто больше вспомнит»

Цель: обогащать словарь глаголами, обозначающими действия процесса.

Ход игры: Воспитатель просит детей посмотреть на картинки и рассказать об увиденном.

Например:

 Метель - метет, вьюжит;

Дождь – льет, моросит, капает, начинается и т.д.;

Ворона - летает, каркает, сидит, ест и т.д.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры – основа в развитии речи и мелкой моторики.

Пальчиковые игры помогают ребенку достичь хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму....

Роль аппликации в развитии мышления: развитие логического мышления через аппликативные образы

Роль аппликации в развитии мышления: развитие логического мышления через аппликативные образы...

ИГРА - ОСНОВА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Большинство психологов и педагогов считают игру в дошкольном возрасте основой психического развития ре­бенка, при этом игра — одна из наиболее непонятных дея-тельностей. И воспитатели, и род...

Статья: Пальчиковые игры - основа в развитии речи и мелкой моторики рук.

Работая воспитателем, я наблюдала это в работе с детьми разной возрастной группы. Очень важное и значимое место в процессе развития ребенка имеет развитие мелкой моторики рук: у него улучшается двигат...

Статья. «Пальчиковые игры - основа в развитии речи и мелкой моторики рук»

Пальчиковые игры помогают ребенку достичь хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму....

Обобщение опыта "Пальчиковые игры-основа для развития речи и мелкой моторики у дошкольников"

   Известно, что в последние 5 – 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на ра...