Обобщение опыта "Пальчиковые игры-основа для развития речи и мелкой моторики у дошкольников"
материал по развитию речи

Курганская Людмила Владимировна

     Известно, что в последние 5 – 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле – аудио – видео…) они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно.Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в тесном контакте с родителями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы по самообразованию на тему «Пальчиковые игры-основа для развития речи и мелкой моторики у дошкольников»

Воспитатель: Курганская Л.В. 2020г

Три пути ведут к знанию: путь

размышления - это путь самый благородный,

 путь подражания - это путь самый легкий

 и путь опыта – это путь самый горький.

Конфуций

     Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе.

      Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. С каждым годом возрастает число детей, имеющих недоразвитие речи. При этом нарушении нарушено формирование всех компонентов речевой системы. Кроме того, у детей отмечается и слабое развитие мелкой моторики пальцев рук, которая характеризуется двигательной неловкостью, малым объемом движений, недостаточным темпом и переключаемостью.

Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребёнок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Мелкая моторика является скоординированной работой мышечной, костной и нервной систем организма

Жан-Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребёнка: «… он хочет всё потрогать, всё взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребёнок узнаёт, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук…». Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Ручки ребёнка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы.

     Известно, что в последние 5 – 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле – аудио – видео…) они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно.    

     И как воспитатель в детском саду я сталкиваюсь с проблемой развития речи детей. Отставание в развитии речи осложняет организацию жизни детей в группе. Слабое развитие мелкой моторики не позволяет организовывать разнообразную игровую деятельность. Дети не справляются даже с самими простыми игровыми заданиями: “Построй домик из кубиков”, “Собери башенку из колечек”, “Покорми куклу”. Налицо тревожная тенденция снижения уровня развития кистевой моторики у детей дошкольного возраста.

Жизнь показывает, что у медали две стороны. Так, следствием развития цивилизации является общее моторное отставание у детей. Ведь куда проще и быстрее использовать соответствующую машину, чтобы почистить, постирать, взбить, связать… Любой дошкольник умеет пользоваться компьютером, телефоном, но не каждый сможет выложить узор из мозаики, застегнуть пуговицы, завязать шнурки. В результате, то, что облегчает жизнь и экономит время, лишает ребёнка возможности больше работать руками. Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие.

Использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям:

1.Сделать рывок в развитии речи, улучшить произношение и обогатить лексику;

2.Развивать внимание, терпение, умение концентрироваться на выполняемых действиях;

3.Развивать фантазию и проявлять творческие способности;

4.Играя, освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;

5.Развивать память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений;

6.Ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения;

7.В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем овладение навыком письма.

Поэтому развивать общую и мелкую моторику ребёнка необходимо с самого раннего возраста. В этом помогают пальчиковые игры.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в тесном контакте с родителями, начав эту работу задолго до поступления детей в школу.

Основная цель моей работы: подобрать максимально эффективные методы и средства для развития мелкой моторики.

Для реализации данной цели были определены задачи:

-Выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики;

-познакомить детей с названиями пальцев рук;

-научить выполнять координированные движения пальцами рук;

-развивать наблюдательность и любознательность;

-активизировать словарный запас;

-развивать лексико-грамматический строй;

-пропагандировать использование пальчиковых игр дома;

-использовать взаимосвязь педагогов МДОУ в развитии мелкой моторики рук.

Свою работу провожу в соответствии следующих дидактических принципов:

 - от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

- принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

- принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в образовательный процесс.

- связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

- принцип развивающего обучения, (основан на развитие творческого мышления детей), с использованием развивающих методов обучения:

  • проблемно-поисковый (ребенок сам выбирает материал для определенного изображения сказки)
  • моделирование (сюжетная игра - моделирует ситуацию которую будет изображать ребенок)

Наряду с общедидактическими принципами (наглядность, последовательность, систематичность, доступность и др.) данная система роботы требует соблюдения следующих принципов: -принцип индивидуального подхода, учёт личностных и возрастных особенностей;

-уровень психического и физического развития детей;

-принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях МДОУ и семьи (родители являются активными участниками коррекционного процесса).

Необходимо помнить три важных правила:

Первое: пальцы правой и левой рук следует нагружать равномерно;

Второе: после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук);

Третье: поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она должна использоваться на всех образовательных деятельностях в ДОУ.

Правила выполнения упражнений:

1. Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание. Это не только позволит подготовить его к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

2. Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

3. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

4. Выполняйте упражнение вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.

5. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.

6. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

7. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.
8. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.
9. В идеале каждое занятие имеет свое название, длится несколько минут и повторяется в течение дня 2-3 раза.
10. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

11. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию ребенка.

12. Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
13. Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, поэтому их можно разделить на группы и определить их назначение.

Игры – манипуляции.

Эти упражнения малыш может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.

«Ладушки-ладушки…», «Сорока-белобока…» - указательным пальцем осуществляют круговые движения.

«Пальчик-мальчик, где ты был?..», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Этот пальчик – дедушка…», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?..», «Пальчики пошли гулять…»-

Сюжетные пальчиковые упражнения.

К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.

«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).

«Распускается цветок» - из сжатого кулака поочерёдно «появляются» пальцы.

«Грабли» - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.

«Ёлка» - ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляют вперёд, локти к корпусу не прижимаются.

Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.

Ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г.

Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»).

Предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребёнка внимания, сосредоточенности.

«Колечко» - поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и т.д.

«Кулак – ребро – ладонь» - последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

«Ухо – нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

«Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребёнок смотрел во время «рисования» на свою руку).

«Горизонтальная восьмёрка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.

Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).

«Помоем руки под горячей струёй воды» - движение, как при мытье рук.

«Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.

«Засолка капусты» - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.

«Согреем руки» - движения, как при растирании рук.

«Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.

«Гуси щиплют травку» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.

Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.

Театр в руке.

Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.

«Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочерёдно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»).

«Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец – какой-либо персонаж.

«Осьминожки» - правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог – левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.

Для развития мелкой моторики кисти кроме пальчиковой гимнастики можно использовать следующие виды деятельности:

- массаж кистей рук с использование чистоговорок, скороговорок;

- игры на координацию движений (с резиновыми и тряпочными мячами, магнитными удочками);

-«пальчиковый театр»;

- выкладывание узоров из мелких камешков, круп;

-вязание, шитьё, вышивание;

-завязывание и развязывание узелков;

-застёгивание и расстёгивание пуговиц различной величины;

-комканье и сжимание пористых губок (для тренировки мускулатуры кисти руки);

-лепка из глины или пластилина;

-нанизывание бус, бисера, пуговиц;

-нанизывание колец различной величины на стержень;

-перематывание цветных клубочков ниток;

-складывание из кубиков домиков, машинок и т.п.;

-собирание мозаики по возрастающей сложности;

-собирание пирамидки, матрёшки;

-узнавание предметов на ощупь;

- копирование узоров, рисунков или работа в прописях.

Работая в детском саду, я прилагаю все усилия, чтобы развить, укрепить детскую руку и пальчики, сделать их послушными, ловкими, подвижными. В начале были определенные трудности в работе:

-надо было самостоятельно изучить много методической литературы;

-приобрести необходимые пособия;

-заинтересовать и вовлечь родителей в данный процесс, т.к. материально-техническую базу организовать трудно без поддержки родителей.

Но, главное - желание!

Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что в работе по развитию мелкой моторики необходимо использовать разнообразные приёмы и методы.

В своем опыте работы я попыталась показать, как необходимы для развития речи ребенка пальчиковые игры. На основании моих наблюдений можно сделать вывод:

-Пальчиковые игры детям нравятся, дети занимаются с желанием, они стали более внимательными, с удовольствием выразительно повторяют слова потешек;

-у детей улучшилась речь- это позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрыть и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих детей.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Надеюсь, что мой опыт работы поможет воспитателям в работе по

развитию речи детей дошкольного возраста.

Список литературы

Агаян, Г.Г. Мы топали, мы топали [Текст]: учеб, пособие для родителей и воспитателей / Г.Г. Агаян. – Дмитров: Карапуз, 2003. – 20 с., ил.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ [Текст]: практич. пособие / Сост. Л.В. Белкина. – Воронеж «Учитель», 2004 – 236 с.

Александрова, Т.В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок [Текст] / Т.В. Александрова // Дошкольная педагогика. – 2008. - №7. – (С. 33-37.)

Игры для малышей от 2 до 6 лет [Текст] / Сост. Р. Граббет. – М.: Росмэн, 1999. – 160 с., ил.

Коноваленко, В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика [Текст]: Комплекс упражнений / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: ООО «Гном-пресс», 2000. – 18с., ил.

Любина, Г. Как учить стихи… играючи [Текст] / Г. Любина // Дошкольное воспитание. – 2000. - №1. –( С. 56-58.)

Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей [Текст] / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. – 2005. - №1. –( С. 60-64.)

Соколова, Г. Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков [Текст] / Г. Соколова // Дошкольное воспитание. – 2005. - №6. – (С. 34-36.)

Соколова, Ю.А. Игры с пальчиками [Текст] / Ю.А.Соколова. – М.: 2004.-20с.

Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст]/ В.В. Цвынтарный. – Нижний Новгород: Флокс, 1995. – 230с.

Приложения:

Приложение 1

Конспект занятия по развитию речи

Тема «Разминка для ручек»

(младшая группа)

Цель: создать положительный эмоциональный настрой, учим выполнять в соответствии с текстом движения, продолжаем развивать внимание, зрительную и слуховую память

Материал: нарисованное солнце.

Ход работы

(Предварительно расположить солнышко вдалеке от детей)

Педагог:

Ребята, сегодня мы пойдём гулять с солнышком. Спустись к нам, солнышко! (В это время показываем детям и просим повторить за вами: поставить руку на локоть и широко растопырить пальцы). Вот оно. Улыбается вам. Вот у солнышка лучики. (Пошевелите пальцами и попросите детей сделать так же).

Набежали тучки (загибаем мизинчик). Один лучик спрятался за тучку (загибаем безымянный и далее поочерёдно все пальчики на двух руках). И этот лучик спрятался, и этот… (Показываем кулачки). Совсем скрылось солнышко. Ничего не видно (прижимаем кулачки к глазам), темно. А вот оно снова показалось из-за тучки. (Раскройте ладошки и расслабленно встряхните пальчиками – дайте им отдохнуть).

Выглянуло солнышко, и тепло стало. (Потрите ладошки друг о друга. Посмотрите на свои ладошки, покрутите-повертите ими, «посверкайте» лучами – пошевелите пальцами). Весело сияет солнышко, сверкает лучиками. Поднимается солнышко высоко-высоко. (Тянемся выше-выше – «растём»). И мы растём, тянемся до солнышка.

Солнышко зовёт нас на зарядку. Вот это да! Встанем ровненько, ручки вытянем по «швам». И будем внимательно слушать стишок. Он подскажет, что нужно делать.

На зарядку солнышко зазывает нас.

Мы поднимем ручки

По команде: «Раз!»

Шелестит над нами весело листва.

Опускаем руки мы

По команде: «Два!»

Солнышко просит повторить зарядку ещё раз. Вы не устали? Тогда начнём. Только будьте внимательны, поднимайте и опускайте руки по команде.

Приложение 2

Конспект занятия по развитию речи

Тема «Разминка для пальчиков»

(младшая группа)

Цель: расширяем кругозор и словарный запас детей, продолжаем развивать мелкую моторику руки, умение чётко следовать тексту.

Ход работы

Педагог: Ой, что-то пальчики наши задремали. Давайте растормошим, разбудим каждый пальчик. (Повторяя стихи, массируем снизу вверх каждый пальчик и, дойдя до кончика пальца, слегка его прищипываем).

Здравствуй, пальчик,

Здравствуй, мальчик!

С добрым утром,

С ясным днём!

После зарядки умоемся, приведём себя в порядок. (Крутим попеременно правой и левой кистью, как бы раскручивая краны). Открываем воду.

Ай лады, лады, лады, хлопаем в ладоши

Не боимся мы воды, мотаем головой

Чисто умываемся, имитируем умывание

И маме (папе, бабе) улыбаемся. Смотрим в глазки.

Молодцы ребята, хорошо мы с вами поработали. А в награду я хочу вам рассказать одну историю. Только мне понадобится ваша помощь. Вы должны повторять за мной все движения. А история называется…

Кошка и горшок с молоком.

В кухне под столом Складываем большой и

Стоит крышка с молоком. все остальные пальцы левой

руки в кружок.

К крынке кошка подошла, «Идём» указательным и средним

пальцами правой руки.

Сверху сливки попила Указательным пальцем делаем

«лакающие» движения в кружке,

изображающем горшок.

Глубже сунулась в горшок: Засовываем палец глубже в

- Молочка напьюсь я впрок! кружок-горшок.

Что случилось? Ой-ой-ой!

Кошка крутит головой, Крутим головой.

Налакалась молочка - Пытаемся вытянуть палец из кружка.

Не уйти ей из горшка!

С головы горшок не слез.

С ним и убежала в лес! Топоча пальцами обеих рук по столу,

показываем, как кошка убежала.

Приложение 3

Конспект занятия по конструированию

Тема «Стаканчики»

(средняя, старшая группа)

Цель: учить изготавливать модели из бумаги с применением приёмов оригами и действовать с ними. Совершенствовать точность мелких движений руки.

Ход работы

Педагог: Сегодня мы научимся делать стакан, но не совсем обычный. Как вы думаете, что может быть необычного в этом стакане?

Дети: Стакан может быть большим или маленьким.

Педагог: Правильно. Но есть ещё одна особенность, которая отличает наш стакан от обычного. Это материал – не стекло, не керамика, не пластмасса и даже не дерево, а… всего лишь бумага.

Я стаканчик необычный.

Может быть, и непривычно

Из бумаги пить водицу,

Зато можешь ты напиться,

Если сделаешь меня,

Обойдусь без клея я.

Послужу на славу я,

Себя не пожалею.

Дети под руководством воспитателя делают стаканчики. Желающие могут налить воду в стакан, при желании попить. Изделие, выполненное из квадрата достаточно большого размера, может стать удобным настенным «карманом» для открыток, раздаточных карточек и др. «Карман» может выполнять роль почтового ящика, из которого дети по ходу игры достают письма, заранее подготовленные воспитателем.

Если сделать пять пар маленьких стаканчиков-колпачков для пальцев, то можно предложить детям такую игру.

Пять помощников у нас

Есть в резерве. Каждый раз,

Лишь возьмёмся мы за дело,

Глянь – и дело закипело!

Бреют, клеят и стирают,

Месят, гладят, убирают

И работают всегда

Быстро, ловко, господа!

Шляпками накрою я

Пальцы все. Мои друзья

Поиграют в прятки (дети надевают колпачки на пальцы).

А покажутся они,

Сделают зарядку (снимают колпачки).

Раз и два (большие пальцы правой и левой рук «здороваются»).

И три, четыре (указательные пальцы «здороваются»).

Есть хозяева в квартире (хлопают в ладоши).

Пять и шесть (средние пальцы «здороваются»).

Забот не счесть (хлопают в ладоши).

Семь и восемь (безымянные пальчики «здороваются»).

Вас попросим (хлопают в ладоши).

Десять, девять (мизинцы «здороваются»).

Хлопать вместе (хлопают в ладоши).

Приложение 4

Картотека пальчиковых игр.

Хлеб

Муку в тесто замесили, (сжимают и разжимают пальчики)

А из теста мы слепили: (прихлопывают ладошками, «лепят»)

Пирожки и плюшки,

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи -

Всё мы испечем в печи. (поочередно разгибают пальчики, начиная с мизинца)

Обе ладошки разворачивают вверх. (очень вкусно!)

Фруктовая ладошка

Этот пальчик - апельсин,

Он, конечно, не один.

Этот пальчик - слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик - абрикос,

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик - груша,

Просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик - ананас,

(поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого)

Фрукт для вас и для нас.

(показывают ладошками вокруг и на себя)

Сказки

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть: (вытягивают руки вперед, играя пальчиками)

Эта сказка - «Теремок».

Эта сказка - «Колобок».

Эта сказка - «Репка»:

Про внучку, бабку, дедку.

(поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного)

«Волк и семеро козлят» -

Этим сказкам каждый рад! (показывают большой палец вверх).

Цветы

Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворения

Наши алые цветки

Раскрывают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головками качают.

Игрушки

У Антошки есть игрушки:

Вот веселая лягушка.

Вот железная машина.

Это мяч. Он из резины.

Разноцветная матрешка

И с хвостом пушистым кошка.

(поочередно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого)

Лето

(загибаются пальцы по одному на каждый счет)

Вот за что люблю я лето?

Лето солнышком согрето.

Два – в лесу растет трава.

Три – ромашки – посмотри!

А четыре - это лес,

Полный сказок и чудес.

Пять – купались мы опять.

Шесть – пора грибов поесть.

Семь – малины я поем.

Восемь – сено мы покосим.

Девять – бабушка идет,

Землянику нам несет.

Десять – все вокруг в листву одето.

Вот за что люблю я лето!)

Транспорт

Будем пальчики сгибать -

Сжимают и разжимают пальчики.

Будем транспорт называть:

Автомобиль и вертолет,

Трамвай, метро и самолет.

Поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца.

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали.

(сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого)

По грибы

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идём грибы искать!

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл.

Этот пальчик чистить стал.

Этот пальчик всё съел,

Оттого и потолстел.

(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)

Дружба

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с собой подружим

Маленькие пальчики.

Один, два, три, четыре, пять.

Пять, четыре, три, два, один.

Первые две строчки – обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения. Следующие две строчки – обхватить левой рукой правую и покачивать в ритме стихотворения. На предпоследней строчке соединить пальчики обеих рук, начиная с большого, на последней – соединять, начиная с мизинца.

Котик

Гладим котика рукой.

Выгнул спинку он дугой.

Потянулся он, зевнул,

Замурлыкал и заснул.

(одной и другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев)

Массаж ладоней и пальцев орехами.

Орехом я круги катаю,

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Зайка

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает, и скачет,

Веселит своих зайчат.

Пальчики сжать в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед.

Медведь

Бурый мишенька зимой

Крепко спал в берлоге.

Весною он проснулся,

Зевнул и потянулся:

«Здравствуй, рыжая лисичка,

Здравствуй, белочка-сестричка!

Здравствуй, серенький волчонок!

Здравствуй, беленький зайчонок!»

Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. То же самое проделать левой рукой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников»

Цель работы: Развивать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражненийЗадачи:Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.Совершенствоват...

«Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников»

Презентация на тему: «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников». В прецентации сообщается о пальчиковых играх и их влияние на развитие....

План самообразования на тему: "Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников"

Данный материал- план самообразования по теме "Пальчиковые игры-основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников". Цель данной работы: повышение своего теоретического уровня и профессиональной ко...

План работы по самообразованию «Пальчиковые игры — основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников» 2017–2018

План работы по самообразованию «Пальчиковые игры — основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников» 2017–2018...

Опыт работы «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников»

Развивать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений...

План работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год Тема: Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников (в первой младшей группе)

Тема: «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников (в первой младшей группе)». Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня, профе...