ФОРМИРОВАНИЕ ИГРОВОГО ОБЩЕНИЯ ПОД ВЛИЯНИЕМ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТРУДЕ ВЗРОСЛЫХ
статья

Бугакова Ольга Владимировна

Совершенствование игровой деятельности детей, общение на основе системных знаний о труде взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dekabr_18.docx13.92 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ИГРОВОГО ОБЩЕНИЯ ПОД ВЛИЯНИЕМ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТРУДЕ ВЗРОСЛЫХ

Общение, как процесс взаимодействия людей, а также деятельность, в ходе которой происходит обмен информацией познавательного и оценочного характера, является важнейшим условием становления личности. Существенное значение имеют игры на трудовую тематику в приобретении дошкольниками коммуникативных умений, социального опыта делового общения.

Согласно исследованиям Р. И. Жуковской, А. П. Усовой, В.Я. Вороновой, И. Д. Власовой, Л.В. Артёмовой и других, общение дошкольников в игре достигает наивысшего развития в старшем возрасте.

Наблюдая за игровой деятельностью детей мы стали замечать снижение уровня игровой активности: ребята редко вступали в совместные игры и мало общались в них. Мы решили установить причины низкого уровня игрового общения, коммуникативности старших дошкольников в творческих играх производственной тематики. Учитывая отражательный характер игровой деятельности, опираясь на результаты анализа обществоведческих знаний, представленных в «Программе от рождения до школы», мы предположили, что прежде всего уровень игрового общения обусловлен недостатками знаний о труде взрослых.

На первом этапе повышения уровня игровой активности, мы решили проанализировать знания детей о труде взрослых и умении переносить их в самостоятельную игровую деятельность; на втором этапе - определили уровень игрового общения; на третьем – выявили способность детей к деловому общению, предполагаемому сюжетом производственной игры.

В результате проведённых наблюдений было выявлено, что только 31% пятилетних детей устанавливают игровое взаимодействие друг с другом, большинство дошкольников не общаются в ходе игры, в лучшем случае играющие обращают внимание на действие соседей по игре, подражают им.

 Трудности в игре, возникали ещё и потому, что у детей не хватало знаний о том, люди каких профессий вступают в общение друг с другом. Затруднялись  определять и содержание профессионального общения. Никто из дошкольников не смог вскрыть роль культуры производственного общения в повышении качества труда и его результатов.

Результаты наблюдений за игровой деятельностью детей помогли нам определить цель дальнейшей работы: совершенствование игровой деятельности детей, их общение на основе системных знаний о труде взрослых. В соответствии с целью были выделены следующие задачи:

  • Сформировать у детей 5-6 лет системные знания о труде взрослых по программе и методике разработанной В. И. Логиновой, а также Г. Н. Бавыкиной, Н. М. Крыловой, Л.А. Мишариной, С.Ф. Сударчиковой.
  • Определить наиболее эффективные формы, методы работы с детьми, обеспечивающие перенос системных знаний о труде взрослых в игру.
  • Выявить некоторые стороны воспитательного значения игр, сформированных на основе системных знаний о труде взрослых.

Исследовательская  деятельность проводилась в старших группах нашего детского сада и включала в себя 4 этапа.

На первом подготовительном этапе у детей были сформированы знания о предметах: зависимости между назначением предметов, их строением, материалом из которого они сделаны.   Это содержание пробудило у дошкольников интерес к играм с предметами, знание о которых  они получили. Развернулись строительные игры. В условиях, требующих выбора игрушки, создания постройки, дети обычно увлечённо обсуждали, какая игрушка, поделка удобней и почему, в каких случаях можно их использовать. На этом этапе отчётливо оформилось ситуативное реальное общение по поводу предметов, используемых в игре.

На втором этапе формировали у детей представление о дифференцированной структуре конкретных  трудовых процессов (замысле, материалах, инструментах, системе трудовых действий, результате труда) способствовали развёртыванию сюжетных игр, отражающих направленность труда на достижение качественных результатов. Дети стали активнее общаться в ходе разыгрывания сюжета, но делали это пока, как правило от своего имени, а не от имени персонажа.

На третьем этапе знания о видах труда, как совокупности трудовых процессов, выполняемых человеком определённой профессии, привели к совершенствованию сюжетно-ролевых игр. Приняв на себя ту или иную роль, дети старались добросовестно    выполнять весь объём обязанностей, предписанных ей. Каждый стремился самостоятельно довести дело до конца. Игры детей по сравнению с предыдущим этапом  стали обособлены. Но по мере нарастания  знаний о разных видах труда, их более прочного освоения, всё чаще стало возникать, ситуативное ролевое общение. Интерес к нему проявился и в вопросах дошкольников. Они выясняли у взрослых  и сверстников, о чём разговаривают люди разных профессий, уточняли правила их общения друг с другом.

На четвёртом этапе исследовательской деятельности, когда дети уже перешли в подготовительную к школе группу, имеющиеся знания позволили им с помощью взрослого установить связи между разными видами труда, сначала внутри одной профессии, а затем и между разными отраслями. Для закрепления этого результата широко использовались дидактические игры. Новый уровень знаний обеспечил переход всех дошкольников к коллективным сюжетно-ролевым играм. Вначале играющие устанавливали устойчивые контакты внутри одной играющей подгруппы, со временем вышли на уровень взаимодействий между несколькими подгруппами. Именно на этом этапе общение стало основным средством решения игровых задач. Дети устанавливали между собой связи на всех этапах игры: при разработке замысла, в ходе распределения ролей, создания предметно-игровой среды, при разыгрывании сюжета. Реальное общение приобрело не ситуативный характер. Преднамеренным стало и ролевое общение.

Анализируя игры, которые возникли сразу же после ознакомления детей с коллективным трудом, обратили внимание на изменения, произошедшие в направленности поведения дошкольников. Ранее, получив сюжетный результат, дети заканчивали игру. Теперь же  для установления контакта широко использовалось ролевое общение: подражание мимике, интонациям взрослых. Дети стремились передать результаты своего «труда» другим участникам игры.

Понаблюдав за играми дошкольников, мы обратили внимание на недостатки в ролевом общении. Дети не решались начать разговор, отвлекались от дел. Играющие были на значительном расстоянии друг от друга,  многие затруднялись  установить связи с партнерами по игре, прибегали к опосредованному общению. Например,  «парикмахер» просил воспитателя: «Скажите клиенту, чтобы заходил».  Когда воспитатель предлагала сделать это самому,  ребенок  делал это с неохотой, предпочтение отдавалось телефонным разговорам.

Анализируя речевое общение, представления детей о речевом этикете, мы выявили их недостаточную сформированность у большинства дошкольников.  Дети не владеют достаточными умениями, необходимыми для начала и завершения диалога.   Это и объясняет  трудности    взаимодействия в игре. Выявленные недостатки и определили содержание дальнейшей работы. Для этого была проведена работа, направленная на формирование у детей знаний о структуре беседы, контактирующих словах, невербальных знаках окончания беседы, правилах культуры общения. Перевели эти знания в коммуникативные умения.

Убедились в том, что формирование представлений о структуре и нормах общения успешнее осуществляется на занятиях, которые построены следующим образом. Первая часть занятия включает описание проблемной ситуации, в которую попадал игровой персонаж, не умеющий общаться. Дошкольники анализируют событие, определяют способы решения задач, обсуждают содержание разговора, ищут средства установления контактов. Перед нами стояла задача подвести детей к выводу  о том, что без обращений и вежливых слов передача информации затруднена, а иногда (по телефону) невозможна. Во второй части помогли детям составить обобщенную схему разговора. На одной карточке, условно,  изображали обращение, приветствие.  На другой – ход разговора, на последней – прощание.  В третьей части схема  проигрывалась для решения конкретных коммуникативных задач.

Коммуникативные умения формировались на основе полученных знаний с помощью дидактической игры «Тик-так, это не так». В ходе игры дети соединяют «дорожками» картинки, обозначающие место работы людей разных профессий, выбирают роли, используют в качестве персонажа «кирпичики», придумывают различные игровые ситуации, вступают в контакт. Дети, наблюдающие за игрой, исправляют недостатки  в разговоре, предлагают свои варианты. В дальнейшем наглядные средства убираются, что  повышает самостоятельность.

Опосредованное руководство сюжетно-ролевой игрой, включающее в себя формирование знаний, коммуникативных умений до ее начала, оправдало себя. Полученные знания дети стали успешно переносить в новые условия, закрепляли, совершенствовали, использовали их в самостоятельных играх.  Дети научились слышать и слушать сверстников, отвечать на реплики. Делая сообщение, обращались к конкретному человеку, разговаривая,  открыто смотрели собеседнику в лицо. По мере освоения в игре правил общения, контроль, поиск коммуникативных средств из внешней формы переходил во внутренний план. Приведу пример, демонстрирующий изменения в ролевом общении:  Ребенок  делает телефонный звонок: «Здравствуйте, мне нужна воспитательница». Девочка берет трубку. Мальчик здоровается и представляется и предлагает: «У меня большой автобус. Хотите,  я отвезу ваших детей в театр?» - «Спасибо, нам не надо. Вы не могли бы отвезти наших детей в зоопарк?» - «Можем, конечно». Дети договариваются о месте и времени, прощаются.

Шло освоение системных знаний, разворачивались игры, сформированные на их основе, все дети освоили обобщённые навыки ролевого общения в полном объёме. Повысилась культура ролевого общения, возросла его осознанность.

Анализ высказываний детей показал отсутствие у них глубокого осознания назначения этикета, его роли в успешном выполнении процесса труда, достижении результатов. Необходимость соблюдения культуры делового общения оценивалась дошкольниками лишь как внешнее требование.

Освоение навыков ролевого общения в игре способствовало формированию у детей устойчивого интереса к коллективным играм,  включающим несколько играющих подгрупп. Об этом свидетельствуют наблюдения за играми дошкольников.

В коллективной игре детей привлекает возможность прожить жизнь взрослых во всём многообразии её связей с другими людьми и в ходе этой «жизни» удовлетворить потребность в общении с товарищами.

Результаты проведённой работы показали, что системные знания о труде взрослых обеспечивают совершенствование детских игр и общения в них. В ходе деятельности мы также убедились, в том, что дидактические, сюжетно-ролевые игры, основанные на системных знаниях, позволяют освоить старшим дошкольникам  навыки  ролевого общения, которые отличаются рядом качеств: полнотой, обобщённостью, осознанностью. Совместные игры, основанные на системных знаниях, вырабатывают у дошкольников устойчивый интерес к коллективной деятельности взрослых,  формирует потребность  в деятельности с другими детьми, внимание к ним, чувство товарищества.

Следует отметить, что воспитательное значение игр, опирающихся на системные знания о труде взрослых, не исчерпываются указанными моментами.

                                                             

Л И Т Е Р А Т У Р А

    1. ЛИДАК  Л.В. Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры:  Автореф.  дис.  канд. пед. наук. Л., 1992. 22 с.

    2. ЛОГИНОВА В.И. Формирование системных знаний у детей дошкольного возраста: Дис. Л., 1994. 39 с.

    3. МИХАЙЛЕНКО Н. Я. Формирование сюжетно-ролевой игры в дошкольном детстве:  Автореф. канд. пед. наук. М., 1998. 40 с.

    4. САМОРУКОВА П.Г. Игры детей. Л., 1990. 90 с.

    5. СТРЕКАЛОВСКАЯ М.М. Отражение знание о труде взрослых в игровой деятельности детей 4-5 лет: Л., 1995., 113-120 с.

    6. ЧЕРКОВ А.В.  Психологический анализ процесса овладения ребенком общественными нормами поведения на основе игры: Дис. канд. пед. наук., М., 2011., 198 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование представлений о труде взрослых у детей шестого года жизни через знакомство с профессиями. Проект "Все работы хороши"

Дети знакомятся с профессиями взрослых через проект "Все работы хороши ", что позволяет им усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, ин...

« Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека ».

Цели:1.Воспитывать у детей уважение к людям разных профессий.2.Воспитывать чувство взаимовыручки, стремление оказать помощь друг другу.3. Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи. 4....

Формирование у детей представлений о труде взрослых.

Формирование   у   детей   представлений  о  труде    взрослых.Одним из путей формирования у ребенка стремления к трудовой деятельности является ...

Формирование у детей с ОВЗ представлений о труде взрослых

Формирование у детей с ОВЗ представлений о труде взрослыхДети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне с...

«Ранняя профориентация, формирование у детей дошкольного возраста представлений о труде взрослых»

Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Бо...