Опыт работы на тему"Развитие связной речи детей дошкольного возраста"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
В данном материале я поделилась опытом работы по теме "Развитие связной речи детей дошкольного возраста".Рассказала чем занимались с детьми в течении года.Результаты оказались положительными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опыт работы"Развитие связной речи детей дошкольного возраста" | 23.69 КБ |
Опыт работы"Развитие связной речи детей дошкольного возраста" | 21.36 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6 «МЕДВЕЖОНОК» Г. РТИЩЕВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Опыт работы по самообразованию
«Развитие связной речи детей дошкольного возраста»
Воспитатель: Кузюшина И.А.
2019-2020 учебный год
Цель, задачи: - совершенствовать диалогическую форму речи у детей;
-развивать речь с помощью монолога;
- учить детей говорить связно, последовательно и выразительно с интонацией пересказывать небольшие сказки, рассказы;
- учить детей (по плану и образцу) рассказывать о предмете, используя мнемотаблицу. -учить детей рассказывать по сюжетной картине.
-учить составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;
- развивать умение у детей составлять свои собственные рассказы из личного опыта.
- развивать у детей свободное общение со взрослыми;
При возможности пригласить на родительское собрание библиотекаря.
Сентябрь
В данном месяце я подбирала и изучала литературу по теме; подбирала дидактические игры и упражнения для детей; приобрела сюжетные картинки; Приготовила памятки для родителей по обучению детей связной речи.
Памятка для родителей!
Уважаемые родители! Все вы знаете, что наш детский сад работает по программе « Детство» под редакцией В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой и др. Данная программа воспитания в нашем детском саду предусматривает развитие всех сторон речи: лексической, грамматического строя, звукопроизношения, связной речи, а также подготовку к обучению грамоте.
Мы с вами уже знаем, что речь не является врожденной способностью человека, речь формируется постепенно. С развитием ребенка развивается и речь, под влиянием речи взрослого человека и также речь в огромной степени зависит от достаточной речевой практики.
Правильное звукопроизношение у ребенка в основном формируется к 5и – 6и годам. Если же этого не произошло, то родители обязаны обратиться к логопеду ДОУ.
Уважаемые наши родители! В своей повседневной жизни, при общении со своим ребенком, обращайте пожалуйста внимание на близких ребенку людей, их имена; на самого ребенка, на части его тела; игрушки; на предметы, окружающие ребенка дома, во дворе, в саду, парке, на одежду ребенка и т.д.
Взрослый должен произнести слово так, чтобы ребенок и слышал слово и видел, как его произносят, т. е. видел движение губ взрослого, как он говорит.
Придя в книжный магазин, выбирая книгу для своего ребенка, обратите внимание на иллюстрации в книге. Они должны быть яркие, четкие, красочные. Ребенка должна привлечь эта книга, у ребенка возникает интерес и желание узнать, а что – же там написано? Уважаемые родители, читайте детям! Беседуйте с детьми по прочитанному, рассматривайте картинки, это будет способствовать не только развитию речи, но и расширению кругозора, развитию памяти, мышления и развитию воображения.
Обязательно не забывайте похвалить своего ребенка за любые, даже самые незначительные успехи. Помните, что каждое ваше доброе слово поможет ему справиться с любыми трудностями.
Хочу еще раз напомним вам о том, что сам ребенок не может овладеть речью самостоятельно. Только при постоянном внимании семьи и детского сада можно добиться положительных результатов.
Предлагаю вам упражнения для развития связной речи
Учите ребенка подбирать определения и эпитеты например : («Какие бывают собаки?» – «Большие, служебные, преданные…», «какие бывают кошки?»- « пушистые, ласковые… ).
Учите ребенка узнавать предметы по описанию («Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это?» - «Берёза»).(« круглый , вкусный, оранжевый. Что это?»-«апельсин»)
Учите подбирать действия к предметам и наоборот.
Подбирайте синонимы, антонимы; обстоятельства, дополнения…
Назвать слова с определённым слогом, звуком.
Составляйте словосочетания и предложения с заданными словами.
Игра «Найди словечко» (на кухне, на улице и т. д.).
Игра «Длинные и короткие слова» - придумать, проговорить и сравнить слова (например, «дом–молоко» и т.д.).
Игра«Назови по-своему» - назвать по-новому стихотворение, сказку, рассказ, т.есть придумать свое название.
Игра «Назови по-разному» - нужно назвать по-разному одну и ту же игрушку.
Игра «А если бы» - помечтайте с ребенком на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка, волшебная палочка, волшебный кувшин...».
Играя с ребенком, предложите ему переделать известную сказку, также можно
придумать свою сказку (с опорой на картинки, ключевые слова),придумайте свое название замку, фантастическому животному и т. д., придумайте свое продолжение сказки.
Игра «Перевирание сказки» например (взрослый «перевирает» намеренно известную сказку, а ребёнок должен исправить взрослого).
Расскажите ребенку сказку, изменяя амплуа героев (колобок – злой, лиса – добрая и т. д.).
Октябрь
В октябре месяце я вела работу над пересказами с использованием опорных схем.
Пересказ рассказов
«Лесной голосок» Г. Скребицкого; «Осень под водой» Н. Сладкова;
«Пушок» Г. Скребицкого. Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий; учились пересказывать сказки с опорой на картинки, раскладывая их в правильной последовательности.
Обучала детей приемам планирования собственного пересказа;
Приготовила консультацию для родителей.
Консультация для родителей на тему:
«Зачем читать сказки детям на ночь?».
Ноябрь
Сказкотерапия: «Зайка – зазнайка», «Волшебные слова», «непослушный Ваня». Помогала детям в выборе образа литературного персонажа и представить позицию в выборе способа воплощения действий ; побуждала детей чтобы они выразительно передавали в мимике и движениях эмоциональное состояние; Также развивала умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; продолжали работу по активизировании в речи фразеологизмов.
Декабрь
В этом месяце я использовала игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста.
(О. С. Ушакова). Занимаясь с детьми я преследовала следующую цель: совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывала темп, силу голоса, дикцию. Родителям дала рекомендации на личном сайте в какие игры играть с детьми (дидактическиме и лексико – грамматические, влияющие на развитие речи детей.
Информация для родителей в папке - передвижке: «Какие сказки почитать детям?»
Январь
Работала по составлению рассказов по сюжетным картинам. Вместе с детьми учились рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учились с детьми исследовательским действиям при рассмотрении картины; продолжали учиться составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Тем самым пополнялся и активизировался словарный запас детей. Родителям был показан пример по работе над составлением рассказов по картинам.
Опрос - анкетирование «Кукую роль играют сказки в жизни вашего ребенка?»
Февраль
В феврале вместе с детьми мы учились составлять загадки. Учила детей отгадывать загадки по схемам.
Консультация для родителей: «Роль загадки в формировании выразительности речи».
Март
В марте работа велась над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. Учила детей читать выразительно стихотворения перед слушателями, вызывая интерес к поэзии. Пополняли и активизировали в речи словарный запас детей на тему «Весна».Учили стихи о ВОВ.
В детском саду также проходил конкурс чтецов приуроченный ко «Дню Победы»,Серегина Виктория заняла 1 место, Смелов Егор 2место.
Апрель
Работа велась над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Теремок», «Репка». У детей развивались творческая самостоятельность, эстетический вкус, способность передать образ героя, речь, эмоциональность. Раскрытие творческих способностей детей.
Показ сказки «Репка» детям младшей группы.
Май
Учились сочинять сказки. Учились с детьми сочинять сказку по модели – схеме; старались последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учились придумывать название своей сказке; работала над словарем –учились подбирать признаки предметов (прилагательные к существительным);у детей появился интерес интерес к сказкам и их сочинительству.
Список использованной литературы:
1. Базик И. Я. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с литературными произведениями: Автореф. дис….канд. психол. наук. М., 1986.
2. Вачков И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М. ,2001.
3. Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5 – 9 лет. –СПб.:речь; М.:Сфера, 2011.
4. Лебедева Л. В., Козина И. В., Кулакова Т. В и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно – методическое пособие. – М., Центр педагогического образования. 2009.
5. Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников. - М.: ТЦ Сфера. 2007.
6. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М. ,1994.
7. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
8. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. М, 1998.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6 «МЕДВЕЖОНОК» Г. РТИЩЕВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Опыт работы по самообразованию
«Развитие связной речи детей дошкольного возраста»
Воспитатель: Кузюшина И.А.
2019-2020 учебный год
Цель, задачи: - совершенствовать диалогическую форму речи у детей;
-развивать речь с помощью монолога;
- учить детей говорить связно, последовательно и выразительно с интонацией пересказывать небольшие сказки, рассказы;
- учить детей (по плану и образцу) рассказывать о предмете, используя мнемотаблицу. -учить детей рассказывать по сюжетной картине.
-учить составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;
- развивать умение у детей составлять свои собственные рассказы из личного опыта.
- развивать у детей свободное общение со взрослыми;
При возможности пригласить на родительское собрание библиотекаря.
Сентябрь
В данном месяце я подбирала и изучала литературу по теме; подбирала дидактические игры и упражнения для детей; приобрела сюжетные картинки; Приготовила памятки для родителей по обучению детей связной речи.
Памятка для родителей!
Уважаемые родители! Все вы знаете, что наш детский сад работает по программе « Детство» под редакцией В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой и др. Данная программа воспитания в нашем детском саду предусматривает развитие всех сторон речи: лексической, грамматического строя, звукопроизношения, связной речи, а также подготовку к обучению грамоте.
Мы с вами уже знаем, что речь не является врожденной способностью человека, речь формируется постепенно. С развитием ребенка развивается и речь, под влиянием речи взрослого человека и также речь в огромной степени зависит от достаточной речевой практики.
Правильное звукопроизношение у ребенка в основном формируется к 5и – 6и годам. Если же этого не произошло, то родители обязаны обратиться к логопеду ДОУ.
Уважаемые наши родители! В своей повседневной жизни, при общении со своим ребенком, обращайте пожалуйста внимание на близких ребенку людей, их имена; на самого ребенка, на части его тела; игрушки; на предметы, окружающие ребенка дома, во дворе, в саду, парке, на одежду ребенка и т.д.
Взрослый должен произнести слово так, чтобы ребенок и слышал слово и видел, как его произносят, т. е. видел движение губ взрослого, как он говорит.
Придя в книжный магазин, выбирая книгу для своего ребенка, обратите внимание на иллюстрации в книге. Они должны быть яркие, четкие, красочные. Ребенка должна привлечь эта книга, у ребенка возникает интерес и желание узнать, а что – же там написано? Уважаемые родители, читайте детям! Беседуйте с детьми по прочитанному, рассматривайте картинки, это будет способствовать не только развитию речи, но и расширению кругозора, развитию памяти, мышления и развитию воображения.
Обязательно не забывайте похвалить своего ребенка за любые, даже самые незначительные успехи. Помните, что каждое ваше доброе слово поможет ему справиться с любыми трудностями.
Хочу еще раз напомним вам о том, что сам ребенок не может овладеть речью самостоятельно. Только при постоянном внимании семьи и детского сада можно добиться положительных результатов.
Предлагаю вам упражнения для развития связной речи
Учите ребенка подбирать определения и эпитеты например : («Какие бывают собаки?» – «Большие, служебные, преданные…», «какие бывают кошки?»- « пушистые, ласковые… ).
Учите ребенка узнавать предметы по описанию («Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это?» - «Берёза»).(« круглый , вкусный, оранжевый. Что это?»-«апельсин»)
Учите подбирать действия к предметам и наоборот.
Подбирайте синонимы, антонимы; обстоятельства, дополнения…
Назвать слова с определённым слогом, звуком.
Составляйте словосочетания и предложения с заданными словами.
Игра «Найди словечко» (на кухне, на улице и т. д.).
Игра «Длинные и короткие слова» - придумать, проговорить и сравнить слова (например, «дом–молоко» и т.д.).
Игра«Назови по-своему» - назвать по-новому стихотворение, сказку, рассказ, т.есть придумать свое название.
Игра «Назови по-разному» - нужно назвать по-разному одну и ту же игрушку.
Игра «А если бы» - помечтайте с ребенком на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка, волшебная палочка, волшебный кувшин...».
Играя с ребенком, предложите ему переделать известную сказку, также можно
придумать свою сказку (с опорой на картинки, ключевые слова),придумайте свое название замку, фантастическому животному и т. д., придумайте свое продолжение сказки.
Игра «Перевирание сказки» например (взрослый «перевирает» намеренно известную сказку, а ребёнок должен исправить взрослого).
Расскажите ребенку сказку, изменяя амплуа героев (колобок – злой, лиса – добрая и т. д.).
Октябрь
В октябре месяце я вела работу над пересказами с использованием опорных схем.
Пересказ рассказов
«Лесной голосок» Г. Скребицкого; «Осень под водой» Н. Сладкова;
«Пушок» Г. Скребицкого. Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий; учились пересказывать сказки с опорой на картинки, раскладывая их в правильной последовательности.
Обучала детей приемам планирования собственного пересказа;
Приготовила консультацию для родителей.
Консультация для родителей на тему:
«Зачем читать сказки детям на ночь?».
Ноябрь
Сказкотерапия: «Зайка – зазнайка», «Волшебные слова», «непослушный Ваня». Помогала детям в выборе образа литературного персонажа и представить позицию в выборе способа воплощения действий ; побуждала детей чтобы они выразительно передавали в мимике и движениях эмоциональное состояние; Также развивала умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; продолжали работу по активизировании в речи фразеологизмов.
Декабрь
В этом месяце я использовала игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста.
(О. С. Ушакова). Занимаясь с детьми я преследовала следующую цель: совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывала темп, силу голоса, дикцию. Родителям дала рекомендации на личном сайте в какие игры играть с детьми (дидактическиме и лексико – грамматические, влияющие на развитие речи детей.
Информация для родителей в папке - передвижке: «Какие сказки почитать детям?»
Январь
Работала по составлению рассказов по сюжетным картинам. Вместе с детьми учились рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учились с детьми исследовательским действиям при рассмотрении картины; продолжали учиться составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Тем самым пополнялся и активизировался словарный запас детей. Родителям был показан пример по работе над составлением рассказов по картинам.
Опрос - анкетирование «Кукую роль играют сказки в жизни вашего ребенка?»
Февраль
В феврале вместе с детьми мы учились составлять загадки. Учила детей отгадывать загадки по схемам.
Консультация для родителей: «Роль загадки в формировании выразительности речи».
Март
В марте работа велась над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. Учила детей читать выразительно стихотворения перед слушателями, вызывая интерес к поэзии. Пополняли и активизировали в речи словарный запас детей на тему «Весна».Учили стихи о ВОВ.
В детском саду также проходил конкурс чтецов приуроченный ко «Дню Победы»,Серегина Виктория заняла 1 место, Смелов Егор 2место.
Апрель
Работа велась над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Теремок», «Репка». У детей развивались творческая самостоятельность, эстетический вкус, способность передать образ героя, речь, эмоциональность. Раскрытие творческих способностей детей.
Показ сказки «Репка» детям младшей группы.
Май
Учились сочинять сказки. Учились с детьми сочинять сказку по модели – схеме; старались последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учились придумывать название своей сказке; работала над словарем –учились подбирать признаки предметов (прилагательные к существительным);у детей появился интерес интерес к сказкам и их сочинительству.
Список использованной литературы:
1. Базик И. Я. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с литературными произведениями: Автореф. дис….канд. психол. наук. М., 1986.
2. Вачков И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М. ,2001.
3. Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5 – 9 лет. –СПб.:речь; М.:Сфера, 2011.
4. Лебедева Л. В., Козина И. В., Кулакова Т. В и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно – методическое пособие. – М., Центр педагогического образования. 2009.
5. Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников. - М.: ТЦ Сфера. 2007.
6. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М. ,1994.
7. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
8. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. М, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта работы по теме "Развитие связной речи детей дошкольного возраста"
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным яз...
Опыт на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста в процессе применения игровых методов и приемов"
Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем. Содержательность речи зависит от содержательности жизни д...
Инновационный педагогический опыт работы по теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Инновационный педагогический опыт работы по теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность» ...
Опыт работы по теме «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через придумывание рассказов и сказок».
Опыт работы по теме «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через придумывание рассказов и сказок»....
Индивидуальный план работы по теме "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" на 2019-2024
индивидуальный план...
План работы по индивидуальному профессиональному развитию педагога на тему "Развитие связной речи детей дошкольного возраста через художественную литературу"
План работы по индивидуальному профессиональному развитию педагога на тему "Развитие речи детей дошкольного возраста через художественную литературу"...
Опыт работы воспитателя по теме "Развитие связной речи детей дошкольного возраста"
В данном опыте раскрываются особенности развития связной речи дошкольников; условия, методы, приемы их развития....