Опыт работы
материал (младшая группа)
Обобщён опыт работы по теме «Опыт формирования навыков самообслуживания у детей 3-4 лет в процессе совместной деятельности с родителями»;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на педсовете "Обобщение опыта работы по формированию навыков самообслуживания" | 66.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический совет
«Анализ работы ДОУ по реализации задач трудового воспитания»
02.03.2020 г.
Обобщение педагогического опыта на педсовете
Сообщение из опыта работы «Формирование навыков самообслуживания у детей 3-4 лет».
Воспитатель: Краева Г.А. 2019-2020 уч. год
Цель: обобщение педагогического опыта работы на педсовете
Задачи:
1. Познакомить с методами и приемами формирования навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста
2. Повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов.
3. Вызвать у участников интерес к формированию навыков самообслуживания у детей 3-4 лет.
Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу вам представить из своего опыта работы, тему «Формирование навыков самообслуживания у детей 3-4 лет».
Навыки самообслуживания - важная составная часть культуры поведения. Воспитание у детей навыков самообслуживания играет главную роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту.
Освоение навыков самообслуживания приобретает важное значение для ребенка 3-х лет. В этот период он заявляет себя как личность, стремится быть независимым, все хочет делать сам. Только развивая навыки самообслуживания, малыш почувствует свою самостоятельность.
Важность и необходимость целенаправленной работы детского сада и семьи по данному направлению предусмотрено во ФГОС ДО.
В соответствии с (п.2.6) содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» включает решение задач по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества; в соответствии с (п.2.7) самообслуживание и элементарный бытовой труд является одним из видов деятельности для детей дошкольного возраста; в соответствии с (п.3.2.5) одним из условий для развития детей является взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка.
Необходимо отметить, что проблема формирования навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста актуальна, т.к. в практике существует ряд трудностей, связанных с:
- низкой мотивацией родителей, авторитарным стилем воспитания;
- низкой мотивацией ребенка;
- с нарушением двигательной сферы ребенка (проблемы удержания позы, координации, нарушений мелкой моторики и т.д.);
- с несформированностью схемы тела и особенностями межполушарного взаимодействия у ребенка.
Целью педагогической деятельности по данному направлению является создание условий для формирования навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста
Для достижения поставленной цели определены задачи, направленные как на развитие основ формирования личности ребенка в процессе трудовой деятельности, так и на повышение педагогической компетентности родителей.
Задачи:
1. Сформировать у детей отчётливые представления о предметах самообслуживания, их назначении и способах использования; правилах обращения с предметами для детского самообслуживания (мыло, полотенце, водопроводный кран, оборудование туалетной комнаты, столовые приборы).
2. Формировать элементарные навыки самообслуживания (навыки опрятности, навыки приема пищи, навыки одевания и раздевания).
3. Воспитывать потребность у детей в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни в детском саду и дома.
4.Поддерживать и развивать чувство радости от чистой и красивой одежды, опрятного внешнего вида, самостоятельности в самообслуживании.
5. Поддерживать первые проявления сотрудничества со сверстниками, развивая сопереживание, эмоциональную отзывчивость, умение пользоваться общепринятыми способами оказания и принятия помощи (завязать шарф сзади, помочь стянуть шубку с плеч, снять сапоги, валенки и т. д.)
6. Повысить педагогическую компетентность родителей в воспитании у детей младшего дошкольного возраста навыков самообслуживания; укрепить связи между детским садом и семьей; изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.
Для реализации поставленных задач мы определили содержание психолого-педагогической работы и планируемые результаты освоения детьми 3-4 лет образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по развитию навыков самообслуживания:
- навыки опрятности (умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых),
- навыки приема пищи (правильно пользоваться столовой и чайной ложкой, вилкой, салфеткой),
- навыки одевания и раздевания (умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности: надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т.п.).
Воспитательно-образовательный процесс, строился с учетом принципа интеграции образовательных областей, прежде всего с задачами образовательной области «Физическое развитие» по воспитанию культурно-гигиенических навыков, т.к. культурно-гигиенические навыки лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности – самообслуживание. Здесь также были определены планируемые результаты:
- формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;
- совершенствовать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания;
- приучать детей следить за своим внешним видом; учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться полотенцем после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.
- формировать элементарные навыки поведения за столом: умение правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
Формирование навыков самообслуживания в детском саду осуществляется нами в рамках педагогически целенаправленной организации совместной образовательной деятельности, самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников, как индивидуально, так и с подгруппой детей. При формировании навыков самообслуживания у детей мы используем разнообразные методы и приемы обучения.
Наглядно-практические методы:
- Показ выполнения каждого элемента деятельности и их последовательности.
- Алгоритмы (схемы) различных процессов самообслуживания
- Наблюдение за действиями взрослого.
- Рассматривание иллюстраций, моделей.
- Просмотр диафильмов, мультфильмов
- Пример взрослого или других детей (деятельность подражания).
- Метод приучения (систематические упражнения).
- Опыты и экспериментирование (в ходе опытов и экспериментов ребенок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей)
- Моделирование (основное назначение моделей – облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связей).
Словесные методы:
- Объяснения действий взрослого в ходе показа.
- Подробное словесное объяснение без показа.
- Общее или индивидуальное напоминание.
- Контроль и оценка деятельности детей.
- Чтение художественной литературы.
- Использование малых фольклорных форм в режимных моментах
Игровые методы:
- дидактические игры.
- используется воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием
- введение элементов соревнования
- Игровые проблемные ситуации («Кукла Катя испачкалась, что делать?»)
- Игры на развитие мелкой моторики
Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания созданы следующие условия:
- организация привлекательной и удобной обстановки в детском саду и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и т.д.);
- предметно-пространственная среда оснащена разнообразными средствами обучения детей процессам самообслуживания:
- в игровом уголке игрушки и игровое оборудование для сюжетно-ролевых игр
- дидактические игры
- схемы- алгоритмы последовательности выполнения трудовых действий
- пособия для развития мелкой моторики с различными видами застежек
- предметы для экспериментальной деятельности (знакомство со свойствами воды, с мылом и т.д.)
- художественная литература (иллюстрированные книжки-малышки с потешками, авторскими произведениями )
- фото альбом «Я САМ»
- предметные и сюжетные картинки для рассматривания и рассказывания по теме «Я и мое тело»
- рабочая тетрадь «Какой ты ?»
- картотека художественного слова в режимных моментах
- картотека электронных образовательных ресурсов для работы с детьми
Работа по формированию у детей навыков самообслуживания осуществлялась в сотрудничестве с семьями воспитанников.
Система работы с родителями включала следующие направления:
1. Ознакомление родителей с результатами диагностики по формированию у детей навыков самообслуживания.
2. Участие родителей в составлении индивидуальных программ развития самостоятельности детей.
3. Целенаправленная просветительская работа по ознакомлению родителей со значением формирования самостоятельности с младшего дошкольного возраста.
4. Ознакомление родителей с содержанием работы ДОО по формированию навыков самообслуживания младших дошкольников.
5. Обучение конкретным приемам и методам развития навыков самообслуживания у детей.
Для успешного формирования самостоятельности у детей младшего возраста, мы разработали план мероприятий с родителями, используя традиционные и нетрадиционные формы работы.
Традиционные формы работы с родителями:
- Мини-сочинение «Мой ребенок, его особенности»
- Родительское собрание «Возрастные особенности детей 3-4 лет»
- Анкетирование «Что умеет мой ребенок»
- Консультация «Содержание образовательной программы по развитию у детей 3-4 лет навыков самообслуживания».
- Круглый стол «Роль семьи в развитии самостоятельности у детей 3-4 лет»
- Памятка «Как правильно приучить ребенка к аккуратности»
- Выставка художественной литературы (Л.Воронкова «Маша – растеряша», М. Дружинина «Вежливые слова», А.Барто «Девочка–чумазая», потешки «Колыбельные», «Водичка», «Расти коса»)
- Стендовая информация «Обучающие игры с куклами («Оденем куклу на прогулку», «Кафе для Маши» и др.)»
- Изготовление родителями дидактических пособий «Волшебные застежки»
- Виртуальная экскурсия по группе;
- Привлечение родителей к изготовлению органайзеров для хранения детской одежды
- Индивидуальные консультации для родителей по запросам
- Практикум для родителей «Мы умеем умываться», «Как помочь ребенку САМОМУ одеваться»
Для успешного формирования самостоятельности у детей младшего возраста мы использовали также и нетрадиционные формы работы с родителями:
- разработали «Дневник успехов моего ребенка», где отражены навыки самостоятельности и самообслуживания и родители имеют возможность оценить своего ребенка;
-осуществляли взаимообмен фотографиями, видеозаписями о жизни ребенка в семье и в детском саду,
-вели переписку по электронной почте,
-проводили интерактивные досуговые мероприятия
Диапазон личного вклада в развитие образования и степень его новизны.
- Разработан перспективный план (Приложение 1);
- Разработан и оформлен буклет для родителей «Я - сам» (Приложение 2);
- Создан банк электронных образовательных ресурсов для использования в детском саду и в домашних условиях (Приложение 3);
- Разработан «Дневник наблюдений за моим ребенком» для родителей (Приложение 4);
- Создана картотека художественного слова (Приложение 5).
- Разработан план мероприятий с родителями (Приложение 6)
С целью выявления уровня сформированности навыков самообслуживания была проведена диагностика в форме наблюдения за деятельностью детей во время проведения режимных моментов. Внимание уделялось таким навыкам самообслуживания как: самостоятельно принимать пищу, одевание-раздевание, пользование унитазом, умываться и мыть руки с мылом, вытирать руки и лицо полотенцем.
Результаты диагностики позволили нам выделить следующие уровни сформированности у детей 3-4 лет навыков самообслуживания.
Не сформированы: у ребенка стремление к самостоятельности недостаточно выражено или его не было совсем. Ребенок неправильно выполняет действия или выполняет только при помощи взрослого. Формирование навыка вызывает сильные затруднения.
Частично сформированы: У ребенка выражено стремление к самостоятельности в самообслуживании. Ребенок знает, как пользоваться мылом, мыть руки и лицо, вытираться после умывания; пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом, но допускает неточности в действиях. Навыки вызывают незначительные затруднения и сформированы частично.
Сформированы: Ребенок выполняет самообслуживание самостоятельно, умеет правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, вытираться насухо после умывания, вешать полотенце на место; правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом; застегивать и расстегивать большие пуговицы, надевать обувь, расстегивать и застегивать молнию на куртке. Навыки не вызывают затруднения и сформированы прочно.
В начале года было выявлено, что навыки самообслуживания не сформированы у 35% детей, частично сформированы – 41%, сформированы – 24%.
Также была проведена заключительная диагностика в конце года, где результаты показали, что численность детей владеющих навыками самообслуживания значительно возросла. Навыки сформированы продемонстрировали 35% детей, частично сформированы у 48% детей, не сформированы у 17 % детей.
«Результаты наблюдения за развитием навыков самообслуживания у воспитанников младшей группы»
Повысилась активность, интерес и осведомленность родителей, обогатился практический опыт в вопросах формирования самостоятельности детей младшего дошкольного возраста. Таким образом, использование традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей способствует повышению эффективности формирования самостоятельности у детей в процессе самообслуживания.
«Результаты анкетирования родителей»
Можно сказать, что разработка комплекса мероприятий и совместная работа с родителями дали положительный результат:
– ребёнок способен самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры и в детском саду и дома;
– самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания;
– имеет элементарные представления о необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни в детском саду и дома;
– умеет замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых;
– ребёнок с желанием и интересом принимает участие в играх, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Социализация личности дошкольников через привитие навыков культурного поведения"В опыте отражена работа с детьми в подготовительной группе по социально- нравственному воспитанию: формы работы, основные задачи, работа с родителями.
Содержание 1. Сведения об авторе.2. Условия формирования опыта. 3. Теоретическая интерпретация опыта.3.1. Актуальность опыта.3.2. Новизна опыт...
Опыт работы Тема: Предметное рисование как средство развития изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста. Опыт работы
Материал по 1 - 2 младшей группе....
Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Семья и Детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...
Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"
В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...
«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»
Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...
Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»
Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей». Задача Стандарта в области работы с семьей – обеспечение психолого-педагог...
Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ
Наш детский сад расположен в микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...