Опыт работы
материал (младшая группа)

Обобщён опыт работы по теме «Опыт формирования навыков самообслуживания у детей 3-4 лет в процессе совместной деятельности с родителями»;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический совет

«Анализ работы ДОУ по реализации задач трудового воспитания»

02.03.2020 г.

Обобщение педагогического опыта на педсовете

Сообщение из опыта работы «Формирование навыков самообслуживания у детей 3-4 лет».

Воспитатель: Краева Г.А. 2019-2020 уч. год

Цель: обобщение педагогического опыта работы на педсовете

Задачи:

1. Познакомить с методами и приемами формирования навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста

2. Повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов.

3. Вызвать у участников интерес к формированию навыков самообслуживания у детей 3-4 лет.

Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу вам представить из своего опыта работы, тему «Формирование навыков самообслуживания у детей 3-4 лет».

Навыки самообслуживания - важная составная часть культуры поведения. Воспитание у детей навыков самообслуживания играет главную роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту.

Освоение навыков самообслуживания приобретает важное значение для ребенка 3-х лет. В этот период он заявляет себя как личность, стремится быть независимым, все хочет делать сам. Только развивая навыки самообслуживания, малыш почувствует свою самостоятельность.

Важность и необходимость целенаправленной работы детского сада и семьи по данному направлению предусмотрено во ФГОС ДО.

В соответствии с (п.2.6) содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» включает решение задач по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества; в соответствии с (п.2.7) самообслуживание и элементарный бытовой труд является одним из видов деятельности для детей дошкольного возраста; в соответствии с (п.3.2.5) одним из условий для развития детей является взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка.

Необходимо отметить, что проблема формирования навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста актуальна, т.к. в практике существует ряд трудностей, связанных с:

  1. низкой мотивацией родителей, авторитарным стилем воспитания;
  2.  низкой мотивацией ребенка;
  3. с нарушением двигательной сферы ребенка (проблемы удержания позы, координации, нарушений мелкой моторики и т.д.);
  4. с несформированностью схемы тела и особенностями межполушарного взаимодействия у ребенка.

Целью педагогической деятельности по данному направлению является создание условий для формирования навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста

Для достижения поставленной цели определены задачи, направленные как на развитие основ формирования личности ребенка в процессе трудовой деятельности, так и на повышение педагогической компетентности родителей.

Задачи:

1. Сформировать у детей отчётливые представления о предметах самообслуживания, их назначении и способах использования; правилах обращения с предметами для детского самообслуживания (мыло, полотенце, водопроводный кран, оборудование туалетной комнаты, столовые приборы).

2. Формировать элементарные навыки самообслуживания (навыки опрятности, навыки приема пищи, навыки одевания и раздевания).

3. Воспитывать потребность у детей в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни в детском саду и дома.

4.Поддерживать и развивать чувство радости от чистой и красивой одежды, опрятного внешнего вида, самостоятельности в самообслуживании.

5. Поддерживать первые проявления сотрудничества со сверстниками, развивая сопереживание, эмоциональную отзывчивость, умение пользоваться общепринятыми способами оказания и принятия помощи (завязать шарф сзади, помочь стянуть шубку с плеч, снять сапоги, валенки и т. д.)

6. Повысить педагогическую компетентность родителей в воспитании у детей младшего дошкольного возраста  навыков самообслуживания;  укрепить связи между детским садом и семьей; изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.

Для реализации поставленных задач мы определили содержание психолого-педагогической работы и планируемые результаты освоения детьми 3-4 лет образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по развитию навыков самообслуживания:

- навыки опрятности (умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых),

- навыки приема пищи (правильно пользоваться столовой и чайной ложкой, вилкой, салфеткой),

- навыки одевания и раздевания (умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности: надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т.п.).

Воспитательно-образовательный процесс, строился с учетом принципа интеграции образовательных областей, прежде всего с задачами образовательной области «Физическое развитие» по воспитанию культурно-гигиенических навыков, т.к. культурно-гигиенические навыки лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности – самообслуживание. Здесь также были определены планируемые результаты:

- формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;

- совершенствовать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания;

- приучать детей  следить за своим внешним видом; учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться полотенцем после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.

- формировать элементарные навыки поведения за столом: умение правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

Формирование навыков самообслуживания в детском саду осуществляется нами в рамках педагогически целенаправленной организации совместной образовательной деятельности, самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников, как индивидуально, так и с подгруппой детей. При формировании навыков самообслуживания у детей мы используем разнообразные методы и приемы обучения.

Наглядно-практические методы:

  • Показ выполнения каждого элемента деятельности и их последовательности.
  • Алгоритмы (схемы) различных процессов самообслуживания
  • Наблюдение за действиями взрослого.
  • Рассматривание иллюстраций, моделей.
  • Просмотр диафильмов, мультфильмов
  • Пример взрослого или других детей (деятельность подражания).
  • Метод приучения (систематические упражнения).
  •  Опыты и экспериментирование (в ходе опытов и экспериментов ребенок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей)
  • Моделирование (основное назначение моделей – облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связей).

Словесные методы:

  • Объяснения действий взрослого в ходе показа.
  • Подробное словесное объяснение без показа.
  • Общее или индивидуальное напоминание.
  • Контроль и оценка деятельности детей.
  • Чтение художественной литературы.
  • Использование малых фольклорных форм в режимных моментах

Игровые методы:

  • дидактические игры.
  • используется воображаемая  ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием
  • введение элементов соревнования
  • Игровые проблемные ситуации («Кукла Катя испачкалась, что делать?»)
  • Игры на развитие мелкой моторики

Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания созданы следующие условия:

- организация привлекательной и удобной обстановки в детском саду и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и т.д.);

- предметно-пространственная среда оснащена разнообразными средствами обучения детей процессам самообслуживания:

- в игровом уголке игрушки и игровое оборудование для сюжетно-ролевых игр

- дидактические игры

- схемы- алгоритмы последовательности выполнения трудовых действий

- пособия для развития мелкой моторики с различными видами застежек

- предметы для экспериментальной деятельности (знакомство со свойствами воды, с мылом и т.д.)

- художественная литература (иллюстрированные книжки-малышки с потешками, авторскими произведениями  )

- фото альбом «Я САМ»

- предметные и сюжетные картинки для рассматривания и рассказывания по теме «Я и мое тело»

- рабочая тетрадь «Какой ты ?»

- картотека художественного слова в режимных моментах

- картотека электронных образовательных ресурсов для работы с детьми

Работа по формированию у детей навыков самообслуживания осуществлялась в сотрудничестве с семьями воспитанников.

Система работы с родителями включала следующие направления:

 1. Ознакомление родителей с результатами диагностики по формированию у детей навыков самообслуживания.

2. Участие родителей в составлении индивидуальных программ развития самостоятельности детей.

 3. Целенаправленная просветительская работа по ознакомлению родителей со значением формирования самостоятельности с младшего дошкольного возраста.

 4. Ознакомление родителей с содержанием работы ДОО по формированию навыков самообслуживания младших дошкольников.

5. Обучение конкретным приемам и методам развития навыков самообслуживания у детей.

Для успешного формирования самостоятельности у детей младшего возраста, мы разработали план мероприятий с родителями, используя традиционные и нетрадиционные формы работы.

Традиционные формы работы с родителями:

  • Мини-сочинение «Мой ребенок, его особенности»
  • Родительское собрание «Возрастные особенности детей 3-4 лет»
  • Анкетирование «Что умеет мой ребенок»
  • Консультация «Содержание образовательной программы по развитию у детей 3-4 лет навыков самообслуживания».
  • Круглый стол «Роль семьи в развитии самостоятельности у детей 3-4 лет»
  • Памятка «Как правильно приучить ребенка к аккуратности»
  • Выставка художественной литературы  (Л.Воронкова «Маша – растеряша», М. Дружинина «Вежливые слова», А.Барто «Девочка–чумазая», потешки «Колыбельные», «Водичка», «Расти коса»)
  • Стендовая информация «Обучающие игры с куклами («Оденем куклу на прогулку», «Кафе для Маши» и др.)»
  • Изготовление родителями дидактических пособий «Волшебные застежки»
  • Виртуальная экскурсия по группе;
  • Привлечение родителей к изготовлению органайзеров для хранения детской одежды
  • Индивидуальные консультации для родителей по запросам
  • Практикум для родителей «Мы умеем умываться», «Как помочь ребенку САМОМУ одеваться»

Для успешного формирования самостоятельности у детей младшего возраста мы использовали также и нетрадиционные формы работы с родителями:

- разработали «Дневник успехов моего ребенка», где отражены навыки самостоятельности и самообслуживания и родители имеют возможность оценить своего ребенка;

-осуществляли  взаимообмен фотографиями, видеозаписями о жизни ребенка в семье и в детском саду,

 -вели переписку по электронной почте,

-проводили интерактивные досуговые мероприятия

Диапазон личного вклада в развитие образования и степень его новизны.

  • Разработан перспективный план (Приложение 1);
  • Разработан и оформлен буклет для родителей «Я - сам» (Приложение 2);
  • Создан банк электронных образовательных ресурсов для использования в детском саду и в домашних условиях (Приложение 3);
  • Разработан «Дневник наблюдений за моим ребенком» для родителей (Приложение 4);
  • Создана картотека художественного слова (Приложение 5).
  • Разработан план мероприятий с родителями (Приложение 6)

С целью выявления уровня сформированности навыков самообслуживания была проведена диагностика в форме наблюдения за деятельностью детей во время проведения режимных моментов. Внимание уделялось таким навыкам самообслуживания как: самостоятельно принимать пищу, одевание-раздевание, пользование унитазом, умываться и мыть руки с мылом, вытирать руки и лицо полотенцем.

Результаты диагностики позволили нам выделить следующие уровни сформированности у детей 3-4 лет навыков самообслуживания.

Не сформированы: у ребенка стремление к самостоятельности недостаточно выражено или его не было совсем. Ребенок неправильно выполняет действия или выполняет только при помощи взрослого. Формирование навыка вызывает сильные затруднения.

Частично сформированы: У ребенка выражено стремление к самостоятельности в самообслуживании. Ребенок знает, как пользоваться мылом, мыть руки и лицо, вытираться после умывания; пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом, но допускает неточности в действиях. Навыки вызывают незначительные затруднения и сформированы частично.

Сформированы: Ребенок выполняет самообслуживание самостоятельно, умеет правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, вытираться насухо после умывания, вешать полотенце на место; правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом; застегивать и расстегивать большие пуговицы, надевать обувь, расстегивать и застегивать молнию на куртке. Навыки не вызывают затруднения и сформированы прочно.

В начале года было выявлено, что навыки самообслуживания не сформированы у 35% детей, частично сформированы  –  41%, сформированы – 24%.

Также была проведена заключительная диагностика в конце года, где результаты показали, что численность детей владеющих навыками самообслуживания значительно возросла. Навыки сформированы продемонстрировали 35% детей, частично сформированы у 48% детей, не сформированы у 17 % детей.

«Результаты наблюдения за развитием навыков самообслуживания у воспитанников младшей группы»

Повысилась активность, интерес и осведомленность родителей, обогатился практический опыт в вопросах формирования самостоятельности детей младшего дошкольного возраста. Таким образом, использование традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей способствует повышению эффективности формирования самостоятельности у детей в процессе самообслуживания.

«Результаты анкетирования родителей»

Можно сказать, что разработка комплекса мероприятий и совместная работа с родителями дали положительный результат:

 – ребёнок способен самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры и в детском саду и дома;

 – самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания;

 – имеет элементарные представления о необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни в детском саду и дома;

 – умеет замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых;

 – ребёнок с желанием и интересом принимает участие в играх, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»

Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...