Социоигровая технология как средство развития дошкольников в условиях ФГОС ДО
статья
Основная идея социоигровой технологии — организация самостоятельной деятельности детей, кoторой ребенок хочет заниматься и в которой он делает, слушает, смотрит и говорит.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа - Детский сад №11»
Социоигровая технология как средство развития дошкольников
в условиях ФГОС ДО
Подготовила воспитатель
Алексеева И.В.
г. Зима, 2019 г.
Социоигровая технология как средство развития дошкольников в условиях ФГОС ДО
В соответствии с ФГОС ДО образовательный процесс должен строиться на адекватных дошкольному возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Педагогические технологии, в том числе социоигровая, развивает ребенка в игровом общении со сверстниками, подразумевая свободу действий, выбора, мыслей. Социоигровая технология ориентирует педагога на поиск способов такого общения с детьми, при котором принуждение уступает место увлеченности. «Надо не учить, а налаживать ситуацию, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственном опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения» (В.М. Букатов).
Основная идея социоигровой технологии — организация самостоятельной деятельности детей, кoторой ребенок хочет заниматься и в которой он делает, слушает, смотрит и говорит.
Основатели социоигровой технологии - Е.Е. Шулешко, А.П.Ершова, В.М. Букатов вывели следующие законы общения:
- не унижайте ребенка, не оскорбляйте его;
- умейте найти ошибку и имейте смелость признать ее;
- будьте взаимно вежливыми, терпимыми и сдержанными;
- относитесь к неудаче как к очередному опыту в познании;
- поддержите, помогите подняться и победить;
- задувая чужую свечу, мы не желаем свою ярче;
- не возносите себя над другими, возносите ближнего;
- дети фантазеры: не верьте им на слово, но не оставляйте без внимания их проблему.
Цель применения социоигровых технологий в развитии дошкольников — организация самостоятельной деятельности в атмосфере взаимопонимания.
Задачи использования данной методики в развитии детей дошкольного возраста:
- формировать навыки дружеского коммуникативного взаимодействия с использованием грамматически правильной связной речи;
- элементарный самоконтроль речевого выказывания и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими, снятие страха и зажима перед деятельностью;
- развивать навыки полноценного межличностного общения, помогающего понять самого себя;
- взаимодействия «ребенок — ребенок», «ребенок — взрослый», «ребенок — родитель» для обеспечения душевного благополучия;
- создавать условия для развития личностных качеств и способностей всех субъектов образовательного пространства.
Принципы, лежащие в основе данной технологии, в высшей мере актуальны для современного воспитания и обучения дошкольников.
Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъекта (а не объекта) воспитания, партнера по совместной деятельности.
Принципы организации социоигровой технологии
- Педагог—равноправный партнер. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.
- Снятие судейской роли с педагога и передача ее детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.
- Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.
- Смена мизансцены, т.е. обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.
- Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.
- Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что просто, а что трудно—то интересно.
- Движение и активность.
- Жизнь детей в малых группах.
Различают следующие формы организации социоигровои технологии и приемы, специально направленные на создание ситуации успешности, комфортности и коррекции речевых нарушений: игры с правилами, игры-соревнования, игры-драматизации, режиссерские, сюжетно-ролевые, сказкотерапия, метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки, приемы, социально направленные на создание ситуации успеха и комфортности, тренинги, самопрезентация.
Авторы социоигровой технологии предлагают разные игровые задания для детей, которые условно можно разделить на несколько групп.
- Игры-задания для рабочего настроя. Главная задача—пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников в зависимость друг от друга, обеспечивающую повышение мобилизации внимания.
- Игры для социоигрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми и детей друг с другом. Данные игры могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала; если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать, они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий.
- Игровые разминки — объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьезным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.
- Задания для творческого самоутверждения, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат действия.
- Игры вольные (на воле), выполнение которых требует простора и свободы передвижения, т.е. их не всегда можно применять в помещении.
Результаты реализации социоигровых технологий.
- У детей развивается речевое взаимодействие, активизируется словарь, совершенствуется диалогическая и монологическая речь.
- Ребенок умеет отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым.
- Дети умеют слушать и слышать друг друга, договариваться, приходить к согласию.
- Сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, себе, сверстникаM.
- Отсутствует страх ошибиться.
Применяя социоигровые технологии в образовательном процессе ДОО, необходимо помнить о шести основных правилах и условиях, актуальных для развития детей дошкольного возраста.
1. Используется работа в малых группах или как их еще называют «группах сверстников».
Оптимальны для продуктивного общения и развития объединения малыми группами: в старшем дошкольном возрасте — по 5—6 детей. Сам процесс деления на группы представляет собой интересную, захватывающую игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, умению договориться.
Можно поделиться:
по цвету волос, глаз, одежды;
чтобы в имени хотя бы одна буква совпадала;
кто на каком этаже живет;
кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришел пешком и т.д.
2. «Смена лидерства».
Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек — лидер. Причем его дети выбирают сами, и он должен постоянно меняться.
3. Обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен (обстановки), что способствует снятию эмоционального напряжения.
Дети не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу итд.
4. Смена темпа и ритма.
Проведение занятий разного рода должно подчеркивать ритмичность работы детей, их слаженность. Это должно стать деловым фоном для всех участников. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например, с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и свой конец и требует определенной сосредоточенности.
5. Социоигровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности.
Это дает положительный результат в области коммуникации, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме.
6. В своей работе мы ориентируемся на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток».
Ребенку вместе со своими товарищами добывать знания гораздо интереснее, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя что-то новое, только кто-то больше, кто-то меньше. Один из авторов социоигровой технологии, В.М. Букатов, писал: «У социоигровой педагогики хитрый стиль. Главное в нем — реанимация собственной интуиции... Социоигровой стиль заключается в том, чтобы сделать режиссуру занятия так, чтобы сердце радовалось и у себя, и у всех участников. Любую живую работу можно назвать работой в социоигровой стиле...».
Общение детей в рамках данной технологии организуется в три этапа:
- учим правилам и культуре общения (дети могут договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается речь);
- ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить учебную задачу;
- через общение мы обучаем дошкольников.
Основная задача, которую должны решить педагоги, состоит в том, чтобы в результате применения социоигровых технологий устранить (частично или полностью) речевой дефект и подготовить ребенка к успешному обучению в школе.
Литература
Ершова А.П., Букатов В.М. Возвращение к таланту. СПб.; М., 2008.
Ершова А.П., Букатов В.М. Карманная энциклопедия социоигровых приемов обучения дошкольников: Справочно-метод. пособие. СПб.; М., 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социоигровая технология как средство развития старшего дошкольника с ОНР в условиях ФГОС ДО.
Методические рекомендации по применению социоигровых технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....
Статья "Социо - игровая технология как средство развития дошкольника в условиях ФГОС ДО"
В статье подробно рассказано о правилах применения социо - игровой технологии в работе с дошкольниками, раскрыты формы и различные приёмы для социально-коммуникативного развития и успешного речевого р...
Социоигровая технология как средство развития дошкольников в условиях ФГОС ДО
Педагогические технологии, в том числе социоигровая, развивает ребенка в игровом общении со сверстниками, подразумевая свободу действий, выбора, мыслей. Социоигровая технология...
Социоигровая технология как средство обучения дошкольников эффективному взаимодействию в группе
Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности...
Социоигровая технология как средство обучения дошкольников эффективному взаимодействию
современные технологии...
Социоигровые технологии как средство эффективного взаимодействия между дошкольниками
Социоигровые технологии как средство эффективного взаимодействия между дошкольникамиПодготовила: воспитатель Насруллаева Наира Курбановна Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, ...
Педсовет "Социоигровые технологии, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с современными видами профессий"
Актуальность Профориентация дошкольников, названная «ранней профориентацией», в настоящее время одно из приоритетных направлений развития образовательной политики государства. Диктует...