Общие принципы работы сказкотерапии
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Зарипова Галия Ильдаровна

Принципы работы сказкотерапии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchie_printsipy_skazkoterapii.docx24.05 КБ

Предварительный просмотр:

Общие принципы работы сказкотерапии

Начало смотрите здесь-Сказкотерапия-как форма работы с детьми.

1. Осознание - осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета, понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях. Общие вопросы: что происходит? Почему это происходит? Кто хотел, чтобы это произошло? Зачем это было ему необходимо?

Наша задача: показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, хотя на первый взгляд это незаметно. Важно понять закономерность появления и предназначение каждого персонажа сказки.

2. Многозначность - понимание того, что одно и то же событие, ситуация может иметь несколько значений и смыслов.

Наша задача: показать одну и ту же ситуацию с разных сторон: с одной так, с другой- иначе.

3. Связь с реальностью - осознание того, что каждый сказочная ситуация предлагает нам определенный жизненный урок.

Наша задача: тщательно и терпеливо обрабатывать сказочные ситуации с позиции того, как каждый урок будет нами использоваться в реальном жизни (в каких именно конкретных ситуациях).

Основные приемы работы со сказкой

Анализ сказок:

Цель - осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета, поведением героев. Например, для анализа выбирается известная сказка. При этом ребенку предлагают ответить на вопрос:

- Как вы думаете, о чем эта сказка?

- Кто из героев больше всего понравился и почему?

- Почему герой сделал так, а не иначе?

- Что было бы с героями, если бы они не сделали так, как описано в сказке?

- Что было бы, если бы в сказке были положительные

или отрицательные герои и т.д.?

Такая форма работы применяется для детей в возрасте от 5 лет, подростков и взрослых.

Рассказывание сказок

Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения. Ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или третьего лица. Можно предложить сказку от имени других действующих лиц, принимающих или не участвуют в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы Лисичка, Баба Яга или Василиса Премудрая.

Переписывание сказок

Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку не нравится сюжет, определенное развитие событий, ситуаций, конец сказки и тому подобное. Переписывая сказку, дописывая свое окончание или вводя необходимых персонажей, ребенок сам выбирает наиболее подходящую его внутреннему состоянию развязку и находит тот вариант решения ситуации, который позволяет освободиться от внутреннего напряжения. В этом и заключается психокорекционный метод - в переписывании содержания сказки.

Постановка сказок с помощью кукол

Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие сразу отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свое поведение.

Виды сказок

Концепция комплексной сказкотерапии строится на пяти видах сказок:

- художественные;

- дидактические;

- психокоррекционные;

- психотерапевтические;

- медитативные.

Художественные сказки

К художественным сказам относят сказки, сложенные из многовековой мудрости народа и авторские истории. В художественных сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты. Существует две большие группы художественных сказок: народные и авторские.

Народные сказки несут очень важные идеи:

1. Мир вокруг нас - живой. В любой момент все может заговорить с нами. Эта идея важна для формирования бережного и вдумчивого отношение к тому, что нас окружает, начиная от людей и заканчивая растениями, рукотворными вещами.

2. Оживленные объекты окружающей среды способны действовать самостоятельно, они имеют право на личную жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.

 

3. Понимание добра и зла, вера в победу добра. Такая идея важна для поддержания и роста, формирования стремления к лучшему.

3. Самое ценное достигается через испытания, а то, что досталось даром, может быстро исчезнуть. Эта идея важна для формирования целеустремленности и терпения.

4. Вокруг нас много помощников. Но они приходят на помощь только тогда, когда мы не можем справиться с ситуацией или поставленными задачами самостоятельно. Эта идея важна для формирования самостоятельности, а также доверия к окружающему миру. Указанные философские идеи можно обсуждать с детьми.

Наша жизнь многогранна, поэтому есть множество разновидностей народных сказок:

- сказки о животных;

- бытовые сказки;

 

- страшные сказки;

- волшебные сказки.

Авторские художественные сказки более образные, нежели  народные. Если мы хотим помочь человеку осознать свои внутренние переживания, то выбираем авторскую сказку.

Дидактические сказки

Дидактические сказки создают педагоги для «наполнения» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и т.д.) оживают, создается сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки раскрывают содержание и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.

Психокоррекционные сказки

Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замена» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также пояснения ребенку смысла происходящего.

Применение психокоррекционных сказок разделено по возрасту (примерно до 11-13 лет) и проблемам (неадекватное, неэффективное поведение).

Алгоритм психокорекционной сказки:

1. Во-первых, выбирается герой, близкий ребенку по полу, возрасту, характеру.

2. Затем описывается жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел что-то общее со своей жизнью.

3. Далее героя «помещают» в проблемную ситуацию, похожую на реальное происшествие в жизни ребенка, и приписывают герою все переживания, которые на самом деле испытал ребенок.

 

4. Герой начинает искать выход. Или начинают углублять ситуацию, доводить ее до абсурда. Герой может видеть последствия своих действий - и это подтолкивает его к изменениям. Герой может встречать существ, попавших в похожую ситуацию, и смотреть, как они решают проблему. Он встречает фигуру психолога - мудрого наставника, который объясняет ему смысл того, что происходит. Наша задача: через сказочные события показать герою ситуацию с другой стороны, предложить альтернативные модели поведения, найти положительный смысл того, что происходит. Все увиденное в правильном свете является благом - это мудрость, которую хотелось бы донести до ребенка через сказку.

5. Герой понимает свои ошибки и становится на путь изменений. Создавая психокоррекционную сказку, важно знать скрытую причину «плохого» поведения. Обычно их пять.

Ребенок плохо себя ведет, если:

1. Хочет привлечь к себе внимание. В этом случае в коррекционной сказке будут содержаться модели социально приемлемых, позитивных способов привлечения внимания.

2. Хочет управлять ситуацией, взрослыми, ровесниками. При этом в психокоррекционные сказки может быть предложена положительная модель выявления лидерских качеств: хороший способ прежде всего заботится о своих друзьях.

3. Хочет за что-то отомстить взрослому. При этом в психокоррекционной сказке есть указание на искаженное видение героем проблемы и конструктивная модель поведения.

4. Ему страшно, тревожно, он желает избежать неудачи. В этом случае герои коррекционной сказки поддерживают главного героя, предлагают пути преодоления страха.

5. У ребенка не сформировано чувство меры. У этом случае психокоррекционная сказка может довести ситуацию до абсурда, показывая последствия поступков героя и оставляя выбор стиля поведения за ним.

Психокоррекционную сказку можно просто прочитать ребенку, не обсуждая прочитанное. Таким образом, мы дадим ему возможность побыть наедине с собой и подумать. Даже если ребенок не выявила восторга по поводу сказки, она все-таки заденет его душу, и через некоторое время поведение ребенка изменится.

 

Если ребенок хочет, можно обсудить с ним сказку, сформулировать «сказочный урок», проиграть его с помощью кукол, рисунков и миниатюрных фигурок.

Психотерапевтические сказки

Сказки, которые лечат душу. Сказки, раскрывают глубокий смысл событий. Истории позволяют увидеть все, что происходит, с другой стороны. Они не всегда однозначны, не всегда «традиционно» счастливый конец, но всегда глубоко проникновенные. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросами. Это стимулирует процесс личностного роста.

Психотерапевтические сказки в работе с детьми используют, когда нужно обсудить проблему жизни и смерти, смерти близкого человека; в случае психоэмоциональной травмы, разлучения родителей и тому подобное. То есть в тех случаях, когда необходимо объяснить смысл происходящего, и помочь изменить к нему отношение.

Создавая психотерапевтические сказки, мы представляем клиента в образе сказочного героя и фантазируем события,  которые могут с ним случиться. Наша задача - помочь клиенту принять ситуацию, разобраться в происходящем. Если необходимо, показать, что даже тяжелые неоднозначные события могут стать благом для развития души и роста силы духа; дать возможность отследить незаметные нюансы ситуации, понять смысл полученного урока.

В зависимости от ситуации и цели, которая стоит перед нами, мы можем обсуждать сказки, давая ребенку время на самостоятельные размышления. К психотерапевтическим сказкам можно рисовать иллюстрации, изготавливать кукол и ставить спектакли.

Медитативные сказки

Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, для формирования лучших человеческих взаимоотношений, развития личностного ресурса.

Главное назначение медитативных сказок - сообщение нашему подсознанию позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Поэтому особенностью медитативных сказок является отсутствие конфликтов и злых героев.

В системе сказкотерапии выделяют три вида медитативных сказок:

1. Медитативные сказки, направленные на осознание себя в настоящем «здесь и теперь». Они также ориентированы на развитие разных видов чувствительности: зрительной, слуховой, вкусовой, тактильной и кинестетической.

2. Медитативные сказки, отражающие «идеальные» отношения между родителями и детьми, друзьями, человеком и окружающим миром, животными, учеником и учителем, учеником и учебным предметом, мужчиной и женщиной. Образы, которые транслируются через сказку, могут стать, как следствие, духовными ориентирами.

3. Медитативные сказки, направленные на раскрытие потенциала личности, раскрытия философии отношений и самореализации. Наверное, если бы каждый человек чувствовал свое личное предназначение, место в жизни, чувствовал себя любимым, нужным и хорошим - психологи и психотерапевты потеряли бы свою работу. Но пока так не происходит, поэтому и появился этот вид медитативных сказок. Он адресован идеальному «Я» человека с целью его осознания. Такие сказки также отражают светлую сторону событий и помогают их принять.

Сказкотерапия в работе психолога ДОУ

В общении и работе с людьми есть большой простор для творчества. Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, для расширения и усовершенствования взаимодействия человека с окружающим миром. Основной принцип этого метода - духовный, целостное развитие личности ребенка, забота о его душе. Забота о душе (в переводе с греческого) и является терапия. Так как мы используем простую и понятную ребенку форму сказки, этот метод называется «сказкотерапия».

Дети, как и взрослые, все разные. К каждому необходимо подобрать свой ключик. Способность ребенка удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях - это направленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта (Э. Фромм). Один ребенок больше склонен составлять и рассказывать; другой - не может усидеть на месте, ему необходимо двигаться; третий любит что-то мастерить своими руками; четвертый - обожает рисовать. То, как человек рисует, рассказывает, составляет, и является ключом к познанию его внутреннего мира.

Мы с вами познакомились с «действенным аппаратом» сказкотерапии, различными видами сказок. На их основе можно создавать развивающие, психокоррекционные и психотерапевтические программы, используя различные формы подачи материала. Это анализ, рассказ, составление сказок, куклотерапия, инсценировка сказок на сцене, рисование «волшебными красками», психодинамические медитации, исследования мифов и сказок, терапия абсурда и тому подобное.

Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку пережить много ситуаций, с которыми он встретится во взрослой жизни, и значительно расширить его мировосприятие, способы взаимодействия с миром и другими людьми.

Наверное, вы заметили, что в системе сказкотерапии неважно, с какой проблемой, точнее, с которым симптомом, работать. Мы возвращаем сказку душе, и как следствие - все становится на свои места ...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общие принципы и рекомендации проведения логопедического обследования детей раннего возраста

В статье раскрыты общие принципы и рекомендации проведения обследования речевого развития детей раннего возраста....

Общие принципы воспитания гармонично развитого ребенка

Большая часть принципов, лежащих в основе  большинства  существующих методик воспитания в том виде, в каком они существуют, не годятся. Поэтому попробуем сформулировать  так называемые ...

Общие принципы обследования речи детей.

Обследование речи детей воспитателями массовых групп....

Консультация для воспитателей "Общие принципы организации деятельности детей на прогулке"

Планирование работы по развитию движений на прогулке должно способствовать закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышать двигательную активность детей....

Общие методические принципы работы педагога по театральной деятельности

Театральные занятия проводятся со всеми детьми старшей и подготовительной групп без всякого отбора. Оптимальное количество детей на театральных занятиях - 12-16 человек. Если в группах их больше, то ц...