Пословицы и поговорки
картотека (старшая, подготовительная группа)
Пословицы и поговорки о семейном воспитании
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poslovitsy_i_pogovorki.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение № 11
Пословицы и поговорки русского народа о семье и семейном воспитании
Взгляды народа на семью были определены экономическими и нравственными условиями его жизнедеятельности. Только в рамках семьи посредством совместной деятельности мужа и жены было возможно вести полноценное хозяйство и обеспечить существование. Отсюда и говорят: «Духовное родство пуще плотского», «Смерть да жена - Богом суждена», «Женился - на век заложился», «Холостой - полчеловека».
В то же время в пословицах и поговорках отмечаются и негативные стороны семейной жизни: «Женишься раз, а плачешься век», «Добрая женитьба к дому приучает, худая от дому отлучает», «Женился на скорую руку, да на долгую муку». Развод до 1917 года расценивался как тягчайший грех. Говорили: «Женитьба есть, а разженитьбы нет». Эти факторы обеспечивали семье ее устойчивость среди других социальных институтов.
Особенности патриархальной семьи нашли выражение в пословицах: в них отражается домостроевский взгляд на жену и детей, враждебное отношение свекрови и невестки, мачехи к неродным детям.
Рассмотрим пословицы и поговорки, созданные русским народом и собранные В.И. Далем:
«Добрая жена, да жирные щи - другого добра не ищи!»;
«Одному не страшно, двоим веселее»;
«Холостому помогай Боже, а женатому хозяйка поможет»;
«Дай Бог с кем венчаться, с тем и кончаться»;
«Бабенка не без ребенка»;
«Все в семье спят, а невестке молоть велят»;
«У лихой свекрови и сзади глаза»;
«В лесу медведь, а в дому мачеха».
Многодетность была нормой патриархальной семьи, и ряд пословиц был посвящен этой проблеме:
«Дети - благодать Божья»;
«Живот болит, а детей родит»;
«Горьки родины, да забывчивы»;
«Ребята, что мокрицы - от сырости заводятся»;
«Татьяна хромонога, народила детей много»;
«Плодятся и множатся, что голуби».
Нашел отражение быстрый рост маленьких детей:
«У ребят, что у зайчат: по два зуба»;
«Растет, как пшеничное тесто на опаре».
Многодетность была призвана компенсировать высокую детскую смертность. В народе говорили: «Чем терять, так лучше б не рожать», или существовал вариант: «Чем терять, так не дай Бог рожать».
Бездетность считалась грехом или наказанием господним: «Не умела родить ребенка, корми серого котенка», «У кого детей нет - во грехе живет».
Если первым рождался мальчик, это предвещало богатую и зажиточную жизнь. Обычно первенца ждали с радостью, но к последующим детям относились уже равнодушно. В народе говорили:
«Мальчик родился - на подмогу, а девочка - на потеху»;
«С сыном дом наживешь, а с дочкой остаток проживешь»;
«Сын хлебом кормит, а дочь последний кусок унесет»;
«Растить дочку, что лить в дырявую бочку».
Эмоциональный фактор воспитания, привязанность, любовь к детям отражаются в таких пословицах, как: «Свое дитя и горбато, да мило», «Свой дурак дороже чужого умного», «Кто девку хвалит? Отец да мать».
В основе всех воспитательных ценностей лежали православная христианская мораль. Цель воспитания - создать многосторонне развитую личность, которая была бы производительным членом общества, способным вносить в него светлую мысль, стремиться к справедливости, правде: «Делай не ложно, все выйдет по Божьи».
Любовь и доброта ставились первым условием: «Тот мне и сват, кто мне рад»; «Сват не сват, был бы добрый человек».
Особая роль отводилась воспитанию и обучению детей. Говорилось о своевременном раннем воспитании детей:
«Не учили, когда поперек лавки ложился, а во всю вытянулся, так не научишь»;
«Народила, да не научила»;
«Не устанешь детей рожаючи, а устанешь на место сажаючи»;
«Умел дитя родить, умей и научить».
Сознавалась необходимость упорства труда и ученья:
«Не учась и лаптя не сплетешь»;
«Дорог парень, да не учен»;
«Незнайка лежит, а знайка далеко бежит»;
«Голова всему начало, где ум там и толк»;
«Не копьем побивают, а умом»;
«Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит»;
«Лучше с умным потерять, чем с дураком найти».
Труд был одной из важных воспитательных ценностей:
«Без дела жить - небо коптить»;
«Маленькое дело лучше большого безделья»;
«В чужом платье не накрасоваться»;
«Живи всяк своим умом, да своим горбом».
Отдых, наслаждение жизнью, радость также ценились русским народом: «На праздник и у комара сусло, и у воробья пиво».
Представляют интерес методы воспитания детей в семье: «Засиженное яйцо всегда болтун».
Говорилось и о горьких последствиях неправильного воспитания:
«Дети крадут, отец прячет» («Дети воруют, мать горюет»);
«Блудный сын - ранняя могила отцу»;
«На старости две радости: один сын - вор, другой - пьяница».
Родители плачутся о дурных детях: «Ни себе на радость, ни людям на послугу».
Хорошими детьми гордились: «Добрый сын всему свету завидище»; «Дай Бог деток, да дай Бог и путных».
В народе были популярны физические наказания:
«Розгой в могилу ребенка не вгонишь, а калачом не выманишь»;
«Любимого сына жезлом»;
«Не наказанный сын - бесчестье отцу»;
«Кулаком да в спину - то и приголубье сыну».
В то же время народная мудрость требует от людей добра и любви:
«Не все таской, ино и лаской»;
«Ласковое слово, что весенний день»;
«Не корми калачом, да не бей кирпичом»;
«Добро добро покрывает»;
«Дай ему грош, да вишь не хорош»;
«Федюшке дали денюжку, а он алтын просит».
Родительский авторитет был мощным фактором воспитания:
«Родительское благословение на воде не тонет, в огне не горит»;
«Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает»;
«Не оставляй отца и матери на старости лет, и Бог тебя не оставит»;
«Мать праведна - ограда каменна»;
«Материнская молитва со дна моря вынимает».
Нравственные ценности воспитания таких качеств, как трудолюбие, доброта, также нашли отражение в пословицах: «Паси, чтоб «скормить, не паси, чтоб озолотить»;
«Отцовским умом жить деткам, а отцовскими деньгами не жить»;
«Корми сына до поры: а придет пора - сын тебя покормит»;
«Все купишь, а отца-матери не купишь».
Есть пословицы, признающие личность детей: «У меня сын мой, да ум у него свой».
Сказано о печальной участи детей-сирот: «В сиротстве жить - слезы лить».
Особо следует сказать о воспитательном значении пословиц в высмеивании негативных качеств. Высмеивались такие качества, как злость, лукавство, алчность. Например: «В чужих руках ломоть велик, а нам достанется, так и мал покажется». Народная мудрость отучает от зависти и алчности, она учит умеренности и довольству:
«Клюет птичка, да и то сыта живет», «Щей горшок, да сам большой» - это чувство независимости, которое не дает склонить голову.
Самодурство считалось пороком: «Не купил батька шапки, пусть уши мерзнут».
В народе ценилось сознание справедливости: «Каков привет, таков ответ».
Желание, возможность достичь его, невозможность, воля, неволя сложили много пословиц: «Око видит, да зуб неймет»; «На хотенье есть терпенье».
Важно было учить детей терпимее относиться к человеческим слабостям: «По голому нечего щипать».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пословицы и поговорки для детей
подборка...
Приложение1 к проекту Пословицы и поговорки о хлебе
Пословицы и поговорки о хлебе...
"Валеология от А до Я" (физкультминутки, загадки, пословицы и поговорки)
Мини - сборникс подборкой физкультминуток, загадок, пословиц и поговорок на тему ЗОЖ...
Пословицы и поговорки, загадки и стихи о семье.
Пословицы и поговорки, загадки и стихи о семье....
Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам Русской народной культуры
В данной статье проанализировано значение использования пословиц и поговорок с целью их воспитания и приобщения к истокам русской культуры....
Пословицы и поговорки для дошкольников
Пословицы и поговорки для детей 5, 6, 7 летВ современной педагогике существует отдельный раздел, который называется этнопедагогика. Он занимается изучением народного опыта в воспитании и обучени...