Родительское собрание " Психологические особенности развития детей 3-4 лет"
методическая разработка (младшая группа)

Клыкова Алёна Викторовна

Развитие ребенка 3-4 лет очень интенсивное и важно помочь ребенку справится с происходящими изменениями. В данном материале предствлена информация об изменениях просиходящих в личностном и познавательном развитии детей данного возраста. Затронут вопрос воспитания ребёнка в период кризиса 3-х лет .

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_razvitiya_detey_3-4_let.docx20.22 КБ

Предварительный просмотр:

                    РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

 «Психологические особенности развития детей 3-4 лет»

Цель: познакомить родителей с психологическими особенностями детей 3-4 лет

Личность.

Невозможно говорить о данном возрасте не коснувшись «Криса 3-х лет»

  В это время происходит очень важный для ребенка психический процесс: это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно удалиться от матери, удлинить психологическую «пуповину», научиться многое делать самому и как-то решать свои проблемы. Ребенок начинает ярко проявлять упрямство, негативизм, желание все делать самому или вопряки требованиям взрослых.
* Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
* Как правило, фаза эта заканчивается к 3,5 – 4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.
* Пик упрямства приходится на 2,5 – 3 года жизни.
* Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
* Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
* В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых – до 19 раз!
* Если дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования ребенком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.
* Еще не понятно, кто упрямее, – родители, весь день твердящие: «Ты должен…, ты обязан…, тебе необходимо…», или ребенок, упорно протестующий против «обязан», против «должен», хотя бы в силу того, что это «должен» он просто еще не может выполнить. Он не созрел пока до многих наших требований, он только маленький росточек…

Что могут сделать родители?
* Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
* Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
* Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее взбудоражат.
* Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
* Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
* Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!» Ребенку только этого и нужно.
* Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка и т.д.)!, «А что это там за окном ворона делает?» – подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоится.

    В процессе преодоления кризиса 3-х лет, возникает инициативность, стремление к самостоятельности в самообслуживании, игровой деятельности. Любые усилия ребенка должны приносить удовлетворение, признаваться и одобряться взрослыми. Поддержка и одобрение взрослых порождает у детей радостное ощущение своей значимости, представление о себе как о могущем и умеющем. ( важно хвалить ребенка за помощь, обращать внимание на его рисуки, поделки). Получив ододрение ребенок верит в себя и ставит новые цели. Ведь  в данном возрасте у ребенка формируется самооценка, основанная на оценке взрослого. Он учится оценивать себя с различных точек зрения: как друга, как хорошего человека, как доброго, внимательного, старательного, способного, талантливого и др.

Деятельность.  Действия детей в игре, рисовании, конструировании приобретают намеренный храктер, что позволяет малышам создавать какой-то конкретный образ. ( буду рисовать домик, я леплю мячик….), возводить постройки, выполнять определённую роль в игре. Но преднамеренность только формируется, поэтому деятельность носит неустщйчивый характер. Ребенку трудно удерживать в сознании цель деятельности. Отвлекаемость детей на занятии, в игре, в быту очень велика. Младшие дошкольники отвлекаются в течении одной игры до 12-13 раз. ( ребенок может увидеть другую игрушку и забыть про свою игру, и пойти за нужным атрибутом, взять что-то другое и начать новую игру. Поле игры ребенка часто похоже на поле боя, на разгром )  Поэтому занятия для детей данного возраста строятся с постоянной сменой деятельности, с использованием  двигательных пауз, разминок, привлечение сказочных героев, игрушек, наглядного материала, что интересно для детей. Привлекателен для детей мотив сделать для себя, для своей игры. Мотив общественной пользы для ребенка малоэффективен, но он охотно трудится для близкого человека: мамы, папы, воспитателя, для любимой куклы…

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Взрослый начинает выступать для ребенка не только в качестве члена семьи, но как носитель определённой общественной функции. ( лечит людей, работает в магазине, учит…) У ребенка появляется желание выполнять ту функцию, что выражается в игре. ( подражает взрослым).

Развитие психических процессов.

Восприятие. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений, детали, черточки, которые не заметит взрослый. Восприятие дошкольника 3-4 лет носит предметный характер то есть свойства предмета, например цвет, форма.,вкус, величина не отделяются от предмета, он видит их слитно с предметом, считает неразделаьно принадлежащими ему. ( травка зеленая, солнышко желтое, мяч круглый, лимон кислый). С возрастом дети учатся отделять свойства от предмета, замечать похожие качества в разных предметах.

Внимание. Способность детей у правлять своим вниманием очень невелика. Очень сложно направить внимание ребенка с  помощью словесных указаний. Часто требуется неоднократно повторять инструкцию. Ребенок может удерживать активное вниманеи в течении 7-8 минут.  Дети данного возраста как правило импульсивны  в поведении, желают получить понравившийся предмет немедленно, ответить, сделать что-то. Именно пребывание ребенка в группе детского сада учит быть терпеливым, считаться с желаниями других.

Память.  Дети данного возраста хорошо запоминают всё, что представляет для них жизненный интерес, вызывает сильный эмоциональный отклик. Прочно усваивают информацию, которую видят и слышат много раз. Объем памяти  составляет 4 объекта. Хорошо развита двигательная память: лучше запоминает то, что связана с собственным движением. ( сам построил, нарисовал).

Мышление. В 3-4 года, пусть несовершенно ребенок пытается анализировать то, что происходит вокруг себя, сравнивать предметы друг с другом и выводить заключения  о их взаимозависимостях. В быту на занятиях, в результате наблюдений за окружающим, сопровождаемым объяснениями взрослого, дети постепенно получают элементарное представление о природе и быте людей. Ребенок и сам пытается объяснить то, что видит вокруг.Мыслят младшие дошкольники в наглядно-действенном плане, то есть действуя или наблюдая реальные предметы, явленияя. Дети уже могут обощать предметы по цвету, по форме ( это все красное, это круглое…). В раговоре могут пользоваться обобщающими словами: одежда, овощи, фрукты, посуда.

Воображение.

Дети уже могут фантазировать, что-то придумывать. Но как правило замыслы неустойчивы, могут разрушаться и терятся по ходу реализации, при встрече с трудностями, смене ситуации. Само возникновение замысла происходит стихийно, под влиянием ситуации, кратковременного эмоционального преживания. ( начал рисовать или лепить одно, а в итоге может получиться совершенно иной предмет).

Речь.

Словарный запас за год от 3до 4 лет увеличивается в среднем до 1500 слов. Индивидуальные различия могут колебаться от 600 до 2300 слов. Изменяется словарный состав речи: возрастает по сравниению с существительными количество глаголов, прилагательных и других частей речи. Длина предложений увеличивается, появляются сложные предложения. В речи детей имеется  еще одна особенность, занимаясь каким-либо делом, дети часто сопровождают свои действия малопонятной для окружающих негромкой речью - «приборматыванием». Эти «разговоры с собой» имеют огромное значение для развития детей. С их помощь ребенок удерживает в памяти, поставленные им перед собой цели, строит новые планы, обдумывает пути их достижения.

  Развитие ребенка в данный период очень интенсивное и важно помочь ребенку справится с происходящими изменениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание Возрастные особенности развития детей 5-6 лет

Каждый ребёнок развивается по-своему, у каждого свой собственный путь и темп развития. Но всё же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей, - это возрастные особенности.Будет учебная деят...

Родительское собрание "Возрастные особенности развития детей 3-4 лет"

Тема: «Возрастные особенности развития детей 3-4 лет ».(Родительское собрание во второй младшей группе.)Цель: обогащение родительских представлений о возрастных изменениях детей 3-4 л...

Родительское собрание «Возрастные особенности развития детей 3–5 лет». «Безопасность детей на дороге»

Родительское собрание «Возрастные особенности развития детей 3–5 лет». «Безопасность детей на дороге»1. Вступительное слово.2. Рассказ о возрастных особенностях разв...

Родительское собрание "Психологические особенности развития детей 3-4 лет"

Родительское собрание "Психологические особенности развития детей 3-4 лет"...

Родительское собрание "Психологические особенности развития детей 5-6 лет"

Родительское собрание "Психологические особенности развития детей 5-6 лет"...