«Физкультурно-оздоровительные технологии как средство здоровьесбережения дошкольников».
методическая разработка (старшая группа)
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые более высокие требования к человеку и его здоровью. Кризисные явления в обществе, неблагоприятная экологическая обстановка в свою очередь приводят к неизбежному снижению уровня здорового населения. Как известно, здоровье человека закладывается в дошкольном детстве.
Отсюда следует, что задачи сохранения и укрепления здоровья воспитанников являются приоритетными в ходе реализации всего образовательного процесса. Поэтому необходимо внедрять в образовательный процесс наиболее оптимальные здоровьесберегающие технологии. Возможности здоровьесберегающих технологий широки. Они позволяют не только сохранять и стимулировать здоровье воспитанников, но и в отдельных случаях помогают закрепить изучаемый материал. Их активное использование в ходе образовательного процесса, делает его более динамичным, разнообразным, интересным, способствует раскрытию творческих способностей детей.
Важно не просто внедрить здоровьесберегающие технологии в образовательный процесс, а при систематизированном использовании сделать их необходимой потребностью для детей. Выполнение различных здоровьесберегающих упражнений должно быть так же естественно для ребенка как соблюдение элементарных правил гигиены. Только тогда мы можем говорить о формировании привычки здорового образа жизни.
Ведущая роль в формировании этой привычки в ДОУ принадлежит педагогу. Для эффективного внедрения здоровьесберегающих технологий, необходима определенная система их использования. Здоровьесберегающий материал систематизированный в соответствии с тематическим планированием ДОУ будет способствовать целостности и эффективности образовательного процесса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Физкультурно-оздоровительные технологии как средство здоровьесбережения дошкольников».
Введение.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые более высокие требования к человеку и его здоровью. Кризисные явления в обществе, неблагоприятная экологическая обстановка в свою очередь приводят к неизбежному снижению уровня здорового населения. Как известно, здоровье человека закладывается в дошкольном детстве.
Отсюда следует, что задачи сохранения и укрепления здоровья воспитанников являются приоритетными в ходе реализации всего образовательного процесса. Поэтому необходимо внедрять в образовательный процесс наиболее оптимальные здоровьесберегающие технологии. Возможности здоровьесберегающих технологий широки. Они позволяют не только сохранять и стимулировать здоровье воспитанников, но и в отдельных случаях помогают закрепить изучаемый материал. Их активное использование в ходе образовательного процесса, делает его более динамичным, разнообразным, интересным, способствует раскрытию творческих способностей детей.
Важно не просто внедрить здоровьесберегающие технологии в образовательный процесс, а при систематизированном использовании сделать их необходимой потребностью для детей. Выполнение различных здоровьесберегающих упражнений должно быть так же естественно для ребенка как соблюдение элементарных правил гигиены. Только тогда мы можем говорить о формировании привычки здорового образа жизни.
Ведущая роль в формировании этой привычки в ДОУ принадлежит педагогу. Для эффективного внедрения здоровьесберегающих технологий, необходима определенная система их использования. Здоровьесберегающий материал систематизированный в соответствии с тематическим планированием ДОУ будет способствовать целостности и эффективности образовательного процесса.
Цель моей работы: обеспечение гармоничного физического развития детей, сохранение и укрепление их здоровья посредством оздоровительных технологий.
Задачи:
- развивать физические качества, обогащать двигательный опыт дошкольников;
- содействовать формированию здоровьеобогащения детей и валеологическому просвещению родителей;
- обеспечить предметно-развивающую среду с учетом здоровьесберегающей модели.
Для решения данных задач разработана здоровьесберегащая модель работы в детском саду, в которой выделены следующие компоненты: организация здоровьесберегающей среды, медико-педагогическая диагностика, профилактические мероприятия, занимательная двигательная деятельность, просвещение родителей.
Организация здоровьесберегающей среды. Известно, что ребенок не способен выполнять даже самые полезные упражнения с точки зрения «надо» и «полезно». Согласитесь со мной, если спортивный комплекс или нетрадиционное оборудование появится в группе, в физкультурном зале, на спортивной площадке, это станет самым оживленным и любимым местом для игр детей. Поэтому я стремлюсь разнообразить и обогатить предметно-развивающую среду детского сада. С этой целью мною изготовлено и применяется следующее нетрадиционное оборудование:
«Дорожка здоровья» с разными следами, ребристыми палочками, цветочками для профилактики плоскостопия;
«Сороконожка» - многофункциональное оборудование для упражнений в прыжках, с мячом, для развития моторики рук и равновесия, профилактики плоскостопия.
Профилактические мероприятия. Медико-педагогическая диагностика позволяет планировать физкультурно-оздоровительную работу с учетом состояния здоровья детей. Поэтому использую мероприятия профилактического характера, включающие в себя работу с детьми, имеющими разные профилактические группы здоровья (группа частоболеющих детей, с риском развития патологии центральной нервной системы). Работа с частоболеющими детьми предусматривает индивидуальный подход при проведении занятий физической культурой (а именно - уменьшается физическая нагрузка на ребенка, закаливающие процедуры проводятся в течение двух недель после болезни). Оздоровительную работу с детьми осуществляю также в рамках клуба «Красивая осанка». Классические оздоровительные техники провожу в игровой форме:
1. Гимнастика для глаз – форма работы по профилактике и коррекции нарушений зрения, переутомления зрительного аппарата.
Гимнастика для глаз - это один из приемов оздоровления детей, она относится к здоровьесберегающим технологиям.
Цель гимнастики для глаз: профилактика нарушений зрения дошкольников.
Задачи:
-предупреждение утомления,
-укрепление глазных мышц
- снятие напряжения.
- общее оздоровление зрительного аппарата.
Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма.
Условия: Для проведения не требует специальных условий.
Время: Выполняются 2-4 мин.
Правило: При выполнении упражнений голова неподвижна (если не указано иначе).
Детям с патологией зрения противопоказаны упражнения, связанные с длительным и резким наклоном головы.
Прием проведения – наглядный показ действий педагога, речевое сопровождение.
Общие рекомендации:
Если гимнастика для глаз используется педагогом в системе здоровьесбережения ежедневно, то рекомендуется на неделю планировать для разучивания и выполнения 1 комплекс в стихотворной форме.
При планировании рекомендуется учитывать принцип усложнения, отработав вначале простые движения глазами: вправо-влево, вверх-вниз, круговые движения, зажмуривания, моргание, выпячивание глаз, а затем используя их по ходу более сложного стихотворного текста в различных сочетаниях.
Виды гимнастик:
По использованию художественного слова гимнастики для глаз можно разделить на те, которые имеют стихотворное сопровождение и те, которые проводятся без него.
По использованию дополнительных атрибутов, можно выделить 4 вида:
- с предметами или работа с расположенными на стенах карточками.
По просьбе педагога дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают на стенах картинки, являющиеся ответом на загадку; находят картинки и т.д.
- без атрибутов
(никакие предметы и плакаты не используются);
- с использованием специальных полей
или причудливо перекрещенные линии разных цветов толщиной 1 см. Эти изображения помещаются выше уровня глаз в любом удобно месте (над доской, на боковой стене и даже на потолке). По просьбе педагога дети начинают «пробегать» глазами по заданной траектории. При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер. Можно на кончик указки прикрепить бабочку или персонажа по теме и отправиться в путешествие;
- с использованием ИКТ. Мультимедийную гимнастику для глаз легко изготовить самим, используя программу PowerPoint для создания презентаций, где любому объекту можно задать определенное движение (инструменты Анимации).
Интереснее всего проходят гимнастики для глаз, на которых используются предметы или задания в стихотворной форме, движения по определенным дорожкам, задания на поиск предметов и картинок в разных частях группы.
2. Пальчиковая гимнастика - это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры — это упражнения пальчиковой гимнастики. Какое действие оказывает пальчиковая гимнастика:
Тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребенка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг.
Гимнастика для пальцев рук делится на пассивную и активную.
Пассивная гимнастика (массаж кистей рук: поглаживание, пощипывание, потряхивание, растирание, вибрация) рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой гимнастики. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребенка.
Чтобы пальчиковая гимнастика для детей была максимально интересной, приятной и в то же время эффективной, нужно стараться строить игру поэтапно:
1. Для начала взрослый должен продемонстрировать игру ребёнку сам.
2. Потом можно показать движения, манипулируя пальцами и кистью ребёнка.
3. Попытаться совместно с ребёнком выполнить движения одновременно, по мере необходимости помогая малышу.
4. Затем можно попросить ребёнка выполнить движения самостоятельно, в то время пока взрослый проговаривает текст.
5. И завершающей стадией считается выполнение ребёнком всего упражнения полностью: он сам произносит стишок и показывает движения.
3. Арт-терапия.
Арт-терапия (от англ. art,искусство) — направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на искусстве итворчестве. В узком смысле слова, под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние пациента.
Существуют разные виды арт-терапии: сказкотерапия, фототерапия, ароматерапия, библиотерпия, изотерапия, музыкотерапия, песочная терапия и т. д. В данном пособии приведены примеры использования приемов тестопластики, пескотерапии и изотерапии.
Тестопластика.Лепка каких-либо изделий из соленого теста (200 гр. муки, 200 гр. соли, 125 мл. воды).
Учёными доказано, что развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. Работа с тестом – это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений.
Пескотерапия– это один из методов лечения искусством, который строится на теории Юнга о том, что «каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного».
Игры в песке развивают восприятие, мышление, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии;
Формируют у ребенка представления об окружающем мире; Развивают мелкую моторику, глазомер: Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение; Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу!)
Помогают познавать внешний и свой внутренний мир.
Рисование пальчиками и ладошками. Данный вид рисования хорошо развивает мелкую моторику, что влияет не только на умение малыша использовать свои ручки, но и способствует развитию речи. Как? Дело в том, что центр, отвечающий за движения расположен в коре головного мозга совсем рядом с речевым центром, и когда начинает работать первый, он заставляет трудиться и второй.
Рисование пальчиками – это хороший рефлекторный массаж. На ладонях находятся определенные точки, которые связаны со всеми органами тела. Массажируя эти точки, можно добиться улучшения состояния организма в целом.
Рисуя, ребенок учиться строить "причинно-следственная" связи, учится логически мыслить. Так, он замечает, что после того, как провести пальчиком по белому листу, на нем появляются интересные "загогулины", а если поставить кляксу и "развозюкать" ее ручкой, то получится очень забавное пятно. С помощью пальчиковых красок ребенок получает представление о том, что такое цвет, какие бывают цвета, а также о том, что смешивая две разные краски, можно получить совершенно новый цвет.
Пальчиковая живопись способствует раннему развитию творческих способностей. Не только потому, что малыш учится рисовать, а потому, что он учиться самовыражаться, передавать свои ощущения и впечатления.
Главное в системе моей работы – помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, каждый из них осознал свою индивидуальность, был готов вести здоровый образ жизни, ценил свое здоровье и здоровье окружающих.
Занимательная двигательная деятельность. Постепенно пришла к выводу, что использование нетрадиционных формы организации занятий физическими упражнениями заметно оживляют интерес детей к выполнению физических упражнений, способствуют накоплению и обогащению двигательного опыта. В отличие от занятий, проводимых по традиционной форме, в сюжетном занятии все средства физического воспитания подчинены определенному сюжету. Например, при проведении сюжетного занятия «Кошка с котятами» дети проживают день по-кошачьи, прячут клубочки, пролезают под ветками, ловят бабочку, играют с мамой-кошкой и поют ей песенку. В процессе занимательной двигательной деятельности «Задание лесовичка Кузи» дети получают письмо, в котором Кузя предлагает детям выполнить задания с помощью карт-схем. Дети с удовольствием выполняют разные задания: тянутся к солнышку, греют ножки, перешагивают через поваленные деревья. В подарок Кузя дарит волшебную «Сороконожку» и учит дошколят играть с ней.
Сюжетная форма организации занятий с использованием нетрадиционного оборудования способствует формированию интереса у детей к двигательной активности, доставляет им радость и удовольствие. Систематически проводимые оздоровительные и корригирующие упражнения способствуют укреплению организма, предупреждают отклонения в физическом развитии, развивают умение заботиться о своем здоровье. Они интересны детям и дают высокий педагогический эффект.
В процессе работы я пришла к выводу, что детям важно, прежде всего, накапливать впечатления, личный опыт, а также импровизировать, проявлять творческие способности. Поэтому я стараюсь направлять все усилия на поддержание в ребенке веры в свои силы, на то, чтобы он не терялся, выполняя сложное упражнение, чтобы у него не развивались комплексы.
Всему этому помогает интеграция образовательных областей. К примеру, использование здоровьесберегающих технологий, воздушное закаливание, игровая дыхательная гимнастика, самомассаж предусматривают интеграцию образовательной области «Физическая культура» и «Здоровье». Интеграция с образовательной областью «Безопасность» решается посредством формирования навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при пользовании спортивным инвентарем. Активизация мышления детей, усвоение нового материала, закрепление знаний об окружающем мире через подвижные игры и упражнения предусматривает интеграцию с областью «Познание».
С целью развития воображения для освоения двигательных эталонов в творческой форме используются художественные произведения, музыкально-ритмическая деятельность, что предполагает интеграцию области «Физическая культура» с образовательными областями «Чтение художественной литературы» и «Музыка». Интеграция с областью «Социализация» происходит через взаимодействие и помощь друг другу во время эстафет, оценивании результатов игр и соревнований, где формируются первичные представления о себе, собственных возможностях. В процессе занимательной двигательной активности происходит развитие свободного общения со взрослыми и детьми через проговаривание действий и называние упражнений, поощрение речевой активности, что свидетельствует об интеграции с образовательной областью «Коммуникация». При овладении детьми навыками по уходу за физкультурным инвентарем решается задача накопления двигательного опыта в рамках области «Труд».
В процессе занимательной двигательной деятельности на воздухе мы играем с детьми в подвижные игры. Это усиливает оздоровительный эффект физических упражнений, повышает двигательную активность, дает возможность использовать движения, выполнение которых в помещении затруднено или невозможно. Постоянно меняющиеся метеорологические условия (температура, влажность, ветер) в сочетании с физическими упражнениями оказывают комплексное закаливающее влияние на организм дошкольников. Высокая двигательная активность детей на воздухе усиливает работу сердца и легких, обеспечивает повышенную доставку кислорода к органам, стимулирует и совершенствует деятельность центральной нервной системы.
На этапе завершения и совершенствования усвоенных знаний, двигательных навыков и умений для подведения итогов я использую беседы по вопросам: «Как называется это упражнение?», «С какой целью мы выполняем упражнение «Часики»?, «Какие упражнения для глаз вы знаете?». Чувство удовлетворения от движений, эмоциональный заряд от своих достижений дети получают во время спортивных досугов и дней здоровья, которые являются эффективным средством формирования потребности к физической культуре и оздоровления детского организма.
Просвещение педагогов и родителей. Кстати говоря, активный отдых детей будет более интересным и запоминающимся, когда каждый ребенок чувствует рядом с собой заботливое плечо родителя. В рамках просветительной работы с родителями, так как семья является исходным пунктом формирования ценностных ориентаций, здорового образа жизни личности ребенка. Наиважнейшим пунктом работы я считаею консультирование родителей, так как именно они являются важнейшим примером подражания для ребенка. Но темпы жизни современных родителей зачастую не оставляют им времени и возможности развиваться и получать новую информацию в данном направлении. Поэтому на данном этапе нашей задачей является активное консультирование родителей в вопросах ЗОЖ.
- Принцип «Активного слушателя» – это умения педагогов «возвращать» в беседе родителям то, что они вам поведали, при этом обозначив их чувства.
- Принцип согласованности действий. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы педагогами и родителями между собой.
- Принцип самовоспитания и самообучения. Ребенок чувствует как никто другой обман со стороны взрослого. Потерять доверие со стороны ребенка очень легко, завоевать трудно и почти невозможно, если его постоянно обманывают. Педагоги и родители должны признать свои вредные привычки и постараться от них избавиться.
- Принцип ненавязчивости. Благодаря этому принципу педагоги и родители могут себя чувствовать партнерами в воспитании у дошкольников здорового образа жизни.
- Принцип жизненного опыта. Не бойтесь поделиться своим опытом и выслушать опыт родителей, возможно в совместных действиях он вам пригодится.
- Принцип безусловного принятия. Вместе с родителями обсудите эту тему. Безусловно, принимать ребенка — значит любить его не за что, что он красивый, умный, способный, отличник и т.д., а просто так, за то, что он есть!
Именно совместная работа педагога и семьи дает возможность формирования у ребенка умения вести здоровый образ жизни, по сохранению и укреплению здоровья дошкольников оформляю информационный стенд, памятки и буклеты, консультации по разным вопросам. Наиболее интересными родители считают такую информацию как, «Игры для здоровья», «Закаливание дома и в саду», «Плоскостопие – дело поправимое».
Фундамент здоровья закладывается с детства. И первые впечатления всегда сильнее, всегда оставляют неизгладимый след в нашей памяти. Поэтому есть основание надеяться, что использование физкультурно-оздоровительных технологий уже в дошкольном возрасте способствует продлению у детей интереса к физической культуре и здоровью на протяжении всей жизни.
Таким образом, можно констатировать, что применение в работе физкультурно-оздоровительных технологий способствует оздоровлению дошкольников. Проводимая работа позволяет обогатить уровень знаний педагогов и родителей о физическом развитии и оздоровлении дошкольника.
Я считаю, что разработанная в детском саду здоровьюсберегающая модель позволяет качественно решать цель обеспечения гармоничного физического развития детей, сохранения и укрепления их здоровья посредством оздоровительных технологий.
Заместитель директора по ДО В.Д. Бок__________________
Методист ДО О.Ю. Глебова__________________
Ознакомлена воспитатель В.В. Мухина__________________
Тема недели «Фрукты. Сад.»
Релаксация
Пальчиковая гимнастика
Гимнастика для глаз «Отгадай загадку, найди картинку-отгадку»
В разных частях групповой комнаты (выше уровня глаз детей) развешены картинки с изображениями фруктов. Дети слушают загадку, но не называют отгадку вслух, а показывают глазами на картинку-отгадку.
Релаксация «Апельсин (или лимон)»
Ход: Дети лежат на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите детей представить, что к их правой руке подкатили апельсин, пусть они возьмут апельсин в руку и начнут выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 сек.). «Разожмите кулачок, откатите апельсин (некоторые дети представляют, что они выжали сок), ручка теплая... мягкая…отдыхает…). Затем апельсин подкатили к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнение 2 раза (при этом поменять фрукты).
Левую ладошку держат
«ковшиком» пальцем правой
Будем мы варить компот,
Загибают пальчики по одному,
начиная с большого
Фруктов нужно много вот:
Будем яблоки крошить,
Грушу будим, мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Опять варят и мешают
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.
руки мешают.
Физминутка
Прекрасен наш осенний сад. (Идут по кругу.)
В нём слива есть и виноград.
На ветках, как игрушки, (Поднимают руки вверх.)
И яблоки, и груши.
А к ночи веет холодок
(Машут руками.)И желтый лист шуршит у ног. (Идут, шаркая)
Консультации для родителей
«Витамины в овощах и фруктах»
Приемы арт-терапии
Садовник
Мы вчера в саду гуляли, Дети идут по кругу, взявшись за руки.Мы смородину сажали. Изображают, как копают яму и сажа ют в нее куст.
Яблони белили мы Движение правой рукой вверх-вниз.Известью, белилами.
Починили мы забор, Имитируют удары молотком.Завели мы разговор: Стоят лицом в круг. В центр выходит
— Ты скажи, один ребенок. Ведут диалог.
Садовник наш,Что ты нам
В награду дашь?— Дам в награду На каждое название фруктов загибают
Слив лиловых, по одному пальцу на обеих руках, Груш медовых, с больших.
Самых крупныхСпелых яблок,Вишен
Целый килограмм.Вот что вам
В награду дам!
Тестопластика
Лепка из соленрго теста любимого фрукта (тесто окрашено)
Тема недели «Овощи».
Гимнастика для глаз
Релаксация
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять.Будем овощи искать. Круговые движения глазами.
Что растет на нашей грядке ? Посмотреть вниз
Огурцы, горошек сладкий,Влево - вправо
Там редиска, там салат.Наша грядка просто клад.Поморгать глазами.
Музыкальная релаксация
Вивальди «Времена года:осень»
Овощи
У девчушки Зиночки овощи в корзиночке
(Дети делают ладошки «корзинкой».)
Вот пузатый кабачок
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец.
(Сгибают пальчики, начиная с большого.)
Наша Зина – молодец!
(Показывают большой палец.)
Физминутка
«Урожай».
В огород пойдём, урожай соберём Ходьба на месте.
мы морковку натаскаем, Взмах руками из стороны в сторону.
Мы картошку накопаем. Наклоны вперед.
Щавеля нарвём немножко
И вернёмся по дорожке Ходьба на месте.
Технологии обучения ЗОЖ
Консультации для родителей
«Витамины в овощах и фруктах»
Приемы арт-терапии
Естественные источники ароматов овощей.
Мы сегодня шли, шли, в огород зашли (шагаем на месте) Там пузатый кабачок отлежал себе бочок (чок,чок,чок) (руки на поясе, наклоны в стороны) А красавица-морковь, почему-то хмурит бровь (овь,овь,овь) (хмурим брови) К нам идѐт сюда арбуз, он надулся как картуз (уз,уз,уз) (шаг на месте, щѐки надуты) Все они мои друзья – овощей одна семья! (взяться за руки)
Тестопластика.
Из соленого теста слепить любимый овощ. После высыхания раскрасить.
Тема недели «Грибы».
Гимнастика для глаз
Релаксация
Пальчиковая гимнастика
"Ёжик”
Ходил ёжик по полянке
(Ходьба на месте)
Он искал грибы опятки.
(Повороты головы вправо и влево)
Глазки щурил и моргал,
(Сильно прищуриться и широко открыть глаза)
Но грибов не увидал.
(Развести руки в стороны)
Вверх смотрел он,
(Поднять голову, посмотреть вверх)
Вниз глядел,
(Опустить голову, посмотреть вниз)
Сам тихонечко пыхтел.
(Произнести "пых”, "пых”, "пых”)
Смотрел влево,
(Голова неподвижна, посмотреть влево)
Смотрел вправо,
(Голова неподвижна, посмотреть вправо)
Вдруг увидел гриб на славу!
Релаксация «Постоим у берёзки».
Лесовичок приглашает детей к берёзе.
Лесовичок. Это удивительное дерево. Вам не приходилось задумываться, почему так легко дышится в берёзовой роще. Ученые установили, что от берёзовых листьев выделяется много летучих веществ (фитонцидов), которые губительно действуют на бактерии.
- Подышите глубоко.
- Посмотрите ласково на это целебное дерево.
- Рассмотрите и потрогайте листочки. На что они похожи?
- Кто знает стихи о берёзе, расскажите.
- Обнимите ствол берёзы, прижмитесь к ней, закройте глаза и помечтайте. Пусть целебная сила берёзоньки даст вам много энергии, щедрости, доброты, ощущения радости жизни.
Дети собирают разнообразный материал для поделок в группе, рассматривают его, обсуждают, что на что похоже, что можно сделать из собранного природного материала.
«Грибы»
Раз,два,три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.
Мы идем грибы искать.
Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику,
Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца.
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
Физминутка
«За грибами»
Все зверушки на опушке Идут по кругу, взявшись за руки.
Ищут грузди и волнушки.
Белочк скакали, Скачут вприсядку,Рыжики срывали.Срывают «грибы».
Лисичка бежала, Бегут, собирают «грибы».Лисички собирала.Скакали зайчатки,
Скачут, срывают «грибы»
Искали опятки.Медведь проходил, Идут вразвалку,
Мухомор раздавил. топают правой ногой.
Консультации для родителей
«Грибы»
Приемы арт-терапия
ЗА ГРИБАМИ
Вырос у дорожки
Гриб на тонкой ножке.
Рома мимо шел,
Грибок не нашел,
Миша мимо шел,
Грибок не нашел,
Пробежал Антошка,
Гриб — в его лукошке.
Аня мимо шла,
Грибок не нашла.
Зато у Ани
Малина в стакане.
А у Мишки
В кармане шишки.
Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. Чередовать с движениями кулачков перед собой.
Пескотерапия
Найти в ящике с песком маленькие фигурки грибов.
Тема недели «Ягоды».
Гимнастика для глаз
Релаксация
Пальчиковая гимнастика
По ягоды.
Справа зреет земляника,
Слева - сладкая черника,
Справа - красная брусника,
Слева спеет ежевика.
Ягоды все соберем,
Отдохнем и потом домой пойдем. Движения глазами влево-вправо.
Сомкнуть веки обоих глаз на 3-5 се¬кунд,
повторить 6-8 раз.
«На полянке»
Представьте себе лесную полянку, на которой растет мягкая травка-муравка. Вы лежите на ней, как на перине. Вокруг все спокойно и тихо, вы дышите ровно и легко. Над вами склоняется полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков, Вы чувствуете, как нежные лучики солнца гладят ваш лоб, щечки, дотрагиваются до рук, гладят все ваше тело... (пауза - поглаживание детей). Лучики гладят... (имя), ласкают... (и так каждого ребенка). Вам хорошо, приятно... А теперь потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы чудесно отдохнули.
«За ягодами»
Раз, два, три, четыре, пять,
В лес идем мы погулять.
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.
Пальчики обеих рук здороваются,
начиная с большого.
Оби руки идут по столу.
Загибают пальчики, начиная с
большего.
Физминутка
Один, два, три, четыре, пять Земляника, голубика.
Один, два, три, четыре, пять — топаем ногами, Чтобы ягоду сорвать,
Один, два, три, четыре, пять — хлопаем руками, Надо глубже приседать.
Один, два, три, четыре, пять — занимаемся опять. (Приседания.)
А в лесу растёт черника Нагулялся я в лесу
А в лесу растёт черника, Корзинку с ягодой несу.
(Ходьба на месте.)
Консультации для родителей
«Ядовитые ягоды»
Приемы арт-терапии
Пихтовое масло или любые ягодные эфирные масла.
НА ТРОПИНКЕ
Вприпрыжку бегут по тропинке
Маринка, Каринка, Иринка.
В руках у подружек корзинки,
В корзинках — немного малинки.
И будет у них к воскресенью
Малиновое варенье.
Пусть гости приходят
И пьют с наслажденьем
С вареньем малиновый чай.
Имитировать бег по дорожке, движения рук дирижера.
Изотерапия
Пальчиковое рисование.
Сдерать пальчиками отпечатки разных цветов и размеров
Тема недели «Деревья».
Гимнастика для глаз
Релаксация
Пальчиковая гимнастика
Жёлтый - красный
Красный – жёлтый прослеживание глазами задвижением листочка
Разный красный. вверх – вниз, вправо – влево 6-8 раз.
Жёлтый разный.
Это ветер листья носит. движение глазами по кругу в одну и другую стороны 4-6раз.
Звонкий ветер.
Это осень…
- поморгать и закрыть глаза.
«Дерево»
Стоя или сидя за столом, ноги поставьте вместе, стопы должны быть прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделайте спокойный вдох и выдох, успокойте дыхание и плавно поднимите руки вверх. Держите их на уровне ушей, ладонями друг к другу, пальцы вместе. Потянитесь всем телом. Внимание сосредоточьте на позвоночнике. Дыхание произвольное, спокойное. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное дерево. Оно корнями глубоко вросло в землю. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Ваш организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. Держите позу 15-20 секунд. Затем плавно опустите руки и расслабьтесь, сделав два-три спокойных вдоха и выдоха, удлиняя выдох.выдох.
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, - загибаем пальчики, начиная с большого
Будем листья собирать. - сжимаем и разжимаем кулачки
Листья березы, - загибаем пальчики, начиная с большого
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем – пальчики «шагают» по столу.
Физминутка
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. -заканчивается
Консультации для родителей
«Деревья и кустарники»
Приемы арт-терапии
«В гости к лесовичку».
Дети идут по кругу под музыку осени.
В гости в лес мы идем,
Громко песенку поем:
-Тра-ля-ля
(Маршируют)
В гости в лес мы идем,
Тихо песенку поем:
-Тра-ля-ля
(Идут на носочках).
Изотерапия .
Предложить детям рассмотреть осенние листочки собранные с земли и помочь им вновь стать яркими и красивыми.
Сделать коллективную работу с использованием изотехники «Штампинг».
Тема недели «Осень».
Гимнастика для глаз
Релаксация
Пальчиковая гимнастика
Осень.
Осень! Осыпается весь наш бедный сад. Дети выполняют движения глазами
вверх-вниз.
Листья пожелтелые по ветру летят. Круговые движения глазами влево и вправо.
Лишь вдали красуются там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин
Посмотреть вдаль. Закрыть глазки.
«ДОЖДЬ В ЛЕСУ»
Дети становятся в круг, друг за другом они превращаются в деревья в лесу. Взрослый читает текст, дети выполняют действия. « В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (дети поднимаются на носки высоко, поднимают руки, перебирая пальцами). Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые дождевые капли (дети кончиками пальцев касаются спины впереди сидящего товарища). Дождик стучит все сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильного удара дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам товарища). Но вот появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.
«Осень»
Ветер северный подул, - подуть на пальцы
все листочки с липы сдул с-с-с – смахивать руками, будто сдувает листочки
Полетели, закружились и на землю опустились. - ладони зигзагами плавно опустить на стол
Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – постучать пальцами по столу
кап-кап-кап – постучать пальцами по столу
Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил, - постучать кулачками по столу
снег потом припорошил, - плавные движения вперед-назад кистями
Одеялом их накрыл. - ладони прижать крепко к столу
Физминутка
Почему повсюду лужи?
Почему повсюду лужи? (Дети разводят руки в стороны и помахивают плечами.)
Мама зонтик свой берет. (Имитируют движение.)
Почему же? Почему же? (Движения, как в 1-ой строке.)
Потому что... (Хором: «Дождь идет/».)
Консультации для родителей
«Как одеть ребенка осенью».
Приемы арт-терапии
Звучит «Марш». Ходьба, маршировка.
- Ходьба, руки на поясе.
По двору мы все идем
Листья сыпятся дождем
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
- Ходьбы на пяточках, руки на поясе.
Высоко от земли пролетают журавли,
Все летят, должно быть это
Пролетает наше лето.
- Ходьба на носочках, с поднятыми руками.
На носочках тихо, тихо
Мы по листикам идем.
Руки выше поднимаем
Мы до небы достаем.
- Бег по кругу.
Мы по лесу побежали
И к полянке подбежали.
- Построение в круг.
Встали дружно мы в кружок
Дай мне руку, мой дружо
Пескотерапия
Коллективная картина на песке «Осень» (вожденим пальчиков изобразить тучи, капли дождя, деревья, листья )
Тема недели «Птицы».
Гимнастика для глаз
Релаксация
Пальчиковая гимнастика
«Воробей».
За окошком воробей
Прыгает по веткам,
Хочет что – то рассказать
Нашим малым деткам.
Мы поищем глазками
Шустрого воробушка.
Глазки смотрят, ищут птичку.
Где же птичка невеличка?
(Взгляд вдаль).
“ПТИЧКИ”.
Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его поры-вом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.
Птички
Каждый пальчик - это птичка.
(Показать разжатую ладонь).
Вот сорока , (загибать все пальцы по очереди, начиная с большого)
Вот синичка, дятел, филин, воробей.
Покажи их всех скорей!
(Показать разжатую ладонь.)
Физминутка
(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.)
— Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.)
— Топай правою ногою,
Топай левою ногою,
Снова — правою ногою,
Снова — левою ногою.
После — правою ногою,
После — левою ногою.
И тогда придешь домой.
Консультации для родителей
«Перелетные птицы».
Приемы арт-терапии
«Отлет птиц»
- Гуси, утки!
- Кря – кря – кря – летим в тёплые края! (дети поднимают и опускают локти)
Будем крыльями махать,
Будем крылья разминать (дети делают лёгкие движения руками) .
Правым крылом взмахнём, левым взмахнём потом
(дети поднимают и опускают правую затем левую руку)
Поворот направо: (дети поворачиваются)
- До свиданья, зайка! (кланяются)
Поворот налево:
- До свиданья, белка!
Летим вперёд за вожаком (дети бегут на носочках по кругу)
И покружимся кругом (кружатся) .
До свиданья, милый дом! (машут руками бегут по кругу)
Вперёд полетели, а как устали - сели(приседают) .
Рисование отпечатком ладоней.
Оставив на голубом фоне отпечаток ладоней, попытаться рассмотреть в нем силуэт летящей птицы. После высыхания оформить силуэт фломастером.
Тема недели «Хлеб».
Гимнастика для глаз
Релаксация
Пальчиковая гимнастика
В булочной
В булочную мы пришли
Много вкусного нашли
Булочки румяные
Посмотри направо
(смотрим направо)
А налево посмотри
Пироги с приправой.
(смотрим налево)
Кругленькие калачи
Свежие, прям из печи
(водим глазами по кругу)
На пшеничном поле.
(Играет спокойная музыка)
Закройте глаза. Представьте себе, что перед вами колосится большое пшеничное поле, вы идете по этому полю. Вдыхаете аромат пшеницы, трогаете колосья руками, они большие, тяжелые, полные зерна. Вы вдыхаете аромат пшеницы. Свежий ветерок треплет вам волосы. Пшеница колышется от ветра как огромное желтое море. Вас наполняет радость, доброта, покой. Откройте глаза, мы с вами возвращаемся обратно.
Пирожки
Пирожки мы испечем
Тесто солим
(имитируем движения)
Тесто мнем
(имитируем движения)
Порубили
(пальцы вместе, рубим)
Раскатали
(катаем ладони друг о друга)
Раз, два, три, четыре, пять
(хлопаем ладонями, имитируя лепку пирожков)
Мы их будем выпекать
Физминутка
«Растим хлеб»
(Дети идут по кругу, проговаривая слова, делая движения) В землю тёплую уйдите
А мы пашенку пахали К солнцу колосом взойдите.
Глубокие борозды махали А мы жнецы молодые,
Борозды глубокие, полосы широкие. У нас серпы золотые.
Сеем, сеем посеваем Мы жито жали, на межу клали
Зерно в пашенку бросаем В поле стогами, на стол пирогами
. (Дети садятся на стульчики)
Консультации для родителей
«Польза злаков»
Приемы арт-терапии
«Зернышки»
(дробным шагом идут дети, по кругу проговаривая слова)
Мы весной на поле нашем
Тракторами дружно пашем
Зерном поле засевай
Чтобы вырос каравай (остановились повернулись в круг)
Вот такой вышины (поднимают руки вверх)
Вот такой ширины (разводят руки в стороны выравнивая круг).
Педагог - Влево вправо повернитесь в зернышки все превратитесь.
(дети разбегаются по залу и приседают, сложив ладошки пальчиками вверх)
Тестопластика
Предложить детям слепить из теста булочки и украсить их бусинками.
(возможно вместо теста использовать массу для лепки)
Тема недели «Одежда.Обувь»
Гимнастика для глаз
Релаксация
Пальчиковая гимнастика
«Маша-растеряша»
Это что за растеряша?
Где твои носочки Маша!
Глазки пусть нам их найдут
Вправо, влево, нету тут!
Вверх и вниз мы посмотрели
Но найти их не сумели.
Маша глазки закрывай
И скорее вспоминай
Посмотри теперь кругом
И носочки мы найдем
«Теплый свитер»
Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замерзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам — греетесь. Мама накинула на вас теплый свитер и вы согрелись, сняли свитер. Но вот снова подул холодный ветер (повторить 2—3 раза).
«Обувь»
Обуваем ножки бегать по дорожке. (Двумя пальцами «шагают» по столу.)
Повторяй за мной слова: (Сжимают и разжимают пальцы.)Ножка – раз, ножка – два! (Ставят два пальца на стол и поднимают по одному.)
В магазине покупают (Сжимают и разжимают пальцы.)
И на ножки надевают
Папа, мама, брат и я – (Загибают пальцы на руках.)
Любит обувь вся семья. («Шагают» пальцами по столу.)
Физминутка
«Маша-растеряша»
Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.
Ищет вещи Маша, (поворот в одну сторону)
Маша-растеряша. (поворот в другую сторону, в исходное положение)
И на стуле нет, (руки вперед, в стороны)
И под стулом нет, (присесть, развести руки в стороны)
На кровати нет,(руки опустили),(наклоны головы влево - вправо, «погрозить» указательным пальцем)
Маша-растеряша!
Консультации для родителей
«Как одеть ребенка осенью».
Приемы арт-терапии
(звучит маршевая музыка)
Как у наших у ворот
Чудо-дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудес-но-е!
Не листочки на нём,
(качают головой)
Не цветочки на нём,
(качают головой)
А чулки да башмаки,
(ставят поочередно ноги на пятки)
Словно яб-ло-ки!
Мама по саду пойдёт,
Мама с дерева сорвёт
(тянутся вверх)
Туфельки, сапожки,
Новые калошки.
(топают ногами в ритм)
Рисование ладонью.
Предложить детям оставить на листе бумаги отпечаток ладони краской. После высыхания оформить его как перчатку, нарисовав рисунки фломастером.
Тема недели «Посуда»
Гимнастика для глаз
Релаксация
Пальчиковая гимнастика
Посуда
Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
(глазами вверх-вниз)
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.
(глазами вправо-влево)
Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы.
(зажмурить глаза)
Испугалася коза,
Растопырила глаза:
(широко открыть глаза)
«Что такое? Почему?
Ничего я не пойму».
(круговые движения глазами).
Мамина чашка
(играет спокойная музыка)
Представьте себе, что вы держите в руках мамину любимую чашку. Рассматриваете её, она очень красивая. Но вот вдруг вы чувствуете, что роняете её. Но вот, вы поймали её, крепко, крепко сжали её в руках. Вы держите её в руках крепко, чтобы донести до мамы и не уронить. Но вот вы добрались до мамы и передали ей чашку в руки. Сделайте глубокий вдох и выдох.
Раз, два, три, четыре, Ритмичные удары кулачками и в ладоши попеременно.
Мы посуду перемыли: Одна ладонь скользит по другой
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку. Загибаем пальчики по одному на каждое название посуды.
Мы посуду перемыли, Одна ладонь скользит по другой.
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился, Снова загибаем пальчики.
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Так мы маме помогали. Ритмичные удары кулачками и в ладоши переменн
Физминутка
Вот большой стеклянный чайник, Дети «надувают» живот, Одна рука на поясе, другая изогнута, как носик.
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки, Приседают, одна рука на поясе.
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, Кружатся, рисуя руками круг.
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки, Потягиваются, руки вверх, сомкнуть над головой.
Вот пластмассовый поднос – делают большой круг.
Он посуду нам принес.
Консультации для родителей
«Вредна ли пластиковая посуда?».
Приемы арт-терапии
(Играет маршевая музыка)
a фарфоровые блюдца –
Дзынь-ля-ля!
Дзынь-ля-ля!
(хлопают в ладоши)
Вдоль по улице несутся –
(маршируют)
Дзынь-ля-ля!
Дзынь-ля-ля!
(хлопают в ладоши)
На стаканы – дзынь!
(один хлопок)
Натыкаются,
И стаканы – дзынь!
(один хлопок)
Разбиваются.
(трясут кистями рук)
Тестопластика.
Изготовление тарелок или чашек из соленого теста, с последующей работой над росписью.
Тема недели «Домашние животные».
Гимнастика для глаз
Релаксация
Пальчиковая гимнастика
«Мой щенок»
Я щенка нарисовал, милого, смешного. (большой круг)
В целом мире не найти друга мне такого! (малый круг)
Он протягивает лапу (по траектории восьмерка).
И глядит лукаво.
Убежать бы из рисунка – солнце светит справа (смотрим глазами вправо).
Слева луг цветет веселый (посмотрим глазами налево)
Убегает вдаль река (посмотрим вниз).
На другом большом рисунке
Конь взлетает к облакам (поднимем глаза вверх).
“Спящий котёнок”
Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2 – 3 раза).
«Животный мир»
Довольна корова своими телятами,
Овечка довольна своими ягнятами,
Кошка довольна своими котятами,
Кем же довольная свинья? Поросятами!
Довольна коза своими козлятами,
А я довольна своими ребятами!
(Показывают поочередно пальцы сначала одной,
затем другой руки, начиная с больших ).
Физминутка
«Лошадка»
Цок, цок, цок, цок!
Я лошадка-серый бок!
(поочередное топанье одной ногой, затем другой)
Я копытцем постучу, (ходьба на месте) .
Если хочешь-прокачу!
(легкий бег на месте) .
Посмотри, как я красива,
Хороши и хвост и грива.
(руки на поясе, наклон туловища влево-вправо) .
Цок, цок, цок, цок.
Я лошадка-серый бок.
(прогуливаемся на месте)
Консультации для родителей
«Взаимодействие детей и животных
Приемы арт-терапии
Лошадка
Я люблю свою лошадку, Поглаживание ладонью по голове воображав -
Причешу ей шерстку гладко. мой лошадки, потом по спинке, по хвостику.
Гребешком приглажу хвостик Бег по кругу, высоко поднимая колени.
И верхом поеду в гости.
Пескотерапия.
Сказка на песке
Группой детей не более 5-ти человек предложить детям разыграть сюжет знакомой сказки о домашних животных (например «Плутишка кот», выбор сказки зависит от наличия имеющихся фигурок для игры в песочнице).
КАРТОТЕКА
МАССАЖА БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ЗОН
ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Массаж БАЗ (биологически активных зон) широко применяется в практике для повышения сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям, а также в целях закаливания и оздоровления детей. Актуально использование массажа БАЗ для снятия мышечного напряжения, для создания ощущения радости и хорошего настроения у детей.
Проведение массажа БАЗ в сопровождении рифмованного текста позволяет воспитателю решать конкретные логопедические задачи, что повышает эффективность коррекционной работы.
- Массаж лица «Ёжик»
Жа-жа-жа,
Мы нашли в лесу ежа.
Слегка касаясь пальцами, провести по лбу – 7 раз.
Жу-жу-жу,
Подошли мы к ежу.
Слегка касаясь пальцами, провести по щекам – 7 раз.
Ужа-ужа-ужа,
Впереди большая лужа.
Приставить ладони ко лбу, как бы сделав козырёк, и растереть лоб движениями в стороны – вместе.
Жок-жок-жок,
Надень, ёжик, сапожок.
Кулачками массировать крылья носа.
- Самомассаж «Раскрасим петушка»
Раз и два! Раз и два!
Начинается игра!
Потирать ладони друг о друга.
Крась и крылья и живот,
Крась и грудочку и хвост,
Крась и спинку, крась и ножки,
Гребешок покрась немножко.
Поглаживать ладонями руки, живот, грудь, поясницу, ноги, голову.
Вот какой стал петушок,
Ярко-красный гребешок!
Поставить руки на пояс, горделиво выпрямиться
и сделать несколько полуоборотов вправо-влево, влево-вправо.
- Массаж стоп «Баю-баю-баиньки»
Баю-баю-баиньки,
Купим сыну валенки.
Потирать стопы.
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке.
Разминать пальцы стоп.
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носить.
Поглаживать стопы.
- Массаж биологически активных зон «Тили-тили-тили-бом!»
(для профилактики простудных заболеваний )
Тили-тили-тили-бом!
Сбил сосну Зайчишка лбом!
Приставить ладони козырьком ко лбу,
энергично разводить их в стороны и сводить вместе.
Жалко мне Зайчишку,
Носит Зайка шишку.
Кулачками проводить по крыльям носа от переносицы к щекам.
Поскорее сбегай в лес,
Сделай Заиньке компресс.
Раздвинуть указательный и средний пальцы. Остальные пальцы
сжать в кулак, массировать точки, находящиеся перед ухом и за ухом.
- Упражнение «Разминаем пальчики»
в соединении с мимической гимнастикой
Разминаем пальчики, раз-два-три!
Разминаем пальчики – ну-ка, посмотри!
Сжимать и разжимать пальцы.
Вот бежит Лисичка, раз-два-три!
Хитрая сестричка, ну-ка, посмотри!
Лепим, лепим личико, раз-два-три!
Что же получилось? Ну-ка, посмотри!
Делать плавные движения руками, поочередно выдвигая вперед руки.
Легко «пробежаться» пальчиками по лицу.
Хитрая Лисичка – вот она!
Рыжая сестричка хороша!
Придать лицу выражение хитрости.
Вот Лисичка злая, ой-ой-ой!
От нее скорее убегу домой.
Оскалить зубы, раздувая ноздри, напрячь пальцы, как когти.
У Лисички нашей грустный вид,
Сидит одна Лисичка и грустит.
Изобразить грусть – опустить голову и уголки рта вниз.
Улыбнись, Лисичка, погляди на нас,
Тебя мы не оставим ни на час!
Улыбнуться.
- Массаж кистей рук «Мышка»
Мышка маленькая в норке
Тихо грызла хлеба корку. Поскрести ногтями по коленям.
«Хрум, хрум!» –
Что за шум? Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их.
Это мышка в норке
Хлебные ест корки. Потереть ладони друг о друга.
- Массаж тела «Лягушата»
Лягушата встали, потянулись,
И друг другу улыбнулись.
Выгибают спинки,
Спинки-тростинки.
Ножками затопали,
Ручками захлопали.
Постучим ладошкой
По ручкам мы немножко.
А потом, потом, потом,
Грудку мы чуть-чуть побьем.
Хлоп-хлоп тут и там,
И немного по бокам.
Хлопают ладошки
Нас уже по ножкам.
Погладили ладошки,
И ручки, и ножки.
Лягушата скажут: «Ква! Прыгать весело, друзья!»
Выполнять движения, соответствующие тексту.
- Массаж пальцев «Дружба»
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики. Растирание ладоней.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики. Разминание пальцев.
Один, два, три, четыре, пять.
Пять, четыре, три, два, один.
Массирование пальцев сначала на левой руке, потом – на правой руке
Литература
1. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка. М., 1983.
2. Антонов Ю. Е., Кузнецова М. Н. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология 21 века. М., АРКТИ, 2001.
3. Богина Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. М. : Мозаика-Синтез, 2005.
4. Береснева З. И. Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ. М. : творческий центр СФЕРА, 2005.
5. Данилина Т. А. Взаимодействие ДОУ с социумом. М. :АРКТИ, 2004.
6. Дошкольное воспитание №9, 1997, Кузнецова М. Н. Нетрадиционные методы в воспитании и оздоровлении. Старший дошкольный возраст.
7. Моргунова О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. В., 2007.
8. Солодянкина О. В. Сотрудничество ДОУ с семьей, М., 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физкультурно – оздоровительные здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе
Основа нашей работы - это нетрадиционные подходы в оздоровлении, обучении, воспитании детей средствами физической культуры...
Консультация для педагогов ДОУ "Использоваэние музыкального компонента как средства здоровьесбережения дошкольников"
Забота о детях, их благополучии, счастье и здоровье всегда была и будет главной задачей, конечно же, семьи. Прочное место в режиме дня семьи должна занять физическая культура. Здоровье малыша, развити...
Статья на тему \'\'Современные физкультурно-оздоровительные технологии как средство здоровьесбережения в ДОУ\'\'
Подружившись с физкультурой,Гордо смотрим мы вперед!Мы не лечимся микстурой-Мы здоровы целый год!...
Су-Джок терапия как средство здоровьесбережения дошкольников
Усилия работников ДОУ направлены на оздоровление каждого ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Одним из средств решения обозначенных задач становится применение здоровьесб...
Голосовые игры в развитии вокального слуха и голоса, как средство здоровьесбережения дошкольников.
Игры с голосом дают возможность ребенку вернуться в доречевой период голосовой активности, помогают устранить неравномерности голосового развития. А звуковой...
Реализация педагогами здоровьесберегающих инновационных подходов к физкультурно-оздоровительной работе технологий в течении дня
Реализация педагогами здоровьесберегающих инновационных подходов к физкультурно-оздоровительной работе технологий в течении дня2. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – ...
Статья: "Музыка - как одно из средств здоровьесбережения дошкольника"
Систематическое применение разнообразных здоровьесберегающих технологий или их элементов в музыкальной деятельности с детьми дошкольного возраста, положительно воздействуют на психо-эмоционально...