Консультация для родителей «Совершенствование восприятия детей первого года жизни»
консультация

Денюшина Валентина Алексеевна

Тема:  «Совершенствование восприятия детей первого года жизни»

Целевая группа:  родители детей до года, не посещающих детский сад

Планируемые результаты: умение использовать на практике полученные знания о восприятии детей младенческого возраста

Регламент работы и условия проведения: в формате видеоконсультации, 13 минут

Цель:  Познакомить родителей с особенностями восприятия детей первого года жизни

 


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_vospriyatie_detey_pervogo_goda_zhizni.docx38.53 КБ

Предварительный просмотр:

Технология  консультирования: видеоконсультация

Тема:  «Совершенствование восприятия детей первого года жизни»

Целевая группа:  родители детей до года, не посещающих детский сад

Планируемые результаты: умение использовать на практике полученные знания о восприятии детей младенческого возраста

Регламент работы и условия проведения: в формате видеоконсультации, 13 минут

Цель:  Познакомить родителей с особенностями восприятия детей первого года жизни

Задачи:

       1.

       2.   

       3.  

Оборудование: презентация, видеокамера, ноутбук.

Поэтапный сценарный план:

Этапы работы

Содержание этапа

Деятельность участников

Время

Вводный

Здравствуйте уважаемые родители. Меня зовут  Денюшина Валентина Алексеевна. Я педагог – психолог МБДОУ «Крутинского детского сада «Светлячок»».

Сегодня я хотела бы поговорить с Вами на тему  «Совершенствование восприятия детей первого года жизни»

Начну я свою консультацию  с определения понятия восприятия.

1 мин.

Теоретический

 Восприятие - это процесс отражения в сознании человека предметов и явлений реального мира в их целостности, в совокупности их различных свойств и частей и при их непосредственном воздействии на органы чувств

 Восприятие окружающего мира,  как правило,  комплексно. В процессах восприятия формируется целостный образ:   образ предмета, образ ситуации, образ другого человека  и т.д. Образ восприятия не редко обозначают как перцептивный образ. Психологическая сущность восприятия в полной мере может быть представлена через описание его основных свойств.  В качестве ведущих свойств восприятия психологи выделяют  предметность, целостность, осмысленность, структурность, константность, избирательность.

Наблюдая за развитием детей первого года жизни, советские психологи Н. Л. Фигурин и М. П. Денисова обнаружили, что примерно на шестой недели жизни ребенка его поведение при виде взрослого человека резко меняется. Если раньше взгляд малыша лишь ненадолго останавливался на взрослом человеке и быстро “убегал” в сторону, то теперь происходит нечто совсем иное: ребенок долго и внимательно смотрит в глаза взрослому, на лице его появляется улыбка, он начинает гулить. Создается впечатление, что поведение ребенка осмысленно, он весь тянется к взрослому и как бы говорит ему: “Не уходи, побудь со мной подольше”. Ученые назвали эту удивительную реакцию младенца “комплексом оживления”.

  На втором месяце жизни младенец особым образом реагирует на людей, выделяя и отличая их от окружающих предметов. Его реакции на человека являются специфическими и почти всегда ярко эмоционально окрашенными. На улыбку матери в возрасте около 2 — 3 месяцев младенец реагирует также улыбкой и общей активизацией движений. 

 Было бы неправильно связывать возникновение у ребенка комплекса оживления со зрительным восприятием хорошо знакомых лиц. Многие слепые от рождения дети также начинают улыбаться примерно в двух-трехмесячном возрасте, услышав только голос своей матери.

Улыбка на лице ребенка возникает и поддерживается не сама собой. Ее появлению и сохранению способствует ласковое обращение матери с ребенком или заменяющего ее взрослого человека. Для этого выражение лица взрослого должно быть добрым, радостным, а его голос приятным и эмоциональным.

Установлено, что интенсивное эмоциональное общение взрослого с ребенком способствует, а редкое и бездушное препятствует развитию комплекса оживления и может привести к общей задержке психического развития ребенка.  Дальнейшие наблюдения и работы советских исследователей (Д. Б. Эльконина, М. И. Лисиной и других) показали, что комплекс оживления есть не что иное, как выражение потребности ребенка в общении со взрослым, активная попытка малыша привлекать и удерживать взрослого человека, общаться с ним.

Первые элементы комплекса оживления появляются на втором месяце жизни. Это замирание, сосредоточение, улыбка, гуление, причем все они вначале возникают как реакции на обращение взрослого к ребенку. На третьем месяце жизни эти элементы объединяются в систему и появляются одновременно. Каждый из них выступает как специфическая реакция на соответствующие воздействия взрослого и служит цели активизации общения ребенка со взрослым. На заключительном этапе его развития комплекс оживления демонстрируется ребенком всякий раз, когда у ребенка появляется потребность общения со взрослым.

К  трех — четырехмесячному возрасту дети своим поведением отчетливо показывают, что они предпочитают видеть, слышать и общаться лишь со знакомыми людьми, как правило, с членами семьи. В возрасте около восьми месяцев ребенок проявляет состояние видимого беспокойства, когда в поле его зрения оказывается лицо незнакомого человека или когда он сам попадает в незнакомую обстановку, даже если в этот момент времени рядом с ним находится родная мать. Боязнь чужих людей и незнакомого окружения довольно быстро прогрессирует, начиная с восьмимесячного возраста и до конца первого года жизни. Вместе с ней растет и стремление ребенка постоянно находиться рядом со знакомым человеком, чаще всего с матерью, и не допускать долгой разлуки с ним. Наивысшего своего уровня эта тенденция возникновения страха перед чужими людьми и боязни незнакомой обстановки достигает примерно к 14 — 18 месяцам жизни, а затем постепенно уменьшается. В ней, видимо, проявляется инстинкт самосохранения в тот особо опасный для ребенка период жизни, когда его движения неуправляемы, а защитные реакции слабы.

Рассмотрим некоторые данные, которые характеризуют развитие восприятия предметов и памяти у детей в младенческом возрасте. Замечено, что такое свойство восприятия, как предметность, то есть отнесенность ощущений и образов к предметам окружающей действительности, возникает к началу раннего возраста, около одного года. Вскоре после рождения ребенок способен различать тембр, громкость и высоту звуков. Способность запоминать и хранить образы в памяти в своих первичных формах также складывается у младенца в течение первого года жизни. До 3 — 4 — месячного возраста ребенок, по — видимому, в состоянии хранить образ воспринятого предмета не более одной секунды. После 3 — 4 месяцев время сохранения образа увеличивается, ребенок приобретает способность узнавать лицо и голос матери в любое время дня. В 8-12 месяцев он выделяет предметы в зрительном поле, причем узнает их не только в целом, но и по отдельным частям. В это время начинается активный поиск предметов, внезапно исчезнувших из поля зрения, что свидетельствует о том, что ребенок сохраняет образ предмета в долговременной памяти, надолго выделяет его из ситуации и соотносит с ней, то есть фиксирует объективные связи, существующие между предметами.

Специфика ассоциативной памяти, которая уже есть у детей младенческого возраста, состоит в том, что довольно рано они оказываются способными к созданию и сохранению временных связей между сочетаемыми раздражителями.

Формирование хватательных движений у ребенка ,  начинающееся примерно с третьего месяца жизни, оказывает существенное влияние на развитие у него восприятия формы и величины предметов. Дальнейший прогресс в восприятии глубины у детей напрямую связан с практикой передвижения ребенка в пространстве и с действиями освобожденной от локомоторных функций руки. Сенсорные процессы, включаясь в обслуживание практических действий по манипулированию предметами, перестраиваются на их основе и сами приобретают характер ориентировочно — исследовательских перцептивных действий. Это происходит на третьем и четвертом месяцах жизни.

Младенцам годовалого или близкого к этому возраста присущ отчетливо выраженный познавательный интерес к окружающему миру и развитая познавательная активность.

Они способны сосредоточивать свое внимание на деталях рассматриваемых изображений, выделяя в них контуры, контрасты, простые формы, переходя от горизонтальных к вертикальным элементам рисунка. Младенцы проявляют повышенный интерес к цветам, у них весьма выражена ориентировочно — исследовательская реакция на все новое и необычное. Младенцы оживляются, воспринимая явления, отличные от тех, с которыми они уже встречались раньше.

Существует гипотеза, предложенная Ж. Пиаже, что у младенцев уже существует прототип схемы в форме элементарной способности упорядоченного отражения действительности в виде общих свойств, присущих ряду сходных, но не идентичных явлений. Об этом говорит тот факт, что многие годовалые дети различают группы предметов, объединенных по общим признакам: мебель, животных, еду, в том числе по изображениям.

Если на первом полугодии жизни ребенок обнаруживает способность узнавать предметы, то в течение второго полугодия жизни он демонстрирует возможность восстановления образа предмета по памяти. Простой и эффективный способ оценить умение ребенка воспроизводить образ заключается в том, чтобы спросить его, где находится известный ему предмет. Ребенок, как правило, начинает активно искать этот предмет поворотами глаз, головы, туловища.

Для того чтобы глубже понять, какого уровня развития достигает младенец в восприятии, необходимо обратиться к понятию когнитивной схемы.

Этапы развития восприятия объекта в младенчестве

Этап

Содержание этапа

1-4 месяца

Слежение за движущимися объектами и попытки продлить или вновь поймать приятный образ, интенсивное формирование акта хватания, координации с актом сосания и зрением, образование связей между зрением и движениями рук

4-8 месяцев

Повышенная активность взаимодействия руки и глаз, появление экстраполяции, выход за пределы непосредственного восприятия. Начало предвосхищения последующей позиции перемещающегося предмета на основе вида траектории его движения, появление предвосхищения объекта на основе восприятия его части

8-12 месяцев

Узнавание и выделение предмета, который раньше не имел собственного существования, активный поиск исчезнувшего предмета, начало познавания объективных отношений и выделения предмета как отдельной вещи, которая может перемещаться в пространстве

Схема — это главная единица восприятия, которая представляет собой след, оставленный в памяти человека воспринятой картиной и включающий в себя наиболее информативные, существенные для субъекта признаки. Когнитивная схема объекта или ситуации содержит в себе подробную информацию о наиболее важных элементах этого объекта или ситуации, а также о взаимосвязях этих элементов. Способность создавать и сохранять когнитивные схемы есть уже у младенцев. Старшие дети формируют когнитивные схемы незнакомых объектов после того, как посмотрят на них в течение нескольких секунд.

Чем взрослее ребенок, тем лучше он научается выделять информативные признаки воспринимаемого объекта и абстрагироваться от недостаточно информативных. Для того чтобы уловить настроение человека, дети смотрят ему в глаза, прислушиваются к его голосу. Одновременно они обучаются вести целенаправленный поиск нужных информативных элементов.

К концу первого года жизни относятся первые признаки наличия мышления у ребенка в форме сенсомоторного интеллекта.

Дети этого возраста замечают, усваивают и в своих практических действиях используют элементарные свойства и отношения предметов. Дальнейший прогресс их мышления непосредственно связан с началом развития речи.

На протяжении первого года жизни развиваются также вкусовая, обонятельная и осязательная чувствительности.

Дети различают сладкое, соленое, кислое и горькое, реагируют на сильные запахи, при этом предпочтение отдают знакомым запахам (запах молока, тела своей матери). Достаточно хорошо развиты осязательные ощущения, порога которых снижаются по мере взросления ребенка.

В построение перцептивного образа включаются почти все имеющиеся к данному моменту развития психофизиологические образования разной степени специализации и сложности. Одновременно идет процесс дальнейшего совершенствования и этих образований, взаимообогащения разных функций, что обеспечивает их интенсивное развитие.

12мин.

Рефлексия

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Развитие речи детей пятого года жизни"

Материал о речевых особенностях детей пятого года жизни: состояние лексики, грамматики, звукопроизношения....

Консультация для родителей "Развитие речи детей пятого года жизни"

Особенности речи детей данного возраста, некоторые практические рекомендации...

Консультация для родителей "Характеристика речи детей пятого года жизни."

Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей), т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка...

Консультация для родителей "Возрастные особенности детей 6го года жизни".

Консультация для родителей" Возрастные особенности деией 6 го года жизни"....

Консультация для родителей "Возрастные особенности детей пятого года жизни".

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия....

Статья "Консультация для родителей «Характеристика развития детей третьего года жизни. Кризис трех лет»

«КРИЗИС 3-Х ЛЕТ» Вашему малышу скоро 3 года. С каждым днем он становится всё самостоятельнее, но не всегда это радует родителей. - «Я сам – говорит ребенок, и вы терпеливо ждете, пока непослушные д...