доклад к педсовету из опыта работы «Содержание познавательно – математической деятельности в режиме дня».
методическая разработка

Артемьева Людмила Викторовна

Чтобы работа по формированию элементарных математических представлений в игровой форме  была системной,  мы используем  обычные режимные моменты. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Содержание познавательно – математической  деятельности в режиме дня».  

                                                                                                                                                     Каждый дошкольник- маленький исследователь с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Процесс применения математических знаний в дошкольном возрасте имеет свои особенности. Известно, что многие дети испытывают затруднение при усвоении математических знаний.  Причин этому много. Одна из них, возможно, наиболее серьезная, состоит в том, что они быстро теряют интерес к математике. И главная задача педагогов,  при ознакомлении с математическими понятиями, заинтересовать детей игровой деятельностью и сохранить к ней интерес.

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, которая открывает широкие возможности для воспитания  и обучения ребёнка. Успех математического развития дошкольников во многом зависит от организации учебного процесса. И здесь важно иметь в виду, что  формирование элементарных математических представлений следует осуществлять  не только  в организованной образовательной деятельности,  но и  в режиме дня  с использованием игровых приемов.  А так же приобретаемые по математике знания следует использовать в разных видах деятельности детей.

 Чтобы работа по формированию элементарных математических представлений в игровой форме  была системной,  мы используем  обычные режимные моменты. Это:

- проведение прогулок;                                                                                                                - разные  виды труда;                                                                                                              - проведение математических досугов и развлечений;                                                        - проведение математических игр в свободной деятельности детей;                                - проведение  сюжетно-ролевых игр;                                                                                    проведение игр – драматизаций;                                                                                          - проведение утренней гимнастики и подвижных игр.

     Прогулки  – богатейший источник для расширения математического кругозора детей. Одеваясь на прогулку дети  выясняют, какая туфелька больше, прикладывая подошвы друг к другу; определяют, много ли ребят пришло в куртках, в пальто и т.п. (классификация); сравнивают  шарфы, определяют, у кого шарф длиннее, а кого короче. Мы обращаем внимание на количество пуговиц и петель, длину пальто, форму платка, шарфа. 

 В  другой раз уточняем  с детьми понятие пара: пара сапог, пара варежек, пара детей, что пара – это два, двое.

Во время прогулок мы обращаем внимание на количество, величину, форму, пространственное расположение объектов (сосчитай, сколько проехало машин, сравни по высоте дерево и дом, по величине голубя и воробья, сколько этажей в доме напротив).Собирая осенние листья, предлагаем детям выбрать красные, желтые, зеленые, коричневые.  Выкладываем   из них шарфики для осени (длинные и короткие).  Во влажном песке аккуратно делаем  отпечаток подошвы обуви ребенка и воспитателя, сравнить их по форме и по размеру. Упражняем в счете: считаем ведра, формочки, лопатки, листья,  кусты, цветы, насекомых,  птиц.  Наблюдая,  за транспортом уточняем  геометрическую форму частей автомобиля, цвет, направление и скорость движения.

   Мы организуем наблюдения за изменениями, происходящими в разное время года, обращаем внимание на части суток,  долготу светового дня.

Особое внимание уделяем  постановке  проблемных вопросов, созданию проблемных ситуаций. Сколько шагов от скамейки до дерева? Почему получилось разное количество шагов? На глазах детей в очередной раз происходит важное открытие: количество шагов зависит от их размера.

Мы  создаем условия, в которых бы дети осознавали необходимость применить математические знания и самостоятельно решали задачи. Каких цветов больше на клумбе: белых или красных. Чего больше красных цветов или цветов всего?

     Общественно-полезный труд, труд в природе, ручной труд являются теми видами деятельности, где эффективно мы  закрепляем  математические знания.

  При сервировке стола, подготовке к занятиям создаем  ситуации, заставляющие ребенка прибегать к проверке равной численности множеств путем их сравнения. Чего больше ложек или вилок, столов или стульев, детей или приборов? Уточняем с детьми местонахождение столовых приборов и продуктов: тарелка стоит на столе, хлеб лежит на тарелке, суп налит в тарелку, ложка лежит справа от тарелки, вилка и нож – слева.

    Руководя выполнением  трудовых поручений, закрепляем у детей пространственное расположение предметов по отношению к себе, совершенствуем умение группировать предметы по определенным признакам.

        Работа в уголке природы тоже дает богатый материал для закрепления знаний о числе, счете, величине и способах ее измерения. Дети подсчитывают количество вновь распустившихся листьев, цветов. На глазах ребенка постоянно возникают задачи с арифметическим содержанием: «Вчера на ветке распустилось 3 листочка, сегодня еще1. Сколько всего?

Постепенно сам ребенок начинает находить в окружающей обстановке объекты для счета, измерения, сравнения. В уголке природы  имеются дидактические игры на закрепление знаний о временах года, месяцах, частях суток.

   В подобных ситуациях знания детьми усваиваются не формально, а осознанно.

   Математические конкурсы и досуги. Дошкольники очень любят соревнования и конкурсы, в том числе математические.

Вовремя проведения  развлечений дети  закрепляют  математические знания в игровойзанимательной форме.

Можно провести развлечения:  «По грибы», «Построим зверятам домики»,  «Путешествие в страну математики». На таких развлечениях  можно использовать  разные виды дидактических игр:

- Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей таинственностью, неизвестностью («Узнай», «Отгадай», «Что здесь?», «Что изменилось?»). Разгадывание загадок математического содержания – это увлекательная игра, вызывающая у ребенка радостное, приподнятое эмоциональное состояние. Одновременно это своеобразное умственное упражнение в выделении количества, формы, размера как общих признаков анализируемых предметов, определении простейших математических связей и зависимостей.

- Игры – соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь игрового результата, выиграть («Кто первый?», «Кто быстрее?», «Кто больше?» и т. д.)

Используем занимательные математические вопросы, которые способствуют развитию у детей смекалки и находчивости, учат детей анализировать, выделять главное, сравнивать.

    Примерами таких занимательных вопросов могут служить следующие вопросы:

- У бабушки Даши есть внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна внучка Маша.)

- Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (7.)

Все эти игры и задания позволяют  нам  расширить и углубить  математические знания  дошкольников, активизировать их мыслительную  деятельность, воспитывать интерес к математике.

 Важное место в формировании математических представлений дошкольников  отводим  использованию дидактических игр и упражнений в свободной  деятельности детей. С этой целью можно создать в группе Уголок математики.  Игровой материал в нем систематически обновляется и  меняется. Игра для ребёнка – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвет, форму, свойства предметов. С помощью игр уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах,  о временных и пространственных отношениях. Проводимые нами дидактические игры должны быть выстроены с учетом усложнения программных задач по ФЭМП.

  1. Игры с цифрами и числами для совершенствования навыков счета.(«Убираем цифры», «Какой цифры не стало?», «Назови соседей», «Найди пару»и т. д)
  2. Игры путешествия во времени. («Круглый год», «12 месяцев», «Когда это бывает?», «Живая неделька», «Какой сегодня день», «Мои первые часы»)
  3. Игры на ориентирование в пространстве («Угадай, где стоит», «Нарисуй по описанию», «Найди предмет», «Как расположены фигуры»)
  4. Игры с геометрическими фигурами («Найди фигуру», «Составь предмет»)
  5. Игры на логическое мышление («Найди отличие», «Дорисуй фигуру», «Лабиринты»)
  6. Игры – головоломки («Танграм», «Волшебный круг»)

      Сюжетно- ролевые игры.   Во время проведения  сюжетно- ролевых игр закрепляем основные математические понятия.

Игра «Магазин», в которую дети играют с удовольствием, позволяет закрепить с детьми знания о монетах, купюрах. Играя, дети незаметно для себя закрепляют  состав числа, количественный и порядковый счет, упражняются  ориентироваться  в пространстве.

    Количественный состав числа из единиц осваивается в игре «Почта». Сортировщики и почтальоны раскладывают корреспонденцию по адресам, в соответствии с названными числами. В игре происходит различение порядкового и количественного счета, сравнение рядом стоящих чисел, тем самым происходит закрепление полученных на занятиях знаний.

  Игра «Зоопарк» дает возможность закрепить порядковые и количественные числительные: « Сколько всего зверей в зоопарке? Сколько животных одного вида?»

      В работе с детьми особое место отводится играм – драматизациям  по сюжетам знакомых сказок.  С помощью фольклорных сказок  дети легче сравнивают  игрушки по величине: кто больше - зайка или мишка, кто меньше, кто такого же роста; устанавливают  временные отношения, закрепляют знания порядкового  и количественного  счёта, а также определяют  пространственное  расположение  предметов.

К тому же сказки помогают легче запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади), воспитывают любознательность, развивают память, инициативность.   

 При проведении подвижных, пальчиковых игр, утренней гимнастики используем считалки с математическим содержанием, так же закрепляем знания о временах года, учимся ориентироваться в пространстве (направо, налево, вперед, назад  и т.д. )

 Всем известно, что фольклор создает эмоциональный настрой, активизирует умственную деятельность ребенка, поэтому постоянно использую загадки, пословицы,  скороговорки, стихотворения, сказки.  Они  дают большой эффект в обучении дошкольников    математическим понятиям. Например, загадки:

Я беру карандаши.
Ты считай, но не спеши.
Вот смотри, не будь разиней:
Красный, черный,
Желтый, синий.
Отвечай - в руке моей
Сколько всех карандашей?
(4 карандаша)

Три голубя белых на крыше сидели.
Два голубя снялись и улетели.
Ну-ка, скажите мне поскорей,
Сколько осталось сидеть голубей?
(1 голубь)

Я рисую кошкин дом:
Три окошка, дверь с крыльцом.
Наверху еще окно,
Чтобы не было темно.
Посчитай окошки
В домике у кошки.

(4 окна)

Едут с горки три сестрички,

На ручонках рукавички.

Подскажите, у сестричек

Сколько вместе рукавичек?

(6 рукавичек)

скороговорки:

Слишком много ножек у сороконожек. Испугались медвежонка еж с ежихой и ежонком. Три сороки, три трещотки, потеряли по три щетки.

Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель.

И матросы две недели карамель на мели ели.

пословицы и поговорки:

Одно срубишь дерево – десять посади. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Обещанного три года ждут.. Конь о четырёх ногах, да и то спотыкается. Пять пальцев – братья, да все разные. У кого шесть детей- у того в шести местах богатство. Семеро одного не ждут. Весна да осень - на дню погод восемь.

сказки:

К. Чуковский «Муха-цокотуха», «Телефон», «Айболит»

Русские сказки «Репка», «Теремок», «Три медведя», «Жихарка», «У страха глаза велики», английская «Три поросёнка», Шарль Перро «Красная шапочка», В. Сутеев «Под грибом», «Разные колёса»

     Таким образом, введения  познавательно – математической  деятельности в режим  дня  дает возможность ребенку  учиться с интересом и удовольствием, постигать мир математики и верить в свои силы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад из опыта работы: «Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством использования исследовательских методов обучения в группе компенсирующей направленности»

Актуальность избранной  мною темы на современном этапе очевидна.Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исс...

Доклад на педсовете «Из опыта работы по организации среды с использованием методов М. Монтессори»

Доклад на педсовете«Из опыта работы по организации среды с использованием методов М. Монтессори»Разработала воспитатель Карагозян Римма Ашотовна          М...

доклад к педсовету из опыта работы "Развитие речи детей в бытовых режимных моментах"

Проблема развития речи является одной из актуальных. Она решается не только на занятиях, но и во всех режимных моментах....

Доклад на педсовете об опыте работы

ЦЕЛЬ: создание социальной ситуации развития профессиональных умений и навыков молодого специалиста....

«Ранняя профориентация и задачи профориентационной работы с детьми дошкольного возраста» Доклад на педсовете, из опыта работы.

Цель ранней профориентации: сформировать у ребенка эмоциональное отношение к миру профессий, предоставить ему возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.Задачи:обогащать предста...

Доклад на педсовет. Из опыта работы на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения».

Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из н...