Картотека игр в адаптационный период
картотека (младшая группа)
В данном материале вы найдете игры, облегчающие процесс адаптации, а также правила их организации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_v_adaptatsionnyy_period.docx | 882.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр для детей в адаптационный период
Главным расслабляющим средством в период адаптации для дошкольника является игра.
Игровую деятельность необходимо направлять на формирование эмоциональных контактов "ребенок - взрослый" и "ребенок - ребенок" и обязательно включающей игры и упражнения
Основная задача игр в период адаптации ребенка в детском саду – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнёра в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Требования к играм, проводимым в адаптационный период:
- они должны быть фронтальными, чтобы не один ребенок не чувствовал себя обделённым вниманием;
- не должны быть слишком длительными (лучше играть с детьми по нескольку раз в день, но понемногу);
- должны использоваться копии реальных предметов, а не их заместители;
- всем детям предлагаются одинаковые предметы;
- инициатором игры выступает взрослый.
Правила организации игр в период адаптации:
Правило 1:
Добровольность участия в игре. Необходимо добиться того, чтобы ребенок захотел принять участие в предложенной игре. Заставляя, мы можем вызывать в малыше чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит. Напротив, увидев, как играют другие, увлёкшись, ребенок сам включается в игру.
Правило 2:
Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это особенно важно на первых этапах знакомства с новой игрой. В то же время взрослый организовывает и направляет игру. Таким образом, второе правило заключается в том, что взрослый совмещает две роли — участника и организатора. Причём совмещать эти роли взрослый должен и в дальнейшем.
Правило 3:
Многократное повторение игр, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и применения нового опыта.
Правило 4:
Наглядный материал (определённые игрушки, различные предметы и т. д.) надо беречь, нельзя его превращать в обычный, всегда доступный. Во-первых, так он дольше сохранится, а во-вторых, этот материал долго останется для детей необычным.
Правило 5:
Взрослый не должен оценивать действия ребенка: слова типа «Неверно, не так» или «Молодец, правильно» в данном случае не используются. Дайте ребенку возможность проявить, выразить себя, не загоняйте его в свои, даже самые лучшие, рамки. Он по-своему видит мир, у него есть свой взгляд на вещи, помогите ему выразить все это!
Эти основные принципы организации и проведения игр-занятий определились в ходе практической работы и показали свою обоснованность и необходимость выполнения.
«Зайка» Цель: создание положительного эмоционального климата в группе; Ход игры: Дети, взявшись за руки, вместе идут по кругу. Педагог поёт песенку: Зайка, зайка, что с тобой? Ты сидишь совсем больной. Ты не хочешь поиграть, С нами вместе поплясать. Зайка, зайка, попляши И другого отыщи. После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встаёт и выбирает ребенка, называя его по имени, а сам встаёт в круг. Игра повторяется. | «Солнышко и дождик» Цель: создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, сближение детей друг с другом и с воспитателем, формирование доверительных отношений. Ход игры: Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты, и смотрят в «окошко» (в отверстие спинки стула). Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по всей площадке. По сигналу: «Дождик! Скорей домой!» - бегут к стульчикам и присаживаются за ними. Игра повторяется. Вместо стульев можно использовать зонтик: когда «идёт дождик» - дети прячутся под раскрытый зонтик, когда «светит солнышко» - педагог закрывает зонтик, а дети бегают по всей площадке. |
«Осенние листочки» Цель: оказание помощи детям во взаимодействии друг с другом. Материал: игрушка Гномик, осенние листочки из картона разных цветов, магнитофон, аудиозапись медленной музыки. Ход игры: Воспитатель рассказывает детям, что сегодня к детям пришёл маленький гномик и принёс красивые листочки. — Давайте назовём, какого цвета листочки. — Гномик приглашает вас потанцевать с листочками. Дети берут листочки и кружатся с ними под музыку. — А хотите потанцевать с гномиком? Воспитатель, держа гномика в руках, берет за руки одного ребенка и кружится с ним в паре. Так гномик «танцует» со всеми детьми по очереди. Затем гномика помещают в центр, дети дарят ему листочки, встают в хоровод и идут под музыку вокруг гномика. В заключение гномик благодарит малышей. | «Как пройти?» Цель: оказание помощи детям в ориентировке по детскому саду. Ход игры: Воспитатель говорит, что у зайчика Степашки заболели ушки. Что ему надо делать? – Пойти к врачу. Но Степашка не знает где находится медицинский кабинет, надо ему помочь. Трём –четырём детям предлагается «проводить» Степашку к врачу (медработники предупреждаются о предстоящем визите заранее). Воспитатель комментирует весь путь до кабинета (сначала выйдем из группы, затем спустимся по лесенке, потом пройдём по коридору и дойдём до медицинского кабинета) и обратно. Можно ориентироваться на какие, то предметные признаки: спустимся по лесенке и сразу же после нарисованного зайчика свернуть…. Вылеченный Степашка благодарит детей за помощь и передает от врача пожелание не болеть и витаминки для всех детей. Примерно так же можно «постирать» платьице для куклы Кати, взять интересную книгу или игру у методиста. |
«Покружимся» Цель: создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, сближение детей друг с другом и с воспитателем, формирование доверительных отношений. Ход игры: Воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Даёт другого мишку малышу и просит так же покружиться, прижимая к себе мишку. Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Дети вслед за ним выполняют движения. Я кружусь, кружусь, кружусь, А потом остановлюсь. Быстро-быстро покружусь, Тихо-тихо покружусь, Я кружусь, кружусь, кружусь И на землю повалюсь! | «Чьи вещи?» Цель: закрепление имён работников детского сада Ход игры: Для этого необходимо заготовить атрибуты различных профессий (градусник, половник, гармошка или др. музыкальный инструмент и т. д.). Воспитатель говорит, что к ним в группу приходили разные люди и все они забыли какую-нибудь свою вещь. И просит ребят помочь разобраться – сам он не помнит, где -чьё. |
«Пришёл петрушка» Цель: создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, сближение детей друг с другом и с воспитателем, формирование доверительных отношений. Ход игры: Воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его с детьми. Петрушка гремит погремушкой, потом раздаёт погремушки детям. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушки и прячут их за спиной. | «Иди ко мне» Цель: создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, сближение детей друг с другом и с воспитателем, формирование доверительных отношений. Ход игры: Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!». Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришёл!» Игра повторяется. |
«Прыгай веселей» Цель: развитие чувства ритма, координации движений. Ход игры: Педагог рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним. Прыгай, прыгай веселей! Прыгают на двух ногах Прыгай, прыгай — побыстрей! Вверх, вниз, вверх, вниз! Руки поднимают вверх, вниз И немного покружись! Кружатся на месте. Мы немножко отдохнём и опять играть начнём. Игра повторяется несколько раз. | «Солнечные зайчики» Цель: снятие эмоционального напряжения; Материал: Маленькое зеркальце. Ход игры: Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом: Солнечные зайчики Играют на стене. Помани их пальчиком, Пусть бегут к тебе! По сигналу «Лови зайчика!» дети пытаются его поймать. Игру можно повторить 2-3 раза. |
«Раздувайся пузырь!» Цель: оказание помощи детям во время адаптации к условиям детского сада. Ход игры: Дети с воспитателем делают тесный кружок – это «сдутый» пузырь. Все начинают его «надувать»: наклонив головы вниз, дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При каждом «вдувании» делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки, идут по кругу со словами: Раздувайся пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся! Получается большой, растянутый круг. Затем ведущий говорит: «Хлоп!» - пузырь лопнул. Все сбегаются к центру круга или разбежаться по комнате (разлетелись пузырьки). | «Хоровод» Цель: создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, сближение детей друг с другом и с воспитателем, формирование доверительных отношений. Ход игры: Воспитатель держит ребенка за руки и ходит по кругу, приговаривая: Вокруг розовых кустов, Среди травок и цветов Кружи, кружим хоровод. До того мы закружились, Что на землю повалились. БУХ! При произнесении последней фразы оба «падают» на землю. |
“Вот Я какой!” Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада. Ход игры: Дети сидят на стульчиках, расставленных полукругом. Педагог звенит в погремушку, приговаривает: Погремушка играет- Деток собирает! - Доброе утро, дети! Я очень рада вас видеть. Сегодня у нас в гостях малыш (достаёт куклу малыша, одетого в песочник или трусики). - Ребята, посмотрите какой хороший малыш. Он похож на вас? Педагог называет часть туловища куклы и просит детей показать её. | “Большие – маленькие” Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада. Ход игры: - Дети, сегодня к нам в гости пришёл малыш. Покажите ему, какие вы сейчас большие. Дети встают в полный рост. - А теперь, покажите, какие вы были маленькие. Дети приседают на корточки; - А какие вы будете, когда станете взрослыми. Дети встают на носочки и тянутся руками вверх. Игра повторяется 2-3 раза. |
«Ладушки — хлопушки» Цель: развитие чувства ритма, координации движений. Ход игры: Взрослый декламирует стишок, выполняя действия: Ладушки-ладушки, Звонкие хлопушки, Хлопали в ладошки, Хлопаем немножко. Да! (громко хлопаем в ладоши). — Кашу варили, Ложечкой мешали. (взрослый помогает ребенку водить пальчиком правой руки по ладошке левой). — Куколку кормили. Да! — Кошечке давали. Да! (протягиваем левую ладонь вперёд). — Кулачки сложили, Кулачками били, Тук, тук, тук, тук, тук, Тук, тук, тук, тук, тук. Да! (сжимаете пальцы в кулаки и решительно постукиваете ими друг о друга). — Ладошки плясали, Деток забавляли, Ля-ля-ля, ля-ля-ля, Ля-ля-ля, ля-ля-ля. Да! (делаем фонарики). — Ладушки устали, Ладушки поспали, Баю-бай, баюшки, Баю-бай, ладушки. Да! (складываем ладони рук и подкладываем их по щеку). | «Доброе утро!» Цель: оказание помощи детям во время адаптации к условиям детского сада. Ход игры: Взрослый вместе с детьми напевно произносит текст: - Доброе утро, глазки! (касаемся глаз кончиками пальцев Вы проснулись? (хлопки в ладоши) - Доброе утро, носик! (дотрагиваемся до кончика носа) Ты проснулся? (хлопки в ладоши) - Доброе утро, ушки! (касаемся кончиками пальцев обоих ушек) Вы проснулись? - Доброе утро, ротик! (касаемся указательным пальцем губ) Ты проснулся? - Доброе утро, ручки! (кистями обеих рук делаем «фонарики») Вы проснулись? - Доброе утро, животик! (круговое поглаживание ладонью по животику) Ты проснулся? (хлопки в ладоши) - Доброе утро, детки! Все проснулись?! К солнышку потянулись! (руки наверх, потягиваемся) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр в адаптационный период для детей 2-3 лет
Картотека игр в адаптационный период для детей 2-3 лет...
Картотека "Игры в адаптационный период с детьми 2-3 лет"
В картотеке собраны игры для дошкольников, начинающих посещать ДОУ....
Картотека «Игры в адаптационный период с детьми 2-3 лет»
Актуальность:Игры привлекают малышей своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий. Игры являются не только средством физического воспитания с раннего возраста, но и способствую...
Картотека игр в адаптационный период во второй младшей группе
В данной картотеке подобраны игры, которые помогут ребенку более безболезнонно преодолеть эмоциональный дискомфорт в адаптационный период, его симбиотические связи с мат...
Картотека игр в адаптационный период для детей 2-3 лет
«Доброе утро!» Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.Задачи:создание положительного эмоционального климата в группе;снятие эмоционального напряжения....
КАРТОТЕКА ИГР В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ
ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОЗДАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО БЛАГОПРИЯТНОЙ АТМОСФЕРЫ В ГРУППЕ, СБЛИЖЕНИЕ ДЕТЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ И С ВОСПИТАТЕЛЕМ, ФОРМИРОВАНИЕ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ....
Картотека "Игры в адаптационный период"
Картотека игр в адаптационный период для детей младшего дошкольного возраста....