Мои программы
рабочая программа
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
«театр и дети»
Воспитатель : Сухих Е.О.
г.Красноярск
Пояснительная записка
Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причём ни только в обычном разговоре, но и публично не стесняясь присутствия посторонних слушателей. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные игры.
Воспитательные возможности театральной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик, персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй.
Театральные игры развивают эмоциональную сферу ребёнка, позволяют формировать социально-нравственную направленность, такие как дружба, доброта, честность, смелость и другие, помогают раскрепощению и внутренней зажатости.
Таким образом, театральная деятельность помогает всесторонне развивать ребёнка.
Цель: формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности.
Задачи:
• формировать и активизировать познавательный интерес детей;
• создавать условия для совершенствования внимания, памяти;
• создавать условия для раскрепощения детей и снятия зажатости;
• создавать условия для развития творческих способностей и коммуникативные навыки;
• создавать условий для воспитания культуры поведения в театре.
Ожидаемый результат:
• дети проявляют познавательный интерес, творческие способности;
• дети доброжелательные, коммуникабельные, искренние;
• самостоятельно проявляют творчество в различных видах театра, применяя актерские навыки.
Критерии оценки: драматизация сказок, фото, видеосюжеты
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Формы проведения занятий:
- игры
- инсценировки
- постановки спектакля
- рассказ детей
- пантомимические этюды и упражнения.
График проведения занятий: два раза в неделю Максимальный объем образовательной нагрузки: 25мин.
Правила драматизации:
Правило индивидуальности.
Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом. Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.
Правило всеобщего участия.
В драматизации участвуют все дети. Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев
Правило помогающих вопросов.
Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием мы с детьми обсуждаем, «проговариваем» каждую роль. В этом помогают вопросы детям: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?
Правило обратной связи.
После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие
- использование дидактических и театрализованных игр;
- участие в спектаклях, подготовка к ним – это огромный труд. Дети приучаются к порядку: убирают помещение после занятий, расставляют все по местам в театральном кружке и после художественного творчества;
- знакомство с правилами поведения в театральном кружке;
- ознакомление с правилами безопасного передвижения в помещении; ознакомление с правилами обращения с мелкими предметами;
- формирование навыков безопасного поведения в подвижных играх.
Познавательное развитие
дети знакомятся с предметами ближайшего окружения, культурой, бытом и традициями, что послужит материалом, входящим в театрализованные игры и спектакли.
Речевое развитие
- дети знакомятся с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, занятий, праздников, и самостоятельной театрализованной деятельности.
- дети используют скороговорки, чистоговорки, потешки, развитие четкой дикция.
Художественно-эстетическое развитие
- дети знакомятся с иллюстрациями близкими по содержанию, сюжету спектакля;
- рисование разными техниками героев или персонажей по сюжету спектакля;
- изготовление детьми реквизитов к спектаклям, билетов, афиш;
- дети знакомятся с музыкой к очередному спектаклю, отмечают характер музыки, дающий полный характер героя, и его образ, осваивают различные танцы, разучивают песни и подпевки.
Физическое развитие
использование подвижных-сюжетных игр.
ЛИТЕРАТУРА
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
- Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. М.,2005-2010.
- Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. М., 2005.
- Гришина Г. Н. Игры для детей на все времена М., 2008.
- Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду:
- Н.П.Ильчук, В.В.Гербова Хрестоматия для дошкольников. М. 2001.
- Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2001.
- Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра. М., 2002.
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М., 1999.
- Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
- Н.Сорокина, Л. Миланович Кукольный театр для самых маленьких М., 2009.
- Хрестоматия по детской литературе. М., 1996.
- Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2004.
- Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1985.
- «Театрализованные занятия в детском саду» М. Д. Маханева.
- «Театральная деятельность в детском саду» А. В. Щеткин
- «Психогимнастика» М. Чистякова
- «Театр возможного» А. Буренина
Календарно-перспективное планирование на 2015-2016 учебный год
Неделя | Тема занятия | Содержание занятия | Задачи занятия |
ОКТЯБРЬ | |||
1 | 1) Знакомство с театром «Пока занавес закрыт» 2) Игра: «И я тоже» | - Что такое театр? - Виды театров. - С чего начинается театр. Беседа, просмотр картинок и видео- роликов. Действия с воображаемыми предметами, беседа | Знакомство с понятием театр, видами театров, воспитание эмоционально-положительного отношения к театру. Пополнение словарного запаса Способствовать развитию внимания, наблюдательности, быстроты реакции, памяти. |
2 | 3) Кто работает в театре. «Закулисье». 4) Как вести себя в театре. Сюжетно-ролевая игра «Театр» | Знакомство с театральными профессиями и их важность. Знакомство с устройством театра изнутри. Беседа, просмотр видео- ролика. Чтение стихов, беседа, просмотр видео- ролика. | Воспитание эмоционально-положительного отношения к театру и людям, которые там работают. Пополнение словарного запаса. Знакомство с правилами поведения в театре. |
3 | 5) Знакомство с варежковым театром 6) Мимика | Самостоятельная игровая деятельность Артикуляционная гимнастика; упражнение угадай интонации; скороговорки; игра «Успокой куклу»; игра «Теремок»; отгадываем загадки | Расширять интерес детей к активному участию в театральных играх. Развитие мимики; раскрепощение через игровую деятельность; |
4 | 7) Сила голоса 8) Знакомство с пальчиковым театром | Артикуляционная гимнастика; игра «Перебежки»; скороговорки; пальчиковые игры; игра «Веселый бубен», Игра «Эхо» Самостоятельная импровизация детей | Развиваем силу голоса; работа над активизацией мышц губ. Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности |
НОЯБРЬ | |||
1 | 1) Знакомство с плоскостным шагающим театром 2) Ритмопластика | Инсценировка сказок «Рукавичка», «Заюшкина избушка». Игра-импровизация «Осенние листья» | Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности. Учить произносить фразы разными интонациями (грустно, радостно, сердито, удивленно). |
2 | 3) Пантомима 4) Театральная игра | Артикуляционная гимнастика; игра «Вьюга»; упражнения на развитие сенсомоторики; этюд «Старый гриб»; пальчиковые игры пальчиковые игры; этюд «Цветочек» Игра-драматизация «Веселые обезьянки» | Развиваем умение концентрироваться на предмете и копировать его через движения; развиваем сценическую раскрепощённость. Развивать находчивость, воображение, фантазию. |
3 | 5) Сила голоса и речевое дыхание 6) Культура и техника речи Ритмопластика | Артикуляционная гимнастика; игра «Гудок»; скороговорки; этюд «Удивительно»; пальчиковые игры. «Мыльные пузыри» «В стране отгадай-ка» | Развиваем силу голоса и речевого дыхания; активизация мышц губ Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию. Развивать двигательные способности детей; ловкость, гибкость, подвижность. |
4 | 7) Культура и техника речи 8) Мимика и жесты | «Волшебная корзинка» Артикуляционная гимнастика; игра «Прекрасный цветок»; игра «Дует ветер»; пальчиковые игры; упражнения на тренировку памяти; игра «Радуга»; этюд «Медведь в лесу» | Развивать у детей умение показывать движения и повадки животных при помощи мимики, жестов. Развиваем воображение; учимся с помощью мимики передавать настроение, эмоциональное состояние. |
ДЕКАБРЬ | |||
1 | 1) Знакомство с теневым театром 2) Ритмопластика Театральная игра | Инсценировка сказок «Заюшкина избушка», «Гуси- Лебеди». «Веселая зарядка» «Дружные зверята» | Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Развиваем мелкую моторику рук в сочетании с речью. Развивать умение искренне верить в любую воображаемую ситуацию. Развивать творчество, воображение и фантазию. |
2 | 1) Знакомство со сценарием сказки «Новогодние приключения». 2) Беседа о героях сказки. Распределение ролей. Разучивание слов. | Совместная деятельность детей и родителей. Репетиции сцены | Формировать интерес к выбранному репертуару. Способствовать развитию интереса к актерскому мастерству; формировать память; активизировать коммуникативные навыки. |
3 | 3) Продолжаем разучивать слова героев 4) Продолжаем разучивать слова героев | Репетиции сцены Репетиции сцены | Способствовать раскрепощению; способствовать развитию музыкального слуха; формировать дисциплину, ответственность. |
4 | 5) Продолжаем разучивать слова героев. 6) Показ сказки: «Новогодние приключения» для детей детского сада. | Генеральная репетиция. | Способствовать раскрепощению; способствовать развитию музыкального слуха; формировать дисциплину, ответственность. |
ЯНВАРЬ | |||
2 | 1) Театральные игры 2) Театральные игры | Артикуляционная гимнастика; «Что изменилось?» «Поймай хлопок» «Я положил в мешок..» «Внимательные звери» «Веселые обезъянки» «Угадай что я делаю» | Развиваем игровое поведение, готовность к творчеству; развиваем коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе. |
3 | 1) Знакомство со сценарием сказки «Заюшкина избушка», беседа о героях. Распределение ролей. 2) Разучивание слов, беседа о героях. | Репетиция эпизода сказки (зайчик и лиса). Репетиция эпизода сказки (зайчик и собака). | Формировать интерес к данной сказке; способствовать активизации речи; высказывать свое мнение о героях. |
4 | 1) Продолжаем разучивать слова героев 2) Продолжаем разучивать слова героев | Репетиция эпизода сказки (зайчик и медведя). Репетиция эпизода сказки (зайчик и петуха). | Формировать интерес к данной сказке; способствовать активизации речи; высказывать свое мнение о героях. |
5 | 1) Продолжаем разучивать слова героев 2) Сводная репетиция. | Репетиция сцены с петухом и лисой. Репетиция со всеми героями вместе | |
ФЕВРАЛЬ | |||
1 | 1) Генеральная репетиция 2) Показ сказки «Заюшкина избушка» для детей младших групп детского сада | Репетиция со всеми героями в костюмах, музыкальным сопровождением | Способствовать развитию актерских навыков; творческих способностей; умению передавать характерные качества роли мимикой, голосом, жестами. Вызывать пол-ые эмоции от игры в театре, формировать желание дарить радость окружающим своей игрой |
2 | 1) Знакомство с театром из деревянных фигурок. 2) Театральная игра | Инсценировка сказки «Репка», «Три поросёнка», самостоятельная деятельность. «Волшебная палочка и мячик» | Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Развивать навыки действия с воображаемыми предметами |
3 | 1) Театр кукол-оригами. 2) Конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками» | Изготовление кукол-оригами для театра. Инсценировка сказки «Кот и пес». Совместная деятельность детей и родителей | Ощутить себя «творцами» кукол Организация выставки и награждение грамотами и призами победителей конкурса. |
4 | 1) Чувства, эмоции 2) Ритмопластика | Артикуляционная гимнастика; Упражнения на тренировку памяти: этюд «Кривое зеркало» Этюд «Отряхнем руки»; пальчиковые игры этюд «любимая игрушка»; игра «Старый сом»; упражнения на развитие сенсорной моторики; игра «Кошка и скворушки»; | Знакомство с миром чувств и эмоций; развиваем умение передавать чувства и эмоции, учимся овладевать ими |
МАРТ | |||
1 | 1) Знакомство с театром масок 2) Продолжение самостоятельно инсценировать знакомые сказки | Инсценировки сказок «Мужик и Медведь», «Курочка Ряба» Совместная деятельность детей. | Освоение навыков владения данными видами театральной деятельности. Формировать память; развивать фантазию; активизировать коммуникативные навыки. |
2 | 1) Демонстрация театра на фланели. 2) Ритмопластика | Сочиняем сказку сами. Практическая часть. | Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра. Уметь передавать в свободных музыкально-пластических импровизациях характер и настроение музыкальных произведений. |
3 | 1) Инсценировка шуток-малюток 2) Театральная игра | Артикуляционная гимнастика; Игра «Птицелов»; пальчиковые игры Практическая часть: «Превращение предмета». | Работа над развитием речи, интонацией, логическим ударением Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию. |
4 | 1) Культура и техника речи 2) Основы театральной культуры | Артикуляционная гимнастика «Считай до пяти» «Больной зуб» «Укачиваем куклу». «Азбука общения». | Формируем правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию); развиваем воображение; Расширяем словарный запас; воспитывать доброжелательность, коммуникабельность в отношениях с товарищами |
АПРЕЛЬ | |||
1- 4 | Подготовка к инсценировке сказки «Красная шапочка на новый лад» | Артикуляционная гимнастика. Разучивание ролей с детьми; Артикуляционная гимнастика. Разучивание ролей с детьми; изготовление костюмов и декораций. | Развитие эмоциональной, связно - речевой сферы у детей |
МАЙ | |||
1-2 | Театрализованное представление | Показ спектакля родителям. | Итоговое занятие. Показать чему дети научились за год. |
3 | Экскурсия в кукольный театр в Абакан | Просмотр спектакля в исполнении артистов. Беседа после представления с детьми об увиденном, что больше всего понравилось. | Увидеть своими глазами что такое театр, как он устроен и как работают артисты. По возможности заглянуть за кулисы. |
Литература :
1. «Театрализованные занятия в детском саду» М. Д. Маханева.
2. «Театральная деятельность в детском саду» А. В. Щеткин
4. «Психогимнастика» М. Чистякова
5. «Театр возможного» А. Буренина
Список литературы для детей:
- И. Петров «Веселые превращения».
- Чистоговорка “Ах, трава-мурава”.
- Э. Мошковская “Вежливые слова”.
- Сказка “Колосок”.
- Сказка “Теремок”.
- Сказка «Волк и семеро козлят».
- С. Маршак «Маленькие феи».
- Л. Олиферова “Снеговик”.
- О. Высотская “Мы слепили снежный ком”.
- Ходонович Л.С. «Кто приехал в зоопарк».
- А. Барто «Медвежонок Невежа».
- Г.Х. Андерсон «Дюймовочка».
- Чистоговорки:
- От топота копыт пыль по полю летит.
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
- Карл у Клары украл кораллы.
- Ехал Грека через реку
Видит Грека, в реке рак.
Сунул Грека руку в реку, Рак за руку Греку – цап!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И...
Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа. Программа для установки через интернет
lt;div class="uchmag_main_162014"><div class="uchmag_table"><div class="uchmag_td_c" align="center"><a target="_blank" href="http://www.uchmag.ru/estore/e241522/?partner=507"><...
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет
В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...