Программа "Умники и умницы" (6-7 лет)
рабочая программа (подготовительная группа)
В данной программе соблюдены принципы постепенности, последовательности, доступности, целостности, деятельного подхода, возрастного и индивидуального подхода. Программа предусматривает развитие психических процессов: умение мыслить логически, способность действовать в уме, запоминать, развиваются внимание и воображение. Эти навыки будут служить основой не только для обучения языку и математическим навыкам, но и станут фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем периоде в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_umniki_i_umnitsy.doc | 227 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад
ПРИНЯТО на Педагогическом совете МБДОУ детского сада Протокол от 28.08.2017 г. № 1 | УТВЕРЖДЕНО Приказом МБДОУ детского сада от 28.08.2017 г. № 168 |
Дополнительная общеобразовательная программа -
дополнительная общеразвивающая программа
«Умники и умницы»
для детей 6-7 лет
на 2017 - 2018 учебный год
Составитель: Орлова Ю.В.
старший воспитатель
2017 г.
Содержание
I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка………………………………………………………………..3
- цель, задачи Программы………………………………………………………………4
- возраст детей, участвующих в реализации Программы……………………………4
- сроки реализации Программы………………………………………………………...4
- формы и режим занятий………………………………………………………………5
- ожидаемые результаты и способы определения их результативности………….5
- формы подведения итогов реализации Программы…………………………………6
II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Учебный план………………………………………………………………………..….7
- Содержание изучаемого курса……………………………………………………….. 7
- Календарно-тематическое планирование…………………………………………… 8
III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
- Методическое обеспечение Программы………………………………………... …..16
- Список литературы…………………………………………………………………….17
- Целевой раздел
Пояснительная записка
Детство – уникальный период в жизни человека. В этом возрасте формируется здоровье, закладываются социальные нормы поведения, происходит становление личности. Именно в детстве можно, не переставая, удивляться богатством родного языка, заинтересовываться его изучением, в игре понять логику грамматических правил.
Программа «Умники и умницы» осуществляется на базе программы «Подготовка к школе» из серии «Преемственность» - авторы Федосова Н.А., Комарова Т.С. С.С. Колесина, В.Г. Большенков, В.Н. Бальсевич, А.А. Плешаков, Т.Я. Шпикалова и др., и направлена, прежде всего, на обеспечение познавательного, физического, эмоционального и социального развития детей, способствующих их общему развитию.
Новизна программы заключается в комплексном содержании занятий. Содержание материала подчиняется общедоступности, учитывает особенности психологии и физиологии современного дошкольника.
Актуальность. Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо начинать в дошкольном возрасте. Как было выяснено в ходе исследований крупнейших ученых, таких как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев и других, процесс развития речи ребенка таков: сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующие совершенствования речи стоят в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С точки зрения проекции руки есть еще одна речевая зона мозга, то есть для успешного развития речи необходимо развивать кисть руки ребенка.
Педагогическая целесообразность. В данной программе соблюдены принципы постепенности, последовательности, доступности, целостности, деятельного подхода, возрастного и индивидуального подхода. Программа предусматривает развитие психических процессов: умение мыслить логически, способность действовать в уме, запоминать, развиваются внимание и воображение. Эти навыки будут служить основой не только для обучения языку и математическим навыкам, но и станут фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем периоде в школе. Овладев перечисленными качествами, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы будет приносить радость и удовольствие.
Содержание программы направлено на:
∙ создание условий для развития личности ребенка;
∙ развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
∙ обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
∙ приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
∙ профилактику асоциального поведения;
∙ создание условий для самоопределения, творческой самореализации личности ребенка;
∙ укрепление психического и физического здоровья ребенка;
Цель программы: развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности.
Задачи:
- Развитие познавательных психологических процессов у детей (внимание, память, восприятие, мышление, воображение).
- Развитие устной речи.
- Знакомство с буквами русского алфавита
- Подготовка к освоению грамоты путем формирования фонетического восприятия и слуха.
- Формирование элементарных арифметических и геометрических представлений.
- Развитие мелкой моторики рук.
- Социализация детей и их психологическая подготовка к обучению в школе.
Отличительные особенности программы.
Занятия строятся на интегрированной основе с широким использование игровых методов. В ходе специальных занятий дети научатся использовать простые и сложные логические операции при решении поставленных задач. Все задания и упражнения в каждой теме расположены так, что степень их сложности постоянно возрастает, поэтому желательно придерживаться данной программы, не нарушая последовательности.
Одним из основных разделов данной программы является формирование фонетического восприятия и слуха. Подготовка детей к обучению грамоте способствует уточнению представлений о звуковом составе языка, содействует усвоению навыков фонетического анализа слов.
Для нормального протекания процесса овладения чтением необходимо, чтобы ребенок умел дифференцировать звуки в произнесенном на слух слове, производить анализ звуковой структуры слова.
В программе уделяется достаточно времени для развития мелкой моторики, используя приемы:
- игры с мелкими предметами, крупой, палочками;
- шнуровки;
- изображение пальчиками предметов, фигур, птиц;
- графические упражнения
Возраст детей:
Программа ориентирована для детей 6-7 лет
Срок реализации программы:
Программа рассчитана на один год обучения.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся два раза в неделю по 30 минут. В содержание занятий включаются следующие формы работы: индивидуальная, работа в парах, работа в группах, самостоятельная работа, и такие виды деятельности как, познавательная, исполнительская, творческая, интеллектуальная.
Методы организации занятий:
- Практические
- Словесные
- Игровые
- Учебно-игровые
Ожидаемый результат:
В результате работы по этой программе у детей развивается память, внимание, логическое мышление, развивается мелкая моторика рук.
Дети должны знать и уметь.
- Отвечать на вопрос педагога, задавать свои вопросы;
- Выделять звуки, соединять их в слоги;
- Определять количество звуков в словах и их последовательность;
- Членить двух-, трехсложные слова на слоги, определять местонахождение ударного слога.
- Различать гласные, твердые согласные и мягкие согласные звуки;
- Называть числа от 1 до 10, соотносить их с цифрами;
- Решать простые задачи в пределах 10;
- Знать основные геометрические фигуры;
- Сравнивать множества, устанавливая равенство или неравенство.
Формы контроля:
- тестирование;
- наблюдение в ходе занятий.
Способы определения результативности
Способы проверки освоения программы – мониторинг освоения детьми содержания данной программы с помощью игровых заданий.
Поэтичная фраза о том, что талант человека на кончиках пальцев, на самом деле не метафора. Действительно, большие полушария мозга тесно связаны с нервными окончаниями в кистях и пальцах рук. Развитие мозга происходит, в том числе, и под влиянием кинетических импульсов от рук, поэтому ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него быстрее развиваются память, внимание, связная речь.
Игровые методики развития движений рук способствуют и формированию аккуратности, сосредоточенности, усидчивости. Игровые моменты особенно хороши наличием определённой интриги, увлекающей ребёнка при выполнении задания. Например:
- дорисовать вторую половину предмета, обвести предметы по точкам, начиная от точки, не отрывая руки;
- выполнить действия (4 клетки вверх, 4 клетки вправо, 2 клетки вниз, 4 клетки влево), чтобы получились рисунки - и определить, что же получилось в итоге;
- раскрасить только те нарисованные рядом с предметом геометрические фигуры, из которых этот предмет состоит; нарисовать геометрические фигуры, на которые похожи предметы;
- сделать все предметы одинаковыми, дорисовав недостающие детали; продолжить ряд, рисуя по клеточкам, уловив предварительно закономерность расположения фигур.
Готовность к школе неразрывно связана с уровнем развития речи. Взрослые должны обязательно оценить: чётко ли ребёнок выговаривает слова; может ли назвать и обозначить основные окружающие его предметы, способен ли участвовать в общем разговоре, легко ли ему отвечать на вопросы взрослых, рассказать историю, описать произошедший с ним случай, может ли объяснить, для чего служат различные вещи, умеет ли пользоваться предлогами, правильна ли речь ребёнка с точки зрения грамматики? В случае недостаточного уровня развития речи ребёнка не надо его ругать, надо с ним... поиграть!
Задания могут быть, например, такими:
- используя карточки с изображениями предметов, животных, назвать их уменьшительно; распределить по родам; изменять слова по числам;
- составить предложения по картинкам;
- рассмотреть картинку, послушать или прочитать подходящие к ней слова и составить рассказ по картинке, используя эти слова;
- рассмотреть 4 сюжетные картинки, изображающие героев в последовательности действий, знакомых ребёнку, разложить картинки в правильной последовательности и составить по ним рассказ;
- рассмотреть жанровую картинку и составить предложения со словами, выделяя и называя предлоги в предложениях;
- взять картинки с предметами, обладающими противоположными признаками (кислый лимон - сладкая конфета, смелый лев - трусливый заяц, широкая кровать - узкая скамейка и т. п.) и назвать данные антонимы.
Формы подведения итогов реализации Программы.
- открытое занятие для родителей
- участие в конкурсах и викторинах различного уровня, в т.ч. на сайтах сети «Интернет»
2. Содержательный раздел.
Учебный план
№ | Содержание | Количество занятий |
1 | Введение | 1 |
2 | Формирование фонематического восприятия. | 24 |
3 | Занятия по социализации детей. | 3 |
4 | Развитие элементарных математических способностей. | 15 |
5 | Развитие познавательных психических процессов. | 18 |
6 | Подготовка руки к письму. | 11 |
ИТОГО: | 72 |
Содержание программы
- Давайте познакомимся.
Знакомство с детьми. Раскрытие целей и задач курса, содержание программы. Выявление уровня подготовленности детей.
- Занятия по социализации детей, тренинги.
Психологическая подготовка детей к изменяющемуся образу жизни, обусловленному обучению в школе.
Практика: игровые тренинги.
- Подготовка руки к письму.
Занятия по развитию мелкой моторики рук, пальчиковые игры.
Практика: графические упражнения, изображение пальчиками предметов, фигур, животных, птиц.
- Формирование фонематического восприятия.
Занятия, направленные на развитие фонетического восприятия и слуха, которые обуславливают подготовку к обучению чтению. Знакомство со звуками русского языка и буквами русского алфавита. Слоговое чтение.
- Развитие элементарных математических способностей.
Занятия по развитию пространственного воображения. Знакомство с фигурами, цифрами, умение соотносить число и цифру. Решение простых задач.
- Развитие познавательных психических процессов.
Занятия по развитию познавательных психологических процессов (логическое мышление, память, внимание, воображение).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п | Тема занятия | Содержание | Дата проведения | |
по плану | по факту | |||
Сентябрь | ||||
1 | Введение «Скоро в школу я пойду» | Беседа о значении школы в жизни каждого человека. Игры: «Школьные предметы», «Если буду я учиться», | ||
2 | Формирование фонетического восприятия. Речь, предложения, слова, слоги, звуки. | Беседа о том, что наша речь состоит из предложений, предложения состоят из слов, слова из слогов, слоги из звуков. Тренинг на определение предложений, слов, слогов, звуков. Схемы предложений и слов | ||
3 | Занятия по социализации детей. Значение школе. | Беседа о значении школы в жизни каждого человека. Игровой тренинг. | ||
4 | Формирование фонетического восприятия. Звук [а], его место в словах. Буквы А, а. | Знакомство с гласным звуком [а], его характеристика, тренинг на определение места звука в словах. Составление схем. Знакомство с буквами А и а, их печатание, узнавание в словах. | ||
5 | Занятия по социализации детей. Психологическая диагностика детей. | Тестирование детей на определение уровня произвольной и непроизвольной памяти. Игровой практикум. | ||
6 | Формирование фонетического восприятия. Звук [у], его место в словах. Буквы У, у. | Знакомство с гласным звуком [у], его характеристика, тренинг на определение места звука в словах. Составление схем. Знакомство с буквами У и у, их печатание, узнавание в словах. | ||
7 | Подготовка руки к письму. Проведение вертикальных линий. | Упражнения по проведению вертикальных линий «Дождик», «Заборчик». Написание вертикальных линий в клеточной основе. | ||
8 | Веселая математика. Пространственные представления. Классификация по признакам. | Упражнение на определение узких и широких предметов, высоких и низких, длинных – коротких и т.п. Упражнения по классификациям (объединение и разделение) по цвету, размеру и форме. | ||
Октябрь 9 | Развитие познавательных психических процессов. Игры на развитие памяти. | Игры на развитие слуховой памяти «Повтори словечко», зрительной памяти «Что изменилось», «Запомни расположение предметов», моторной памяти «Повтори движение за мной» | ||
11 | Формирование фонетического восприятия. Звук [и], его место в словах. Буквы И, и. | Знакомство с гласным звуком [и], его характеристика, тренинг на определение места звука в словах. Составление схем. Знакомство с буквами И и и, их печатание, узнавание в словах. | ||
12 | Подготовка руки к письму. Вертикальные и параллельные линии. | Упражнения по проведению вертикальных линий в тетрадях в узкую линию, штриховка параллельных линий «Штора», «Арфа», штриховка линий в разных направлениях «Самолетик» | ||
13 | Формирование фонетического восприятия. Звук [ы], его место в словах. Буква ы. | Знакомство с гласным звуком [ы], его характеристика, тренинг на определение места звука в словах. Составление схем. Знакомство с буквой ы, её печатание, узнавание в словах. | ||
14 | Веселая математика. Прямая линия. Луч. Отрезок. | Знакомство с прямой линией. Упражнение на определение прямых линий. Рисование прямых линий. Знакомство с лучом, его отличие от прямой линии. Рисование лучей. Отрезок, его отличие от прямой линии и луча, рисование отрезков. | ||
15 | Подготовка руки к письму. Параллельные линии. Обведение по контуру. | Штриховка картинки внутри контура параллельными линиями. Обведение по контуру волнистых линий и кругов. | ||
16 | Формирование фонетического восприятия. Звук [э], его место в словах. Буквы Э, э. | Знакомство с гласным звуком [э], его характеристика, тренинг на определение места звука в словах. Составление схем. Знакомство с буквами Э и э, печатание, узнавание в словах. | ||
17 | Формирование фонетического восприятия. Звуки [л] и [л'], их место в словах. | Знакомство со звуками [л] и [л'], их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Называние слов с изучаемыми звуками | ||
18 | Веселая математика. Кривая линия. Ломанная линия. | Знакомство с кривой линией. Ее отличие от прямой линии. Ее рисование. Знакомство с ломаной линией. Ее отличие от кривой линии. Ее рисование. | ||
Ноябрь 19 | Развитие познавательных психических процессов. Игры на развитие внимания. | Игры «Найди отличия», «Найди 2 одинаковых предмета», «Продолжи узор», «Лабиринт» | ||
20 | Формирование фонетического восприятия. Буквы Л и л. Слоги с изучаемыми буквами. | Знакомство с буквами Л и л. Их печатание, узнавание в словах. Составление и чтение прямых и обратных слогов со звуками. | ||
21 | Подготовка руки к письму. Обведение по контуру. | Упражнение в обведении по контуру «Цветок», «Утенок» и «Зайчик». Обведение предмета на некотором расстоянии от контура | ||
22 | Формирование фонетического восприятия. Звуки [м] и [м'], их место в словах. | Знакомство со звуками [м] и [м'], их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Называние слов с изучаемыми звуками. Составление схем. | ||
23 | Веселая математика. Треугольники. Четырехугольники. | Знакомство с треугольниками и их особенностями, название и определение предметов по форме, напоминающих треугольники. Знакомство с четырехугольниками и их особенностями, название и определение предметов по форме, напоминающих четырехугольники. | ||
24 | Развитие познавательных психических процессов. Игры на развитие наглядно-образного мышления. | Игры «Назови одним словом», «Сложи картинку», «Так не бывает» и т.п. | ||
25 | Формирование фонетического восприятия. Буквы М и м. Слоги с изучаемыми буквами. | Знакомство с буквами М и м. Их печатание, узнавание в словах. Составление и чтение прямых и обратных слогов со звуками. | ||
26 | Веселая математика. Круг. Овал. | Знакомство с кругом, название и определение предметов по форме, напоминающих круг. Знакомство с овалом, название и определение предметов по форме, напоминающих овал. | ||
Декабрь 27 | Формирование фонетического восприятия. Звуки [н] и [н'], их место в словах. | Знакомство со звуками [н] и [н'], их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Называние слов с изучаемыми звуками. Составление схем. | ||
28 | Формирование фонетического восприятия. Буквы Н и н. Слоги с изучаемыми буквами. | Знакомство с буквами Н и н. Их печатание, узнавание в словах. Составление и чтение прямых и обратных слогов со звуками. | ||
29 | Развитие познавательных психических процессов. Игры на развитие словесно-логического мышления. | Игры «Найди лишнее слово», «Скажи наоборот», «Бывает - не бывает» и т.п. | ||
30 | Веселая математика. Объемные фигуры. | Знакомство с шаром, сферой, пирамидой, кубом и др. Называние предметов по форме, напоминающих объемные фигуры. | ||
32 | Формирование фонетического восприятия. Звуки [р] и [р'], их место в словах. | Знакомство со звуками [р] и [р'], их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Называние слов с изучаемыми звуками. Составление схем. | ||
33 | Формирование фонетического восприятия. Буквы Р и р. Слоги с изучаемыми буквами. | Знакомство с буквами Р и р. Их печатание, узнавание в словах. Составление и чтение прямых и обратных слогов со звуками. | ||
Январь 34 | Подготовка руки к письму. Спиральные линии. | Рисование спиральных линий (от центра наружу и снаружи к центру) «Клубочки», «Снеговик» | ||
35 | Веселая математика. Сложение и вычитание, знаки + и – . | Знакомство с математическими действиями сложением и вычитанием (объединение множеств и выделение множества из большего множества). Знаки действий сложения и вычитания. | ||
36 | Формирование фонетического восприятия. Звуки [д] и [д'], их место в словах. | Знакомство со звуками [д] и [д'], их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Называние слов с изучаемыми звуками. Составление схем. | ||
37 | Веселая математика. Числа и цифры 1, 2, 3, 4. | Знакомство числами и цифрами 1, 2, 3, 4. Получение чисел 1, 2, 3, 4. Составление и решение примеров | ||
38 | Развитие познавательных психических процессов. Игры на развитие наглядно-схематического мышления. | Игры «Подбери заплатки», «Лица», «Подбери пару» | ||
39 | Формирование фонетического восприятия. Звуки [т] и [т'], их место в словах. | Знакомство со звуками [т] и [т'], их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Называние слов с изучаемыми звуками. Составление схем. | ||
40 | Подготовка руки к письму. Обведение по контуру. | Обведение предметов по контуру и прорисовывание нескольких контуров вокруг «Цветок», «Звезда» | ||
Февраль 41 | Формирование фонетического восприятия. Звук [ж], его место в словах. Буквы Ж, ж. Слоги с буквой ж. | Знакомство со звуком [ж], его характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами Ж и ж, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемым звуком. | ||
42 | Веселая математика. Составление чисел 5 и 6. | Знакомство с числами 5 и 6, состав чисел 5 и 6. Решение примеров и задач. | ||
43 | Подготовка руки к письму. Штриховка волнистыми линиями. | Заполнение контуров фигур прямыми и волнистыми линиями. | ||
44 | Формирование фонетического восприятия. Звук [ш], его место в словах. Буквы Ш, ш. Слоги с буквой ш. | Знакомство со звуком [ш], его характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами Ш и ш, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемым звуком. | ||
45 | Занятия по социализации детей, тренинги. Психологическая диагностика. | Психологическая диагностика детей по их социализации и подготовке к обучению в школе. | ||
46 | Формирование фонетического восприятия. Звуки [с], [с'], их место в словах. Буквы С, с. Слоги с буквой с. | Знакомство со звуками [с], [с'], их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами С и с, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемыми звуками. | ||
47 | Подготовка руки к письму. Проведение кривых линий. | Игра «Лабиринт», рисование по образцу. Рисование узоров на клеточной основе. | ||
48 | Формирование фонетического восприятия. Звуки [з], [з'], их место в словах. Буквы З, з. Слоги с буквой з. | Знакомство со звуками [з], [з'], их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами З и з, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемыми звуками. | ||
49 | Веселая математика. Составление чисел 7 и 8. | Знакомство с числами 7 и 8, состав чисел 7 и 8. Решение примеров и задач. | ||
Март 50 | Формирование фонетического восприятия. Звуки [к], [к'], их место в словах. Буквы К, к. Слоги с буквой к. | Знакомство со звуками [к], [к'], их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами К и к, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемыми звуками. | ||
51 | Формирование фонетического восприятия. Звуки [г], [г'], их место в словах. Буквы Г, г. Слоги с буквой г. | Знакомство со звуками [г], [г'], их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами Г и г, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемыми звуками. | ||
52 | Веселая математика. Составление чисел 9 и 10. | Знакомство с числами 9 и 10, состав чисел 9 и 10. Решение примеров и задач. | ||
53 | Подготовка руки к письму. Работа на клеточной основе. | Рисование узоров на клеточной основе. | ||
54 | Формирование фонетического восприятия. Звуки [б], [б'], их место в словах. Буквы Б, б. Слоги с буквой б. | Знакомство со звуками [б], [б'], их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами Б и б, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемыми звуками. | ||
55 | Формирование фонетического восприятия. Звуки [п], [п'], их место в словах. Буквы П, п. Слоги с буквой п. | Знакомство со звуками [п], [п'], их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами П и п, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемыми звуками. | ||
56 | Формирование фонетического восприятия. Звуки [в], [в'], их место в словах. Буквы В, в. Слоги с буквой в. | Знакомство со звуками [в], [в'], их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами В и в, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемыми звуками. | ||
57 | Формирование фонетического восприятия. Звуки [ф], [ф'], их место в словах. Буквы Ф, ф. Слоги с буквой ф. | Знакомство со звуками [ф], [ф'], их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами Ф и ф, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемыми звуками. | ||
Апрель 58 | Веселая математика. Столько же, сколько. Неравенства. | Упражнение в сравнении предметов. Знак =. Упражнение в сравнении чисел. Знаки >, <. | ||
59 | Занятия по социализации детей. Психологическая диагностика. | Психологическая диагностика детей по их социализации и подготовке к обучению в школе. | ||
60 | Формирование фонетического восприятия. Звуки [х], [х'], их место в словах. Буквы Х, х. Слоги с буквой х. | Знакомство со звуками [х], [х'], их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами Х и х, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемыми звуками. | ||
59 | Подготовка руки к письму. Работа в тетради с узкой линией. | Написание элементов прописных букв. | ||
60 | Веселая математика. Больше чем … на …, меньше чем … на… | Упражнение в сравнении предметов и чисел. Решение примеров и задач. | ||
62 | Формирование фонетического восприятия. Звук [ч], его место в словах. Буквы Ч, ч. Слоги с буквой ч. | Знакомство со звуком [ч], его характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами Ч и ч, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемым звуком. | ||
63 | Формирование фонетического восприятия. Звук [щ], его место в словах. Буквы Щ, щ. Слоги с буквой щ. | Знакомство со звуком [щ], его характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами Щ и щ, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемым звуком. | ||
64 | Формирование фонетического восприятия. Буква я и звуки, которые она обозначает. | Знакомство с буквой я, ее печатание. Звук [йа], составление схем. | ||
Май 65 | Формирование фонетического восприятия. Буква ю и звуки, которые она обозначает. | Знакомство с буквой ю, ее печатание. Звук [йу], составление схем. | ||
66 | Веселая математика. Что мы измеряем в жизни. | Знакомство с длиной, весом, температурой. Использование линейки, весов, градусников. Единицы измерения. | ||
67 | Формирование фонетического восприятия. Буква е и звуки, которые она обозначает. | Знакомство с буквой е, ее печатание. Звук [йэ], составление схем. | ||
68 | Формирование фонетического восприятия. Буква ё и звуки, которые она обозначает. | Знакомство с буквой ё, ее печатание. Звук [йо], составление схем. | ||
69 | Веселая математика. Деньги. | Знакомство с деньгами. Их роль в жизни детей. Игра «Магазин» с использованием денег настольной игры. | ||
70 | Формирование фонетического восприятия. Закрепление знаний о фонетическом строе русского языка | Чтение простых (2-х, 3-х сложных слов по слогам). Составление схем. | ||
71,72 | Развитие познавательных психических процессов. Игры на развитие связной речи. | Игры «Опиши картину», «Составь рассказ по началу (по концу)», «Ответь на вопросы после прочтения рассказа», «Перескажи сказку». |
- Организационный раздел
Методическое обеспечение программы
- Пособия для групповой и индивидуальной работы:
- Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз-ступенька, два ступенька» методическое пособие
- Жукова Н.С. Букварь (пособие по обучению дошкольников
- правильному чтению)
- Жукова Н.С. Уроки чистописания и грамотности (обучающие
- прописи)
- Таблицы.
- Карточки для словарной работы.
- Аудио- и видеозаписи.
- Набор игрушек.
- Геометрические фигуры.
- Дидактические настольные игры.
- Книги-раскраски.
Список литературы
- Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
- Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждений. – М., 1993
- Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М., 1991
- Волина В.В. Праздник числа. Занимательная математика для детей. – М., 1993.
- Диагностика готовности к чтению и письму детей 6 – 7 лет. Рабочая тетрадь. М.: Ювента, 2003
- Ерофеева Т.И., Новикова В.П., Павлова Л.Н. Дети у истоков математики. Спецкурс: методика обучения математике. – М., 1994.
- Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Геометрия для малышей. – М., 1978.
- Журова Е.Н., Варенцова Н.С., Дурова Н.В. Невская Л.Н. Обучение дошкольников грамоте. – М.: Школа-Пресс, 1998
- Запоминаю буквы. Рабочая тетрадь. М.: Ювента, 2001
- Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у дошкольников. – М.: Акалис, 1996.
- Колесникова Е.В. Программа «От звука к букве». Обучение грамоте детей дошкольного возраста. – М.: Ювента, 2005. – 48 с.
- Потапова Е.Н. Радость познания. – М., 1990
- Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Просвещение, 1996.
- Рихтерман Т.Д. Формирование представление о времени у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1982.
- Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. – М., 1986.
- Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись правильно говорить. – М., 1992
Ушинский К.Д. Родное слово. – М., 1991
- Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. – СПб.: Детство-Пресс, 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мини-интеллектуальная олимпиада "Умники и умницы"
Интеллектуальная мини – олимпиада – это форма интеллектуального соревнования старших дошкольников, позволяющая выявить не только определенные знания детей, но и умение применять их в новых нес...
Конспект детско-родительского досуга по математике "Умники и умницы"
Согласитесь, большое значение для работы с детьми имеет налаженный контакт с родителями. данный конспект этого интересного мероприятия поможет вам в этом....
Конспект занятия-игры в подготовительной к школе группе « Умники и умницы».
Цель. Закрепить навык чтения слогов, слов с изученными буквами....
Умники и умницы.
Сценарий познавательно-математического конкурса для подготовительной группы....
игра "Умники и умницы"
Развитие познавательной и речевой активности осуществляется в различных видах деятельности и непосредственно через игру.В старшем дошкольном возрасте использую интересные и доступные интел...
Авторская программа по работе с одаренными детьми "Умники и умницы"
Данная программа ориентирована для работы с детьми дошкольного возраста 4-5 лет. Направлена на развитие логики , мышления...
Олимпиада "Умники и умницы"
Материал для проведения олимпиады "Умники и умницы" в старшей и подготовительной группах детского сада....