Программа "Умники и умницы" (6-7 лет)
рабочая программа (подготовительная группа)

Орлова Юлия Викторовна

В данной программе соблюдены принципы постепенности, последовательности, доступности, целостности, деятельного подхода, возрастного и индивидуального подхода. Программа предусматривает развитие психических процессов: умение мыслить логически, способность действовать в уме, запоминать, развиваются внимание и воображение. Эти навыки будут служить основой не только для обучения языку и математическим навыкам, но и станут фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем периоде в школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_umniki_i_umnitsy.doc227 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад

ПРИНЯТО

на Педагогическом совете

МБДОУ детского сада

Протокол от 28.08.2017 г. № 1

УТВЕРЖДЕНО

Приказом МБДОУ

детского сада

от 28.08.2017 г. № 168

Дополнительная общеобразовательная программа -

дополнительная общеразвивающая программа

«Умники и умницы»

для детей 6-7 лет

на 2017 - 2018 учебный год

                                                       Составитель: Орлова Ю.В.

старший воспитатель

                                                                                 

2017 г.

Содержание

I  ЦЕЛЕВОЙ  РАЗДЕЛ

- Пояснительная записка………………………………………………………………..3

- цель, задачи Программы………………………………………………………………4

- возраст детей, участвующих в реализации Программы……………………………4

- сроки реализации Программы………………………………………………………...4

- формы и режим занятий………………………………………………………………5

- ожидаемые результаты и способы определения их результативности………….5

- формы подведения итогов реализации Программы…………………………………6

II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

- Учебный план………………………………………………………………………..….7

- Содержание изучаемого курса……………………………………………………….. 7

- Календарно-тематическое  планирование…………………………………………… 8

 III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

- Методическое обеспечение Программы………………………………………... …..16

- Список литературы…………………………………………………………………….17

  1. Целевой раздел

                               Пояснительная записка

Детство – уникальный период в жизни человека. В этом возрасте формируется здоровье, закладываются социальные нормы поведения, происходит становление личности. Именно в детстве можно, не переставая, удивляться богатством родного языка, заинтересовываться его изучением, в игре понять логику грамматических правил.

Программа «Умники и умницы» осуществляется  на  базе  программы  «Подготовка  к  школе»  из  серии  «Преемственность» - авторы  Федосова  Н.А.,  Комарова  Т.С.  С.С. Колесина, В.Г. Большенков, В.Н. Бальсевич, А.А. Плешаков, Т.Я. Шпикалова и др., и  направлена, прежде всего, на обеспечение познавательного, физического, эмоционального и социального развития детей, способствующих их общему развитию.

Новизна программы заключается в комплексном содержании занятий. Содержание материала подчиняется общедоступности, учитывает особенности психологии и физиологии современного дошкольника.

Актуальность. Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо начинать  в дошкольном возрасте. Как было выяснено в ходе исследований крупнейших ученых, таких как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев и других, процесс развития речи ребенка таков: сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующие совершенствования речи стоят в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С точки зрения проекции руки есть еще одна речевая зона мозга, то есть для успешного развития речи необходимо развивать кисть руки ребенка.

Педагогическая целесообразность. В данной программе соблюдены принципы постепенности, последовательности, доступности, целостности, деятельного подхода, возрастного и индивидуального подхода. Программа предусматривает развитие психических процессов: умение мыслить логически, способность действовать в уме, запоминать, развиваются внимание и воображение. Эти навыки будут служить основой не только для обучения языку и математическим навыкам, но и станут фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем периоде в школе. Овладев перечисленными качествами, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы будет приносить радость и удовольствие.

Содержание программы направлено на:

  создание условий для развития личности ребенка;

 развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

 обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

 приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

 профилактику асоциального поведения;

 создание условий для самоопределения, творческой самореализации личности ребенка;

 укрепление психического и физического здоровья ребенка;

Цель программы: развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности.

Задачи:

  1. Развитие познавательных психологических процессов у детей (внимание, память, восприятие, мышление, воображение).
  2. Развитие устной речи.
  3. Знакомство с буквами русского алфавита
  4. Подготовка к освоению грамоты путем формирования фонетического восприятия и слуха.
  5. Формирование элементарных арифметических и геометрических представлений.
  6. Развитие мелкой моторики рук.
  7. Социализация детей и их психологическая подготовка к обучению в школе.

Отличительные особенности программы.

Занятия строятся на интегрированной основе с широким использование игровых методов. В ходе специальных занятий дети научатся использовать простые и сложные логические операции при решении поставленных задач. Все задания и упражнения в каждой теме расположены так, что степень их сложности постоянно возрастает, поэтому желательно придерживаться данной программы, не нарушая последовательности.

Одним из основных разделов данной программы является формирование фонетического восприятия и слуха. Подготовка детей к обучению грамоте способствует уточнению представлений о звуковом составе языка, содействует усвоению навыков фонетического анализа слов.

Для нормального протекания процесса овладения чтением необходимо, чтобы ребенок умел дифференцировать звуки в произнесенном на слух слове, производить анализ звуковой структуры слова.

В программе уделяется достаточно времени для развития мелкой моторики, используя приемы:

- игры с мелкими предметами, крупой, палочками;

- шнуровки;

- изображение пальчиками предметов, фигур, птиц;

- графические упражнения

Возраст детей:

Программа ориентирована для детей 6-7 лет

Срок реализации программы:

Программа рассчитана на один год обучения.

Формы и режим занятий

Занятия проводятся два раза в неделю по 30 минут. В содержание занятий включаются следующие формы работы: индивидуальная, работа в парах, работа в группах, самостоятельная работа, и такие виды деятельности как, познавательная, исполнительская, творческая, интеллектуальная.

Методы организации занятий:

  • Практические
  • Словесные
  • Игровые
  • Учебно-игровые

Ожидаемый результат:

В результате работы по этой программе у детей развивается память, внимание, логическое мышление, развивается мелкая моторика рук.

Дети должны знать и уметь.

  • Отвечать на вопрос педагога, задавать свои вопросы;
  • Выделять звуки, соединять их в слоги;
  • Определять количество звуков в словах и их последовательность;
  • Членить двух-, трехсложные слова на слоги, определять местонахождение ударного слога.
  • Различать гласные, твердые согласные и мягкие согласные звуки;
  • Называть числа от 1 до 10, соотносить их с цифрами;
  • Решать простые задачи в пределах 10;
  • Знать основные геометрические фигуры;
  • Сравнивать множества, устанавливая равенство или неравенство.

Формы контроля:

- тестирование;

- наблюдение в ходе занятий.

Способы определения результативности

Способы проверки освоения программы – мониторинг освоения детьми содержания данной программы с помощью игровых заданий.

Поэтичная фраза о том, что талант человека на кончиках пальцев, на самом деле не метафора. Действительно, большие полушария мозга тесно связаны с нервными окончаниями в кистях и пальцах рук. Развитие мозга происходит, в том числе, и под влиянием кинетических импульсов от рук, поэтому ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него быстрее развиваются память, внимание, связная речь.

Игровые методики развития движений рук способствуют и формированию аккуратности, сосредоточенности, усидчивости. Игровые моменты особенно хороши наличием определённой интриги, увлекающей ребёнка при выполнении задания. Например:

- дорисовать вторую половину предмета, обвести предметы по точкам, начиная от точки, не отрывая руки;

- выполнить действия (4 клетки вверх, 4 клетки вправо, 2 клетки вниз, 4 клетки влево), чтобы получились рисунки - и определить, что же получилось в итоге;

- раскрасить только те нарисованные рядом с предметом геометрические фигуры, из которых этот предмет состоит; нарисовать геометрические фигуры, на которые похожи предметы;

- сделать все предметы одинаковыми, дорисовав недостающие детали; продолжить ряд, рисуя по клеточкам, уловив предварительно закономерность расположения фигур.

Готовность к школе неразрывно связана с уровнем развития речи. Взрослые должны обязательно оценить: чётко ли ребёнок выговаривает слова; может ли назвать и обозначить основные окружающие его предметы, способен ли участвовать в общем разговоре, легко ли ему отвечать на вопросы взрослых, рассказать историю, описать произошедший с ним случай, может ли объяснить, для чего служат различные вещи, умеет ли пользоваться предлогами, правильна ли речь ребёнка с точки зрения грамматики? В случае недостаточного уровня развития речи ребёнка не надо его ругать, надо с ним... поиграть!

Задания могут быть, например, такими:

- используя карточки с изображениями предметов, животных, назвать их уменьшительно; распределить по родам; изменять слова по числам;

- составить предложения по картинкам;

- рассмотреть картинку, послушать или прочитать подходящие к ней слова и составить рассказ по картинке, используя эти слова;

- рассмотреть 4 сюжетные картинки, изображающие героев в последовательности действий, знакомых ребёнку, разложить картинки в правильной последовательности и составить по ним рассказ;

- рассмотреть жанровую картинку и составить предложения со словами, выделяя и называя предлоги в предложениях;

- взять картинки с предметами, обладающими противоположными признаками (кислый лимон - сладкая конфета, смелый лев - трусливый заяц, широкая кровать - узкая скамейка и т. п.) и назвать данные антонимы.

Формы подведения итогов реализации Программы.

- открытое занятие для родителей

- участие в конкурсах и викторинах различного уровня, в т.ч. на сайтах сети «Интернет»

2. Содержательный раздел.

  Учебный план

Содержание

Количество

занятий

1

Введение

1

2

Формирование фонематического восприятия.

24

3

Занятия по социализации детей.

3

4

Развитие элементарных математических способностей.

15

5

Развитие познавательных психических процессов.

18

6

Подготовка руки к письму.

11

ИТОГО:

72

Содержание программы

  1. Давайте познакомимся.

Знакомство с детьми. Раскрытие целей и задач курса, содержание программы. Выявление уровня подготовленности детей.

  1. Занятия по социализации детей, тренинги.

Психологическая подготовка детей к изменяющемуся образу жизни, обусловленному обучению в школе.

Практика: игровые тренинги.

  1. Подготовка руки к письму.

Занятия по развитию мелкой моторики рук, пальчиковые игры.

Практика: графические упражнения, изображение пальчиками предметов, фигур, животных, птиц.

  1. Формирование фонематического восприятия.

Занятия, направленные на развитие фонетического восприятия и слуха, которые обуславливают подготовку к обучению чтению. Знакомство со звуками русского языка и буквами русского алфавита. Слоговое чтение.

  1. Развитие элементарных математических способностей.

Занятия по развитию пространственного воображения. Знакомство с фигурами, цифрами, умение соотносить число и цифру. Решение простых задач.

  1. Развитие познавательных психических процессов.

Занятия по развитию познавательных психологических процессов (логическое мышление, память, внимание, воображение).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№п/п

Тема занятия

Содержание

Дата проведения

по плану

по факту

Сентябрь

1

Введение

«Скоро в школу я пойду»

Беседа о значении школы в жизни каждого человека.  Игры: «Школьные предметы», «Если буду я учиться»,

2

Формирование фонетического восприятия. Речь, предложения, слова, слоги, звуки.

Беседа о том, что наша речь состоит из предложений, предложения состоят из слов, слова из слогов, слоги из звуков. Тренинг на определение предложений, слов, слогов, звуков. Схемы предложений и слов

3

Занятия по социализации детей.

Значение школе.

Беседа о значении школы в жизни каждого человека. Игровой тренинг.

4

Формирование фонетического восприятия. Звук [а], его место в словах. Буквы А, а.

Знакомство с гласным звуком [а], его характеристика, тренинг на определение места звука в словах. Составление схем. Знакомство с буквами А и а, их печатание, узнавание в словах.

5

Занятия по социализации детей.

Психологическая диагностика детей.

Тестирование детей на определение уровня произвольной и непроизвольной памяти. Игровой практикум.

6

Формирование фонетического восприятия. Звук [у], его место в словах. Буквы У, у.

Знакомство с гласным звуком [у], его характеристика, тренинг на определение места звука в словах. Составление схем. Знакомство с буквами У и у, их печатание, узнавание в словах.

7

Подготовка руки к письму. Проведение вертикальных линий.

Упражнения по проведению вертикальных линий «Дождик», «Заборчик». Написание вертикальных линий в клеточной основе.

8

Веселая математика. Пространственные представления. Классификация по признакам.

Упражнение на определение узких и широких предметов, высоких и низких, длинных – коротких и т.п. Упражнения по классификациям (объединение и разделение) по цвету, размеру и форме.

Октябрь

9

Развитие познавательных психических процессов. Игры на развитие памяти.

Игры на развитие слуховой памяти «Повтори словечко», зрительной памяти «Что изменилось», «Запомни расположение предметов», моторной памяти «Повтори движение за мной»

11

Формирование фонетического восприятия. Звук [и], его место в словах. Буквы И, и.

Знакомство с гласным звуком [и], его характеристика, тренинг на определение места звука в словах. Составление схем. Знакомство с буквами И и и, их печатание, узнавание в словах.

12

Подготовка руки к письму. Вертикальные и параллельные линии.

Упражнения по проведению вертикальных линий в тетрадях в узкую линию, штриховка параллельных линий «Штора», «Арфа», штриховка линий в разных направлениях «Самолетик»

13

Формирование фонетического восприятия. Звук [ы], его место в словах. Буква ы.

Знакомство с гласным звуком [ы], его характеристика, тренинг на определение места звука в словах. Составление схем. Знакомство с буквой ы, её печатание, узнавание в словах.

14

Веселая математика. Прямая линия. Луч. Отрезок.

Знакомство с прямой линией. Упражнение на определение прямых линий. Рисование прямых линий. Знакомство с лучом, его отличие от прямой линии. Рисование лучей. Отрезок, его отличие от прямой линии и луча, рисование отрезков.

15

Подготовка руки к письму. Параллельные линии. Обведение по контуру.

Штриховка картинки внутри контура параллельными линиями. Обведение по контуру волнистых линий и кругов.

16

Формирование фонетического восприятия. Звук [э], его место в словах. Буквы Э, э.

Знакомство с гласным звуком [э], его характеристика, тренинг на определение места звука в словах. Составление схем. Знакомство с буквами Э и э, печатание, узнавание в словах.

17

Формирование фонетического восприятия. Звуки [л] и [л'], их место в словах.

Знакомство со звуками [л] и [л'],   их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Называние слов с изучаемыми звуками

18

Веселая математика. Кривая линия. Ломанная линия.

Знакомство с кривой линией. Ее отличие от прямой линии. Ее рисование. Знакомство с ломаной линией. Ее отличие от кривой линии. Ее рисование.

Ноябрь

19

Развитие познавательных психических процессов. Игры на развитие внимания.

Игры «Найди отличия», «Найди 2 одинаковых предмета», «Продолжи узор», «Лабиринт»

20

Формирование фонетического восприятия. Буквы Л и л. Слоги с изучаемыми  буквами.

Знакомство с буквами Л и л. Их печатание, узнавание в словах. Составление и чтение прямых и обратных слогов со звуками.

21

Подготовка руки к письму.  Обведение по контуру.

Упражнение в обведении по контуру «Цветок», «Утенок» и «Зайчик». Обведение предмета на некотором расстоянии от контура

22

Формирование фонетического восприятия. Звуки [м] и [м'], их место в словах.

Знакомство со звуками [м] и [м'],   их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Называние слов с изучаемыми звуками. Составление схем.

23

Веселая математика. Треугольники. Четырехугольники.

Знакомство с треугольниками и их особенностями, название и определение предметов по форме, напоминающих треугольники. Знакомство с четырехугольниками и их особенностями, название и определение предметов по форме, напоминающих четырехугольники.

24

Развитие познавательных психических процессов. Игры на развитие наглядно-образного мышления.

Игры «Назови одним словом», «Сложи картинку», «Так не бывает» и т.п.

25

Формирование фонетического восприятия. Буквы М и м. Слоги с изучаемыми  буквами.

Знакомство с буквами М и м. Их печатание, узнавание в словах. Составление и чтение прямых и обратных слогов со звуками.

26

Веселая математика. Круг. Овал. 

Знакомство с кругом, название и определение предметов по форме, напоминающих круг. Знакомство с овалом, название и определение предметов по форме, напоминающих овал.

Декабрь

27

Формирование фонетического восприятия. Звуки [н] и [н'], их место в словах.

Знакомство со звуками [н] и [н'],   их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Называние слов с изучаемыми звуками. Составление схем.

28

Формирование фонетического восприятия. Буквы Н и н. Слоги с изучаемыми  буквами.

Знакомство с буквами Н и н. Их печатание, узнавание в словах. Составление и чтение прямых и обратных слогов со звуками.

29

Развитие познавательных психических процессов. Игры на развитие словесно-логического мышления.

Игры «Найди лишнее слово», «Скажи наоборот», «Бывает - не бывает» и т.п.

30

Веселая математика. Объемные фигуры. 

Знакомство с шаром, сферой, пирамидой, кубом и др. Называние предметов по форме, напоминающих объемные фигуры.

32

Формирование фонетического восприятия. Звуки [р] и [р'], их место в словах.

Знакомство со звуками [р] и [р'],   их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Называние слов с изучаемыми звуками. Составление схем.

33

Формирование фонетического восприятия. Буквы Р и р. Слоги с изучаемыми  буквами.

Знакомство с буквами Р и р. Их печатание, узнавание в словах. Составление и чтение прямых и обратных слогов со звуками.

Январь

34

Подготовка руки к письму. Спиральные линии.

Рисование спиральных линий (от центра наружу и снаружи к центру) «Клубочки», «Снеговик»

35

Веселая математика. Сложение и вычитание, знаки + и – .  

Знакомство с математическими действиями сложением и вычитанием (объединение множеств и выделение множества из большего множества). Знаки действий сложения и вычитания.

36

Формирование фонетического восприятия. Звуки [д] и [д'], их место в словах.

Знакомство со звуками [д] и [д'],   их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Называние слов с изучаемыми звуками. Составление схем.

37

Веселая математика. Числа и цифры 1, 2, 3, 4.

Знакомство числами и цифрами 1, 2, 3, 4. Получение чисел 1, 2, 3, 4. Составление и решение примеров

38

Развитие познавательных психических процессов. Игры на развитие наглядно-схематического  мышления.

Игры «Подбери заплатки»,  «Лица», «Подбери пару»

39

Формирование фонетического восприятия. Звуки [т] и [т'], их место в словах.

Знакомство со звуками [т] и [т'],   их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Называние слов с изучаемыми звуками. Составление схем.

40

Подготовка руки к письму. Обведение по контуру.

Обведение предметов по контуру и прорисовывание нескольких контуров вокруг «Цветок», «Звезда»

Февраль

41

Формирование фонетического восприятия. Звук [ж], его место в словах. Буквы Ж, ж. Слоги с буквой ж.

Знакомство со звуком [ж],   его характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами Ж и ж, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемым звуком.

42

Веселая математика.

Составление чисел 5 и 6.

Знакомство с числами 5 и 6, состав чисел 5 и 6. Решение примеров и задач.

43

Подготовка руки к письму. Штриховка волнистыми линиями.

Заполнение контуров фигур прямыми и волнистыми линиями.

44

Формирование фонетического восприятия. Звук [ш], его место в словах. Буквы Ш, ш. Слоги с буквой ш.

Знакомство со звуком [ш],   его характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами Ш и ш, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемым звуком.

45

Занятия по социализации детей, тренинги. Психологическая диагностика.

Психологическая диагностика детей по их социализации и подготовке к обучению в школе.

46

Формирование фонетического восприятия. Звуки [с], [с'],  их место в словах. Буквы   С, с. Слоги с буквой с.

Знакомство со звуками [с],  [с'],    их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами С и с, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемыми звуками.

47

Подготовка руки к письму. Проведение кривых линий.

Игра «Лабиринт», рисование по образцу. Рисование узоров на клеточной основе.

48

Формирование фонетического восприятия. Звуки [з], [з'],  их место в словах. Буквы   З, з. Слоги с буквой з.

Знакомство со звуками [з],  [з'],    их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами З и з, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемыми звуками.

49

Веселая математика.

Составление чисел 7 и 8.

Знакомство с числами 7 и 8, состав чисел 7 и 8. Решение примеров и задач.

Март 

50

Формирование фонетического восприятия. Звуки [к], [к'],  их место в словах. Буквы  К, к. Слоги с буквой к.

Знакомство со звуками [к],  [к'],    их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами К и к, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемыми звуками.

51

Формирование фонетического восприятия. Звуки [г], [г'],  их место в словах. Буквы   Г, г. Слоги с буквой г.

Знакомство со звуками [г],  [г'],    их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами Г и г, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемыми звуками.

52

Веселая математика.

Составление чисел 9 и 10.

Знакомство с числами 9 и 10, состав чисел 9 и 10. Решение примеров и задач.

53

Подготовка руки к письму. Работа на клеточной основе.

Рисование узоров на клеточной основе.

54

Формирование фонетического восприятия. Звуки [б], [б'],  их место в словах. Буквы  Б, б. Слоги с буквой б.

Знакомство со звуками [б],  [б'],    их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами Б и б, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемыми звуками.

55

Формирование фонетического восприятия. Звуки [п], [п'],  их место в словах. Буквы   П, п. Слоги с буквой п.

Знакомство со звуками [п],  [п'],    их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами П и п, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемыми звуками.

56

Формирование фонетического восприятия. Звуки [в], [в'],  их место в словах. Буквы   В, в. Слоги с буквой в.

Знакомство со звуками [в],  [в'],    их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами В и в, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемыми звуками.

57

Формирование фонетического восприятия. Звуки [ф], [ф'],  их место в словах. Буквы   Ф, ф. Слоги с буквой ф.

Знакомство со звуками [ф],  [ф'],    их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами Ф и ф, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемыми звуками.

Апрель

58

Веселая математика. Столько  же, сколько. Неравенства.

Упражнение в сравнении предметов. Знак =. Упражнение в сравнении чисел. Знаки >, <.

59

Занятия по социализации детей. Психологическая диагностика.

Психологическая диагностика детей по их социализации и подготовке к обучению в школе.

60

Формирование фонетического восприятия. Звуки [х], [х'],  их место в словах. Буквы   Х, х. Слоги с буквой х.

Знакомство со звуками [х],  [х'],    их характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами Х и х, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемыми звуками.

59

Подготовка руки к письму. Работа в тетради с узкой линией.

Написание элементов прописных букв.

60

Веселая математика. Больше чем … на …, меньше чем … на…

Упражнение в сравнении предметов и чисел. Решение примеров и задач.

62

Формирование фонетического восприятия. Звук [ч], его место в словах. Буквы  Ч, ч. Слоги с буквой ч.

Знакомство со звуком [ч],  его характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами Ч и ч, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемым звуком.

63

Формирование фонетического восприятия. Звук [щ], его место в словах. Буквы Щ, щ. Слоги с буквой щ.

Знакомство со звуком [щ],  его характеристика, тренинг на определение места звуков в словах. Знакомство с буквами Щ и щ, их печатание. Составление и чтение слогов с изучаемым звуком.

64

Формирование фонетического восприятия. Буква я и звуки, которые она обозначает.

Знакомство с буквой я, ее печатание. Звук [йа],  составление схем.

Май

65

Формирование фонетического восприятия. Буква ю и звуки, которые она обозначает.

Знакомство с буквой ю, ее печатание. Звук [йу],  составление схем.

66

Веселая математика. Что мы измеряем в жизни.

Знакомство с длиной, весом, температурой. Использование линейки, весов, градусников. Единицы измерения.

67

Формирование фонетического восприятия. Буква е и звуки, которые она обозначает.

Знакомство с буквой е, ее печатание. Звук [йэ],  составление схем.

68

Формирование фонетического восприятия. Буква ё и звуки, которые она обозначает.

Знакомство с буквой ё, ее печатание. Звук [йо],  составление схем.

69

Веселая математика. Деньги.

Знакомство с деньгами. Их роль в жизни детей. Игра «Магазин» с использованием денег настольной игры.

70

Формирование фонетического восприятия. Закрепление знаний о фонетическом строе русского языка

Чтение простых (2-х, 3-х сложных слов по слогам). Составление схем.

71,72

Развитие познавательных психических процессов. Игры на развитие связной речи.

Игры «Опиши картину», «Составь рассказ по началу (по концу)», «Ответь на вопросы после прочтения рассказа», «Перескажи сказку».

  1. Организационный раздел

Методическое обеспечение программы

  1. Пособия для групповой и индивидуальной работы:
  • Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз-ступенька, два ступенька» методическое пособие
  • Жукова Н.С. Букварь (пособие по обучению дошкольников
  • правильному чтению)
  • Жукова Н.С. Уроки чистописания и грамотности (обучающие
  • прописи)
  1. Таблицы.
  2. Карточки для словарной работы.
  3. Аудио- и видеозаписи.
  4. Набор игрушек.
  5. Геометрические фигуры.
  6. Дидактические настольные игры.
  7. Книги-раскраски.

Список литературы

  1.  Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  2.   Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждений. – М., 1993
  3.  Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М., 1991
  4.  Волина В.В. Праздник числа. Занимательная математика для детей. – М., 1993.
  5.  Диагностика готовности к чтению и письму детей 6 – 7 лет. Рабочая тетрадь. М.: Ювента, 2003
  6.  Ерофеева Т.И., Новикова В.П., Павлова Л.Н. Дети у истоков математики. Спецкурс: методика обучения математике. – М., 1994.
  7. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Геометрия для малышей. – М., 1978.
  8. Журова Е.Н., Варенцова Н.С., Дурова Н.В. Невская Л.Н. Обучение дошкольников грамоте. – М.: Школа-Пресс, 1998
  9. Запоминаю буквы. Рабочая тетрадь. М.: Ювента, 2001
  10. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у дошкольников. – М.: Акалис, 1996.
  11.  Колесникова Е.В. Программа «От звука к букве». Обучение грамоте детей дошкольного возраста. – М.: Ювента, 2005. – 48 с.
  12.  Потапова Е.Н. Радость познания. – М., 1990
  13. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Просвещение, 1996.
  14. Рихтерман Т.Д. Формирование представление о времени у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1982.
  15. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. – М., 1986.
  16. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись правильно говорить. – М., 1992

Ушинский К.Д. Родное слово. – М., 1991

  1. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. – СПб.: Детство-Пресс, 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мини-интеллектуальная олимпиада "Умники и умницы"

Интеллектуальная мини – олимпиада – это форма интеллектуального соревнования старших дошкольников, позволяющая выявить не только определенные знания детей, но и умение применять их в новых нес...

Конспект детско-родительского досуга по математике "Умники и умницы"

Согласитесь, большое значение для работы с детьми имеет налаженный контакт с родителями. данный конспект этого интересного мероприятия поможет вам в этом....

Конспект занятия-игры в подготовительной к школе группе « Умники и умницы».

Цель. Закрепить навык чтения слогов, слов с изученными буквами....

Умники и умницы.

Сценарий познавательно-математического конкурса для подготовительной группы....

игра "Умники и умницы"

Развитие познавательной  и речевой активности осуществляется в различных видах деятельности  и непосредственно через игру.В старшем дошкольном возрасте использую интересные и доступные интел...

Авторская программа по работе с одаренными детьми "Умники и умницы"

Данная программа ориентирована для работы с детьми дошкольного возраста 4-5 лет. Направлена на развитие логики , мышления...

Олимпиада "Умники и умницы"

Материал для проведения олимпиады "Умники и умницы" в старшей и подготовительной группах детского сада....