Мини - музей "Югорский край"
методическая разработка

Максемьюк Ирина Львовна

План работы мини – музея «Югорский край» в средней группе «А»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_yugra.docx38.34 КБ

Предварительный просмотр:

План работы мини – музея «Югорский край».

в средней группе «А»

Воспитатели:                                                                                                                                                                                                                 Максемьюк Ирина Львовна                                                                                                                                                                                                                                        Мамедова Лалэ Алирзаевна

         

   Цель:

Формирование предпосылок нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к природе и культуре на основе историко-национальных и природных особенностей ЮГРЫ. Воспитание чувств уважения и заботы к природному богатству родного края

Задачи:

1.Познакомить детей с понятиями «наш край», «город», «тайга» и с названиями города и округа.

2.Сформировать у детей первоначальные знания о природных и культурных особенностях жизни Ханты-Мансийского автономного округа - Юргы.

3.Развивать у детей нравственные качества личности, через ознакомление с родным городом, краем.

4.Воспитывать интерес к природе и желание заботиться о животных и растениях нашего края.

5.Стимулировать стремление слушать сказки и другие фольклорные жанры.

Прогнозируемый результат

У каждого ребёнка сформируется интерес к жизни родного города, народов крайнего севера и  природе Югорского края. Он получит знания о природных и культурных особенностях жизни Югры.

План работы мини – музея в средней группе «А» «Югорский край».

дата

тема

цель

Совместная деятельность с детьми

сентябрь

«Нижневартовск - родной город»

Познакомить детей с названием нашего края и с его  элементарными особенностями: город, тайга.

Расширять познания о своем городе и его устройстве.    

1) Рассказ детей: «Мой выходной день»

2) Игра-путешествие по городу

3) Настольная игра «Строим город»

октябрь

«Знакомство с народом ханты»

Формировать элементарные представления о жизни народов крайнего севера: жилище, быт. Развивать интерес к культуре нашего края. Воспитывать уважение к традициям и обычаям разных народов.

Беседы о народах севера

(ханты и манси)

культурой и быта, о

игрушках  детей народов

ханты и манси

ноябрь

«Таежный лес»

Формировать основы знаний о природном богатстве Югры.

Обратить внимание на то, что хвойные деревья зеленые в любое время года. Воспитывать желание наблюдать за разнообразными природными явлениями нашего края.

1) Беседа «Лесная аптека на службе человека»

2) Рассмотрение иллюстраций «Растения нашего края»

декабрь

«Природное богатство»

Закреплять знания детей о диких животных и растениях Югры.

Формировать понимание необходимости заботиться о живой природе.

Воспитывать интерес к разнообразию среды нашего края.

1) Конкурс загадок о животных

2) Рассмотрение иллюстраций  «Животные и их детеныши»

3) Чтение сказок и рассмотрение иллюстраций к ним

январь

«Это все - Югра!»

Воспитывать

любовь и интерес к своей Родине –месту, где дети

живут и растут, чувство гордости за свою малую родину

Рассматривание

альбома «Путешествие

на Север».

март

«Символика

нашего края»

Формировать

представления о

символике города,

значимости его в

истории страны.

Воспитывать

гражданственность и

патриотизм

Творческие и развивающие игры:

«Придумай герб», «Раскрась флаг

нашего города»,

«Подбери символику», «Выложи флаг»,

Подбор материала о символике

города.

апрель

Итоговое занятие «Мой родной край»

Закрепить с детьми знания о родном городе

Уточнить представления детей о родном крае, формировать понимание выражения «малая родина»

май

«Герои земляки»

формирование

первичных

представлений о

празднике Великой

Победы, создание

праздничного

весеннего настроения;

воспитание уважения к

защитникам Отечества.

Просмотр слайдов по данной теме

Приложение

Игровая ситуация "Кукла хантыйка рассказывает о Югре"

 Цель: Познакомить детей с жизнью хантыйского народа, формировать понимание того, что мы живем в большом краю со своими природными богатствами.

Оборудование и материалы: кукла хантыйка, картинки с изображением хвойных деревьев, кедровая шишка,

Ход

Воспитатель:  -Здравствуйте, ребята. К нам пришла гостья, это кукла хантыйка.

-Ребята, мы с вами живём в Югре, Ханты-Мансийский автономный округ и местное население нашего края это ханты.

Ханты живут в Тайге (в лесу) небольшими поселениями. Разводят оленей, добывают рыбу, ходят на охоту, в лес за ягодой и грибами. Живут в небольших сооружениях называемых «Чум». У народов ханты своя культура, свой язык. Одежду они шьют во основном из шкур оленей и других животных. В Тайге (в лесу) много деревьев. В основном ель, сосна и кедр. (Воспитатель показывает картинки с изображением деревьев).

- У этих деревьев есть шишки и они разные. А в шишках кедра есть орешки. Орешки съедобные, вкусные. Наша гостья принесла вам шишки разных деревьев: кедра, сосны (рассматривают).

Итог

Воспитатель вместе с детьми делает вывод: край в котором мы живем называется Югра, он очень большой и красивый, местное население нашего округа это ханты. Каждый человек любит свой край, где он родился, и мы любим наш край - Югру.

"Дом, в котором мы живем"

Программное содержание: Расширить представление детей об окружающем мире. Знать дом, где ты живешь, своих соседей, друзей, взрослых и детей. Закрепить понятия: дом, двор, улица, соседи. Воспитывать любовь к своему дому, улице, городу.

Оборудование и материалы: карточки с изображением гнезда, дупла, берлоги, норы и т.д., маленькие квадратики из желтой бумаги по несколько штук на каждого ребенка, коробочки из цветного картона и цветки из цветной бумаги по количеству детей.

Ход

Воспитатель с детьми подходят к заранее выложенным карточкам с изображением жилищ разных животных.

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, на карточках вы видите домики. Чьи это домики? Кто в них живет? (Ответы детей).

- Где живет птица? (В гнезде).

- Из чего построено гнездо? (Из веток, соломы, пуха, меха, травы).

- Кто построил птице гнездо? (Сама построила).

- Где живет белка? (В дупле).

- Кто построил белке домик? (Сама нашла дупло в старом дереве, наносила в дупло траву, перья, мох...).

- Где живет медведь? (В берлоге).

- Кто ему нашел дом? (Сам себе нашел яму, натаскал веток, листьев, достроил себе убежище).

- А где живет лиса? (В норе).

Кто ей нору построил? (Сама лапками вырыла).

- Все зверюшки расселились по своим домикам.

- Зачем нужен дом птице, лисе, медведю, белке? (Чтобы прятаться от врагов, хранить запасы питания, отдыхать, спать, прятаться от холода).

- Хорошо, что у всех зверюшек и птиц есть свой дом.

- Ребята, а у вас есть дом? (Есть).

- Из чего сделан ваш дом? (Из кирпича, бревен, камня и т.д.).

- Какой ваш дом? (Большой, маленький, высокий и т.д.).

- У людей дома разные. А кто строит людям дома? (Ответы детей).

- Кто построил ваш дом? (Папа, дедушка, дяди, строители и т.д.).

- Люди сами строят себе дома.

- Вы одни живете в доме или еще кто-то живет? (Другие взрослые и дети. Много разных людей).

- Правильно, вы не одни живете в доме, рядом много других квартир. В других квартирах живут ваши соседи.

- Вы дружите с соседями? (Да).

- А если вы в своей квартире будете громко кричать, топать, слушать громкую музыку, как вы думаете, понравится это вашим соседям? (Нет).

- Почему? (Это мешает соседям...)

- Молодцы! Значит, вы уважаете своих соседей. Так всегда и поступайте, уважайте всегда своих соседей, здоровайтесь с ними при встрече.

- Вы дома любите играть? (Да). А вы только в своей квартире любите играть? (Нет).

- А где еще можно поиграть около дома? (На улице, во дворе).

- Вот здорово! У вас есть ваш двор около дома.

- А с кем вы там играете? (С соседскими детьми).

- В какие игры вы играете? (Катаемся на санках, бегаем, играем с мячом, играем в песке и т.д.).

- Очень приятно играть в своем дворе со своими друзьями.

- Интересно, у кого самый красивый двор? (У меня, у меня, у меня...).

- А почему ты, Алеша, думаешь, что у тебя самый красивый двор? (Потому что есть качели, лавочки, деревья, летом цветут цветы и т.д.).

- А в подъезде у вас чисто? (Разные ответы).

- А вы не бросаете мусор в своем дворе, подъезде? (Нет).

- Молодцы! В доме должно быть чисто, красиво, все должны жить дружно, как в теремке.

Игра "Теремок"

Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок...

- Ребята, мы склеили из коробочек домики. Вот сколько домиков и все разные. Выберите себе дом, который больше всего нравиться и приклейте к нему окошки вырезанные из цветной бумаги, окошки должны быть на каждом этаже дома. (Работы детей). Подумайте, где бы вы хотели жить, на каком этаже. Найдите свое окошко и приклейте на него цветок - здесь ваша квартира, в которой вы хотите жить. (Работы детей).

Итог

Вот какие красивые домики у вас получились. Их так много, что можно построить целый город, но этим мы займемся на следующем занятии.

"Город, в котором мы живем"

Программное содержание: Познакомить детей с понятием "город". Формировать и развивать умение поддерживать беседу с воспитателем, знать название города, в котором мы живем.

Оборудование и материалы : ватман с планом улицы, фотографии города, материалы к сюжетно-ролевой игре "Цирк".

Ход

- Ребята, на прошлом занятии мы с вами делали из коробок домики, вы наклеили окна, а на свое окошко поставили плошку с цветком, чтобы вы знали, что это ваша квартира. Возьмите свой домик и поставьте его сюда (воспитатель разворачивает ватман с планом улицы, дети расставляют свои домики, получается улица).

- Ребята, посмотрите, получилась целая улица. Давайте придумаем название нашей улице. (Сказочная, Детская, Мирная, Игрушечная и т.д.).

- У нашей улицы теперь есть название.

- Кто знает, на какой улице живете вы со своей семьей? (Лермонтова, Пушкина, Профсоюзов, Островского и т.д.).

- А наш детский сад №74 находиться на улице Островского.

- Как много улиц в нашем городе!

- Кто знает, как называется город, в котором мы живем? (Сургут).

- Молодцы! Сургут - это наш город! Какое красивое имя носит наш горд! Сургут!

- Ребята, в нашем городе Сургуте только одни улицы с домами? Больше ничего нет? (Есть, это парки, магазины, театры, цирк, кукольный театр и т.д.).

(Воспитатель предлагает детям рассмотреть фотографии, любуется красотой города).

- Как много интересного в городе, так и хочется куда-нибудь сходить отдохнуть, погулять.

- Куда бы вы, ребята, хотели сходить? (В кинотеатр, на ледяной каток, в кукольный театр, в цирк...).

- Ну, тогда вместе отправляемся в цирк под шатром, который приезжает к нам из другого города.

Сюжетно-ролевая игра "Цирк" - имитация клоунов, акробатов, силачей, дрессировщиков.

- Здорово мы развеселились в цирке!

- Ребята, понравился вам город, в котором вы живете? (Да). Почему? (Он большой, красивый, интересный).

- Давайте все вместе громко повторим, как называется наш город! (Сургут).

- А что надо делать людям - сургутянам, чтобы город был еще красивее, чище? (Не сорить, сажать деревья, цветы и т.д.).

- Молодцы! Вы хотя еще и маленькие, но вы  тоже сургутяне.

-Подойдите к окну, мы все вместе полюбуемся улицами нашего города... Вот какая красота!

Домашнее задание:

Спросить у родителей и выучить свой домашний адрес.

НОД по художественному творчеству: рисование "Хантыйский узор на шапочке"

Программное содержание: Вызывать у детей эмоциональное отношение к элементарным явлениям культуры народов крайнего севера. Формировать  представление о жизни народа ханты в условиях крайнего севера. Развивать умение закрашивать готовое изображение не выходя за контур, привлекая внимание детей к подбору цвета, соответствующему изображаемому предмету.

Оборудование и материалы : карандаши цветные и простые, образы орнамента по количеству детей, бумага, кукла в хантыйском наряде.

Методы: Закрашивание орнамента карандашами двух цветов согласно наглядного и словесного образца.

Ход

Воспитатель предлагает детям рассмотреть наряд куклы хантыйки.

- Ребята, какое время года у нас сейчас время года (Осень).

- Какую верхнюю одежу вы одеваете на улицу? (Куртку, шапку, сапоги).

- Посмотрите, ребята, на нашу гостью, все ли элементы осенней одежды на ней надеты? Курточка? (Есть). Сапожки? (Есть). А шапочка? (Нет).

Кукла Как же я буду без шапочки, у меня же замерзнут ушки?

Воспитатель: Не переживай, мы приготовили тебе много шапочек, посмотри, у ребят на столах их сколько.

Кукла: Хорошие шапочки вы мне приготовили, спасибо вам, но только они белого цвета, а мы - ханты носим разноцветную одежду с хантыйским узором (орнаментом), как на моем платье.

Воспитатель  И этой беде мы сможем помочь, наши ребята хороши рисую, сейчас они быстро украсят твои шапочки. Правда, ребята, поможем нашей гостье? (Да).

Воспитатель рассказывает детям, как украсить шапочку, заранее нарисованную простым карандашом и раскладывает каждому ребенку наглядный образец. По низу шапочки нарисован контур орнамента, который необходимо раскрасить согласно цветам на образце. Воспитатель во время работы детей напоминает им о подборе цвета, согласно образцу, к каждой части орнамента.

Итог

- Вот какие красивые шапочки мы для тебя приготовили.

Кукла: Спасибо большое, теперь у меня так много красивых шапочек, что мне их не сносить. Но ничего в моем поселении много девочек хантыек, наверняка они тоже захотят носить ваши подарки. Теперь все девочки хантыйки будут самые красивые!

"Северный лес"

Программное содержание: Уточнить и расширить имеющиеся представления детей о лесе и его обитателях. Формировать представление об условиях среды, к которой приспособились растения и животные. Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, к жанру устного народного творчества - загадкам, а так же память, связную речь. Воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к лесу.

        Ход

-Ребята, хотите отправиться в путешествие? (Да).

В нашем краю много лесов, а называется лес нашего края "тайга", давайте повторим все вместе (Тайга). Мы идем в гости к леснику. Лесник - это человек, который смотрит за лесом, смотрит чтобы люди соблюдали правила поведения в лесу. Он нам расскажет много интересного - кто живет в лесу, что растет в лесу.

Ходит по лесу лесник,

Он молчать в лесу привык.

Здесь ему совсем как дома,

Все давным-давно знакомо.

Но сначала надо повторить правила поведения в лесу.

Ветки не ломать, деревья не калечить; не травинку, не лист зря не рвите.

В лесу можно поиграть, пошуметь, покричать, поаукать, но главное - никому не мешать.

Старайтесь сильно не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете не одной тайны.
Беседа о лесе.

Лес называют фабрикой природы.  В любом городе воздух загрязненный из-за того что много машин. А растения в лесу: деревья, кусты и травы отчищают воздух от загрязнений. А без чистого воздуха люди и животные погибли бы. А еще деревья (листья) испаряют лишнюю воду, много воды возвращаются в воздух и образуют облака. А затем снова вода выпадает в виде дождя.

- А теперь я приглашаю вас в лес, чтобы полюбоваться на эту дивную картину.

Вот сейчас я покажу вам опушку - это как бы порог леса. Здесь мало деревьев, но много солнца. Закройте глаза и подставьте лицо к солнышку. Давайте пройдем по лесу, постоим, послушаем птиц.  Какой звук вы слышите? (Тук-тук-тук). Такой звук издает птица дятел. Дятел отчищает деревья от гусениц и других насекомых, он выдалбливает в дереве дыру своим клювом и достает вредных насекомых. Так и получается звук "Тук-тук-тук".

- А вот здесь посмотрите совсем нет деревьев. Это место называют поляной. Посмотрите какие травы и цветы растут на поляне. Сравнение деревьев.

А теперь давайте поищем грибы в лесу. Они любят сырые и теннисные места.

Подвижная игра "Собери грибочки"

А сейчас мы возьмем корзинки и пойдем за грибами. Грибы селятся на опушках, в старой хвое и листьях. Каждый гриб дружит со своим деревом. Дети собирают грибы в корзинки. Побеждает тот, кто соберет больше всех

Запомни: не всякий грибок кладут в кузовок! Еще в лесу растут ядовитые грибы, которые собирать нельзя.

В лесу живут разные звери, птицы. Для них лес- родной дом и кормилец, а для человека- друг.

Дидактическая игра «Кто живет в лесу?»

Лес - большой дом. Кто в нем живет? Назови всех обитателей леса. А как назвать детенышей разных зверей? (Например: у зайчихи- зайчата, и лисицы-...? И т.д.)

А в завершении нашей прогулки по лесу давайте познакомимся с правилом, которое вы должны обязательно знать и соблюдать:

Много леса- не губи,

Мало леса- береги,

Нет леса- посади.

Дети прощаются с лесником.

Итог

- Ну вот, ребята, наше путешествие подошло к концу, и нам с вами пора возвращается в свой любимый детский сад. Но мы с вами обязательно еще отправимся в путешествие.

НОД  Тема: "Это все - ЮГРА!"

Программное содержание: Обогатить и уточнить знания детей о родном крае, в котором они живут, обогащать знание о животном и растительном мире. Развивать познавательную активность, расширять и совершенствовать знания детей о жизни коренных народов севера: ханты, о богатстве нашего края. Воспитывать у детей чувство гордости за свой край, любовь к нему, уважение к людям, живущим в родном краю.

Ход

Дети сидят полукругом у доски, на ней иллюстрация города Сургута.

- Мы сегодня поговорим с вами о нашем крае, в котором мы живем, о нашем общем доме.

Читает стихотворение "Наш дом" (Горьковой Л.Г.)

Наш дом родной, наш общий дом -

Земля, где мы с тобой живем!

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть:

Леса и горы, и моря -

Все называется - Земля!

Воспитатель:

- Ребята, вы знаете, в каком городе мы живем? (

- Ребята, а кто из вас знает название улицы, где проживает? (Ответы детей)

- Да, наш город  Нижневартовск  Ханты называют наш город рыбным местом.

Город Нижневартовск очень большой: в нем много школ, домов, магазинов, памятников, детских садов. Расположен наш город на севере России. В богатом краю, который называется, как? (Югра)

- Да, наш край называется Югрой. Потому что коренные жители: ханты, раньше назывались уграми, отсюда и название Югория. А скажите, чем богат наш край? (Ответы детей)

- Правильно, ребята, в нашем краю много лесных зверей, в реке водится много рыбы, а главные богатства Югры скрыты глубоко под землей.

- Ребята, а как называют коренное население Югры? (Ханты).

- Правильно, коренное население - ханты. А вы хотите с ними познакомиться? (Да). У меня есть знакомая девочка, которая живет в поселении ханты.

- Ну, как же найти дорогу в поселение ханты? Придумала, поможет нам в этом волшебный клубок. Бросает клубок со словами:

Ну, клубочек, покатись,

В поселении ханты окажись!

Дети с воспитателем перемещаются к макету "Наш край!"

Воспитатель: Ой, ребята, куда же мы попали? Обратите внимание, вот железнодорожный вокзал, зачем он нужен городу? (Ответы детей).

- Ребята, посмотрите, это наш ГРЭС, которая снабжает город электричеством.

- А вот и река Обь. Сюда прибывают корабли с пассажирами, с грузами.

- Не близка дорога к поселению ханты. Они, действительно, живут далеко. Я предлагаю отдохнуть и поиграть в хантыйскую игру: "Хейро".

"Хейро" - значит, бог солнца. Для этой игры необходимо выбрать ведущего - солнце. Сделаем это с помощью считалки: раз, два, три - значит солнцем будешь ты.

Подвижная игра "Хейро"

Ведущий входит в середину, игроки встают в круг, берутся за руки, идут приставным шагом, размахивая руками: вперед - назад. На каждый шаг говорят "Хейро". Солнце встает, выпрямляется, вытягивая руки в стороны, кружится, старается задеть игроков. Игроки должны увертываться от солнца и разбегаться. На сигнал: раз, два, три - в круг беги. Дети встают в круг. Игра повторяется два раза.

Воспитатель: Ну, как вам, ребята, понравилась игра народов ханты, вы запомнили ее название? (Да. "Хейро")

Нам с вами совсем недалеко осталось, вот пройдем лес, как у нас лес называется? (Тайга).

- Выйдем на опушку, а там уж совсем рукой подать. Вот мы и оказались в тайге. Посмотрите нас кто-то решил запутать.

Дидактическая игра "Кто, где живет?"

Дети классифицируют животных по средам обитания.

Воспитатель  Ребята, взгляните, мы и не заметили прямо перед нами поселение ханты. Давайте подойдем поближе. Странно, никого нет. Ханты переводится на русский язык - хороший человек. Вот их дом, который называется чум и сделан он из оленьих шкур. Мужчины занимаются оленеводством, охотой и рыболовством. Женщины шьют одежду и готовят пищу.

Появляется девочка:

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Окся. А вас как?

Дети представляются.

Воспитатель: Окся, какая на тебе одежда интересная, а как она называется?

Девочка: Шубка моя называется - малица, обувь - кисы.

- А вы, ребята, молодцы я давно за вами наблюдаю, вы, оказывается, так много знаете о нашем крае. Мне не удалось вас запутать.

Воспитатель: Так вот кто пытался нас запутать!

Девочка: Ну ладно, ребята, не обижайтесь. Я же не знала, что вы такие умные. ответьте на мой вопрос: "Какие животные живут у нас в тайге?"

Девочка: Молодцы, ребята, правильно назвали животных. А сейчас, я вынуждена с вами проститься, меня ждут оленеводы с обедом на стойбище. Мы с вами скоро увидимся. А вас в детском саду, ждет сюрприз. до скорой встречи.

Воспитатель Окся ушла, а нам пора возвращаться в детский сад. и сделаем мы это с помощью волшебного клубка.

Ну, клубочек, покатись,

В Филиппочек возвратись.

Дети садятся на стулья.

Краткий анализ.

Воспитатель обращает внимание детей на короб и рассматривает содержимое, со словами: "Ай да, Окся! Ай да, молодец! ягод нам принесла. А повара-то наши молодцы, пока мы путешествовали, морса наварили. Давайте угостимся. И гостей угостим.

                                         

 

       

                                                                                                                                                                                             

                                                                                                               

   

                                                                                                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект мини-музея в группе "Наш край"

Оформление, тематика мини-музея в своей группе. Большая помощь в воспитании патриотизма....

Рабочая программа Мини-музей в ДОУ «Тамбов – мой край, моя Россия»

Одной из форм работы по патриотическому воспитанию дошкольников является создание мини-музеев в ДОУ.Мини-музей позволяет расширить кругозор дошкольников, сформировать проектно-исследовательские умения...

Мини-музей "Наш родной край"

Мини-музей "Наш родной край" способствовал духовному и нравственному воспитанию старших дошкольников. Дети познакомились с народами родного края, культурными достопримечательностями, традициями народо...

Программа по саморазвитию «Патриотическое воспитание дошкольников. Мини-музей группы «Родной край» — источник приобщения детей к истории своего народа».

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатства своей ст...

Музейная педагогика: мини-музей "Край родной - моя Россия"

}Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей,  создающая условия погружения  ребенка в специально-организованную пространственную среду. Через...

Инновационный проект «Организация этнографического мини-музея «Край, в котором я живу» в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Инновационный проект «Организация этнографического мини-музея «Край, в котором я живу» в условиях дошкольного образовательного учреждения»...

Мини музей "Край наш Воронежский"

Воспитание нравственно-патриотических чувств....