Методические рекомендации
методическая разработка
«Оснащение центра речевого развития в ДОУ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для педагогов | 41.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
«Оснащение центра речевого развития в ДОУ»
Наполнение речевого центра должно отражать все направления работы по развитию речи:
-развитие словаря ребенка;
-работа над грамматическим строем речи (обучение различнымспособам словообразования, формирование грамматически правильной речи);
-развитие связной речи (составление описательных и творческих
рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками,
пословицами и поговорками, стихами);
-воспитание звуковой культуры речи (совершенствование речевого дыхания, развитиеслухового внимания и фонематического слуха,
Закрепление в речи чистого звукопроизношения, работа над просодическими компонентами речи);
-подготовка к обучению грамоте (знакомство со звукобуквенным анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ и синтез предложения);
-развитие мелкой моторики и графомоторной функции;
-знакомство с художественной литературой.
Необходима организация двух центров, стимулирующих речевую
Активность детей.
Это литературный центр (книжный уголок) и центр речевого развития (речевой уголок).
Литературные произведения, подбираемые в книжный уголок, должны
быть разнообразными по жанру, тематике и содержанию.
Литературный центр
Уголок книги должен быть организован во всех группах детского сада.
Основной принцип, которого должны придерживаться педагоги при его организации
–удовлетворение разнообразных литературных интересов детей.
Необходима периодическая сменяемость материала (литература, картины, портреты) и связь с работой в группе. Например, в книжном уголке можно подготовить детей к беседе о своем городе: рассмотреть иллюстрации, фотографии, изготовить альбом.К устройству уголка предъявляется ряд требований:
−удобноерасположение
–спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума;
−хорошая освещенность в дневное и вечернее время, близость к источнику света (недалеко от окна, наличие светильника вечером), чтобы дети не портили зрение;
−эстетичность оформления;
–уголок книги должен быть уютным, привлекательным, с несколько отличающейся мебелью. Украшением могут быть предметы народно
-прикладного искусства. На стене можно повесить репродукции картин, а для детей 5-6 лет - портреты писателя.
В уголке должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции с картин известных художников. Хорошо рядом иметь шкаф для хранения книг, альбомов, материала для ремонта. В нем можнохранить персонажи и декорации для теневого театра,
фланелеграфа.
Возрастная группа | Оснащение книжного уголка |
1 младшая группа | В книжном уголке должно находиться немного книг –4-5, но у воспитателя в запасе должны иметься дополнительные экземпляры этих же книг: 1) книги на плотной основе по знакомым программным сказкам, потешкам, объемом не более5 листов; 2)книги с динамичными элементами (двигающиеся глазки, открывающиеся и закрывающиеся окошки и т.п.); 3)книжки разного формата: книжки-половинки (в половину альбомного листа), книжки –четвертушки, книжки –малышки; 4)книжки-панорамы (с раскладывающимися декорациями, двигающимися фигурками); 5)музыкальные книжки (с голосами животных, песенками сказочных героев и т.п.); 6)книжки-раскладушки, в том числе и изготовленные своими руками; 7) предметные картинки с изображением предметов ближайшего окружения (предметы мебели, одежды, посуды, животных), сюжетные картинки с самыми простыми сюжетами. |
2 младшая группа | В книжном уголке должно находиться 4 –5 наименований книг: 1)книги с твердыми листами, что и в 1 младшей; 2)книги с обычной листовой структурой; 3)эстампы на темы русских народных сказок. 4)сюжетные картинки по сказкам, программным произведениям. |
Средняя группа | В книжном уголке необходимо помещать знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т.п. (4-6 книг, остальные -в шкафу): 1)книги с одним и тем же произведением, но иллюстрированные разными художниками; 2) альбомы дополняются по темам: «Российская армия», «Труд взрослых», «Цветы», «Времена года»; 3) открытки для рассматривания по произведениям; 4) портреты писателей: С. Маршак, В. Маяковский, А. Пушкин; 5) тематические выставки «Сказки», «Времена года», «Сказки о дружбе зверей» и др. (1 раз в квартал); 6) материал для ремонта книг |
Старшая группа | 1)10-12 книг различной тематики и жанров (может быть книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками); 2)портреты писателей: М.Горький, С.Михалков, Б.Житков, Л.Толстой, Н.Носов,К. Чуковский; 3)книги, рекомендованные программой; 4) книги – самоделки, состоящие из рассказов детей, записанных взрослыми, иллюстрированные самими детьми; 5) энциклопедии («умные» книжки), словари; 6)«Толстые» книжки; 7) альбомы или иллюстрации дополняются тематикой о Родине, технике, космосе и др.; 8) наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов; 9) портреты художников –иллюстраторов (Е. Рачев, Н. Чарушин и др.); 10) тематические выставки «Веселые книжки», «Книги о нашей стране» и т.п., выставки с рисунками детей на заданную тему(1 раз в квартал). |
Подготовительная группа | Количество книг не регламентировано. 1)книги на различную тематику (рассказы о Родине, войне, приключениях, животных, о жизни природы, растениях, стихи, юмористические произведения и т.д.); 2)2-3 сказочных произведения; 3) стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребенка, знакомящие его с историей нашей родины, с его сегодняшней жизнью; 4) издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях; 5) веселые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгунского, Э. Успенского и др. писателей с иллюстрациями наших лучших художников; 6) книги, которые дети приносят из дома; 7) книги на школьную тематику; 8) портреты известных детских писателей, поэтов. 9)В книжном уголке должна быть библиотечка по книжкам – малышкам. Необходимо подготовить атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека» (формуляры на каждого ребенка, учетные карточки на каждую книгу и др.) |
Центр речевого развития в ДОУ
Для центра речевого развития необходимо свободное место, достаточное для смены положения ребенка: занятий сидя на полу или на ковре, движений в различных направлениях в ходе сюжетных подвижных игр, занятий за столами и т. п.
Рекомендации по оформлению речевого центра:
−материал по развитию артикуляционной моторики (предметные картинки-опоры; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках)
пособия для развития дыхания (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки - карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и т.д.)
−пособия для развития мелкой моторики (шнуровки; прописи; сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; различный материал для составления букв);
−материал по звукоподражанию (шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки;
−игры и пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки);
−игры по лексике и грамматике (предметные картинки по лексическим темам);
−игры по развитию связной речи (различные сюжетные, предметные картинки для составления предложений или рассказов, библиотека детских книг и др.);
−материал по грамоте;
–(магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов;
кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики»).
Речевой центр
Возрастная группа | Оснащение речевого центра |
Младший дошкольный возраст | 1. Наборы картинок и открыток по основным лексическим темами для группировки, до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детенышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода и др. 2. Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению и т.п.) 3. Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации). 4. Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения). 5. Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей). 6. Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку, -сказочной, социобытовой) 7. Лото различного типа («Домашние животные и птицы», «Дикие животные» и др.). 8. Игрушки (дидактические, образные, наборы игрушек). 9. Пособия и игры для формирования правильного речевого дыхания: «Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки и др. 10. Пособия и игры для формирования фонематического восприятия и слуха: шумовые инструменты; звуковые коробочки; погремушки; предметные, сюжетные картинки для активизации и автоматизации звуков. 11.Развитие мелкой моторики: массажные мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; мозаики; игры-шнуровки и др. |
Средний дошкольный возраст | 1. Наборы картинок по лексическим темам и для группировки и обобщения (до 8-10 в каждой группе): животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, продукты питания, одежда, мебель, здания, транспорт, профессии, предметы обихода и др. 2. Наборы парных картинок типа «лото» из 6-8 частей. 3. Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия (по внешнему виду), ошибки (по смыслу). 4. Наборы табличек и карточек для сравнения по 1-2 признакам (логические таблицы). 5. Наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2-3) последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина). 6. Серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации, литературные сюжеты). 7. Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей). 8. Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата. 9. Разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками (6-8 частей) 10. Разрезные сюжетные картинки (6-8 частей). 11. Разрезные контурные картинки (4-6 частей). 12. Набор кубиков с буквами. 13. Набор карточек с изображением предмета и названием. 14. Игрушки(дидактические, образные, наборы игрушек). 15. Результаты творческой деятельности детей: альбомы детских загадок, книжки детских сказок, портреты литературных героев и др., сделанные детьми в процессе проектной деятельности 16. Пособия и игры для закрепления правильного речевого дыхания: «Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки —карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и др. 17. Пособия и игры для формирования фонематического восприятия и слуха: шумовые инструменты; звуковые коробочки; предметные, сюжетные картинки для активизации и автоматизации звуков. 18. Пособия для развитиемелкой моторики: массажные мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; мозаики; игры-шнуровки и др. |
Старший дошкольный возраст | 1. Пособия для воспитания правильного физиологического дыхания (тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки, «Листочки»; «Бабочки» и др.). 2. Пособия и игры для формирования фонематического восприятия и слуха: шумовые инструменты; звуковые коробочки; предметные, сюжетные картинки для автоматизации звуков и их; игры с парными карточками (звуки: Р, Л; С, 3, Ц; Ш, Ж, Щ); 3. Игры для совершенствования навыков языкового анализа («Слоговое лото», «Определи место звука», «Подбери слова», «Цепочка звуков» и др.). 4. Игры для совершенствования грамматического строя речи. 5. Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса. 6. Наличие пособий и демонстрационных материалов по подготовке детей к обучению грамоте 7. Результаты творческой деятельности детей: альбомы детских загадок, книжки детских сказок, портреты литературных героев и др., сделанные детьми в процессе проектной деятельности 8. Пособия и игры для закрепления правильного речевого дыхания:«Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; лабиринты; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки —карандаши; колокольчики из фольги на ниточке; «Чей кораблик доберется быстрее»; «Загони мяч в ворота» и др. 9. Развитие мелкой моторики: массажные мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; мозаики; игры-шнуровки и др. 10. Аудиозапись со звуковыми эффектами. 11. Компьютерные программы по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста и др |
Атрибутом речевого уголка может быть игровой персонаж (мягкая игрушка, персонаж мультфильма и др.).
Можно придумать название центра.
Оборудование для сюжетно-дидактических игр может храниться в доступных для ребенка местах: на специальных стеллажах доступных для детей младшего возраста, в ящиках, коробках с характерными символическими изображениями для детей старшего дошкольного возраста. Это могут быть игры «Магазин игрушек», «Веселый зоосад», «Аптека» и др.
Литература:
1.Дыбина О.В., Пенькова Л.А., Рахманова Н.П. Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в детском саду. ФГОС ДО
Методическое пособие" / Под ред. О.В. Дыбиной. –М.: ТЦ Сфера, 2015. –128 с. (Управление детским садом).
2.Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации: Методическое пособие для педагогов ДОУ. –СПб. «Детство-Пресс», 2005. –192 с
3.Цквитария Т.А. В помощь старшему воспитателю. Книга2: Диагностика, предметно-пространственная среда. –М.: ТЦ Сфера, 2014. –128 с. (Управление детским садом).
4.Интернет-ресурс: Леонтьева Е. В. Предметно –пространственная развивающая среда и речевая деятельность старших дошкольников с ОНР в свете введения ФГОС ДО .http://nsportal.ru/
5.Интернет-ресурс: Новикова А. Предметно-развивающая среда для познавательно-речевого развития воспитанников http://www.maam.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).
Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст относится к критическим периодам онтогенеза ...
Методическая разработка.Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников.
Данные методические рекомендации помогут воспитателям и музыкальным руководителям в развитии музыкальных способностей детей....
Методическая разработка по теме: "Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по ИЗО-деятельности"
Методическая разработка по теме:«Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности» «Дошкольное детство – очень ва...
Методическая разработка. Методические рекомендации для родителей "Сенсорное воспитание в дошкольном возрасте"
Насколько важно сенсорное воспитание в дошкольном возрасте? Самым первым источником познания окружающего мира, для малыша, являются ощущения, т.е. он начинаем узнавать мир во всем его многообразии, с ...
Методические рекомендации "Образовательные результаты и образовательные ресурсы как необходимое условие повышения качества дошкольного образования (в контексте ФГОС) (методические рекомендации)
Методические рекомендации...
Методические рекомендации для воспитателей "Формирование элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет «Малыш в мире природы» Методические рекомендации
Методический материал содержит рекомендации по формированию элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет. Раскрываю...