«Применение системно-деятельностного подхода в познавательном развитии дошкольников через опытно -экспериментальную деятельность».
методическая разработка

Люкова Маргарита Викторовна

Выступление на межрегиональном семинаре-практикуме

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное  образовательное    учреждение    

«Детский сад № 7 компенсирующего вида городского округа город Нововоронеж»

Люкова Маргарита Викторовна,

воспитатель ВКК

Тема: «Применение системно - деятельностного подхода в познавательном развитии дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность».

В современных условиях в связи с развитием науки и техники и необходимостью подготовки специалистов, способных решать возникающие перед ними всё более сложные задачи, необходимы социально активные, творчески одаренные личности, отличающиеся социальной значимостью, новизной, оригинальностью. Проблемы развития творчески одаренных дошкольников со всей очевидностью отражает необходимость формирования у подрастающего поколения опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностных отношений, стремления реализовать свои потенциальные возможности, становления самосознания, самореализации. Её решение требует качественно нового подхода в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.Поэтому, система дошкольного образования перешла на новый этап. В основу стандарта заложен системно-деятельностный подход, реализация которого нацелена на формирование развитой личности.Она помогает раскрепостить детей, развивает у них самостоятельность, учит творчески мыслить.

Системно-деятельностный подход-это организация воспитательно-образовательного процесса, в котором главная роль отводится самостоятельной познавательной деятельности дошкольника, где делается акцент на область его потенциальных возможностей.

Основная цель системно - деятельностного подхода-научить ребёнка не знаниям, а работе.

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде.Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.

Структура системно-деятельностного подхода состоит в том, что

-педагог создаёт проблемную ситуацию;

-ребёнок принимает проблемную ситуацию;

-вместе выявляют проблему;

-воспитатель управляет поисковой деятельностью;

-ребёнок осуществляет самостоятельный поиск;

-обсуждение результатов.

Поэтому,одной из форм применения системно-деятельностного подхода в ДОУ является экспериментально-исследовательская деятельность. Этот вид деятельности соответствует принципам системно- деятельностного подхода в обучении и воспитании дошкольников, имеет огромный развивающий потенциал.Именно он направлен на практическое общение, имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора. Ведь в игровой форме, в которой отсутствует принуждение даётся для каждого ребёнка возможность проявить инициативу и свободно реализовать свои способности и образовательные потребности.Так, чтобы познакомить дошкольников с окружающим миром, я провожу с ними различные опыты и эксперименты с объектами живой и неживой природы. В проведении опытно-экспериментальной деятельности знания ребёнку не передаются в готовом виде, а усваиваются им в процессе собственной деятельности.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как нельзя лучше соответствует этим возрастным особенностям.

Возможность наблюдать и экспериментировать нам предоставлена самой природой. Проведение опытов вызывает у детей восторг. Ведь в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, ребёнок делает выводы, суждения, уточняются знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях. Каждый опыт помогает находить решение всевозможных задач и даёт возможность понять, почему всё происходит так, а не иначе, побуждает к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Эксперименты бывают:

индивидуальные и групповые;

однократные или циклические;

По характеру мыслительных операций эксперименты могут быть:

констатирующие(позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или явление),

обобщающие(позволяющие прослеживать общие закономерности процесса, изучаемого раннее по отдельным этапам),

Работа с детьми:

- конспекты НОД с элементами экспериментирования,

- перспективный план по проведению непосредственно опытов и экспериментов,

- диагностика детей по критериям опытно-экспериментальной деятельности,

- картотека опытов и экспериментов.

Методика проведения опытов и экспериментов.

Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения текущих дидактических задач. Затем педагог выбирает объект, с которым знакомится заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно осваивает технику экспериментирования, если она не знакома педагогу.

Задачу ставит   таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать.

Дается время на обдумывание, и затем педагог привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента.

В процессе работы необходимо поощрять детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускать из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов.

Выводы можно делать в словесной форме, а можно использовать графическое фиксирование результатов, то есть оформлять в рисунках, схемах.

Таким образом, применение системно-деятельностного подхода в процессе экспериментирования поможет нашим детям эффективно взаимодействовать с окружающим миром, что сформирует у них предпосылки к успешной учебной деятельности.

Литература.

1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2010.

2. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.

3. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности дошкольников, через опытно-экспериментальную деятельность.

Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации; дети становятся в ней субъектами - носителями предметно-практической деятельн...

Развитие познавательной активности дошкольников, через опытно-экспериментальную деятельность.

Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации; дети становятся в ней субъектами - носителями предметно-практической деятельности и познания, "активными делателями", эт...

Развитие познавательной активности дошкольников через опытно- экспериментальную деятельность.

Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного  дошкольного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательско...

«Развитие познавательной активности дошкольников через опытно- экспериментальную деятельность».

Познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать самих дошкольников в познание реальности, самостоятельном раскрытии ее связей, отношений...