Сенсорное развитие детей раннего возраста
презентация к уроку (младшая группа)

Валентина Алексеевна Новикова

Презентация опыта работы на тему «Сенсорное воспитание детей через использование дидактических игр»

1 слайд

Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляется презентация опыта работы на тему: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через использование дидактических игр». Презентацию представляет Асташкина Светлана Алексеевна воспитатель детского сада «Алёнка»

2 слайд

Необходима ли современному человеку хорошо развитая способность восприятия, и нужно ли развивать ее у ребенка?

Эта тема как никогда актуальна, так как в последние годы у дошкольников отмечаются нарушения познавательной деятельности, наблюдаются недостатки и особенности восприятия, ощущений и представлений, что составляет область сенсорного воспитания. Дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску и форму предметов в окружающей обстановке, с трудом запоминают названия, плохо дифференцируют предметы.

3 слайд

Проблемы сенсорного развития детей раннего возраста раскрыты в работах зарубежных (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли). а также известных представителей отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П.)

Проанализировав изученный материал и исходя из опыта своей работы я решила, что данную проблему надо решать через игру, которая является основной деятельностью младших дошкольников.

4 слайд

Поэтому целью моей работы стало: создать условия для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста через использование дидактических игр.

Данную цель мне помогают решать следующие задачи:

- развивать у детей все виды восприятия;

- совершенствовать умение сравнивать предметы, группировать, классифицировать, устанавливать их сходство и различие;

- формировать умение использовать сенсорные эталоны как общественно обозначенные свойства и качества предметов;

-продолжать развивать мелкую моторику рук, совершенствовать координацию руки и глаза;

- расширять уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.

Сегодня я хочу рассказать о дидактических играхиспользование которых, помогает мне развивать сенсорные возможности детей. Но дидактических игр не может быть без самих игрушек. С помощью сенсорных игрушкек я даю детям возможность познакомиться и научиться пользоваться окружающими предметами, выполнять манипуляции с ними, общаться с людьми посредством речи. Данные игрушки через тактильные ощущения воздействуют на мозг ребенка, развивают мелкую моторику, а, значит, и речь малыша.

5 слайд:

Мягкие игрушки, которые мы используем только для дидактических игр. Например «Какой Мишка?» (где дети описывают медведя, какой он на ощупь, «Кто как кричит?» (с помощью игрушек дети быстро вспоминают и называют знакомых животных, «Где мама, а где ребенок?» (здесь дети сравнивают игрушки по размеру и делают выводы: дети-меленькие, а мамы-большие).

6 слайд:

Игрушки, развивающие точность и координацию движений детей«Зашнуруй Зайке ботинок»,», «Выложи для Антошки красивую дорожку»«Почитаем кукле сказку из маленькой книжки»«Почитаем кукле сказку из самой большой книги», «Построим узкую (широкую) дорожку и пойдем по ней в гости»).

7 слайд:

Игрушки с функцией простого конструктора. Эти игрушки мы используем в следующих играх«Помоги кукле Маше сложить пирамидку»«Поместим матрешек в домики»«Построим разноцветную башенку».

8 слайд:

Развитие сенсорики происходит путем узнавания величины, формы, запаха, цвета предмета. Чтобы в полной мере понять, что тот или иной объект собой представляет, ребенку нужно прикоснуться к нему, понюхать или попробовать на вкус. Только так он в данный момент воспринимает понятия, характеризующие свойства: гладкий, шероховатый, сладкий, горький и т. д. Ребята учатся простейшим умственным операциям, а именно: сравнивать, сопоставлять цвета, узнавать на вкус и др. «Назови какого цвета»«Давай определим, какой на вкус»«Определи какой длиннее».

9 слайдДидактический материал вызывает у детей большой интерес, желание действовать и в этом нам помогает сенсорный уголок. Малыши обмениваются предметами, сравнивают их, делают умозаключения«Такой же шарик. Такая же палочка. Грибочки одинаковые».

10 слайд: Детям нравиться играть в такие игры, как«Найди одинаковые варежки»«Собери бусы»«Найди окошко для фигурки»«Найди свое место» и др.

При знакомстве с игрой ведущую роль беру на себя, использую разнообразные игровые приемы, создавая игровую ситуацию, вношу элементы соревнования, сочетаю с вопросами, указаниями, объяснением, показом.

Сопровождаю их загадками, потешками, стихами – это помогает эмоционально воспринимать и осознать игровые образы, понимать их эстетический характер, что способствует развитию образного мышления, воображения.

Дидактические игры я использую на познавательных занятиях, в режимных моментах в течение всего дня.

Как вы думаете, если у детей интерес к игре пропадает, что необходимо сделать? Закончить игру или позаботится об усложнении игры?

Правильно. Роль взрослого заключается в том, чтобы у детей было в запасе много таких игр, в которые они играют сами, а если интерес к игре пропадает, то необходимо позаботится об усложнении игры.

11 слайд: В группе собрано много материала на развитие тактильных и пальцевых ощущений. Я использую природный материал: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, и многое другое.

Изготовила сухие бассейны, которые наполнила желудями, орехами. Дети под моим наблюдением с удовольствием играют в таких бассейнах, одновременно познавая форму, цвет, величину предметов. Данный вид игр я использую в индивидуальной форме.

12 слайд:

Сенсорная культура осуществляется в процессе ознакомления детей с многообразием форм, красок, звуков в природе, развития у них умения наблюдать. Красота природы не оставляет безучастными даже самых маленьких детей.

В этом помогает прогулка по участку детского сада, которую я использую в любое время года, когда позволяет погода.

Во время прогулки на участке детского сада, дети трогают кору деревьев, рассматривают листочки, нюхают цветы, трогают снег и др.

13 слайд

Ребенок и родитель единое целое. А совместная деятельность всегда эффективна. Для этого я на родительских собраниях подробно рассказываю родителям о содержании работы по ознакомлению малышей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного воспитания сенсорных способностей, а так же о том, какая работа должна проводиться в семье для закрепления навыков. В работе с родителями использую разнообразные формы: консультации («Сенсорное развитие младшего дошкольника»«Учим малыша называть цвета», раздаю информационные листы, памятки («Сенсорное развитие –это…»«Как правильно выбрать игрушку ребенку?»).

14 слайд

В течение года в ДО проходят семинары, педагогические советы, методические объединения на которых я принимаю активное участие и делюсь опытом с коллегами. ….

15 слайд

Подошел к концу учебный год и основываясь на результаты диагностики я сделала вывод о необходимости проведения дальнейшей работы для сенсорного развития с помощью дидактических игр, направленных на улучшение освоений о свойствах предметов.

16 слайд

В своей работе использовала методическую литературу представленную на слайде.

Свое выступление я хочу закончить притчей, в которой говорится:

17 слайд: "Я пытался достичь сердца ребенка словами, но они часто проходили мимо него не услышанными. Я пытался достичь его сердца книгами, он бросал на меня озадаченные взгляды. В отчаянии я отвернулся от него. «Как я могу пройти к сердцу этого ребенка?» - воскликнул я. Он прошептал мне на ухо«Приди, поиграй со мной!».

Так давайте же играть с детьми, удивляться окружающему, радоваться каждому дню, проведенному в Детстве!

Спасибо за внимание!

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitie.docx20.8 КБ

Предварительный просмотр:

Презентация опыта работы на тему «Сенсорное воспитание детей через использование дидактических игр»

1 слайд

Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляется презентация опыта работы на тему: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через использование дидактических игр». Презентацию представляет Асташкина Светлана Алексеевна воспитатель детского сада «Алёнка»

2 слайд

Необходима ли современному человеку хорошо развитая способность восприятия, и нужно ли развивать ее у ребенка?

Эта тема как никогда актуальна, так как в последние годы у дошкольников отмечаются нарушения познавательной деятельности, наблюдаются недостатки и особенности восприятия, ощущений и представлений, что составляет область сенсорного воспитания. Дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску и форму предметов в окружающей обстановке, с трудом запоминают названия, плохо дифференцируют предметы.

3 слайд

Проблемы сенсорного развития детей раннего возраста раскрыты в работах зарубежных (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли). а также известных представителей отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П.)

Проанализировав изученный материал и исходя из опыта своей работы я решила, что данную проблему надо решать через игру, которая является основной деятельностью младших дошкольников.

4 слайд

Поэтому целью моей работы стало: создать условия для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста через использование дидактических игр.

Данную цель мне помогают решать следующие задачи:

- развивать у детей все виды восприятия;

- совершенствовать умение сравнивать предметы, группировать, классифицировать, устанавливать их сходство и различие;

- формировать умение использовать сенсорные эталоны как общественно обозначенные свойства и качества предметов;

-продолжать развивать мелкую моторику рук, совершенствовать координацию руки и глаза;

- расширять уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.

Сегодня я хочу рассказать о дидактических играхиспользование которых, помогает мне развивать сенсорные возможности детей. Но дидактических игр не может быть без самих игрушек. С помощью сенсорных игрушкек я даю детям возможность познакомиться и научиться пользоваться окружающими предметами, выполнять манипуляции с ними, общаться с людьми посредством речи. Данные игрушки через тактильные ощущения воздействуют на мозг ребенка, развивают мелкую моторику, а, значит, и речь малыша.

5 слайд:

Мягкие игрушки, которые мы используем только для дидактических игр. Например «Какой Мишка?» (где дети описывают медведя, какой он на ощупь, «Кто как кричит?» (с помощью игрушек дети быстро вспоминают и называют знакомых животных, «Где мама, а где ребенок?» (здесь дети сравнивают игрушки по размеру и делают выводы: дети-меленькие, а мамы-большие).

6 слайд:

Игрушки, развивающие точность и координацию движений детей«Зашнуруй Зайке ботинок»,», «Выложи для Антошки красивую дорожку»«Почитаем кукле сказку из маленькой книжки»«Почитаем кукле сказку из самой большой книги», «Построим узкую (широкую) дорожку и пойдем по ней в гости»).

7 слайд:

Игрушки с функцией простого конструктора. Эти игрушки мы используем в следующих играх«Помоги кукле Маше сложить пирамидку»«Поместим матрешек в домики»«Построим разноцветную башенку».

8 слайд:

Развитие сенсорики происходит путем узнавания величины, формы, запаха, цвета предмета. Чтобы в полной мере понять, что тот или иной объект собой представляет, ребенку нужно прикоснуться к нему, понюхать или попробовать на вкус. Только так он в данный момент воспринимает понятия, характеризующие свойства: гладкий, шероховатый, сладкий, горький и т. д. Ребята учатся простейшим умственным операциям, а именно: сравнивать, сопоставлять цвета, узнавать на вкус и др. «Назови какого цвета»«Давай определим, какой на вкус»«Определи какой длиннее».

9 слайдДидактический материал вызывает у детей большой интерес, желание действовать и в этом нам помогает сенсорный уголок. Малыши обмениваются предметами, сравнивают их, делают умозаключения«Такой же шарик. Такая же палочка. Грибочки одинаковые».

10 слайд: Детям нравиться играть в такие игры, как«Найди одинаковые варежки»«Собери бусы»«Найди окошко для фигурки»«Найди свое место» и др.

При знакомстве с игрой ведущую роль беру на себя, использую разнообразные игровые приемы, создавая игровую ситуацию, вношу элементы соревнования, сочетаю с вопросами, указаниями, объяснением, показом.

Сопровождаю их загадками, потешками, стихами – это помогает эмоционально воспринимать и осознать игровые образы, понимать их эстетический характер, что способствует развитию образного мышления, воображения.

Дидактические игры я использую на познавательных занятиях, в режимных моментах в течение всего дня.

Как вы думаете, если у детей интерес к игре пропадает, что необходимо сделать? Закончить игру или позаботится об усложнении игры?

Правильно. Роль взрослого заключается в том, чтобы у детей было в запасе много таких игр, в которые они играют сами, а если интерес к игре пропадает, то необходимо позаботится об усложнении игры.

11 слайд: В группе собрано много материала на развитие тактильных и пальцевых ощущений. Я использую природный материал: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, и многое другое.

Изготовила сухие бассейны, которые наполнила желудями, орехами. Дети под моим наблюдением с удовольствием играют в таких бассейнах, одновременно познавая форму, цвет, величину предметов. Данный вид игр я использую в индивидуальной форме.

12 слайд:

Сенсорная культура осуществляется в процессе ознакомления детей с многообразием форм, красок, звуков в природе, развития у них умения наблюдать. Красота природы не оставляет безучастными даже самых маленьких детей.

В этом помогает прогулка по участку детского сада, которую я использую в любое время года, когда позволяет погода.

Во время прогулки на участке детского сада, дети трогают кору деревьев, рассматривают листочки, нюхают цветы, трогают снег и др.

13 слайд

Ребенок и родитель единое целое. А совместная деятельность всегда эффективна. Для этого я на родительских собраниях подробно рассказываю родителям о содержании работы по ознакомлению малышей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного воспитания сенсорных способностей, а так же о том, какая работа должна проводиться в семье для закрепления навыков. В работе с родителями использую разнообразные формы: консультации («Сенсорное развитие младшего дошкольника»«Учим малыша называть цвета», раздаю информационные листы, памятки («Сенсорное развитие –это…»«Как правильно выбрать игрушку ребенку?»).

14 слайд

В течение года в ДО проходят семинары, педагогические советы, методические объединения на которых я принимаю активное участие и делюсь опытом с коллегами. ….

15 слайд

Подошел к концу учебный год и основываясь на результаты диагностики я сделала вывод о необходимости проведения дальнейшей работы для сенсорного развития с помощью дидактических игр, направленных на улучшение освоений о свойствах предметов.

16 слайд

В своей работе использовала методическую литературу представленную на слайде.

Свое выступление я хочу закончить притчей, в которой говорится:

17 слайд: "Я пытался достичь сердца ребенка словами, но они часто проходили мимо него не услышанными. Я пытался достичь его сердца книгами, он бросал на меня озадаченные взгляды. В отчаянии я отвернулся от него. «Как я могу пройти к сердцу этого ребенка?» - воскликнул я. Он прошептал мне на ухо«Приди, поиграй со мной!».

Так давайте же играть с детьми, удивляться окружающему, радоваться каждому дню, проведенному в Детстве!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов групп раннего возраста "Сенсорное развитие детей раннего возраста"

Цель:обогащение представлений педагогов об особенностях сенсорного развития детей раннего возраста....

Проектная деятельность с детьми раннего возраста. Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умст...

План работы по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности»

План по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста по теме "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности"...

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возраста На тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возрастаНа тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»Составители: Короткова И.А.Бобылева П.В.ГБДОУ детский сад 97Ка...

Презентация проекта в группе раннего возраста " Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр."

Презентация проект по сенсорному развитию детей.посредством дидактических игр.  (группа  раннего возраста )...

Презентация поможет познакомить родителей с понятиями «сенсорика», «сенсорное развитие», повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)...