Консультация для воспитателей на тему: «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста через игру».
консультация

Стеклярова Ирина Алексеевна

Консультация для воспитателей

Тема: «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста через игру».

 Воспитатель  Стеклярова И.А.

Воспитатель в группе - главный человек для маленького ребенка. В глазах ребенка именно он определяет, когда можно играть или пойти на прогулку, порисовать или побегать, а когда вместе со всеми детьми нужно спокойно посидеть и послушать.

Педагогический такт является одним из главных проявлений мастерства педагога. Тактичное отношение - это уважение к личности ребенка. Требовательность к нему, искренность и доброжелательность. Тактичный педагог всегда находит оптимальную меру воздействия в каждом отдельном случае, а также учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка.

Поскольку воспитатель является для ребенка фигурой значимой, именно на него ложится основная ответственность за построение того типа общения с ребенком, который выступит в качестве наиболее благоприятного контакта, наиболее благоприятных условий для установления дружеских отношений. Функция воспитателя направлена на развитие у ребенка осознания себя как субъекта общения и восприятия сверстником в качестве субъекта взаимодействия. Другими словами, именно воспитателем организуется специальная работа по формированию дружеских отношений со сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s_igrami.docx17.05 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Тема: «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста через игру».

Воспитатель  Стеклярова И.А.

Воспитатель в группе - главный человек для маленького ребенка. В глазах ребенка именно он определяет, когда можно играть или пойти на прогулку, порисовать или побегать, а когда вместе со всеми детьми нужно спокойно посидеть и послушать.

Педагогический такт является одним из главных проявлений мастерства педагога. Тактичное отношение - это уважение к личности ребенка. Требовательность к нему, искренность и доброжелательность. Тактичный педагог всегда находит оптимальную меру воздействия в каждом отдельном случае, а также учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка.

Поскольку воспитатель является для ребенка фигурой значимой, именно на него ложится основная ответственность за построение того типа общения с ребенком, который выступит в качестве наиболее благоприятного контакта, наиболее благоприятных условий для установления дружеских отношений. Функция воспитателя направлена на развитие у ребенка осознания себя как субъекта общения и восприятия сверстником в качестве субъекта взаимодействия. Другими словами, именно воспитателем организуется специальная работа по формированию дружеских отношений со сверстниками.

Организация работы по коммуникативному развитию требует интеграции всего содержания программы. Например, усиления содержательной связи работы по коммуникативному развитию с ролевой и театрализованной игрой, музыкально-ритмическими движениями, ритмикой, ознакомлением с произведениями изобразительного искусства и художественной литературой и т. д.

Помимо недостаточности биологического и социального факторов, препятствующих нормальному развитию ребёнка, существует причина, которая заключается в существенном снижении активности ребёнка (эмоциональной, двигательной, познавательной, коммуникативной, речевой). Речь идёт о психологической активности, которая, по сути, является отношением ребёнка к окружающему миру и оказывает существенное влияние на их качественные характеристики.

Приведу пример. Можно часто видеть, как ребёнок младшего и даже среднего дошкольного возраста идёт с мамой за руку, она привлекает его внимание к различным предметам, ситуациям, что-то показывает, объясняет.

Маме, в данном случае, принадлежит ведущая, активная роль в познании ребёнка. Другой же ребёнок в этой ситуации ведёт себя иначе: проявляет пытливую любознательность, постоянно тянет маму к замечаемым им букашкам, звукам и прочее, задаёт вопросы. Именно он вызывает маму на общение, он познавательно активен, коммуникабелен. Перечисленные факторы неразрывно связаны между собой, и недостаточность хотя бы одного из них может стать причиной нарушения в развитии.

Коммуникативная компетентность дошкольника включает умение распознавать эмоциональные переживания и сострадания окружающих его людей, детей и взрослых, выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами. Кроме этого, к старшему дошкольному возрасту ребёнок должен научиться сотрудничать, слушать и слышать, обмениваться информацией. Нужно целенаправленно формировать коммуникативные умения у дошкольников. Анализируя данную проблему, изучая её теоретические аспекты, я решила организовать работу с детьми через игру.

Игра позволяет выявить задатки ребёнка и превратить их в способностиразвить умения и навыки, поэтому я выбрала и систематизировала игры по выбранному направлению. Любая из этих игр многофункциональна, имеет большое значение во всестороннем развитии ребёнка (и в физическом, и в психическом, и в познавательном развитии., но у всех есть общая цель-развитие коммуникативных навыков.

Важно помнить - каждый ребенок занимает определенное положение в группе сверстников необходимо учитывать это в своей работе.

Раз в неделю, можно и чаще, включать игровые упражнения в педагогический процесс, что способствует формированию дружеских взаимоотношений со сверстниками, проводить с детьми беседы о дружбе, например "Добро не требует награды", "О заботливом отношении к сверстникам", "Что значит хорошо дружить?", "Если заболел друг" и др.

Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Сюжетно-ролевая игра, также как и другие виды игр, оказывает большое влияние на формирования дружеских отношений среди сверстников.

Творческие игры создаются самими детьми. Тематика этих игр многообразна. Дети изображают быт семьи, строительство новых домов, праздники. В этих играх чаще всего их внимание привлекают отношения между людьми - заботы матери, ласковое обращение бабушки и других членов семьи, поведение детей. Часто по играм детей можно судить о взаимоотношениях не только детей и родителей, но и других членов семьи: бабушки, дедушки и т. д.

Активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности способствует формированию «детского общества». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 6-7 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов.

Впервые в старшем дошкольном возрасте в совместном образе жизни создаются условия для формирования элементов «деловых» отношений, ответственной зависимости. Участие в общей работе, дежурствах, выполнение отдельных поручений развивают у дошкольников элементы соподчинения, взаимного контроля, чувство ответственности за результаты порученного дела перед взрослыми и товарищами по группе. Эта общественно полезная направленность трудовой деятельности является новым, значимым элементом коллективного образа жизни детей дошкольного возраста. Систематическое участие в деятельности, направленной на заботу об окружающих, способствует развитию у детей элементов общественной направленности.

Воспитание основ коммуникативной культуры детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться, как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая тема: «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через игры на детских музыкальных инструментах»

В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического воспитания детей, музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль. Они   вызывают у ребенка большой интерес. И...

Консультация для воспитателей на тему"Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста на основе приобщения к народной культуре"

Консультация для воспитателей нва тему: "Развитие творческих способностей у дете дошкольного возраста на основе приобщения к народной культуре"...

Консультация для родителей на тему: "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

В материале консультации рассказывается о развитии математических способностей детей через игровую деятельность в детском саду, даны рекомендации родителям, что можно делать с ребенком дома....

Консультация для родителей на тему "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования"

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования...

Семинар - практикум для воспитателей на тему: «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения»

Цель семинара – практикума: Формирование  мотивации  у воспитателей по овладению практическими знаниями и умениями по развитию фонематического восприятия через использование игр, игров...

Консультация «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста через игру»

Консультация «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста через игру»...

Консультация для родителей на тему: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через игру»

Консультация для родителейна тему:«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через игру»...