Тема проекта «Тында, вчера и сегодня»
проект (старшая группа)
Формирование представления об истории своего города.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_tynda_vchera_i_segodnya.doc | 142 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 7«Золушка» города Тынды Амурской области
Тема проекта
«Тында, вчера и сегодня»
Краткая аннотация проекта
Как объяснить дошкольнику, что история - это наука о нем, о том, что происходило и происходит вокруг него и его родственников, его семьи? Претворение в жизнь проекта "Мы живём в городе Тынде" позволит воспитателям обратить внимание детей на связь каждого человека с историей родного города. Выполняя данный проект, воспитатель имеет возможность показать ребятам связь настоящего с прошлым, познакомить детей с легендарной стройкой века, способствовать возникновению гордости у дошкольников за свой город, за доблестный труд строителей и железнодорожников.
Метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Технология проектирования формирует у ребенка главную потребность – саморазвитие как естественное состояние. Метод проекта помогает осуществить гуманистический подход к воспитанию – уважению к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению в школе.
Проект познавательного вида
Гипотеза:
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Проблема.
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город. Кроме того, при ознакомлении дошкольников с родным городом важно не просто дать некоторое количество полезной информации, но и сформировать познавательный интерес к истории и культуре родного города, чувство уважения к его жителям, гордость от осознания принадлежности к жителям Тынды.
Проведя анкетирование родителей и диагностирование детей, посещающих наш детский сад, мы выяснили, что многие взрослые, даже коренные жители, имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Педагоги ДОУ также имеют поверхностные знания о Тынде (это показало анкетирование педагогов), отсутствует система по ознакомлению с родным городом в детском саду.
Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
Концептуальные основы проекта.
Дошкольное детство – время становления личности. Осознавая свое «я», ребенок начинает самоутверждаться, стремится воздействовать на ситуацию, активно вступает в отношения с окружающими. В этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям.
Именно в этот период закладывается интерес, уважение и любовь к своей стране, краю, к своему народу. Чувство патриотизма, любовь к родному городу не возникают сами по себе, они формируются постепенно, с самого раннего возраста. Понимание Родины у дошкольников связано с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – родственники, дом, город, родные места.
К.Д. Ушинский говорил: «Отличие западного образования от нашего состоит в том, что западный человек более знаком со своим Отечеством – литературой, географией, экономикой…, а русский человек всего менее знаком с тем, что всего к нему ближе: со своей Родиной и всем, что к ней относится…»
«Знать – значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной – городом Тындой в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.
Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.
Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат, критерии оценки результативности проекта «Знай и люби свой город».
Проект рассчитан на 1 год.
Цель: сформировать у детей и родителей устойчивый интерес к культурным ценностям города, чувство уважения к его жителям, гордость от осознания принадлежности к строителям Байкало-Амурской Магистрали через обогащение и систематизацию краеведческих знаний и представлений.
Целевая группа проекта – дети среднего и старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и их родители.
Цели проекта
- Формирование представления об истории своего города.
Задачи.
- Сформировать детскую компетентность по данной проблеме. Познакомить детей с историей строительства города и его культурными ценностями.
- Пополнить методическое и дидактическое сопровождение по разделу «Ребенок входит в мир социальных отношений», дополнить его региональным компонентом.
- Вовлекать в учебно-воспитательный процесс семьи воспитанников, повышать родительскую компетентность в области истории и культуры родного города.
Прогнозируемый результат.
- Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформированый устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
- Повышение родительской компетентности по представленной проблеме. Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
- Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
Критерии.
- Диагностика уровня сформированности знаний и представлений детей.
- Анкета для родителей воспитанников.
- Анкета для педагогов ДОУ.
Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Тынды, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу, уважение к землякам, чувство гордости от осознания себя тындинцами. Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.
Мы считаем данный проект универсальным, его возможно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о городе, знаменитых жителях Тынды доступны и интересны не только детям, но и взрослым.
Стратегия и механизм достижения поставленных целей.
Реализация проекта осуществлялась в 3 этапа.
I этап – подготовительный, включает в себя:
1) анкетирование родителей знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностей,
2) диагностирование детей с целью выявления уровня сформированность знаний и представлений об истории и культуре родного города,
3) повышение компетентности педагогов по заявленной проблеме воспитанников и анализ полученных результатов с целью выявления актуальности и востребованности знаний и представлений о родном городе.
Для изучения уровня родительской компетентности по данному вопросу, была составлена анкета (см. приложение), вопросы которой раскрывали не только уровень знаний о родном городе, но и отношение к патриотическому воспитанию детей. Уровень знаний и представлений о городе Тынде у родителей оказался невысок, но многие отметили необходимость воспитания у детей любви к родному городу, уважения к его жителям.
С целью выявления уровня знаний и представлений детей была разработана методика диагностирования и диагностическая карта для фиксации полученных результатов (см. Приложение 4).
II этап – основной, включает в себя:
1) занятия с детьми в соответствии с учебным планом по теме: «Тында, вчера и сегодня» (см. Приложение 1),
2) совместные мероприятия с семьями воспитанников (см. Приложение 2),
3) совместные мероприятия с детьми разного возраста (см. Приложение 2),
4) экскурсии по району, городу (см. Приложение 7),
5) пополнение развивающей среды,
6) выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников,
7) участие в конкурсе «Цветущий город» и в номинации «Территория детства». (см. Приложение 3)
8) выпуск газеты «И это все о нас».
В группах старшего дошкольного возраста мы ввели в сетку занятий дополнительное занятие по краеведению (2 раза в месяц).
Для закрепления знаний детей, формирования и поддержки познавательного интереса, повышения родительской компетентности по истории и культуре родного города запланировали ежемесячно проводить совместные мероприятия с родителями воспитанников или межгрупповые мероприятия. Это может быть игра-путешествие, литературная гостиная, КВН, интеллектуальные игры, устный журнал и пр.
Чтобы помочь детям реализовать полученные сведения в практической деятельности в группах были организованны краеведческие мини-центры. Мини-центры содержат как различный дидактический материал для рассматривания детьми (альбомы, буклеты, наборы открыток, карты и атласы и пр.), так и игровой (куклы в национальной одежде, предметы быта, дидактические игры, настольно-печатные игры, конструкторские игры и пр.). Материалы мини-центров должны постоянно пополняться, изменяться. Развивающая среда полностью соответствует требованиям эстетики, гигиены, принципам построения образовательного пространства.
В ДОУ традиционно проходят выставки детского творчества и фототворчества родителей:
- «Осень в Тынде»,
- «С Новым годом, Тындинцы!»,
- «Весенняя природа Тындинского края»,
- «Герои-строители БАМа».
Планируем в процессе работы над проектом сделать интересной традицией ДОУ выпуск газеты «И это все о нас». 1 раз в квартал выпускать газету с информацией об интересных событиях группы, достопримечательностях города, которые посетили дети, стихами тындинских авторов:
III этап – итоговый, включает в себя:
1) итоговое диагностирование детей,
2) повторное анкетирование родителей,
3) анкетирование педагогов
Данные мероприятия демонстрируют количественные и качественные изменения, произошедшие к концу учебного года.
ВЫВОД: Мы считаем данный проект универсальным, т.к. его возможно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о городе, знаменитых жителях Тынды доступны и интересны не только детям, но и взрослым.
План-график реализации проекта «Тында, вчера и сегодня».
Наименование этапов работ | Мероприятия | Сроки (с__ по__) | Результат | Ответственные |
I Подготовительный | Анкетирование родителей | 1-2 неделя мая | Выявление востребованности услуги, представлений родителей о родном городе | Воспитатель по направлению |
Анкетирование педагогов | 1-2 неделя мая | Выявление уровня компетентности | Заместитель по ВМР | |
Диагностирование детей | 1-2 неделя мая | Выявление уровня знаний и представлений детей | Воспитатели | |
Консультирование педагогов | сентябрь - октябрь | Повышение компетентности педагогов | творческая группа зам по ВМР | |
Семинары-практикумы для педагогов | Октябрь- ноябрь | Повышение компетентности педагогов | Педагоги групп | |
II Основной | Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом по теме: «Знай и люби свой город». | Сентябрь-май | Повышение детской компетентности, устойчивый интерес к истории и культуре города. | Воспитатели |
Совместные мероприятия с семьями воспитанников | Сентябрь-май | Повышение детской и родительской компетентности | Воспитатели | |
Совместные мероприятия с группами разного возраста | Сентябрь-май | Повышение детской компетентности, устойчивый интерес к истории и культуре города. | Воспитатели всех групп | |
Экскурсии | Сентябрь-май | Повышение детской компетентности, устойчивый интерес к истории и культуре города. | педагоги групп | |
Краеведческие мини-центры в группах | Постоянно | Пополнение развивающей среды | Педагоги групп | |
Выставки:
| Ежеквартально | Выставки детских работ | Педагоги групп | |
Конкурсы: «Цветущий город» «Территория детства» | август-сентябрь | педагоги групп администрация МДОУ | ||
Выпуск газеты ДОУ «И это все о нас»:
| 1 раз в квартал Октябрь Январь Апрель Июль | Номера газеты «И это все о нас» | Педагоги групп | |
III Итоговый | Педагогический совет «Взаимодействие детского сада и семьи в приобщении дошкольников к истории и культуре родного края». | Март | Повышение уровня компетентности, педагогического мастерства. | Заместитель заведующего по ВМР |
Итоговое диагностирование детей | Май | Выявление уровня знаний и представлений детей | Воспитатель по направлению | |
Повторное анкетирование родителей | Май | Выявление уровня представлений родителей о родном городе, удовлетворенностью услугой. | Воспитатели | |
Анкетирование педагогов | Май | Выявление | Зам по ВМР |
Перспективный план по разделу «Тында, вчера и сегодня»
на сентябрь.
неделя | Тема, задачи | Формы работы |
I неделя | «Улица, на которой я живу» Формировать умения называть и рассказывать о достопримечательностях родной улице. Дополнить знания детей о родной улице. Воспитывать любовь и бережное отношение к улицам города. | Рассказ воспитателя «Как произошли названия улиц» |
IV неделя | «Первые улицы города» Формировать элементарные представления о родном городе и его расположении. Учить пользоваться картой. Упражнять детей в умении определять на карте некоторые условные обозначения. | Знакомство с картой Тындинского района |
Перспективный план по разделу «Тында, вчера и сегодня»
на октябрь.
неделя | Тема, задачи | Формы работы |
I неделя | «Жилые и административные здания г.Тынды» Обобщать и систематизировать знания детей о разнообразии зданий родного города. | Викторина «Сюда идут и стар и млад…» |
III неделя | «История возникновения г. Тында»» Конкретизировать первоначальные представления детей об истории зарождения и развития родного города. | Познавательное занятие «Я знаю, город будет!» |
Перспективный план по разделу «Тында, вчера и сегодня»
на ноябрь.
неделя | Тема, задачи | Формы работы |
I неделя | «Река Тында» Обогатить знания детей о реке Тында, ее географическом положении (протяженности) Развивать логическое мышление, внимание, речь | Развивающее занятие «Куда течет река» |
III неделя | «Памятники архитектуры» Сообщить детям начальные сведения об особенностях архитектуры некоторых зданий города. Формировать представления детей о прошлом и настоящем памятников. Воспитывать гордость от сознания принадлежности к носителям традиций и культуры своего края. | Беседа «Эти разные здания» |
Перспективный план по разделу «Тында, вчера и сегодня»
на декабрь.
неделя | Тема, задачи | Формы работы |
I неделя | «Знаменитые люди города. Прошлое и настоящее» Формировать элементарные представления детей о людях, прославивших свой край в истории Российского государства. Воспитывать чувство признательности, благодарности, уважения к знаменитым людям своего города. | Экскурсия в мини краеведческий музей БАМа |
II неделя | КВН «Прошлое и настоящее нашего города» Обобщить знания детей о городе Тында, его истории, культурных традициях, архитектурных сооружениях. Развивать логическое мышление, внимание, речь, сообразительность. Воспитывать умение работать в команде, договариваться друг с другом. | Обобщающее занятие для детей старшего дошкольного возраста |
Перспективный план по разделу «Тында, вчера и сегодня»
на январь.
неделя | Тема, задачи | Формы работы |
I неделя | «Дорога к храму» Уточнять и систематизировать сведения у детей об особенностях архитектуры некоторых зданий города (собор Петра и Павла). Продолжать формировать представления детей о прошлом и настоящем зданий. Воспитывать гордость от сознания принадлежности к носителям традиций и культуры своего края. | Рассказ воспитателя о соборе «Святой Троицы» и Новодевичьем монастыре в г. Тынде |
III неделя | «Тында театральная» Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного города; расширять знания детей о театрах Тынды. Формировать познавательный интерес, желание посещать театр. Формировать чувство гордости за свой родной город. | Беседа «Театр начинается с вешалки» |
Перспективный план по разделу «Тында, вчера и сегодня»
на февраль.
неделя | Тема, задачи | Формы работы |
I неделя | «Тындинский краеведческий музей» Расширять и дополнять знания детей о музее. Стимулировать познавательный интерес к краеведческому материалу. Активизировать потребность в обмене информацией и родном крае. | Экскурсия «Краеведческий музей» |
IV неделя | Народы, проживающие на территории г. Тынды.
Уточнять знания детей о народах населяющих Тынду и Тындинский. Воспитывать чувство уважения и толерантности к людям другой национальности. | Совместная деятельность «Славен русский народ» |
Перспективный план по разделу «Тында, вчера и сегодня»
на март.
Неделя | Тема, задачи | Формы работы |
I неделя | «Библиотеки города». Продолжать знакомить детей с достопримечательностями города, расширять знания детей о библиотеках города; формировать представления детей о библиотеке, как источнике добывания знаний. | Экскурсия в библиотеку. |
III неделя | Памятники города. Закреплять знания детей об исторических памятниках и монументах города землякам, павшим на полях сражения в годы Великой Отечественной войны; Способствовать воспитанию патриотических чувств и чувства уважения и почитания героев войны. | Рассказ «Памятники, погибшим землякам во время великой отечественной войны и в локальных войнах». |
Перспективный план по разделу «Тында, вчера и сегодня»
на апрель.
Неделя | Тема, задачи | Формы работы |
I неделя | Красная книга Тындинского района Обобщать и систематизировать знания детей о природе Тынды и Тындинского района Формировать стремление беречь лес. Воспитывать любовь к родному краю. | Беседа «Зеленый наряд Тынды»; Экологическая гостиная: «Береги природу родного края» |
III неделя | Памятники великой стройки. | Рассказ «Как все начиналось» |
Перспективный план совместных мероприятий по разделу
«Тында, вчера и сегодня»
№ п/п | Тема, задачи | Срок |
Театрализованное представление «Как Торопыжка спешил в гости». Закреплять знания детей о родном городе и его расположении. Учить пользоваться картой. Упражнять детей в умении определять на карте некоторые условные обозначения. Формировать навык безопасного поведения на улице (ПДД). | Октябрь | |
КВН между детьми старшей и подготовительной групп «Прошлое и настоящее нашего города». Систематизировать и обобщить знания детей о Тынде (месторасположение, история возникновения города, некоторые достопримечательности). Развивать память, внимание, мышление, формировать умение делать выводы, обобщения. Продолжать учить детей действовать в команде, договариваться друг с другом. | Ноябрь | |
Литературно-музыкальная гостиная» гостиная «Творчество авторских исполнителей» Приобщать родителей воспитанников к совместному с детьми чтению книг и прослушиванию песен. Познакомить с некоторыми произведениями, посвященными строительству Байкало-Амурской магистрали. Продолжать формировать элементарные представления детей о людях, прославивших свой край. Воспитывать чувство признательности, благодарности, уважения к знаменитым людям своего города. | Декабрь | |
Интеллектуальная игра «Самый умный театрал» (между педагогами ДОУ и детьми подготовительной группы). Обобщать и систематизировать знания детей о театре. Формировать чувство гордости за свой родной город. Продолжать учить детей действовать в команде, договариваться друг с другом. | Январь | |
Конкурс рисунков «БАМ – стройка века» (с привлечением родителей) | Февраль | |
Устный журнал «Зеленая аптека» Закреплять знания детей о парках и скверах города, лекарственных и ядовитых растениях. Формировать навык публичных выступлений. | Март-Апрель | |
Музыкально-литературная гостиная «С днем рождения, Тында!» Воспитывать чувство гордости за родной город, уважение к людям, живущим в Тынде. Развивать эмоции у детей, поддерживать радостное настроение. | Май |
Перспективный план экскурсий по разделу
«Тында, вчера и сегодня»
№ п/п | Тема, задачи | Срок |
1. | Экскурсия в парк культуры и отдыха. Расширять и уточнять знания детей о достопримечательностях района, местах отдыха. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Воспитывать потребность в поддержании красоты, чистоты в парке. | Сентябрь |
2. | Экскурсия в библиотеку. Продолжать знакомить детей с достопримечательностями города, расширять знания детей о библиотеках города; формировать представления детей о библиотеке, как источнике добывания знаний. | Октябрь |
3. | Обзорная экскурсия по городу Тында. Систематизировать и обобщить знания детей о Перми (месторасположение, история возникновения города, некоторые достопримечательности). Развивать память, внимание, мышление, формировать умение делать выводы, обобщения. Воспитывать любовь к родному городу, уважение к его жителям. | Ноябрь |
4. | Экскурсия по микрорайону Закреплять знания детей о микрорайоне города и его расположении. Учить пользоваться картой. Упражнять детей в умении определять на карте некоторые условные обозначения. Формировать навык безопасного поведения на улице (ПДД). | март |
5. | Экскурсия «Тында на страже Родины». Познакомить детей с историческими памятниками победителям в ВОВ и локальных войнах. Подвести к осознанию миротворческих функций русской армии. Способствовать воспитанию патриотических чувств и чувства уважения и почитания героев войны. | Май |
Наши презентации:
Прошлое и настоящее города.
Строили БАМ
Чьим именем названы улицы моего города?
Памятные места города ( монумент погибшим в годы Великой Отечественной войны, участникам локальных войск, герою Мирошниченко, о Соборе Святой Троицы)
Город Будущего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Посуда вчера и сегодня."
Окружающий мир. Тема: " Посуда вчера и сегодня." Приобщение детей к истокам русской народной культуры."...
«Музыкальная терапия вчера и сегодня» Реферат-статья
Возникновение музыкальной психотерапии — явление закономерное. Музыка сопровождает человека на протяжении всего доступного исследователям периода его развития. Древние мудрецы утверждали, что музыка, ...
Проект в подготовительной группе "Детское телевидение: вчера и сегодня"
В рамках тематической недели "Детские интересы", мои воспитанники проявили интерес к детским телеперадачам. В ходе беседы дети делились впечатлениями о своих любимых передачах, которые они с удовольст...
Проект "Мой город вчера и сегодня" по познавательному развитию для совместной деятельности с детьми 5-6 лет
Проект "Мой город вчера и сегодня" по познавательному развитию для совместной деятельности с детьми 5-6 лет воспитатель Мамонова Елена Валентиновна Детство...
«Фотография вчера и сегодня».Беседа с детьми подготовительной группы и эксперимент "Изобретаем фотоаппарат".
Интересное, не скучное мероприятие. Может оказаться полезным коллегам как идея темы создания мини-музея, организованного совместно с родителями, темы проекта, а также предоставить возможность детям по...
Конспект лекции музыкального руководителя СМИЛГАИН ЛАРИСЫ ИВАНОВНЫ по теме: «ДЕТСКИЕ ПРАЗДНИКИ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА. РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В СОЗДАНИИ ДЕТСКИХ ПРАЗДНИКОВ» (из опыта работы)
Праздники – это важная составная часть воспитательного процесса. Они активно воздействуют на формирование личности ребенка, позволяют ему проявить свои навыки, умения, творческую инициативу, подводят ...
Исследовательский проект на тему: «Самарский железнодорожный вокзал вчера и сегодня»
В данном проекте сравнивается старый Самарский железнодорожный вокзал с нынешним. В ходе проведения НОД, экскурсии, различных игр, чтения литературы, создания макетов старого и нового вокза...