Проект "Воспитание сказкой"
проект (младшая группа)

Гудым Ирина Александровна

Формировать интерес к устному народному творчеству (сказкам); создание условий для активного использования сказок в разносторонней деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vospitanie_skazkoy_2_ml_gruppa.docx282.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 31

городского округа города Райчихинска Амурской области

Проект

«Воспитание сказкой»

во второй младшей группе

Выполнила: Гудым И.А.

     2020 г.

г. Райчихинск

                                                            

Актуальность:

Актуальность темы нам видится в приобщении детей к традиционному русскому фольклору. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию речи, пополнению и обогащению их словарного запаса.

Именно сказки являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи.

Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.

Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки. На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема очень актуальна, поэтому решили реализовать данный проект с нашими малышами.

Цель проекта: формировать интерес к устному народному творчеству (сказкам); создание условий для активного использования сказок в разносторонней деятельности детей.

Задачи:

- расширять представления о сказках;

- формировать нравственное представление детей на эмоционально-чувственной основе через содержание сказок;

- учить детей слушать, слышать, рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;

- формировать умение инсценировать эпизоды сказок, показывать сказки с помощью разных видов театра.

- развивать у детей  речь, обогащать словарь детей, отображать свои впечатления в продуктивных видах деятельности;

- развивать у детей творческие способности, воображение, фантазию;

- воспитывать дружеские доброжелательные отношения между детьми и родителями.

Срок реализации проекта: неделя с 10.01.- 26.03.2020г.

Принципы работы:

-    системный подход;

-    планомерность и непрерывность;

- развивающий характер обучения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Педагогические приёмы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач:

с детьми: непрерывно-образовательная деятельность, подвижные игры, дидактические игры, пальчиковые игры, театрализованные игры, игровые образовательные ситуации, изобразительная деятельность, чтение художественной литературы, загадки.

с родителями: консультации, беседы, фото – отчеты виде слайд шоу, выставки работ детей.

Планируемые результаты:

- дети проявляют интерес к участию в   совместном показе сказок с помощью фигурок настольного кукольного театра, перчаточных кукол, кукол Бибабо;

- проявляют умения и творческие способности в инсценировке сказок, в продуктивной деятельности.

-  дети эмоционально откликаются на прочитанный воспитателем  текст

сказок, активно отвечают на вопросы о последовательности событий в сказке, с интересом рассматривает иллюстрации к художественному произведению, рассуждают, приобретают умения решать проблемные ситуации, сопереживают героям сказок;

- повысился уровень активности родителей в участии в проектной деятельности.

Этапы реализации проекта

Этапы

Различные виды деятельности воспитателя с детьми

Взаимодействие с родителями

Подготовительный

Анализ и изучение методической литературы по теме проекта, подготовка материала к проекту (конспекты НОД, дидактический и игровой  материал и т.п.).

Беседа с родителями о создании совместного проекта «В гостях у сказки», приобщение родителей к участию в проекте. Сообщение на сайт группы о начале реализации проекта.

Основной

Утренняя гимнастика под музыку «Поездка в сказочный лес». Бодрящая гимнастика после сна «Забавный буратино».

Загадки про героев сказок (приложение 2).

Рассказывание знакомых сказок  по сюжетным картинкам.

Математическая обучающая игра «Который по счету?».

Дидактические игры «Угадай по описанию», «Теремок», «Назови сказку».

Проблемные игровые ситуации «Как помочь герою?», «Что делать, если случилась беда?».

Игра «Придумай сказку».

Пальчиковая игра «История о колобке».

Артикуляционная гимнастика: Сказка «Как Язычок лепил снеговика» (приложение 1).

Подвижные игры: «Теремок», «Жучка»

Настольный театр «Репка».

Перчаточный театр «Курочка Ряба».

Музыкальная игра «Колобок».

Театрализованная игра «Теремок»

Игровая обучающая ситуация «Путешествие в сказку».

НОД  «Белкины забавы» (физическое развитие).

НОД Пересказ сказки «Козлята и волк»

(речевое развитие)

НОД Математическое и сенсорное развитие.

«Строим дорожку к теремку» (познавательное развитие) .

НОД Чтение сказки «Заюшкина избушка», подготовка к инсценировки сказки (распределение ролей, ролевые диалоги персонажей) (речевое развитие).

НОД Аппликация (художественно-эстетическое развитие)

«Колобок на окошке» (аппликация с элементами рисования)

НОД Конструирование «Подарок любимому герою» (конструирование по замыслу)  (художественно-эстетическое развитие).

Консультация для родителей «Сказка в жизни ребенка» (приложение 3)

Выставка «Любимые сказки детей».

Выставка книжек-малышек (совместная работа родитель+ребенок)

Выставка работ детей по изобразительной деятельности.

Заключительный

Итоговое мероприятие: инсценировка сказки «Заюшкина избушка».

Результаты представлены родителям в виде презентации проекта.

Отзывы родителей.

Список  использованной литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования -  утвержден  Приказом Министерства  образования и науки РФ  от 17 октября 2013 г.  №1155. Основан на ФЗ №273от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации». М.: Педагогическое общество России, 2014. 31 с.
  2. Абрамова  Л.П., Агаян  Г.Г. и др. Книга-мечта о пальчиках. Энциклопедия пальчиковых  игр для тех, кому от 0 до 7. М.: Издательский дом «Карапуз», 2009.
  3. Бабаева Т.И. Детство. Примерная образовательная программа дошкольного образования. СПб.: Детство-Пресс, 2014. 352 с.
  4. Ельцова О.М. Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» в форме игровых обучающих ситуаций. СПб.: Детство-Пресс, 2016. 224 с.
  5. Карпухина Н. А. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Воронеж, 2008. 202 с.
  6. Леонова Н.Н. Художественно-эстетическое развитие детей в младшей и средней группах ДОУ. Перспективное планирование, конспекты. СПб.: Детство-Пресс, 2016. 320 с.
  7. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: младшая группа: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. М.: Карапуз-Дидактика, 2012. 144 с.
  8. Нищева Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 3 до 4 лет).  СПб.: Детство-Пресс, 2009. 176 с.
  9. Полянская Т.Б. Игры и стихи для развития эмоциональной сферы младших дошкольников. «Детство – Пресс», 2011. 96 с.  
  10. Силантьева С.В. Игры и упражнения для свободной двигательной активности детей дошкольного возраста. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. 208 с.
  11. Смирнова Е.О. и др. Игры с детьми 3-4 лет. Приложение к журналу «Воспитатель ДОУ». М.: Сфера, 2008. 128 с.
  12. Харченко Т.Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. 96 с.
  13. Юдаева М.В. Хрестоматия для младшей группы. М.: Самовар, 2015. 202 с.

Приложение 1

Артикуляционная гимнастика

Сказка «Как Язычок лепил снеговика»

Взрослый выполняет вместе с ребенком.

Однажды в зимний день Язычок выглянул в окошко (открывать и закрывать рот под счет до 5) и очень удивился. Всѐ вокруг — и скамейки, и качели, и дорожки — было укрыто белым снегом (высунуть широкий язык, положить на нижнюю губу и удерживать под счет до 5).

Язычок надел теплую шубу, шапку повязал красный шарф и вышел на улицу. Он улыбнулся (широко улыбнуться, показав зубы), посмотрел вверх на солнышко (поднять тонкий язык к верхней губе, удержать под счет до 5), потом вниз на снежок (опустить язык к нижней губе и удержать под счет до 5) и решил слепить снеговика.

Сначала он скатал один снежный ком (надуть левую щеку), потом другой (надуть правую щеку) и, наконец, еще один, самый большой (надуть обе щеки и удержать). У Язычка замерзли руки. Он поднес их ко рту и стал согревать (поднести ладони ко рту и тихо произносить: «Ха-ха-ха.

Когда снеговик был готов, Язычок посмотрел сначала наверх (поднять язык к верхней губе), потом вниз (опустить язык к нижней губе), по сторонам (подвигать язык влево-вправо) и призадумался: «Чего-то не хватает». Он достал из кармана две пуговки и вставил снеговику глазки (зажмурить один глаз, потом — другой), из морковки получился длинный нос (высунуть язык и потянуть вперед), из веток Язычок сделал снеговику руки (потянуть язык вправо, потом — влево).

Вдруг из-за тучек выглянуло солнышко, и Язычок увидел, как снеговик ему подмигивает то одним глазком, то другим (подмигнуть 5 раз правым глазом, а затем — левым). Вот какого снеговика слепил Язычок!

Приложение 2

Загадки к сказкам

Он от бабушки ушёл,
И от дедушки ушёл,
Песни пел под синим небом,
Для лисы он стал обедом. 
(Колобок)

Нравом зол, цветом сер,
Семерых козлят он съел.
(Волк и семеро козлят)

Бабушка за дедушку
Ухватилась крепко:
«Ох, никак не вытянуть,
Помогите, детки!»
Добрые помощники
Скоро набегут,
Победит упрямицу
Общий, дружный труд.
(Репка)

Миша по лесу идёт,
Короб на спине несёт – 
Пироги для бабы с дедом
Внучка Маша напекла-
Несговорчивого Мишу
Вокруг пальца обвела!
(Маша и медведь)

Что за гостья в дом пришла 
К трём лесным медведям?
Там поела, попила,
В трёх кроватях поспала,
А хозяева вернулись – 
Еле ноги унесла!
(Три медведя)

Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит.
Это (Доктор Айболит)

Как-то мышка невеличка
На пол сбросила яичко.
Плачет баба, плачет дед.
Что за сказка, дай ответ!

(Курочка Ряба)

В этом доме без забот
Жили звери, только вот,
Медведь к ним пришел потом,
Поломал звериный дом.
(Теремок)

Хоть он был без рук и ног,
Но сбежать из дома смог.
Волк и заяц, и медведь
Не смогли за ним поспеть.
Но лисичка знает дело -
Быстро "Ам" его и съела.
(Колобок)

Трудно бабушке и деду
Репу вытащить к обеду.
Внучка, Жучка, даже кошка
Помогали им немножко
Кто еще пришел на грядку?
Отгадай-ка ты загадку.
(Мышка из сказки Репка)

В сказке лисонька плутовка
Обманула зайку ловко,
Из избушки выгнав прочь.
Плакал зайка день и ночь.
Но в беде ему помог
Один смелый петушок.
(Заюшкина избушка)

В день именин она разбогатела.
Попировать с друзьями захотела,
Но тут ее злодей задумал погубить,
Решил ее он задушить.
Это скандал, это кошмар.
Но помешал ему комар!
(Муха-цокотуха)

Приложение 3

Консультация для родителейКартинки по запросу фото родители читают сказки своим малышам

«Роль сказки в жизни ребёнка»

Роль детских сказок в развитии детей многогранна. От развития фантазии до развития правильной речи. Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Ведь сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает. Она - универсальный учитель. Дети легче понимают сказку, чем пресную взрослую речь. Поэтому если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства – сказку. Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить правильно выражаясь. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Роль детских сказок развивать фантазию и воображение ребёнка, а так же его творческий потенциал. Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло. Но мы обращаем еще особое внимание на роль сказок в развитии устной речи.

Развитие речи детей в значительной мере зависит от потребности в пользовании языком. У многих детей плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературное произведение.

Так вот сказка является одним из действенных и ярких средств, скрывающих огромные дидактические возможности в развитии речи. Конечно, тексты сказок расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной речи, но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать детскую речь эмоциональной, образной, красивой.

Большинство из ребят умеют самостоятельно рассказывать сказки и даже пытаются придумывать свои сказочные истории.

Родителям стоит больше внимания уделять сказке. Когда взрослый читает ребенку сказку или вместе с ним ее сочиняет, происходит важнейший момент объединения двух миров: мира взрослого и мира ребенка, в волшебном сказочном пространстве.

Сказка - это замечательное средство семейного общения и развития ребенка.

Она помогает установить доверительные отношения, развить речь ребенка и его фантазию, познакомить с окружающим миром и научить общаться.

Но самое главное- сказка меняет и взрослого, ведь его фантазия и речь развиваются тоже! К тому же он начинает смотреть на мир совершенно другими глазами и вспоминать свое детство.

Для чтения сказок важно выбрать «правильное» время, когда ребёнок будет спокойным и в хорошем настроении. Можно делать это перед сном, когда есть время обсудить сказку. Читать нужно с удовольствием и не отвлекаться, это принесёт больше пользы и положительных эмоций. Сказки расширяют познания детей. Форма восприятия добра и зла у взрослых не является образной. Дети не могут воспринимать информацию в такой форме, им необходима образность, игра.download

Роль детских сказок в воспитании детей не может быть не замечена. Ребёнок, представив образы, учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им и верить в силы добра. Роль детских сказок не ограничивается только приятным времяпровождением. Сказки можно рассматривать как способ снятия тревоги у ребёнка. С помощью сказок можно помогать преодолевать негативные стороны формирующейся личности. Выбирая сказку для ребёнка обязательно надо учитывать особенности эмоционального развития вашего малыша. images

Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь. Не менее важно сделать речь ребёнка эмоциональной, красивой, образной. Формируется умение задавать вопросы.

Так же в воспитании кроме интуитивного формирования основ устной речи, необходимо специальное обучение. Большое значение надо уделить конструированию слов, предложений, словосочетаний. Очень важна связь между речевой и умственной деятельностью детей. Сказка ещё должна способствовать общению. download

Задача воспитания детей сказками довольно сложная. Надо учитывать ряд моментов связанных с особенностями вашего ребенка. В сказках заложена многовековая народная мудрость. Очень часто сказки обвиняют в ужасной реалистичности. Жестокие действия, которые видит взрослый, ребёнок воспринимает образно. Если ребёнок, неоднократно, видел сцены насилия по телевизору, то он не сможет это образно воспринимать в сказках.

Нужно разъяснить ребёнку, что плохое должно погибнуть. В сказках всегда побеждает добро – это очень важно в воспитании детей на сказках. Тогда ему легче будет справляться с жизненными трудностями. Жизнь внесёт свои коррективы, но в подсознании ничего не пропадает.

Важно и ваше отношение к сказке. Если вы тоже чувствуете, что это другой, сказочный мир, то и расскажите её интересней. Одну и ту же сказку можно читать ребёнку много раз, это поможет ему понять её смысл. Когда он поймёт суть сказки, она станет ему не интересна. Каждый может найти в сказке то, что понятно и близко именно ему. Через сказку можно привить ребёнку любовь к чтению. Сказка в полной мере должна использоваться в семье в воспитании ребёнка. Через сказку ребёнку легче понять, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ребёнок представляет себя положительным сказочным героем. Сказка является одним из самых доступных средств, для полноценного развития ребёнка.

Не нужно преуменьшать роль детских сказок в воспитании детей. Если правильно подобрать сказки с возрастными особенностями детей, можно положительно влиять на эмоциональное состояние ребёнка. Корректировать и улучшать его поведение. Сказки должны входить в план воспитания детей как средство воспитания личности. Целью сказок должно быть развитие в ребёнке данных от природы эмоций. Действие таких книг должно быть направленно на развитие чувств детей, а не на их рассудок. Если обращать внимание на нелюбимых и любимых героев ребёнка, можно вовремя выявить и скорректировать возможные психологические проблемы ребёнка. Фантазию ребёнка легко направить как в положительное, так и в отрицательное русло развития. Начинать лучше с волшебных сказок имеющих простой сюжет. Воспитание сказкой должно способствовать воспитанию уверенности в себе и своих силах.

Пожалуй, один из самых действенных способов объединить взрослого и ребенка, дать им возможность понять друг друга - это сказка. Она помогает возродить духовный опыт нашей культуры и традиции нашего народа, учит добру и справедливости.

images

Паспорт проекта.

Тип проекта: Проект наш познавательный –речевой , творческий, художественно- эстетический , групповой.

По  содержанию:межпредметный.

Участники проекта: дети 3-4 лет, педагоги, родители воспитанников.

Предмет: формирование познавательного интереса к русским народным сказкам.

По продолжительности: краткосрочный  (1недели) c 26.03.2017г . по 01.04.2017г.

По характеру контактов: осуществлялся внутри одной возрастной группы, в контакте с семьёй, внутри ДОУ.

Актуальность проекта:

Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 3-4 года у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как младший дошкольный.                                                                                                                           Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д.                                                                                                          

Цель проекта:

-Познакомить детей с русскими народными сказками, прививать любовь и интерес к русскому народному творчеству. Формировать умение узнавать и называть их по отдельным эпизодам и героям.

Задачи:

-Формировать у детей знания о русских народных сказках..

-Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию.                                                                        

 -Ознакомление детей со средствами художественной выразительности.развивать  умение отличать сказочные ситуации от реальных.            

- детей понимать эмоциональное состояние героев сказок и своё собственное;                                                                                                                             -Привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;                                                                                                                                  -Формировать умение пересказывать сказки.                                                    

-Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности

-Пробуждать интерес к сказкам.                                                                                     -Приобщать детей к процессу познания добра и зла, честности и справедливости.

Ожидаемые результаты:

1. Дети  познакомились со сказками.

2. Дети второй младшей группы научились распознавать сказочных героев по иллюстрациям.

3. Во время дидактических игр дети закрепили знания цветов, количество, счет.

4. Дети станут с большим удовольствием участвовать вдраматических и кукольных спектаклей.

5. Дети научатся создавать в творческих работах отображать прочитанное.                                                                              

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

-Анкетирование родителей «Роль сказки в воспитании детей»

- Формулировка цели и задач, содержания проекта;

-Обсуждение проекта с участниками ,выяснение возможностей, средств,

 необходимых для реализации проекта , определение содержания

деятельности всех участников проекта.

-Подборка методического и дидактического материала.

-Подборка художественной литературы.

-Составление конспектов занятий, бесед.

-Подбор пословиц, поговорок, загадок по теме проекта.

Основной этап:

Реализация проекта.

Образовательная

область

Виды деятельности

Содержание деятельности.

Познавательно-речевое развитие

Коммуникативная

Безопасность

Беседа «Кто пишет

 сказки?»

Беседа «Кто пришел к

 нам в дом»

Беседа нужно ли

 слушаться взрослых.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

П./Игра «Зайцы и волк».

П./Игра «Гуси».

П./Игра «У медведя во

бору»

Логарифмич.упражнение

 «Котенок шалун».

Социально коммуникативное развитие

Игровая деятельность

Д/игра «Узнай сказку по

 предмету»

Д/игра«Собери сказку из

 частей»,

Сюж.ролевая   игра  «парикмахер  для  Бабы  Яги».

Театральная шкатулка — инсценировки  сказок «Репка», «Курочка  Ряба».

Развитие речи

Чтение

Сказки «Репка»,

Сказки«Маша и

 медведь», «Гуси-лебеди»,

«Сестрица Аленушка и

 братец Иванушка» «Кот

, петух и лиса».

Рассказывание  р.н.с.

 «Три медведя»

Рассматривание

иллюстраций к русским

 народным сказкам.

 НОД по Развитие речи

«Сказочный сундучок».

Загадывание загадок по

 сказкам

Художественно-эстетическое развитие

Рисование

Аппликация

Раскрась героя сказки

«Колобок на поляне»

«Мисочка для трех

 медведей»

Работа с родителями.

Буклеты «Сказка в жизни ребенка»

Информация для родителей «Роль сказки в воспитании детей».

Наглядно- информационное сотрудничество  «Что и как читать дома детям»

Заключительный этап.

-Конкурс рисунков «Мой любимый сказочный герой»

-Итоговое мероприятие театральная деятельность «Теремок».

Конспект занятия по лепке в младшей группе  «Мисочка для трех медведей»

Цель: формировать умение у  детей лепке предметов одинаковой формы, но разной величины.

 Задачи:

1.Закрепить приемы раскатывания, сплющивания, углубления путем вдавливания, выравнивания краев пальцами.

 2.Развивать творческое воображение.

 3.Обогащать словарный запас детей.

Ход занятия

- Вы знаете, ребята, сегодня утром почтальон-Мишка, который живет у нас в раздевалке, передал мне письмо. Это письмо от семьи Топтыгиных. Они просят нас помочь. Им срочно нужны мисочки для всей медвежьей семьи. В письме даже есть рисунок, который нарисовал их сынок Мишутка. Вот такие мисочки им бы хотелось. (Рассматривание рисунка)

- Поможем Топтыгиным?

- Посмотрите, какие эти мисочки?

- Чем они отличаются?

- Я предлагаю вам вылепить мисочки из пластилина. Как нужно разделить пластилин, чтобы вылепить такие мисочки?

- Мы скатаем три разные комочки из пластилина. Покажите, как вы будите это делать. (Дети показывают скатывание комочков ладошками в воздухе). Затем сплющиваем их ладошками и делаем посередине "ямочку", углубляем. Краешки мисочки должны быть ровными, аккуратными. (Дети показывают действия на ладошке).

- А сейчас давайте еще раз посмотрим на нарисованные Мишуткой мисочки. Видите, какие они красивые? Чем мы можем украсить наши мисочки?

- Я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть.

Физкультминутка:

Долго, долго мы лепили,

Наши пальцы утомили.

Пусть немного отдохнут.

И опять лепить начнут.

Дружно руки разведем.

И опять лепить начнем.

- Ребята, вы должна постараться. Мишка-почтальон обещал только очень красивые работы отправить семье Топтыгиных. С чего вы начнете?

- Приступайте к работе.

(Включают аудиозапись).

Закончив лепку, дети выставляют готовые работы, рассматривают. Выбирают мисочки, которые, по их мнению, нужно отправить Топтыгиным. Укладывают в заранее приготовленную почтовую коробку и относят Мишке-почтальону.

Конспект занятия по развитию речи «Сказочный сундучок»

Цель: Развивать интерес детей к сказкам и углублять знания о сказках.

Задачи :

1. Формировать умения узнавать сказки по заданию.

2. Обеспечить умение детей отгадывать загадки по содержанию сказок.

3. Закреплять знания детей о русских народных сказках.

4. Развивать познавательную и речевую активность. Расширять словарный запас слов.

Предварительная работа:

- чтение авторских и русских народных сказок.

- рассматривание иллюстраций к сказкам.

- показ кукольного театра.

Материал к занятию:

- письмо от волшебника.

- сундучок с заданиями.

- иллюстрации к сказкам.

-пазлы с изображением сказок.

Ход занятия

-Меня зовут сказочница. Ребята, а вы любите слушать сказки? …

- А какие бывают сказки? ….(р. н. ск., которые сочиняет народ и авторские,

которые пишут писатели)

-Как можно сказать о сказках, если в сказках есть чудо?. (чудесные,

есть добро (добрые, есть волшебство?., мудрость?.

Стук в дверь. Нам пришло письмо от доброго волшебника, он пишет о том,что злая Баба Яга украла все сказки. Что же делать? Давайте спасем

сказки!

- Ой,смотрите, сундучок, а там записка: я читаю, а вы слушаете.

«Если вы выполните все задания, тогда я верну вам сказки.! Б. Я.

- Ну что ребята, начнем! Открываем сундучок.

 Ребенок достает задание №1

«Надо отгадать загадки и найти картинку –отгадку на доске.»

1. В этом доме без забот, жили звери, только вот,

Медведь к ним пришел поломал звериный дом. (теремок)

2. Ведра в дом идут с водой едет печь сама с собой…

Что за чудо в самом деле? Это сказка о (Емеле)

3. Из танцзала короля девочка домой бежала,

туфельку из хрусталя на ступеньках потеряла (золушка)

4. В гости к бабушке пошла,пироги ей понесла,

серый волк за ней следил, обманул и проглотил….(Красная шапочка)

- Молодцы! Справились с заданием.

Ребенок достает задание №2.

Вкруг скорей вставайте дружно, станцевать нам нужно!

Физминутка:

В темном лесу есть избушка

Стоит задом наперед

В той избушке есть старушка

Баба яга живет!

Нос крючком, глаза большие

Словно угольки горят

Ух, сердитая какая! Дыбом волосы стоят.

(дети выполняют движения)

Ребенок достает карточку с заданием № 3.

- Ребята, посмотрите внимательно на картинки. Какая сказка здесь изображена,а какая -лишняя?. (Сказка о рыбаке и рыбке. ,а одна- из сказки-Маша и медведь)

- Молодцы! Хорошо.

Открываем задание №4.

Надо разделиться на команды и составить из разрезных картинок (пазлов) сказку!

Дети собирают. А теперь надо назвать сказку,которая у вас получилась,

и вспомнить несколько строк из этой сказки. (по желанию драматизация отрывка.)

Молодцы! С этим заданием вы тоже справились! И сказки все вернули,

спасли от Бабы Яги.

Все хорошо потрудились и Сказочница дарит вам всем подарки- раскраски

по сказкам.

Конспект занятия по рисованию в младшей группе  «Раскрась героя сказки «Колобок на поляне»

Цель: обучение навыку рисования и аккуратного закрашивания круга.

Задачи:

1.Развивать умение правильно держать карандаш, аккуратно заштриховывать форму;

2. Привить эмоционально-положительное отношение к рисованию, желание сделать свою работу яркой и красивой.

3. Продолжать формировать умение рисовать круг (колобок, солнце) цветными карандашами в определенном месте на сюжетной картинке, дорисовывать элементы (глаза, нос, рот);

Ход занятия

- Дети вы раньше были маленькие, а теперь подросли и стали больше. К нам сегодня даже гости пришли, чтобы посмотреть на вас. Посмотрите на них, поздоровайтесь.

Сюрпризный момент

- Ой, смотрите, здесь кто-то спрятался под платочком! Хотите узнать, кто там? Тогда отгадайте загадку:

Замесила бабушка

Ни булку, ни оладушек,

Как поставила на стол-

Он от бабушки ушёл.

Кто же бегает без ног?

Это круглый …

Дети: Колобок.

Основная часть

- Верно, посмотрите: к нам из сказки прикатился колобок! А как же эта сказка называется? Молодцы! Это русская народная сказка «Колобок».

•От кого колобок убежал?

•Куда он покатился?

•И кого Колобок в лесу встретил?

•Какую песенку он пел?

•Какого зверя он встретил последним?

•Лиса какая была? (хитрая)

•Песенка ей понравилась?

•О чем она Колобка попросила?

•Покажите ваш носик.

- Смотрите, какая у меня лиса нарисована. Давайте я ей колобка нарисую на носу. Какой карандаш мне надо взять? Чтобы колобок получился, какую фигуру надо нарисовать? Смотрите, как я рисую: ставлю точку на носу у лисы, из неё вверх начинаю рисовать круг. От куда карандаш убежал – туда и вернулся! Получился круг. Теперь я его аккуратно закрашу, но за край не выбегаю! Что еще можно добавить колобку? Какой нужен карандаш? Чёрным карандашом дорисую глазки, носик и ротик, чтобы он мог петь и улыбаться. Нравится вам колобок? А давайте, я еще солнышко добавлю. Пусть увидит нашего веселого колобка. Зеленый карандаш подойдет? Почему? Конечно, солнышко желтое и … какой формы? Круглое, желтое и у него что есть? Много лучей. Вот какое! Нравится мой рисунок? Хотите сами так нарисовать? Только сначала разомнём наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Колобок»

Кулачок, как Колобок, мы сожмем его разок,

Ну, а пальчики – зверушки, веселятся на опушке.

Этот пальчик будет зайчик, он по лесу побегайчик,

Этот пальчик серый волк – серый волк зубами щелк,

Этот пальчик – бурый мишка, косолапый шалунишка,

Этот — рыжая лиса, всему лесу она краса.

Звери дружно все живут, звонко песенки поют!

- Садимся за столы. Сели красиво, спинка прямая. Какой берем карандаш? Покажите, как вы его правильно держите. Какую фигуру рисуем?

Самостоятельная работа детей. Оказание индивидуальной помощи.

Детям, которые с работой справились быстро, предложить раскрасить облака или елочки.

Анализ работ

- Молодцы ребята. Справились с заданием. Давайте посмотрим, какие колобки у нас получились.

Тебе, Ваня, какой колобок нравится? Почему? А тебе, Катя? Почему? (спросить нескольких детей). И мне очень ваши колобки понравились. Они такие круглые и румяные. Вы хорошо потрудились? Понравилось вам рисовать? Давайте себе похлопаем!

Конспект ФЭМП во второй младшей группе

«Путешествие по сказке «Колобок»

Задачи:

Обучающие:

- Упражнять детей в сравнении двух групп предметов путём приложения, учить обозначать результаты сравнения словами поровну, одинаково, сколько, столько, больше, меньше.

- Закрепить понятия много, один.
- Закреплять умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
- Упражнять в умении выделять основные признаки предметов (форма, величина, цвет);
-  Упражнять в умении сравнивать два предмета по величине,  длине, обозначать результат сравнения словами большой, маленький;  длинный — короткий.

- Упражнять в умении различать пространственные направления от себя, и обозначать их словами: впереди — сзади, слева — справа.

Развивающие: 

- развивать зрительное внимание; память, логическое мышление.

-  развивать общую моторику, двигательную активность.

-  Развивать эмоциональный отклик. 

Воспитательные:

- воспитывать отзывчивость, доброту, интерес к занятиям по математике.

Демонстрационный материал:

Игрушки: бабушка, заяц, волк, медведь, лиса, колобок, домик лисы. Зайцы, морковки для фланелеграфа. Сундучок,  круг, квадрат, треугольник, 2 дорожки разной длины и цвета.

Раздаточный материал:

Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) на каждого ребенка,  квадраты («платочки») с фигурными прорезями, флажки

Предварительная работа:

Чтение сказок; Д/ игры по ФЭМП и сенсорному развитию «Сколько, столько», «Угостим зверят»,  «Найди такую же фигуру», « На что похожа фигура», Выложи картинку»,  « Разложи по длине», «Проводи зверят домой», «Коробка форм»,  «Скажи, какой»; отгадывание загадок про сказочных героев.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

 Ход занятия

Воспитатель: Посмотрите дети сколько у нас сегодня гостей. Давайте с ними поздороваемся с помощью стишка:

Здравствуйте ладошки, хлоп- хлоп- хлоп.

Здравствуйте ножки, топ- топ- топ.

Здравствуй мой носик, бип- бип-бип.

Здравствуйте щёчки, плюх- плюх- плюх.

Здравствуй мой ротик, чмок- чмок- чмок.

Здравствуйте гости дорогие!

Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? А хотите прямо сейчас попасть в сказку? А в какую сказку мы попадём, вы отгадайте. Слушайте загадку:

Прямо с полки за порог

Убежал румяный бок

Укатился наш дружок,

Кто же это? (Колобок)

Правильно, молодцы! А чтобы попасть в сказку нам нужно закрыть глаза и сказать волшебные слова:

Хлопнем дружно, раз, два, три.

Сказка дверь нам отвори!

Воспитатель: Жили- были дед и баба на полянке у реки.

И любили очень- очень на сметане колобки.

 Бабка тесто замесила, колобка она слепила.

В печь его поставила, там его оставила.

Вышел он румян, пригож и на солнышко похож.

Он остыть хотел немножко и улёгся на окошко.

Но случилась с ним беда-

Утащила колобка  рыжехвостая  лиса.

Мне кажется, кто-то идёт. Да это бабушка! Она очень переживает, что лиса утащила колобка. Ребята, давайте бабушке поможем, найдём колобка и вернём его домой.

Дети: Да, поможем!

Воспитатель: А кого колобок встретил на своём пути первым?

Дети: Зайца.

Воспитатель: Вот к нему- то мы и отправимся:

Чтобы к зайцу нам пройти,

Надо лужи перейти,

Ноги выше поднимай,

Через лужицы шагай.

А вот и зайка! Поздороваемся с ним! А у зайца есть младшие братья зайчата. Сколько больших зайцев?

Дети: Один.

Воспитатель: Сколько маленьких?

Дети: Много.

Воспитатель: Какого цвета большой заяц?

Дети: Белого.

Воспитатель: А маленькие?

Дети: Серого.

Воспитатель: А какие у зайца уши? (Длинные). А хвост? (Короткий). Заяц просит нас накормить зайчат. А что любят есть зайчата? (Морковку). А вот и морковка. Дадим каждому зайке по одной морковке. (Дети по очереди дают морковку).

Воспитатель: Сколько зайчат? (Много). Сколько морковок? (Много) Чего больше? (Поровну, одинаково, сколько зайчат, столько и морковок). Один зайка захотел погулять и убежал. А сейчас поровну? (Нет). Чего больше?

(Морковок). Как нам сделать, чтобы опять стало поровну?

(Вернуть зайку). А по другому? (Убрать одну морковку).

Воспитатель: Зайчат мы угостили. А нам пора идти дальше. До свидания зайчики. Кого колобок встретил в лесу вторым?

Дети: Волка.

Воспитатель: К нему мы и отправимся:

По дорожке, по дорожке

Зашагали наши ножки.

По дорожке мы шагаем

 И в ладоши ударяем,

Хлоп- хлоп- хлоп. Пришли.

Воспитатель: Здравствуй волк. А почему ты грустный.

Воспитатель за волка: Хитрая лиса закрыла мой сундучок, и я не знаю как его открыть.

Воспитатель: Я знаю, что делать! Надо правильно назвать ключики и тогда замок откроется. Дети называют геометрические фигуры (Круг, квадрат, треугольник), их признаки, цвет. Сундучок открывается.

Воспитатель за волка: Ой! Что лиса наделала! Она сделала дырки на моих платочках, А я хотел их подарить своим друзьям!

Воспитатель: Ребята, давайте починим платочки и поставим на них заплатки. (Геометрические фигуры большие и маленькие).

Дети: Работа с раздаточным материалом. 

Молодцы, справились и волку помогли. Скажем волку до свидание. Кого колобок встретил третьим? (Медведя). Пошли к медведю:

По лесным дорожкам

Ходят наши ножки

Топ- топ- топ.

Бродят наши ножки

Мы шли, шли, шли,

К мишке в гости пришли.

Здравствуй, мишка! Мишке скучно и он зовёт нас поиграть. (Дети берут по одному флажку). Надо быть очень внимательным и делать то, что говорит мишка.

Воспитатель за медведя: Положите флажок сзади. Возьмите флажок в правую руку. Положите справа.  Где флажок? Положите слева. Где флажок? Положите впереди себя. Где флажок?  Возьмите флажок в левую руку. В какой руке флажок?  Поднимите вверх. Где флажок? Опустите вниз.  Где флажок?  Погладьте себя по голове правой рукой. Молодцы.

Воспитатель:  Мишку мы развеселили. Давайте скажем ему до свидания! Мишка нам подсказал, что к домику лисы можно пройти по длинной дорожке А их здесь две. Дорожки по длине одинаковые или разные? (Разные). А какая из них длинная? (короткая?) Пошли:

По длинной дорожке зашагали ножки

Долго- долго  шли мы, наконец пришли!

А вот и домик лисы. Давайте постучим, тук- тук- тук.

Воспитатель за лису: Слышу, слышу. Кто пришёл?  (Это мы ребята!)

Зачем пришли! (Хотим вернуть колобка бабушке).  Отдам колобка, если выполните моё задание. Проводится логическая игра «Отгадай, что это» с геометрическими формами (шар, куб) Задания детям:

- Возьми красный предмет, но не шар.

- Возьми синий предмет, но не маленький.

- Возьми квадратный предмет, но не большой.

- Возьми жёлтый предмет, но не кубик, и т д.

Молодцы, дети. Вижу, что вы хорошие дети и долгий путь проделали. Так и быть, отдам вам колобка.

 Воспитатель: Спасибо, лиса. До свидания! А нам пора к бабушке.

Мы идём, идём

Не спешим, не отстаём.

Скоро к бабушке придём.

Колобка ей принесём.

А вот и бабушка нас ждёт. Возвращаем тебе колобка, бабушка и она говорит нам спасибо. Давайте расскажем бабушке, кого мы встретили в лесу? (Зайца, волка, медведя, лису)

Как мы помогли зайчатам? (Угостили морковкой) Волку? (Помогли открыть сундучок, зашили платочки. Что делали с мишкой? (Играли с флажками). До свиданья, бабушка.  А нам пора возвращаться в садик. Скажем  вместе волшебные слова:

 Раз, два, три, четыре, пять,

В садик вернулись мы опять.

Вам понравилось наше путешествие по сказке? (Ответы детей). Самое главное- мы сделали очень много добрых дел: помогли зверятам и спасли колобка от лисы. И вы все молодцы!

Подвижная игра «У медведя во бору»

Цель: Приучать детей поочерёдно выполнять разные функции (убегать и ловить).

Описание игры: Определяется берлога медведя (на конце площадке) и дом детей на другой. Дети идут в лес гулять и выполняют движения соответственно стиху, который произносят хором:

У медведя во бору,

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит

И на нас рычит.

Как только дети закончили говорить стихотворение медведь с рычанием встаёт и ловит детей, они бегут домой.

Подвижная игра «Зайцы и Волк»

Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге, в прыжках на обеих ногах, в приседании, ловле.

Описание игры: Одного из играющих назначают волком, остальные изображают зайцев. На одной стороне площадки зайцы отмечают себе места шишками, камушками, из которых выкладывают кружочки или квадраты. Вначале игры зайцы стоят на своих местах. Волк находится на противоположном конце площадки – в овраге. Воспитатель говорит: «Зайки скачут, скок – скок – скок, на зеленый на лужок. Травку щиплют, слушают, не идет ли волк». Зайцы выпрыгивают из кружков и разбегаются по площадке. Прыгают на 2 ногах, присаживаются, щиплют траву и оглядываются в поисках волка. Воспитатель произносит слово «Волк», волк выходит из оврага и бежит за зайцами, стараясь их поймать, коснуться. Зайцы убегают каждый на свое место, где волк их уже не может настигнуть. Пойманных зайцев волк отводит себе в овраг.

Подвижная игра «Мышеловка»

Цель: развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражнять в беге и приседание, построение в круг и ходьбе по кругу.

Описание игры: играющие делятся на две неравные команды, большая образует круг – «мышеловку», остальные – мыши. Слова:

Ах, как мыши надоели,

Все погрызли, все поели.

Берегитесь же плутовки,

Доберемся мы до вас.

Вот расставим мышеловки,

Переловим всех сейчас!

Затем дети опускают руки вниз, и «мыши» оставшиеся в кругу встают в круг и мышеловка увеличивается.

Логоритмические упражнения

"Котенок-шалун"

Цель:развить чувство ритма, темпа, мелкую моторику, память, внимание, речь; вызывать эмоции радости.

Котенок мамочку зовет (ритмично соединяют пальцы рук)

Мяу-мяу-мяу.

Он не напился молока (Скрещивают пальцы рук, ритмично отпускают)

Мало, мало, мало( поднимают пальцы)

Покормит мама молочком (ритмично поглаживают ладонью одной руки)

Мур-мур-мур-мур-мур-мур (тыльную сторону другой)

Свернется маленьким клубком (ритмично потирают кулачком о кулачок)

Ур-ур-ур,ур-ур-ур.

«Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать, а также формировать языковую культуру дошкольника».

В.А. Сухомлинский.


О ПРОЕКТЕ:

ТЕМА: «Что за прелесть эти сказки!».

Тип проекта: информационно-творческий.

Участники проекта: дети младшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

Срок выполнения: 2 недели.

Длительность проекта: краткосрочный.

Цель проекта: Формировать у детей представления о русской народной сказке через различные виды деятельности .

Задачи проекта.

Дети:

- знакомить с творчеством русского народа; формировать интерес к русским народным сказкам, знакомить с их содержанием;

- сформировать желание быть похожими на положительных героев, воспитывая нравственные качества на примере народных сказок;

- развивать умения передавать образ сказочного героя через интонацию речи, мимику, жесты, движения, приобщая к театрализованной деятельности;

- прививать детям правила безопасного поведения на примере сказок;

- формировать речевые навыки детей и расширять активный словарь;

- воспитывать любовь к русскому фольклору на основе формирующихся представлений;

Введение

Сказка представляет собой особый род реальности, который воссоздается автором, рассказчиком, читателем и слушателем и способен в этот момент конструировать жизненные смыслы на эмоциональном, ментальном и ценностном уровне. Действительно, сказка представляет все возможности для приобретения опыта познания, переживания и преобразования окружающей реальности. И ребенок, и взрослый способны благодаря сказке не только менять эту реальность, но и самих себя. Поэтому сказка может быть как индикатором, так и катализатором личностного роста и творческих возможностей.

Никто не спорит с тем, что она позволяет развивать творческие способности ребенка и взрослого. Например, А.М. Виноградова пишет о том, что даже в момент слушания сказки у ребенка активизируются механизмы, отвечающие за опережающее восприятие, внутреннее предвосхищение, додумывание и воображаемое дорисовывание, достраивание образов, ситуаций, сюжетов. [3]

Сказка обладает способностью выявлять, формировать, развивать и реализовывать творческий потенциал личности. Это связано с включением механизмов личностного роста:

  • завораживания внимания слушателя через созвучность гласных и согласных, слов, словосочетаний на определенных этапах рассказывания, использование ритмических повторов, специальных образных и выразительных средств;
  •  эмоциональной идентификации с героями сказки через подключение к их зрительной, слуховой и кинестетической коммуникативным системам.
  • сопереживания героям сказки. В процессе его формируется механизм эмоционального предвосхищения, помогающий не только представить, но и пережить отдаленные последствия человеческих действий. Так, Л.П. Стрелкова в своих исследованиях отмечает, что сказка вводит ребенка в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий;
  • сомышление взрослого и ребенка. Согласно Л.В. Филипповой и Ю.В. Филиппову, сомышление в процессе восприятия и сочинения сказки определяется как включенность ребенка и взрослого в одну и ту же активную деятельность по рассмотрению той или иной проблемы и направленное на решение определенных мысленных задач. [3]

Вместе действие таких механизмов обеспечивает феномен пространственно-временного смещения в иную, вымышленную реальность, когда сказка становится третьим лицом в этом диалоге, сотворчестве ребенка и взрослого.

В этом отношении сказки не могут быть хорошими или плохими – они могут быть живыми, способными, как выразилась К. Эстес, «бросать душу в лица слушателей», или мертвыми, не оставляющими след в душе. «Плохая», страшная на первый взгляд сказка может быть настолько живой, что способна залечить душевные раны. И наоборот, добрая и правильная сказка формирует из маленького человека эгоиста. Разрушая механизмы его нравственного иммунитета, как пишут Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и Е.А. Тихонова. [1]

Важно,  что ребенок вступает в эту жизнь, имея опыт диалога с самим собой, со своим внутренним «я» и не «я», «я – все понимающим» в сказочной и «я – ничего не понимающим» в реальной жизненной ситуации, как сказал бы М.М. Бахтин. Это означает, что он перенесет в реальность опыт сотрудничества, приобретенный в ходе слушания и разыгрывания сказки, позволяющий ему стать взрослым.

 Актуальность: нетрадиционный подход как раз дает и воспитателю, и ребенку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей - должна стать творческим девизом для ребенка.

Цель: формирование умений педагогов работать со сказкой.

Задачи: 1. Изучить роль сказки в воспитании дошкольников;

2. Раскрыть методы работы по сказкам;

3. Раскрыть опытно-практическую деятельность по работе со сказкой.

  1. Роль сказки в воспитании дошкольников

В течение тысячелетий сказка открывала и открывает ребенку дорогу в мир. Едва начав осознавать самого себя, ребенок осмысливает окружающее, усваивает законы общения, устанавливает различие между «хорошо» и «плохо» именно через сказку. С точки зрения процесса воспитания, сказка облекает в художественную форму, эстетически расцвечивает для ребенка правила жизни человека, пробуждает любознательность и интерес к огромному миру, учит наслаждаться искусством. Пренебречь этим — значит лишиться прочной основы развития личности вступающего в жизнь человека.

Роль сказки в развитии ребенка многогранна. Она и фантазию развивает, и мышление, и даже правильную речь. С древних времен сказка является неотъемлемой частью воспитания каждого ребенка. Она поможет родителям доступным языком научить детишек жизни, расскажет им о добре и о зле. Для детей сказка намного понятнее пресных и скучных речей взрослых. Именно поэтому, чтобы поддержать малыша, объяснить и научить его чему-нибудь, родителям и педагогам необходимо воспользоваться главным языком детства мудрой и очень интересной сказкой. Сказка в жизни детей занимает очень важное место: с ее помощью дети очень рано начинают говорить и учатся грамотно выражать свои мысли, а еще она является лучшим помощником в формировании основ общения и поведения.
         Читать детям сказки надо в правильное» время, когда они спокойны и пребывают в хорошем настроении. Читать сказку надо не спеша, не отвлекаясь и с удовольствием. Так она принесет ребенку больше пользы и положительных эмоций. [5]

Роль детской сказки в воспитании ребенка нельзя не заметить. Представляя образы, дети учатся понимать внутреннее состояние героев, учатся сопереживать им, начинают верить в силы добра. С помощью сказки можно не только приятно провести время, но и снять с тревогу с души малыша.
          Сказка помогает расширить словарный запас ребенка, а также развить связную логическую речь. Благодаря сказкам речь малыша становиться более эмоциональной, образной, красивой. Эти волшебные истории способствуют общению, формируют умение задавать вопросы, конструировать слова, предложения и словосочетания.

Один из самых главных моментов роли сказки в жизни ребенка – то, что здесь всегда побеждает добро. В будущем это очень поможет ребенку, научит его побеждать жизненные трудности. Жизнь, конечно же, внесет свои коррективы, но, несмотря на это, в детском подсознании ничего не пропадет.
          Одну и ту же сказку можно, и даже нужно, перечитывать несколько раз. Так ребенок сможет понять смысл, заложенный в ней. Как правило, когда суть сказки становиться ясна малышам, они теряют к ней всякий интерес. К тому же, каждый ребенок находит в сказке то, что ему особенно интересно.
         Сказка – это одно из самых доступных средств полноценного развития каждого малыша. Так было, есть, и будет еще много-много лет. Не стоит преуменьшать роль сказки в жизни детей – правильно подобранная сказка положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка, корректирует и улучшает его поведение, а также воспитывает уверенность ребенка в себе и в своих силах. [5]

  1. Методы работы со сказкой

Поскольку сказки, равно как и многие художественные произведения, не в полной мере используются в семье и в системе общественного дошкольного воспитания для развития детей, изучив опыт Л.Б. Фесюковой,  я для себя разработала специальную схему, помогающую этот пробел ликвидировать. Она выглядит следующим образом.

Название сказки.

1. Нравственный урок.

2. Воспитание добрых чувств.

3. Речевая зарядка.

4. Развитие мышления и воображения.

5. Сказка развивает руки. [8]

Таким образом, предложенная схема является образцом, на котором отрабатывается механизм нашей творческой работы со сказкой, в целях гармонического развития детей.

Обращаю особое внимание на содержание каждого раздела. И вот почему. В большинстве своем мы привыкли традиционно относиться к сказочному материалу. За многие десятилетия возникли стереотипы в этом плане: лиса всегда хитрая, жаль колобка, но что же поделаешь, поделом и пушкинской старухе, не болит у нас сердце и от того, что раздружились лиса и журавль. Одна из главных задач, стоящих перед взрослыми, - познакомить ребенка с содержанием сказки, в лучшем случае побеседовать о том, что лежит на поверхности текста, обыграть, драматизировать, инсценировать. Это так называемое традиционное направление работы со сказкой.

 Я предлагаю подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно.

Нетрадиционно - это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д.  [8]

В связи с этим представляется важным более подробно рассмотреть методику выполнения наиболее часто повторяемых заданий и вопросов.

Во-первых, важно знать, для чего необходим «нравственный урок». И право же, он был бы совершенно лишним при традиционном подходе к текстам. А при нетрадиционном подходе он берет на себя нагрузку дать чуть-чуть непривычное пояснение: в чем нравственный урок, главный смысл сказки, на что нацеливает она маленького слушателя, читателя, какие моральные установки закладывает в его душе, в его сознании. Не зря существует поговорка: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Выявить этот не всегда напрямую сформулированный «намек», прояснить его суть, дать себе урок - вот главная задача.

Например, в сказке «Рукавичка»,  «нравственный урок»  я предлагала детям раскрывать с помощью следующей поговорки: «В тесноте, да не в обиде». Да, не в обиде, но ведь в ущерб кому-то. Вот тут-то и начались противоречия. Понять их на доступном дошкольнику уровне и творчески решать противоречия - один из важнейших вопросов в общей системе образования детей  старшего дошкольного возраста. Итак, что же за противоречие в этой сказке, которого не замечают дети и, как правило, мимо которого проходят взрослые. Все внимание взрослых и детей приковано к рукавичке и ее гостям. Все забыли про деда, который зимой остался без рукавички. А как важно рассмотреть различные стороны этого случая. Для кого хорошо, что так случилось, а для кого плохо. А может быть, не так плохо и для деда (баба свяжет новые рукавички). Некоторые дети  не согласились с предлагаемыми комментариями и сделали свои. Они придумали другой конец сказки: им было жаль зверей оставшихся без дома, поэтому в их сказке лесные жители сдружились и отправились все вместе искать новый дом.

Сказка для ребенка является не просто фантазией, но особой реальностью, помогающей установить для себя мир человеческих чувств, отношений, важнейших нравственных категорий, в дальнейшем - мир жизненных смыслов. Сказка выводит ребенка за рамки обыденной жизни и помогает преодолеть расстояние между житейскими и жизненными смыслами.

Этот внутренний переход возможен только тогда: когда содержание сказки прошло через сопереживание другому лицу. В процессе этого сопереживания формируется механизм эмоционального предвосхищения, который помогает не только представить, но и пережить отдаление последствия человеческих действий, почувствовать их смысл для разных людей. Здесь необходимо отметить, что всякая сказка рассказывает об отношениях, причем эти отношения имеют четкую моральную ориентацию. Это очень важно для осмысления понятий добра и зла, для упорядочения сложных чувств ребенка. Форма изображения здесь сказочная, доступная ребенку, но именно она позволяет ребенку постичь высоту проявления чувств, их нравственный смысл. Однако без помощи взрослых в истолковании и освоении последнего нравственный смысл сказочных образов остается "взрослым", недоступным ребенку.

Процесс самостоятельного осмысления сказки ребенком оставляет его на уровне житейского смысла и не рассказывает подлинной их нравственной сущности. Очевидно, что эту работу ребенок не может совершить без помощи взрослых. Интеллектуализация эмоций происходит в процессе познавательной эффективной деятельности по толкованию жизненных смыслов, отраженных в сказке. Этот процесс не открывается ребенком, а формируется по пути социального наследования. [8]

Рассмотрим теперь следующий раздел - «Воспитание добрых чувств». В целой системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют сказки.

Прежде чем дать конкретные советы, хочется привести высказывания о доброте выдающегося педагога современности Ш. А. Амонашвили: «Есть другое важное личное качество, которое несет в себе и национальное, и общечеловеческое свойство. Это есть чувство доброты. Личность целостна. Чувство доброты, по - моему убеждению, составляет основу нравственной целостности личности. «Спеши творить добро» - в этом латинском призыве сохранена именно общечеловечность чувства доброты… Добрый человек не может не любить глубже. В добром человеке не может не возникнуть сострадание, сочувствие. Добрый человек не может не проявить щедрость души. Добрый человек не может не уважать людей. Он не может быть завистливым, грубым. Он не может не быть порядочным, заботливым. Добрый человек может проявлять храбрость, самоотверженность.  В общем, чувство доброты есть корень всех благородных качеств».

Возвращаясь к сказке, отметим, что в каждом конкретном случае ее сюжет обращает внимание лишь на отдельные компоненты из целой гаммы добрых чувств: или на самоотверженность, или на подельчивость, или на сопереживание. В этой связи и следует обратить внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно то, что:

- учит детей сравнивать, сопоставлять;

- формирует привычку доказывать, что это так или иначе;

- ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая малышу возможность выбора собственной позиции;

- упражняет детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая значительно более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев. [1]

К примеру:

«Докажи, что Аленка лучше всех»;

«Кого тебе жалко в этой сказке»;

«Как бы ты поступил на месте…»;

«Как движениями похвалить петушка».

Используя  «тризовскую» игру «Хорошо - плохо», которая  развела в стороны хорошие и плохие поступки, явления, для того чтобы сделать еще один шаг в формировании доброты, пусть пока на уровне представлений.

Третий раздел схемы по моделированию сказки  - «Речевая зарядка». Методы и приемы, которые я использовала для воспитания красивой речи:

  • умение задавать вопросы, так как  умение в контексте разумно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития дошкольников;
  • специальное обучение. В этом плане достаточно большое значение имеет конструирование слов, словосочетаний и предложений. [9]

Вместе с детьми мы:

- придумывали несколько однокоренных слов (лес - лесок, лесовичок);

- срифмовывали два слова (кузнец - удалец), а затем переходили к рифмованной цепочке и двустишиям как предвестникам словотворчества; например:

Знает маленькая птичка:
              Не игрушка детям – спичка!

- составляли достаточно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого - по словечку»:  «Колобок» - «Колобок катится» - «Колобок катится по дорожке» - «Колобок катится по зеленой дорожке» и т.д.

Для развития речи детей чаще прибегала к испытанному методу - придумыванию иных, новых названий известных сказок, не искажая идеи произведения. Дети с удовольствием включаются в эту игру. Так на примере сказки «Рукавичка» были придуманы новые названия - «Дружный домик», «Дед, рукавичка и звери», «Новый домик для зверей», «Как дед потерял рукавичку».

Для поддержания интереса к сказке и для того, чтобы нарушить привычные стереотипы, и для того, наконец, чтобы повернуть сюжет сказки в новое русло мы вводили вместо главного героя продуманного нового персонажа. На решение этих задач направлен метод, который назван условно «Введение частицы «не»» (НЕ репа выросла на грядке, а …, Не Красная Шапочка, а … , Не Иван-царевич, а … ).

Большое внимание уделялось мелкой моторике пальцев рук. Дети, находясь в сказке, изображали животных, в повседневной жизни играли в различные пальчиковые игры. [4]

Следующим существенным моментом в нашей схеме является рубрика «Развитие мышления и воображения». 

 В первом методе данной рубрики я предлагала объединить два коротких рассказа или сказки в одну с новым сюжетом. Ребенку предлагалось логично вплести новых героев в сюжет первого рассказа и придумать новое содержание. В данном случае активную роль играют и речь, и воображение ребенка. В этой работе, несомненно, руководителями и организаторами являлись взрослые.

Каждая личность - клад фантазии. Изобретательная  деятельность положительно влияет на активизацию резервных возможностей личности. В данном случае дети моей группы изобретали, то есть придумывали что-то новое не в буквальном смысле этого слова, а в мыслях. Например:

- придумывали старые предметы в новых вариантах (будильник хватает спящего за ушки, в нем заложены мелодии завтрака, гигиенических процедур и т.д.);

- превращали себя и членов своей семьи, друзей в другие одушевленные, а порой неодушевленные предметы (мама - цветок, я - Иван-царевич, папа - тучка и т.д.);

- составляли фантастические сказки о себе.

Перед тем, как предложить ребенку почитать сказку необходимо самому пролистать ее. Необходимо обратить внимание чему научит эта сказка ребенка и на каких именно моментах необходимо акцентировать внимание ребенка. [10]

Кроме простого чтения сказки, очень полезно просить ребенка, чтобы он сам сочинил сказку. Это хорошо развивает воображение, творческое начало, а также помогает наблюдать проблемы и желания ребенка. Ребенок может сам придумать то, чего нет на самом деле, уносясь в своих фантазиях в желаемую реальность.

Следующие методы в общей системе развития мышления и воображения: «Постановка проблемного вопроса». 

Детям задавала массу вопросов по тексту сказок. Они нередко сформулированы на уровне констатации (Куда пошла Красная Шапочка? Чем закончилась сказка «Морозко»?). Но куда полезнее вопросы поискового характера (почему, зачем, каким образом, а если бы, всегда ли). К примеру:

- А если бы людоед не превратился в мышку, как бы Кот в сапогах оказался победителем? - дети начинают искать свои варианты, то есть решать поставленную проблему;

- Всегда ли плохо, когда в грязь полез и рад, что грязна рубаха? - может быть, карапуз полез в лужу выручать собачку или достать игрушку…

Такой метод помогает формировать ассоциативное мышление, что очень необходимо и для будущего школьника, и для взрослого человека.

«Решение сказочных задач»

При решении сказочных задач у детей развивается творческое мышление и воображение. Как сказочные задачи, так и ответы детей были разные.

Процесс группового решения и обсуждения обогащает жизненный опыт ребенка: чем больше он будет слушать ответы детей, тем более адаптированным он будет в жизни. [2]

«Рассматривание новой или известной сказки от 3-го или от 1-го лица»

Пример: Когда дети оказались на волшебной поляне, педагог говорит: «Дорогие мои сказочные существа (ребята), сегодня вы попали на Поляну сказок. И я расскажу вам одну удивительную историю. Было это так…» Далее педагог рассказывает свою сказку. Затем спрашивает, кто хочет рассказать историю, которая приключилась с ним.

В последующем дети не только рассказывали придуманные ими сказки, но и старались описать те чувства, которые возникали в той или иной сказочной ситуации.

«Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения»

Здесь последний ребенок, сидящий в кругу, должен закончить сказку, иначе она может продолжаться бесконечно.

«Групповое придумывание сказки»

В своей работе использовала такой прием, как придумывание и рассказывание детьми нарисованной сказки. [2]

Каждый ребенок рисует кусочек сказочной страны, затем придумывает общую сказку о том, что было в этой стране, что там происходит сейчас,  и что будет происходить.

Таким образом, разные формы рассказывания позволили детям легче и свободнее выражать свои мысли, улучшилась память, внимание стало более устойчивым, у детей развилась способность слушать другого, следить за ходом его мыслей и уметь выстраивать свои собственные мысли и фантазии в контексте повествования.

Читая сказки, рассказывая, придумывая их, объясняла детям, что каждая сказка нас чему-то учит.

Наконец, последняя рубрика «Сказка развивает руки» мало нуждается в комментариях. Не случайно говорится «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю». Детям предлагала что-то сделать: вырезать, склеить, изобразить сказку схематично или методом пиктографии, показать эпизод текста с помощью мимики и жестов. Кроме того, весьма часто предлагала изобразить что-то или кого-то из сказки, но нестандартно. Такие приемы использовала в своей работе:

- пальцевая живопись - рисунок выполняется с помощью красок пальцами или кулачками;

- рисование на мокрой бумаге - смачивается кусок ваты или поролона, затем с их помощью влага ровно наносится на бумагу. Рисуется предмет густой краской;

- волшебный рисунок - вначале рисунок наносится контурно, с помощью восковой свечи, а затем сверху покрывается краской: контуры как бы проявляются;

- «живая» капля - большая капля краски вместе с бумагой наклоняется в различные стороны. Полученный рисунок по необходимости обводится или дорисовывается;
         - коллаж 
- в рисунке используется сразу несколько вышеперечисленных методов плюс открытки, ткани, природные  материалы.

 Я  просила детей нарисовать любимого сказочного героя, сказочную страну и так далее.

В своих работах дети находили много разных существ и придумывали о них истории и сказки, что является прекрасным средством обогащения словаря, проявлением творчества и фантазии.

Прекрасный прием для развития воображения ребенка: рассказывала новую сказку сама, без картинок и книжек. А потом просила детей нарисовать или слепить из пластилина, например, Змея Горыныча. Интересно, что воображаемый персонаж не сильно отличался от существующего.

Помимо схемы разработанной мной по работе со сказкой со старшими дошкольниками, провела анкетирование среди родителей. (Приложение № 1)

Анализируя ответы родителей, можно говорить о том, что большая часть родителей старается читать сказки своим детям, но это не всегда, получается, из-за нехватки времени. Родители говорят о том, что сказка положительно влияет на поведение и развитие ребенка, развивается в основном воображение, память, речь.

Многие родители стараются читать сказки на ночь, по их словам это помогает, быстрее успокаивает ребенка и помогает ему заснуть.

Печален тот факт, что, несмотря на большое желание читать сказки, современные родители все-таки отдают предпочтение мультфильмам. По их словам это занимает меньше времени у самих родителей, и у них есть становится больше времени для домашних дел и на самих себя.

Но есть и такие родители, которые, несмотря на свою занятость, находят время для чтения.

Мною были также замечены небольшие отличия между детьми, которым родители читают сказки постоянно, и детьми, которым родители читают сказки лишь изредка. У детей, которым постоянно родители читают сказки, больше развита фантазия, логика, внимание воображение, наблюдательность, любознательность, взаимопонимание. Пополнился словарный запас  и дети не просто выдают набор слов, а выражаются целыми предложениями на хорошем литературном языке, используя средства художественной выразительности.

Так же проводились с детьми: непосредственно образовательная деятельность, (Приложение № 2), реализовывались совместно с родителями проекты:  «В гостях у сказки» (Приложение № 5), «Здравствуй, сказка!» (Приложение № 4), тематическая неделя «Книжкина неделя»,   проводились игры, викторины,  организовались выставки рисунков и поделок.

Таким образом, систематическое чтение сказок влияет на развитие воображения, внимания, памяти, мышления.

Использование сказки в работе с родителями.

Необходимо отметить особую роль родителей в работе со сказкой, объяснение важности сказки в развитии внутренней жизни ребенка, творчества, эмоциональной сферы, чувств. Игра и сказка не должны представляться как временные явления в развитии ребенка.
Виды работы с родителями:

  • Тематические родительские собрания о воспитательно-образовательных возможностях сказок;
  • Дни открытых дверей (Родители вместе с детьми участвовали в играх, выполняли творческие задания и т.д.);
  • Подготовка костюмов и атрибутов к спектаклям и праздникам, участие в них («Новый год», пьеса "Волк и козлята" и т.д.);
  • Выполнение родителями и детьми домашних заданий творческого характера (Придумывание загадок; оформление книги сказок);
  • Устройство выставки работ детей и родителей ("Наши любимые сказки", "Зимняя сказка");
  • Семинар-практикум для родителей «В гости к сказке» (Приложение № 3);
  • Оформление папок-передвижек с консультацией для родителей (Приложение № 6).

Для ознакомления родителей с воспитательно-образовательными возможностями сказки было проведено родительское собрание, в котором разъяснялось что только в совместной деятельности ребенка, родителей и воспитателя работа будет наиболее успешной. Договорились о совместном изготовлении кукол-марионеток. Определили  удобный для всех день, но пришли далеко не все мамы. Чудо произошло чуть позже, когда дети начали приносить первых кукол и разыгрывать небольшие сцены с ними. Интерес детей заключался еще и в том, что ребенок вкладывал в куклу свое желание (бусинку), которое обязательно должно исполниться в сказке.

Первые куклы были принесены уже через неделю, и вскоре стали исполняться желания детей. Крепла вера в то, что желания, вложенные в кукол, исполняются. Ребенок, общаясь с куклой, проявляет те эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким-либо причинам он не может или не позволяет себе проявить. Изготовление кукол-марионеток полезно для общего развития ребенка. Оно развивает мелкую моторику, фантазию детей, их образное мышление, а также укрепляет союз «Ребенок – Родитель – Педагог».

Авторские сказки детей и родителей - продукт совместной творческой деятельности – были оформлены в книжки, которые хранятся в группе.

Заключение

Сказка лучше и быстрее любых родительских назиданий помогает ребенку разобраться в этом мире. Не зря наши прапрабабушки придумали этот замечательный жанр. С колыбели крохе начинали рассказывать сказки. И в наше время встреча с миром книг начинается именно с них. Некоторые дети уже в год-полтора повторяют несложные сюжеты «Колобка» или «Репки».

Завершив работу по воспитанию сказкой, пришла к выводу, что роль сказки в развитии ребенка имеет большое значение. Сказки помогают воспитывать в детях доброту души и мужество, радость жизни и честность, надежду и целеустремленность. Сказки предотвращают детей от тщеславия, эгоизма, трудности. Да не только предотвращают, но и направляют их на борьбу против человеческих пороков.

Использование методов работы со сказкой, дало весьма высокие результаты в плане детского развития (познавательного, эмоционального, личностного, творческого). Анализируя продукты детского творчества, установила рост креативности. Отметила,  что у детей значительно улучшилась речь. Сказка оказала влияние на формирование нравственных чувств: доброты, любви, сожаления, сочувствия, товарищества и т.д. Благодаря сказке, дети начали понимать значение пословиц и фразеологизмов. В группе появились новые лидеры, у детей стало больше друзей, расширился круг общения.

Таким образом, сказка является незаменимым  материалом для использования ее в качестве содержательной основы ранней ступени обучения. Никакой другой материал не обладает таким обучающим потенциалом, как сказка.

Список использованной литературы:

  1.  Большева, Т.В. Учимся по сказке [Текст]: учебно-методическое пособие / Т.В. Большева. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 144 с.
  2. Васькова, О.Ф. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для воспитателей, психологов, родителей / О.Ф. Васькова, А.А. Политыкина. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 112 с.
  3. Микляева, Н.В. Сказкотерапия в ДОУ и семье [Текст]: методическое пособие / Н.В. Микляева, С.Н. Толстикова, Н.П. Целикина. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
  4. Нищева, Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики [Текст] / Н.В. Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 80 с.
  5. Нужны ли сказки ребенку? [Электронный ресурс] / http://stranadetstva.ru/nuzhny-li-skazki-rebenku (дата обращения 03.10.2013)
  6. Паршукова, Г. В сказочной стране / Г. Паршукова // Социально-личностное развитие. – 2008. - №3. – 35 с.
  7. Соколов, Д. Сказки и сказкотерапия [Текст] / Д. Соколов. – М.: Эксмо-Пресс, 2011.
  8. Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста [Текст] / Л.Б. Фесюкова. – Харьков: Фолио, 1997. – 464 с.
  9. Шаманская, Л.Н. Путешествие по сказкам: нравственное развитие дошкольников с ОНР [Текст]: пособие для логопедов, воспитателей / Л.Н. Шаманская, Л.Ю. Козина. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 64 с.
  10. Щеткин, А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет [Текст] / А.В. Щеткин. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 128 с.

-

Воспитание

дружеских

взаимоотношений

(«Зимовье

зверей»,

«Теремок»)

-

Воспитание

доброго

и

миролюбивого

отношения

к

друг

другу

Заюшкина

избушка»,

«Волк

и

семеро

козлят»,

«Сказка

о

глупом

мышонке»)

-

Воспитание

послушания

и

уважения

к

старшим

(«Гуси

лебеди»,

«Сестрица

Алёнушка

и

братец

Иванушка»)

-

Забота

о

близких

(«Бобовое

зернышко»,

«

Федорино

горе»,

«Муха

цокотуха»)

-

Воспитание

добрых

чувств,

эмоциональной

отзывчивости

-

Стремление

оказать

помощь

нуждающимся

(«Под

грибом»,

«Палочка

выручалочка»)

-

Воспитание

навыков

культурного

поведения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С .Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Ко дню памяти А. С. Пушкина, мы решили оформить выставку детских работ, посвященных творчеству поэта. Для этого з...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Развлечение по сказкам Абдуллы Алиша "Сказка за Сказкой"

Материал подготовлен к юбилею татарского поэта и писателя А.Алиша для ознокомления детей дошкольного возраста с его творчеством...

Памятка для родителей: "Сказка....Сказка? Сказка!"

Значение сказки в жезни ребенка...

"Сказка ложь, да в ней намёк" Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтене"

Сценарий музыкально - театрализованного развлечения по сказке А. С. Пушкина предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети рассматривают репродукции иллюстраций к сказке знаменитых русских...

Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.

Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...