Формирование доверительных взаимоотношений со взрослыми и положительных контактов с ровесниками в процессе сюжетно-ролевой игры
методическая разработка
Формирование доверительных взаимоотношений со взрослыми и положительных контактов с ровесниками в процессе сюжетно-ролевой игры
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование доверительных взаимоотношений со взрослыми и положительных контактов с ровесниками в процессе сюжетно-ролевой игры.
Игровая деятельность, направленная на социально-коммуникативное взаимодействие обеспечивает:
- развитие социальной направленности детей и восприятия сверстника на положительной эмоциональной основе в качестве объекта взаимодействия;
- развитие речевой активности ребёнка и коммуникативной направленности его речи;
- развитие деловых и игровых мотивов взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- усвоение детьми способов невербального (неречевого) общения (овладение мимикой, жестами);
- развитие диалогической речи (например, через драматизацию сказок, рассказов, рассказов, картинок, игр, занятий);
- развитие способности понимать мотивы поведения и характеры литературных персонажей;
- развитие связной речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие эмоциональной сферы.
Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение.
В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении.
С возрастом отношение дошкольников к сверстникам меняется, они оцениваются не только по деловым качествам, но и по личностным, прежде всего нравственным.
В развитии игры выделяются две основные фазы или стадии:
Дети 3-5 лет.
Воспроизведение логики реальных действий людей.
Содержанием игры являются предметные действия.
Дети 5-7 лет.
Моделирование реальных отношений между людьми.
Содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека (в основном в сюжетно-ролевой игре)
Игры содержат условия, способствующие полноценному развитию личности:
- единство познавательного и эмоционального начал
- внешних и внутренних действий
- коллективной и индивидуальной активности детей
Каждая игра приносит ребенку
- новые эмоции,
- умения,
- расширяет опыт общения,
- развивает совместную и индивидуальную активность.
Классификация игр:
сюжетно-ролевые,
театрализованные,
подвижные,
дидактические.
Подвижные игры – сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.
Дидактические игры — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности.
Игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.
Чем содержательнее игровое действие и правила дидактических игр, тем активнее взаимодействует ребенок.
Это дает возможность воспитателю формировать взаимоотношения детей:
- умение действовать по очереди в соответствии с правилами игры
- считаться с желаниями участников игры
- помогать товарищам в затруднениях
В ходе игры есть возможность добиваться проявления инициативы каждым ребенком в достижении поставленной цели.
Эти качества личности не воспитываются в ребенке сами по себе, их нужно постепенно, терпеливо формировать.
Если детям любого возраста давать дидактическую игрушку, не раскрывая четко и ясно правил игры с ней, то игра протекает сумбурно и теряет свою воспитательную ценность.
Сюжетно-ролевая игра
Сюжетно-ролевая игра – один из видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях социализации дошкольников.
В игре ребенок формируется как личность, у него
формируются качества, от которых впоследствии будет
зависеть успешность его учебной и трудовой
деятельности, его отношения с людьми.
Дошкольное детство – период познания и освоения мира человеческих отношений. Ребёнок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью.
Играя, он учится общаться со сверстниками.
Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать у них опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, поскольку они видят, что положительные качества поощряются взрослыми, а отрицательные осуждаются.
Педагогический потенциал сюжетно-ролевой игры
Любая сюжетно-ролевая игра имеет коллективный характер;
Игра строится по предварительной договоренности, которая обсуждается коллективно и принимается группой детей;
Практически все сюжетно-ролевые игры строятся на гендерных различиях, принятых в обществе;
Спонтанная сюжетно-ролевая игра возникает и управляется лидером (в младшем возрасте – педагогом, в старшем ребенком-лидером, входящим в круг предпочитаемых);
Возникающие конфликтные ситуации, при грамотном педагогическом руководстве становятся образовательными задачами по приобретению навыков решения проблемных ситуаций;
Успех игры зависит от личностных качеств и коммуникативных умений каждого участника игры.
Через сюжетно-ролевую игру происходит обогащение жизненного опыта детей, развиваются навыки самоорганизации, творческая инициатива;
Сюжетно-ролевая игра формирует такие качества, как чуткость, доброта, развивает общительность, взаимопомощь.
Сюжетно-ролевые игры создают благоприятные возможности для более качественных и высоких взаимоотношений детей и способствуют процессу социализации детей.
Используйте для сюжетно-ролевой игры любое свободное время в режиме дня (до завтрака, на прогулке, вечером после сна)
При проведении игр важно использовать индивидуальный подход к каждому ребенку, помогайте детям с трудностями социализации. (у застенчивых детей выявляйте положительные качества и создавайте условия для позитивного изменения заниженной самооценки, с целью улучшения их положения в системе межличностных отношений)
Пользуйтесь похвалой за положительное поведение в игре и отказ от наказаний легковозбудимых детей, часто конфликтующих со сверстниками.
Поручайте интересные, но не сложные роли, которые не требуют организаторских способностей неуверенным в себе детям.
Сориентируйте детей не только на собственные игровые действия, но и на отношения с партнерами. (проявляется интерес и пристальное внимание к партнеру на протяжении всей игры)
Социально-коммуникативные навыки приобретаемые ребенком в процессе сюжетно-ролевой игры.
Способен:
организовать игровое пространство;
выстроить процесс общения (слушать и слышать собеседника);
анализировать мотивы и поведение своей личности и других людей в процессе общения;
распознавать и предотвращать манипуляции со стороны других людей;
неагрессивно настаивать на своем;
рефлексировать свои поступки и поведение;
разрешать межличностные конфликты.
Театрализованные игры
Считаются популярным и увлекательным направлением .
С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности.
Выводы
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.
Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре быть:
самостоятельным,
уметь общаться со сверстниками
использовать разные предметы
преодолевать те или иные трудности
сохранять правила и развивать сюжет игры
Вхождение ребенка в современный мир невозможно без установления системы социальных отношений, которые обретаются через взаимодействия взрослого с ребенком и ребенком с детьми.
Игра дает ребенку возможность «прожить» волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании воспитателя.
Игра помогает приобщиться к общепринятым правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Игра воспитывает дружеские взаимоотношения дошкольников со сверстниками.
Игровая деятельность развивает мышление, самостоятельность, внимательность.
В игре созданы все условия для взаимодействия взрослых и детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов: "Роль педагога в формировании отношений между детьми в процессе сюжетно-ролевой игры"
Целью данной консультации является психологическое просвещение педагогических работников...
Педагогический опыт «Формирование социально-личностных качеств ребенка в процессе сюжетно-ролевой игры»
Игра с одной стороны позволяет детям реализовать свои желания, интересы, а с другой стороны помогает приобщиться к самым разнообразным сферам жизни взрослых. Игра помогает сплотить детский коллектив. ...
Формирование коммуникативных умений у дошкольников с ОНР в процессе сюжетно-ролевой игры.
консультация для воспитателей логопедических групп основана на опыте работы по формированию коммуникативных умений в процессе игровой деятельности....
Педагогический опыт «Формирование социально-личностных качеств ребенка в процессе сюжетно-ролевой игры»
В ролевых играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность ребенка, готовность включиться в разные виды деятельность, самостоятельность, умение отстоять свою точку зре...
«Формирование позиции субъекта деятельности в процессе сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста».
Формирование позиции субъекта деятельности в процессе сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста»....
Статья "Формирование личностных качеств ребенка в процессе сюжетно-ролевой игры"
В статье говорится о том, чему способствует сюжетно-ролевая игра...
Наблюдение и анализ форм общения дошкольников со взрослыми (в процессе сюжетно-ролевой игры: проведение и анализ), необходимых для индивидуального индивидуального обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребнос
Наблюдение и анализ форм общения дошкольников со взрослыми (в процессе сюжетно-ролевой игры: проведение и анализ), необходимых для индивидуального индивидуального обучения, развития, воспитания, в том...