Повышение профессионального мастерства педагога как старт в развитии инновационной деятельности
статья
Научная статья на тему "Повышение профессионального мастерства педагога как старт в развитии инновационной деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_1.docx | 21.75 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ
КАК СТАРТ В РАЗВИТИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кравченко Анна Михайловна
МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 211»
Сегодня главным вопросом модернизации образования является повышение его качества. В документах, которые определяют развитие системы образования в нашей стране, отмечается потребность повышенного внимания государства и общества к дошкольному образованию.
Сегодня в связи с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) остается актуальной необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования.
Также эта важная подсистема общества требует введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленного на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей и выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных организаций при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.
Следует отметить, что наш детский сад внедряет в педагогическую практику инновационную деятельность, направленную на проектирование стратегии обновления управления дошкольной образовательной организации, а также на организацию инновационной методической работы с педагогами.
На сегодняшний день сфера образования богата различными инновациями, отличающимися по направленности и значимости, в ней проводятся большие и малые государственные реформы, внедряются новшества в организацию и содержание, методику и технологию преподавания, но, несмотря на это, есть ощущение необходимости собственных изменений.
Несмотря на это, можно сказать, что развитие инновационной деятельности – это одно из стратегических направлений в дошкольном образовании.
К ним можно отнести и высокий уровень к качеству образования и развитию детей в связи с ФГОС ДО, и требования гуманизации образовательного процесса, и конкурентные отношения между образовательными организациями, и активное реагирование на достаточное многообразие интересов и потребностей детей и их родителей.
Несмотря на всё это, инновационное развитие в настоящее время сталкивается с рядом трудностей. В отношении педагогов можно выделить и увеличение сложности труда, и расширение круга должностных обязанностей, и недостаточное ресурсное обеспечение для внедрения инноваций, и, конечно, слабые материальное и моральное стимулирование, а для детей – учебную перегрузку.
Но наряду с трудностями, безусловно, есть и позитивные факторы. Для педагога это профессиональный рост, способность к профессиональной рефлексии, осуществление исследовательской деятельности. Что касается воспитанников - это повышение качества образовательного процесса.
Инновационная деятельность в нашем детском саду изменяет традиционную структуру управления и во главу угла ставит педагога и воспитанников, руководителя образовательной организации, старших воспитателей, научно-методических помощников, а также их профессиональные запросы и потребности. Творческий потенциал педагогов становится тем самым двигателем, который способствует профессиональному росту воспитателя, положительному отношение к работе, способности видеть и раскрыть потенциальные возможности своих воспитанников.
Но мы должны понимать, что далеко не все педагоги дошкольной образовательной организации готовы к отбору и оцениванию позитивных инноваций , а также к разработке и внедрению инновационных программ и технологий и их качественной реализации в работе с воспитанниками.
Вполне логично, учитывая, противоречие между социально-обусловленной потребностью в повышении профессиональной компетентности педагогов и реальным состоянием инновационной деятельности, призванной обеспечить готовность педагогов к инновациям.
Несмотря на то, что проблемы инновационной педагогической деятельности уверенно вошли в жизнь детского сада, повышение их эффективности в условиях реализации инноваций явно недостаточно.
Существующие подходы к организации методической работы не направлены на процесс модернизации дошкольной организации, то есть система методической работы на сегодняшний день не соответствует тем инновационным процессам, в которые вовлечены педагоги детского сада.
На практике инновации требуют перевода управленческой деятельности и методической работы детского сада в инновационное пространство дошкольной образовательной организации, что само по себе для неё ново. Готовность к инновационной деятельности – условие успешного профессионального старта.
Современный педагог в условиях развития системы образования, в которой каждый день повышающимися требованиями к образовательному процессу, происходят изменениями в экономической и политической сферах, испытывает максимально высокие интеллектуальные, эмоциональные и нервно-психические нагрузки, которые нельзя сравнить с тем, что было всего несколько лет назад!
Критерии успешности и компетентности достаточно четко определены, стандартизированы, жестко контролируются и регламентируются не только администрацией, но и многочисленными нормативами.
Когда приспособление к требованиям, предъявляемым профессией, неэффективно, возникает и постепенно накапливается стресс, вызванный рассогласованием в системе «человек - среда», и происходит профессиональная дезадаптация.
Она чаще всего проявляется в неспособности качественно и своевременно справляться с нагрузкой и в возникновении ощущения неуспешности и некомпетентности, неудовлетворенности трудом.
Своевременно заметить это и понять - важная задача администрации образовательной организации. Руководитель должен знать и учитывать факторы, влияющие на столь сложное вхождение в профессию. К объективным факторам стоит отнести нагрузку и условия труда, а к субъективным - мотивацию, личностные особенности, поведенческие стереотипы, взаимоотношение в коллективе и с родителями, принятие коллегами и администрацией, способность работать с детским коллективом и управлять им и др.
При приеме на работу начинающего педагога можно постараться спрогнозировать жесткую дезадаптацию, проверив готовность к инновационной творческой деятельности. Низкая профессиональная активность педагога, проявляющаяся в неспособности вовремя оценить и изменить неудачный способ действий, приобрести новые навыки, осознать и перестроить саму структуру собственной деятельности, если она неэффективна – это прямой путь к неудачному вхождению в профессию. И, как правило, - отсутствие психологической готовности к инновационной деятельности, а это одно из важнейших требований современности.
Фактором готовности педагога к инновационной деятельности выступает потребность в преобразовании, совершенствовании педагогической работы через опосредованное отношение к своей профессии и воспитанникам. Это сложная личностно-профессиональная характеристика педагога, определяющая его направленность на развитие собственной профессиональной деятельности, активность и самостоятельность освоения, творческую реализацию, создание новых способов, приемов педагогической работы.
Важно иметь определенное отношение к проблеме и понимать необходимость внедрения инновационных технологий в образовательный процесс, иметь устойчивый профессиональный интерес к проблемам, научным исследованиям и практической деятельности в области инноваций.
Беседа с новым сотрудником позволяет оценить степень умения оперировать основными понятиями, категориями и закономерностями в профессиональной области, понять его компетентность по ряду важных вопросов: ориентации в нормативной правовой базе, современных исследованиях и тенденциях, технологиях и методиках. Личностный компонент - самый важный и включает способность к адекватной оценке себя как личности, профессионала, субъекта образовательного процесса в области педагогической, инновационной и творческой деятельности, творческие способности. Начинающий педагог не имеет большого опыта профессиональной деятельности и это нужно учитывать. Велик разрыв между теорией и практикой, поэтому сопровождение и готовность администрации к наставничеству важнее всего. В нашей дошкольной организации грамотно и серьезно организована работа наставников.
У представителей «помогающих профессий», в том числе педагогов, для сохранения эмоционального благополучия в процессе профессиональной деятельности имеется наличие выраженной потребности приносить пользу другим людям, гибкость в общении, развитые коммуникативная рефлексия и эмпатия, альтруизм.
Педагогическая деятельность у молодых специалистов не вызывает в этом случае чрезмерного эмоционального перенапряжения, напротив педагоги удовлетворены своим трудом, собой, окружающими и выбранной профессией. Выполнение обязанностей и взаимодействие с людьми происходит качественно, сохраняется эмоциональная и личностная вовлеченность; высокая субъективная значимость творческой активности и психологическая готовность к инновациям способствуют успешной профессиональной адаптации за счет формирования эффективного индивидуального стиля профессиональной деятельности.
В нашем детском саду особое внимание уделяется повышению профессионального мастерства педагогов, так как это является обязательным стартом для инновационной деятельности. Для этого методической службой детского сада разработана система повышения профессионального мастерства. В нее включены:
- традиционные педагогические мероприятия согласно годового плана детского сада;
- мастер-классы педагогов наставников по использованию инновационных педагогических технологий;
- обязательное посещение педагогами детского сада городских методических мероприятий, проводимых специалистами Краснодарского научно-методического центра, в том числе и инновационной направленности;
- регулярное посещение вебинаров муниципального, регионального и федерального уровня;
- участие педагогов в педагогических конференциях различного уровня;
- публикации статей педагогов детского сада в средствах массовой информации и педагогических изданиях, содержащих инновационные идеи;
- участие педагогов в профессиональных конкурсах различного уровня;
- транслирование своего педагогического мастерства в рамках педагогических мероприятий различного уровня (это обязательное условие нашей системы);
- участие в муниципальной инновационной деятельности (в рамках сетевого взаимодействия);
- прохождение педагогами курсов повышения квалификации;
- ежегодный отчет педагогов о результатах самообразования на итоговом педагогическом совете детского сада.
Практика показывает положительные результаты нашей системы повышения профессионального мастерства педагогов.
Список литературы:
- Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие. - М.:ТЦ Сфера, 2010.
- Управление дошкольным образовательным учреждением. Журнал № 10/2018.-М.:ТЦ Сфера, 2018.
- Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. М., 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные методы работы старшего воспитателя, как пути повышения профессионального мастерства педагогов детского сада
Требования, предъявляемые к работе старшего воспитателя в усовременных условиях....
«Роль методической работы в повышении профессионального мастерства педагогов (самообразование, повышение квалификации и др.) »
В современных условиях особое значение придаётся состоянию профессиональной деятельности, уровню компетентности педагогов, повышению их квалификации, стремлению к образованию, самосовершенствова...
Самообразование как одна из форм повышения профессионального мастерства педагога в деле повышения качества образования.
Презентация, в которой собран материал о том, что такое самообразование. Мотивы побуждающие педагога к самообразованию....
Конспект мастер - класса по повышению профессионального мастерства педагогов - участников мастер класса по экспериментированию. как метода музыкального воспитания и развития дошкольников
Педагогам показать, как можно использовать опыты со звуком в ээкспериментальной деятелььности детей....
"Инновационные формы - как фактор повышения профессионального мастерства педагогов в ДОУ"
семинар -практикум для педагогов...
САМООБРАЗОВАНИЕ – ОДНА ИЗ ФОРМ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГА В ДЕЛЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных нав...