Повышение профессионального мастерства педагога как старт в развитии инновационной деятельности
статья

Кравченко Анна Михайловна

Научная статья на тему "Повышение профессионального мастерства педагога как старт в развитии инновационной деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx21.75 КБ

Предварительный просмотр:

ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ

КАК СТАРТ В РАЗВИТИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кравченко Анна Михайловна

МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 211»

Сегодня главным вопросом модернизации образования является повышение его качества. В документах, которые определяют развитие системы образования в нашей стране, отмечается потребность повышенного внимания государства и общества к дошкольному образованию.

Сегодня в связи с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) остается актуальной необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования.

Также эта важная подсистема общества требует введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленного на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей и выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных организаций при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.

Следует отметить, что наш детский сад внедряет в педагогическую практику инновационную деятельность, направленную на проектирование стратегии обновления управления дошкольной образовательной организации, а также на организацию инновационной методической работы с педагогами.

На сегодняшний день сфера образования богата различными инновациями, отличающимися по направленности и значимости, в ней проводятся большие и малые государственные реформы, внедряются новшества в организацию и содержание, методику и технологию преподавания, но, несмотря на это, есть ощущение необходимости собственных изменений.

Несмотря на это, можно сказать, что развитие инновационной деятельности – это одно из стратегических направлений в дошкольном образовании.

      К ним можно отнести и высокий уровень к качеству образования и развитию детей в связи с ФГОС ДО, и требования гуманизации образовательного процесса, и конкурентные отношения между образовательными организациями, и активное реагирование на достаточное многообразие интересов и потребностей детей и их родителей.

Несмотря на всё это, инновационное развитие в настоящее время сталкивается с  рядом трудностей. В отношении педагогов можно выделить и увеличение сложности труда, и расширение круга должностных обязанностей, и недостаточное ресурсное обеспечение для внедрения инноваций, и, конечно, слабые материальное и моральное стимулирование, а для детей – учебную перегрузку.

Но наряду с трудностями, безусловно, есть и позитивные факторы. Для педагога это профессиональный рост, способность к профессиональной рефлексии, осуществление исследовательской деятельности. Что касается воспитанников  - это повышение качества образовательного процесса.

Инновационная деятельность в нашем детском саду изменяет традиционную структуру управления и во главу угла ставит педагога и воспитанников, руководителя образовательной организации, старших воспитателей, научно-методических помощников, а также их профессиональные запросы и потребности. Творческий потенциал педагогов становится тем самым двигателем, который способствует профессиональному росту воспитателя, положительному отношение к работе, способности видеть и раскрыть потенциальные возможности своих воспитанников.

Но мы должны понимать, что далеко не все педагоги дошкольной образовательной организации готовы к отбору и оцениванию позитивных инноваций , а также к разработке и внедрению инновационных программ и технологий и их качественной реализации в работе с воспитанниками.

Вполне логично, учитывая, противоречие между социально-обусловленной потребностью в повышении профессиональной компетентности педагогов и реальным состоянием инновационной деятельности, призванной обеспечить готовность педагогов к инновациям.

Несмотря на то, что проблемы инновационной педагогической деятельности уверенно вошли в жизнь детского сада, повышение их эффективности в условиях реализации инноваций явно недостаточно.

Существующие подходы к организации методической работы не направлены на процесс модернизации дошкольной организации, то есть система методической работы на сегодняшний день не соответствует тем инновационным процессам, в которые вовлечены педагоги детского сада.

На практике инновации требуют перевода управленческой деятельности и методической работы детского сада в инновационное пространство дошкольной образовательной организации, что само по себе для неё ново. Готовность к инновационной деятельности – условие успешного профессионального старта.

Современный педагог в условиях развития системы образования, в которой  каждый день повышающимися требованиями к образовательному процессу, происходят изменениями в экономической и политической сферах, испытывает максимально высокие интеллектуальные, эмоциональные и нервно-психические нагрузки, которые нельзя сравнить с тем, что было всего несколько лет назад!

Критерии успешности и компетентности достаточно четко определены, стандартизированы, жестко контролируются и регламентируются не только администрацией, но и многочисленными нормативами.

Когда приспособление к требованиям, предъявляемым профессией, неэффективно, возникает и постепенно накапливается стресс, вызванный рассогласованием в системе «человек -  среда», и происходит профессиональная дезадаптация.

Она чаще всего проявляется в неспособности качественно и своевременно справляться с нагрузкой и в возникновении ощущения неуспешности и некомпетентности, неудовлетворенности трудом.

Своевременно заметить это и понять - важная задача администрации образовательной организации. Руководитель должен знать и учитывать факторы, влияющие на столь сложное вхождение в профессию. К объективным факторам стоит отнести нагрузку и условия труда, а к субъективным - мотивацию, личностные особенности, поведенческие стереотипы, взаимоотношение в коллективе и с родителями, принятие коллегами и администрацией, способность работать с детским коллективом и управлять им и др.

При приеме на работу начинающего педагога можно постараться спрогнозировать жесткую дезадаптацию, проверив готовность к инновационной творческой деятельности. Низкая профессиональная активность педагога, проявляющаяся в неспособности вовремя оценить и изменить неудачный способ действий, приобрести новые навыки, осознать и перестроить саму структуру собственной деятельности, если она неэффективна – это прямой путь к неудачному вхождению в профессию. И, как правило, - отсутствие психологической готовности к инновационной деятельности, а это одно из важнейших требований современности.

Фактором готовности педагога к инновационной деятельности выступает потребность в преобразовании, совершенствовании педагогической работы через опосредованное отношение к своей профессии и воспитанникам. Это сложная личностно-профессиональная характеристика педагога, определяющая его направленность на развитие собственной профессиональной деятельности, активность и самостоятельность освоения, творческую реализацию, создание новых способов, приемов педагогической работы.

Важно иметь определенное отношение к проблеме и понимать необходимость внедрения инновационных технологий в образовательный процесс, иметь устойчивый профессиональный интерес к проблемам, научным исследованиям и практической деятельности в области инноваций.

Беседа с новым сотрудником позволяет оценить степень умения оперировать основными понятиями, категориями и закономерностями в профессиональной области, понять его компетентность по ряду важных вопросов: ориентации в нормативной правовой базе, современных исследованиях и тенденциях, технологиях и методиках. Личностный компонент - самый важный и включает способность к адекватной оценке себя как личности, профессионала, субъекта образовательного процесса в области педагогической, инновационной и творческой деятельности, творческие способности. Начинающий педагог не имеет большого опыта профессиональной деятельности и это нужно учитывать. Велик разрыв между теорией и практикой, поэтому сопровождение и готовность администрации к наставничеству важнее всего. В нашей дошкольной организации грамотно и серьезно организована работа наставников.

У представителей «помогающих профессий», в том числе педагогов, для сохранения эмоционального благополучия в процессе профессиональной деятельности имеется наличие выраженной потребности приносить пользу другим людям, гибкость в общении, развитые коммуникативная рефлексия и эмпатия, альтруизм.

Педагогическая деятельность у молодых специалистов не вызывает в этом случае чрезмерного эмоционального перенапряжения, напротив педагоги удовлетворены своим трудом, собой, окружающими и выбранной профессией. Выполнение обязанностей и взаимодействие с людьми происходит качественно, сохраняется эмоциональная и личностная вовлеченность; высокая субъективная значимость творческой активности и психологическая готовность к инновациям способствуют успешной профессиональной адаптации за счет формирования эффективного индивидуального стиля профессиональной деятельности.

В нашем детском саду особое внимание уделяется повышению профессионального мастерства педагогов, так как это является обязательным стартом для инновационной деятельности. Для этого методической службой детского сада разработана система повышения профессионального мастерства. В нее включены:

  • традиционные педагогические мероприятия согласно годового плана детского сада;
  • мастер-классы педагогов наставников по использованию инновационных педагогических технологий;
  • обязательное посещение педагогами детского сада городских методических мероприятий, проводимых специалистами Краснодарского научно-методического центра, в том числе и инновационной направленности;
  • регулярное посещение вебинаров муниципального, регионального и федерального уровня;
  • участие педагогов в педагогических конференциях различного уровня;
  • публикации статей педагогов детского сада в средствах массовой информации и педагогических изданиях, содержащих инновационные идеи;
  • участие педагогов в профессиональных конкурсах различного уровня;
  • транслирование своего педагогического мастерства в рамках педагогических мероприятий различного уровня (это обязательное условие нашей системы);
  • участие в муниципальной инновационной деятельности (в рамках сетевого взаимодействия);
  • прохождение педагогами курсов повышения квалификации;
  • ежегодный отчет педагогов о результатах самообразования на итоговом педагогическом совете детского сада.

Практика показывает положительные результаты нашей системы повышения профессионального мастерства педагогов.

Список литературы:

  1. Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие. - М.:ТЦ Сфера, 2010.
  2. Управление дошкольным образовательным учреждением. Журнал № 10/2018.-М.:ТЦ Сфера, 2018.
  3. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. М., 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные методы работы старшего воспитателя, как пути повышения профессионального мастерства педагогов детского сада

Требования, предъявляемые к работе старшего воспитателя в усовременных условиях....

«Роль методической работы в повышении профессионального мастерства педагогов (самообразование, повышение квалификации и др.) »

В современных условиях особое значение придаётся состоянию профессиональной деятельности, уровню компетентности педагогов, повышению  их квалификации, стремлению к образованию, самосовершенствова...

Самообразование как одна из форм повышения профессионального мастерства педагога в деле повышения качества образования.

Презентация, в которой собран материал о том, что такое самообразование. Мотивы побуждающие педагога к самообразованию....

САМООБРАЗОВАНИЕ – ОДНА ИЗ ФОРМ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГА В ДЕЛЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных нав...