Рабочая программа по дополнительно образовательной деятельности 2 младшая группа.
рабочая программа (младшая группа)
Дополнительная образовательная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_kruzhkovaya_rabota.docx | 42.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
детский сад №4 «Звёздочка»
«Её величество Сенсорика»
Программа дополнительного образования для детей 3-4лет
по сенсорному развитию
Составили: воспитатели второй младшей
Группы «Осьминожкики»
Мельниченко Н.М.
Курбакова Е.В.
Пояснительная записка.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. В этот период при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности, обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Актуальность данной темы заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б.Г.Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.).
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Для решения этой задачи в детском саду в этом учебном году был организован кружок для детей младшего дошкольного возраста «Её величество Сенсорика».
Цель программы: способствовать развитию представлений детей младшего дошкольного возраста о сенсорных эталонах величины, цвета, формы в процессе проведения дидактических игр.
Задачи программы:
1. Способствовать формированию перцептивных, обследовательских действий у детей младшей группы.
2. Закреплять представлений о сенсорных эталонах: цвет, форма, величина.
3. Формировать умения применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.
В основе программы лежат следующие принципы:
- Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
- Принцип системности коррекционных и развивающих задач.
- Принцип единства диагностики и коррекции.
- Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком.
- Принцип блочного подхода – позволяет педагогически воспроизвести многообразие общественной практики, сохранить принцип научности содержания, повысить эффективность его реализации.
Программа реализуется через занятия, которые проводятся 1 раз в неделю во вторую половину дня. Формы организации деятельности: подгрупповая, индивидуальная. Используются следующие методы: игровой метод (дидактические игры), наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов), практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
Направления программы:
Оздоровительное направление предполагает регулирование деятельности группы для соблюдения режима, формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья детей, стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, сенсорно - перцептивных процессов.
Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности, воспитание ее с учетом фактора развития, воспитание ребенка с творческими способностями, развитие и коррекцию познавательных процессов (внимание, память, ассоциативность и гибкость мышления, словарный запас речи, воображение), воспитание умения выражать свои эмоции. Развитие и корректирование зрительных, слуховых и тактильных ощущений.
Образовательное направление обеспечивает усвоение систематизированных знаний; формирование сенсомоторных умений и навыков; развитие моторных способностей, предусматривая, в первую очередь, формирование отношения к активной деятельности, интереса и потребности в совершенствовании сенсорных навыков ребенка, внедрение в практику нетрадиционных методов и приемов, формирование представлений об окружающем мире.
Организационно-методическая деятельность по реализации программы.
- Систематический анализ сенсорного развития детей с целью последующей психолого-педагогической коррекции.
- Создание программно-методического обеспечения педагогического процесса по данной программе, соответствующее современным требованиям дидактики и возрастной психофизической специфике данного контингента детей.
- Определение содержания педагогического процесса в образовательном учреждении, способствующего формированию сенсорной культуры, сенсорному образованию детей.
- Создание условий для кружковой деятельности.
Гибкая форма организации кружка в совместной деятельности детей и взрослого позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками обследования, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил. В начале деятельности рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе деятельности, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток педагог подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна. Формы проведения деятельности различны.
Диагностическое сопровождение.
Диагностика эффективности программы по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста «Её величество Сенсорика» осуществляется на итоговых занятиях и в процессе беседы с родителями и педагогами в конце учебного года.
Основными критериями определения уровней сенсорных способностей у детей стали:
- степень ориентировки ребенка в основных цветах спектра;
- умение ребенка подбирать плоские геометрические фигуры по образцу;
- умение ребенка находить и называть предметы разной величины;
- знания свойств предметов и слов их обозначающих;
- эмоциональное отношение к предложенной деятельности;
- результат.
За основу были взяты комплексы показателей из работы специалиста по раннему детству Е.Б. Волосовой «Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели)».
Цель: Выявить умения ребенка различать цвета по принципу “такой же – не такой), называть их (красный, желтый, зеленый, синий).
Разложить цветы на столе врассыпную. Предложить ребенку помочь бабочке найти свой цветок: “Посади бабочку на цветок такого же цвета, как она, чтобы ее не было видно”.
После выполнения задания ребенком подвести итог: “Желтая бабочка села на желтый цветок…. Все бабочки спрятались. Молодец!”
Красный круг – Ребенок выполнил задание самостоятельно по показу, называя цвет.
Желтый круг – Ребенок выполнил правильно, но цвет не называл.
Зеленый круг – Ребенок путает цвета, но с помощью педагога исправляет ошибку.
Пустой круг – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
Показать и рассмотреть с ребенком кубик и шарик, называя их. Показать “домик”, в котором они живут, только заходят в разные “двери” (показ воспитателя)
Красный круг – Ребенок выполнил задание самостоятельно по показу, называя фигуры.
Желтый круг – Ребенок выполнил правильно, но фигуры не назвал.
Зеленый круг – Ребенок ошибается, но с помощью педагога исправляет ошибку.
Пустой круг – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
Цель: Выявить умения ребенка сравнивать предметы по величине (большой – маленький, больше - меньше), различать понятия “один – много”.
Красный круг – Ребенок выполнил задание самостоятельно, сопровождая свои действия словами по показу педагога.
Желтый круг – Ребенок выполнил правильно, но не сопровождал свои действия словами. Педагог задавал наводящие вопросы.
Зеленый круг – Ребенок ошибается, но с помощью педагога исправляет ошибки, и с заданием справился.
Пустой круг – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
Цель: Выявить уровень зрительного восприятия формы предмета: насколько ясно ребенок представляет форму геометрической фигуры, узнает ли ее среди других.
Красный круг – Ребенок ни разу не ошибся.
Желтый круг – Ребенок ошибся один раз.
Зеленый круг – Ребенок ошибся 2-3 раза
Пустой круг – Ребенок ошибся все 4 раза.
Цель: Выявить умение детей сравнивать два предмета по длине путем наложения или приложения и находить одинаковые.
Красный круг – Ребенок выполнил задание самостоятельно правильно без помощи педагога.
Желтый круг – Педагог направлял ребенка словами, и он справился с заданием.
Зеленый круг – Ребенок ошибся и исправляет себя с помощью действий воспитателя.
Пустой круг – Ребенок не справился с заданием и с помощью взрослого.
Структура занятия:
- Ритуал приветствия;
- Основная часть,
- Ритуал прощания.
Ритуал приветствия способствует сплочению детей, установлению контакта, создаёт атмосферу доверия: «Добрые пожелания», « Я рад тебя видеть», «Я тебя люблю».
Основная часть включает в себя дидактические игры и задания, направленные на решение задач занятия. На занятиях предполагается чередование видов деятельности: переход от дидактической игры к подвижной деятельности.
Ритуал прощания позволяет создавать у каждого участника чувство принадлежности к группе и закрепляет положительные эмоции, полученные от работы на кружке.
Объекты программы
- Дети 3-4 лет.
- Семьи детей посещающих детский сад.
- Педагогический персонал детского сада.
Принципы комплектования группы и организации работы.
- Учет интересов и способностей детей.
- Желание родителей.
- Добровольное участие.
- Учет психофизических особенностей детей.
Продолжительность реализации программы:
Данный курс состоит из 27 занятий по 15 минут каждое. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Предполагаемый результат:
- Дети различают и называют основные цвета.
- Различают и называют геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат).
- Используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка).
- Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.
- Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.
Работа данного кружка ведётся с октября 2015 года. В начале года с детьми была проведена диагностика, во время которой было выявлено, какие представления о цвете, форме, величине и других качествах предметов имеют дети. На основе полученных данных выявлено, что многие дети не определяют и не называют основные цвета, не умеют сопоставить предметы по форме, величине, установить их совпадение или не совпадение. По окончании реализации программы будут подведены итоги работы в данном направлении и представлен полный отчёт деятельности кружка по сенсорному развитию детей «Её величество Сенсорика».
Тематический план занятий
Раздел и тема занятия | Кол-во часов | Задачи |
1.Золотая осень. «Урожай осени» (овощи и фрукты) «Золотая осень» (растения) «Моя одежда» «Птицы» | 1 1 1 1 | - Учить детей обращать внимание на величину и цвет предметов, формировать у них умение пользоваться простейшими приемами установления сходства и различия объектов по величине, развить мелкую моторику, расширить представление об осени, о подготовке животных к зиме, формировать гуманное отношение к животным. |
2.В мире животных. «Дикие животные» «Домашние животные» «Дом, в котором я живу». «Дома, здания». | 1 1 1 1 | -Закрепление знаний детей о шести цветах спектра и их названии. Формировать представление детей о величине предметов. Учить детей группировать объекты по 2 признакам (цвету и величине). Формировать представления о геометрических фигурах, эталонах цвета. |
3.Зима наступает. «Моя машина» «Зимняя одежда» «Животные и птицы зимой». «Новый год». | 1 1 1 1 | -Закреплять умение группировать объекты по цвету и обучать детей соотносить разнородные объекты по цвету. Учить детей выкладывать узор в определенном порядке в соответствии с образцом или по словесному указанию; закреплять представления детей о геометрических фигурах и цвете. Закреплять умение детей группировать цвета, подбирать их по слову, обозначающему цвет. |
4.Зимушка-зима. «Зимние забавы» «Ой, мороз, мороз». «Комнатные растения». | 1 1 1 | -Продолжать учить детей выкладывать узор на плоскости в определенном порядке в соответствии с образцом или по словесному указанию; закреплять представления детей о геометрических фигурах, величине и цвете. Упражнять детей в умении группировать объекты по 3 признакам (форме, цвету и величине). Совершенствовать умение детей сравнивать предметы по величине. |
5.Папы очень нам нужны. «Посуда». «Что я люблю есть». «Защитники Отечества». «В гостях у сказки». | 1 1 1 1 | -Продолжать учить детей правильно соотносить посуду по цвету и размеру (красная большая кружечка к красному большому блюдечку и т. д.). Упражнять детей в раскладывании овощей и фруктов по цвету и величине. Продолжать учить детей строить домик из конструктора в соответствии с цветом и величиной, развивать глазомер. Закреплять умение детей соотносить форму и цвет изображенного предмета с геометрической формой и цветом. |
6.Мамочка моя. «Самые любимые мамочки на свете». «Край, в котором я живу». «Домашние птицы». «Вот и весна». | 1 1 1 1 | -Упражнять детей в умении различать и сравнивать предметы по разным качествам величины. Упражнять детей в раскладывании предметов по величине от самого длинного до самого короткого и наоборот. Упражнять детей в умении определять предметы различной формы на ощупь. Закреплять умение детей видеть форму в предмете, составлять предмет (цветок) из геометрических фигур. |
7.Весна – красна. «Одежда весной». «Природа просыпается». «Подводный мир». «Насекомые» | 1 1 1 1 | -Упражнять детей в выкладывании фигур в определенном порядке в соответствии с заданным образцом. Упражнять детей в умении составлять целое из частей. Закреплять знание детей о величине и цвете предметов. Упражнять детей в складывании насекомых из геометрических фигур разного цвета и размера по образцу. Закреплять умение детей чередовать объекты по цвету; фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разнообразных предметов. |
Итого: 27 занятий
Календарный план занятий по программе сенсорного развития детей младшего возраста
«Её величество Сенсорика».
тема | цель | содержание | оборудование |
Золотая осень. | |||
«Урожай осени» (овощи и фрукты) | Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины. Учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, но имеющие одинаковый цвет. Учить чередовать объекты по цвету; фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разнообразных предметов. | Ритуал приветствия «Я рада (рад) видеть тебя». Д/и «Разложи яблоки по величине». Д/и «Ёлочки и грибочки». «Раскрась фрукты». Ритуал прощания «Я молодец!» | Дидактические игры, цветные карандаши, раскраски «Фрукты». |
«Золотая осень» (растения) | Закреплять знания детей о величине (большие, маленькие). Учить находить одинаковые предметы. Учить детей группировать объекты по 2 признакам (форме и величине). Формировать представления детей о предметах различной формы. | Ритуал приветствия «Я рада (рад) видеть тебя». Д/и «Собери грибы» Д/и «Парные картинки» Д/и «Найди такой же листок», «Геометрическое лото» Ритуал прощания «Я молодец!» | Дидактические игры, картинки с изображением разноцветных осенних листьев, геометрических фигур. |
«Моя одежда» | Соотносить предметы по величине. Учить чередовать предметы по 2 – 3 признакам (форме, цвету и величине). Формировать представление детей о том, что цвет – признак разнообразных предметов и может быть использован для их обозначения. | Ритуал приветствия «Я рада (рад) видеть тебя». Д/игра «Подбери одежду для куклы». Д/и «Собери бусы» Д/и «Что нужно куколке красавице?» Ритуал прощания «Я молодец!» | Дидактические игры, цветные карандаши, картинки с нарисованными бусами, игрушка кукла. |
«Птицы» | Учить детей раскладывать цветные перышки в определенном порядке в соответствии с образцом или без образца по 2 признакам (величина, цвет). Учить детей группировать объекты по 2 признакам (форме и величине). | Д/и «Подбери пёрышко» Д/и «Покорми птичек» Ритуал прощания «Я молодец!» | Дидактические игры, картинки с изображением птиц, музыка «Пение птиц». |
В мире животных. | |||
«Дикие животные»
| Закрепление знаний детей о шести цветах спектра и их названии. Развивать умения детей составлять целое из частей. | Ритуал приветствия «Я рада (рад) видеть тебя». Д/и «Спрячь мышку» Д/и «Три медведя» Ритуал прощания «Я молодец!» | Дидактические игры, картинки с изображением диких животных, игрушка лисёнок. |
«Домашние животные» | Учить детей группировать объекты по 2 признакам (цвету и величине). Продолжать учить детей складывать 3-6 местную матрешку. Формировать представления о геометрических фигурах, эталонах цвета. | Ритуал приветствия «Я рада (рад) видеть тебя». Д/и «Клубочки для котят», «Спрячем матрёшек», «Спрячь животное». Ритуал прощания «Я молодец!» | Дидактические игры, пирамидки, картинки с изображением домашних животных, игрушка собака. |
«Дом, в котором я живу». | Формировать представления детей о величине предметов. Учить детей строить домик из конструктора в соответствии с цветом и величиной. Формировать представления детей о геометрических фигурах, закреплять представления детей о цвете и величине. | Ритуал приветствия «Я рада (рад) видеть тебя». Д/и «Три медведя», «Домик для матрёшек», «Закрой окно в домике». Ритуал прощания «Я молодец!» | Дидактические игры, конструктор, матрёшки по кол-ву детей, картинки с изображением домов. |
«Дома, здания». | Закреплять представления об отношениях по величине, учить располагать в порядке убывания. Продолжать учить детей сравнивать объекты с учетом их свойств, величины и формы. | Ритуал приветствия «Я рада (рад) видеть тебя». Д/и «Собери башенку», «Найди свой домик». Ритуал прощания «Я молодец!» | Дидактические игры, конструктор, мелкие игрушки. |
Зима наступает. | |||
«Моя машина»
| Закреплять умение группировать объекты по цвету и обучать детей соотносить разнородные объекты по цвету. Учить детей находить два предмета одинаковой величины путем накладывания. Учить детей выделять форму конкретных предметов окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. | Ритуал приветствия «Я тебя люблю». Д/и «Подбери машину по цвету», «Найди такую же машинку», «Найди предмет такой же формы». Ритуал прощания «До встречи друг». | Дидактические игры, мелкие игрушечные машинки. |
«Зимняя одежда» | Закреплять умение группировать объекты по цвету и размеру, обучать детей соотносить разнородные объекты по цвету. Учить детей выкладывать узор в определенном порядке в соответствии с образцом или по словесному указанию; закреплять представления детей о геометрических фигурах и цвете. | Ритуал приветствия «Я тебя люблю». Д/и «Подбери куклам одежду», «Украсим кукол». Ритуал прощания «До встречи друг». | Дидактические игры, кукла с комплектом зимней одежды. |
«Животные и птицы зимой». | Учить детей раскладывать цветные перышки в определенном порядке по словесному указанию по 2 признакам (величина, цвет). Учить детей складывать из геометрических фигур разного цвета и размера животное по образцу. | Ритуал приветствия «Я тебя люблю». Д/и «Подбери пёрышко», «Сложи животное». Ритуал прощания «До встречи друг». | Дидактические игры, картинки с изображением животных и птиц, запись голосов птиц и животных. |
«Новый год». | Закреплять умение детей группировать цвета, подбирать их по слову, обозначающему цвет. Продолжать учить детей выкладывать узор в определенном порядке в соответствии с образцом или по словесному указанию; закреплять представления детей о геометрических фигурах, величине и цвете. | Ритуал приветствия «Я тебя люблю». Д/и «Украсим ёлочку», «Собери бусы для ёлочки». Ритуал прощания «До встречи друг». | Маленькая искусственная ёлочка, игрушки, дидактические игры, картинки с изображением геометрических фигур. |
Зимушка-зима. | |||
«Зимние забавы».
| Продолжать учить детей выкладывать узор на плоскости в определенном порядке в соответствии с образцом или по словесному указанию; закреплять представления детей о геометрических фигурах, величине и цвете. Продолжать развивать тактильные ощущения, умение выбирать предметы на ощупь одной формы. Совершенствовать умение детей сравнивать предметы по величине. | Ритуал приветствия «Я тебя люблю». Д/и «Выложи по образцу», «Чудесный мешочек», «Подбери машинку для мишки». Ритуал прощания «До встречи друг». | Дидактические игры, мелкие игрушки разной формы, мешочек из ткани. |
«Ой, мороз, мороз». | Продолжать учить детей выкладывать узор на плоскости в определенном порядке в соответствии с образцом или по словесному указанию; закреплять представления детей о геометрических фигурах, величине и цвете. Упражнять детей в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом . Продолжать учить детей устанавливать отношения между объектами по величине, располагать их в порядке убывания и нарастания величины. | Ритуал приветствия «Я тебя люблю». Рисование снеговика. Д/и «Сложи снеговика», «Выкладывание орнамента», «Разные круги». Ритуал прощания «До встречи друг». | Белые листы бумаги по кол-ву детей, карандаши, образец (рисунок снеговика), дидактические игры. |
«Комнатные растения». | Упражнять детей в умении группировать объекты по 3 признакам (форме, цвету и величине). Формировать у детей четкое дифференцированное восприятие новых качеств величины. | Ритуал приветствия «Я тебя люблю». Д/и «Найди такой же цветок», «Длинный - короткий». Ритуал прощания «До встречи друг». | Полоски цветной бумаги разные по длине, дидактические игры. |
Папы очень нам нужны. | |||
«Посуда».
| Закреплять умение детей определять величину предметов. Продолжать учить детей правильно соотносить посуду по цвету и размеру (красная большая кружечка к красному большому блюдечку и т. д.). Закреплять умение детей группировать геометрические фигуры (овалы и круги) по форме, отвлекаясь от цвета и величины. | Ритуал приветствия «Добрые слова». Д/и «Новоселье у куклы Маши», «Чаепитие с Машей», «У зайчонка в гостях». Ритуал прощания «Солнечные лучики улыбнулись». | Кукла, набор кукольной посуды, вырезанные из картона геометрические фигуры. |
«Что я люблю есть». | Упражнять детей в раскладывании овощей и фруктов по цвету и величине. Упражнять детей в выкладывании узора на плоскости в определенном порядке в соответствии с образцом или по словесному указанию; закреплять представления детей о геометрических фигурах, величине и цвете. | Ритуал приветствия «Добрые слова». Д/и «Украсим торт», «Собери овощи и фрукты». Ритуал прощания «Солнечные лучики улыбнулись». | Картинки овощей и фруктов, вырезанные из картона геометрические фигурки разного размера и цвета. |
«Защитники Отечества». | Совершенствовать умение детей сравнивать предметы по цвету, форме и величине. Учить детей соотносить объемные предметы с их плоским изображением (круг, шар). Упражнять детей в сравнении и упорядочении предметов по величине. | Ритуал приветствия «Добрые слова». Д/и «Чередование флажков», «Подбери к шарикам круги», «Кому какой по величине?» Ритуал прощания «Солнечные лучики улыбнулись». | Флажки разные по цвету, величине, плоские и объёмные изображения геометрических фигур, разные предметы по величине. |
«В гостях у сказки». | Продолжать учить детей строить домик из конструктора в соответствии с цветом и величиной, развивать глазомер. Развивать способности детей устанавливать сходство и различие в предметах на основе зрительного анализа, закреплять знания детей об оттенках цвета. Закреплять умение детей соотносить форму и цвет изображенного предмета с геометрической формой и цветом. | Ритуал приветствия «Добрые слова». Д/и «Построим дом для сказочных героев», «Геометрическое лото», «Найди игрушки синего, красного и т.д. цвета». Ритуал прощания «Солнечные лучики улыбнулись». | Конструктор, мелкие игрушки, дидактические игры. |
Мамочка моя. | |||
«Самые любимые мамочки на свете».
| Закреплять представления о шести цветах спектра, закреплять умение выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов. Упражнять детей в умении различать и сравнивать предметы по разным качествам величины. Закреплять умение детей видеть форму в предмете, составлять предмет (цветок) из геометрических фигур. | Ритуал приветствия «Добрые слова». Д/и «Весёлые матрёшки», «Собери цветочек для бабушки», «Что подарила мама?». Ритуал прощания «До встречи друг». | Матрёшки, комплекты геометрических фигур для сбора цветов. |
«Край, в котором я живу». | Закреплять умение детей чередовать объекты по словесному указанию взрослого (например, выложи – елочку, грибок, грибок, елочку и т. д.) Упражнять детей в различении шести цветов спектра и их названии. | Ритуал приветствия «Я рада (рад) видеть тебя». Д/и «Ёлочки и грибочки» «Спрячь мышку» «Пирамидка». Ритуал прощания «До встречи друг». | Плоскостные изображения ёлочек, грибочков, пирамидки, дидактическая игра. |
«Домашние птицы». | Упражнять детей в размещение элементов мозаики с постоянной сменой сочетаний цветов в условиях выбора двух нужных цветов из шести. Учиться воспроизводить заданные формы по образцу, развивать творческое воображение. | Ритуал приветствия «Я рада (рад) видеть тебя». Д/и «Утка с утятами», «Курочка и цыплята». Ритуал прощания «До встречи друг». | Мозаика, пазлы. |
«Вот и весна». | Упражнять детей в раскладывании предметов по величине от самого длинного до самого короткого и наоборот. Упражнять детей в умении определять предметы различной формы на ощупь. Закреплять умение детей подбирать лучики по цвету и размеру; упражнять детей в раскладывании лучиков в определенной последовательности (например, длинный – короткий и т. д.; короткий – короткий - длинный и т. д.). | Ритуал приветствия «Я рада (рад) видеть тебя». Д/и «Подбери лучики к солнышку», «Разложи сосульки», «Найди в песочке». Ритуал прощания «Я молодец!» | Плоскостные сосульки разные по величине, плоскостное изображение солнышка и лучиков, мелкие предметы различной формы. |
Весна - красна. | |||
«Одежда весной».
| Упражнять детей в выкладывании фигур в определенном порядке в соответствии с заданным образцом. Закреплять умение детей учитывать величину в практических действиях с предметами, соотносить предметы по величине; закреплять словесные обозначение величин. | Ритуал приветствия «Я рада (рад) видеть тебя». Д/и «Оденем кукол», «Собери бусы». Ритуал прощания «Я молодец!» | Плоскостные геометрические фигуры, 3 куклы с комплектами одежды разные по размеру. |
«Природа просыпается». | Закреплять знания и представления детей о том, что величина является значимым признаком, учитывать ее в своих действиях; упражнять в соотнесении резко различных величин на расстоянии, проверяя в случае необходимости с помощью наложения. Упражнять детей в умении составлять целое из частей. Закреплять умение детей чередовать объекты по цвету; фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разнообразных предметов. | Ритуал приветствия «Я рада (рад) видеть тебя». Д/и - вкладыш «Козлята и волк», «Заборчик для петушка»; «Разрезные картинки». Ритуал прощания «Я молодец!» | Дидактические игры, счётные палочки. |
«Подводный мир». | Закреплять умение детей составлять предмет из частей. Закреплять знание детей о величине и цвете предметов. | Ритуал приветствия «Я тебя люблю». Д/и «Поймай рыбку», «Разрезные картинки». Ритуал прощания «Я молодец!» | Дидактические игры, плоскостные изображения рыбок. |
«Насекомые» | Закреплять умение детей соотносить цвет и размер с заданным предметом (насекомым). Упражнять детей в складывании насекомых из геометрических фигур разного цвета и размера по образцу. | Ритуал приветствия «Я тебя люблю». Д/и «Сложи насекомое», «Спрячь насекомое». Игра «Летает – не летает». Ритуал прощания «Я молодец!» | Плоскостные геометрические фигуры разного цвета и размера. |
Литература:
1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1991.
2. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М.: Просвещение, 1988.
3. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Под ред. Венгера Л. А.. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1988.
4. Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели) [Текст] / Е. Б. Волосова. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 72 с.
5. Павлова Л.Н., Пилюгина Э.Г., Волосова Е.Б. «Раннее детство: познавательное развитие» - М.: Мозаика-Синтез 2000г.
6. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша: Игры на восприятие цвета, формы и величины у детей раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей. – М.: Просвещение, 1996. – 112с.
7. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1982. – 96с.
8.Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей. Под редакцией Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. – М.: Просвещение, 1981. – 192с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по дополнительной образовательной деятельности
Министерство образования и науки Республики ТатарстанМуниципальное учреждение «Управление образования» Исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» РТМуницип...
Рабочая программа по дополнительной образовательной деятельности
Министерство образования и науки Республики ТатарстанМуниципальное учреждение «Управление образования» Исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» РТМуницип...
Рабочая программа по дополнительной образовательной деятельности "Лего-конструирование"
Рабочая программа по дополнительной образовательной деятельности "Лего-конструирование"...
Рабочая программа по дополнительной образовательной деятельности «Веселые шашки»
Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма ...
Рабочая программа по дополнительной образовательной деятельности математический кружок "Весёлые шашки" для детей старшего возраста на 2019-2021учебный год.
Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Оно поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. И совершенн...
Рабочая программа совместной дополнительной образовательной деятельности педагога с детьми «Умелые ручки» Подготовительная к школе группа
Кружок «Умелые ручки» рассчитан на детей дошкольного возраста 6 - 7 лет. Основной идеей кружковой работы является развитие художественного и творческого потенциала детей через использовани...
Рабочая программа по дополнительно образовательной деятельности 2 младшая группа.
рабочая программа (младшая группа)...