Педсовет" Современный подход к интеллектуальному развитию дошкольников"
презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_mart.pptx | 1.35 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Использование нетрадиционных технологий в работе с педагогами и дошкольниками для повышения эффективности профессиональной деятельности, способствование интеллектуальному развитию ребёнка.
ПОДГОТОВКА К ПЕДСОВЕТУ: 1 Тематическая проверка «Условия повышения педкультуры родителей в сфере интеллектуального развития детей»» (средние, старшие и подготовительные группы) 11.03.19-22.03.19 Зам. зав. по ВМР Ст . воспитатели . 2 Конкурс дидактических пособий для интеллектуального развития детей в технологии лэпбук и сенсорные пособия. 01.03.19-25.03.19 г. Зам. зав. по ВМР Ст . воспитатели 3 Семинар - практикум «Применение лэпбуков в практике работы с дошкольниками и родителями» 27.02.19 г. Зам. зав. по ВМР 4 Методическая неделя «Неделя творчества» (интеллектуальное развитие): открытое НОД и конспект (развивающее занятие, математические досуги, проекты для детей, методические мероприятия с родителями, детско-родительские мероприятия, творческое перспективное планирование, сценарии интеллектуальных игр). 11.03.19-22.03.19 Зам. зав. по ВМР Ст . воспитатели 5 Подготовить проект решения педагогического совета до 25.03.19 г. Зам. зав. по ВМР 6 Отчеты для подготовки самообследования (результаты деятельности ДОУ за 2018 год). до 15.03.19 г. Воспитатели и специалисты
Повестка : 1. Анализ выполнения решения предыдущего педсовета- заведующий 2. Современный подход к интеллектуальному развитию дошкольников» - зам . зав. по ВМР 3. «Разминка » для участников педсовета- ст . воспитатель 4. Анализ тематической проверки ««Условия повышения педагогической культуры родителей в сфере интеллектуального развития дошкольника» - творческая группа. 5. Итоги методической недели - ст. воспитатель 6. Итоги конкурса методических пособий в технологии Лэп -бук- зам.зав . по ВМР. 7. Викторина «Что? Где? Когда?» - творческая группа 8. Обмен опытом по интеллектуальному развитию дошкольников - педагоги 9. Проект решения педсовета- заведующий
Современный подход к интеллектуальному развитию ребёнка. Интеллект – мыслительная способность человека – ум, рассудок, разум; уровень умственного развития. Интеллектуальное развитие – это и процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех его проявлениях: знаниях, познавательных процессах, способностях и др. Оно осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию .
Интеллектуальное развитие предполагает: - дифференцированное восприятие; - аналитическое мышление (способность воспроизвести образец) ; - рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии) ; - логическое запоминание; - интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий; - овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применение символов; - развитие тонких движений рук и зрительно – двигательной координации.
Цель: создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей. Задачи: 1. Формировать приемы умственных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, умение обдумывать и планировать свои действия. 2. Развивать у детей вариативное мышление, фантазию, творческие способности, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. 3. Вырабатывать умение у детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих
Система дидактических принципов: - создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса ( принцип психологической комфортности ) ; -новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми ( принцип деятельности ) ; -обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом ( принцип минимакса) ;
-при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира ( принцип целостного представления о мире ) ; -у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора ( принцип вариативности) ; -процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности ( принцип творчества ) ; -обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения ( принцип непрерывности)
Методы и приемы: - практические (игровые) ; - экспериментирование; - моделирование; - воссоздание; - преобразование; - конструирование ;
Дидактические средства: Наглядный материал (игры, демонстрационный материал, схемы, символы, модели)
Форма организации детской деятельности: - индивидуально-творческая деятельность; - творческая деятельность в малой подгруппе (3-6 человек) ; - учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия
1. Математические развлечения: игры на плоскостное моделирование ( Танграм и т. д.) ; - игры-головоломки; - игры с блоками Дьенеша и палочками Кьюзнера ; - задачи-шутки.
2. Дидактические игры: - сенсорные; - моделирующего характера; - специально разработанные воспитателем для обучения детей;
3. Развивающие игры это игры, способствующие решению умственных способностей и развитию интеллекта. Игры основываются на моделировании, процессе поиска решений.
Основные типы интеллектуальных игр Викторины Стратегии Тестовая викторина (ТВ-игра) Сюжетная викторина (СВ-игра) Ролевая стратегия Экономическая стратегия Боевая стратегия «О, счастливчик!», «Что? Где? Когда?» «Полундра!» Импро-визационная «Экспромт- театр» Сценар-ная «Яхта» «Менеджер» Шашки, шахматы
Тестовые викторины являются формой интеллектуальных игр. Дети отвечают на вопрос и получают оценку (фишку, очко, похвалу). Получается самый настоящий тест. Такие игры можно увидеть по телевизору. Это «О, счастливчик!», «Что? Где? Когда?», « Брейн -ринг».
Сюжетные викторины более интересные. Например, воспитатель придумывает игровой сюжет («Красная шапочка на новый лад»). Дети становятся «Красной шапочкой», «волком» и т.д. Включается воображение, применяются элементы театрализации. Игра приобретает яркий эмоциональный характер. Примерами могут быть телевизионные передачи «Полундра», «Колесо истории» и др.
Стратегия – форма интеллектуальной игры. Здесь успех достигается верным планированием участниками своих действий. Это путь к успеху. В боевой стратегии путь к успеху лежит через правильное планирование уничтожения противника ( шахматы, шашки). В экономической – через действия приобретения и продажи («менеджер», «продавец» и т.д.). В ролевой стратегии – через наилучшее достижение целей, определяемых заданной игроку ролью ((«Яхта» и т.д.). Ролевая форма развивается по сценарному и импровизированному направлениям.
Классификация вопросов и заданий для интеллектуальных игр Продуктивные Условно допустимые Недопустимые На сообразительность: «Ответ в вопросе ». Вопросы-шутки: «Оригинально о банальном ». Вопрос-подсказка: «Известное об известном». На логическое и ассоциативное мышление: «На удачу». «На приближение» Воспроизводящие . Воспроизводящие с «уловкой». Перечисление Вопросы-лекции . Вопросы-розыгрыши . Неэтичные вопросы.
1. Вопросы на сообразительность. Позволяют создать интригу, приковывают внимание. Эти вопросы строятся на базовом уровне знаний человека, но несколько зашифровываются, чтобы игрок в полной мере проявил мыслительные способности.
1.1. Ответ в вопросе. Вопрос на сообразительность, где ответ содержится в самом вопросе. Тренируется чутьё игроков верного ответа.
1.2. Вопросы-шутки. Они не предназначены для подшучивания над игроком. Вопросы остроумные, в них скрывается сущность.
1.3. Оригинально о банальном Вопросы на сообразительность. Ответ прост и очевиден.
1.4. Вопрос-подсказка Ведущий говорит первую подсказку. Отгадавший получает балл.
2. Вопросы типа «Неизвестное об известном» В вопросах даётся удивительно занима тельная и малоизвестная информация о вещах. Такие вопросы увеличивают интерес к игре.
3. Вопросы на логическое и ассоциативное мышление Эти вопросы очень интересны игрокам, потому что задают необходимость выстраивать «цепочку» рассуждений. Это вопросы-задачи, задания.
4. Вопросы на удачу. Вопросы с вариантами ответов. Можно задавать самый «заумный» вопрос, у игрока есть шанс ответить. Но такие вопросы монотонны.
5. Вопросы «на приближение» Важно, чтобы факты, положенные в основу вопроса, были интересны и занимательны.
Условно допустимые для интеллектуальных игр вопросы и задания
1. Вопросы на воспроизведение полученных знаний (воспроизводящие). Вопросы, низшие по ценности для интеллектуальных игр. Они рассчитаны на память, практически не нуждаются в обсуждении. Все вопросы задаются по пройденному участниками игры материалу. 2. Воспроизводящие вопросы «с уловкой». Вопросы требуют не только памяти, но и внимания
3 . Перечисление. Задания-вопросы, требующие перечислить что-либо. Например, общий признак: башни Кремля, станции метро, имена мальчиков и т.д. 4. Вопросы-лекции. Вопросы требуют развёрнутого ответа, что сразу снижает интерес к игре.
Недопустимые в интеллектуальных играх типы вопросов и заданий. 1. Вопросы-розыгрыши Требуют от игрока заученного ответа на этот вопрос, в случае ошибки участник испытывает чувство неловкости и унижения. 2. Неэтичные вопросы.
Решение педсовета: Регулярно использовать интеллектуальные игры в разных направлениях педагогического процесса. Срок: постоянно Отв. педагоги 2. Совершенствовать работу с семьёй по интеллектуальному развитию детей, в полном объёме выполнить предложения по результатам тематической проверки «Условия повышения педагогической культуры родителей в сфере интеллектуального развития дошкольника» (см. справку). Срок: постоянно Отв. Педагоги 3. Продолжать работу по совершенствованию предметно - пространственной среды ДОУ Срок: постоянно Отв. педагоги 4. Систематически повышать уровень профессионализма в области интеллектуальной деятельности с современными детьми, интегрируя знания из разных источников. Срок: постоянно Отв. педагоги
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет "Современный подход к интеллектуальному развитию дошкольников"
Цель: Использование нетрадиционных технологий в работе с педагогами для повышения эффективности профессиональной деятельности, способствование творческому поиску....
Интегративный подход в реализации задач по физическому и интеллектуальному развитию дошкольников
В статье отражается вариант интеграции О. о. "Физическая культура" и "Познание" ("Первые шаги в математику")...
"Умственное развитие в дошкольном возрасте. Интеллектуальное развитие дошкольника".
Задачи умственного воспитания понимают порой упрощенно, стараясь «вложить» в дошкольника как можно больше знаний об окружающем. В режиме дня малыша не...
Консультация для воспитателей Тема: «Интеллектуальное развитие дошкольников в процессе духовно-нравственного воспитания дошкольников (участие в проектах, викторины, исследования)»
Интеллектуальное развитие дошкольников в процессе духовно-нравственного воспитания дошкольников (участие в проектах, викторины, исследования)...
«Современный подход к интеллектуальному развитию дошкольников»
Интеллект – мыслительная способность человека – ум, рассудок, разум; уровень умственного развития. Интеллектуальное развитие – это и процесс, и уровень познавательной деятельнос...
Консультация для воспитателей "Современный подход к интеллектуальному развитию дошкольников"
Хорошими помощниками в деле интеллектуального развития ребенка станут всевозможные интеллектуальные развивающие игры, задачки; творческие занятия по лепке, оригами, моделированию.Творче...