Нравственно-патриотическое воспитание
статья

Носова Ольга Геннадьевна

Методическая разработка для родителей и педогогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_patr._vospitanie.docx18.51 КБ

Предварительный просмотр:

«Патриотическое воспитание дошкольников через музыкальную деятельность»

Нравственное воспитание – это длительный процесс, в котором детский сад является очень важным звеном. Смысл этого процесса заключается в постепенном осознании и принятии ребенком нравственных, моральных и поведенческих норм и правил, принятых в определенном социуме.
Нравственно-патриотическое воспитание – часть процесса, и цель его – осознание ребенком своей приобщенности к государству, нации и ландшафту.

Проще говоря, воспитание в детях любви к родине, своему народу и родной природе.
Какой же вклад мы можем внести в этот процесс в детском саду, в частности, на музыкальных занятиях?
Всю работу в этом направлении я разбила на три блока:
а) знакомство детей с произведениями русских классиков;
б) музыкальный фольклор;
в) творчество современных композиторов, пишущих для детей (так называемая детская музыка).

Рассмотрим каждый блок отдельно.
1 блок Русская музыкальная классика – это богатейшая сокровищница, достояние России. Ни одна страна мира не может представить такую блестящую плеяду великих композиторов. Из этой сокровищницы можно черпать бесконечно, и было бы неправильно, если бы мы стали игнорировать ее в музыкальном воспитании дошкольников. Можно и нужно знакомить детей с музыкой русских классиков. Возникает вопрос: «Как это сделать, ведь далеко не всякий взрослый может слушать классическую музыку?» Все верно, не может, но именно потому, что как раз был лишен этого в своем дошкольном детстве. Приучать ребенка к классике нужно постепенно и начинать как можно раньше.

Эта музыка должна звучать на каждом занятии, начиная с групп раннего возраста, в разных видах музыкальной деятельности. Моя задача как музыкального руководителя – отобрать те музыкальные произведения, которые доступны пониманию ребенка определенного возраста. Например, в раннем возрасте дети могут и должны слышать такие произведения как «Жаворонок» П.И.Чайковского, пьесы из музыкальной сказки «Петя и волк» С.Прокофьева, и другие произведения иллюстративного характера. Эта музыка на моих занятиях звучит как фон, не стоит акцентировать внимание детей на названии произведения и фамилии композитора. Начиная со среднего возраста нужно обязательно называть произведение и фамилию композитора, подчеркивая всякий раз, что это русская музыка и русский композитор. Говорить об этом нужно каждый раз, когда звучит музыка, одного раза недостаточно.

Начиная со старшего возраста я использую русскую классику во всех видах музыкальной деятельности, кроме, пожалуй, пения. В этом возрасте особенно актуально проговаривание, пояснение каждого музыкального произведения.

2 блок Примечательно, что вся русская классика неразрывно связана с русским народным музыкальным творчеством, буквально пронизана мотивами музыкального фольклора.
Как известно, традиционные народные песни могут быть обязательно составляющей какого-либо действия или обряда, то есть быть приуроченными, а могут исполняться независимо от перечисленных обстоятельств в любое время, по желанию исполнителей, то есть быть не приуроченными.
Классификация фольклора представлена следующими группами жанров:
а) Народная песня
Русская песня – это то, что вдохновило меня на работу с детьми по ознакомлению с русским народным искусством. Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делают русские народные песни незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией. Кроме того, русская народная песня обладает огромной художественно – воспитательной ценностью: формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами. Поэтическими оборотами (зимушка – зима, травушка – муравушка, рассыплюся яблонькой, Ваня – простота, незнакомы детям и звучат непривычно (коромысел, сенечки и др), они проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, с большим удовольствием поют песни «А я по лугу», «Гармошка – говорушка», «Балалайка», «Во кузнице», «Блины» и другие.
Эти песни хороши еще тем, что их можно инсценировать.
После разучивания песни распределялись роли между детьми. Вместе выбирали костюмы, которые подошли бы для этих героев. Затем детям было предложено сыграть на музыкальных инструментах. Дети очень старательно осваивали мелодию песни.
б) народная хореография
На музыкальных занятиях знакомлю детей с движениями русской пляски, хороводным, топающим, переменным шагом, шаг с притопом, распашонка, ковырялочка, присядка и др.
Первое знакомство детей с элементами плясок происходит на музыкальном занятии, когда воспитатель показывает под музыку определенное движение полностью. Вот как мы даем элементы пляски «Гармошка». Обращаясь к детям, спрашиваю: «Вы выдели, как играют на гармошке? Да, ребята, русская гармошка – удивительный музыкальный инструмент! Когда она играет, ноги сами идут в пляс. Вот посмотрите!». Воспитатель под русскую народную мелодию «Во саду ли в огороде» выполняет элемент русской пляски «Гармошка». Работа над элементами плясок продолжается и в группе, и на прогулке. Разучивая элементы пляски, использую различные русские мелодии. Разнообразие мелодий обогащает музыкально ритмические движения детей, отводит их от трафарета и придает движениям определенную окраску.
в) народные игры

В нашем детском  саду особое внимание уделяется этому направлению работы. В 2020 году праздники посвященные Дню защитника Отечества прошли в трех группах: младшей, средней и старшей. С самого маленького возраста мы приобщаем детей  к патриотизму, любви к родине, своим родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества»

Воспитание любви к своей Родине — задача не только важная, но и сложная. Особенно, когда она применительно к детям раннего возраста. Эта сложность заключается в том, что делае...

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...

«Музыка и нравственно – патриотического в воспитание в семье»

Сообщение на педсовете по теме«Музыка и нравственно – патриотического в  воспитание в семье»...

РЕАЛИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

        Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответ­ственн...