Консультация для воспитателей «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»
консультация (младшая группа)

Григерт Олеся Геннадьевна

Сенсорное развитие ребёнка- это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине. Положение в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире. Сенсорная культура ребёнка - результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

 «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Материал подготовил:

воспитатель Григерт О.Г.

Сенсорное развитие ребёнка- это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине. Положение в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире. Сенсорная культура ребёнка - результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей).

Ознакомление с сенсорными эталонами осуществляется на занятиях рисованием, лепкой, конструированием и др. Дидактические игры и упражнения применяю как в качестве одного из методов проведения самих занятий, так и в целях расширения. Уточнения и закрепления полученных на занятиях знаний и умений. Сенсорное воспитание планируется в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы. Так, успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определённого уровня физического развития ребёнка. Прежде всего, это относится к развитию движения руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию, втыканию предметов, при работе с мозаикой, рисовании красками. Сочетание сенсорных и моторных задач, является одним из главных условий умственного воспитания, осуществляющегося в процессе деятельности. Некоторые занятия предусматривают объединение детей по двое, умение уходить с занятия тихо, чтобы не помешать товарищам, а это, в свою очередь, требует определённого уровня взаимоотношений, который достигается в процессе нравственного воспитания.

Эстетическая сторона занятий по сенсорному воспитанию определяется во многом качеством приготовления дидактического материала. Чистые цветовые тона (цвета радуги, приятная фактура). Чёткая форма дидактических пособий доставляют детям радость, способствуют накоплению сенсорных представлений на уровне их пред-эталонного значения.

Тематическое планирование материала согласуется со временем года, с сезонными явлениями, с программой ознакомления с окружающим. Так прежде чем предложить детям рисовать красками на тему «Листочки деревьев», необходимо поставить в воду срезанные ветки и дождаться, чтобы почки распустились. Рисование красками на тему: «Дождик, чаще, кап-кап-кап!» Может проводиться после наблюдения сезонных изменений на улице. Рисованию на тему: «Огоньки ночью» должно предшествовать наблюдение за освещенными окнами домов.

Для знакомства детей с сенсорными эталонами нужно пользоваться следующим дидактическим материалом: одноцветные и многоцветные пирамидки, кубик  с отверстиями разной формы, матрешками, геометрическими фигурами (квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, круг, комплект досок с вкладышами, палочки восьми цветов, четырех цветные столики с грибочками, мозаики. Ребёнок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно - психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

На первом году жизни основная задача состоит в представлении ребёнку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развития внимания к свойствам предметов. Сенсорное воспитание в этот период -основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток всё новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребёнка.

На втором - третьем году жизни задача сенсорного воспитания существенно усложняется. Хотя ребенок раннего возраста ещё не готов к усвоению сенсорных эталонов у него начинают накапливаться представление о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребёнка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств -шестью цветами спектра, с такими формами, как круг, овал, квадрат, прямоугольник. Начиная с трёх лет, основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Это цвет, оттенки цветовых тонов, геометрические фигуры, величины.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе, и для многих видов труда. Готовность ребёнка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования психологами показали, что значительная часть трудностей, возникающая перед детьми, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребёнка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности. Это - музыкант, художник, архитектор, писатель, конструктор. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства. Значения сенсорного развития ребёнка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. В планировании методов обучения маленьких детей (как внутри каждого занятия, так от занятия к занятию) четко просматривается постепенность их изменений. При проведении каждого занятия основным методом, которым я пользуюсь, является непосредственный показ предмета. Вспомогательная роль при этом принадлежит словесному объяснению. Поскольку маленькому ребенку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую инструкцию, то объяснения должны быть предельно краткими. Знакомство с каждым эталоном имеет свои особенности. Поскольку с разными свойствами предметов могут быть организованы разные действия. Дети лучше запоминают цвета спектра и особенно их оттенки, если получали их самостоятельно (при разведении красок). Знакомя детей с геометрическими формами, я обучаю их приему обведения контура, а также сопоставлению фигур. Формированию представлений о величине способствует выстраиванию предметов в ряды убывающей или нарастающей величины. Ребенок должен учиться воспринимать цвет конкретных предметов. Это довольно легко, когда предметы имеют сравнительно чистый цвет, но становится значительно труднее, если этот цвет сложен «цвет морской волны, кофейный и т. п.». Сложным является обучение детей обследованию формы предметов это отделить геометрические фигуры от других предметов, придать им значение образцов. Это достигается тем, что каждую фигуру сравнивают с рядом предметов сходной с ней формы, предметы группируются вокруг соответствующих фигур. Затем осуществляется переход к словесному обозначению формы предметов.

Особые трудности для детского восприятия возникают в тех случаях, когда требуется оценить сочетание цветов, форм, величин, составляющее сложную структуру. Восприятие сочетаний, связанное с выделением элементов, из которых они состоят, и связей между элементами, называется аналетическим. Ребёнка нужно научить обследовать эти сочетания, улавливать определённый ритм в расположении отдельных цветовых тонов, должен научиться отличать сочетание тёплых цветов от холодных. Аналитическое восприятие величины связано с выделением разных измерений величины предмета - длины ширины, высоты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста"

В настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области не специализировался педагог. Воспитание правильного отношения к природе, умения бережно обращаться с ж...

Консультация для родителей «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Ранний возраст - это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов....

Консультация для родителей «Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста» в первой младшей группе

Консультация для родителей «Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста» в первой младшей группе...

Консультация для родителей «Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста» в первой младшей группе.

Консультация для родителей «Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста» в первой младшей группе. ...

Консультация для родителей «Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста» в первой младшей группе.

Трудовое воспитание занимает одно из центральных мест в общем процессе воспитания   детей. Трудовая деятельность в детском возрасте помогает формировать из ребенка социально адаптированную и...