Доклад для педагогов ДОУ «Игра и театр»
учебно-методический материал
Педагогический совет № 1
«Театрализованная деятельность в ДОУ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад для педагогов ДОУ «Игра и театр» | 24.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования
администрации городского округа Солнечногорск
Московской области
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 19»
Юридический адрес: 141500 г.Солнечногорск, тел/факс 8(4962)64-49-31
ул.Баранова,д.23а E-mail: kosmonavt1968@yandex.ru
Педагогический совет № 1
«Театрализованная деятельность в ДОУ»
Доклад для педагогов ДОУ
«Игра и театр»
Выполнила:
Никишова Анастасия Сергеевна,
воспитатель 1 кв.к.,
г. о. Солнечногорск, 15.01.2019 г.
Исследователи убеждены в том, что генетической основой художественного творчества является детская игра. Д.Б Эльконин видит родство игры и искусства в содержании, в котором общим является заключение в нем норм человеческой жизни и деятельности, смыслов и мотивов.
В детском саду игра и театр существуют не рядом, но одно в другом: театр организуется как игра, а в игре всегда ест театральное начало, то есть искусство перевоплощения. Театр для детей (в соответствии с делением на предметную и непредметную театрализованную деятельность) предстает в двух видах – кукольном и драматическом.
Кукольный театр – особая игровая форма взаимодействия ребенка и взрослого. Кукла выступает между ними как посредник, которому ребенок доверяет. Специалисты советуют начинать приобщение детей к театрализованной игре именно с кукольного театра как наиболее эмоционально близкой ведущей игровой деятельности детей.
Как зрелищное, яркое представление, кукольный театр всегда радость для детей, он долгожданный праздник, которого с нетерпением ждут дети.
Игра-драматизация – это игра, которая обычно не требует специальной подготовленности играющих, так как чаще всего не преследует цели поставить спектакль для зрителя.
Мотив такой игры лежит в самом ее процессе, а не в результате.
В игре-драматизации литературный сюжет может быть очерчен в самом общем плане, в остальном дети могут импровизировать, додумывать, варьировать, изменять, то есть действовать творчески, по-своему. По утверждению ученых, в любой игре есть возможность драматизации. Наче говоря, драматизировать можно любой игровой материал. При этом не всегда нужны декорации и костюмы – у ребенка работает воображение; дараматизируя, он перевоплощается в роль, и все необходимое предстает в его фантазии. Вместе с тем игра-драматизация при соответствующем оформлении легко может перерасти в драматический театр, в театральную постановку. При этом игра «для себя» превращается в «спектакль для других», что диктует и совершенно разные методические подходы к педагогическому руководству театрализованной игрой. В первом случае педагог заостряет внимание на поддержание интереса к игровому процессу; во втором случае мотив деятельности переключается с процесса на результат. Появляется спектакль, поставленный силами детей.
Таким образом, в детском саду возможны два вида театра: кукольный и драматический.
Драматический театр в дошкольном учреждении существует как театр взрослых для детей, и как театр, в котором участвуют дети. Надо сказать, что в чистом виде эти две театральные формы существуют реже, чаще все же используются совместные постановки, в которых: 1) в основном участвуют дети, а взрослые играют наиболее трудные, цементирующие роли; 2) напротив, в основном играют взрослые, а дети лишь эпизодически входят в
канвы сюжета. Рассмотрим более подробно виды взрослых, детских и взросло-детских театров в дошкольных учреждениях.
Театр взрослых – очень действенная форма, так как позволяет достигать сразу нескольких целей: дает возможность детям накопить необходимые художественные впечатления; дает представление о том, что такое театр; дает образец творческого поведения педагогов; пробуждают у детей желание играть в театре; способствует формированию основ общей культуры; способствует развитию эмоционально-чувственной сферы.
Театр - взрослых – это педагогический театр. Он организован не стихийно, а в соответствии с целями дошкольного образования, его деятельность направленна на всестороннее развитие ребенка, средствами театрально-игровой деятельности. Работа педагогов в этом театре требует от них необходимых артистических качеств, желание профессионально заниматься над развитием сценической пластики и речи, некоторых музыкальных способностей и др. Театр взрослых – это коллектив единомышленников, объединенных общим смыслом творческой деятельности, стремлением педагогов развивать собственные творческие качества. Н.А Ветлугина говорит, что, чтобы воспитать ребенка как творческую личность, необходимо начинать с самих педагогов. Никогда еще нетворческий, равнодушный педагог не смог взрастить творческого воспитанника.
В программе театра большое место занимает сказка. Исследователи считают, что сказка вводит ребенка в воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю последующую жизнь. В самом начале сказки, ребенок встает на позицию положительного героя, вместе с ним решает поставленные задачи. Ребенок входит внутрь воображаемых обстоятельств, мысленно принимает участие в действиях героев, это свидетельствует о сильном воздействии сказки на эмоционально-нравственную сферу детей. Создать спектакль, как подлинное художественное произведение, заразить зрителя настоящими чувствами может только профессионально работающий коллектив. То, что не под силу детскому театру, под силу театру педагогов, который в короткий срок может качественно подготовить хороший спектакль для детей. Театр взрослых призван оказывать воспитывающее влияние на проявляющиеся у дошкольников ростки творчества. Артистичный взрослый является образцом творческого поведения в глазах ребят.
Театр с участием детей - это детский коллектив, которым руководят взрослые. Чем меньше по возрасту дети, участвующие в нём, тем более ограниченны возможности такого коллектива. Для того чтобы детский театр жил, необходимо тщательно выстраивать работу по сохранению свежести восприятия материала (сказки), который берется в работу. Проще говоря, работа над постановкой, чтобы не надоесть детям, должна быть интересной, не скучной, не насильственной. Следует внимательно продумывать регламентированную и нерегламентированную деятельность детей: использовать специальные занятия по разучиванию ролей, эпизодов;
чередовать их со свободной деятельностью детей; дозированно включать в работу репетиционные блоки. Принимая во внимание то, что продукты детского творчества не обладают подлинно художественной ценностью, но
имеют большую общественную значимость, необходимо следить за тем, чтобы работа по постановке детских спектаклей напоминала своеобразную игру, в которой с удовольствием участвуют дети. Это значит, что процесс подготовки спектакля всегда интересует детей больше, нежели сам результат. Именно в процессе «игры в спектакль» дети более увлечены: они постоянно делают что-то новое, играют по-новому, испытывают новые эмоции. Конечный продукт - детский спектакль - значим для детей тогда, когда он имеет выраженную адресность (для кого он? - для мам, для сверстников и т. д.), и в силу этого долгожданен, его хочется показать. Но не всегда у детей и взрослых хватает выдержки довести дело до конца посредством наименьших нервных затрат. Изматывающие репетиции приносит больше разочарований, чем радости. Стремление показать зрелище родителям во что бы то ни стало, требует частых репетиций. Получается замкнутый круг. Избежать этого поможет понимание детской природы. От детей нельзя требовать настоящих актерских эмоций (то есть искусственно вызываемых в результате многократных повторений), силы детей не беспредельны, а главное состоит в том, что театрализованная игра, прежде всего, должна дать детям радость творчества (!), то есть удовольствие от самого процесса игры. Значит, главное в театрализованной игре - сама игра.
Таким образом, возможности детского театра невелики, в нем не всегда могут раскрыться детские творческие способности; чаще всего при неумелом руководстве, напротив, шаблонизируется сознание детей: им дают тексты ролей, и дети послушно выучивают их, сопровождая заученными жестами. В такого рода постановках игра уходит на последний план. Следовательно, творчество не развивается. Детский театр может жить только при очень серьёзной подготовке педагогов к руководству игровой деятельностью детей: педагоги должны уметь учить детей творчеству и творить сами.
Смешанный тип театра – взросло-детское сообщество – жизнеспособный вид театрализованной деятельности детей и взрослых. При умелом руководстве в нем возможно ненавязчивое вовлечение в театрализацию, в мир настоящей игры и творчества, в котором дети чувствуют себя уверенно при поддержке взрослых, а взрослым хочется быть рядом с детьми и, разумно опекая их, давать простор для полноценного творческого роста, способствовать раскрытию сил и талантов детей, вдохновлять их на самосовершенствование. Такому театру под силу показывать сложные постановки (так как все трудности на себя берут взрослые) и полнее задействовать силы детей (так как взрослый всегда окажет необходимую поддержку во время выступления). В таком театре энергетика, сопровождающая развитие творчества, идет по пути встречного движения: от взрослого к детям и от детей к взрослым.
Таким образом, в театре взрослых и детей происходит взаимообмен творчеством, что способствует сплочению взросло-детского сообщества ДОУ и тем самым благотворно влияет на образовательный процесс в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад для педагогов "Основные приемы руководства игрой"
Доклад для педагогов "Основные приемы руководства игрой "...
Доклад для педагогов на тему "ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Доклад для педагогов на тему "ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ"...
Доклад для педагогов "Кукольный театр в младшей группе детского сада"
Данный материал рекомендован педагогам дошкольных образовательных учреждений....
Доклад для педагогов на тему: «Игры и игровые упражнения для развития речи детей дошкольного возраста»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №3» дошкольный блок «Детство»г.п. Нарткала Урванского муниципального районаКабардино-Бал...
Доклад для педагогов из опыта работы на тему: «Развитие социально–коммуникативных навыков у дошкольников через обогащение сюжетно – ролевой игры»
laquo;Развитие социально–коммуникативных навыков у дошкольников 5-7 лет через обогащение сюжетно – ролевой игры» «Игра – это огромное светлое окно...
Доклад для педагогов на тему: «Дихотомия. Основные виды игры «Да-Нет»
Дихотомия - раздвоенность, последовательное деление на две части.«Да-нетка» - это загадка, которая «разыгрывается» с помощью формальной логики, при этом отгадывающие задают воп...
Мастер - класс для педагогов Тема: «Играем в театр»
Цели мастер-класса: Повышение профессиональной компетентности педагогов в развитии творческих способностей дошкольников....