Методическая разработка. Мини – музей «Колосок»
материал (подготовительная группа)
Песпективное планирование по созданиюМини – музея «Колосок» в группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
m-_muzey_kolosok_2015-16_gr.no4_.docx | 40.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Мини – музей «Колосок» группа №4
Общее положение
Мини – музеи создаются в каждой возрастной группе в целях воспитания, обучения, развития и социализации воспитанников.
Профиль и функции определяются задачами группы.
Цель
Способствовать воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, формированию художественно-эстетической культуры средствами музейной педагогики, приобщение детей к народным истокам.
Задачи
1. Формирование системы ценностей ребёнка в его приобщении к историческому культурному наследию.
2. способствовать воспитанию толерантности, познавательному, творческому, эмоциональному развитию.
3.Обогащение развивающей предметной среды.
4. Воспитывать чувство уважения к своим предкам и современникам.
5. Знакомство с особенностями народного быта, занятиями, традициями.
6. Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
7. Развитие творческого, логического, мышления и воображения.
СЕНТЯБРЬ 2015г. | ||
Цель:Способствовать воспитанию у дошкольников основ музейной культуры. | ||
№ | Структура | Мероприятия |
1. | Работа с родителями | Анкетирование. Выбор темы мини-музея. |
2. | Методическая работа Обогащение развивающей среды. | Установка начальных экспонатов |
3. | Эстетические задачи: 1. Закреплять знания детей о разнообразии музеев и их функции. 2. Развитие творческого воображения. | Знакомство с темой мини - музея. Создание логотипа мини – музея. |
4. | Технические задачи: 1.Учить самостоятельно, выбирать фон для своей работы; рисовать колоски концом кисти. 2.Учить лепить колосок из пластилина. | Рисование логотипа мини – музея «Колосок». Лепка «Колоски» |
ОКТЯБРЬ 2015г. | ||
Цель:Закреплять знания детей о хлебе, как об одном из величайших богатств на земле. | ||
№ | Структура | Мероприятия |
1. | Работа с родителями | Экскурсия родителей с детьми в магазин - «Хлебный отдел» |
2. | Методическая работа Для обогащения знаний детей о том, как выращивают хлеб. | Пополнение музея репродукциями картин для рассматривания. |
3. | Эстетические задачи: 1.Закреплять знания детей о разнообразии музеев, о правилах поведения в нём. 2.Дать представления о жизни крестьян, о хлебе, как основном источнике питания. 3. Продолжать учить полно и точно отвечать на вопрос; развивать навыки составления рассказа по картине. 4.Развитие словаря; учить применять в речи образные выражения. | Беседа «Такие разные музеи» Инсценировка сказки «Колобок» Рассматривание репродукции картины И. Шишкина «Рожь» Чтение худ.лит. С. Погореловский «Урожай» |
4. | Технические задачи: 1.Развитие навыка работы с конструктором, поиск новых конструктивных решений. 2. Совершенствовать навыки работы акварельными красками. 3. Отрабатывать приёмы вырезывания и наклеивания. 4.Учить создавать игрушку своими руками, используя бросовый материал. | Строительная игра «Строим здание музея» Рисование «Хлебное поле» Аппликация из бумаги различного вида «Колобок на окошке» Конструирование грузовиков из бросового материала «Везём с поля урожай зерна» |
НОЯБРЬ 2015г. | ||
Цель: Воспитание бережного отношения к хлебу. | ||
№ | Структура | Мероприятия |
1. | Работа с родителями | Изготовление альбома «Народная мудрость» (пословицы и поговорки о хлебе с иллюстрациями) в библиотеку мини – музея. |
2. | Методическая работа Для обогащения знаний детей о том, как выращивают хлеб. | Создание видеотеки с мультфильмами по теме музея. |
3. | Эстетические задачи: 1.Дать элементарное представление о злаковых культурах, о блюдах, которые из них можно приготовить. 2.Закреплять навыки правильного поведения за столом. 3.Продолжать воспитывать бережное отношение к хлебу. | «Что такое злаки?» Беседа «Культура поведения за столом» Беседа «Хлеб - соль кушай да добрых людей слушай» Чтение М. Глинская «Хлеб» с последующим разучиванием |
4. | Технические задачи: 1.Учить создавать композицию из растительных форм. 2. . Отрабатывать приёмы вырезывания и наклеивания. 3.Познакомить с техникой работы «Папье- маше». | Аппликация «Букет из засушенных листьев, цветов и колосьев» Аппликация «Скатерть самобранка» «Каравай» (техника «Папье-маше») 2 занятия |
ДЕКАБРЬ 2015г. | ||
Цель: Воспитывать уважениеи интерес к труду взрослых. | ||
№ | Структура | Мероприятия |
1. | Работа с родителями | Пополнение музея экспонатами: «Хлебное дерево» |
2. | Методическая работа Для закрепления знаний о профессиях и действиях людей, работающих в с/х и выращивающих хлеб. | Приобретение моделек с/х техники помогающей выращивать хлеб. |
3. | Эстетические задачи: 1.Познакомить детей с основным занятием русских крестьян: земледелие, виды полевых работ, орудия труда. 2. Познакомить детей с процессом выращивания хлеба в настоящее время, с орудиями труда, машинами, профессиями. 3.Закреплять представления детей о хлебе, как основном продукте питания. 4.Воспитывать желание откликаться на просьбы о помощи. 5.Учить основам дизайнерского искусства при создании рамок для открыток. | «Путешествие в прошлое» «Хочешь, есть калачи, не лежи на печи» Просмотр мультфильма «Чудо – мельница» Чтение сказки Э. Гонелиуса «Три ржаных колоса» |
4. | Технические задачи: 1.Познакомить со способом изготовлениясолёного теста для поделок. 2.Учить вырезать стекой фигурки из теста по шаблону 3.Упражнять в рисовании узоров концом кисти. 4. Продолжать учить доводить начатое дело до конца. | Изготовление солёного теста для поделок Изготовление рождественских пряников из солёного теста Роспись «Пряников – козуль» Изготовление рамки для новогодней открытки с использованием изделий из муки и др. материалов. |
ЯНВАРЬ 2016г. | ||
Цель: Воспитывать интерес к истории родной страны и русского народа. | ||
№ | Структура | Мероприятия |
1. | Работа с родителями | Вечер – досуг «Семейные традиции чаепития» |
2. | Методическая работа Для ознакомления с произведениями, посвящёнными процессу выращивания и изготовления хлеба. Познакомить с авторами, пишущими о хлебе. | Пополнение библиотеки музея детскими книгами о хлебе. |
3. | Эстетические задачи: 1.Обогащать знания детей о быте русского народа, о печке, которая служит не только источником тепла, но и источником приготовления пищи, выпечки хлеба. 2. Продолжать знакомить детей со старинной русской жизнью. Объяснить, откуда произошли русские обычаи – гостеприимство, сострадание, взаимопомощь. 3.Вспомнить современные правила поведения в гостях, приёма гостей. 4.Воспитывать у детей такие качества, как сострадание, умение понять горе другого человека и посочувствовать ему. | «Что есть в печи, на стол мечи» Беседа «Гостеприимный хозяин» «Блокадный хлеб» |
4. | Технические задачи: 1.Учить делать поделки из солёного теста своими руками. 2. Упражнять в рисовании узора концом кисти; 3.Учить самостоятельно, смешивать краски, добиваясь нужного оттенка цвета. 4.Учить выполнять аппликацию в технике «мозаика». | Изготовление колокольчиков из теста Роспись колокольчиков Аппликация в технике мозаика «Пряничная доска» |
ФЕВРАЛЬ 2016г. | ||
Цель:Воспитание бережного отношения к хлебу, труду людей, которые пекут хлеб. | ||
№ | Структура | Мероприятия |
1. | Работа с родителями | Изготовление иллюстрированной книги рецептов «Шеф – повар семьи советует приготовить» в библиотеку мини – музея. |
2. | Методическая работа Для обогащения знаний детей о многообразии хлебобулочных изделий. | Изготовление альбома «Хлебобулочные изделия». |
3. | Эстетические задачи: 1.Обогащать знания детей об изготовлении хлебобулочных изделий. 2. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых. 3.Продолжать формировать понятие о взаимопомощи. 4.Продолжать знакомить с поговорками о хлебе. | Экскурсия на кухню детского сада Чтение сказки А. Ремизова «Хлебный голос» Беседа «Хлеб – всему голова» Разучивание стихотворения И. Лопухиной «В булочной» |
4. | Технические задачи: 1.Упражнять в рисовании элементов Хохломской росписи в овальной форме. 2.Учить выполнять рисунок нетрадиционной техникой рисования с использованием трафаретов. 3.Отрабатывать приёмы лепки из солёного теста. 4.Упражнять в смешении цветов и получении нужного оттенка краски. | Рисование декоративное «Блюдо для пирогов» Рисование мукой «Зимние деревья» Изготовление хлебобулочных изделий из солёного теста Роспись хлебобулочных изделий для игры в магазин |
МАРТ 2016г. | ||
Цель:Развитие кругозора и интереса к окружающему миру. | ||
№ | Структура | Мероприятия |
1. | Работа с родителями | Совместно с родителями экскурсия в «Музей хлеба» |
2. | Методическая работа Для закрепления знаний о выращивании хлеба. | Изготовление д/и «Что сначала, что потом?» |
3. | Эстетические задачи: 1.Закреплять навыки правильного поведения за столом. 2. Продолжать воспитывать бережное отношение к хлебу. 3.Закреплять знания детей о последовательности действий при выращивании хлеба. 4.Учить отгадывать загадки, понимать образные выражения. 5.Закреплять знания о народных иавторских сказках, рассказах о хлебе. | Чтение книги «Правила поведения для воспитанных детей» с последующей беседой Дидактическая игра «Что сначала, что потом?» «Загадки от хлебного дерева» Литературная викторина по произведениям о хлебе |
4. | Технические задачи: 1.Закреплять приёмы пластилинографии. 2. Отрабатывать приёмы вырезывания и наклеивания. 3.Продолжать учить создавать сюжетный рисунок. | «Вкусный нарядный блиночек» 2 занятия Аппликация «Праздничный торт» Рисование по сказке «Крылатый, мохнатый, да масленый» |
АПРЕЛЬ 2016г. | ||
Цель:Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей,которые выращивают и пекут хлеб. | ||
№ | Структура | Мероприятия |
1. | Работа с родителями | КВН «Хлеб да каша – пища наша» дети вместе с родителями |
2. | Методическая работа Для закрепления знаний о труде взрослых выращивающих хлеб. | Изготовление д/и «Разрезные картинки» |
3. | Эстетические задачи: 1.Наблюдения за ростками в разном грунте; выявление лучшего грунта. 2. Уточнить и обобщить представления об изготовлении хлебобулочных изделий; обратить внимание на механизацию труда людей. 3.Закреплять знания детей о труде людей различных профессий весной в поле. | Экспериментальная деятельность «Свойства различных видов грунта» Экспериментальная деятельность «Посев зёрен овса и ржи» Беседа «Хлеб – наше богатство» «Весна в поле» |
4. | Технические задачи: 1.Опытным путём определять свойства земли, песка, опила, как предполагаемого грунта для растений. 2. Закреплять приёмы оклеивания и склеивания деталей. 3.Показать новый способ скрепления движущихся деталей. 4.Закреплять навык работы с акварелью. | Рисование «Вышел в поле агроном» Конструирование из бросового материала «Мельница» 2 занятия Рисование «Машины – помощники» |
МАЙ 2016г. | ||
Цель:Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей,которые выращивают и пекут хлеб. | ||
№ | Структура | Мероприятия |
1. | Работа с родителями | «Конкурс пирогов» |
2. | Методическая работа Для обогащения знаний и словарного запаса детей. | Пополнение музея иллюстрациями для рассматривания. |
3. | Эстетические задачи: 1.Познакомить детей с видами хлебобулочных изделий других народов. 2.Продолжать знакомить с пословицами и поговорками о хлебе. 3.Учить различать хлеб ржаной и пшеничный по вкусу, запаху, на ощупь. Упражнять в словообразовании. 4.Развивать умение выразительно читать наизусть стихи, уверенно выступать перед зрителями. | Разучивание стихотворения «Каравай» Л. Кузьмина «Хлеб разных народов» «Хлеб ржаной и пшеничный» Конкурс чтецов «Хлеб наш, батюшка» |
4. | Технические задачи: 1.Продолжать учить рисовать элементы традиционных русских орнаментов. 2.Закреплять умение вышивать на картоне намёточным швом. 3.Закреплять навык работы с акварелью. | Рисование «Рушник для каравая» Шитьё «Передник для хозяюшки» 2 занятия Рисование «Сказочное хлебное дерево» |
Учебный план
В неделю | В месяц | В год | |
Работа в музее | 30 мин. | 2часа | 18 часов |
«Очумелые ручки» | 30 мин. | 2 часа | 18 часов |
Особенности организации развивающей среды по мини – музею.
Предметно – пространственная развивающая среда организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются образовательные области.
Мини - музеи в группе стала неотъемлемой частью предметно-развивающей среды и показали свою значимость в воспитании и развитии детей. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Мини-музей способствует развитию речи, формированию представлений об историческом прошлом, связи со своими предками.
Психологическая комфортность и безопасность деятельности. Принцип, подразумевающий под собой саму организацию мини-музея, его расположение, оформление, расстановку экспонатов, безопасность экспонатов, представленных в мини-музее, для жизни и здоровья детей.
Интерактивность и поли функциональность музейного пространства, дает возможность использовать музейные экспозиции для организации разнообразной деятельности детей и решения различных воспитательно-образовательных задач.
Работа мини-музея направлена на организацию игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной детской деятельности детей.
Мини – музей «Колосок», располагается в центре «Искусств». Музей активно пополняется экспонатами, сделанными или приобретёнными педагогами и родителями. К концу года дети будут участвовали в проведении экскурсий по мини – музею.
В нашем музее имеются, или ещё изготавливаются, атрибуты к ролевым играм («Семья», «Магазин»), играм-драматизациям, дидактические игры («Что за чем?», «Разрезные картинки», «Четвёртый лишний» и др.), макеты: «Мельница», «Печка – матушка», хлебобулочные изделия из солёного теста. Создаётся библиотека (художественная литература, подборки стихотворений, пословиц, загадок по тематике) и видеотека мини – музея. Изготавливается альбом «Народная мудрость» с иллюстрированными пословицами о хлебе. Музей пополняется предметами, нужными для приготовления хлеба. Собираются репродукции картин известных художников, демонстрационный материал по тематике музея.
При активном участии детей сформулированы основные правила для посетителей музея в детском саду.
Все игры и материалы по образовательным областям доступны, эстетичны, представляют интерес для детей, оказывая помощь в их воспитании и обучении.
По образовательным областям.
Социально - коммуникативная | Речевого развития | Художественно - эстетическая | Познавательного развития |
Выбор темы мини-музея. Экскурсия родителей с детьми в магазин - «Хлебный отдел» Беседа «Такие разные музеи» Строительная игра «Строим здание музея» Беседа «Культура поведения за столом» Просмотр мультфильма «Чудо – мельница» Вечер – досуг «Семейные традиции чаепития» Изготовление иллюстрированной книги рецептов «Шеф – повар семьи советует приготовить» в библиотеку мини – музея. Экскурсия на кухню детского сада Совместно с родителями экскурсия в «Музей хлеба» Чтение книги «Правила поведения для воспитанных детей» с последующей беседой КВН «Хлеб да каша – пища наша» дети вместе с родителями «Конкурс пирогов» | Рассматривание репродукции картины И. Шишкина «Рожь» Беседа «Хлеб - соль кушай да добрых людей слушай» Чтение М. Глинская «Хлеб» с последующим разучиванием «Хочешь, есть калачи, не лежи на печи» Изготовление альбома «Хлебобулочные изделия». Беседа «Хлеб – всему голова» Разучивание стихотворения И. Лопухиной «В булочной» д/и «Что сначала, что потом?» «Загадки от хлебного дерева» д/и «Разрезные картинки» д/и «Назови ласково» Беседа «Хлеб – наше богатство» Рассматривания иллюстраций. Разучивание стихотворения «Каравай» Л. Кузьмина «Хлеб ржаной и пшеничный» Конкурс чтецов «Хлеб наш, батюшка» Заполнение музейных словариков д/и «Назови Какой? Какая? Какое?» д/и «Один – много» Пальчиковые гимнастики по тематике музея | Создание логотипа мини – музея Рисование логотипа мини – музея «Колосок». Лепка «Колоски» Инсценировка сказки «Колобок» Чтение худ.лит. С. Погореловский «Урожай» Рисование «Хлебное поле» Аппликация из бумаги различного вида «Колобок на окошке» Аппликация «Букет из засушенных листьев, цветов и колосьев» Аппликация «Скатерть самобранка» «Каравай» (техника «Папье-маше») 2 занятия Чтение сказки Э. Гонелиуса «Три ржаных колоса» Изготовление рождественских пряников из солёного теста Роспись «Пряников – козуль» Изготовление рамки для новогодней открытки с использованием изделий из муки и др. материалов. Пополнение библиотеки музея детскими книгами о хлебе. Изготовление колокольчиков из теста Роспись колокольчиков Аппликация в технике мозаика «Пряничная доска» Чтение сказки А. Ремизова «Хлебный голос» Рисование декоративное «Блюдо для пирогов» Рисование мукой «Зимние деревья» Изготовление хлебобулочных изделий из солёного теста Роспись хлебобулочных изделий для игры в магазин «Вкусный нарядный блиночек» 2 занятия Аппликация «Праздничный торт» Рисование по сказке «Крылатый, мохнатый, да масленый» Рисование «Вышел в поле агроном» Рисование «Машины – помощники» Рисование «Рушник для каравая» Рисование «Сказочное хлебное дерево» Упр. «Закончи узор» | Знакомство с темой мини - музея. Установка начальных экспонатов Пополнение музея репродукциями картин для рассматривания. Конструирование грузовиков из бросового материала «Везём с поля урожай зерна» Изготовление альбома «Народная мудрость» (пословицы и поговорки о хлебе с иллюстрациями) в библиотеку мини – музея. Создание видеотеки с мультфильмами по теме музея. «Что такое злаки?» Пополнение музея экспонатами: «Хлебное дерево» Приобретение моделек с/х техники помогающей выращивать хлеб. «Путешествие в прошлое» Изготовление солёного теста для поделок «Что есть в печи, на стол мечи» «Блокадный хлеб» Литературная викторина по произведениям о хлебе Экспериментальная деятельность «Свойства различных видов грунта» Экспериментальная деятельность «Посев зёрен овса и ржи» «Весна в поле» Конструирование из бросового материала «Мельница» 2 занятия «Хлеб разных народов» Шитьё «Передник для хозяюшки» 2 занятия «Ящик ощущений» д/и «Найди отличия» д/и «Лабиринт» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка, мини спектакль "Приглашение к столу"
Методическая разработка представлена в форме мини-спектакля. "Приглашение к столу" в режимном моменте. Время проведения - обед. Действующие лица - воспитатель и дети. Не требует особой подготовки. Про...
Методическая разработка "Мини-музей Пуговка"
Сейчас мы живём во время стремительных скоростей и высоких технологий. С каждым годом увеличивается количество технических новинок, поражающих своими возможностями. Мир предметов, и без того огромный,...
методическая разработка мини-музей " Я помню,я горжусь!"
методическая разработка мини-музей " Я помню. я горжусь!" в подготовительной к школе группе....
Экскурсия в мини-музей « Колосок»
Формировать у дошкольников представления о музее.Закреплять знания правил поведения в музее.Обобщать и систематизировать представления о процессе изготовления хлеба.Развивать познавательные способност...
Методическая разработка аппликация «Хлебный колосок»
Методическая разработка аппликация "Хлебный колосок"...
Методическая разработка Мини-музей "Русская изба" в детском саду
Методическая разработка Мини-музей Русская изба. Материал о знакомстве детей с бытом, обычаями и традициями русского народа, с традиционными народными промыслами России....
Методическая разработка "Мини-музей РУССКАЯ ИЗБА" в детском саду
Методическая разработка "Мини-музей РУССКАЯ ИЗБА" в детском саду, материал о знакомстве детей с бытом, обычаями и традиционными народными промыслами России....